Что такое девиантное поведение

Содержание

Особенности девиации

Девиация 2Действия человека включаются в социальные системы и взаимосвязи (улица, семья, работа, коллектив и так далее) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантное — это поведение, которое нарушает стабильность процессов социального взаимодействия. Стабильность (равновесие) социального взаимодействия предусматривает интеграцию действий многих, которая нарушена девиантным поведением одного или нескольких людей. При девиантном поведении человек обычно, ориентируется на ситуацию, которая включает в себя других людей и ожидания и общие нормы. Девиантное поведение вызвано, как недовольством другим, так и нормами отношений.

К примеру, рассмотрим социальную связь студента с родителями в течение учебы в вузе. Родители от него ждут хорошей учебы, которую сложно совмещать с ролями работника, спортсмена, влюбленного и так далее. Студент начинает неудовлетворительно учиться, то есть девиантно. Для того, чтобы преодолеть такую девиантность, есть несколько возможностей. Прежде всего, возможно изменить собственные потребности, что окажет влияние на оценку других людей и нормы регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиваться удовлетворительной. Затем можно изменить предмет потребности и смягчить тем самым напряженность в социальной связи. К примеру, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи в отношении учебы в вузе. И, наконец, студент может из дома уйти, перестать ориентироваться на собственных родителей и начать ориентироваться на своих подруг и друзей.

Конформизм и девиация – два противоположных вида поведения, один из которых ориентируется лишь на действующего, а другой — и на общество, в котором он проживает. Между девиантной и конформной мотивацией действий людей расположена индифферентная. Она отличается отсутствием как отчужденной, так и конформной ориентацией на ситуацию и предметы, которые превращаются в этом случае в нейтральные.

Девиация в себя включает три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (правовая, нравственная, политическая); 2) оценивающего организации, человека, группы; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются правовые и моральные нормы. Они различаются в различных видах обществ, поэтому поведение, которое является девиантным в одном обществе, не будет в другом таковым.

К примеру, в буржуазном обществе, которое ориентируется на личный успех, поступки типа подвигов Александра Матросова или Павки Корчагина являются девиантными. А в советском обществе, которое ориентируется на интересы государства, они считались официально героическими. Противоречие меж ориентацией на индивида и ориентацией на общество является характерным для всей истории человечества, оно нашло собственное выражение в двух противоположных видах личностей: индивидуалистском и коллективистском.

Наука, изучающая поведение

Изучение закономерностей поведения и деятельности общества или отдельной личности – первоочередная задача социальной психологии. Ряд научных экспериментов в ее рамках показал, что изменения в поведении обусловлены нахождением человека в социальной группе. Например, индивиду свойственно более успешное выполнение механической работы в присутствии посторонних. Ему так комфортнее: такого человека располагает к себе тяга к снижению уровня собственной ответственности путем ее разделения между несколькими членами группы, а также снижение самосознания, заражение психическим настроем другого человека, тенденция прилагать меньше усилий при коллективной работе по сравнению с индивидуальной.

Социальная психология

Отклонения от общепризнанных правил называют девиантным поведением. Так, антисоциальному наказанию подвергаются не только негативные действия, но и даже общественно-полезная активность, проявляющаяся, по мнению социума, излишне сильно. Последнее особенно распространено в странах с недостаточно развитыми общественными связями и традициями.

В рамках социальной психологии определяются формы поведения, которые можно отнести к девиациям. Кроме того, рассматриваются критерии, по которым отклонения отличаются от нормы, и осуществляются попытки определить, может ли девиация иметь положительный характер или же она всегда деструктивна.

Негативные отклонения

Но большинство из нас девиантное поведение волнует по причине своего негатива. То, что угрожает нам самим и обществу в целом, нами будет осуждаться. А к такому проявлению человеческих способностей можно отнести следующие:

  • преступления;
  • зависимости (алкоголь, наркотики);
  • проституция;
  • суицид.

Сейчас это уже не единичные случаи. И по мере усиления либеральных ценностей и деградации общественных институтов будут только увеличиваться. Негативное девиация угрожает самому индивиду, каждому из нас по отдельности и обществу целиком.

Примеры отрицательного девиантного поведения из жизни.

Формы девиантных действий

Классификация девиантного действия изобретена социологом Робертом Мертоном. Он предложил систематизацию, базирующуюся на противоречиях целей, всех потенциальных методов их свершения. Каждый человек самостоятельно принимает решение о выборе подходящих ресурсов, необходимых для достижения целей, приемлемых в плане социальных стандартов (преуспевания, популярности). Но не каждый ресурс допустимый. При наличии определенных разногласий в рвениях индивидуума и подобранных ним вариантах достижения ожидаемого итога, подобное действия считается девиантным. Но современный социум обеспечивает людям условия, не предполагающие возможности достижения успеха честным, порядочным путем.

Виды девиации:

  1. Инновация. Согласованность с социальными нормами с потенциальной возможностью применения воспрещенных, но эффективных способов свершения целей (ученые, правонарушители, шантажисты).
  2. Ритуализм. Отказ от намеченных целей по причине неосуществимости их свершения без использования методов, не противоречащих разрешенным в социуме (политики).
  3. Ретреатизм. Уход от действительности, несогласие с общественно отвержденными нормами, отказ от легитимных норм (алкоголики, бездомные).
  4. Бунт. Несогласие с установленными обществом целями и методами их свершения, замена традиционных законов новейшими (революционеры).

Согласно теории Р. Мертона, единственный вариант недевиантного действия — конформное поведение. Человек высказывает согласие с целями, определенными в общественной сфере, подбирает верные способы их свершения. Девиация не предполагает только отрицательный подход индивидуума к установленным в обществе бихевиоральным законам. Цель как карьериста, так и злоумышленника одинакова, одобряемая окружением, — благосостояние. Но в то же время каждый подбирает собственный метод ее достижения.

Причины

Девиантное поведение возникает из-за нарушения процессов социализации – вхождения человека в общество. Социализация продолжается в течение всей жизни, поэтому нормальный человек внезапно может перестать соответствовать “стандартам”.

Например, упертый подросток, не желающий получать новые знания, попробовал пива, ему понравилось. Он думает, а почему бы мне не употреблять этот напиток чаще?

Вторая причина возникновения отклоняющихся моделей действий – педагогическая запущенность. Например, родители не занимаются ребёнком.

Причины и признаки девиантного поведения

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
  4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Девиантное поведение делится на две группы исходя из его причин. Первая группа — это отклонение, вызванное наличием явной или скрытой психопатологией. Вторая группа — это поведение, вызванное непосредственно социальной средой. К ней относятся нарушения социальных, культурных и правовых норм.

В обобщенном виде причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида

  1. Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так, как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику. Биологические факторы контролируют определенные характеристики: 1) индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза; 2) половые различия; 3) возрастные особенности; 4) физическое строение; 5) здоровье и выносливость; 6) состояние и типологические свойства нервной системы.[5]
  2. Психологические. Девиация складывается за счёт влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер. К внешним факторам относятся климатические, геофизические, экологические и тому подобное.
  3. Социальные. Причины девиантного поведения можно объяснить с помощью Теории Аномии, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе. Социальные факторы составляют: 1) общественные процессы, например, политика или средства массовой информации, традиции; 2) характеристика групп, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность; 3) микросоциальная среда, это уровень жизни в семье, отношения в ней и все связанное с близким окружением.[5]

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Причины девиантного поведения.

Социально-вызывающие поступки всегда интересовали религиозных деятелей. Ведь с точки зрения религии преступить Божественный запрет, значит, согрешить. Так, согласно библейской истории об Адаме и Еве впервые были нарушены общественные нормы, а виновные получили наказание. Сложная проблема социального контроля, профилактики и предупреждения неподобающего поведения также интересовала философов и государственных деятелей. Изучению этого вопроса посвящали свои работы Диоген, Аристотель, Сократ, Ницше, Ларошфуко.

В России «Психология девиантного поведения» зародилась в 70-е годы XIX века. Первыми педагогическими исследованиями занимались Л. Выготский, А. Макаренко, Ю. Клейберг, а большинство научных работ было посвящено проблемам детской беспризорности и преступности. Постепенно образовалась девиантология – научная дисциплина, которая комплексно подходит к изучению нарушений нравственно-религиозных, морально-этических, политических, организационно-правовых норм.

Проблему девиации исследуют социологи, психологи, философы, педагоги, медики, юристы и объясняют ее целым набором взаимосвязанных и взаимовлияющих обстоятельств. Первопричинами таких отклонений могут быть:

  • Биологическая предрасположенность: генетика, неблагоприятные психофизиологические особенности ребенка, мешающие социальной адаптации.
  • Психологические особенности: наличие у ребенка психопатии или чрезмерное усиление отдельных черт характера.
  • Социально-педагогические дефекты: неправильное семейное, школьное или общественное воспитания, жестокое обращение.
  • Неправильное воспитание в подростковом периоде: психологические проблемы с социализацией, адаптацией, интеграцией в общество, криминальная среда свободного времяпреровождения.
  • Социально-экономические: социальное неравенство, социальный кризис с разрушением старых ценностей, невозможность работать и зарабатывать.
  • Человеческие пороки и несовершенства: эгоизм, зависть, стремление выделиться, чрезмерная тяга к удовольствиям.

Этапы становления девиантного поведения

Девиация 4Становление девиантного поведения проходит несколько этапов:

  • появление культурной нормы (к примеру, ориентации на обогащение в постсоветской России);
  • появление социального слоя, который этой норме следует (к примеру, предпринимателей);
  • превращение в девиантные форм деятельности, которые не ведут к обогащению (к примеру, в нашем случае, нищенской жизни многих служащих и рабочих);
  • признание человека (и социального слоя) девиантным со стороны других;
  • переоценка этой культурной нормы, признание относительности.

Отличительные признаки

Есть несколько признаков девиантного поведения, которые отличают отклонения от нормы. В первую очередь, для девиации характерны действия, не отвечающие официально установленным и общепринятым нормам. Во-вторых, на неправильное поведение обычно возникает негативный отклик окружающих, в частности, осуждение.

Девиантным поведением называют действия, несущие ущерб как самому индивиду, так и другим членам общества. Обычно они многократно повторяются и отвечают характеру личности.

Очень часто девиация соотносится с возрастом проявляющего ее индивида. Однако такой термин не используется по отношению к детям, не достигшим 5 лет.

Теории

deviantnoe-povedenie.jpg

На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.

Биологические теории

Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.

Ломброзо

Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:

  • упорные в своей злобе и свирепстве;
  • недоразвитые;
  • не способные обуздать свои инстинкты;
  • не поддающиеся исправлению;
  • обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.

Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.

Шелдон

К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:

  • эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;
  • мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;
  • эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.

Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.

Гоув

Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:

  • чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;
  • на втором месте — подростки 13-17 лет;
  • на третьем — 25-30 лет;
  • и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.

Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:

  • близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;
  • усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;
  • мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.

Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.

Социально-психологические теории

Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.

Дюркгейм

Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.

Мертон

Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.

Беккер

Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.

pyanaya-molodezh.jpg

Психологические теории

Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.

Экзистенциально-гуманистическая

Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.

Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.

По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.

Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.

Психодинамическая

В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.

Поведенческая

Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.

Когнитивная

Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.

Полезные отклонения

Девиантное поведение может нести обществу и положительные результаты. К ним относятся действия, имеющие своей целью изменить те ценности и нормы, которые уже не работают. Т.е. они обеспечивают развитие общества. Мир ведь постоянно меняется.

Такое поведение некоторых незаурядных людей на первоначальном этапе обществом отвергается. Потому оно и считается девиантным, что для большинства людей кажется чудаковатым, абсурдным, а значит неприемлемым. Эти отклонения можно разложить на следующие виды:

  • гениальные научные изобретения;
  • достижение мирового признания в творчестве;
  • новые идеи, инновации, новаторство.

Примеры положительного девиантного поведения в истории.

  1. Альберт Эйнштейн. Созданная им теория относительности произвела научный переворот в физике. Его теория гравитационных волн и квантовой телепортации воспринимались научным сообществом того времени, как фантастика. А сейчас эта реальность, которую развивают десятки институтов.
  2. Сальвадор Дали. Считается самым знаменитым художником сюрреалистического жанра. И в тоже время, он является самым эпатажным из всех доселе известных. Люди творческие всегда обществом воспринимались с трудом. Но в их ненормальности проявляется их незаурядность и гениальность.
  3. Жак Фреско. Американский футуролог, создавший и пропагандировавший проект «Венера». Город будущего, где человек живет в системе достижений научно-технического прогресса и в согласии с природой. Кстати, в этом мире денег не будет. Сейчас это выглядит смешно. Но когда-то мы об этом вспомним.
  4. Александр Суворов. Гениальный русский полководец принимал участие в более, чем 60-ти битвах и ни одну не проиграл. Его знаменитый переход через Альпы и взятие неприступной (на то время) крепости Измаил для людей его эпохи казались невозможными. А он мыслил и делал не так, как другие.

Контроль и коррекция

В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние. При наличии угрозы вовне или внутрь себя люди, для которых характерно девиантное поведение, могут быть изолированы. В качестве изоляции используются соответствующие учреждения (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы), а также закрытые учебные заведения для трудных детей и подростков.

визит к психологуВ ряде тех моментов, когда девиантное поведение обусловлено биологической составляющей (проблемы со здоровьем), могут быть оправданы дыхательные гимнастики, варианты релаксаций, йога. Для разных форм зависимостей часто применяются программы «12 шагов», основанные на групповой анонимной работе.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Признаки девиантного поведения

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя – это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор – потеря способности усваивать социальные требования.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.

формы девиантного поведения

Аддиктивное поведение

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.

суицидальное поведение

Что способствует формированию девиантного поведения?

В целом, стиль жизни и черты характера девианта по многом похожи на поведение и личностные качества преступников или лиц, которые в ближайшем будущем нарушат закон. Это:

  • Проблемное поведение с детства;
  • Аффективный, неуравновешенный или агрессивный стиль поведения;
  • Совершение правонарушений и преступлений как средство выразить протест и ярость против чужого враждебного мира, который отвергает девиантов;
  • Чрезмерное увлечение спиртным или алкоголизм;
  • Неумение разрешать конфликты в социуме мирным путём, без применения физической силы;
  • Интеллект ниже среднего уровня;
  • Резко отрицательное отношение к получению новых знаний и к любой учёбе вообще;
  • Приём наркотиков;
  • Склонность к депрессии и самоубийству;
  • Неумение или нежелание решать возникшие конфликты в семье, договариваться с близкими людьми.

Освоение девиантного поведения

Стиль поведения человек черпает из окружения. Самый простой способ освоения поведения — это наблюдение за действиями, происходящими вокруг, и их заимствование. Важно поведение не только близкого окружения, например, родителей, но и общества в целом. Человек выбирает друзей, у которых мнение и взгляды на жизнь схожи с его.[8]

Второй способ освоения поведения — научение. Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Дж. Б. Уотсона является основоположником поведенческой психологии. Человек и животное приспосабливается к окружающей среде с помощью наследственных задатков и привычек. Б.Скиннер немного видоизменил данное положение, считая, что реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, а можно только предсказать ее вероятность. В связи с этим он предложил идею оперантного обусловливания. Приспособление происходит благодаря собственной активности человека. Например, путем проб и ошибок. Человек получает подкрепление, положительное, отрицательно, или не получает его. И, исходя из этого, формируется поведение, в том числе и преступное.[5]

Креативность, как позитивная форма девиации

Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.

Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.

Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.

Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.

Таблица сравнения личностей

Медикаментозный подход

Использование лекарственных средств при девиантном поведении оправдано в случаях наличия нарушений психического и физического характеров. При соматических заболеваниях нужна постоянная терапия медикаментами, которые подбираются, исходя из состояния больного. Некоторые лекарства применяются в рамках снятия «синдрома отмены» при коррекции зависимого поведения.

Если на фоне нарушений фигурируют пограничные состояния психики, то может назначаться курсовой прием соответствующих препаратов (седативные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и прочее). Такие лекарства помогают снизить тревогу и беспокойство, сгладить проявления акцентуаций или психопатий, избавить от ряда иных симптомов. Обязательной медикаментозная терапия является при серьезных психических отклонениях.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта «отклонения» самого общества. В компьютерной игре «Detroit: Become Human» девиантами называют андроидов, поступающих вразрез с установленными инструкциями, принимающих собственные независимые решения.

Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Причины

Что касается этого аспекта, ученые выделяют несколько направлений. Причины девиаций кроются не только в социальных факторах, но и биопсихологических. Наркомания, чрезмерное употребление спиртосодержащих напитков часто имеют наследуемый характер. И тот же алкоголизм может стать побуждающим к преступному поведению (грабежи, маргинальные явления).

В частности, склонность к бродяжничеству связана с разрывом социальных связей, невозможностью получить доступ к элементарным благам. Причиной такого образа жизни, как маргинализм, ученые называют и снижение уровня социальных ожиданий, желание уйти в себя и одновременно вызывать жалость окружающих.

Еще одна группа причин девиантного поведения – социальные патологии, психические заболевания. Отсюда и то же бродяжничество, попрошайничество, нежелание работать, либо чрезмерный трудоголизм. Кстати, те же попрошайки часто становятся связующим звеном между наркодиллерами и зависимыми гражданами.

Ученые различают и еще ряд нюансов, касающихся отклонений от норм. Есть девиантное и делинквентное поведение. Первое — просто не соответствие требованиям социума. А вот делинквентность связана уже с преступными наклонностями. Это правонарушения, странные поступки в отношении сверстников, агрессия, приводящая к плачевным последствиям: хулиганство, участие в потасовках. Причинами таковых явлений также могут стать употребление наркотиков, алкогольное опьянение, нестабильные психические состояния.

Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Примечания[править]

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.
  2. Merton R. K. «Social Structure and Anomie», American Sociological Review, 3, October, 1938, p. 672—682
  3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — пер. с франц. Самарской Е. А., редактор перевода Грецкий М. Н. — М.: Прогресс, 1966..
  4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.
  5. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного)поведения // Психологический журнал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92—102.
  6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей ккатастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.
  7. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47—57.
  8. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
  9. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
  10. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4 – С. 78-86.

Возрастные особенности

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

У младших школьников

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

  • неспособности к невербальному общению;
  • трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
  • речевые нарушения;
  • задержка умственного, физического или психического развития;
  • патологическое враньё;
  • онанизм;
  • клептомания;
  • сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

У подростков

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

  • бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
  • неуправляемость;
  • дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
  • пиромания — склонность к поджогам;
  • слишком импульсивные реакции на происходящее;
  • анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
  • инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
  • гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
  • приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Методы коррекции

Каковы бы ни были причины девиантного поведения, его нужно корректировать, не допуская осложнений. Воздействие на личность с отклонениями в образе жизни должно быть оказано со стороны нескольких социальных институтов.

В первую очередь, это санкции общества, которые могут заключаться в виде медицинского вмешательства и социальной поддержки. Частным случаем медицинского вмешательства является психологическая помощь.

Психологическая помощь

Для успешной коррекции девиантного поведения немаловажным условием является добровольное принятие пациентом помощи. Для этого вся работа должна проходить конфиденциально, психолог должен выражать свое уважение к личности и ее праву на индивидуальность. Только тогда можно надеяться на зарождение взаимного доверия и пробуждение в человеке ответственности за свою жизнь.

Психотерапевтический подход

Скорректировать отклоняющееся от нормы поведение с помощью психотерапии вполне возможно. Психологическая работа в большинстве случаев проводится и с ближайшим окружением девианта.

Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.

Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.

Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Профилактика и терапия

Подбор методов устранения отклоняющегося поведения зависит от ведущих мотивов девиации. Специалисты для контроля и коррекции состояния используют психотерапевтические методы и медикаментозное воздействие. Лекарственная терапия целесообразна при физических и психических нарушениях. Психотерапевтические подход основывается на применении приемов гуманистической, когнитивно-поведенческой арт-терапии. Основной целью такого воздействия является изменение поведения, трансформация идей и ценностей.

Контроль собственных нежелательных реакций повышается путем применения профилактических мер в раннем возрасте. Свидетельствами активизации девиации в детстве являются следующие критерии:

  • частые и неуправляемые вспышки гнева;
  • негативные поступки выполняются намеренно;
  • нарушение требований и правил взрослых;
  • споры с взрослыми;
  • мстительность и злоба;
  • регулярное участие в драках;
  • намеренное причинение ущерба чужому имуществу и другим людям.

Для преодоления отклоняющегося поведения психологи, педагоги, социологи, медики рекомендуют такие профилактические меры:

  1. Создание благоприятной среды — формирование негативных образов различным проявлениям девиации.
  2. Информационное воздействие — просвещение людей об отклоняющемся поведении проводится для стимуляции когнитивных процессов.
  3. Формирование социальных навыков — улучшение адаптивности к обществу. У людей развивается сопротивляемость к негативному воздействию, навык самореализации, повышается уверенность в собственных силах.
  4. Перерождение девиации в такую деятельность как познание нового, спорт, творчество, общение.
  5. Активация внутриличностных ресурсов — привлечение людей к физической активности, стимулирование гармоничного развития, самовыражения.

Девиантные формы поведения уже в начальной форме нуждается в контроле и коррекционном воздействии со стороны психологов. Самостоятельно устранить поведенческие нарушения человек не в состоянии. Своевременное обращение за психологической помощью предотвратит ухудшение уровня жизни.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Формы и виды девиации

К гДевиация 8лавным формам девиантного поведения относятся в широком смысле:

  • употребление наркотиков;
  • пьянство и алкоголизм;
  • проституция;
  • самоубийство;
  • преступность.

Как считают специалисты, существование у части людей в современном обществе девиантного поведения неизбежно, его невозможно просто искоренить. При этом они замечают, что девиации возникают закономерно в обществах, которые переживают трансформацию, где у людей на фоне усиления кризисных явлений увеличивается неудовлетворенность собственным положением, что вызывает чувство невостребованности, социальной неудовлетворенности, отчуждения от общества. Это чувство депривации в некоторых случаях может вызвать появление среди населения пессимистических настроений и его деморализованность (растерянность, упадок духа).

Согласно данным социологов, сегодня для 85% населения страны характерна деморализованность в той или иной степени. Типичным реакциями на аномию являются коррупция, безразличие к средствам достижения цели, экстремизм, цинизм. Механизм девиантного поведения раскрывают через анализ особенностей личности, взаимодействия нормативного регулирования, отношения личности к реальной жизненной конфликтной ситуации и норме.

Мы коротко рассмотрели особенности девиантого поведения, его виды и причины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

При делинквентном поведении

Конкретные психологические методы зависят от характеристики девиантного поведения. Если оно выражается в противоправных и антиобщественных действиях (делинквентное поведение), потребуется общественное наказание. Как для подростков, так и для взрослых оно может заключаться в виде порицания или в более существенных проявлениях, например, в ограничении каких-либо прав (на выбор профессии, прием на работу, усыновление детей) или даже в заключении в тюрьму или исправительную колонию. Психотерапия при этом может проводиться прямо в местах лишения свободы.

Общая характеристика

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором – как наличие «здоровых» симптомов.

С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу. Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.

Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.

С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.

Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.

На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность – это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.

При суицидальном поведении

Крайняя форма делинквентного поведения – самоубийство. Поэтому одной из задач психологической помощи является распознавание суицидальных настроений и своевременное принятие мер. Склонность к самоубийству может возникнуть и у здоровых людей, и у тех, кто обладает нервно-психическими расстройствами. И с теми, и с другими лицами нужно устанавливать контакт путем беседы, во время которой можно оценить степень угрозы.

Человек может абстрактно думать о самоубийстве, но не предпринимать попыток к нему. Более тревожной является ситуация, в которой пациент уже продумал способ осуществления задуманного. Но самым опасным случаем будет тот, в котором человек уже подготовился к крайнему шагу (например, он звонит по телефону доверия, стоя на краю крыши).

После оценки угрозы нужно постараться овладеть ситуацией и помочь человеку спланировать действия, которые решили бы проблему и избавили от необходимости лишать себя жизни. Это позволит улучшить тяжелое эмоциональное состояние и подарит надежду. Не всегда удается сразу же убедить человека в том, что суицид – это не выход, но можно предложить ему отложить осуществление задуманного, чтобы выиграть время и найти способ помочь пересмотреть страшное решение.

Конечно, в каждом из методов рассмотрены лишь общие стратегии, тогда как в конкретных случаях действия предпринимаются исходя из индивидуальных обстоятельств.

Почему это актуально сейчас

Злободневным становится увеличение случаев негативного девиантного поведения. Психология может объяснить механизм этого явления. Но причины побуждающие к такому поведению находятся в издержках нашего общественного устройства (социально-экономические).

Несправедливая система распределения результатов труда рождает конфликты сознания. Внешне многие соглашаются с принятыми правилами игры капитализма. Но внутренне мы протестуем. Особенно, когда это коснется нас лично. Негативные эмоции от таких переживаний разрушают нас изнутри.

Такие чувства посещают как подростков, так и взрослых людей. У кого психика более-менее устойчива с большей вероятностью выберут путь преступлений. А те, у кого она еще не окрепла или слаба изначально, идут по пути саморазрушения.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Последствия

Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:

  • на уровне личности: физическое истощение организма, психические расстройства, социальная дезадаптация, одиночество, смерть;
  • на уровне окружающих: риск смерти и насилия, страдания и переживания родных и близких;
  • на уровне общества: криминализация.

Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений. На них не выделяются деньги из бюджета, они не являются обязательным компонентом школьной программы. Если бы всё было иначе — преступности было бы гораздо меньше.

Читайте также: Лабильность нервной системы

Вам также может быть интересно:
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...