Место познавательных процессов в психике человека
Познание занимает важное место в развитии человека, его психики. Знания определяют способность индивида думать, вспоминать, предвидеть и т.д.
Особенности психических познавательных процессов определяют уровень развития мышления, памяти человека. Примечательно, что при недостаточной познавательной активности, наличии ослабленного эмоционально-волевого напряжения у индивида наблюдается слабая эффективность данных процессов.
1. Ощущения и восприятие
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Ощущения — отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Понимание того, что на самом деле происходит в твоей голове
Психологи, начиная со второй половины 20 века, сфокусировались на таких аспектах познавательной деятельности, как внимание, решение задач (или проблем) и принятие решений, речь. Когнитивная психология отличается от психоанализа тем, что в ней для объяснения психических процессов используются научные методы исследования, а не субъективное восприятие психоаналитика.
Период 1950-1970-х годов часто называют когнитивной революцией, потому что именно в это время были созданы исследовательские методики и научные модели обработки данных. Впервые этот термин ввел в лексикон американский психолог Ульрих Найссер в вышедшей в 1967 году книге «Когнитивная психология».
Две базовые предпосылки когнитивной психологии
Отдельные составляющие психических процессов можно выявить и понять с помощью научных методов. Внутренние процессы психики могут быть описаны посредством алгоритмов или правил, применяемых в моделях обработки информации.
История открытия и изучения
Активное изучение началось в 18 веке. Тогда люди начали познавать науки, творческие направления. Огромный вклад развитие этого направления внесли — Выготский и Рубинштейн.
Представление
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.
Характеристики представлений:
-
- Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
- Взаимообособление фигуры от фона.
- Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
- Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
- Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
- Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
- Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
- В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
- Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
- Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
- Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
- Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Сенсорно-перцептивная сфера
Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.
Ощущения
Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.
Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.
- Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
- Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
- Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.
Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.
Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления. А отвечает за это другой процесс – восприятие.
Восприятие
Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.
Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.
Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- восприятие пространства.
Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.
Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:
- обнаружение воздействия;
- различение – собственно восприятие;
- идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
- опознание – создание целостного образа.
Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.
2. Память
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.
Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.
Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.
В основе памяти лежат ассоциации(временные нервные связи), которые были открыты еще Аристотелем.
Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.
Различают ассоциации:
-
сходства
- контраста
- пространственно – временных отношений (смежности)
Свойства внимания
- Концентрированность — степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем он возвращается к выполняемой в настоящий момент задаче или больше не обращает внимания на действие этого стимула.
- Устойчивость — способность на протяжении относительно длительного периода времени концентрировать внимание на выполнении задачи. Например, моющий посуду человек с устойчивым вниманием будет делать это до тех пор, пока не вымоет последнюю тарелку. Но если он утратит фокус, то может бросить дело на полпути и заняться чем-то другим. По мнению ученых, большинство взрослых людей и подростков не способны концентрироваться на одной задаче дольше двадцати минут — как правило, они постоянно отвлекаются, а потом снова возвращаются к делу. Такая особенность внимания не позволяет им концентрироваться на довольно продолжительных видах деятельности, например просмотре фильма.
- Распределенность — способность распределять внимание сразу на несколько объектов. Это свойство влияет на объем обрабатываемой мозгом информации и имеет определенный предел.
- Избирательность — способность концентрироваться на существенной информации и одновременно отфильтровывать неважную. Например, на шумной вечеринке человек способен поддерживать беседу с одним или несколькими собеседниками несмотря на то, что его органы чувств бомбардирует множество сенсорных раздражителей.
Познавательные процессы
Вопрос 1. Какие психические процессы относят к познавательным?
К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.
Вопрос 2. С чего начинается познавательная деятельность?
Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия.
Вопрос 3. Что такое ощущение?
Ощущение – элементарная форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в результате непосредственного воздействия раздражителей на рецепторы и последующего возбуждения нервных центров.
Вопрос 4. Что такое восприятие?
Восприятие – способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, т. е. детермированный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов.
Вопрос 5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. А простое восприятие происходит само по себе, без всякой цели.
Вопрос 6. Что является объектом восприятия, а что — фоном?
Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.
Вопрос 7. Какие черты характеризуют интеллект?
Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
1) способностью познавать, исследовать окружающий мир;
2) всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
3) наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.
Вопрос 8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?
Можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Интеллектуальные способности от размера мозга никак не зависят.
ПОДУМАЙТЕ
Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?
Скорее всего первая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка (технические способности — умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.) в первую очередь характерна для ВНД человека.
Потому что ВНД – это все те нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека, обеспечивая приспособление каждого человека к быстро меняющимся и зачастую очень сложным и неблагоприятным условиям существования. А технические способности всегда и в первую очередь помогут приспособиться человеку к тем или иным условиям существования.
Воображение
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Виды воображения:
-
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
-
- Образное представление действительности.
- Регулирование эмоциональных состояний.
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения
-
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Возрастные особенности познавательной деятельности.
Познавательные процессы | Дошкольный возраст 3-5 лет | 5 — 7 лет | Младший школьный возраст 7 — 11 лет | Средний школьный возраст 11 — 15 лет |
Восприятие | Преобладание непроизвольного восприятия. Фрагментарность, малая детализированностъ | Повышение уровня осмысленности и произвольности | Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия | Формирование целостности и осмысленности восприятия |
Малый объем восприятия | Развитие способности наблюдения | Развитие детализированности восприятия, но еще недостаточная его дифференцированность | Развитие восприятия пространственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению | |
Ошибки пространственного восприятия | Расширение объема и устойчивости | Доминирование эмоционально значимых сторон объекта | Допускается смешение существенного и второстепенного | |
Непосредственная связь с действием | Несформированность восприятия времени и пространства | Неточность в восприятии сходных объектов. Придание сходным предметам одинакового значения | Доминирование эмоционально привлекательных сторон объекта | |
Мышление и речь | Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи | Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет наглядно-образную ограниченность | Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации | Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Затруднен переход от общего к частному, слабо развита конкретизация |
Планирующая функция мышления слабо развита | Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения | Переход от единичных суждений к частным и общим | Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие | |
Речь ситуативна Слова употребляются с измененным смыслом | Возникновение элементов логического мышления Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми признаками | Значительная конкретнообразная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам | ||
Между высказываниями отсутствует логическая связь. Речь только диалогическая | Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности | Мышление репродуктивно, подвержено инертности | ||
Не понимается переносное значение слое, смысл отвлеченных понятий | Развивается дискурсивное, рассудочное мышление | Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас | ||
Формируется монологическая речь | ||||
Воображение | Непроизвольность | Возникновение целенаправленного воображения, регулирование воображения | Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение | Усиление реалистичности, появление мечты |
Бесконтрольность | Планирование игровой, конструктивной и изобретательной деятельности | Возможно свободное фантазирование | Приобретает реалистический характер | |
Включенность в действие | Развитие творческого воображения | Подверженность внушению | Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характере | |
Зависимость от предметов окружающей обстановки | Возможно значительное изменение ранее воспринятого | |||
Смешение воображаемого и действительного | ||||
Память | Непроизвольность запоминания, его включенность в действие | Развитие элементов произвольной памяти, словесно- логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения | Развитие произвольной памяти | Развитие логической памяти |
Доминирование обрезной и эмоциональной памяти | Обобщенность представлений | Обобщенность и систематизированность запоминаний | ||
Ошибки в узнавании | Повышение роли логической памяти | Формирование мнемических приемов и навыков | ||
Ложное опознание | Лучшее запоминание сходного, чем различного | Развитие ассоциативной памяти | ||
Нерасчлененное воспроизведение сходных объектов | Недостаточное развитие дифференцированной деятельности. Запоминание деталей | |||
Возможно ложное узнавание |
Когнитивная этология
Дисциплина изучает рассудочную деятельность и разум животных. Говоря об этологии, невозможно не вспомнить о Чарльзе Дарвине. Английский натуралист утверждал не только о наличии эмоций, интеллекта, способности к подражанию и обучению у животных, но и о рассуждении. Основоположником этологии в 1973 году стал Нобелевский лауреат в области физиологии Конрад Лоренц. Ученый обнаружил у животных удивительную в то время способность передавать информацию друг другу, полученную в процессе обучения.
Стивен Вайз, профессор Гарвардского университета, в своей работе с характерным названием «Сломай клетку» согласился, что на планете Земля живет только одно существо, способное создавать музыку, строить ракеты и решать математические задачи. Речь идет, разумеется, о человеке разумном. Но не только люди умеют обижаться, тосковать, мыслить и проч. То есть у «братьев наших меньших» есть навыки коммуникации, мораль, нормы поведения и эстетические чувства. Украинский академик нейронаук О. Кришталь отметил, что на сегодняшний день бихевиоризм преодолен, и животные больше не рассматриваются в качестве «живых роботов».
Законы памяти:
1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.
2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.
3. Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».
4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.
3 стр., 1373 слов
Изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности
Оглавление Введение 3 1. Основы теории деятельности в психологии 5 1.1. Деятельность и ее роль в изучении психики 5 1.2. Ведущая деятельность и ее роль в развитии психических процессов 9 2. Память, мнемические способности и мнемическая деятельность 12 2.1. Память как психический процесс 12 2.2. Мнемические способности и мнемическая деятельность 16 2.3. Развитие памяти в школьном возрасте в учебной …
5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.
6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.
7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.
8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.
9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
10 Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.
Слепота невнимания и эксперимент с невидимой гориллой
Феномен слепоты невнимания, или перцептивной слепоты, наглядно показывает, что происходит при перегрузке мозга ощущениями. Суть его состоит в том, что человек часто не замечает очевидного, даже если оно находится прямо у него перед глазами. Таким видом слепо — ты время от времени страдают все, так как замечать все визуальные стимулы просто невозможно.
Существование данного феномена подтверждает один известный эксперимент, проведенный американским исследователем Дэниелом Саймонсом. Его участникам показывали короткое видео, в котором две группы людей (одни в белых футболках, другие в черных) перебрасывались баскетбольными мячами, и просили подсчитать, сколько бросков сделала одна из команд. Пока две группы перебрасывались мячами, в центре спортзала появлялся человек в костюме гориллы. Он стучал кулаками по груди и преспокойно удалялся из поля зрения. После просмотра испытуемых спрашивали, заметили ли они что-нибудь необычное, и около 50 процентов людей отвечали отрицательно. Опыт весьма убедительно доказывает, что то, что попадает в поле нашего зрения, в значительной мере зависит от внимания.
Способы исследования
Чтобы оценить развитие познавательных процессов, используются тесты на определение:
- общего развития;
- способностей в области механики;
- возможностей пространственного воображения;
- психомоторных способностей.
Полученная информация анализируется. При наличии отклонений психолог разрабатывает методику исправления дефектов.
Виды памяти:
Кратковременная— сохранение информации в течение короткого времени.
Оперативная— сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.
Долговременная— длительное хранение информации.
Механическая— повторение информации без осмысления.
Логическая— логическое осмысление информации при заучивании.
Непроизвольная— запоминание без волевых усилий.
Произвольная— запоминание с помощью волевых усилий.
Образная— сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).
Двигательная— сохранение в памяти систем движений, навыков.
Эмоциональная— сохранение пережитых чувств, эмоций.
Вербальная— сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.
Свойства личности
Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.
Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала.
Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными.
Когнитивная психология — дистанционно — Бакалавр, Master, Докторская степень (Ph.D.).
Факультет — Психология — заочное обучение
Когнитивная психология — заочное обучение
Несмотря на достигнутый прогресс в понимании нервной системы, существует еще много вопросов о мозге и сознании, которые остаются без ответа. Как хранятся воспоминания и как они извлекаются? Как обрабатывается сенсорная информация и превращается в субъективное ощущение? Является ли мозг машиной социального обучения или это врожденный инструмент, специализирующийся на определенных процессах? Эта программа анализирует методы, открытия и противоречия в когнитивной неврологии и психологии. Вы изучите теории человеческого познания и эволюции мозга, основываясь на сравнительной и эволюционной точке зрения, используя данные, полученные во время исследований животных и детей младшего возраста.
Научный руководитель : Fernando Miralles Подробная информация об этом руководителе и других преподавателях Международного Университета Бирчам доступна на сайте Bircham University Human Network. Далее…
Когнитивная психология — дистанционно — заочное обучение
3. Мышление и речь
Мышление — Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Проблематика
Если познавательные процессы слабо развиты, замедлится общее развитие человека. Подобные проблемы чаще связаны с воздействием окружающих факторов:
- неправильным воспитанием;
- плохими условиями для жизни;
- неправильно подобранной методикой обучения в садике, школе.
Проблемы с познанием могут быть обусловлены психическими или физическими заболеваниями.
Структура и функции
Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.
Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:
- Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
- Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
- Хранение информации.
- Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
- Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
- Создание стратегии поведения и его мотивов.
- Формирование целей и перспективных задач деятельности.
- Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.
Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.
Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов
:
- Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
- Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
- Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
- Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
- Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.
Отношение к науке
Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования.
Речь и язык
Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.
Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).
Воля и эмоции
Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )