Что такое психическое состояние человека, примеры

Содержание

Место познавательных процессов в психике человека

Познание занимает важное место в развитии человека, его психики. Знания определяют способность индивида думать, вспоминать, предвидеть и т.д.

Особенности психических познавательных процессов определяют уровень развития мышления, памяти человека. Примечательно, что при недостаточной познавательной активности, наличии ослабленного эмоционально-волевого напряжения у индивида наблюдается слабая эффективность данных процессов.

1. Ощущения и восприятие

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения — отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Понимание того, что на самом деле происходит в твоей голове

Психологи, начиная со второй половины 20 века, сфокусировались на таких аспектах познавательной деятельности, как внимание, решение задач (или проблем) и принятие решений, речь. Когнитивная психология отличается от психоанализа тем, что в ней для объяснения психических процессов используются научные методы исследования, а не субъективное восприятие психоаналитика.

Период 1950-1970-х годов часто называют когнитивной революцией, потому что именно в это время были созданы исследовательские методики и научные модели обработки данных. Впервые этот термин ввел в лексикон американский психолог Ульрих Найссер в вышедшей в 1967 году книге «Когнитивная психология».

Две базовые предпосылки когнитивной психологии

Отдельные составляющие психических процессов можно выявить и понять с помощью научных методов. Внутренние процессы психики могут быть описаны посредством алгоритмов или правил, применяемых в моделях обработки информации.

История открытия и изучения

Активное изучение началось в 18 веке. Тогда люди начали познавать науки, творческие направления. Огромный вклад развитие этого направления внесли — Выготский и Рубинштейн.

Представление

Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

Характеристики представлений:

    1. Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
    2. Взаимообособление фигуры от фона.
    3. Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
    4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
    5. Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
    6. Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
    7. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
    8. В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
    9. Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
    10. Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
    11. Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
    12. Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.

Сенсорно-перцептивная сфера

Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.

Ощущения

Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.

Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.

  • Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
  • Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
  • Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.

Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.

Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления. А отвечает за это другой процесс – восприятие.

Восприятие

Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.

Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.

Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.

Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:

  • обнаружение воздействия;
  • различение – собственно восприятие;
  • идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
  • опознание – создание целостного образа.

Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.

2. Память

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.

Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.

Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.

В основе памяти лежат ассоциации(временные нервные связи), которые были открыты еще Аристотелем.

Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.

Различают ассоциации:

  1. сходства

  2. контраста
  3. пространственно – временных отношений (смежности)

Свойства внимания

  • Концентрированность — степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем он возвращается к выполняемой в настоящий момент задаче или больше не обращает внимания на действие этого стимула.
  • Устойчивость — способность на протяжении относительно длительного периода времени концентрировать внимание на выполнении задачи. Например, моющий посуду человек с устойчивым вниманием будет делать это до тех пор, пока не вымоет последнюю тарелку. Но если он утратит фокус, то может бросить дело на полпути и заняться чем-то другим. По мнению ученых, большинство взрослых людей и подростков не способны концентрироваться на одной задаче дольше двадцати минут — как правило, они постоянно отвлекаются, а потом снова возвращаются к делу. Такая особенность внимания не позволяет им концентрироваться на довольно продолжительных видах деятельности, например просмотре фильма.
  • Распределенность — способность распределять внимание сразу на несколько объектов. Это свойство влияет на объем обрабатываемой мозгом информации и имеет определенный предел.
  • Избирательность — способность концентрироваться на существенной информации и одновременно отфильтровывать неважную. Например, на шумной вечеринке человек способен поддерживать беседу с одним или несколькими собеседниками несмотря на то, что его органы чувств бомбардирует множество сенсорных раздражителей.

Познавательные процессы

Вопрос 1. Какие психические процессы относят к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

Вопрос 2. С чего начинается познавательная деятельность?

Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия.

Вопрос 3. Что такое ощущение?

Ощущение – элементарная форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в результате непосредственного воздействия раздражителей на рецепторы и последующего возбуждения нервных центров.

Вопрос 4. Что такое восприятие?

Восприятие – способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, т. е. детермированный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов.

Вопрос 5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. А простое восприятие происходит само по себе, без всякой цели.

Вопрос 6. Что является объектом восприятия, а что — фоном?

Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.

Вопрос 7. Какие черты характеризуют интеллект?

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

1) способностью познавать, исследовать окружающий мир;

2) всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;

3) наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Вопрос 8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

Можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Интеллектуальные способности от размера мозга никак не зависят.

ПОДУМАЙТЕ

Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?

Скорее всего первая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка (технические способности — умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.) в первую очередь характерна для ВНД человека.

Потому что ВНД – это все те нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека, обеспечивая приспособление каждого человека к быстро меняющимся и зачастую очень сложным и неблагоприятным условиям существования. А технические способности всегда и в первую очередь помогут приспособиться человеку к тем или иным условиям существования.

Воображение

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

    1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
    2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
    3. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
    4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

    • Образное представление действительности.
    • Регулирование эмоциональных состояний.
    • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
    • Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения

    1. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
    2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
    3. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Возрастные особенности познавательной деятельности.

Познавательные процессы Дошкольный возраст 3-5 лет 5 — 7 лет Младший школьный возраст 7 — 11 лет Средний школьный возраст 11 — 15 лет
Восприятие Преобладание непроизвольного восприятия. Фрагментарность, малая детализированностъ Повышение уровня осмысленности и произвольности Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия Формирование целостности и осмысленности восприятия
Малый объем восприятия Развитие способности наблюдения Развитие детализированности восприятия, но еще недостаточная его дифференцированность Развитие восприятия пространственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению
Ошибки пространственного восприятия Расширение объема и устойчивости Доминирование эмоционально значимых сторон объекта Допускается смешение существенного и второстепенного
Непосредственная связь с действием Несформированность восприятия времени и пространства Неточность в восприятии сходных объектов. Придание сходным предметам одинакового значения Доминирование эмоционально привлекательных сторон объекта
Мышление и речь Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет наглядно-образную ограниченность Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Затруднен переход от общего к частному, слабо развита конкретизация
Планирующая функция мышления слабо развита Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения Переход от единичных суждений к частным и общим Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие
Речь ситуативна Слова употребляются с измененным смыслом Возникновение элементов логического мышления Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми признаками Значительная конкретнообразная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам
Между высказываниями отсутствует логическая связь. Речь только диалогическая Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности Мышление репродуктивно, подвержено инертности
Не понимается переносное значение слое, смысл отвлеченных понятий Развивается дискурсивное, рассудочное мышление Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас
Формируется монологическая речь
Воображение Непроизвольность Возникновение целенаправленного воображения, регулирование воображения Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение Усиление реалистичности, появление мечты
Бесконтрольность Планирование игровой, конструктивной и изобретательной деятельности Возможно свободное фантазирование Приобретает реалистический характер
Включенность в действие Развитие творческого воображения Подверженность внушению Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характере
Зависимость от предметов окружающей обстановки Возможно значительное изменение ранее воспринятого
Смешение воображаемого и действительного
Память Непроизвольность запоминания, его включенность в действие Развитие элементов произвольной памяти, словесно- логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения Развитие произвольной памяти Развитие логической памяти
Доминирование обрезной и эмоциональной памяти Обобщенность представлений Обобщенность и систематизированность запоминаний
Ошибки в узнавании Повышение роли логической памяти Формирование мнемических приемов и навыков
Ложное опознание Лучшее запоминание сходного, чем различного Развитие ассоциативной памяти
Нерасчлененное воспроизведение сходных объектов Недостаточное развитие дифференцированной деятельности. Запоминание деталей
Возможно ложное узнавание

Когнитивная этология

Дисциплина изучает рассудочную деятельность и разум животных. Говоря об этологии, невозможно не вспомнить о Чарльзе Дарвине. Английский натуралист утверждал не только о наличии эмоций, интеллекта, способности к подражанию и обучению у животных, но и о рассуждении. Основоположником этологии в 1973 году стал Нобелевский лауреат в области физиологии Конрад Лоренц. Ученый обнаружил у животных удивительную в то время способность передавать информацию друг другу, полученную в процессе обучения.

Когнитивная наука как зонтичный термин

Стивен Вайз, профессор Гарвардского университета, в своей работе с характерным названием «Сломай клетку» согласился, что на планете Земля живет только одно существо, способное создавать музыку, строить ракеты и решать математические задачи. Речь идет, разумеется, о человеке разумном. Но не только люди умеют обижаться, тосковать, мыслить и проч. То есть у «братьев наших меньших» есть навыки коммуникации, мораль, нормы поведения и эстетические чувства. Украинский академик нейронаук О. Кришталь отметил, что на сегодняшний день бихевиоризм преодолен, и животные больше не рассматриваются в качестве «живых роботов».

Законы памяти:

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

3. Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».

4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

3 стр., 1373 слов

Изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности

Оглавление Введение 3 1. Основы теории деятельности в психологии 5 1.1. Деятельность и ее роль в изучении психики 5 1.2. Ведущая деятельность и ее роль в развитии психических процессов 9 2. Память, мнемические способности и мнемическая деятельность 12 2.1. Память как психический процесс 12 2.2. Мнемические способности и мнемическая деятельность 16 2.3. Развитие памяти в школьном возрасте в учебной …

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

10 Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Слепота невнимания и эксперимент с невидимой гориллой

Феномен слепоты невнимания, или перцептивной слепоты, наглядно показывает, что происходит при перегрузке мозга ощущениями. Суть его состоит в том, что человек часто не замечает очевидного, даже если оно находится прямо у него перед глазами. Таким видом слепо — ты время от времени страдают все, так как замечать все визуальные стимулы просто невозможно.

Существование данного феномена подтверждает один известный эксперимент, проведенный американским исследователем Дэниелом Саймонсом. Его участникам показывали короткое видео, в котором две группы людей (одни в белых футболках, другие в черных) перебрасывались баскетбольными мячами, и просили подсчитать, сколько бросков сделала одна из команд. Пока две группы перебрасывались мячами, в центре спортзала появлялся человек в костюме гориллы. Он стучал кулаками по груди и преспокойно удалялся из поля зрения. После просмотра испытуемых спрашивали, заметили ли они что-нибудь необычное, и около 50 процентов людей отвечали отрицательно. Опыт весьма убедительно доказывает, что то, что попадает в поле нашего зрения, в значительной мере зависит от внимания.

Способы исследования

Чтобы оценить развитие познавательных процессов, используются тесты на определение:

  • общего развития;
  • способностей в области механики;
  • возможностей пространственного воображения;
  • психомоторных способностей.

Полученная информация анализируется. При наличии отклонений психолог разрабатывает методику исправления дефектов.

Виды памяти:

Кратковременная— сохранение информации в течение короткого времени.

Оперативная— сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.

Долговременная— длительное хранение информации.

Механическая— повторение информации без осмысления.

Логическая— логическое осмысление информации при заучивании.

Непроизвольная— запоминание без волевых усилий.

Произвольная— запоминание с помощью волевых усилий.

Образная— сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).

Двигательная— сохранение в памяти систем движений, навыков.

Эмоциональная— сохранение пережитых чувств, эмоций.

Вербальная— сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.

Свойства личности

Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала.

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными.

Когнитивная психология — дистанционно — Бакалавр, Master, Докторская степень (Ph.D.).

Факультет — Психология — заочное обучение

Факультет - Психология

Когнитивная психология — заочное обучение

Несмотря на достигнутый прогресс в понимании нервной системы, существует еще много вопросов о мозге и сознании, которые остаются без ответа. Как хранятся воспоминания и как они извлекаются? Как обрабатывается сенсорная информация и превращается в субъективное ощущение? Является ли мозг машиной социального обучения или это врожденный инструмент, специализирующийся на определенных процессах? Эта программа анализирует методы, открытия и противоречия в когнитивной неврологии и психологии. Вы изучите теории человеческого познания и эволюции мозга, основываясь на сравнительной и эволюционной точке зрения, используя данные, полученные во время исследований животных и детей младшего возраста.

Научный руководитель : Fernando Miralles Подробная информация об этом руководителе и других преподавателях Международного Университета Бирчам доступна на сайте Bircham University Human Network. Далее…

Когнитивная психология — дистанционно — заочное обучение

3. Мышление и речь

Мышление — Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Проблематика

Если познавательные процессы слабо развиты, замедлится общее развитие человека. Подобные проблемы чаще связаны с воздействием окружающих факторов:

  • неправильным воспитанием;
  • плохими условиями для жизни;
  • неправильно подобранной методикой обучения в садике, школе.

Проблемы с познанием могут быть обусловлены психическими или физическими заболеваниями.

Структура и функции

Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.

Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:

  • Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение информации.
  • Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
  • Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
  • Создание стратегии поведения и его мотивов.
  • Формирование целей и перспективных задач деятельности.
  • Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.

Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.

Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов

:

  • Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
  • Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
  • Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
  • Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
  • Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.

Отношение к науке

Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования.

Речь и язык

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

Воля и эмоции

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...