Что такое девиантное поведение?

Содержание

Основные понятия

otklonenie-v-povedenii.jpg

Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.

Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.

Социология

Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.

Медицина

Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.

Психология

В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.

Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.

Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.

Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.

Наука, изучающая поведение

Изучение закономерностей поведения и деятельности общества или отдельной личности – первоочередная задача социальной психологии. Ряд научных экспериментов в ее рамках показал, что изменения в поведении обусловлены нахождением человека в социальной группе. Например, индивиду свойственно более успешное выполнение механической работы в присутствии посторонних. Ему так комфортнее: такого человека располагает к себе тяга к снижению уровня собственной ответственности путем ее разделения между несколькими членами группы, а также снижение самосознания, заражение психическим настроем другого человека, тенденция прилагать меньше усилий при коллективной работе по сравнению с индивидуальной.

Социальная психология

Отклонения от общепризнанных правил называют девиантным поведением. Так, антисоциальному наказанию подвергаются не только негативные действия, но и даже общественно-полезная активность, проявляющаяся, по мнению социума, излишне сильно. Последнее особенно распространено в странах с недостаточно развитыми общественными связями и традициями.

В рамках социальной психологии определяются формы поведения, которые можно отнести к девиациям. Кроме того, рассматриваются критерии, по которым отклонения отличаются от нормы, и осуществляются попытки определить, может ли девиация иметь положительный характер или же она всегда деструктивна.

Социально-правовой подход к классификации девиаций

Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:

  • Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
  • Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
  • Стремление к совершению самоубийства.
  • Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
  • Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
  • Занятия проституцией.
  • Хулиганство.
  • Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.

Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:

  • Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
  • Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
  • Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.

В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации, так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.

Дезадаптация – проявление снижения способностей следовать требованиям общества с обязательным ощущением их как личностно значимых, а также невозможность выражать свою индивидуальность при текущих условиях социальной среды.

Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.

В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:

  • Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
  • Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
  • Постоянное эмоциональное напряжение.
  • Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
  • Низкие коммуникативные навыки.
  • Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).

Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.

Истоки и последствия девиации

Девиантное поведение или социальная девиация — поведение человека, отличающееся от общепринятых норм. Оно бывает положительным и отрицательным. В первом случае девиантами называют гениев, которые ведут себя и мыслят по-особому, во втором — преступников и психологически нездоровых людей. Реакцию общества на девиантность изучает социология.

Основоположником этого направления считается социолог из Франции Эмиль Дюркгейм, выпустивший книгу «Самоубийство». Специалист описывает понятие аномии, которое объясняет как дезориентацию в обществе в период кризиса и запутанность сознания. Социолог указывает на связь экономических спадов и подъемов с увеличением численности самоубийств.

Последствия девиации негативные для человека и его окружения. Личность деградирует, теряет контроль над собой, перестает развиваться, не может адекватно воспринимать происходящее и находить правильное решение.

Понятие

Социальные и психологические науки под отклоняющимся поведением понимают асоциальные действия человека. Такие поступки не отвечают принятым в социуме нормам. Девиация проявляется в силу аномального формирования личности в процессе усвоения общественных норм и правил.

Основанием для понятия девиации является социальная норма, являющаяся мерой допустимых поступков человека, которые обеспечивают сохранение общественной системы. Существуют следующие варианты отклонений от норм социума:

  • позитивные — способствуют преодолению устаревших стандартов, что приводит к качественным изменениям в обществе;
  • негативные — дезорганизуют и разрушают социальную систему.

Классификация девиантного поведения основывается на различных мотивах и подходах к девиации. Негативные отклонения от общественных стандартов являются результатом неспособности личности адаптироваться к социуму. От мотивов, влияющих на формирование отклоняющихся поступков, зависит выбор стратегии коррекционной работы.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Причины

Выделить одну причину образа действий, который называют девиантным поведением, невозможно. Обычно отклонения обусловливаются целым комплексом факторов.

В первую очередь, это биологический склад, который предрасполагает человека идти вразрез с общественными нормами. Другая причина девиантного поведения является психологической, при ней сочетание врожденных личных качеств индивида с внешними факторами и раздражителями приводит к девиации.

Кроме того, выделяются социологические причины отклонений в поведении. Они имеют более сложный характер и отчасти объясняются процессом разложения в обществе ранее устоявшихся ценностей и норм под давлением новых идеалов. Это явление характеризуется понятием аномии. Она возникает, когда у части членов социума происходит расхождение между потребностями, интересами и существующими возможностями их удовлетворить.

Причины девиантного поведения.

Социально-вызывающие поступки всегда интересовали религиозных деятелей. Ведь с точки зрения религии преступить Божественный запрет, значит, согрешить. Так, согласно библейской истории об Адаме и Еве впервые были нарушены общественные нормы, а виновные получили наказание. Сложная проблема социального контроля, профилактики и предупреждения неподобающего поведения также интересовала философов и государственных деятелей. Изучению этого вопроса посвящали свои работы Диоген, Аристотель, Сократ, Ницше, Ларошфуко.

В России «Психология девиантного поведения» зародилась в 70-е годы XIX века. Первыми педагогическими исследованиями занимались Л. Выготский, А. Макаренко, Ю. Клейберг, а большинство научных работ было посвящено проблемам детской беспризорности и преступности. Постепенно образовалась девиантология – научная дисциплина, которая комплексно подходит к изучению нарушений нравственно-религиозных, морально-этических, политических, организационно-правовых норм.

Проблему девиации исследуют социологи, психологи, философы, педагоги, медики, юристы и объясняют ее целым набором взаимосвязанных и взаимовлияющих обстоятельств. Первопричинами таких отклонений могут быть:

  • Биологическая предрасположенность: генетика, неблагоприятные психофизиологические особенности ребенка, мешающие социальной адаптации.
  • Психологические особенности: наличие у ребенка психопатии или чрезмерное усиление отдельных черт характера.
  • Социально-педагогические дефекты: неправильное семейное, школьное или общественное воспитания, жестокое обращение.
  • Неправильное воспитание в подростковом периоде: психологические проблемы с социализацией, адаптацией, интеграцией в общество, криминальная среда свободного времяпреровождения.
  • Социально-экономические: социальное неравенство, социальный кризис с разрушением старых ценностей, невозможность работать и зарабатывать.
  • Человеческие пороки и несовершенства: эгоизм, зависть, стремление выделиться, чрезмерная тяга к удовольствиям.

Причины возникновения девиации у личности

Среди основных причин девиантного поведения выделяются:

  • Гормональная буря и половое созревание. Эти процессы могут сопровождаться эмоциональными вспышками, патологиями полового влечения, неуверенностью в себе, адаптационными трудностями, импульсивностью, быстрой сменой настроения, ранним чувством взрослости.
  • Болезненное восприятие критики. Ситуация усугубляется скачкообразным характером физиологического развития подростка: из-за внешней непропорциональности, угловатости, прыщей подростки комплексуют и могут не контролировать свои реакции, если речь заходит об их внешности.
  • Жестокое обращение с подростком со стороны сверстников или родителей.
  • Акцентуации характера, негативные личностные черты.
  • Наличие задержки психического развития или психопатологий.
  • Подростковое упрямство, стремление ребенка доказать всем, чего он на самом деле стоит и на что способен. Подростки яростно отстаивают право на свободу и самостоятельность.
  • Стремление к расширению круга друзей.
Подростковая компания

Подростковая компания

  • Генетическая предрасположенность. Неблагополучная обстановка в семье, воспитание ребенка в неполной семье создают условия для деформации нравственных устоев подрастающего человека.
  • Бесконтрольность школьника, малое участие родителей в жизни подростка. Часто слабый контроль со стороны родителей приводит к тому, что подросток рано пробует алкоголь и начинает курить. Это чревато тем, что возрастает риск употребления подростком психотропных веществ. Подростки не могут отказаться от сигареты, стопки или наркотиков, так как сверстники для них много значат. Кроме того, подростки пробуют запрещенные продукты из любопытства, полагая, что смогут в дальнейшем полностью от них отказаться, если захотят.

Признаки девиантного поведения[править]

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
  4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.[1]

Девиантное поведение в антиутопии[править]

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества.Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Классификация по структуре девиантного поведения

            В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые. В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.

Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.

Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.

Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией, структурированной и неструктурированной. Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.

Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические. При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.

Методы борьбы

Весьма актуальный вопрос, которым многие задаются в силу невозможности быстро справиться с ситуацией. Работа с девиантным поведением подразумевает пересмотр прежних способов взаимодействия. Потребуется приложить множество усилий, чтобы избежать неконтролируемых последствий. Вот некоторые надежные способы.

  • Проговор ситуации. Это нужно делать своевременно, дабы не допустить момента, когда ситуация окончательно выйдет из-под контроля. Необходимо рассказывать о своих чувствах, учить этому ребенка. Тогда будет проще принять решение, подтолкнуть к нужному шагу. Открытое обсуждение создавшегося положения позволит найти точки соприкосновения, выйти на ожидаемый уровень понимания.
  • Контроль. Коррекция нежелательного поведения невозможна без проведения неусыпного контроля. Если рядом находится человек, которому по определению нельзя доверять, значит, необходимо следить за его действиями, не позволять, чтобы что-то препятствовало взаимопониманию. Контроль может быть полным и частичным. Иногда лучше проявлять внимание ненавязчиво, чтобы не вызывать раздражения у оппонента.
  • Помощь специалиста. В некоторых случаях может потребоваться консультация профессионального психолога. Есть проблемы, с которыми сложно разобраться самостоятельно. Когда мы стремительно начинаем искать выход из положения, неплохо, если рядом окажется грамотный специалист, который сможет дать своевременный совет. Нет ничего предосудительного в том, чтобы обращаться за помощью, когда она необходима.
  • Полезные дела. Личности, которая склонна к девиантному поведению, необходимо поручать занятия, требующие физического труда. Это может быть уборка в доме, вынос мусора, глажка белья, стирка. Казалось бы, зачем это нужно? Как подобные действия могут повлиять на исправление ситуации? Оказывается, такое возможно. Дело в том, что физический труд порой отнимает много сил и требует большой концентрации внимания. Расходуя энергию, человек успокаивается. Не остается сил на то, чтобы совершать ужасные и неконтролируемые поступки.
  • Новые увлечения. Если у человека найдется дело, которое его вдохновляет и действительно нравится, с ним будет проще договориться. Нет ничего стыдного в том, чтобы предлагать что-то интересное, делиться накопленным опытом. Особенно ценно, когда родители находят общие с ребенком увлечения. Можно играть в футбол, заниматься рисованием, лепкой, написанием стихов, чтением литературы, любым другим видом творчества. Главное, чтобы при этом присутствовали положительные эмоции, возникало ощущение некоторой общности, единства.
  • Занятия спортом. Вне всяких сомнений, движение способствует укреплению физического и ментального здоровья. Появится больше энергии, которую можно будет направить в мирное русло. Занятия спортом высвобождают положительную энергию, способствуют созданию полезной усталости. Неважно, какой вид спорта вы выберите. Главное, чтобы это доставляло радость, помогало бороться с негативными привычками.

Что способствует формированию девиантного поведения?

В целом, стиль жизни и черты характера девианта по многом похожи на поведение и личностные качества преступников или лиц, которые в ближайшем будущем нарушат закон. Это:

  • Проблемное поведение с детства;
  • Аффективный, неуравновешенный или агрессивный стиль поведения;
  • Совершение правонарушений и преступлений как средство выразить протест и ярость против чужого враждебного мира, который отвергает девиантов;
  • Чрезмерное увлечение спиртным или алкоголизм;
  • Неумение разрешать конфликты в социуме мирным путём, без применения физической силы;
  • Интеллект ниже среднего уровня;
  • Резко отрицательное отношение к получению новых знаний и к любой учёбе вообще;
  • Приём наркотиков;
  • Склонность к депрессии и самоубийству;
  • Неумение или нежелание решать возникшие конфликты в семье, договариваться с близкими людьми.

Как развивается поэтапно

Неадекватное поведение и отношение к окружающим родом из детства. Главной причиной является упущение родителей или опекунов. Нередко за внешним благополучием скрывается асоциальное состояние семьи. Неправильное воспитание подростков, отсутствие должного внимания и контроля приводит к формированию внутреннего бунта, а затем и внешнего. Немаловажную роль играют общеобразовательные учреждения, неправильное поведение учителей, упущения, недостаточная связь с семьей.

Желание идти наперекор

Диагностика основывается на наблюдении со стороны. Главный признак — непослушание, желание идти наперекор. Девиантность начинает проявляться у детей. Ситуация усложняется при отсутствии адекватной реакции со стороны взрослых. Изначально ребенок просто непослушный, отказывается выполнять просьбы родителей, в подростковом возрасте отбивается от рук, а затем, будучи взрослым, становится опасным для себя и окружения.

См. также[править]

  • Делинквентное поведение
  • Асоциальность
  • Психическое расстройство

Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

девиантное поведение человека

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате  у  девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.

Стадии развития

Психиатры уверены, что данное расстройство, подобно другим психическим синдромам, проходит несколько стадий развития, для которых характерно нарастание тяги к бродяжничеству.

Первый приступ чаще всего возникает после сильного нервного потрясения или стресса, когда пациент спонтанно чувствует желание сбежать от всех близких и знакомых. Такой человек осуществляет желаемое, но очень быстро приходит в себя и возвращается к привычной жизни. Этот кратковременный побег должен стать первым звоночком для близких людей, чтобы обратиться к высококвалифицированному психологу.

Бродяжничество как форма девиантного поведения

На втором этапе склонный к дромомани человек, уходит на несколько дней при появлении первых неприятностей в семье или на работе. Такие побеги становятся частым явлением и очень сильно настораживают близких людей. Стоит отметить, что дромоманы не осознают, что их действия могут еще больше усугубить положение дел и привести к затяжной депрессии.

Третий этап развития болезни – это уже клиническая стадия, когда пациент не отдает себе отчет в том, что он совершает. Во время приступа он практически не контролирует свои действия и руководствуется лишь всепоглощающим желанием убежать.

Интересно, что дромоманией страдал известный русский писатель М. Горький, который будучи еще ребенком потерял своих родителей. Известно, что его мама и бабушка также были любителями вагабондажа. Именно по этой причине, наверное, в эго произведениях так точно описана жизнь бродяг, страдающих психическими расстройствами.

Последствия

Девиантное поведение может перерастать в делинкветное. Оно характеризуется совершением проступков, не достигающих уровня криминала, но причиняющих неудобство окружающим. В их числе хулиганство, вымогательство, вандализм, мелкое воровство и мошенничество.

Вандализм - пример делинквентного поведения

Чаще всего это обусловлено недостатками воспитания, но могут наблюдаться и серьезные нарушения характера с психопатией. Такие дети часто убегают из дома вследствие желания развлечься, изменить обстановку или выразить протест.

Ряду подростков свойственно аддиктивное девиантное поведение, что значит злоупотребление алкоголем и прием наркотиков. Они делают это из любопытства, желания выглядеть взрослыми, испытать новые ощущения или стать “своими” в компании. Но самым разрушительным является суицидальное поведение. Любое из проявлений нуждается в правильной коррекции, и не только в отношении детей и подростков, но и в равной степени для взрослых.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

vidy-deviantnogo-povedeniya-u-detejНеобходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.blagopriyatnaya-sotsialnaya-sreda-dlya-rebenka
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. deviantnoe-i-delikventnoe-povedenieИндивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Примечания[править]

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.
  2. Merton R. K. «Social Structure and Anomie», American Sociological Review, 3, October, 1938, p. 672—682
  3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — пер. с франц. Самарской Е. А., редактор перевода Грецкий М. Н. — М.: Прогресс, 1966..
  4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.
  5. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного)поведения // Психологический журнал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92—102.
  6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей ккатастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.
  7. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47—57.
  8. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
  9. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
  10. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4 – С. 78-86.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Методы коррекции

Каковы бы ни были причины девиантного поведения, его нужно корректировать, не допуская осложнений. Воздействие на личность с отклонениями в образе жизни должно быть оказано со стороны нескольких социальных институтов.

В первую очередь, это санкции общества, которые могут заключаться в виде медицинского вмешательства и социальной поддержки. Частным случаем медицинского вмешательства является психологическая помощь.

Психологическая помощь

Для успешной коррекции девиантного поведения немаловажным условием является добровольное принятие пациентом помощи. Для этого вся работа должна проходить конфиденциально, психолог должен выражать свое уважение к личности и ее праву на индивидуальность. Только тогда можно надеяться на зарождение взаимного доверия и пробуждение в человеке ответственности за свою жизнь.

Тесты на выявление различных форм девиантного поведения

Для выявления форм девиаций можно использовать тесты. Но следует осторожно относиться к их результатам. Они не являются очевидным диагностическим критерием. Скорее, только как способ подтвердить свои подозрения. Для выявления химической зависимости или алкогольной можно использовать тест RAFT. Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST), выявляет ранние стадии алкоголизма. Тест Фагерстрёма – определяет степень зависимости от никотина. Способы тестирования выбираются в зависимости возраста, пола и поведения.

Способы предотвращения нарушений

Выявление девиации возможно на любом этапе ее формирования. Неадекватное поведение замечают близкие люди и посторонние. Главная задача — своевременно отреагировать на проблему, скорректировать поведение человека в нужное русло. Отрицательная девиация, в отличие от положительной, всегда несет угрозу социуму. Принимать меры нужно обязательно. Действия следующие:

  • корректирование отклонений;
  • Консультация психологавыяснение причины неадекватного поведения;
  • внедрение новых ценностей;
  • наказание;
  • создание условий, где невозможен бунт.

При патологических отклонениях наряду с психологическими методами используются медицинские:

  • осмотр специалиста;
  • психотерапевтическое, медикаментозное лечение;
  • проведение разъяснительной работы.

Девиация устраняется наказанием либо пониманием. Когда призыв к морально-этическим нормам не действует, приступают к кардинальным методам. Трудных подростков отправляют в специальные исправительные учреждения, взрослых девиантов — в тюрьму либо медицинские заведения. Положительная девиация действует человечеству во благо и не требует коррекции.

Диагностика

Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
  • для младших школьников — проективные методики;
  • методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
  • методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
  • Шкала манипулятивного отношения (Банта);
  • тест агрессивности (Басса–Дарки)
  • тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
  • таблицы Шульте;
  • методика Люшера;
  • шкала Векслера;
  • тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
  • карта наблюдений Стотта.

Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Геймерство

Старайтесь оградить своего ребенка от игровых зависимостей

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

loading.gif

Загрузка…

При аддиктивном поведении

При аддиктивном поведении, связанном с употреблением наркотических веществ и алкоголя, мероприятия проводятся на государственном уровне. В ряде стран за все действия, связанные с наркотиками, в частности, за их хранение, предусмотрены суровые наказания. И если в Америке осужденному грозит от 5 до 40 лет лишения свободы, то в Китае и Сингапуре дело может окончиться смертной казнью. В некоторых государствах дополнительно введен “сухой закон”.

Однако у репрессивной политики есть существенный недостаток – запрет зачастую стимулирует интерес. Именно поэтому в Австралии и Нидерландах легализована часть наркотических веществ. Эти государства поддерживают либеральную политику снижения вреда, так как предполагается, что запрет не может остановить наркоманов. Более того, разработаны программы, которые помимо информирования о заболеваниях, которые могут быть спровоцированы наркотическими веществами, предполагают обучение безопасным способам их употребления. Они были созданы для предотвращения эпидемии ВИЧ-инфекций, связанных с инъекционным введением веществ. К тому же считается, что если употребление наркотиков перестанет считаться криминальным и ненормальным, в течение 10 лет люди сами захотят избавиться от пагубной привычки.

Независимо от отношения государства к наркотикам, людям, нуждающимся в реабилитации, необходимо оказывать социально-психологическую поддержку. Социальная составляющая заключается в правовой и юридической защите, помощи в трудоустройстве и решении жилищной проблемы.

Форма психологической помощи зависит от степени вовлеченности человека в пагубную привычку. Если зависимость находится на начальном уровне, проводят консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию. Если она приобретает характер физической, к этим мероприятиям добавляется проведение детоксикации и поддержание трезвости. Последний этап очень длительный, должен продолжаться 1-2 года, в течение которых часто принимаются антидепрессанты.

Физическая зависимость будет уменьшаться по мере ее замещения привязанностью к чему-либо иному, при адекватном лечении сопутствующих расстройств, поддержке воздержания (иногда с помощью заменителей наркотиков), стимулировании личностного роста. Поддержать положительные изменения можно, если пациент будет посещать группы самопомощи, центры реабилитации, трудовые лагеря. Некоторым на нелегком пути избавления от пагубных привычек помогает воцерковление.

Таким образом, чем сильнее зависимость, тем важнее будет оказание медицинской помощи и тем важнее уметь снимать абстинентный синдром, проводить противорецидивную терапию, лечить сопутствующие расстройства. Также нужно проводить психологическую работу с членами семьи пациента, так как они часто находятся в состоянии созависимости (поглощенности и эмоциональной привязанности к проблемам близкого).

При суицидальном поведении

Крайняя форма делинквентного поведения – самоубийство. Поэтому одной из задач психологической помощи является распознавание суицидальных настроений и своевременное принятие мер. Склонность к самоубийству может возникнуть и у здоровых людей, и у тех, кто обладает нервно-психическими расстройствами. И с теми, и с другими лицами нужно устанавливать контакт путем беседы, во время которой можно оценить степень угрозы.

Человек может абстрактно думать о самоубийстве, но не предпринимать попыток к нему. Более тревожной является ситуация, в которой пациент уже продумал способ осуществления задуманного. Но самым опасным случаем будет тот, в котором человек уже подготовился к крайнему шагу (например, он звонит по телефону доверия, стоя на краю крыши).

После оценки угрозы нужно постараться овладеть ситуацией и помочь человеку спланировать действия, которые решили бы проблему и избавили от необходимости лишать себя жизни. Это позволит улучшить тяжелое эмоциональное состояние и подарит надежду. Не всегда удается сразу же убедить человека в том, что суицид – это не выход, но можно предложить ему отложить осуществление задуманного, чтобы выиграть время и найти способ помочь пересмотреть страшное решение.

Конечно, в каждом из методов рассмотрены лишь общие стратегии, тогда как в конкретных случаях действия предпринимаются исходя из индивидуальных обстоятельств.

Последствия

Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:

  • на уровне личности: физическое истощение организма, психические расстройства, социальная дезадаптация, одиночество, смерть;
  • на уровне окружающих: риск смерти и насилия, страдания и переживания родных и близких;
  • на уровне общества: криминализация.

Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений. На них не выделяются деньги из бюджета, они не являются обязательным компонентом школьной программы. Если бы всё было иначе — преступности было бы гораздо меньше.

Читайте также: Лабильность нервной системы

Вам также может быть интересно:
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...