Что такое рефлексия простыми словами

Содержание
  1. Что такое РЕФЛЕКСИЯ – определение, значение простыми словами.
  2. Возникновение метода
  3. Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума
  4. Рефлексия в философии
  5. Три вида рефлексии
  6. Понятие и виды рефлексии
  7. Готовые работы на аналогичную тему
  8. Проявление в детстве
  9. Виды рефлексии
  10. Разделение на типы. Подходы к пониманию
  11. Рефлексия в физике
  12. Для чего нужна рефлексия
  13. Интересный тест
  14. Понятие саморефлексии
  15. Роль
  16. Улучшенные отношения
  17. И что, это и впрямь улучшает жизнь?
  18. Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по КПД коллегу, который не выпускает трубку из рук.
  19. Мыслю не мыслю
  20. Разновидности рефлексии
  21. Роль в психологии и повседневной жизни
  22. Социальная рефлексия
  23. Психологические характеристики рефлексии
  24. Рефлексия в физике
  25. Как развить в себе рефлексию?
  26. Проточная вода
  27. Листок с вопросами
  28. Опасная ловушка
  29. Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?
  30. Это значит, что цепочка рассуждений должна не приводить нас к ограничениям и мысли: «Чёрт, у меня плохие гены!» — а, напротив, помогать увидеть просвет.
  31. «Ок, я сделал сегодня что-то странное. Как этот опыт может помочь мне в будущем?»
  32. Подходы к изучению рефлексии
  33. Как развить в себе умение рефлексии
  34. См. также
  35. Научитесь рефлексировать
  36. В чем польза рефлексии?
  37. Способы обучения
  38. Примечания
  39. Примеры упражнений для развития
  40. Как использовать рефлексию с пользой?
  41. Отсутствие рефлексии
  42. Отсутствие рефлексии
  43. Что делать с чрезмерной рефлексией?
  44. Взаимосвязь самопознания с саморефлексией
  45. Рефлексировать можно по-разному.
  46. Психологическое понятие
  47. Роль в психологической практике
  48. Улучшенное принятие решений

Что такое РЕФЛЕКСИЯ – определение, значение простыми словами.

Простыми словами Рефлексия – это, если вульгарно упрощать, — «самокопание», — придирчивый и зачастую болезненный самоанализ. Говоря образным языком, блуждание в закоулках и потемках собственной души с целью разобраться в себе, своих поступках, их мотивации, причинах и последствиях, возможных и действительных, ответственности, соответствуют они или нет каким-то общепринятым нормам и правилам, традициям. Впрочем, это все-таки вторично, главное – осознание себя: КТО Я? – и опознание своего места в системе мироздания и в отношениях со своим человеческим социумом: Я ЕСТЬ!

Что такое Рефлексия простыми словами

Возникновение метода

девушкаСпособность к рефлексии рассматривалась еще древнегреческими мыслителями. Например, Сократ говорил, что если человек отрицает всякое знание – это означает, что он не может развиваться в духовном плане. Платон и Аристотель причисляли этот навык к способностям, присущими сверхчеловеку, который, в отличие от обычных людей, может осознавать свои мысли.

Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
  • Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.

Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.

Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума

Именно рефлексия является основным источником появление новых идей. Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется. Важно понимать, что рефлексия представляет собой механизм, позволяющий сделать неявные мысли явными. Она является тем, что при некоторых условиях может стать источником получения более глубоких знаний, нежели те, что мы и так имеем.

Надо отметить, что профессиональное развитие человека неразрывно связано с процессом рефлексии. Более того, само развитие подразумевается не столько в техническом плане, сколько в интеллектуальном и личностном. Человек, которому рефлексия чужда, не контролирует свою жизнь, которая несет его как река по направлению течения. Именно рефлексия позволяет личности осознать, что она делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться.

Рефлексию, которая направлена на осознание причин и оснований личных суждений, нередко относят к философии. Хотя контроль обоснованности выводов представляет собой обязательную составляющую любой интеллектуально развитой личности, являясь, помимо всего прочего, еще и методом развития мышления.

Рефлексия деятельности  очень важна для человека, особенно если речь идет о довольно непростой интеллектуальной работе. Она также нужна в тех ситуациях, когда существует межличностное групповое взаимодействие. Менеджмент, без сомнений, относится к подобным случаям.

Рефлексию не стоит путать с самосознанием, поскольку далеко не каждая рефлексия становится им. Последнее подразумевает рефлексию, предметом которого является понимание и знание самого себя. Обдуманность — результат ориентации сознания на предстоящее событие, а осознанность – концентрация на происходящем. Рефлексия же является обращением сознания на то, что уже имело место быть.

Рефлексия в философии

Наряду со сравнением, понятием и суждением, философы относят рефлексию к рациональным источникам познания.

Объектом анализа в таком случае выступает сама мысль. Мыслительный процесс преобразования ощущения в восприятии, называемый объективацией, является обязательным условиям для правильной работы механизма рефлексии.

Перенос ощущения в предметную плоскость позволяет сравнить предполагаемый получаемый опыт с действительным.

Три вида рефлексии

Во избежание путаницы психологи разделили рефлексию на ситуативную (анализ «прямо сейчас»), ретроспективную (взгляд в прошлое) и проспективную (мысли о будущем). Правда, люди, как правило, разбираются с уже полученным опытом в свете грядущих свершений, одновременно держа в уме свое текущее состояние и сверяя компас с ним. Понятно, что удобнее фокусироваться на чём-то конкретном, но очевидно, что такое деление довольно условно.

Понятие и виды рефлексии

Одним из основных принципов развивающего воспитания и обучения детей является принцип сознательности и активности. Активность ребенка в воспитательно-образовательном процессе проявляется в том случае, когда он в полной мере осознает цель обучения (воспитания) и его необходимость. Если каждое действие педагога понятно ребенку, то процесс обучения (воспитания) способствует его полноценному развитию. Именно поэтому важным и обязательным условием организации учебного процесса и создания развивающей среды является рефлексия.
Определение 1

Рефлексия – это процесс самоанализа и самопознания субъектом педагогического процесса собственного поведения, деятельности, внутреннего и эмоционального психологического состояния.

Осуществление рефлексии может быть на любом этапе учебного занятия. Вначале урока она направлена на выявление эмоционального настроя детей, в середине и в конце установление отношения к реализуемой педагогом деятельности, содержанию урока и собственного отношения к занятию.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы рефлексии 400 руб.
  • Реферат Методы рефлексии 260 руб.
  • Контрольная работа Методы рефлексии 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Цель рефлексии в педагогике – осознание субъектом пройденного пути, усвоенного учебного материала, собственного эмоционального настроя и поведения.

Различают следующие виды рефлексии:

  1. Рефлексия эмоционального состояния и поведения – рациональнее проводить в начале учебного занятия, с целью установления эмоционального контакта между педагогом и детьми, выявления настроя детей на урок.
  2. Рефлексия деятельности – осуществляется с целью осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных методов работы.
  3. Рефлексия содержания учебного материала – направлена на выявления уровня усвоения учебного материала, осознания детьми содержания полученной информации.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

Ребенок и рефлексияРебенок и рефлексия

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Виды рефлексии

Амбиции, рефлексия...
Амбиции, рефлексия…

Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера
    — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера
    — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера
    — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера
    — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера
    — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера
    — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.

Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.
Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Разделение на типы. Подходы к пониманию

Чтобы осознать глубокий смысл этого понятия, используются такие методы рефлексии, как:

  • Личностная рефлексия. В этом подходе становление и совершенствование личности осуществляется путем активного взаимодействия с социумом.
  • Социальная рефлексия. Человек познает себя сам в процессе межличностного восприятия.
  • Кооперативная рефлексия. Взаимодействия между личностями подвергаются анализу, что позволяет рефлексировать.
  • Когнитивная рефлексия. Человек, рефлексирующий в рамках отдельно взятой ситуации, пользуется данным методом.

девушка в полеПсихология подразделяет личную рефлексию в свою очередь еще на два вида:

1. Позитивная личностная способность к анализу, что значит благоприятное воздействие на развитие человеческой личности. Человек проводит анализ своих ошибок или же неудач, и посредством осмысления произошедшего рождаются выводы. Выводы подталкивают к новым действиям, уже с учетом опыта, помогая самосовершенствованию.

Рекомендуем: Значение понятия антиципация

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Негативная личностная способность к анализу. Потерпев неудачу, человек, анализируя ее, приходит к выводу, что его цели неосуществимы и не стоит повторять попытки.

Прибегая к рефлексивному методу, можно как наметить цели и шаги для своего дальнейшего развития, так и построить стену между своим сегодняшним «Я» и будущим «Я».

Психология выделяет формы рефлексии, которые имеют свое назначение:

девушка1. Ситуативная форма – это форма, анализирующая определенную жизненную ситуацию. Действие происходит сейчас, в этот момент. Польза от этого такова, что учит человека мгновенно включаться в происходящие события, которые могут быстро изменяться.

2. Ретроспективная форма – здесь происходит оценка уже совершившегося события. Человек часто подвергает анализу, разбирает «по косточкам» то, что с ним произошло.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Перспективная форма. Данный этап рефлексии предназначен для осмысления будущих событий, с которыми только предстоит встретиться. Анализ будущего помогает в планировании своих действий.

Рефлексия в физике

В физике рефлексия – это процесс, который рассматривается в рамках квантовой теории. Рефлексия необходима исследователю во время проведения квантовых измерений, которые могут варьироваться и изменяться, в зависимости от разных ситуаций. Наблюдатель должен уметь внимательно анализировать происходящее, проводить работу над ошибками, ставить новые цели, грамотно формировать эксперимент.

Для чего нужна рефлексия

Благодаря рефлексии личность совершенствуется, учится реально оценивать себя, исправлять недостатки и планировать будущее. Самосовершенствование невозможно без самоанализа, саморазмышления и самонаблюдения.

Интересный тест

Рефлексия деятельностиВ подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.

Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.

Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

  1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
  2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»

Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексия

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Роль

Способность к рефлексии – это важное качество личности. С ее помощью каждый оценивает свои поступки, учится определять ошибки и намечает стратегию избавления от них.

Важно! Такое качество формируется больше к подростковому возрасту.

С помощью такой способности можно освобождать сознание, определять жизненную позицию, выявлять неправильные решения. Рефлексировать – это в психологии важное качество, которое определяет человека разумного. Только через постоянный анализ своих действий можно добиться развития. Через такую способность происходит тренировка самоконтроля и других личностных качеств.

Психологи на своих сеансах часто учат людей обращать внимание на самого себя, изучать свои качества и особенности. Знание механизмов рефлексии позволяет улучшать качество жизни.

Улучшенные отношения

Как и в приведенном выше примере на рабочем месте, размышляя о том, как вы относитесь к другим, и о том, что вы думаете о них, вы можете внести изменения, которые приведут к более гармоничным отношениям.

Если в отношениях возникают трудности — будь то романтические или платонические — вы можете оценить ситуацию, спросить, какую роль вы играете в этих трудностях, и найти способы их преодоления.

Саморефлексия дает вам возможность увидеть, что вы на самом деле чувствуете по отношению к другому человеку, и оценить ценность, которую приносят эти отношения.

Это может сделать вас более благодарным этого человека, который затем влияет на то, как вы взаимодействуете с ним.

лежать и размышлять о себе

И что, это и впрямь улучшает жизнь?

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса нашли массу преимуществ в регулярной рефлексии. Оказалось, что привычка задавать себе нехитрые вопросы в конце дня положительно коррелирует со способностью человека быть внимательным в общении, с его уверенностью в своей эффективности и умением быстро понимать задачи. А еще выяснилось, что производительность сотрудника, который вперил взгляд в облако за окном и погрузился в вечные вопросы: «Чего я сегодня достиг, что меня вдохновило?» — выше, чем у того, кому не хватило времени на самокопание. Причем исследование проводилось в колл-центрах, где человек, занятый полезной рефлексией, подозрительно похож на халтурщика, отлынивающего от работы.

Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по КПД коллегу, который не выпускает трубку из рук.

Результаты другого исследования показывают, что рефлексией можно заниматься не только в офисе, но и вообще где угодно. Британцам, вынужденным добираться на работу на электричках, предложили использовать время в дороге на самоанализ: планировать день, рассуждать о вчерашнем, отмечать достижения — словом, не залипать в смартфоне. Каким-то образом это упражнение позволило им стать продуктивнее, реже подвергаться выгоранию и в целом быть счастливее. Хотя в такое трудно поверить, учитывая, что они не пользовались телефоном.

Масла в огонь подливают специалисты из Техасского университета в Остине. Они хотели выяснить, как рефлексия помогает студентам усваивать информацию. Учащимся дали задания из разряда «выучить, запомнить» и после того, как все закрыли учебники, предложили просто поразмышлять — о чём угодно. Группа студентов, которая посвятила эти минуты анализу своей работы, структурированию полученного опыта («Что мне удалось узнать?»), показала в тестах более высокие результаты по сравнению с теми, кто думал не о своей учебе, а «о чём угодно», включая коленки однокурсницы.

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

Разновидности рефлексии

Существование множества видов рефлексии обусловлено отсутствием однозначной её оценки психологами. В зависимости от роли явления, рефлексию разделяют на:

  • личностную — анализ собственной личности, сравнение образа, созданного для окружающих и своего действительного внутреннего мира, что позволяет менять представление о себе;
  • коммуникативную — акцентируется внимание на значении рефлексии для коммуникативных навыков, эмпатии и перцепции, а её главные функции — познание, регуляция и развитие;
  • интеллектуальную — когда основной предметом самоанализа является массив человеческих знаний;
  • кооперативную — изменения в человеческом поведении путем сравнительного анализа;
  • саногенную — рефлексию самолечения;
  • экзистенциальную — анализирующую фундаментальные философские вопросы смысла жизни;
  • рефлексию общения — человеческое восприятие социальных контактов.

Роль в психологии и повседневной жизни

В отличие от рационального рассуждения, рефлексия эмоционально окрашена. Отрефлексировать в психологии можно любое явление, но результат может принести разные эмоции.

Рефлексия — сложный многосоставный комплекс, в котором осознание происходит по двум путям параллельно:

  • когнитивном — личное восприятие соотносится с нормами, принятыми в обществе;
  • эмоциональном — оценка себя в соответствии со своими ожиданиями.

Если в результате эмоционального осмысления человек придет к выводу, что он не дотягивает до установленной планки, у него снижается самооценка и возникает разочарование. Чтобы избежать негативных эмоций, люди отказываются от рефлексии, боясь случайно навредить себе.

И хотя психологи настаивают на необходимости самопознания, они также предупреждают, что чрезмерно увлекаться этим нельзя. Постоянный самоанализ вызывает неврозы, депрессию и эмоциональную нестабильность.

Социальная рефлексия

В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии — это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди.
Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Эмпатия — что это такое, или, легко ли быть эмпатом?

Психологические характеристики рефлексии

  • Способность рефлексии изменять содержание сознания.
  • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).[6]

Рефлексия в физике

В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение — это частный случай взаимодействия квантовых систем.

«Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений — это обратимость времени в уравнении Шрёдингера, его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей. Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шрёдингера процессе, редукцию волновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя («Второй наблюдатель», по книге Юрия Карпенко)

Второй наблюдатель необходим, по Дитеру Цее, в многомировой интерпретации для объективации, единства наблюдаемого мира.

О проблеме второго наблюдателя упоминает и Джон фон Нейман, который доказал необходимость введения наблюдателя в процесс измерения.

Юджин Вигнер обсуждает проблему, связанную со вторым наблюдателем, после введения первого наблюдателя в процесс измерения.

Как развить в себе рефлексию?

Рефлексия в психологии представляет собой навык, поддающийся как самостоятельной тренировке, так и улучшению при поддержке специалиста. Одним из базовых упражнений, позволяющих развить рефлексивность натуры, является выписывание на лист бумаги моментов, вызывающих особое волнение и имеющих наибольшее значение для конкретной личности.

Подобный анализ позволяет избавиться от недостатков и неуверенности в себе, стать лучше и адаптироваться к условиям окружающей среды. Для развития способностей к рефлексии пригодятся следующие практические рекомендации:

  1. После того как решение было окончательно принято, необходимо проанализировать его последствия и эффективность. Нужно уметь увидеть альтернативные варианты выхода из сложившейся ситуации и учиться предусматривать итоговые результаты.
  2. В конце каждого дня требуется возвращаться мысленно к произошедшим событиям и подробно разбирать отрицательные моменты, подлежащие дальнейшей коррекции.
  3. Необходимо подвергать анализу свое мнение об окружающих людях, пытаясь делать объективные выводы. Важно общаться с непохожими людьми, разделяющими иные убеждения и взгляды на жизнь. Таким образом удастся развить в себе эмпатию, подвижность мышления и способность к рефлексированию.

Лучшее, что можно сделать для развития рефлексии – это практиковать ее. Для этого есть множество способов:

  1. Просто контактировать с этим миром и проводить активное время, а затем провести анализ минувшего дня;
  2. Пообщаться с кем-то мыслящим иначе или прочесть что-то необычное для себя;
  3. Уделить время глубокому размышлению над конкретным объектом;
  4. Составить список важнейших вопросов и проанализировать его.

Нельзя выбрать один лишь способ – использовать нужно все, но в разных пропорциях. Далее подробнее о каждом из них.

Рефлексировать – означает реагировать на внешнее воздействие. Каждый день человек сталкивается с трудностями, конфликтами, сомнениями, выбором, мнениями, критикой и т.д.

Чем больше человек переживает таких внешних раздражителей, тем его сильнее растягивается его границы. Соответственно и диапазон рефлексии будет шире, глубже и богаче. Вот и первая возможность развить рефлексию – не нужно прятаться от внешнего мира и контрактов.

После насыщенного дня можно воспроизводить все прошедшее в голове словно кинофильм. Попутно сделать выводы, подумать каковы были ваши мысли или каковы мысли другого яркого персонажа дня. Найти ошибки и подумать, как их избежать — это привычка успешного человека.

Проточная вода

Озеро имеет особенность застаиваться, так и человек, который постоянно общается в одном и том же кругу. Но проточная вода — свежая и чистая. Отличная тренировка рефлексии – общение с человеком, который имеет прямо противоположную точку зрения и способ жизни.

Не менее полезно прочесть необычную литературу, посмотреть фильм из той категории, которую постоянно игнорировал. Это не означает нарочито смотреть ужасы, но выйти за пределы наскучившего сериала и мелодрам. Существует множество хороших жанров, которые полны новой информации.

В век соцсетей люди стали питаться информацией, не пережевывая ее. Все это напоминает МакДоналдьс, пища из которого не славится своей пользой — быстрые калории и тучность. Здесь массы новостей, картинок, роликов, лайфхаков, страшилок, комментариев и прочего. Большинство из этого мусорная информация, не приносящая никакой пользы.

Ученые, которые исследуют мозг заявляют, что для человека весьма вреден такой информационный «винегрет». Ни один из компонентов не усваивается, но создает только шум и помехи в мышлении. Наш мозг устроен для сосредоточенного размышления над чем-нибудь одним.

В качестве тренировки рефлексии полезно подумать над прочитанной книгой, фильмом, диалогом, прошлым или какой-либо будущей задачей. Следует выбрать что-то одно и детально «разжевать» это:

  • Полезная ли это вещь?
  • Что нового я узнал?
  • Как мне это использовать?
  • Симпатичен ли мне этот персонаж?
  • На кого похожу я из этой книги?

Все это приносит удовольствие, расслабляет, делает умнее и учит сосредотачиваться.

Листок с вопросами

Выписывайте на лист или в блокнот наиболее значимые вопросы, которые волновали вас на протяжении всей жизни. Затем составленный список сортируем по группам:

  1. Как определяется рефлексияВопросы о смысле бытия;
  2. О предназначении;
  3. Об отношениях с другими людьми;
  4. О духовном мире;
  5. О прошлом;
  6. О будущем;
  7. О вещах материальных и т.д.

Теперь нужно посчитать, что превалирует в этом списке. Этот эксперимент может рассказать о личности то, о чем она и не догадывалась.

Рефлексия является мощнейшим источником познания. Она является толчком к изменениям и прогрессу. Важнейшая способность рефлексивной деятельности в том, чтобы от автоматизма перейти к осознанности. Привычка к осознанности приносит намного больше плода, нежели жизнь на «автопилоте».

Опасная ловушка

Пока всё выглядит безоблачно — казалось бы, анализируй текущий опыт и корректируй действия. Но простые рецепты тут не работают. Например, исследователи изучали состояние мужчин, потерявших партнеров из-за СПИДа. Одна группа просто горевала, а в другой респонденты еще и занимались самоанализом. Да, через месяц они чувствовали себя бодрее, чем те, кто не стал тратить время на всю эту психологию, но вот спустя год рефлексирующие парни впали в стойкое депрессивное состояние, гораздо более глубокое, чем у их оппонентов.

Авторы другой работы обнаружили, что у рефлексирующих студентов подозрительно низкий уровень психического благополучия. (Хотя, может, как раз потому они и занимаются этим вроде бы терапевтическим делом.)

Кроме неутомимых исследователей, испортить впечатление могут и обыватели, которые считают вечно копающихся в себе людей, простите, нытиками.

Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?

Может, я вообще скептик и мне ни в коем случае нельзя в это углубляться?

Психолог Таша Орих уверяет: дело вовсе не в том, что рефлексия неэффективна, а в том, что кто-то подходит к ней неправильно. Решающее значение имеет вопрос, который вы задаете себе в процессе исследования. Самая серьезная ошибка, по мнению Орих, спрашивать себя: «Почему?»

Представьте, что вы находитесь в мрачном расположении духа — и решаете выяснить, из-за чего же вам так плохо. Вполне вероятно, вы придете к неутешительным выводам: «Перспектив никаких, начальник дурак, я неловкий!»

Есть исследования, подтверждающие правоту Орих. В одном из них студентов после провального теста попросили отрефлексировать произошедшее. Те, кто задались вопросом «Почему?», сосредоточились на всех своих проблемах сразу, которые и сочли причиной неудачи, и даже спустя 12 часов по-прежнему чувствовали себя неважно.

Но ведь рефлексия нам нужна не для того, чтобы мы знали, в каком направлении отпускать проклятья, а чтобы двигаться вперед, повышая свою продуктивность и не попадая во власть деструктивных мотивов.

Это значит, что цепочка рассуждений должна не приводить нас к ограничениям и мысли: «Чёрт, у меня плохие гены!» — а, напротив, помогать увидеть просвет.

И смотреть при этом лучше не назад, а вперед. Как мне использовать прошлый опыт, чтобы завтра было лучше, чем вчера?

Таша Орих настаивает: всё получится, если переформулировать вопрос — не «Почему?», а «Что?». Что сейчас происходит? Что я чувствую? Что подсказывает мне интуиция? Что за варианты у меня есть? Что я должен сделать, чтобы стало лучше?

При наличии мало-мальской фантазии и на эти вопросы можно ответить так, чтобы довести себя до истерики, но во всяком случае «Что делать?» работает лучше, чем «Почему?» или «Кто виноват?».

Другая опасность — зацикливание, тревожное размышление уже о самом процессе: «Я вообще правильно рефлексирую? А вдруг вопросы не те? Ну-ка попробую еще разок». Эта петля может оказаться удушающей. У специалистов даже есть понятие «деструктивной рефлексии», которая свойственна излишне самокритичным людям и сопровождается неврозами: тревожный внутренний голос не умолкает и бесконечно анализирует мысли, ощущения и поступки. Но это уже, конечно, крайности.

А не увлекаться поможет смена ракурса:

«Ок, я сделал сегодня что-то странное. Как этот опыт может помочь мне в будущем?»

Подходы к изучению рефлексии

Рассмотрим подходы, которые используются для изучения рефлексии. Эти подходы обычно рассматриваются в философии и психологии.

  1. Личностный. Личность формируется и развивается благодаря вовлеченности человеческого индивида в общество. Чтобы расти и развиваться как личность, человек должен анализировать свои переживания и убеждения. На основании этого он строит свои взаимоотношения с другими людьми.

  2. Коммуникативный. Способность человека анализировать деятельность, узнать себя в рамках отдельной ситуации.

  3. Кооперативный. Умение анализировать деятельность между двумя субъектами. Этот вид рефлексии помогает скооперироваться, организовать коллективную деятельность.

  4. Коммуникативный. Личность познает себя благодаря межличностному общению.

Как развить в себе умение рефлексии

Рефлексия нужна для самосовершенствования каждому. Существуют приемы, позволяющие повысить её эффективность:

  • социальное взаимодействие — постоянно общайтесь с новыми людьми, пытайтесь понять, что ими движет, улучшайте свое умение общаться;
  • анализ вчерашнего — привыкните прокручивать прошедший день в памяти, акцентируя внимание на вещах, которые бы хотели изменить;
  • оценка принятых решений — всегда обдумывайте, почему поступили так, а не иначе, ищите альтернативные варианты развития событий и сравнивайте их с имеющимися.

См. также

  • Рефлексия в программировании
  • Интроспекция
  • Самокритика
  • Самоопределение
  • Самосознание
  • Наблюдение
  • Рефлексия (философия)

Научитесь рефлексировать

Научиться рефлексировать несложно: следуйте представленным ниже рекомендациям, изучите задания, постоянно их выполняйте.

Что произошло, и в связи с чем это случилось необходимо анализировать.

Важно чтоб анализ был объективным: посмотреть на поступки со стороны, без предвзятости, не давая положительной или отрицательной оценки. В одном случае не позволяет увидеть промах, в другом, вызывает страх перед новым.

Смотря на себя со стороны озадачьтесь:

  • можно ли по другому поступить (несколько возможных вариантов),
  • а что можно избежать,
  • или вообще не делать,
  • может чем-то дополнить.

Могут возникнуть еще вопросы, главное рассмотреть ситуацию в различных ракурсах, тем самым выходя за ограничивающие сознание рамки и усовершенствуя подобные навыки в будущем.

Расширьте свое общение с окружающими, улучшая тем самым коммуникативный опыт, достигаете большего при понимании других.

Больше узнавайте окружающих людей, отличающихся от Вас. Ведь только познавая неиспытанное ранее становимся более гибкими. Делайте свои предположения и сверяйте их с реальностью, тренируя таким образом свой навык адекватно оценивать окружающую действительность.

Вечером «прокрутите» мысленно весь день.

Вспомните что хорошего или негативного произошло за минувший день. Почему случилось то или иное, вспоминая каждую мелочь. Сможете со временем правильно устанавливать связь между событиями и причинами, послужившими их возникновению.

Тогда однажды Вам не придется ужаснуться, придя в себя, и увидев не ту действительность, которая казалась. Не наступит депрессия или разочарование – да поможет Вам рефлексия!

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.
Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.

В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.
Мизантроп и мизантропия: определение типа личности

Способы обучения

Для развития способности потребуются каждодневные тренировки. Любое решение нужно подвергать анализу и выделять его сильные, слабые стороны. Необходимо размышлять над тем, можно ли было поступить иначе и что для этого потребовалось бы сделать.

Важно! Нельзя предаваться излишнему самокопанию и самоуничижению.

Что такое рефлексия, определения в психологии и философии могут подсказать. Для ее применения достаточно обычного рабочего дня. Нужно проанализировать события, выделить ошибки и способы их исправления.

Примечания

  1. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486.
  2. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 31-40.
  3. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 31.
  4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 21-22.
  5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.
  6. 1 2 Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 24.
  7. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.

Примеры упражнений для развития

Если человек старше 20 лет осознает, что его уровень самопознания низкий, ситуацию можно исправить. В этом помогут простые методы, с которыми справится каждый:

  1. Медитация. Люди не решаются начать медитировать, сомневаясь в своей способности удерживать концентрацию внимания в течение долгого времени. Начать можно с 3–5 минут в день. Нужно сесть в удобную позу, закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Отстраненность упорядочит мысли и подготовит к рациональному обдумыванию ситуации.
  2. Ведение дневника. Перенос мыслей на бумагу дисциплинирует и помогает избавиться от накопленного негатива. Перечитывание дневника помогает посмотреть на свои размышления со стороны, ослабить эмоциональную привязанность.
  3. Фото 1883Работа с аффирмациями. Повторение позитивных установок повышает самооценку и уровень доверия к себе. Для усиления эффекта нужно проговаривать предложения, глядя на свое отражение в зеркале. «Я уважаю себя, я доверяю себе, мои ошибки и мой опыт не определяют мое будущее» – примерный набор фраз, с которых можно начинать самоанализ. Аффирмации снижают нервное напряжение, повышают концентрацию.

Нельзя заниматься рефлексией в плохом настроении. Вначале нужно успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие и только потом приступать к анализу. Даже если вывод будет неутешительным, нужно постараться найти повод, чтобы себя похвалить. Так получится удержать свою самооценку на объективном уровне.

Если попытка рефлексии всегда вызывает негативные эмоции, не нужно заставлять себя. Эта характеристика говорит о серьезных внутренних противоречиях. Их необходимо прорабатывать вместе с психологом. Ошибка, которую индивид может случайно допустить, способна ухудшить ситуацию. Поэтому погружаться в негативное состояние без присмотра психолога нельзя. Главное в рефлексии — не навредить себе.

Интересное видео

В видео описываются основные ошибки, которые допускают новички проведении рефлексии:

Как использовать рефлексию с пользой?

Девушка в озере

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства

. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно

. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание

. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё

. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день

. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно

. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Отсутствие рефлексии

Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия. В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких. Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

Отсутствие рефлексии

Не всегда человек задумывается над тем, что такое социальная рефлексия или коммуникативная. Кто-то не придает значение тому, что нужно анализировать свои действия. Все это приводит к тому, что индивид застревает в привычной схеме поведения.

У него будут плохие отношения с людьми, с собой, это приведет к психическим болезням. Можно учиться как самостоятельно, так и под руководством грамотного специалиста.

Не всегда поздние размышления приносят пользу, но без них не получится полноценно духовно расти

Не всегда поздние размышления приносят пользу, но без них не получится полноценно духовно растиhttps://www.youtube.com/watch?v=kyLaK2FkeNM

Рефлексия полезна даже для событий, которые уже давно прошли. Это способность нужна любому разумному человеку, который стремится к развитию и улучшению своей жизни. Без нее индивид обречен жить в одних и тех же ошибках.

Что делать с чрезмерной рефлексией?

Многие люди не умеют отслеживать внутренние реакции, и это мешает им достигать жизненные цели. Однако есть и такие люди, у которых это качество развито слишком сильно.

Чрезмерная рефлексия

Что с этим делать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Тренируйтесь смотреть людям в глаза. Не отводите глаза на первых минутах. Это послужит собеседнику сигналом о том, что вы в нем заинтересованы. Он обязательно ответит вам взаимностью.
  2. Встречаясь с людьми, здоровайтесь первыми. Если вас хотят познакомить с новым человеком, представляйтесь первым.
  3. При общении держитесь уверенно: поднимите подбородок, расправьте плечи.
  4. Занимайтесь аутотренингом.
  5. Боритесь со своими страхами.

Рефлексия – это важное умение в жизни человека. Оно позволяет отслеживать внутреннее состояние, «разбирать» ошибки и корректировать поведение, поэтому его полезно развивать в себе. Способов и методов для этого предостаточно.

Взаимосвязь самопознания с саморефлексией

Самоотчет

Самопознание – это познание и анализ индивидом личностных психических и физических аспектов, изучение самого себя. Самопознание берет исток еще с младенчества и развивается в течение всей жизни. Совершенствуется поэтапно соответственно отражению окружающего мира и самопознанию.

Основными этапами процесса являются:

  1. Анализ личной деятельности и поведения, исходя из сравнения с окружающими.
  2. Эмпиризм. Делится на внешний (осуществляется посредством аудио и видеозаписи) и внутренний (самонаблюдение мыслей, чувств, реакций на различные ситуации и события).
  3. Самоотчет (внутренний личностный отчет).

Развитие самопознания находится в тесной связи с саморефлексией индивида, которая благоприятствует совершенствованию личностного самосознания и формированию социально-перцептивного интеллекта.

Рефлексировать можно по-разному.

Рефлексировать можно правильно и неправильно.

Что значит неправильно? Про людей, которые нервничают по пустякам, остро переживают по поводу и без повода, занимаются бесконечным самокопанием, говорят, что они «рефлексируют». Рефлексируя, такие люди примеряют к себе все услышанное плохое, замыкаются в себе и в своих обидах. Так вот, такая рефлексия неправильна и, более того, вредна. Выйти из неё без помощи специалистов может уже и не получится. Во всем, а в самоанализе особенно, нужна мера.

Рефлексия может быть конструктивной и деструктивной. Пример последней как раз приведен выше. Деструктивная опасна, она разрушает личность: зацикливание на неприятностях, на «неправильном» поведении, не помогает, а выматывает. Появляется чувство вины, от которого избавиться совсем непросто. Итог печальный.

Конструктивная – ваша помощница, ваш союзник. Самоанализ не истеричный! Основываясь на нем, делаете правильные выводы и используете полученные знания, чтобы не наступать больше на прежние грабли.

Как научится рефлексировать

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.

Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • контроль и анализ собственного мышления;
  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:

  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.

Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

  1. Я, сам как отдельный индивид.
  2. Я, как человек среди людей.
  3. Я, как идеальное существо.
  4. Я в восприятии окружающих.
  5. Я, как человек среди людей, в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное существо в восприятии окружающих.

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Улучшенное принятие решений

Мы делаем сотни выборов каждый день, но большинство из них незначительны и могут быть оставлены нашему бессознательному разуму.

Но когда дело доходит до более важных решений в жизни, небольшое личное размышление неоценимо.

Это возвращается к ясности мысли и осознанию ваших истинных ценностей.

Используя эти две вещи, вы можете принимать решения, которые ставят вас на оптимальный путь к лучшему благополучию.

Это означает меньше сожалений или упущенных возможностей и больше душевного спокойствия, зная, что вы сделали правильный выбор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...