Что такое когнитивный и как развить когнитивные функции мозга?

Что такое когнитивные или умственные процессы

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.

Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.

Что такое когнитивные процессы

Что такое когнитивные процессы

Определение

Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Что значит когнитивный

Понятие «когнитивный» – это характеристика, указывающая на отношение предмета к познавательной сфере, управляемой головным мозгом. К когнитивным относятся наиболее сложные функции в области высшей нервной деятельности: письмо, речь, анализ окружающего мира, восприятие действительности, память.

В процессе жизни человек приобретает и постоянно совершенствует познавательные навыки, свои когнитивные характеристики, которые определяют то, что в повседневной речи мы называем уровнем интеллекта. Наиболее близко понятию когнитивный – значение слова «умный», что также значит «развитый, сообразительный».

, . , – , . , , . , , , , . .

, , . , . . .

, – . , , , , , .

( . emovere , ) , , , . , . , . ; , , , . , , , . , . , , , , , , , .

, , .

, : -, . , . , , : – , – , .

, , . , , , . , , , ().

, .

– , .

. -, , . -, , , , , .. , . , .. ; , , , . , () . , , .

, , , . , , , . , . , , ( ; . praxis , ).

, . , . , . , , , . , . , . , , , . , , , . , , .

, . ( ), .

, . . . .

. : , , , .. , .. : ; ; – , ..

, , . , , , , .. , , .

, , . . , .

(). . , ; , . , . , . , , , , , .

, .. , . , , () (). :

1) ( – );
2) ( , -);
3) ( );
4) ;
5) ().

, , . , , , , , . , , , . , , . , . , , , . , . . , , . , , , , , . .

, , . . , (, , ); ( , , , , , , , .); , (, , ); (, , ); ( ).

, (). , (, , , ), , . . , , . . , . ( ): , , , , , , , , .

, . -, : , (.. ). . . , .

-, , () , , . , , , . , ( ), , ( ). – , .

– . -, , . -, – , . -, , , .

, , , , . , , . , . , , . . , , (, , , ) .

, , . , , , , . – , . : , , , , , .

: . , . . . , , , , , , , , .

. , .

( ), , , , , , . , , , (). .

. , . .

: . . , , , (, ) , , . , , .

.

(. moveo ) 1) , , , ; 2) .

(., ., ) . (motive): (, , ), . , motive , , , , ( ).

, .

, . :

  1. ;
  2. , .

, . . . . . : . , , , , . : , , , .

, , .

(). .

. , .

, , , , , . , . , , , , , ( , ).

, . , .

. , , . . , ; . , , , , .

, , .

, – , . , , , .

, , , .

, .

, , , , , . , .

, , , . , , .

, , – , .

, . , , , , . , , , , , , . , , , . – , . , . , . , . 20- XX , .

, , , , .

, : , , . . , .

, , .

. () , . . , , – . (, ) , , , , (), , . , , , , , , . , ( ), , (, ). , () , , : , ( ).

. , : , ( ), ? , , . , , () – . , .

. , .

, – , .

, , , .. , . . (, , ). , , , .

, , , , . , , ( ) . , , , , . , , , . , , . , . , : ( ). , , . . , .

, , , .

-, , , , . .

-, , , . ? .

-, , , () ; , . – , .

-, : , , ? .

-, , , (, , ..) , , .

. . . . , , , , .. . , . , , ( ), , (, – , ). , , ( ) . , -, .

, , .

, . , : , , ; , . , , (, ; -).

– . , ( ), , . , , , . , , , .

. . , , , , , – . , . , .. .

. , . , , , . , .

, , , , , . , . .

, , () , ( ), . , .

, . , , , . , ( : , , , , .) , . , , , , , .

, : , , , . , , . , , , . , .

, , , . , .

, , , , , . , . : , ( ). .

. , .. ( ), , .. . , , , , .. .

, . , , , , .

, , , , .

. , , . , , , , , , – . . . , . , , , , , . , .

, , , . , . (), . , .. , .

. , , , : ( , ; – ) (, , ).

, , .

, () . ( ) , , . , 1) ,.. , ..; 2) , , ( ); 3) . . , , .

, , . , . () . , , .. (, , , . .) ( , ) .

() , -. , , [48] . , , . , () , .

( ), . : , , , .

. (): ( , ..), ( , , , ..), ( , , , -), (, , ). . . .

, : , . , . , , .

, , , , , , , : , .

, , ( ).

. – , .

. . ( ). . , , , , .. . ( ). , , , , . . () , , , . .

, . , .

, , .. , .., . , ( , ). . , , , . .

, ( ) .

. , .. . , , .

, ( – ). , . , (- , ).

( , , ), , .. . , , . ( , , – ), . , , .. .

, :

: ( , )
I. ( ):

  • ( ,  ..
  • ()
  • ( ,  ..
  • ( )

II. :

  • ( , , )
  • (, , )
  • (, , , , )
  • (, ,

III. :

  • ( )

, . -, , : , , . -, , , , , . , , , , , , , . ( ) , , , , , , , , . , , .

. , , , . , . . (, – ).

, , , . : , , , . ( ) , , . , . , , : ; () .

: , , , .

. ( ( , ). , . , , (.. ) – . , , , ; . . , – – , . .

. , . , .

, . . , ( -, – . .) . , :

. : , , , ,
I. :

  • , ( .

II. :

  • :
    • ,

III. :

  • ( )

. – , ( , ..) . , . , , , , , , .
, , , , .

. , .. , , . : , .

, , ; , , , , , ; ( , ..), ( , . .) (, , ..).

, – ; ( ); , .

, . – ( ). , . . , , , ..

? . , , . , , . , , , . , : , . , , .

. . , (), . , , . : , ?

, , . , , . , , , . . , , , . .

, , . , . , : ? , : , , , . , .

, , , . , .

. , ? , , : , , .

: , , ( ); .. , , , . , .

( ) , . . , . . . () . , . , , , . () , . , , , , , .

, , , : , .

. .

, . , . , . , . , , .

, .. . , . .

:   .  2

Онлайн- и офлайн-явления в языке

— Какими основными понятиями оперирует когнитивная лингвистика сегодня?

— Если говорить о российской лингвистике, то в какой-то момент ее захлестнула лавина работ и диссертаций по концептамКонцепт в когнитивной лингвистике
Понятие, которое зафиксировано в языке, отражает культурно-исторический опыт народа и особенности мировосприятия — личного и общественного. Пример — концепт «собака» в сознании маленького ребенка. Его базовые признаки (мохнатый зверь с ушами, четырьмя лапами и мокрым носом, умеет лаять и гоняется за кошками) совпадут у разных детей, а вот периферийные будут различаться для малыша, у которого дома живет чихуахуа, и для ребенка, познакомившегося на даче у бабушки с кавказской овчаркой. — Прим. О.С.
, именно им долго уделялось особенное внимание. Дошло до того, что наш главный лингвистический журнал «Вопросы языкознания», издаваемый Институтом русского языка РАН, предупреждает авторов, что работы по изучению «концептов» не относятся к приоритетной проблематике, и оставляет за собой право не рассматривать их.

С чем связано такое решение, ведь на первый взгляд вроде бы ничего плохого в концептах нет? Этот вопрос очень непростой, один из возможных ответов на него лежит на поверхности и связан с тем, что так называемая концептология — это бесконечный процесс. Фактически почти любому слову можно приписать концепт, а слов в языке сотни тысяч. Сколько же нам потребуется диссертаций, чтобы описать каждый концепт? Вроде бы и неплохое упражнение, но смущает именно бесконечность, повторяемость и однотипность таких работ. Я не изучал детально этот вопрос, но, возможно, это просто более легкий путь, и поэтому многие по нему идут. Мне лично кажется более важным заниматься ключевыми, центральными темами языкознания.

Один из классиков когнитивной лингвистики, которые, собственно, и заявили об этой науке в конце 70-х годов, американец Джордж Лакофф в своих книгах «Метафоры, которыми мы живем» и «Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении», помимо концептов, рассматривает такие понятия, как концептуальная метафора❔Концептуальная (или когнитивная) метафора
Прием мышления о мире, воплощенный в языке. Состоит в том, что более сложная для понимания область объясняется через более простую. Например, бизнес как спорт или как война («Мы взяли отличный темп и будем бежать еще быстрее»; «Отсылать армии мерчендайзеров»), жизнь как путешествие («Земную жизнь пройдя до половины…»), горе как жидкость («хлебнуть / испить горя»). — Прим. О.С.
и метонимия❔Когнитивная метонимия
Еще один базовый прием мышления, когда один ясно понимаемый или легко воспринимаемый аспект чего-либо используется для обозначения вещи в целом или какого-либо другого ее аспекта или части. Например, «Кремль молчит» (молчит не само здание Кремля, а люди, которые в нем работают), «читать Пушкина» (не самого поэта как человека, а его произведения), «выпить целую чашку» (то есть ее содержимое, а не сам сосуд). — Прим. О.С.
, категория❔Категория
Конкретная ячейка в системе знаний и представлений человека о мире и о себе самом, которая отображает определенный фрагмент действительности в нашем сознании. При ответе на вопрос «Что это?» или «Кто это?» мы используем категории базового уровня, они различаются для разных людей. Например, для абсолютного большинства базовой категорией будет слово «собака», а для кинолога — немецкая овчарка, пудель или той-терьер. — Прим. О.С.
, прототип.❔Прототип
Самый типичный представитель категории, ее эталон, в котором присутствуют все типичные признаки категории. Например, воробья можно считать прототипом категории «птица», а страуса — вряд ли. Аналогично немецкая овчарка для большинства людей будет считаться лучшим прототипом категории «собака», чем той-терьер. — Прим. О.С.

Они очень важны для понимания того, как хранятся и структурируются знания в языке, но и здесь есть определенная узость.

— Какая?

— Дело в том, что язык имеет две основные функции: хранение знаний о мире и обмен этими знаниями между людьми. Вслед за классиками Лакоффом и Лангакером западная когнитивная лингвистика традиционно уделяет больше внимания первой части — лексической семантике, структуре знаний, хранению, памяти. Я называю все это офлайновым аспектом языка, установка на его изучение сохраняется и до сих пор. А онлайновые явления — то есть все, что связано с интерактивной функцией языка, речевым взаимодействием между людьми, или дискурсом, — из программы выпадает.

И я как раз этой онлайновой частью интересуюсь больше всего. В моей докторской диссертации «Анализ дискурса в когнитивной перспективе» я писал о том, что это ничуть не в меньшей степени когнитивное направление, но там важнее другие аспекты — например, не долговременная память, а оперативная, то, в каком порядке мы обрабатываем некий минимальный объем информации, как делимся ею с собеседником.

Коррекция ошибок мышления

Чтобы не поддаваться на чужие уловки, необходимо отстраняться от метального шума, позволив себе проанализировать ситуацию самостоятельно.


Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Для того чтобы чужое мнение не беспокоило человека, чтобы избежать социального давления, эмоциональных причин, следует обратиться к специалисту. Сначала он выявит наличие данных недугов, их уровень. Затем проработает их и научит адекватному восприятию информации. Психолог подберет наиболее удобные по времени и действиям варианты тренировки когнитивных функций и при необходимости пропишет лекарственные препараты, например, всем знакомый глицин.

2. Прозрачная голова: нейровизуализация

Что есть
Прозрачный мозг мыши, который российские ученые продемонстрировали Дмитрию Медведеву, — один из самых ярких символов нейровизуализации: мол, смотрите, мышление становится все более открытым и для науки, и для власти.

Наш мозг долгие годы считался «черным ящиком». Психологи-бихе­виористы учили: можно изучать только то, что на входе, — слова, образы и прочие стимулы, и то, что на выходе, — ответные слова и действия. Происходящее внутри черепной коробки оставалось загадкой. Сейчас есть компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, пози­тронно-эмиссионная томография, магнитно-резонансная спектроскопия и так далее — множество современных технологий, позволяющих в прямом смысле увидеть работу нашего сознания.

Это нужно не только врачам. В последние годы в моду входит такая штука, как нейромаркетинг. Человеку показывают варианты новой упаковки для овсяных хлопьев и смотрят, как реагирует его мозг, какие зоны активизируются, а какие остаются спокойными.

Что будет
«Заглядывание» в мозг станет традиционной процедурой в разных областях. Этим будут заниматься и социологи, и педагоги, и криминалисты. Их работа станет намного эффективнее. Правда, вспоминаются разномастные анти­утопии, которых боятся уже не только обыватели. Вполне академический ученый Борис Величковский пишет о когнитивных технологиях: «Нельзя отрицать, однако, что они же могут привести к появлению таких форм внешнего контроля, которые не могли представить себе даже наиболее мрачно настроенные авторы футуристических романов».

Воплощённая когнитивная наука

В начале XXI столетия в когнитивной науке развилось новое направление — воплощённая когнитивная наука (англ. embodied cognitive science). Её представители считают ошибочным подход традиционной когнитивной науки и философии сознания, который почти полностью игнорирует роль тела в деятельности сознания. В последнее десятилетие наблюдается рост эмпирических исследований в области воплощённого познания. Сторонники воплощённой когнитивной науки отвергают идею о том, что сознание порождается мозгом или тождественно мозгу[5].

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Что такое отношение и из чего оно состоит

Отношение — это своеобразный образ мышления, и именно оно определяет, как мы относимся к миру. Исследователи также предполагают, что есть несколько различных компонентов, которые его формируют.

Это можно увидеть, взглянув на три компонента отношения: познание, аффект и поведение.

Итак, мы можем с полной уверенностью перечислить три этих элемента в первозданном виде:

  • когнитивный компонент;
  • аффективный компонент;
  • поведенческий компонент.

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете

отредактировать

эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка установлена

12 мая 2011

.

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Когнитивные нарушения и расстройства

В процессе жизни когнитивные функции человеческого мозга могут не только развиваться, но и деградировать, постепенно или вследствие травм и серьезных стрессов. Согласно степени выраженности, побуждающим причинам и возрастной группе подбирают лечение, поскольку часть таких расстройств имеет обратимый характер.

При нарушении когнитивных функций у подростков и детей восстановить изначальный уровень обычно проще, так как до достижения зрелости нарушенные нервные связи замещаются более активно.

См. также

  • Когнитивная графика
  • Когнитом

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Нейронаука, когнитивистика

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

Критика[править | править код]

Философские обоснования исследований в когнитивистике непрерывно критикуются как философами, так и учёными из других областей науки. См. подробное обсуждение в статье Функционализм (в когнитивистике).

Методы исследования

Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:

Фото 1675

  • изучение перцепции;
  • исследование памяти, сортировки, хранения данных;
  • изучение когнитивной картины мира;
  • изучение познания любых живых организмов;
  • изучение атрибутивных процессов;
  • исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.

Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:

  1. познание определяет поведение;
  2. ментальное образование — главный источник данных;
  3. поведение — целостный феномен.

При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.

«МОЗГ: рубежи познания»

Цикл регулярных семинаров Института перспективных исследований мозга МГУ, руководит которыми директор Института, нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН Константин Владимирович Анохин (внук известного советского физиолога, создателя теории функциональных систем академика Петра Кузьмича Анохина). На сайте доступны архивы с видеозаписями всех прошедших семинаров за последние три года. Следующий цикл пройдет осенью в МГУ.

Методы современной когнитивистики

Когнитивистика является междисциплинарной наукой, поэтому применяются методы исследования из психологии, нейробиологии, теории искусственного интеллекта и другие.

  1. Поведенческие эксперименты. Для понимания структуры поведения нужно изучать само поведение. Используются такие приемы, как время реакции, определяет разницу во времени между представлением стимула и получением ответа на него, психофизические ответы, пороговые различия для цветов, тонов, структур. Интересным видом поведенческих экспериментов является глазное прослеживание.

Движение глаз отражает принятие решения во время обдумывания задачи. Контролируя движение глаз, ученым удается изучить, какая информация обрабатывается в установленный срок.

Мозговое отображение. Включает деятельность анализа в пределах мозга, позволяющего выполнять различные задачи. Позволяет связать поведение и функции мозга для понимания процесса обработки информации.

Методы исследования современной когнитивистикиМозговое отображение проводится в виде компьютерной томографии, электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, магнитоэнцефалографии, с помощью таких средств можно понять активность нейронов, выявить какие области мозга быстрее реагируют на информацию.

В группу мозгового отображения входит оптическое отображение. Используются инфракрасные передатчики и приемники. Безопасная технология, позволяет изучать мозг не только у взрослого человека, но и у младенцев.

  1. Вычислительное моделирование. Требуется математическая постановка проблемы. Позволяет понять функциональную организацию познавательного явления.
  2. Из менее популярных методов выделяются динамическая теория систем, нервно-символическая интеграция и модели Bayesian, методы прямой мозговой стимуляции, посмертные исследования.

Когнитивистика является молодой наукой с большим будущим. Ученые делают всё возможное для применения накопленных знаний на практике, а обычные люди с интересом наблюдают за бурным развитием когнитивных наук и приобретают новые знания о познании, процессах мышления.

Что такое когнитивный диссонанс? Ответ узнайте прямо сейчас.

Лекция М. В. Фаликман «Современная когнитивная наука: внутри и вне черепной коробки»:

Наша интересная группа Вконтакте:

Когнитивная онтология

Когнитивный это какойhttps://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия.

Тест на реакцию

На графике по горизонтальной оси отложены результаты теста в секундах (учитываются только результаты лучше 1 секунды). По вертикальной оси — количество пройденных тестов с данным результатом. Как быстро вы можете реагировать, если это необходимо? Способность к быстрой реакции может быть критической в разных ситуациях. Этот тест позволяет определить время вашей реакции — когда светофор зажигается зеленым, нужно немедленно нажать кнопку мыши.

7. Аналитики будут не нужны: автоматический анализ текстов

Что есть
Миром правит уже не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее фильтровать и обрабатывать. Компьютерные системы не только умеют раскладывать документы по полочкам, но и пытаются понять их содержание.

К примеру, на базе Института сис­темного анализа РАН была создана компания Cognitive Technologies. Ее профиль — создание и внедрение систем управления на предприятиях. Главной фишкой считается интеллектуальный анализ бизнес-инфор­мации: «Мы создали новую форму описания документа, основными элементами которой являются так называемые смысловые единицы… Фактически этот подход является не чем иным, как попыткой реализации механизма абстрактного мышления в системах искусственного интеллекта». Подобные системы уже внедрены в весьма солидных компаниях, например в «Норникеле».

Также повсюду работают электронные переводчики или системы распознавания текста и голоса. А если мы попросим Яндекс найти что-то, содержащее слова «когнитивность» и «технологии», то у системы хватит ума выдать нам статьи про когнитивные технологии, несмотря на то что слово «когнитивность» в них ни разу не употребляется.

Что будет Лет через десять бизнес-аналитикам, журналистам, переводчикам и многим другим профессионалам придется конкурировать с машинами. Системы будут сами сопоставлять тексты и цифры, после чего делать выводы. И велик риск, что человек эту борьбу проиграет. Уже сейчас компьютер способен переваривать тысячи страниц в секунду, а когда он научится еще и анализировать эту информацию, людям придется туго.

Фотографии: Алексей Майшев для «РР»; Alamy/Photas; AP; AFP/EAST NEWS; Natalie Tepper/Arcaid/Corbis/FOTOSA.RU; Reuters; Nathan Benn/Ottochrome/Corbis/FOTOSA.RU; AFP/EAST NEWS (3)

NeuroNation

Интересный курс с занятно иллюстрированными заданиями, больше похожими на игру. Геймификация тренировки способствует большей вовлеченности для максимальной эффективности.

В начале обучения вам будет предложено ответить на 11 вопросов, которые позволят выстроить персональный план обучения, соответствующий вашим целям и текущему уровню производительности.

Подготовительные задания, дающие возможность оценить ваш уровень управления рабочей памятью, предоставляются бесплатно.

Кстати, есть и российский аналог — сервис Викиум.

Lumosity

Lumosity — одна из самых популярных программ ежедневной тренировки для взрослых. Сделаны приложения для Android и iOS, в которых есть более 25 игр для тренировки мозга. Игры подстраиваются под уровень пользователя, поддерживая планку сложности при решении самых разнообразных задач. Задания построены на университетских исследованиях мозга, главным образом из Стэнфордского университета.

Профилактика

Чтение, арифметические задачки в уме, а не с калькулятором – все это ежедневные тренировки памяти. Кроме этого, нужно заниматься мелкой моторикой: это вязание, игра на музыкальном инструменте, оригами. Помогают иностранные языки, которые хорошо тренируют мозг, так же, как и стихи наизусть. Привычные многим кроссворды, шашки, судоку и прочие интеллектуальные игры на логику – это большой шаг в отсрочивании когнитивных расстройств. Важно разгонять кровь по телу, где прием сжатия и разгибания пальцев по принципу школьной разминки «мы писали, наши пальчики устали» тоже считается упражнением из области мелкой моторики.

Изменения в работе мозга ребенка, взрослого и людей подросткового и пожилого возраста отрицательно отражаются на всех сферах жизни индивида. Страдает повседневная жизнь, социальная, учебная и профессиональная деятельность. Если индивид замечает за собой излишнюю рассеянность, не будет лишним проверить свои умственные способности.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек - швейцарский нож»
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе
Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак
Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...