Что такое гештальт-психология, кем и для чего может использоваться методика?

Содержание

1. Внутри и вне помойного ведра

Фредерик Перлз


Со страниц этой необычной книги перед читателем предстает образ автора, история его исканий, духовного роста, философских размышлений. Здесь же содержатся интересные научные наблюдения и выводы, представляющие большой интерес для всех, кто интересуется современной психологией.

Внутри и вне помойного ведра pdf

Краткий обзор особенностей гештальт-терапии от ведущего тренера

Гештальт-терапия ( далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики.
ГТ связана с именем ее создателя — Фрица Перлза, а также Лоры Перлз, Пола Гудмена, Изидора Фрома, Джима Симкина и др. Впоследствии ГТ развивалась группой Кливлендского института Джозефом Зинкером, Невисами , Польстерами и другими авторами. Особо выделяется калифорнийский период жизни Фрица Перлза, его работа со сновидениями, «горячий стул», работа с внутренним диалогом клиента. Сохранились записи его семинаров в Эсалене.

ГТ в настоящее время широко распространена в мире.
В России развитие ГТ началось в конце 80х годов прошлого века и было поддержано группой практикующих российских терапевтов, которые 4,5 года обучались гештальт-терапевтами Гамбургского института Фрица Перлза, затем в 3,5летней французской программе под руководством Жан-Мари Робина, в то время президента ЕАГТ.
В 1992 году был создан МГИ, затем отделились МИГиП и МИГТиК, возник Питерский институт Гештальта и много других организаций. В нашей стране ГТ очень распространена и получила бурное развитие. Существует множество программ подготовки гештальт терапевтов в разных городах, выросло несколько поколений прекрасных терапевтов, супервизоров и преподавателей ГТ, развивается профессиональное Гештальт Сообщество. Сейчас стандарты обучения приведены в соответствие со стандартами ЕАГТ. Мы активно сотрудничаем с коллегами из Украины, Беларуссии, Казахстана, где созданы также профессиональные сообщества, продолжаем сотрудничать с международным сообществом.

Гештальт терапия получила развитие в период больших социальных перемен, когда понимание реальности и нормы ее восприятия сильно и быстро менялись.

ГТ— это Экзистенциально-Феноменологический подход, ориентированный на поддержку развития человека через пробуждение чувствительности к качеству своего присутствия в своей жизни. Задача — очнуться и обнаружить себя. Энергия этой впечатленности и есть основа мотивации развития.
Основа диагностики и поддержки осознавания в гештальт терапии звучит так— позволь себе наконец осознать очевидное.

Актуальность, осознанность и ответственность , а также согласие с собой и поддержка аутентичности и жизненной наполненности в своих выборах— вот суть гештальт терапии.

То есть задача ГТ — не докапываться до причин сегодняшних действий, лежащих в далеком прошлом, а осознать, что именно сейчас , здесь и теперь, я делаю для того, чтобы жить именно так и иметь все свои проблемы. Вся работа терапевта происходит на ресурсах энергии впечатленности клиента этим открытием.

Психоанализ опирается на философский принцип линейного детерминизма, у всего есть причина. Гештальт терапия работает в полевой логике, опираясь на теорию поля Курта Левина, где суть явления понимается через его связь с контекстом множества взаимосвязанных факторов актуальной ситуации в ее целостном измерении.

Гештальт— это принцип восприятия, образ, при этом картина мира зависит от глаз смотрящего. Это форма в развитии. Задача найти хорошую форму. И поддержать ресурсы процесса ее поиска. Для этого любопытства должно быть больше, чем страха.

Гештальт терапия поддерживает развитие, а не адаптацию. Развитие предполагает движение вперед, в будущее, встречу с новым и толерантность к ситуации неопределенности , неизвестности, в отличие от адаптации, где ориентация — на прошлое, знакомое, готовое, неизменное и общепринятое, социально одобряемое — то есть на статистически усредненное качество нормы.

Любой подход имеет свою философию.
Философские основания и принципы гештальт подхода — это реализм ( «есть то что есть» и это находит опору в феноменологии), релятивизм(мы все разные и все относительно и критерии нормы индивидуальны), диалектику ( единство и борьба противоположностей, полярностей, признание ценности процесса сопротивления и значимость фигур избегания), а также скептицизм — сомнение и возможность экспериментальной проверки данностей опыта. Гештальт терапия поддерживает ценность свободы.

Человек в гештальт подходе понимается как человек Живущий, строящий и воплощающий мелодию своего бытия в мире. Это обозначается термином Self-процесс, понимаемый как персональное усилие во времени . Self-процесс осуществляется через 4 стадии формирования опыта, традиционно описываемые как « кривая контакта»( кривая нормального распределения). Это
1. Стадия преконтакта, где происходит ориентировка во внутреннем мире и идентификация себя как субъекта определенной потребности
2. Стадия контактирования, сканирования и тестирования реальности для того, чтобы выбрать способ удовлетворить потребность
3. Стадия собственно контакта, поступка, действия, реализующего удовлетворение потребности с помощью выбранного способа и объекта потребности
4. Стадия постконтакта— на ней происходит ассимиляция опыта и обретение смысла.
Энергия селф процесса в начале возрастает, достигает пика, затем постепенно падает, по мере того как напряжение потребности разряжается в действии.
На каждой стадии могут происходить сбои, застревание реализации энергии. Это у всех индивидуально и связано с незавершенными задачами развития. В постконтакте эта нереализованная энергия незавершенного действия скапливается и образует напряжение, которое проективно организует наше сознание при восприятии реальности, побуждая вернуться к незавершенным задачам. Таким образом, любой новый цикл начинается с напряжения в постконтакте предыдущих незавершенных ситуаций. И развитие, осуществляемое через последовательность циклов формирования опыта выглядит как спираль с возвратными петлями и приращиваем компетентности.

Гештальт терапия это философия процесса, философия вопроса, философия поступка и философия глагола, описывающего действие по созданию этого поступка.

Феноменологический подход означает, что мы работаем с текущим опытом. И поддерживаем осознавание конкретного человека как именно этот опыт у него формируется. Через какие именно действия данного человека?. Как человек сам прерывает свое возбуждение? Как он перестает видеть очевидные вещи, аффективно останавливая себя своими проекциями? Как продает свободу за безопасность ? Как избегается действие? Куда девается при этом энергия, которая поддерживала бы его реализацию? Формирует болезненные напрягающие симптомы и человек начинает разговаривать о своей жизни языком болезни? Или боль, напряжение и тревога сбрасываются в зависимости? Как избегается ассимиляция опыта и исчезают смыслы?
Как восстановить мотивацию к поиску хорошей формы и попасть в свою собственную жизнь?

Пространство работы ГТ— это пространство, которое существует между восприятием феномена и словом, которое его определяет как готовый смысл. Работа терапевта — восстановить чувствительность клиента к его впечатленности, и поддержать чувствительность через замедление.
Это означает, что мы не учим, не лечим, не адаптируем клиента, а помогаем ему осознать то, что он и так уже делает со своей жизнью. Для этого надо скорее « разучиваться» от оперирования готовыми смыслами и , часто тяжело нагруженными, моральными установками. Позволить себе видеть то, что мы видим, доверять своей чувствительности, рисковать жить своей жизнью порой ценой неудобства для других, а иногда и для самого себя.

Что и как? Здесь и теперь. Ты и Я.
Гештальт терапия — это экзистенциальная лаборатория опыта. Давай посмотрим — Что и Как происходит прямо Здесь и Теперь между Мною и Тобой? И давай соотнесем это с тем, что ты считаешь своей проблемой. Мы не сразу достигнем согласия. Но, выдерживая наше несогласие в диалоге, мы оба зададимся вопросами, которые поддержат наше развитие .

(с) Елена Калитеевская

Суть гештальт-терапии

Самый главный гештальтист создал самостоятельное направление психотерапии, которое включает основы биоэнергетики, психодрамы, психоанализа. Основная ценность такой терапии заключается в гуманистическом, экзистенциальном подходе к личности пациента, который страдает психическими расстройствами. Главной целью лечения является желание, стремление изменить особенности поведения клиента, найти компромисс со своим внутренним я, достичь гармонии с самим собой.

Вместо теории

Как психотерапевтическое направление с приличным стажем (более 50 лет), гештальт-терапия обзавелась солидной теоретической базой. Попробую представить ее в виде относительно простых положений, тем более, что сам Перлз весьма неодобрительно отзывался о чрезмерной страсти к теоретизированию, отдавая предпочтение описанию конкретной практики.

Человеческий организм живет благодаря своей целостности.

Целостность тела — органы тела взаимосвязаны между собой целостными функциональными системами: система пищеварения, система кровоснабжения. Само слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостная структура».

Целостность психики — единство ощущений, чувств, мыслей; единство эмоционального и рационального, единство души и тела.

Нарушение целостности приводит к нарушению саморегуляции человеческого организма как живой системы. Итак, гештальт-терапия — это восстановление целостности организма.

В чем сущность человека?

В его человеческих потребностях — потребностях в общении, признании, уважении, любви… Целостность потребности — в ее динамичном цикле: потребность возникает, растет, находит то, в чем нуждается человек, и, удовлетворившись, успокаивается…

Если потребности естественным образом удовлетворяются человеком, то все нормально, целостность сохранена.

А если нет? Если человек каким-то образом прерывает, останавливает важные для себя потребности? Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей, и тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми:

“Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?”

Вот, в общем-то, и вся теория. А достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Практичность гештальт-терапии заключается в том, что способы, «с помощью» которых мы обычно прерываем удовлетворение своих же потребностей, достаточно четко описаны и могут быть осознаны даже ребенком.

По страницам истории

Важно понимать, что гештальт-терапия — далеко не одно и то же, что гештальтпсихология. Это даже не её ответвление. Она лишь базируется на каких-то отдельных идеях и теоретических выкладках последней. Поэтому Вертгеймер, Кёлер и Коффка к ней не имеют никакого отношения.

Основатель гештальт-терапии — немецкий врач-психиатр, психотерапевт Фредерик (Фриц) Перлз. Ярый приверженец Зигмунда Фрейда, на каком-то этапе своей жизни он начал переосмысливать свои взгляды и идеи. Дополнив психоанализ элементами гештальтпсихологии, психодрамы, экзистенциализма и других модных в середине XX века направлений, он создал нечто уникальное.

Работал не один. Ему помогали его жена Лаура Перлз, Пол Гудмен (американский писатель и психотерапевт) и американский профессор психологии Ральф Хефферлин. Совместно они выпустили в 1951 году монументальный труд, который стал настоящей библией нового течения в психологии, — «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».

После этого Перлз со своими сподвижниками переезжает в Америку и организует в Нью-Йорке Гештальт-институт. Идеи быстро приобрели популярность. Буквально за 10 лет подобные учреждения были созданы во всех крупных городах США, а в 60-е гг. — в Европе.

За 70 лет своего существования гештальт-терапия претерпела существенные изменения. Если Перлз настаивал на групповых занятиях и даже полностью предлагал отказаться от индивидуальных, то сейчас перевес на стороне последних.

Второй момент, который подвергся полному пересмотру, — конфликт терапевта и пациента, на котором настаивали основатели направления. По их мнению, только так можно войти в доверие и внутренний мир собеседника, вскрывая его самые неприглядные стороны, обвиняя, обличая. С течением времени подход стал более гуманным, специалисты отказались от натиска и грубости.

Неизменными остались основные принципы, сама идея воспринимать каждого человека как целостный образ, работа над его самоосознаванием, тесный контакт с терапевтом. И вот уже столько десятилетий неприкосновенна молитва, сочинённая самим Перлзом и применяемая на практике до сих пор. Специалисты советуют начинать день с этих строк, чтобы с самого утра настроить себя как личность, которая в этом мире единственная и неповторимая:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И, если нам случилось найти друг друга, — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь.

В этих словах заключается самая суть гештальт-психологии. Каждый человек самобытен, уникален и не должен стремиться отвечать чьим-то ожиданиям. Несмотря на то, что за столь эгоистический подход данное направление и текст молитвы в частности постоянно подвергались нещадной критике, это маленькое стихотворение оказало огромное влияние на культуру 70-х гг. прошлого века.

Его цитировали, изменяли, включали в песни и фильмы. Возможно, оно так идеально легло на мировоззрение этой эпохи, так как именно в эти годы велась активная борьба за права, отвергались прописные истины, устанавливались новые форматы отношений.

Что такое гештальт и как его завершить

Гештальт в переводе с немецкого — фигура, форма или целостный образ, структура. В психологии под ним понимается некая идеальная ситуация или исход события, который мы желаем получить. Такой образ состоит из огромного количества частей — наших представлений о правильности, счастье, переживаний и эмоций, опыта, особенностей темперамента и т.д. При этом сводить целое к сумме составляющих нельзя — они «сплавляются» в единое целое. Яркий пример — мелодия, которая состоит из разрозненных звуков, но воспринимается общим, отдельным явлением.

Ключевое свойство гештальта — стремление к завершению, достижениерезультата, который мы себе нарисовали в воображении, идеальнойчувственно-образной формы «как должно быть». Это нормальное свойствочеловеческого подсознания, развившееся в ходе эволюции, и оно подталкивает насделать все, чтобы довести ситуацию до конца — досмотреть фильм, доестьнадкушенный бутерброд, завершить романтическую связь счастливым браком и т.д.(у каждого свои структуры). Если в нашем эмоционально-когнитивном опыте естьнезавершенные гештальты, мозг не может избавиться от них, и мы испытываемэмоциональный дискомфорт:

  • постоянно«прокручиваем» не удовлетворившую нас ситуацию в голове — она нас «неотпускает», мы хотим вернуться в прошлое и все сделать по-другому;
  • мучимсячувством неудовлетворенности собой, отчего не можем стать счастливыми, дажеесли добились в жизни многого;
  • думаемне о сегодняшнем дне, а о прошлом и застреваем в нем и не можем строитьконструктивное будущее, планировать свою жизнь.

Со всеми этими вопросами и призвана разобраться гештальт-терапия.Специалисты помогают клиенту найти эти незавершенные дела, дискомфортныеощущения и прочие деструктивные гештальты, которые человек чаще всего даже неосознает. Терапия «вытаскивает занозу» из сознания, учит пациента понимать ипринимать себя, самостоятельно закрывать мучительные темы, чтобы забыть о них исчастливо жить сегодняшним днем, а не прошлым.

Как формируется гештальт?

Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.

Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.

Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.

3. Гештальттерапия

Жан-Мари Робин

В краткой по объему (всего 22 страницы), но насыщенной по содержанию книге, в доступной форме излагаются теоретические и практические основы гештальт-подхода, описаны стандарты подготовки гештальт-терапевтов. Заслуживает внимания рассказанная Робином история возникновения гештальтерапии.

Робин Гештальттерапия doc

2

Теоретическая база

Рассматриваемая методика неоднозначна и постоянно развивается. Основная цель занятий – восстановить связь человека с самим собой, окружающими людьми и собственной жизнью.”Побочный эффект” таких тренингов – накопление и восстановление жизненной энергии благодаря устранению тревожных расстройств.

Занятия проходят индивидуально и в группе. В процессе работы пациент делится своими трудностями и подробно описывает проблему. Задача терапевта – помочь клиенту настроиться на работу и сфокусироваться на своих переживаниях в настоящий момент, здесь и сейчас. Взаимодействие происходит через телесные проявления актуальных чувств, реже задействуются сны и воспоминания. Специалист устанавливает терапевтический альянс на уровне”Я-Ты-отношений”, благодаря способности слушать и оставаться чувствительным.

Следующий этап занятий – проведение экспериментов, направленных на развитие креативности. С их помощью пациент получает возможность увидеть прорабатываемые проблемы «с другой стороны» и высвободить подавленные эмоции. Большинство зажимов в человеческой психике формируется из-за невозможности выразить свои чувства. Каждый человек имеет право на злость, обиду и другие негативные эмоции, но их необходимо научиться правильно выражать.

Проработка проблемных зажимов производится через взаимодействие с воображением. Присутствуют разговоры с вымышленными персонажами. Простыми словами основы гештальт-терапии формулируются как решение проблем через осознание и реальное реагирование. Задача состоит не в том, чтобы думать, а в том, чтобы прочувствовать. Пациент учится понимать, что он на самом деле чувствует, а что выражает. Часто это противоречивые эмоции.

Метод помогает найти гармонию между разумом и чувствами, выводя эмоции на первый план. Удовлетворяя свои потребности социально адекватными методами, пациент учится творчески приспосабливаться к миру: опираться на свою интуицию и внутренние сигналы, но учитывать внешние реалии.

Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых

Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых

Что такое гештальт терапия своими словами
Механизмы прерывания потребностей

Как правило, удовлетворение человеческих потребностей связано с взаимодействием человеческого организма с внешним миром. Например, одолела жажда — понадобится найти вокруг что-то, содержащее воду: сок, квас, молоко или, на худой конец, напиться воды из-под крана.

Захотелось послушать музыку — подойди и включи радио или магнитофон…

Таким образом, удовлетворение потребности связано с контактом человека с внешней средой. Поэтому и механизмы прерывания потребностей (для краткости мы их будем называть «гештальт-тупики») описываются как особенности границы контакта человека и среды.

Различают четыре основные «гештальт-тупика». Они носят специальные названия:

Ретрофлексия

Что такое гештальт терапия своими словами

Ретрофлексия — первый гештальт-тупик. Выглядит примерно так.

  • «Всю свою энергию, свои жизненные импульсы я стараюсь удерживать внутри себя и не даю им прорываться наружу. Я хочу сказать другому человеку, как он мне нравится (или, наоборот, раздражает), а вместо этого только крепко сжимаю пальцы, кусаю губы.
  • Хочется сказать дочке: «Что-то я устала сегодня…». А вместо этого получается привычное: «Ты выучила сегодня уроки?».
  • Я хочу позаботиться о своем здоровье, но каждый раз откладываю поход в бассейн или тренажерный зал на завтра…
  • Я так привыкла сдерживать внутри себя слова или действия, что иногда перестаю различать «внутреннюю речь» и внешние проявления: «А мне казалось, я говорила…».
  • И, разумеется, у меня есть тысяча способов объяснить себе (и другим), почему я сейчас спрятала внутри себя свои желания…».

Интроекция

Что такое гештальт терапия своими словами

Интроекция — еще один примечательный гештальт-тупик.

  • «Я прерываю реальный контакт с другими людьми и внешним миром в целом с помощью различных «льзя» и «нельзя», крепко засевших внутри меня.
  • «Нельзя говорить неправильно!» — и я замолкаю, краснея, когда ко мне обращаются иностранцы — ведь мой английский не сияет грамматической чистотой.
  • «Невежливо прерывать другого человека!» — и я уже полчаса уныло слушаю бесконечный разговор соседа, зашедшего «на минутку» за спичками…
  • В каких-то случаях эти правила, безусловно, полезны, но, возводясь на пьедестал незыблемых истин, они превращаются в бессмысленную противоположность. Но тупик есть тупик.
  • И на наивный вопрос ребенка: «А почему надо доедать кашу, хотя я давно уже сыт?» я слышу свой восхитительный по логике ответ: «А потому, что я тебе сказала!!!».

Проекция

Что такое гештальт терапия своими словами

Несколько штрихов к описанию этого гештальт-тупика.

  • «Что вы мне рассказываете про контакт? Я и так все прекрасно знаю! Все люди только и думают о своей пользе. Так и норовят обмануть других!
  • Вот мой сын — я ему нужен только для того, чтобы выуживать из меня деньги. Я его спрашивал? А что тут спрашивать — я и так это прекрасно знаю.
  • Отношения с женой? Какие там отношения! Ей никто не интересен — у нее на уме одни тряпки и сплетни…
  • Нет, тут уж ничего не изменишь. Что я хочу от вас? Да вряд ли вы мне поможете…».
  • Все, что относится к нему, все свои сомнения и недостатки человек приписывает окружающим людям, миру в целом…

Тут уж не до контакта и не до удовлетворения потребностей — дай Бог уцелеть!

Конфлюенция или слияние

Что такое гештальт терапия своими словами

  • «А я, собственно, и не отделяю себя от других, зачем мне это?
  • Какие у меня потребности? Да такие же, как у всех, что я, лучше других, что ли?
  • Какие у меня проблемы? Да проблем у меня уйма — и ребенок плохо учится, и муж выпивает, и свекровь болеет и денег у нас мало…
  • О чем я хочу конкретно поговорить? Да что вы сами считаете нужным, о том и расскажу…».

Да… Не так просто удовлетворить какую-нибудь потребность в этом случае.

Ведь ее и определить трудно — все сливается в спутанный клубок желаний, своих ли, чужих, сразу не разберешь… Тут и границы-то четкой между человеком и окружающим миром нет. Сплошное расплывчатое «мы»…

В чем отличие от бесед с психологом?

Вместо того, чтобы просто говорить о ситуациях в прошлом, у вас будет шанс испытать их путем реконструкции. Благодаря гештальт-процессу люди учатся лучше понимать, как их собственные негативные модели мышления и поведения блокируют истинное самосознание и делают их несчастными.

Гештальт терапия что это такое простыми словами (1)

Упражнения

Упражнений гештальт-терапии множество. Самыми действенными и ходовыми считаются следующие:

  • Здесь и теперь. Пациент раскрывает прошедшую ситуацию в настоящем моменте и фокусируется на своих эмоциях в данный момент. В данном упражнении можно использовать фантазию. Например, представлять себя на месте какого-либо человека, выдумывать нереальный образ и действия. Все это позволяет выявлять глубоко спрятанные внутри эмоции и предугадывать реакцию на те или иные события.
  • Сновидения. Именно сон является ключикам к нашим неосознанным и не пережитым чувствам. Во снах кроются потаенные желания, страхи и проблемы. Терапевт, разбирая по деталям сновидение, может раскрыть многие зажатости и страхи. Это в свою очередь влияет на самочувствие человека, так как неразрешенные ситуации становятся видны и понятны.
  • Телесный контакт. Опыт пациента рассматривается в его целостности. Здесь важны не только эмоции и выражения, но и жесты, мимика, физическая реакция на раздражители. С помощью обращения внимания на тело можно добиться установки взаимосвязи «мысль»-«слово»-«движение»-«действие». По этой цепочке специалист «читает» клиента и корректирует его реакции путем объяснений и примеров на практике.
  • Взаимодействие с окружающей средой. Терапевт устанавливает связь в группе не только в процессе диалога, но и путем обращения внимания его членов на поведение окружающего пространства. Это означает, что люди должны воспринимать себя не только как замкнутый субъект, но и ориентироваться на чувства и эмоции рядом находящихся.

grafika-psihologiya-geshtalt

Важно! В ходе работы психолог постоянно находится в поиске и применении тех упражнений, которые подходят конкретно под сложившуюся ситуацию. Если возникает необходимость коррекции, то специалист умело ее выполняет.

Этапы гештальт-терапии

При проведении личных или групповых занятий гештальт-терапевт придерживается следующих этапов:

  • Присутствие рядом с пациентом.Соблюдение этого момента гарантирует важнейший эффект терапии – эффект исповеди. Проговаривание ключевых моментов фиксируется терапевтом, что позволяет ему принять решение о тех или иных корректирующих действиях.
  • Постоянная фокусировка на чувствах, эмоциях, желаниях и других эмоциях пациента с целью вхождения в его пространство. Это позволяет анализировать и принимать независимые решения, которые помогают наладить контакт пациента с самим собой.
  • Вопросы. При работе терапевт постоянно задает человеку наводящие и помогающие в восприятии своего внутреннего я вопросы. Вопросы должны быть без явных суждений и оценок, обладать четкостью и ясностью. Чем уверенней пациент будет отвечать и чем чаще повторять односложные предложения, тем выше эффект терапии.
  • Обратная связь. Осуществляется через реакцию терапевта на ответы и эмоции пациента. Это позволяет узнать о себе как самому человеку, так и психологу.

Примеры упражнений

Примерами упражнений могут служить следующие:

  1. «Горячий стул». Участники располагаются по кругу, а клиент садится посередине них. Его задача, рассказать о волнующих душу моментах. После окончания диалога другие участники выражают свои чувства и эмоции по отношению к услышанной ситуации. И так делает каждый из присутствующих на тренинге.
  2. «Челночное движение». Нагнетание интереса к персоне. При выражении чувств пациента, специалист делает акцент на совершенно не значимых вербальных и невербальных его проявлениях. Жесты, мимика, прикосновение к стулу и прочее. Таким образом, достигается перемещение волнующей ситуации на другие области бытия.
  3. «Круговой обход». Все участники должны выразить отношение и чувство к друг другу. За счет этого контакта выявляются скрытые и не проявленные вовремя потаенные эмоции.
  4. Понимание действительности. В настоящем моменте происходит осознование проработанных ранее ситуаций. Это помогает закрепить эффект прошлого и оставить конфликты за бортом психики.

В видео представленном ниже Психолог Николай Лу  рассказывает про гештальт-упражнение  «Контакт с любимым мужчиной! Психология Отношений»

Цикл гештальта

Идеальный цикл выглядит следующим образом:

  1. Формирование потребности.
  2. Поиск способов ее исполнения.
  3. Удовлетворение потребности.
  4. Завершение контакта.

Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта.

Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей. Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики.

гештальт терапевт

Что такое гештальт терапия своими словами
Причинно-следственные связи для оправдания самого себя

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя.

«Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент.

Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

Гештальттерапия

В 1940-х годах супруги Фредерик и Лаура Перлз, основываясь на достижениях гештальтпсихологии, а также под влиянием других идей, в частности теорий Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, основали новое направление психотерапии — гештальт-терапию.

Подобно гештальтпсихологии, сфокусированной на идее целостности, гештальт-терапия базируется на идее о способности человеческого организма как единства всех функций и психики к саморегуляции и приспособлению к окружающей среде.

Представители ранней школы гештальтпсихологии в своей теории рассматривали фигуру и фон отдельно. В гештальт-терапии эта идея используется для того, чтобы помочь человеку лучше осознать свою суть, понять самого себя.

  • Гештальт терапия помогает людям рассмотреть и осознать свое «я» на фоне неразрешенных ситуаций и эмоций.

Основные методы гештальт-терапии

Одним из основных методов гештальт-терапии считаются ролевые игры. Они помогают человеку находить выход из безвыходной ситуации или решение неразрешимой проблемы. Самая распространенная техника, придуманная Фредериком Перлзом, – это «пустой стул». При ее применении человек разговаривает с пустым стулом так, будто на нем кто-то сидит. Прием позволяет пациенту выпустить пар и найти новые решения своих проблем.

В гештальт-терапии сильный упор также делается на анализ сновидений. Сторонники этого метода считают, что сны позволяют выявить психологические особенности личности, а также извлечь любые травмирующие переживания из прошлого . Для этого психотерапевт просит пациента на протяжении двух недель записывать свои сны, а затем, выбрав один, особенно яркий или значимый, разыграть его в реальной жизни. Считается, что таким образом человек воссоединяется с теми частями своего прошлого опыта, которые он отказывался признавать.

Еще один распространенный гештальттерапевтический метод предполагает битье дивана палками или колотушками, чтобы, как говорится, избавиться от чувства гнева . Представляя в воображении то, что вызывает у него злость, и избивая этот образ палкой, пациент избавляется от неконструктивного гнева и сосредотачивается на своем истинном «Я».

Поскольку в основе этого психологического направления лежит идея лучшего осознания себя, пациенту обязательно нужно повысить уровень осознанности. Этого можно достичь, произнося фразу «Я знаю, что я…», чтобы тем самым четко определить свою самость. Например:

  • «Я осознаю, что я сейчас сижу у письменного стола.»,
  • «Я осознаю, что я сейчас чувствую печаль

И далее в том же духе. Таким образом человек остается в настоящем и отделяет свои чувства от интерпретаций и субъективных оценок; такая техника помогает создать более четкое видение того, как пациент понимает себя. Этот метод, пожалуй, самый известный и одновременно самый простой.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Причины появления гештальтов

Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.

Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.

Какие механизмы защиты могут выйти из строя?

Среди таковых следующие:

  1. Интроекция. Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом.
  2. Проекция. Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность.
  3. Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта. В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя. Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных. Идентификация психики таких людей в большинстве случаев происходит за короткий промежуток времени. Патологическое слияние сопровождается сверхконтролем других людей.
  4. Ретрофлексия. Желание сделать с собой то, что хочется сделать с другими людьми, либо получить от них. Патологическая ретрофлексия часто сопровождается психосоматическим заболеванием и аутоагрессией. В запущенных случаях может привести к самоубийству человека.

Гештальт должен быть закрыт во всех случаях во избежание неприятностей. Если сделать это невозможно, то стоит обратиться к специалисту – гештальт-терапевту.

гештальт подход

Два вероятных исхода

После окончания терапии есть два варианта исхода событий:

  1. Гештальт психология принципТерапия окончится и человек станет полностью самостоятельным, способным находить и решать свои проблемы.
  2. Терапия продолжится. Клиент начнет понимать и находить проблемы, но пока будет не в состоянии решать их самостоятельно. Терапия будет продолжаться до тех пор, пока клиент не научится решать проблемы сам.

Фигура-основа

Принцип «фигура-основа» относится к способности человека визуально разделять объекты на разных уровнях фокусировки. Мы знаем, какие элементы расположены на переднем плане, а какие — на заднем.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:

Существует несколько методов различения планов фокусировки: вы можете использовать полупрозрачное наложение, тени или размытие элементов на заднем плане.

Главные принципы терапии

Главные принципы терапии

В основе гештальт-терапии в клинической практике лежит ряд принципов:

  1. «Сейчас». Терапевт концентрирует внимание на том, что происходит внутри человека в настоящий момент, как он взаимодействует с окружающей средой. Пациенту нужно рассказать обо всем, что с ним случилось.
  2. «Я и Ты». Психолог побуждает человека установить контакт между ним и окружающим миром. Процесс называется контрпереносом. Особенно эффективно он проводится на групповых занятиях. Участникам нужно максимально точно описать проблему, придать ей очертания. Например, фразу «Меня все бросили» нужно заменить рассказом, кто именно бросил, при каких обстоятельствах и т.д.
  3. Субъективизиция. Этот принцип похож на предыдущий. Только он работает в другом направлении – с внутренним миром. Человеку нужно осознать, что зачастую в своих проблемах виноват он сам. На этом этапе не стоит говорить в общем «Мне плохо». Нужно конкретизировать: «Я сам сделал и продолжаю делать себе плохо». Это поможет стать самостоятельными, ответственными.

Есть еще один принцип — принцип непрерывности или континуума. Он учит воспринимать себя как целостную личность, которая имеет право на переживания, ощущения, эмоции. Их и нужно понять, пережить, высказать. Это поможет разобраться в своем внутреннем мире, оценить и проанализировать свои мысли, поступки. В результате вы научитесь понимать не только себя, но и окружающих вас людей.

Главный вопрос принципа континуума — «что и как». Именно он отличает методы гештальт-терапии от других направлений психологии.

8. Гештальт, ведущий к просветлению

Энрайт Джон

Enlightening Gestalt: Waking Up from the Nightmare

В этой книге Джон Энрайт, один из известнейших гештальттерапевтов в нашей стране, объединил западный и восточный подход к природе человека. В русле первого, где человек, насколько бы развитым он ни был, может прийти к чему-то лучшему, гештальттерапия становится уникальным и эффективным методом решения проблем трансформации и личностного роста.

Гештальт, ведущий к просветлению doc

Что такое «Гештальт-молитва»?

С помощью определенных фраз можно повлиять на психику. В гештальт-терапии существует понятие гештальт-молитвы. Самая первая молитва, которую заучивают специалисты, называется «Ты – это ты, а я – это я». Она дарит ощущение легкости и своеобразного исцеления. При возникновении обид и недоразумений эта молитва исцеляет и очищает психику от негатива:

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

devushka

9.Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе | Мак-Вильямс Нэнси

Это один из самых современных базовых учебников по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с разными типами пациентов.

Типы психологических защит

Психотипы личностей

Читать книгу онлайн (удобный формат)

Купить в бумажном виде

Содержание книги

От хаоса – к структуре, от симптома – к личности 1 Благодарность 2 Предисловие 3 Введение 3 Замечания относительно терминологии 4 Замечания относительно общего тона книги 4 Часть I. Концептуальные положения 5 1. Зачем нужен диагноз? 5 Планирование лечения 5 Прогнозирование 6 Защита потребителя 6 Установление эмпатии 6 Предотвращение уклонения от лечения 7 Прочие выгоды 7 Ограничения полезности диагностики 8 Дополнительная литература 8 2. Психоаналитическая диагностика личности 9 Классическая теория драйвов Фрейда 9 Эго-психология 11 Традиция объектных отношений 12 Сэлф-психология 14 Другие вклады психоанализа в оценку личности 15 Заключение 15 Дополнительная литература 15 3. Уровни развития организации личности 15 Исторический контекст: диагностика уровня патологии характера 16 Диагнозы Крепелина: неврозы и психозы 16 Диагностические категории Эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз 17 Диагноз с точки зрения объектных отношений: пограничная психопатология 18 Специфические измерения спектра “невротик – пограничный – психотик” 19 Характеристики структуры личности невротического уровня 19 Характеристики структуры личности психотического уровня 21 Характеристики пограничной (borderline) структуры личности 22 Заключение 24 Дополнительная литература 24 4. Клиническое приложение уровней развития организации личности 24 Психоаналитическая терапия с пациентами невротического уровня 24 Общепринятые модели терапии относительно здоровых пациентов 25 Другие подходы к относительно здоровым пациентам 25 Психоаналитическая терапия с пациентами психотического уровня 25 Поддерживающая техника: создание атмосферы психологической безопасности 26 Поддерживающая техника: воспитание пациента 27 Поддерживающая техника: привязка тревоги к определенным стрессам 28 Психоаналитическая терапия с пограничными пациентами 29 Экспрессивная техника: безопасные границы 29 Экспрессивная техника: проговаривание контрастных чувственных состояний 30 Экспрессивная техника: интерпретация примитивных защит 30 Экспрессивная техника: получение супервизирования от пациента 31 Экспрессивная техника: поддержка индивидуации и препятствие регрессии 31 Экспрессивная техника: интерпретация в состоянии покоя 32 Экспрессивная техника: соответствующий материал контрпереноса 32 Взаимодействие зрелостных и типологических измерений личности 32 Заключение 33 Дополнительная литература 33 5. Первичные (примитивные) защитные процессы 33 Примитивная изоляция 35 Отрицание 35 Всемогущий контроль 36 Примитивная идеализация (и обесценивание) 37 Проекция, интроекция и проективная идентификация 38 Расщепление (splitting*) Эго 39 Диссоциация 40 Заключение 40 Дополнительная литература 40 6. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы 40 Репрессия (вытеснение) 40 Регрессия 41 Изоляция 42 Интеллектуализация 42 Рационализация 43 Морализация 43 Компартментализация (раздельное мышление) 43 Аннулирование (undoing) 44 Поворот против себя 44 Смещение 45 Реактивное образование 45 Реверсия 46 Идентификация 46 Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out) 47 Сексуализация (инстинктуализация) 48 Сублимация 49 Заключение 50 Дополнительная литература 50 ЧАСТЬ II. Типы организации характеров 50 Основания для построения глав 50 Характер, патология характера и ситуационные факторы 50 Ограниченность выбора типов личностей 51 7. Психопатические (антисоциальные) личности 51 Драйвы, аффекты и темперамент при психопатии 52 Защитные и адаптационные процессы при психопатии 52 Объектные отношения при психопатии 53 Психопатическое собственное “Я” 53 Перенос и контрперенос с психопатическими пациентами 54 Терапевтические рекомендации при диагнозе психопатия 54 Дифференциальный диагноз 56 Психопатическая личность в сравнении с параноидной 56 Психопатическая личность в сравнении с диссоциативной 56 Психопатическая личность в сравнении с нарциссической 56 Заключение 56 Дополнительная литература 57 8. Нарциссические личности 57 Драйвы, аффекты и темперамент при нарциссизме 58 Защитные и адаптивные процессы при нарциссизме 58 Объектные отношения при нарциссизме 59 Нарциссическое собственное “Я” 60 Перенос и контрперенос с нарциссическими пациентами 60 Терапевтическое применение диагноза нарциссизма 61 Дифференциальный диагноз 62 Нарциссическая личность в сравнении с нарциссическими реакциями 62 Нарциссические личности в сравнении с психопатическими 62 Нарциссические личности в сравнении с депрессивными 63 Нарциссические личности в сравнении с обсессивно-компульсивными 63 Нарциссическая личность в сравнении с истерической 63 Заключение 63 Дополнительная литература 63 9. Шизоидные личности 63 Драйвы, аффекты и темперамент шизоидных личностей 64 Защитные и адаптационные процессы у шизоидных личностей 64 Объектные отношения шизоидных личностей 65 Шизоидное собственное “Я” 65 Перенос и контрперенос с шизоидными пациентами 66 Терапевтические рекомендации при диагнозе шизоидной личности 67 Дифференциальный диагноз 68 Уровень патологии 68 Шизоиды в сравнении с обсессивными и компульсивными личностями 68 Заключение 68 Дополнительная литература 69 10. Параноидные личности 69 Драйвы, аффекты и темперамент параноидной личности 69 Защитные и адаптационные процессы при паранойе 70 Объектные отношения при паранойе 71 Параноидное собственное “Я” 72 Перенос и контрперенос с параноидными пациентами 73 Терапевтические рекомендации при установлении диагноза “паранойя” 73 Дифференциальный диагноз 75 Параноидная личность в сравнении с психопатической 75 Параноидные личности в сравнении с обсессивными 75 Параноидная личность в сравнении с диссоциативной 76 Заключение 76 Дополнительная литература 76 11. Депрессивные и маниакальные личности 76 Депрессивные личности 76 Драйвы, аффекты и темперамент при депрессии 77 Защитные и адаптивные процессы при депрессии 77 Объектные отношения при депрессии 78 Депрессивное собственное “Я” 79 Перенос и контрперенос с депрессивными пациентами 80 Терапевтическое применение диагноза депрессии 81 Дифференциальный диагноз 82 Депрессивная личность в сравнении с нарциссической 83 Депрессивнная личность в сравнении с мазохистической 83 Маниакальные и гипоманиакальные личности 83 Драйвы, аффекты и темперамент при мании 83 Защитные и адаптационные процессы при мании 84 Маниакальное собственное “Я” 84 Перенос и контрперенос с маниакальными пациентами 84 Терапевтические применения диагноза мания и гипомания 84 Дифференциальный диагноз 85 Гипоманиакальная личность в сравнении с истерической 85 Гипоманиакальная личность в сравнении с нарциссической 85 Гипоманиакальная личность в сравнении с компульсивной 85 Мания в сравнении с шизофренией 86 Заключение 86 Дополнительная литература 86 12. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные [self-defeating]) личности* 86 Драйвы, аффекты и темперамент при мазохизме 87 Защитные и адаптационные процессы при мазохизме 87 Объектные отношения при мазохизме 88 Мазохистическое собственное “Я” 89 Перенос и контрперенос с мазохистическими пациентами 90 Терапевтические рекомендации при диагнозе мазохизма 91 Дифференциальный диагноз 92 Мазохистическая личность в сравнении с депрессивной 92 Мазохистическая психология в сравнении с диссоциативной 93 Заключение 93 Дополнительная литература 93 13. Обсессивные и компульсивные личности 93 Драйвы, аффекты и темперамент обсессивных и компульсивных личностей 94 Защитные и адаптационные процессы у обсессивных и компульсивных личностей 95 Когнитивные защиты против драйвов, аффектов и желаний 95 Поведенческие защиты против драйвов, аффектов и желаний 95 Реактивное образование 96 Объектные отношения обсессивных и компульсивных личностей 96 Обсессивно-компульсивное собственное “Я” 97 Перенос и контрперенос с обсессивными и компульсивными пациентами 98 Терапевтические рекомендации при диагнозе обсессивной или компульсивной личности 99 Дифференциальный диагноз 100 Обсессивная личность в сравнении с нарциссической 100 Обсессивная личность в сравнении с шизоидной 100 Обсессивность в сравнении с состояниями органического происхождения 101 Заключение 101 Дополнительная литература 101 14. Истерические, или театральные (histrionic) личности 101 Драйвы, аффекты и темперамент при истерии 102 Защитные и адаптивные процессы при истерии 102 Объектные отношения при истерии 103 Истерическое собственное “Я” 104 Перенос и контрперенос с истерическими пациентами 105 Терапевтические следствия диагноза “истерия” 106 Дифференциальный диагноз 107 Истерическая личность в сравнении с психопатической 107 Истерическая личность в сравнении с нарциссической 107 Истерическая личность в сравнении и диссоциативной 107 Истерия в сравнении с физиологически обусловленными состояниями 107 Заключение 108 Дополнительная литература 108 15. Диссоциативные личности 108 Драйвы, аффекты и темперамент при диссоциативных состояниях 109 Защитные и адаптационные процессы при диссоциативных состояниях 110 Объектные отношения при диссоциативных состояниях 111 Диссоциативное собственное “Я” 111 Перенос и контрперенос с диссоциативными пациентами 112 Терапевтические рекомендации при диагнозе диссоциативного состояния 113 Дифференциальный диагноз 114 Диссоциативные состояния в сравнении с функциональными психозами 114 Диссоциативнное состояние в сравнении с пограничным 114 Диссоциативные состояния в сравнении с истерическими 115 Диссоциативные состояния в сравнении с психопатиями 115 Заключение 115 Дополнительная литература 115 Литература 115 Приложение 125 Пример диагностического интервью 125 Демографические данные 125 Текущие проблемы и их состояние 125 Личная история 125 Младенчество и детство 125 Латентный период 125 Адолесцентный период 125 Взрослая жизнь 125 Текущие представления (ментальный статус) 125 В заключение 125 Выводы 12

«У меня есть тайна»

Что такое гештальт терапия своими словами

В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете.

  • Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны.
  • Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе».

Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

Молитва

И в завершение, молитва гештальтиста:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Ты – это ты.

А я – это я.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

Если нет, то ничего не поделаешь.

Гештальт-картинки

Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на этой странице.

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

11. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма

Гордон Уилер

Книга  Гордона Уилера посвящена философско-мировоззренческим основаниям психотерапии, бросая вызов западной традиции индивидуализма. Автор обосновывает интерсубъектную, межличностную природу человека и его опыта, опираясь как на современную философию, связывая гештальттерапию с социальным конструкционизмом и деконструктивизмом, так и на свой терапевтический опыт, который он обильно использует для иллюстраций. С этих позиций в книге подробно рассмотрены многие практические вопросы, касающиеся психологических проблем, а также здоровья, этики, политики и духовности.

Обучение

Для получения статуса гештальт-терапевта специалист должен пройти сертификацию и получить на руки сертификат. Но и выучиться на столь ответственную должность совсем не просто. Будущий студент проходит жесткий отбор на собеседовании при поступлении в ВУЗ. Это необходимо для того, чтобы исключить психологические нарушения у конкретного индивидуума.

Само обучение длится на 2 ступени. Первая ступень длится около 2 лет и называется «Основы гештальт-терапии». Лекции, практика и индивидуальная работа ведется в обязательном порядке. Вторая ступень обучения длится около 2,5 лет. Это уже профессиональное обучение, до которого допускаются самые лучшие студенты.

Курт Левин

Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние – чувства, внешние — восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».
Левин утверждал, что личность – это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.

Гештальтпсихология кратко и понятно: основные принципы и положения

Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.

Продолжительность курсов

Если говорить о том, что такое гештальт-терапия простыми словами, это среднесрочный метод психотерапии. Курс лечения включает 10 встреч по одной каждую неделю. В зависимости от сложности проблем пациента ему может назначаться курс, рассчитанный на 30 встреч. Продолжительность терапии зависит от задач, поставленных перед специалистом, имеющейся проблемы и некоторых других факторов.

основатель гештальт терапии

Задачи гештальт-терапии

Узнали в перечисленных механизмах прерывания контакта свой любимый? Или даже не один?… Ничего, не расстраивайтесь. Понятно, что каждый из четырех рассмотренных механизмов может быть гештальт-тупиком, останавливающим какую-то важную потребность, а может быть вполне эффективным «инструментом контакта».

Какое же размышление возможно без ретрофлексии? Какое же обучение и воспитание возможно без интроекции? Какой же лидер может существовать без проективного механизма? Как же без слияния могут существовать любовные отношения?

Задача гештальт-терапии состоит не столько в «опознавании» гештальт-тупика, закрывающего удовлетворение каких-то важных потребностей конкретного человека, сколько в достаточно длительном и напряженном поиске ресурсов, позволяющих превратить «зловредный» гештальт-тупик в инструмент успешного взаимодействия человека с окружающими людьми, природой, обществом.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

Гештальтпсихология кратко и понятно: основные принципы и положения

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

15. Психотерапия как путь формирования и трансформации реальности

Погодин Игорь

В книге рассматриваются философские и естественнонаучные основания психотерапии переживанием. В частности, речь идет о концепции первичного опыта.

Автор предпринимает довольно глубокий экскурс в философию, а также в базовые основания квантовой физики. В книге также довольно подробно излагается сущность теории поля, которая лежит в основе психотерапии переживанием.

А также книги на английском языке:

Можно ли работать самостоятельно

книга Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым

Идеальный вариант — проведение гештальт-терапии в кабинете психотерапевта. Но при желании можно попытаться работать самостоятельно. В книге «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым» Я. Старак, Т. Кей и Дж. Олдхейм предлагают выполнять ряд простых упражнений. Каждый день новое.

Допустим, вы начинаете с понедельника. План действий выглядит так:

  1. Разделите всех, кто вас окружает, на полезных и вредных людей.
  2. Во вторник подумайте, есть ли польза во вредных отношениях.
  3. В среду задумайтесь о ценности таких отношений в вашей жизни.
  4. В четверг представьте последствия разрыва вредных отношений.
  5. В пятницу займитесь критикой человека, который портит вашу жизнь.
  6. В субботу придумайте, как вы накажете человека, о котором говорилось в предыдущем пункте.

В воскресенье сделайте выходной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...