Что такое психологическое консультирование и его виды?

Содержание
  1. Что такое психологическое консультирование
  2. Что такое психологическое консультирование?
  3. Виды психологического консультирования
  4. Информационное консультирование
  5. Проблемное консультирование
  6. Кризисное консультирование
  7. Читайте также
  8. 30. Интегративная методология А.В. Юревича
  9. 2.1. Философия консультирования
  10. Становление, философия и методология трансоанализа
  11. 1. Зачем нужна новая методология?
  12. 4. Почему это новая методология?
  13. Часть I. Методология арт-терапии
  14. 8. Методология социальной психологии
  15. 1.2. Методология и методы социальной психологии
  16. Методика и методология
  17. Глава 6. Методология консультирования семейных пар
  18. Начало консультирования
  19. Что такое психологическое консультирование?
  20. Отличие психотерапии от психологического консультирования
  21. Этический кодекс в работе психолога.
  22. Цели психологического консультирования
  23. Виды консультирования
  24. Методы консультирования
  25. Техники психологического консультирования
  26. Особенность клинического контекста
  27. Особенности консультирования детей у психолога
  28. Где можно обучиться психологическому консультированию
  29. Условия результативности консультаций у психолога
  30. Техники консультирования по психологии
  31. Условия результативности консультаций у психолога
  32. Организация краткосрочного психологического консультирования за три встречи
  33. 1-я сессия: Вводная
  34. 2-я сессия: Психокоррекционная
  35. 3-я сессия: Завершение
  36. Этика в психологическом консультировании
  37. Можно ли консультировать друзей и родных

Что такое психологическое консультирование

Среди распространенных практик в области психологии можно выделить: тренинг, терапию, коррекцию, диагностику, профилактику, консультирование.

О консультировании впервые стали говорить в 1951 году на конференции в США. Ему отвели область психологических проблем людей, у которых отсутствуют соматические и психические заболевания.

Цели и задачи психологического консультирования отличаются от психотерапии и психокоррекции:

  1. Оно применяется более широко, чем клинические практики. С его помощью решают вопросы личности и семьи. Консультационные методики используют в менеджменте на производстве и в образовании.
  2. В отличие от психотерапевтических методов, основанных на воздействии на глубинные уровни бессознательного, психолог в основном имеет дело с ситуационными проблемами, которые решаются клиентом сознательно.
  3. Субъект находится в состоянии нести полную ответственность за свою жизнь, и консультант работает с ним через диалог. Специалист ориентируется на активизацию внутренних ресурсов личности, добиваясь от нее более вариативного поведения, способствуя выработке новых подходов и навыков.

Консультант более свободен, чем терапевт, в выборе профессиональных моделей.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Что такое психологическое консультирование?

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование — это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными — это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, саморазвитию и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Виды психологического консультирования

Психологическое консультирование делится на несколько видов, в зависимости от сложности запроса, с которым пришел клиент: информационное, проблемное и кризисное. Такая форма работы подойдет в ситуации, когда необходима помощь по текущему вопросу без глубокого анализа прошлого. 

Информационное консультирование

Клиент не может принять решение и просит помощи у психолога. Например, раздумывает, пойти ли ему на долгосрочную психотерапию из-за проблем с отношениями. На консультации специалист не дает советов или директивных указаний. Он предлагает посмотреть с разных сторон на проблему. Делится информацией, которая помогает клиенту принять решение (например, про особенности психики, способы работы с проблемой и т.д).

Психолог может рассказать, куда обратиться за психологической помощью профильных специалистов (детский психолог, семейный консультант и т.д.). Ответственность за достоверность передаваемой информации лежит на психологе, а ответственность за принятое решение — на клиенте. 

Длительность — одна встреча.

Проблемное консультирование

Предмет и цели проблемного консультирования отличаются от информационного. Психолог помогает осознать и переформулировать проблему клиента, найти основные элементы, рассмотреть варианты решения. Если есть необходимость, психолог переходит к информационному консультированию.

Например, клиент пришел с запросом про трудности на работе. В ходе консультаций выяснилось, что основная проблема у клиента в семье. Если он собирается пойти на семейную терапию, то может попросить психолога поделиться информацией, какие специалисты работают с семейными вопросами.  

Длительность — до 15 встреч, в зависимости от запроса клиента.

Виды, цели и задачи психологического консультирования

Кризисное консультирование

К кризисному консультированию относятся не только случаи, когда клиент пришел к психологу, но и консультации в службах телефона доверия, в кризисных центрах. Клиент находится в стрессовом состоянии. Психолог помогает справиться с негативными переживаниями, адаптироваться и достигнуть психологического комфорта. Работа ведется не с конкретной проблемой, а с эмоциями и чувствами.

Читайте также

30. Интегративная методология А.В. Юревича

30. Интегративная методология А.В. ЮревичаАндрей Владиславович Юревич, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, в 1979 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета. В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой

2.1. Философия консультирования

2.1. Философия консультированияСталкиваясь с клиентом в рамках профессиональных отношений, консультант занимает определенную позицию, в которой выражается его мировоззрение, его философская и жизненная ориентация. Отношения в консультировании – особая разновидность

Становление, философия и методология трансоанализа

Становление, философия и методология трансоанализаТрансоанализ как новое направление в глубинной психологии изучает специфические возможности человека. Однако для того, чтобы обосновать трансоаналитическую концепцию и уравнять ее в правах, например, с

1. Зачем нужна новая методология?

1. Зачем нужна новая методология?Современная наука развивается по принципу дивергенции, с каждым днем растет количество новых отраслей знания, вопросы узкой специализации входят в моду во всех областях как собственно науки, так и практической деятельности. Разумеется,

4. Почему это новая методология?

4. Почему это новая методология?Психософия и развиваемая ею новая методология, на наш взгляд, закономерный этап эволюции научного знания (в данной работе этот вопрос рассматривается достаточно подробно). Сейчас, кажется, уже все говорят о том, что назрела потребность в

Часть I. Методология арт-терапии

Часть I. Методология арт-терапииКрасота в искусстве стоит «посредине между чувственным как таковым и чистой идеей».Фридрих

8. Методология социальной психологии

8. Методология социальной психологииМетодология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной

1.2. Методология и методы социальной психологии

1.2. Методология и методы социальной психологииДанный вопрос, вероятно, является одним из наиболее сложных для понимания. Тем не менее постараемся в нем разобраться.Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и

Методика и методология

Методика и методологияНаука — это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки.

Глава 6. Методология консультирования семейных пар

Глава 6. Методология консультирования семейных парВ психотерапевтической работе с семейными парами есть две исключительно важные и полезные установки, а именно: рациональное раскрытие проблемы и объективная эмпатия.Рациональное раскрытие проблемы – это установка на

Начало консультирования

Начало консультированияИтак, все готово. Клиент сидит, ему удобно, психотерапевт избавился от всех отвлекающих факторов, сеанс вот-вот начнется. Что делает, что говорит терапевт, как начинает складываться его взаимодействие в клиентом?Обычно разговор начинает

Что такое психологическое консультирование?

Психологическое консультирование — это одна из форм психологической помощи психически здоровому клиенту в сложной жизненной ситуации. Можно назвать это «скорой психологической помощью», призванной решить локальную душевную боль здесь-и-сейчас. Поэтому задача психологического консультирования – не «глубокое погружение» в ментальные проблемы, не длительное лечение расстройств, а оперативная работа с деструктивными формами общения, коррекция и выработка новых форм поведения, планирование действий клиента.

Психологическое консультирование тесно взаимосвязано с психотерапией. К примеру, одноразовая психологическая консультация может привести к краткосрочной психотерапии или неограниченной во времени психотерапевтической работе. Или же клиент после проработки всех проблем на психотерапии, может обращаться к психотерапевту за консультацией по наболевшему вопросу.

Разделение терапевтического и консультационного направлений в психологии достаточно условное, но оно есть.

Отличие психотерапии от психологического консультирования

Психотерапия Психологическое консультирование
К психотерапевту приходят с запросом: «Все плохо, помогите…» К консультанту приходят с запросом: «Есть проблема, помогите разобраться».
Психотерапевт выступает в роли Родителя, Утешителя или Мудреца. Психолог выступает в роли Взрослого Собеседника или Делового Партнера.
Фокусируется на внутриличностных проблемах. Направлено на проблемы взаимодействия личности с социумом.
Предполагает личное общение (по крайней мере, в начале работы). Может проводиться очно, по телефону, анонимно, в режиме видео-консультации, переписки в чате, переписки по электронной почте.
От начала и до конца работает с одним клиентом. Бывают личные консультации или совместные сеансы с партнером, детьми, друзьями
Работа в основном крутится вокруг чувств, эмоций, переживаний, сомнений. Работа касается конкретных действий, решений, планов.
Обращается к бессознательному, чувственному восприятию. Обращается к сознанию, интеллекту, рациональному мышлению.
Обращается к прошлому. Концентрируется на настоящем и будущем.
Проходит в замедленном темпе, можно сказать наощупь. Проходит энергично, с обсуждением вариантов решения намеченных планов.
Заканчивается общим улучшением состояния клиента. Заканчивается конкретными выводами, разрешением вопроса.
Чаще ориентирована на десятки сессий на протяжении нескольких лет. Изначально ориентировано на 5-6 сессий.

Консультационное направление в психологии возникло в ответ на потребности людей без клинических нарушений, но с конкретными жизненными проблемами. Наглядный пример психологического консультирования – разговор по телефону доверия. Человек с личной трагедией разговаривает с анонимным психологом, которого он никогда не видел. Психолог в свою очередь пытается найти контакт и выстроить беседу так, чтобы решить клиентский запрос. В среднем консультация длится от получаса до 4-6 часов и в большинстве случаев речь идет о личностных противоречиях.

Пройти тест на неуверенность в себе

Этический кодекс в работе психолога.

Консультативный вид психологической помощи изначально строился на клиент-центрированной гуманистической психотерапии К. Роджерса. Постепенно он вобрал модели взаимодействия из когнитивно-поведенческой терапии, гештальттерапии, семейных расстановок, транзактного анализа. Сердцевиной направления считается «консультативное взаимодействие», при котором клиент с помощью психолога учится решать проблемы, опираясь на свои сильные стороны и внутренние ресурсы.

Во время совместной работы психолог-консультант становится для клиента своеобразным психологическим зеркалом, которое, как и обычное, помогает «привести себя в порядок». Кроме этого «зеркало» дает возможность рассмотреть себя со стороны, сфокусироваться на проблеме, перенаправить работу от жалобы через желание к решению. Но все это – не обычная беседа двух хороших друзей, а корректная работа психолога в соответствии с этическим кодексом.

Как понять, что психолог-консультант следует этическому кодексу:

  • Выказывает доброжелательно-безоценочное отношение. Не осуждает, не возмущается, но помогает клиенту почувствовать себя комфортно во время приема.
  • Не дает конкретных советов. Психолог обращает внимание, подсказывает, помогает, направляет, но не дает готовых инструкций к действию.
  • Гарантирует анонимность. Любая информация, полученная во время работы, не может передаваться частным лицам или государственным организациям без согласия клиента.
  • Разделяет отношения с клиентом внутри и вне кабинета психолога. Консультирование родственников, знакомых обесценивается из-за предвзятого отношения в паре клиент-терапевт.
  • Ориентируется в работе на клиентские ценности. Терапевт отталкивается не от знания «правильно/неправильно», а работает в интересах клиента.

Цели психологического консультирования

Цель психологического консультирования зависит от потребностей клиента и подхода, в котором работает специалист:

  • помочь клиенту изменить поведение, чтобы повысить уровень удовлетворенности жизнью;
  • развивать навыки преодоления повседневных трудностей;
  • обеспечить результативное принятие важных решений;
  • развивать навыки заводить новые знакомства и поддерживать отношения;
  • облегчить процесс самореализации;
  • создать безопасную и конфиденциальную обстановку, в которой клиент сможет полностью раскрыться, довериться психологу.

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы — сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями — подтверждающими внимательность кивками, словами «да-да», «я понял», «это интересно», «продолжайте».

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался — организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Наблюдение за невербальным поведением клиента, владение языком жестов и поз может помочь консультанту получить много дополнительной информации. Наблюдательность тренируется подобно другим навыкам.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным — когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично — четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным — когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации — беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования — дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств — сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы — помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций — нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации — с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Техники психологического консультирования

Существуют подходящие техники для любых этапов взаимоотношений специалиста и нуждающегося в помощи субъекта. С виду незначительные вариации поведения консультанта способствуют более быстрому установлению подходящих связей:

  1. Когда профессионал проводит клиента к предназначенному месту, он сначала следует впереди, а перед дверью пропускает того первым.
  2. Чтобы настроить человека положительно, специалист по общению устанавливает раппорт – специальным образом производит благоприятное впечатление, используя для этого выражение лица, позу, жестикуляцию, управляя зоной общения.
  3. Ненавязчивая спокойная музыка, возможность некоторое время побыть одному и привыкнуть к обстановке раскрепощают клиентов, снимают психологические барьеры.
  4. При формулировании рекомендаций консультант старается не использовать директивную манеру общения, заменяя ее разъяснениями, убеждением, предоставлением клиенту информации и советами.

Особенность клинического контекста

В клинике психолог является одним их специалистов, обеспечивающих лечебный процесс. Он осуществляет междисциплинарное взаимодействие с врачами, администрацией, средним мед.персоналом больницы, которые оказываются необходимы для лечения данного пациента. Координацию же лечебного процесса в целом осуществляет его лечащий (палатный) врач. Таким образом, работа психолога существует тут не изолировано, поэтому и результаты ее рассматриваются как часть, включенная в решение задач лечебного процесса в целом.

Таким образом, психолог, с одной стороны, не рассматривается как единственный и/или ведущий специалист, ответственный и создающий результат в решении проблемной ситуации пациента. С другой стороны, психолог работает на фоне другого лечения – медикаментозного, что он вынужден учитывать и быть в этом сочетании компетентным, для чего ему необходимы специальные знания, дополнительное образование: медицинское и по клинической психологии. Кроме того, только такой специалист как психолог имеет подготовку, знания и умения для выявления областей психологического и социального неблагополучия, а также их связи с соматическим состоянием пациента.

Пациент поступает в клинику в состоянии беспомощности. Причем оно наблюдается даже в тех случаях, когда он оказывается тут для планового обследования, а тем более – при поступлении по «скорой помощи». Сама обстановка больницы, где страдание и надежда переплетены неразрывно, действует угнетающе на психику человека. Ситуация неопределенности «как оно там будет», а также необходимость «отдать себя в руки» и под наблюдение других людей (медиков), создает ощущение неуправляемости и подчиненности обстоятельствам, собственной несостоятельности, слабости и бесправия.

В этот «острый» период пациенту требуется высокий уровень поддержки его жизнеобеспечения. Со стороны медиков помощь может осуществляться практически полностью без участия пациента. Он фактически является «объектом помощи», и находится в пассивной позиции относительно своего здоровья и жизни, ответственность за которые берут на себя врачи. Это ограничивает его инициативу и возможности сохранять контроль над настоящей ситуацией и созданием будущей.

Постепенно пациент осваивается в новой обстановке, знакомится с правилами клиники и процессом его обследования и лечения, вступает в общение с другими больными и персоналом. Больница становится более «известным миром», где-то уже и «своим». Улучшение физического состояния позволяет начать признавать и всю свою жизнь как постепенно стабилизирующуюся и возвращающуюся под собственный контроль пациента.

В этот второй период наиболее успешной стратегией является постепенная передача ответственности за его состояние самому пациенту. Вначале он становится активным наблюдателем за своим самочувствием, а затем и участником процесса лечения. Если в этот период пациента включать в организацию более здорового образа жизни: сам выполняет назначения врачей, следит за реакциями организма на ход лечения, регулирует чередование активности и отдыха, более осознанно строит взаимоотношения с людьми как внутри, так и вне клиники (с близкими), – то он постепенно проявляет себя как активный субъект. Его участие в лечебном процессе приобретает характер осознанной деятельности.

К моменту выписки из клиники перед пациентом встает задача самостоятельной организации жизни и деятельности в отношении всех сфер своей жизни, в том числе и ухода за своим здоровьем. Он готовится возобновить прерванные на период госпитализации отношения с миром. Если пациент подготовлен к их реорганизации с учетом полученного в клинике опыта и рекомендаций, то он оказывается способен продлить период ремиссии любого, даже тяжело протекающего хронического заболевания. Если же пассивная позиция пациента сохраняется и после клиники, то часто происходит его повторная госпитализация, причем нередко не одна, а целой чередой, через короткие промежутки времени и во все более тяжелом состоянии, чем предыдущие.

Таким образом, время пребывания больного в клинике может быть разделено на три периода:

  • острый, который характеризуется: позицией пациента – беспомощность, пассивность, подчинение или протест; отношениями «врач – больной» как «врач – объект помощи»;
  • адаптации и восстановления, в течение которого происходит активизация участия пациента в своем лечебном процессе и отношениях с миром и окружающими людьми; отношения «врач – больной» переходят в стадию «врач – субъект лечебной деятельности»;
  • завершение лечения и начало реабилитации, когда возвращается инициатива и авторство пациента в подготовке и реорганизации своей жизни после выписки из больницы; отношения «врач – больной» приобретают все больше черт равностатусного сотрудничества двух взрослых личностей («субъект – субъект»); врач выступает как консультант, а пациент как активный самостоятельный ответственный субъект; оба как два эксперта: «эксперт по созданию здоровья – эксперт по поддержанию здоровой жизни и отношений».

Как показывает наша клиническая практика, при всей, казалось бы, естественности такого хода процесса лечения, он не организуется так специально ни одной стороной его участников. Врачи ждут этих изменений и продвижений от самого больного, а порой вообще не учитывают или не рассматривают варианты динамики психологической и социальной активности больных. Многие врачи в ходе своей практики, часто исходя из психологических защит собственной личности, рассматривают пациента и/или его болезнь только как объект своей деятельности. Пациент как личность, субъект ими не рассматривается и не учитывается, т.е. общение с ним как «человек – человек» они не строят. Другая крайность – построение только «человеческих» отношений, опирающихся на жесткое распределение функций и ролей и/или чувства симпатии/антипатии. Чаще всего встречается доминирующая (экспертная, родительская) позиция врача и пассивная (подчиненная, детская) у пациента.

Именно психолог способен внести в эти отношения гибкость и динамику. Он обращается к взрослой части личности пациента, активизируя его способности к самостоятельности, авторству, экспертной позиции в отношении собственной жизни. Если сам психолог аутентичен, конгруэнтен в своем мышлении и поведении, как личность, и как профессионал, то он оказывается способен организовать динамичный процесс психологических изменений пациента, описанный выше (Манухина, 2005).

В клинических условиях такая работа психолога происходит с опорой на изменения физического состояния пациента в процессе его лечения. Труднее оказывается это создавать в условиях частной практики, когда отсутствует специальный клинический контекст с его ограниченными сроками и конкретными задачами.

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

  1. Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми. Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
  2. Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
  3. Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Нередко работа с ребенком превращается в семейную терапию, т. к. семья играет существенную роль в обучении и воспитании.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Где можно обучиться психологическому консультированию

В АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» действует курс профессиональной переподготовки для тех, кто хочет научиться консультировать. 

Слушатели узнают об основных принципах организации и проведения психологической консультации, получат методики и инструменты для помощи клиентам, научатся проводить индивидуальное и групповое консультирование, узнают, что такое консультативный контракт, как работать с запросом клиента, выявлять и анализировать собственные ошибки во время консультации с клиентом и так далее.

Условия результативности консультаций у психолога

Психологическое консультирование оказывается успешным только в том случае, когда сочетаются несколько факторов:

  • Клиент мотивирован на позитивные изменения в жизни и работу над сознанием и поведением. Консультацию проводит психолог, но результаты зависят от того, хочет ли сам человек повлиять на свою жизнь, т. к. на консультациях специалист только помогает прийти к выводам, но не делает работу за клиента.
  • Процесс и стадии психологического консультирования подобраны индивидуально, с учетом особенностей личности обратившегося человека и его проблемной ситуации. Невозможно консультировать всех по одной и той же схеме. Профессионал всегда проявляет гибкость в подборе тех или иных техник и их вариантов, чтобы донести до человека сущность его внутренних проблем.
  • Клиент посещает все необходимые сессии, назначенные консультантом. Помимо того, что во время психологического консультирования человек приходит к выводу о необходимости изменений, нужно, чтобы он научился вести себя определенным образом и закрепил достигнутый результат. Многие клиенты бросают визиты к психологу, и в результате не могут разрешить ситуацию, т. к. после одних изменений происходят другие, к которым человек так же оказывается не готов. В результате проблема возвращается снова, не найдя адекватного решения.
  • Во время консультаций между клиентом и профессионалом устанавливаются обоюдные доверительные отношения. Это важно, т. к. иначе консультант не сможет ни получить достоверную информацию, ни оказать воздействия на человека, нужного для продуктивной работы.
  • Консультант не ориентирован на временный эффект. Даже если совместно с клиентом разработана стратегия решения определенной ситуации, человек, выйдя из проблемы, в любой момент может столкнуться с новой проблемой. Поэтому важно, чтобы профессионал не направлял все свое внимание на временное облегчение ситуации, а работал над глубинной причиной сложившейся ситуации — отсутствием необходимых форм поведения или наличием внутреннего неразрешенного конфликта.

Таким образом, результативность психологического консультирования зависит не только от личности и профессионализма консультанта, но и (в большей степени) от работы, которую человек совершает над собой. Если вы ищете профессионала, то рекомендуем обратиться к психологу Батурину Никите Валерьевичу, который на протяжении многих лет помогает избавляться от различных тревожных расстройств.

Техники консультирования по психологии

В консультировании по психологии применяются определенные техники, которые неразрывно связаны с основными этапами. От строгого выполнения всех предписаний зависят результаты, хотя у каждого врача со временем разрабатывается индивидуальная схема психического воздействия на клиента.

На первом этапе происходит знакомство врача и пациента. Начальная техника психологического консультирования кратко:

  1. Врач здоровается с клиентом, используются привычные фразы «Здравствуйте» или «Рад вас видеть».
  2. Психолог провожает клиента к наиболее удобному месту в кабинете — комфортной кушетке или креслу (предварительно выясняется, где пациенту будет удобно, не рекомендуется навязывать свое мнение, лучше предварительно это выяснить).
  3. Устанавливается контакт. Врач активно подбадривает клиента, в ход идут слова и действия.
  4. Происходят попытки убрать барьер. Обычно первая консультация вызывает волнение у пациента, что становится помехой для контакта. Врач использует для успокоения клиента приятную тихую музыку, вступает в свободную, ни к чему не обязывающую беседу.

Следующий этап психологического консультирования более сложный. Врач пытается определить степень поражения психики, настроить контакт с пациентом, выяснить основную проблему. События развиваются в следующем порядке:

  1. В продолжение беседы врач в пассивной форме наблюдает за состоянием клиента. Отмечается жестикуляция, линия поведения, эмоциональный фон. Консультация происходит в свободном, ни к чему не обязывающем режиме, врач не пытается навязывать свое мнение. Психолог практически не вступает в активный контакт, только задавая легкие общие вопросы, имеющие цель выяснить общее состояние больного.
  2. Для раскрытия проблемы используется две основные техники — выслушивание и диалог. Задавая вопросы, врач пытается натолкнуть пациента на открытость, раскрытие душевного состояния, переживаний. Если это удается, специалист переходит к следующему этапу консультирования — активно слушает. Здесь применяются только наталкивающие вопросы, позволяющие точно определить проблему.

Следующий, завершающий этап психологии консультирования — разработка стратегии, позволяющей устранить проблему с психикой клиента. Применяются особые техники:

  1. Врач определяет основные виды развития событий, позволяющие устранить нарушение психического состояния. Применяется несколько видов психического воздействия — советы, разъяснения, простое информирование. Понятие «совет» в этом случае скорее условное — врач не пытается навязывать определенное мнение, пусть даже правильное, а подталкивает клиента к рекомендациям. Развивается дискуссия, позволяющая пациенту самостоятельно принять решение, высказать мысли. Ситуация и личность психологического консультирования — основные составляющие, на которых базируется помощь врача.
  2. Следующий этап позволяет наметить этапы решения проблемы, координировать план последующих действий. Разрабатывается схема совместно с клиентом. Врач предлагает несколько решений, конкретизирует ожидания, намечает вопросы, выступающие стимулом для дальнейших действий. На этом этапе устанавливается последовательность устранения проблемы.

Как показывает практика, универсальной схемы решения психологических проблем не существует. Зависит все от состояния пациента, его готовности вступать в контакт с врачом, желания устранить нарушение психики.

Немаловажное значение имеет опыт и навыки психолога — только от правильно намеченного плана действий зависит, получится ли эффективно устранить проблему. Рекомендуется внимательно следить за профессионализмом выбранного врача — если первые консультации завершаются отсутствием результатов, лучше отказаться от визитов и отправиться к другому консультанту. Иногда требуется несколько пробных психологических консультирований, чтобы подобрать идеального врача, который поможет справиться с неприятной проблемой, улучшить состояние психики.

Что такое психологическое консультирование, этапы, виды и техники методики

Психологическое консультирование в некоторых случаях является единственным вариантом устранения проблем с психикой, но не следует рассчитывать только на помощь врача. Многое зависит от желания самого пациента работать над собой, если готовность вступить в борьбу с проблемой отсутствует, результаты не сможет улучшить даже профессионал с многолетним опытом и стажем. Перед визитом к врачу рекомендуется разобраться в себе, определить все проблемы, над которыми нужно работать, настроиться на положительный эффект — это позволит уже с первых консультаций ощущать значительное улучшение психического состояния.

Важно! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом!

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

  1. Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
  2. Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
  3. Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
  4. Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
  5. Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента. Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.

Организация краткосрочного психологического консультирования за три встречи

Главные организующие принципы краткосрочного консультанта – это уверенность, что клиент способен решить свою проблему, и что для запуска этого процесса достаточно краткого контакта с психологом-консультантом. Таким образом, он начинает свою работу, будучи настроен сам на ее завершение и готовя к этому клиента. Для этого консультант должен уметь:

  • выявлять наиболее актуальные для клиента стороны его проблемной ситуации,
  • рассматривать предъявляемый клиентом запрос в более широком системном контексте, чем тот его представляет, и уже решал самостоятельно,
  • смещать внимание клиента на те уровни его системы взаимоотношений, где решение проблемы может быть осуществлено наиболее конструктивно, т.е. быстро и эффективно,
  • размещать в терапевтическом фокусе те аспекты ситуации, которые максимально доступны для изменения клиентом в настоящий момент.

Периодичность встреч зависит, во-первых, от характера запроса, а во-вторых, от возможностей клиента и психолога. В моей практике это чаще встречи подряд: один раз в неделю, реже – один раз в две или четыре недели. Иногда проводятся отдельные встречи, каждая по новому запросу клиента. Тогда они, с одной стороны, строятся как единственные, а с другой, в каждой последующей встрече оказывается возможным опираться на материал предыдущих встреч и результаты, достигнутые клиентом между сессиями.

Отметим основные особенности каждой из трех встреч.

1-я сессия: Вводная

Первая встреча с клиентом имеет несколько ключевых задач:

  • установление контакта, а затем и доверительных отношений,
  • сбор информации об актуальной ситуации клиента
  • выявление жалоб, проблем и ответственных за их развитие лиц – по мнению клиента,
  • формулирование ожиданий, желаний, намерений и целей от встреч с психологом (от данной сессии и от всей работы с ним в целом),
  • заключение контракта на проведение КПК.

Главное отличие краткосрочной работы с конкретным клиентом заключается в фокусе на том, как тот мыслит о своей настоящей ситуации – как о неразрешимой или как о доступной для благоприятного ее изменения. Если клиент погружен в свою проблему, то первая сессия должна быть организована в форме присоединения (эмоционального и интеллектуального) психолога к переживаниям и когнитивным конструкциям клиента (Манухина, 2003). Если же клиент уже на первой встрече способен говорить о желанном для него решении проблемы, то консультирование может сразу организовываться в парадигме беседы о целях и планируемых результатах КПК (Кейд, O’Хэнлон, 2001).

Кроме того, на первой сессии важно прояснить, возможно ли в процессе КПК достичь полного разрешения настоящей проблемы или целью работы с психологом является построение плана или апробирование первых шагов по реконструкции его реальности.

Если первая встреча не является единственной, то она часто завершается домашним заданием, в котором клиенту предлагается осуществлять конкретные действия или наблюдать за происходящими в ситуации позитивными изменениями. Реже в обычном консультативном приеме применяются парадоксальные домашние задания (Пэпп, 1998).

2-я сессия: Психокоррекционная

На данной встрече осуществляется основная работа по изменению мышления клиента относительно актуальной ситуации и возможностей ее изменения.

Терапевтический подход и используемые психологом психотерапевтические техники соответствуют его квалификации, компетенции и выбору в соответствии с запросом клиента. Таким образом, реализуется принцип «подбирать терапию под клиента, а не подстраивать клиента под вид терапии». Для этого от психолога требуется владение широким спектром психокоррекционных методик, что обеспечивается его специальной подготовкой для проведения КПК и постоянным профессиональным ростом.

В силу своей подготовки как системного семейного терапевта, автор в своей практике использует системное мышление как базовое, добавляя в свой арсенал необходимые в каждом конкретном случае и терапевтическом контексте методики и подходы, которые продолжает осваивать и изучать. Так, при работе в клинике автором были разработаны форматы работы, сочетающие нарративный подход и ориентированный на решение (Манухина, 2009), методы различных подходов системной семейной терапии (Манухина, 2000; Соколова., Хаит., Манухина, 2003). В работе с пожилыми людьми использованы были проблемно-ориентированный и нарративный подходы (Манухина, 2006).

3-я сессия: Завершение

Данная встреча представляет собой этап, во-первых, обобщения полученных клиентом достижений в разрешении проблемной ситуации за период КПК, и, во-вторых, построения планов на будущее, когда клиент самостоятельно (без помощи консультанта) будет управлять своей жизнью.

Весь процесс КПК нацелен на завершение, поэтому осуществление этого этапа является его квинтэссенцией. Консультант строит последнюю встречу, направляя внимание клиента на достигнутые уже результаты и положительную динамику его ситуации. Именно на проявленных достижениях и способностях клиента в их организации психолог строит беседу о возможностях преобразования и будущей жизни. Используя принцип «Язык есть реальность» (de Shazer, 1985), он создает контекст для направления мышления клиента по пути дальнейшего развития его способностей и возможностей по улучшению им своей жизненной ситуации. Таким образом, психолог обращается к клиенту как автору, создателю и эксперту в построении его жизни.

Такая поддержка профессионала, как показывают катамнестические наблюдения из моей собственной практики, сохраняется пациентами долгие годы, помогая им справляться в сложных жизненных ситуациях. 

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

  1. Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции — плохой советчик.
  2. В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
  3. Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально — сделать выводы и продолжать работать.

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Подробнее читайте

тут

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...