Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Содержание

Религиозные партии Нового Завета

В Новом Завете мы встречаем упоминания таких групп людей как: книжники, фарисеи и саддукеи.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
(Матф.3:7)

Фарисеи – это религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты.

Саддукеи – религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали «устное предание» фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а также в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.

В древности бытовало поверье, что змеи определенных видов рождаются, прогрызая чрево своих матерей. Получить прозвище «змея» было достаточно обидно, но еще худшим оскорблением было прозвище «порождение ехидны»: убийство матери или отца считалось в древности самым ужасным преступлением.

Почему Иоанн так обозвал их? Вероятно нам следует лучше узнать, кто такие книжники, фарисеи и саддукеи в Библии.

Что это такое

В значение слова изначально вкладывалось название религиозного течения, а уже позже понятие превратилось в нарицательное, имеющее негативную окраску.

Происхождение слова

Термин происходит от названия религиозно-политической секты, которая первоначально имела относительно прогрессивный и демократический характер по сравнению с другими формами иудаизма. В дальнейшем движение приняло форму крайнего фанатизма, талмудистской казуистики и лицемерного благочестия.

Наименование фарисеев (греч. pharisaios у Иосифа Флавия и в Новом Завете, ивр. perushim в раввинской литературе), по мнению большинства ученых, означает «отделенные». Существуют и другие версии этимологии понятия: «точно определяющие» (А. Баумгартен) и «персидствующие» (Т. Мансон).

фарисеи кто это

Значение понятия в христианстве

Когда говорят о данном явлении, нередко присутствует религиозный оттенок в тематике разговора. Верующие люди, сталкиваясь с негативными моральными качествами человека, зачастую характеризуют его указанным словом. Преимущественно такое мнение имеют представители христианских конфессий.

Даже если разговор ведется исключительно в светском контексте, не стоит злоупотреблять этим понятием, забывая его историю. Приверженцы иудаизма, услышав в свой адрес подобное словоупотребление, могут принять это за оскорбление.

Раннее христианство подвергло критике это течение, противопоставив «внутреннюю нравственность» религиозного чувства внешней моральности. С превращением христианства в господствующую идеологию его мораль сама приобрела фарисейский характер.

Явление состоит в неукоснительном, чисто внешнем, формальном и показном исполнении нравственных правил. Фарисейское понимание нравственности сводится к следованию установленным ритуалам, утратившим свое действительное человеческое и социальное значение.

В данном ролике протоиерей Андрей Лемешонок дает более полное объяснение понятия в православном христианстве.

Значение слова «фарисейство» у православных христиан

Для того чтобы разгадать смысл понятия «фарисейство», сначала нужно разобраться, кого так называли. В период служения Иисуса Христа на земле Палестины, было создано много религиозных сообществ, в том числе фарисейское течение. Они возлагали на себя миссию хранителей «древних преданий». Можно сказать, что фарисейство означает — лицемерие, отступничество. Печально, но в православии много таких личностей.

Фарисеи

Их вера содержала лживую подмену Божественного Слова Ветхозаветной церкви, на слово человека. Господь не единожды укорял их за это. Фарисеи имели перед собой истину Священного Писания, но не могли постичь подлинную силу. Смысл Божьего Слова был утрачен для их понимания.

Фарисеи по душевной сути были лицемерами, они показывали своё благочестие, не обладая им. Они приписывали себе силу великих праведников перед народом, будучи наяву скорбными грешниками. Внутренняя личина скрывалась за лицемерной оболочкой. Фарисеи, не отрицали грядущего воскресения, признавали духов и ангелов.

Ими проповедовалась строгая жизнь, следование чистоте в ритуалах и беспрекословное подчинение закону. Адепты данной секты сражались против влияния язычества в народе, ратовали за национальную независимость. Этим привлекали к себе людей. Всё дальше они удалялись от истинной веры, подменяя Божье Откровение человеческим началом. Вокруг царили обрядовость и формализм.

Историческое описание

Термин «фарисейство» возник в Древней Иудее около 2 вв. до н.э. и означал секту истовых праведников, которые отличались крайним религиозным фанатизмом, дотошностью в исполнении предписаний Торы. Последователи этого течения откололись от основного религиозного течения иудаизма, а термин «фарисей» буквально означал «отделившийся».

Эта секта или даже религиозная каста была достаточно влиятельной в период своего расцвета. Фарисеи трактовали по-своему Тору и, по сведениям философа и историка Иосифа Флавия, отказались присягать Ироду. Флавий также сравнивал их с греческим течением стоиков. Но, если в начале своего существования это течение пропагандировало неукоснительное соблюдение всех требований иудейской религии для спасения своего народа, то впоследствии оно выродилось, оставив лишь фанатизм и казуистику. Это произошло ко времени появления Иисуса Христа.

Фарисеи – группа, которая упорствовала в своей праведности и соблюдении религиозных норм. Другими словами, фарисеи использовали праведность как основу и оправдание снобизму, проявлявшемуся в их деятельности.

Моисеево седалище — что это

Моисеево седалище берет свое начало из книги Шемот (Исход).

13 На другой же день сел Моше судить народ, и стоял народ пред Моше с утра до вечера.

(Шемот 18)

Речь идет не столь о каком-то кресле, сколько идет о месте, которое было предназначено для контакта с народом. На этом месте вершилось правосудие – решались, какие-то тяжбы народа, их проблемы и вопросы того или иного жизненного дела.

Впоследствии конечно, седалище представляло некое кресло, для людей, облаченных властью, вершить суд – решать дела общества. И на это место, в эти кресла, сели, по словам Йеhошуа, книжники и фарисеи.

Значение слова «фарисеи» до конца не установлено

Для начала покопаемся в этимологии. Строгие научные справочники сообщают нам, что слово «фарисеи» принадлежит к ивриту. Оно зафиксировано в письменных источниках II века до нашей эры, когда использовалось в значении «отступники». Примерно в том же смысле христиане использовали выражение «еретики». Собственно, само слово несёт в себе значение отделения или обособления.

Но некоторые исследователи находят корни этого слова гораздо глубже в истории. Например, религиовед и историк, профессор Андрей Борисович Зубов в своих лекциях отмечает, что «фарисеи» — это слово, образованное от «персы», что указывает на восточное происхождение их учения.

II век до нашей эры — наиболее вероятное время возникновения фарисейства.

Главную же идею фарисейства или, если угодно, главный его признак профессор зубов видит в представлении о воскрешении умерших. Таким образом, слово «фарисеи» может восходить к зороастрийской традиции, а возможно, даже к индоевропейским корням.

Так что значение слова «фарисеи» раньше могло разительно отличаться от современного.

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Фарисеи получили наибольшее количество обличений от Иисуса Христа

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Кто такие фарисеи

Научное исследование начинается в середине XIX столетия в Германии с появления фундаментальных трудов А. Гейгера и Ю. Вельгаузена. В дальнейшем вопросу были посвящены сотни статей и монографий, вызывавших бурные дискуссии и даже возникновение новых направлений и целых школ.

История происхождения

До сих пор является дискуссионным вопрос о происхождении партии фарисеев. Впервые она упоминается Флавием в описании правления Ионатана (152-143 года до нашей эры), первого царя хасмонейской династии. Историк писал для римских читателей, а потому представил фарисеев как национальную философскую школу, которая в своих взглядах пересекалась со стоиками.

По мнению многих исследователей, истоки фарисеев относятся к «движению благочестивых» (ивр. hasidim), присоединившихся к Маккавейскому восстанию (168 год до нашей эры). Согласно раввинской традиции, происхождение партии связано с деятельностью Великого Собрания, которое руководило жизнью Израиля в персидский период.

При исследовании причин возникновения фарисеев следует учитывать, что иудаизм в тот период не представлял собой монолитного явления. Историки выявили существование в нем множества сект и социальных групп, которые ведут разный образ жизни и по-своему толкуют религиозные законы.

Согласно мнению большинства ученых, возникновение партии явилось реакцией на эллинизацию. Она противопоставила верность синайскому Завету и заповедям Торы размыванию национальных начал жизни.

саддукеи и книжники

Деятельность секты

Главной их заслугой стало сохранение иудаизма от поглощения эллинизмом или персизмом. Они вновь подняли еврейское учение на высоту, установленную великими пророками. Как партия с четко установленной программой, фарисеи впервые выступают на исторической арене при первосвященнике и царе Иоанне Гиркане.

Вначале их программа имела резкую политическую окраску. Существует история о первом столкновении секты с домом Маккавеев, которую единогласно рассказывают Иосиф Флавий и Талмуд. Саддукеи не раз предупреждали Иоанна о том, что фарисеи настроены против него.

Вернувшись в Иерусалим после победоносных войн, царь пригласил выдающихся представителей этой партии к себе на пир. Оказав большие почести гостям, он пытался вызвать их на откровенность. Все рассыпались в похвалах Гиркану, и только один осмелился сказать ему: «… если ты хочешь быть праведным по-настоящему, то довольствуйся царской короной и откажись от диадемы иудейского первосвященника».

Причиной такого обращения послужили слухи, набрасывавшие тень на легальность рождения царя. Возмущенный, он тут же передал оскорбителя на суд его же товарищей — их приговором стали удары плетью и заточение.

«За простое оскорбление они не нашли возможным присудить его к смертной казни. Партия фарисеев вообще отличалась мягкосердечием при назначении наказаний». Иосиф Флавий

Саддукеи же воспользовались таким снисходительным приговором, выставив его как доказательство нанесения оскорбления с согласия и ведома всех фарисеев, а после и вовсе довели дело до разрыва между царем и его прежними советниками.

Согласно воззрениям секты, царская власть и сан первосвященника действительно не должны и не могли соединяться в одном лице. Соединение светской и духовной властей в одном лице противоречило историческим традициям и Моисееву закону.

В древности царская корона неразрывно связывалась с обязанностями полководца: человек, чьи руки обагрены человеческой кровью, не может молитвенно возносить их к Богу.

Оппозиция партии Маккавеям перешла в открытое восстание при Александре Яннае. Шесть лет длилась междоусобная война, она стоила жизни 50 000 сектантам, а оставшиеся в живых вынуждены были рассеяться по соседствующим странам.

Примирение произошло только во времена девятилетнего царствования Соломеи-Александры, вдовы Янная. То время было самым счастливым для фарисеев. Действительным правителем государства выступал брат царицы, энергичный и мудрый фарисей Симеон бен Шетах. Он установил разделение властей и полный внешний мир.

Уже после смерти Соломеи началась новая борьба: ее сыновья не могли поделить трон. Все закончилось тем, что они пригласили Помпея (римского полководца) в качестве третейского судьи. Пользуясь таким положением, он подчинил верховной власти Рима всю Иудею.

Партия фарисеев также послала депутацию к полководцу с просьбой избавить страну от воюющих братьев и утвердить в Иудее республику под эгидой Рима. Объясняется это тем, что фарисеи спокойную и мирную жизнь по закону Моисея ставили всегда выше политической самостоятельности.

В 37-4 годах до нашей эры при Ироде политическая роль партии совершенно прекратилась: она сосредоточила свою деятельность на исследованиях Торы.

В то время секта разделилась на два лагеря: школы Гиллеля и Шамая. Направления значительно отличались по своим воззрениям друг от друга, но не враждовали между собой. Шамаиты вели себя очень строго и крепче держались закона, не допуская свободы его толкования.

Гиллелиты восторжествовали в этой «борьбе», и их мнения в народе стали религиозными нормами. Во многих аспектах эта заслуга приписывается учителю школы из-за его высоких нравственных качеств. В лице Гиллеля учение достигло своего наивысшего развития. Его взгляды на религию обусловлены следующим фактором.

К Шамаю однажды обратился язычник с просьбой вступить в лоно еврейства, но с условием, чтобы тот передал все содержание еврейской религии, стоя на одной ноге. Учитель отличался особенным ригоризмом по отношению к обрядностям и попросту прогнал его. Язычник обратился к Гиллелю с той же просьбой, и тот ответил: «… что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — в этом вся Тора; все остальное же — комментарии к ней. Иди и учи».

За несколько лет до падения Иерусалима из секты выделились две политические партии: миролюбивые гиллелиты проповедовали мир с Римом любой ценой, в то время как шамаиты образовали партию ревнителей (зелотов), которые стали душой восстания против римлян, доведя Иудею до полного разгрома в 70 году нашей эры.

Пока еврейский народ лишался политического центра, раби Иоханану бен Заккаю удалось организовать для него новый духовный центр в Явне в виде академии, где и было положено начало основанию талмудического еврейства.

Таким образом, фарисеи олицетворяли одно из многих течений в иудаизме, стремившееся приблизить приход Мессии и воплотить идею святого народа. Значение фарисейской партии в истории определяет то, что ее принципы легли в основу раввинистического иудаизма.

Явление могло остаться простым фактом в локальной истории Иудеи, о котором бы почти не сохранилось источников, но благодаря своим новозаветным текстам фарисейское движение «вошло в мировую культуру как символ определенного типа религиозного сознания».

в новом завете

Упоминания в Новом Завете

Для точного понимания, кто такие фарисеи по Библии , необходимо рассмотреть их взаимоотношения с Иисусом Христом. В основном подвижники учения представлены в виде силы, противопоставляющейся Христу. Их отношения далеки от прямолинейной и однозначной интерпретации.

В учениях фарисеев и Христа обнаруживаются многочисленные параллели, между ними не возникало принципиальных разногласий во взглядах. Они приглашали Иисуса к себе в дома, дискутировали с ним, специально приезжали в Галилею послушать его. Когда тетрарх Ирод собирался арестовать Спасителя, фарисеи предупредили его об этом.

Расхождение с движением возникло относительно «предания отцов», которому не следовал Спаситель. Глубинной причиной неприятия было мессианское самосознание Спасителя. Он учил, не опираясь на «предания отцов» и ставя свою власть выше авторитета Торы.

Среди других конфликтов, описанных в Евангелиях, следующие:

  1. Фарисеи обвинили Христа и его учеников в нарушении заповедей: прежде всего, речь шла о нарушении субботы и правил ритуальной чистоты.
  2. Кроме того, Иисус допускал женщин в число своих последователей и обращался к низшим слоям.
  3. Христа обвиняли в богохульстве и использовании магии для исцеления больных.
  4. Партия фарисеев требовала от Иисуса знамения.

В свою очередь Христос подверг критике социальные практики фарисейского движения, но несмотря на это, оно представлено как наиболее близкое к Иисусу направление из всех иудейских религиозно-политических движений.

Фарисеи предстают не просто как партия, а как определенный тип религиозного сознания, который может быть присущ и ученикам Спасителя. Фарисеи, как они изображены в Евангелиях, видят праведность в скрупулезном следовании религиозному закону, забывая о нравственных принципах Торы, «главном в законе», что приводит к духовной слепоте и отвержению Мессии.

иудейские первосвященники

Мнения святых отцов

Евангельская оценка стала основой понимания течения, войдя в христианскую традицию. Отцы христианской церкви относят критику фарисеев и книжников к себе, к христианам вообще и к церковным руководителям. Значение слова «фарисейство» понимается ими не как ересь или ложное учение, а как внутреннее явление, состоящее в искаженном развитии истинного пути. Это понятие, через которое осуществляется внутренняя критика и определяется уклонение от евангельского учения.

иудейские первосвященники

Современное определение

В современной интерпретации фарисействовать — значит не соблюдать соответствие содержания и формы, прежде всего, в религиозной жизни.

В качестве равнозначных слов лингвистами упоминаются следующие термины:

  • показная добродетель;
  • уверенность в собственной праведности;
  • превозношение;
  • властолюбие;
  • карьеризм духовенства;
  • двойственность;
  • неискренность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ханжество;
  • фальшь;
  • двоемыслие;
  • двоедушие.

в новом завете

Фарисейство во времена земной жизни Иисуса Христа

Фарисейство – это религиозное течение в древнем иудаизме, имевшее огромное влияние среди еврейского народа. Оно не упоминается непосредственно в текстах Ветхого Завета. Поэтому принято считать, что данное религиозное движение зародилось около 200 года до н.э. В это время в Израиле существовало большое количество политических групп и религиозных течений. Одним из них были хасиды (“благочестивые”, “святые”). Поводом к зарождению консервативного движения хасидов послужило проникновение в иудейскую среду греческой культуры и язычества. Хасиды фанатично защищали Моисеев Закон и всячески противились влиянию языческого эллинизма. Позднее эта группа распалась на фарисеев, ессеев и саддукеев. 

Хасиды неукоснительно соблюдали все (более 600) нормы и правила поведения, а также 365 запретов. Они вели образ жизни в строгом соответствии с Законом Моисея.

Дважды в неделю они добровольно налагали на себя пост, что ставилось себе в заслугу. Много времени тратили на молитву и чтение Священных Книг. Фарисеи отстаивали соблюдение Закона и ритуальной чистоты. Например, заповедь о соблюдении субботы они истолковывали как запрет даже разводить огонь в этот день. Им нельзя было писать более одной буквы и проходить более определенного количества шагов.

Фарисеи не садились за один стол с человеком, если предполагали, что он грешник. Они строго следовали правилу “о десятине” и жертвовали ровно 10-ю часть от своего дохода. Ни меньше, но и не больше. Такие правила соблюдались во всех областях жизни. Но для обычного человека выполнить все предписания было практически невозможно.

Фарисеи верили в воскресение мертвых. Также они рьяно боролись с язычеством, что вызывало еще большее почтение среди евреев.

Иисус Христос и фарисеи

В Евангелии часто упоминаются споры фарисеев и Иисуса Христа. В них Иисус обличал в проповедовании несоблюдаемых ими же самими законов и догм. Среди известных слов Христа своим ученикам следующие: «Берегитесь закваски фарисейской, что есть лицемерие».

Одним из случаев, описываемых в Евангелии, стал известный инцидент с блудницей.

Фарисеи в ЕвангелииГруппа фарисеев, поймав блудную женщину с поличным, привели ее к Иисусу, проповедавшему на площади перед народом. Они требовали поступить с ней по закону Моисея, то есть забить камнями. Фарисеи хотели посмотреть, что сделает Учитель в такой ситуации.

Иисус не мог позволить совершить это с грешницей, так как следовало поступать согласно его словам «Возлюби ближнего, как самого себя». Но, с другой стороны, она была виновна и оправдать ее, – значит, попрать религиозные законы. Иисус, наклонившись, к земле, что-то долго писал пальцем, и фарисеи вновь повторили свой вопрос. Тогда Иисус сказал фразу, ставшую впоследствии широко известной: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И снова наклонился к земле, продолжая что-то писать. Когда он поднялся, никого не было вокруг, лишь блудница осталась на месте. Не нашлось желающих назвать себя безгрешными, все предпочли тихо покинуть площадь.

Среди других конфликтов с фарисеями, описанных в Евангелиях, следующие:

  • Фарисеи возмущались тем, что Иисус не соблюдал субботу;
  • они негодовали из-за совместных трапез сына Божьего и грешников; спрашивали Иисуса, почему его ученики нарушают завет старцев и едят хлеб немытыми руками;
  • обвиняли Иисуса, то он исцеляет силой бесовского князя;
  • требовали от Иисуса знамения.

С другой стороны, Иисус призывал своих учеников и последователей слушать фарисеев и книжников, как тех, кто знает букву Закона Моисея, ее проводников, но не учителей.

Таким образом, согласно евангелию, Иисус часто изобличает фарисеев в демонстративности их благочестия, и это привело к тому, что понятие «фарисейство» в современной жизни и христианстве, соответствует лицемерию.

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

Фарисей – человек, который относится к Богу и ближним без любви и при этом превыше всего ставит самого себя

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в Библии

Притча Иисуса Христа о фарисее и мытаре, которые пришли молиться в Иерусалимском храме, в ярких красках представляет образ фарисея. Господь защищает мытаря, тот кротко, со смирением раскаивался в своих грехах, просил Божьего прощения. Но не оправдал Иисус фарисея, потому как он хвастался, что в строгости держит себя, ограждаясь чертой от грешников.

Фарисеи в Библии

Высокомерно и дерзко возвышал себя перед мытарем, которого обвинял во всех грехах. Забыл фарисей, что не может человек чинить суд над другим человеком. Только воля Господа — судить. Некоторые последователи Мессии тоже были фарисеями. Так Павел вначале принадлежал фарисейству, его роль в христианстве достаточно заметная.

Апостол не был первым, так у Евангелиста-Иоанна написано о Никодиме. Член Синедриона, тайный ученик Христа. Большинство фарисеев выбрали свой путь: они не захотели признать Господа посланником Творца. В последствие, иудейская вера (талмудическая, раввинская) выросла преимущественно из фарисейских учений. Однако были те, кто последовал за Мессией, приняли его всей душой. У человека всегда существует выбор, какой бы он не избрал путь.

Учение фарисеев

Можно выделить три основных источника, содержащие информацию об учении и фарисеях вообще: сочинения Иосифа Флавия, раввинистическая литература (Талмуд и Мишна) и тексты Нового Завета. Сами последователи течения не оставили никаких письменных памятников. Все сохранившиеся данные — фрагментарны и противоречивы, что порождает противоположные друг другу теории и интерпретации.

Суть и основные положения

Фарисеи полагали, что Устный Закон позволяет вносить необходимые толкования в еврейское право и трактовать его в непредвиденных обстоятельствах.

Фарисеи верили в то, что:

  1. Все вещи вокруг подлежат контролю Всевышнего, но при этом те решения, что принимаются человеком, определенным образом влияют на ход его жизни.
  2. Существует загробная жизнь, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни – награду или наказание.
  3. Религиозная вера — центр человеческого бытия, а образ жизни человека должен определяться законами Торы.
  4. Бог никогда не мог требовать физического возмездия.
  5. Явление ангелов и воскресение мертвых — это признаки мессианской эры.

Важное место в вероучении занимали религиозно-политические представления о приходе Мессии и восстановлении царства Давида, приблизить это время может путь исполнения заповедей.

Конечной целью партии фарисеев в сфере уголовного законодательства стала отмена смертной казни. По их мнению, преступника следовало предоставить воле Бога.

саддукеи и книжники

Методы толкования

Бывшие в употреблении способы весьма разнообразны, но все они могут быть сведены к двум категориям: метод введения символических фикций и диалектический метод.

Метод введения символических фикций

Фикции вводились в разные сферы жизни общества, особенно в область религиозных обрядов, чтобы смягчить чрезмерную строгость при соблюдении законов субботнего покоя и ритуальной чистоты.

Примеры толкования методом введения фикций:

  1. Виноградники и поля не обрабатываются. Т о, что земля приносит самопроизвольно — общее достояние, которое бедные и пришельцы могут использовать наравне с хозяином.
  2. С наступлением субботнего года уничтожаются все долговые обязательства. Это было установлено с целью предупредить порабощение за долги неимущих .
  3. Гиллель установил институт «просбул»: кредитор в конце шестого года подает в суд заявление в письменной форме, тем самым фиктивно передавая полагающуюся ему сумму суду. Кредитор получает возможность взыскать свои деньги после субботнего года, так как по закону уничтожаются долги только частным лицам, а не общественным учреждениям.

значение слова фарисейство

Диалектический метод

Примером может послужить закон о «строптивом сыне», изложенный в Пятикнижии. В силу предписания отец может подвергнуть сына смертной казни в судебном порядке. Приговор может быть исполнен за любое непослушание, даже если отсутствует другое преступление, за которое наказывают смертью.

Само толкование сводиться к следующему: в законе речь идет о сыне и его родителях, а значит оба они должны быть в живых и оба должны дать свое согласие на наказание сына.

Для применения данного постановления также необходимо соблюдение следующих условий:

  • хорошее здоровье обоих родителей;
  • чтобы не страдали каким-нибудь уродством;
  • чтобы оба были достойны друг друга;
  • обладание одинаковым тембром голоса.

Все положения установлены для того, чтобы спасти сыновей от произвола родителей: в минуты запальчивости они могли совершить поступок, о котором бы потом жалели.

в православном христианстве

3. Культ #ясчитаю

Как часто мы смотрим на внешние проявления жизни других людей и считаем себя вправе поучать их, не зная ничего об их жизни, не ведая путь, который они прошли, не чувствуя их боли и потерь, не думая об их окружении, обстановке, обществе, в котором они воспитывались и формировались как личности. Нам кажется необходимым раскрыть человеку глаза, научить его истине или попытаться эту истину отстоять, сообщить окружающим о том, что этот человек живет неправильно, неправедно, недостойно, чтобы другие не брали с него пример. Но при этом мы забываем, что у каждого человека свой уникальный путь. Мы смотрим на соответствие чужих поступков и слов своим привычным шаблонам, но не видим, что сделало человека таким, какой он есть сейчас. Не можем мы видеть и то, каким он станет через 5, 10, 15 лет. Мы не хотим принять, что его слова или действия – это результат сложного жизненного пути, который мог состоять из боли, потерь, страха, неприятия или одиночества.

«Христос искал в каждом человеке хорошее, а мы ищем злое. Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, чтобы осудить их. Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам это приятно. Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников еще больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим. В этом разница.Но ведь и мы можем быть подобны Христу».

(Святитель Николай Сербский)

Фарисейство: обратная сторона “праведности”

Исполнение внешних предписаний ставилось фарисеями на первое место. При этом они постепенно стали забывать о милосердии, сострадании, а порой и человечности. Они с презрением относились к нарушителям ветхозаветного закона, считая себя выше, лучше и чище их. 

Фарисеи являлись ревностными защитниками своего уклада жизни и традиций. Изначально ими двигало желание защитить свой народ от языческого влияния, а Моисеев Закон — от искажения. Фарисейство стало стремлением жить по заповедям и максимально точно соблюдать все предписания. Это внимание к внешнему впоследствии и стало причиной их “духовной немощи”.

За это время фарисейство приобрело в обществе особое уважение за счет строгости и аскетичности жизни. Этими качествами не могли похвастаться книжники (толкователи, учителя и знатоки Закона Моисея). Книжники в совершенстве знали Закон, но не всегда соблюдали его. Поэтому народ, видя разницу в выполнении предписаний между книжниками и фарисеями, уважали последних. Слово фарисеев было весомо, что давала им определенную власть и влияние. Но при этом ни одного грешника или разбойника Спаситель не обличал столь горькими словами, как фарисеев.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем. Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню. Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.

В чем в наши дни может проявляться фарисейство? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Похожие статьи

  1. Кто такие архангелы в православии и какое их предназначение
  2. Что такое ересь и что она значит в православии
  3. Что такое благоговение и его значение в православии
  4. Что такое Божье благословение в православии

4. Двойные стандарты

Невозможно в духовной жизни вести войну на два фронта –– бороться со своими пороками и с несовершенствами этого мира одновременно, преуспевая и там, и там. Как только человек видит в других ту же грязь, что разглядел в себе, он пытается донести до них, что они живут неправильно, и тратит все силы на морализаторство и споры вместо борьбы с собственными страстями. В результате человек перестает замечать, что его духовная жизнь теперь в глубоком застое. Что он –– далеко не пример благочестия и чистоты, и не имеет права учить других. Иногда получаются настоящие курьезы.

Например, однажды некая девушка Н. решила поделиться в соц.сетяхсвоим важным открытием: на нее очень повлиял отрывок из Евангелия, где Христосразговаривает с самарянкой об источнике живой воды (Ин 4:5-27).По нравам того времени, поступок Христа был скандальным. Но вовсе не потому,что Он совершил какое-то преступление. Дело в том, что правоверные иудеисчитали ниже своего достоинства разговаривать с жителями Самарии, они считалисебя чистыми, а самарян –– нет. Иметь с ними дело считалось дурным тоном.  И вот Христос не просто говорит с самарянкой,Он остается с ней наедине –– с женщиной, у которой, ко всему прочему, оченьплохая репутация. Этот Евангельский отрывок привел Н. к осознанию того, как сильноГосподь любит всех: не только избранных, но и тех, кого отринуло общество и наком оно уже давно поставило жирный крест. Ее открытие вылилось в стихи. Каковаже была реакция окружающих? Было много недовольства. Казалось бы, человек смогна своем личном опыте прийти к тому, чему некоторые учатся годами, и захотелпрокричать об этом на весь мир: «как же благ наш Господь!» Но большинствокомментариев было не о глубоком смысле стихотворения, а о ее одежде. На видео оначитала стихи… в штанах. «Не благочестиво!», «Стих то красивый, а одежда –мужская!», «Говорить о Боге может каждый, а жить по-божьи –– нет!», «Неверный вмалом, неверен и в большом! Нельзя женщине носить мужскую одежду!» – вот, какаяреакция была у людей. В результате дискуссия под видео велась между теми, ктопытался вступиться за девушку, и теми, кто порицал ее за внешний вид. Важно то,что смысл ее слов прошел мимо и тех, и других. При этом среди порицающих были иженщины, которые сами носят штаны в повседневной жизни, но тем не менее считают,что в брюках нельзя говорить о Боге или ходить в храм, и мужчины, которыератовали за исполнение всех законов из Пятикнижия Моисея, но при этом брилибороду, несмотря на то, что в книге Левит есть прямой запрет на это.

Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

В этом случае совет может быть только один, побольше самокритики и внимания к окружающим людям. Фарисейство — синонимы:

  • Какие синонимы слову фарисействодвойственность;
  • неискренность;
  • лживость;
  • двуличие;
  • лицемерие;
  • ханжество;
  • фальшивость.

Фарисеи — единственная иудейская секта, которая не исчезла

Саддукеи всегда делали акцент на политической деятельности, а потому исчезли вместе с крахом Иудеи.

Ессеи влились в первые христианские общины, а частично были уничтожены римлянами.

Фарисеи вышли победителями из противостояния 3 иудейских сект

Фарисеи победили в борьбе противостояния сект и заложили основу Талмудической традиции, которая жива и поныне.

Подведем итоги

Разобравшись, что такое фарисейство, имеет смысл приглядеться к собственному окружению и своим личным поступкам. Достаточно спросить себя, всегда ли в душе присутствует искреннее отношение к тому, что вы делаете и говорите, нет ли у окружающих повода назвать вас фарисеем.

Видео

В ролике протоиерей Андрей Ткачев подробно объясняет, кто такие фарисеи.

Список используемой литературы:

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библейский словарь Брокгауза
  3. Библейский словарь В.П. Вихлянцева
  4. Греческий лексикон Стронга
  5. Библейский культурно-исторический комментарий. НЗ, Кинер
  6. NRT, Новый Русский Перевод (НРП)
  7. Источник — Википедия.

Фарисеи старались привести Закон Моисея к некой безобидной форме

Больше всего информации о воззрениях фарисеев мы узнаём из трудов еврейского историка Иосифа Флавия. Он подчёркивал, что фарисеи — это философская традиция. Об их веровании он писал:

 «Всё совершающееся ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы».

Для фарисеев была характерна вера в то, что Бог вместе с Торой передал Моисею и устный закон, которому надлежало следовать.

Фарисеи имели среднюю точку зрения на судьбу человека среди сект иудеев:

  • Саддукеи полагали, что всё происходит лишь по воле человека.
  • Ессеи утверждали, что всё в человеческой жизни предопределено.
  • Фарисеи считали, что Бог предопределил всё, но пороки добродетели оставил во власти человека. При этом человеку, который живёт праведно, высшие силы дают блага в этой жизни.

Особая роль фарисейства — это защита простого народа. Например, важно было выстроить учение таким образом, чтобы оно не отменяло строгий Закон Моисея, но сопровождало его такими оговорками, что полностью исключало бы его применение.

Так, формально фарисеи оставались хранителями Закона, но могли трактовать его на свой лад. Быть может, это выглядит несколько лицемерно, но такой подход помогал простым людям спокойно и мирно жить в своей традиции без угрозы быть насмерть побитыми камнями за любой проступок.

Евангельский сюжет «Пир у Симона фарисея» (П. Рубенс)Евангельский сюжет «Пир у Симона фарисея» (П. Рубенс)

Иисус Христос критиковал отдельных фарисеев, но за само фарисейство заступался

В Новом Завете о фарисеях сказано немало, учитывая, что об этих течениях вообще не столь много сообщают исторические источники.

На первый взгляд кажется, что Иисус и фарисеи — непримиримые противники. Но это не так. Начать стоит с того, что до нас дошли не оригинальные и анонимные рукописи Евангелий. Мы не можем утверждать, что эти источники беспристрастны, так что выпады в сторону фарисеев справедливо отнести к следам более поздней религиозной полемики.

Что же касается Христа, то он даже рекомендует соблюдать всё то, чему учат фарисеи:

«на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»

Но в то же время он высказывается и довольно остро на счёт фарисеев:

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие»

С лёгкой руки Спасителя появился глагол «фарисействовать», то есть проявлять религиозное ханжество и лицемерие, а само слово «фарисей» стало нарицательным для людей, устраивающих религиозную показуху.

И действительно, такой контекст в Евангелии встречается:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их»

Но мы должны понимать, что Христос никогда не критиковал фарисеев огульно. Или даже так: Он никогда не выступал против фарисейства. Спасителя задевал лицемерный подход к этой традиции, которую Он сам очень уважал.

Более того — мы можем совершенно точно утверждать, что богословская методология апостола Павла многое заимствует именно из фарисейского учения.

Сам Спаситель мог быть из числа фарисеев

Есть мнение, что Христос начал свой путь как ессей, но кое-кто полагает, что он принадлежал к числу фарисеев, а потому критика со стороны Спасителя — это борьба за чистоту того учения, которое Ему действительно было близко.

Если это действительно так, что использование слова «фарисей» с негативной окраской несправедливо, но с этим мы вряд ли уже сможем что-либо поделать.

pinit_fg_en_rect_red_28.png

Фарисейство в современной жизни

Может показаться, что фарисейство как образ самодовольного, тщеславного мышления и скрупулезного соблюдения правил изжило себя еще 2000 лет назад. Однако в современных реалиях церковной жизни можно столкнуться с “фарисейской болезнью”. 

Опытные священники говорят, что такому поведению чаще подвержены неофиты. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

“Примеров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в церковь, начитавшись книг, начинают думать, что они уже все знают. Что они праведны. И к своим еще недавно близким людям из окружающего нецерковного мира они начинают относиться свысока, с презрением. И тем самым не привлекают их к вере, а только отталкивают. Или, наоборот, еще совсем не укоренившись во Христе и в Церкви, оставаясь невеждой в богословии, в догматике, человек повсюду начинает проповедовать”.

Распространенные проявления фарисейства хорошо известны. Фарисейство это выражается в тщательном контроле соблюдения церковного этикета. Например, работница за свечным ящиком отчитывает вошедшую в храм женщину в брюках или без платка. Или бдительные бабушки, делающие замечания прихожанам, что они не там встали, не так перекрестились. Такое поведение может оттолкнуть человека от храма. Ведь именно верующие христиане как никто другой должны с любовью и пониманием относиться друг к другу. А не становиться тем надменным, злобным фарисеем.

“Наше фарисейство всегда начинается тогда, когда мы начинаем осуждать: не так молится, не так постится и т. д. А вообще логика фарисейства очень проста: любой человек склонен к самооправданию и к самовозвеличиванию. Человек хочет быть хорошим, а что такое хороший? По сравнению с кем быть хорошим? Если я в Церкви, то я хочу быть не просто хорошим, я хочу быть святым. Правильно, так как Господь сказал: будьте святы, потому что Я свят. Надо с кем-то себя сравнить. Сравнивать себя с настоящими святыми очень невыгодно. Оказывается, что я плох.   Поэтому я сравниваю себя с теми, кто, как мне кажется, плох: “Какие все плохие, а я хороший по сравнению с ними”” (протоиерей Максим Первозванский).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...