Что такое архетип в психологии и знакомство с первообразами Юнга

Что будет в курсе?

Базовые, высшие и спектральные женские архетипы и их тени. Социальная динамика, предназначение и болезни тела, вызванные подавлениями проявлений тени.

Что такое архетип?

Изначально архетипами называли Божественные идеи Архитектора Вселенной. Считалось, что эйдосы (образы) эманируют (истекают) в меон (неоформленное бытие) из плеромы (Божественная полнота) по определенным чертежам – архетипам.

Естественно, что громе гностиков, герметиков и алхимиков этим термином не пользовались.

Вторую жизнь ему дал К.Г. Юнг вначале своего раскола с Фрейдом и самостоятельных поисков, назвав архетипами персонификации либидо – демона, героя и завоевателя. Позже он структурировал свои наработки, основательно проштудировав гностические опусы.

В популярной редакции архетипами стали называть структуры коллективного бессознательного. Кто-то из любителей формализации выдал такое определение: «Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде». По форме все отлично, а по сути – галиматья.

Постоянные читатели знают, как я разбираю определения и понятия, выявляя отсутствие смысла и содержания. В этой статье не буду этого делать, потому что считаю популярные определения необходимыми и достаточными для ознакомления с предметом. Тащить вас в бездну теософии и гнозиса бессмысленно и жестоко.

Что такое архетип

Архетип – элемент коллективного бессознательного. Наследие досталось нам от предков посредством фольклора, а далее, путем писка фактов в недрах человеческой души. Понятие подразумевает под собой базовую врожденную структуру психической матрицы человека, которая определяет приоритеты, а, следовательно, координирует направление мышления, а также следующие за ним поступки, реакции на внешние обстоятельства.

Архетип личности руководит выбором человека, будь то поиск партнера, работы или формирование отношения к жизни. Понимая специфику отдельного архетипа, можно изменить сценарий жизни, откорректировав внутренние установки, которыми он руководствуется. Психотерапевты широко используют этот подход и помогают людям избавиться от комплексов, вредных «прошивок» и всего того, что мешает обрести им истинное счастье.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла ЮнгаКарл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Что такое архетип в психологии и философии

Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.

Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.

Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.

Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.

Предисловие

Эту колоду карт можно перетасовать так, что сойдется самый сложный пасьянс, а можно – так, что не сойдется даже самый простой. Но колода-то всегда одна и та же. Если что и изменяется, так это их порядок. Можешь считать, что ты – такая же колода карт, и как раз сейчас тебя тасует очень хороший шулер.

Макс Фрай

Иногда, сообщая коллегам-психологам о своей работе с картами Таро, я встречаюсь с недоумением: «Ведь это гадание?» Да, большинство людей использует карты для предсказательной практики; немногие берутся изучать философскую систему, заложенную в них; и единицы, исследуя Таро, отправляются в путешествие к глубинам собственной души. Тем не менее, такой способ применения карт я считаю самым продуктивным и осмысленным.

Это моя вторая книга о Таро. В ней я делюсь опытом работы последних десяти лет. За это время у меня накопилось много методических материалов и наблюдений, в первую очередь, по работе с психологической группой в самых разных подходах.

Книгу можно разделить на две части. Основная ее часть состоит из 22 глав, посвященных Старшим Арканам. Она представляет собой практическое руководство, позволяющее непосредственно встретиться с архетипами в пространстве своей внутренней реальности.

В качестве второй части книги я предлагаю вам свои модели работы, сочетающие практику Таро с методами гештальт-терапии, системных расстановок, НЛП, процессуально-ориентированной терапии, сказкотерапии, а также интегрирующие все эти техники. Буду рада, если мои разработки найдут применение среди коллег.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.

Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Архетипы

Чтобы лучше понимать данный термин, стоит заметить, что ближайшее похожее на него понятие – это инстинкты. Они так же имеют большое влияние на личность, но являются безличностными факторами, которые обуславливают мотивацию.

Суть архетипов по Юнгу состоит в следующем: как только в жизни человека возникает ситуация, которая свойственна тому или иному архетипу (их виды будут рассмотрены ниже), активируется своеобразный шаблон поведения, похожий на набор инстинктов, который сложно подавить усилиями воли.

Случаются ситуации, когда инстинкты находятся в подавленном состоянии. Тогда образы архетипов коллективного бессознательного (по Юнгу) человека проявляются не наяву, а в сновидениях.

Если инстинкты человека подавлены, то есть он не реализует то, что действительно хочет, желает, то ему начинает это сниться. Сон – своеобразная параллельная реальность, где сознание делает то, что захочет. Поэтому сновидения видятся тем чаще, чем человек не желает соответствовать шаблонам архетипов.

3. Архетипы: Явные (ложные) и Теневые (репрессируемые) стороны

Дрянная 

Девчонка

Божественно

е Дитя

Бродяга

Ронин

Трикстер

Мудрость

Черный Маг

Ведьма

Принцесса

Принц

Сила

Жрица

Людоед

Воин

Амазонка

Самость

Ужасная 

Мать

Хозяин

Охотница

Хозяйка

Архетипы: Явные (ложные) и Теневые 

(репрессируемые) стороны

Немного размышляя о богах

Невроз – это бог, которого оскорбили или не удостоили вниманием.

Карл Юнг

Мы обладаем воображением – способностью размышлять о предметах, не находящихся в пределах непосредственной досягаемости и даже вовсе не существовавших до того, как они возникли в нашем уме.

Карен Армстронг

Все мифологии провозглашают существование иного мира, соседствующего с нашим и в каком-то смысле его поддерживающего. Согласно этой вечной философии, у всего, что мы видим и слышим, есть свое соответствие в божественном, горнем мире, и оно ярче, сильнее и долговечнее своего земного аналога. Вся земная реальность – лишь бледная тень, несовершенное подобие своего архетипа, изначального образца. И только участием в божественной жизни смертный, слабый человек может реализовать свой потенциал.

Карен Армстронг

Никогда еще западный человек не был так далек от универсального начала, как в наши дни. Утратив связь с мифом, мы словно блуждаем без компаса, ищем опору в социальной реализации, карьере, романтической любви, мистических учениях, но почему-то не находим ее. Тем не менее, мы живем в эпоху возвращения к корням. Поворот к верованиям наших предков многие психологи считают целебным. Так, Карл Юнг старался обратить своих пациентов к религии, считая этот путь самым естественным. Но большинство людей не находят достаточного ресурса в традиционных конфессиях. Они ищут божественное в первооснове своей психики посредством ритуалов и медитаций, через образы снов и фантазий, в контакте с архетипическими символами.

Современная психология приводит человека к божественному через обращение к мифам и трансперсональным переживаниям. Карты Таро также содержат универсальный мифологический сюжет и могут оказаться помогающим инструментом для соприкосновения с архетипическим.

Согласно легенде, Таро принесли в Европу с Ближнего Востока крестоносцы в XI веке. В незамысловатых картинках были зарисованы значимые сюжеты общественной жизни и космического миропорядка. Однако эти древние образы и описания сохранили свою актуальность до сих пор, поскольку природа человека и структура его бессознательного остались неизменны.

* * *

Архетип невозможно постичь без экстатического переживания. Без него он перестает быть архетипом и низвергается. Такое переживание дает возможность проникнуть в тайны, побуждает жить более полной жизнью. Обращаясь к любому объекту мира, мы можем найти его архетипическое соотношение и соприкоснуться с его изначальным смыслом, обретая, благодаря этому, смысл собственного бытия.

Следует сказать, что мы доподлинно не знаем, к чему может привести активизация архетипического. Карл Юнг в конце своей жизни предупреждал о небезопасности такой практики. Ведь мы кормим архетипы своей одержимостью. Они обретают смысл, только появляясь в нашей жизни.

* * *

Архетипы – это не боги, с которыми можно торговаться, от которых можно что-то получить, а силы, на которые мы не влияем, но которые влияют на нас и безмерно превосходят нас.

Из-за отсутствия религиозной жизни пространство духа притягивает и захватывает нас внезапно и целиком. Юнг писал: «Демоны в действительности не исчезли, но лишь приняли другую форму: они стали бессознательными психическими силами». Архетип может стать наставником и преобразовать нашу жизнь, обогатив ее, если мы будем следовать его указаниям. Но он останется чуждым, если мы не допустим его в свою повседневность.

Архетипические путешествия

Архетипическое путешествие по сказкам «Василиса Прекрасная» и «Велес и Буря Яга» будет отличаться от обычного сказочного пути. Когда мы ставим цель пройти сказку, то обычно концентрируем внимание на том, чтобы достичь цели, а остановки в пути связаны с трудностями прохождения того или иного этапа. Архетипическое путешествие, основанное на прохождении архетипической спирали из 12 этапов требует внимательного и вдумчивого прохождения каждого этапа. Для того, чтобы восстановить или получить опыт, соответствующий каждому из этапов нормативного развития личности.

Женские архетипы

Корень женских архетипов – активная пустота, лучше всего выраженная в образе богини Тиамат.

Далее следуют аватары активной пустоты, которые возможны лишь в единстве и борьбе со своей противоположностью – активной полнотой. Каждый аватар был привязан к богине с соответствующей символикой. Абсолютно у всех более-менее развитых народов такие богини есть или были до монотеизма. В христианстве их след можно проследить в почитании Богоматери, известных и поместно чтимых женщин-святых. Я приведу лишь некоторые имена и/или прозвища языческих богинь, остальные ты при желании отыщешь сам.

Каждый архетип имеет сюжетное ядро, которое можно выразить одним словом.

Для высших женских архетипов это:

Великая мать Земля (Гея) – прародительница и покровительница всего живого. Она вне этики – у нее нет Тени.

Великая владычица (Гера) – супруга верховного бога пантеона или при матриархате – глава пантеона. Как правило, это женское олицетворение СИЛЫ и ВЛАСТИ.

Великая воительница (Афина Паллада), часто сочетаемая с судией и хранительницей мудрости (Афина поздняя). Олицетворение андрогинной СИЛЫ женщины с развитым Танатосом.

Великая охотница (Артемида) – символ женского правления и бунта, гармоничного использования мужского начала женщиной.

Четыре основных сюжетных ядра женских архетипов составляют квадрат стихий.

Для базовых женских архетипов это:

Принцесса/Блудница

Охотница/Разбойница

Жрица/Ведьма

Хозяйка/Мачеха

Черта разделяет архетипы и их тени.

Рассмотрим подробней каждый.

Принцесса – мечтательность, романтичность, ранимость, капризность, послушание родителям (ценностям среды), наследственные социальные ресурсы.

Принцесса это прежде всего папина дочка из сказок – девочка, в которой не чает души престарелый и богатый родитель. Все ресурсы рода в ее распоряжении и от нее требуется только демонстрация лояльности. В сказках обычно обыгрывается сложный выбор жениха, отражающий не только идеализации, но и амбивалентность отца. Он не хочет ее отпускать, но понимает необходимость продолжения рода.

Ее тень – блудница – это мечтательность, капризность, истеричность, суицидальность, асоциальность и нигилизм.

Принцесса, не желающая демонстрировать лояльность и отпустившая инстинкты. Как правило, раздираемое противоречиями и бесцельное существо, а от того несчастное и жутко озлобленное. При этом шарм, сексуальное притяжение, развитая интуиция. Оставляет ожоги в памяти мужчин и разрушает браки.

Охотница – смелость, активность, свободолюбие, принципиальность, ум и развитая тактика, суровость.

Охотница – девушка с сильнейшим мужским началом, но в отличие от амазонки подчиняющаяся общественным и семейным требованиям и бунтующая скрыто. В сказках такие находят причины не выходить замуж за слабых мужчин. Охотницу надо завоевывать или сломать. Ломает ее социальная обусловленность и навязанное чувство вины.

Ее тень – разбойница (амазонка) – это смелость, хитрость, сверхрациональность, беспринципность.

В сказке про снежную королеву Герда и дочь атаманши, спасшая Герду, – архетип и его тень.

Жрица – таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Жрица в высшей степени женственна, но ее либидо трансформируется в процессе экстатических состояний, вызванных работой высших контуров сознания. Наше общество построено на алгоритмах первых трех контуров и частично облагорожено четвертым. Людей, чье сознание включает более высокие контуры, ждет два пути – остракизм в любой его форме или участие в социальных играх в пользу какой-то из влиятельных группировок. Поэтому такие женщины прибиваются к власть имущим (даже двоечник по истории сможет привести яркие примеры) или становятся аутсайдерами.

Жриц и их обратной стороны, ведьм, мало – этот архетип проявляясь открывает неординарные способности. Многие фантазерки и манипуляторши считают себя таковыми, но, увы, не дотягивают.

Ее тень – ведьма – это жестокость, хитрость, сексуальная привлекательность (до старости), таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Ведьма – та, кто не удержалась в границах социальной обусловленности и внешней формы морали. Для ведьмы нет законов и правил. Только цели, желания и капризы, которые должны быть удовлетворены любой ценой. Ведьма делает то, о чем другие женщины страстно мечтают.

Хозяйка – внутренняя сила, независимость, харизма, дальновидность.

Хозяйка – женщина с ресурсом. Ее ум и воля признаются всеми, она исподволь руководит мужем, прямо – детьми и подругами до самой смерти. Абсолютная ценность хозяйки – семья, клан. Она пойдет на все и оправдает все ради спасения и возвеличивания своего клана.

Те женщины, у кого этот архетип акцентуирован, буквально двигают своих родных по карьере, решают их проблемы, поддерживают баланс и председательствуют на созываемых ими же семейных советах.

Ее тень – злая мачеха – это беспринципность, жестокость, паранойя, суеверность, хитрость, манипуляция.

У нее тоже есть ресурс, но сдерживающих стимулов намного меньше. Злая мачеха – это параноидальная, самовлюбленная хозяйка, та у которой или нет своего клана или личные интересы ассоциируются с клановыми.

Архетипы Юнга

Область психологии, связанная с изучением архетипов, как бы это странно ни звучало, в качестве опорного материала использует выше упомянутые фольклорные источники. Они играют роль продуктов области первобытного сознания человечества. То есть, между фольклором и архетипами личности существует прямая связь.

Архетипы, согласно теории Юнга – это классификация человечества, а характеристики того или иного архетипа передаются из поколения в поколение по принципу наследственности. Первичный образ архетипа концентрируется в области глубокого бессознательного, которое выходит за границы личности.

Как работают архетипы людей в повседневной жизни? Акцентуация архетипов выражается в талантах, склонностях и интересах человека. Так, благодаря принадлежности к архетипу, можно предположить, в каком направлении деятельности человек потенциально добьется успеха и кого выберет в качестве спутника жизни.

article_184.jpg

Разрабатывая теорию архетипов, Юнг заимствовал названия из эпоса и мифов, а также народного фольклора. В классификации встречаются названия «Тень» («Мефистофель»), «Мудрый старик» («Заратуштра») и прочие ассоциативные интерпретации. Разберем эти архетипы и охарактеризуем их подробнее.

Мудрый старик

Другие его имена Мудрец, Мыслитель. Исходя из названий, легко предположить, какие ценности данный тип ставит в основу пирамиды своих потребностей. Это изучение окружающего мира, его свойств и качеств человеческой души. Он сконцентрирован, спокоен, готов воспринимать все новое и необычное. При этом, материальное благополучие для него не столь важно, как внутренняя душевная гармония и единение с природой. По отношению к чужим порокам или добродетели он нейтрален. В силу внешней отстраненности, Мудрецы производят впечатление холодных и безразличных. Но, это не так. Просто их сложно втянуть в сомнительное приключение, праздную беседу, лишенную глубокой интеллектуальной нагрузки или авантюру. Увеселениям такие люди предпочитают углубление во внутренний диалог и медитации. Они много размышляют, потому слывут хорошими советчиками тем, кто терзается от душевных мук. Кроме того, способность Мудрецов видеть глубинную истину проблемы, помогает находить решение даже в самых сложных ситуациях.

Анима

Это архетип, психология которого несет женскую энергию, независимо от пола человека. Анима очень эмоциональна, склонна ярко выражать порывы и эмоции, бурлящие внутри. Она концентрирует в себе признаки женских реакций: резкие перемены настроения, хорошую интуицию, способность искренне и беззаветно любить. Мужчина, наделенный качествами характера Анимы, импульсивен, раздражителен, легко возбудим. Иногда излишняя эмоциональность «выключает» здравый смысл. Поэтому, они сначала делают, а потом думают, о чем в последствии нередко сожалеют.

Анимус

Этот архетип – противоположность предыдущего. Им руководит мужская психическая составляющая. Анимус отвечает за открытие глаз Анимы, то есть, за женское прозрение. Женщины этого архетипа, при внешней хрупкости, имеют сильный внутренний стержень. Их действия логичны, обоснованы, а суждения подкреплены опытом. Они редко подвергаются импульсивным действиям, резким выражениям, но при этом, их интуиция ослаблена. Они не склонны пускаться в авантюры, поскольку консервативны и ценят стабильность. Однако, у этого архетипа есть и темная сторона. Излишняя осторожность лишает их многих возможностей. Кроме того, они не гибки в мышлении. Неспособность мыслить абстрактно иногда превращает их суждения, основанные на «нерушимых» догмах, в абсурд.

Самость

Этот архетип Юнг считал самым полным и гармоничным. Он характеризовался целостностью и самодостаточностью личности. Внутри архетипа самости сознательное и бессознательное находятся в идеальном балансе, что уравновешивает противоположные элементы психики. Архетип самости Юнг считал всеобъемлющим. Он символизирует динамику и равновесие одновременно, что дает уникальную возможность внутренним противоположностям прийти к согласию. Самость – редкий архетип, поэтому, внутри личности он может проявляться крайне слабо. Чаще это происходит во сне, где он выступает в качестве почти незримого и едва уловимого образа. Однако, большинству людей Самость не свойственна вовсе.

Тень

Еще одно название архетипа – «Анти-Я». Сюда входят установки, привычки и убеждения, отвергаемые и не принимаемые человеком. Это темная сторона личности, его демон, животная страсть, которую человек старательно скрывает и всячески подавляет внутри себя. Желание «закопать» демона в глубь души обусловлена недопустимостью подобных проявлений в рамках общественных норм морали.  Компонент Тени в структуре любого архетипа, присутствует практически у всех, но, ведет себя по-разному. Выскочить из табакерки черт может, когда человек находится в измененном состоянии сознания, подвержен психическим отклонениям или находится в нетипичной жизненной ситуации.

article_188.jpg

Персона

Для архетипа характерна черта притворщика и искусного мастера перевоплощений. Иными словами, Персона носит маски и перед каждым человеком проявляет себя по-разному. Это хамелеон, истинные намерения и качества которого разгадать чрезвычайно трудно. Персона будто живет несколькими жизнями сразу. Причем герои каждой из его реальностей могут не иметь между собой ничего общего. Персоне нужна публика, поэтому, такой человек активен, социализирован, легко идет на контакт с каждым собеседником и обладает магической привлекательностью. Однако, темная сторона Персоны скрывает отчаянного социопата, который бросается из одной крайности в другую. Жажда приключений и склонность к неоправданному риску делает их опасными, как для окружающих, так и для самих себя.

Бог

Это целый комплекс архетипов, поделенных по гендерному признаку, который ввела последовательница Юнга Дж. Болен.

К мужским архетипам Бог она отнесла:

· Зевса – сильного духом и волевого и уверенного в себе;

· Аполлона – морально зрелого, взрослого и рассудительного;

· Гадеса – загадочного, скрытного, спокойного;

· Диониса – веселого, общительного, увлекающегося;

· Гефеста – сильного и трудолюбивого;

Архетипы женщин-богинь:

· Афина – воинственная, мудрая, рассудительная;

· Артемида – бунтующая, не терпящая границ, сильная духом;

· Афродита – нежная, чувственная, сексуальная;

· Геката – мистическая, склонная к оккультизму;

· Тюфе – многоликая, противоречивая, амбициозная, максималистка.

Мать

Этот архетип – Инь и Янь мироздания. Она зло всего сущего и одновременно, его начало. Психология выделяет его, как особый, неизменно присутствующий и всплывающий в процессе психотерапии. Любопытно, что воздействие этого противоречивого архетипа проявляется не только на ментальном, но и на материальном уровне. В частности, внутренний конфликт человека с архетипом Мать приводит к тому, что вещи в его руках, буквально, «горят», появляются серьезные финансовые проблемы, случается порча имущества. На тонком плане может не складываться личная жизнь, возникают сложности в коммуникации, тяжелая адаптивность. Феномен архетипа Матери у женщин состоит еще и в том, что способность носительницы к зачатию ребенка, его вынашиванию и последующему рождению определяется исключительно физическим состоянием матки.

Ребенок

Божественный архетип. Внутри него спрятан мощнейший духовный потенциал, сохранить и пронести сквозь жизнь, который дано единицам. Архетип Ребенка – это кладезь знаний, который хранит в себе силу коллективного бессознательного и всей Вселенной. С одной стороны, его внешняя беззащитность обезоруживает и побуждает к тому, чтобы его оберегать. С другой стороны, он настолько силен, что легко уничтожит врага, оставшись при этом невредимым. При этом, носителя одолевают полярные эмоции, с которыми он, на удивление, хорошо совладает и, будучи столь противоречивым, живет счастливой жизнью.

article_187.jpg

Шут

Название архетипа не стоит ассоциировать с дурашливым образом пересмешника. Под ним кроется творческая многогранная личность, склонная генерировать нестандартные решения. О таких людях пишут приключенческие романы и снимают кино. Это смелый и неординарный человек, способный поставить на карту все. Ему чужды рамки, тягостное отношение к жизни. Шут выходит сухим из воды там, где остальным угрожает неминуемая гибель. Он живет здесь и сейчас, чем вызывает, как зависть, так и недоумение.  Его спонтанность, ироничность и легкость в сочетании с обаянием, притягивают людей. Симпатию усиливает способность Шута превратить проблему в веселое приключение, а рутинную работу в увлекательный творческий процесс. С другой стороны, Шут ходит по тонкому лезвию, рискует и подвергает риску своих близких, что со временем очень утомляет и раздражает.

Ведьма

Наделенные этим архетипом люди обладают сильной интуицией, граничащей с ясновидением. Их интересуют эзотерические учения, нередко они являются последователями тех или иных религиозных или оккультных учений. Архетип Ведьма обладает магической притягательностью, весьма обаятелен и одновременно загадочен. Ведьму легко узнать. Она носит на теле амулеты, обереги, возможно, татуировки, имеющие магический тайный смысл. Нередко такие люди обладают даром. Ведьмы со светлой энергетикой лечат, помогают, вдохновляют. Темные Ведьмы – искусные манипуляторы и разрушители.   

Не стоит ограничивать понимание себя или близкого только в рамках одного из представленных архетипов. Архетипы – это грани личности. И часто в одном человеке уживаются сразу несколько. В тех или иных ситуациях кто-то из них берет бразды правления над поведением своего носителя. Внутри идет борьба, которая напрямую влияет на круг интересов, реакции на внешние раздражители, а также на склонность руководствоваться определенными идеалами. Архетип – это всего лишь фундамент личности, а не ее здание. Во многом проявление архетипа будет усилено или подавлено таким факторами, как интеллектуальное развитие, чувство долга перед обществом, воспитание, приспособляемость, а также уровень социализации.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

Анима в образе ЭвридикиЭвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Кое-что напоследок

Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.

Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.

В чем состоит опасность архетипов?

Юнг утверждал, что человек строит свою судьбу на основе переживаемых им образов. То есть каждому из людей присущи какие-то формы или образы, которые сильно влияют на восприятие мира этим человеком, даже если последний этого не осознает. Этот набор, что логично, индивидуален.

В связи с этим возникает опасность попасть под сильное влияние архетипов. Этого допускать нельзя. У бессознательного, которое хочет стать осознанным (это и есть архетип), должен быть сознательный ограничитель.

Если этого ограничителя нет, и архетипичные (это факт) образы начинают действовать, игнорируя сознание. Бессознательное начинает одерживать верх над сознательной частью, и в поведении человека начинают преобладать инстинкты.

Как понять, что архетипы действуют помимо сознания? Достаточно оглянуться и проанализировать предметы и явления, которые окружают человека. Что-то может не вызывать никаких эмоций, а что-то, напротив, сильно влияет на восприятие окружающей действительности. На этом принципе, к слову, отчасти и построена хорошая реклама.

психологический архетип

Парадокс архетипов

Воздействуя на подсознание личности, различные архетипы вызывают совершенно противоположные ощущения с эмоциональным окрасом. Многим знакомо ощущение восторга и ужаса, которое к тому же часто описывается в книгах, или благоговения и страха.

Такое мироощущение сформировалось под действием некоего мистического восторга, который охватывал древнего человека при виде того, что могло ассоциироваться с близким присутствием божественного.

Танатос и Эрос

Понять структуру архетипов и их комбинаций, выраженных в психотипах, невозможно без указания первичных сил.

Сила созидания, страсти, сближения называется эрос, сила разрушения, увядания, дробления называется танатос. В психоанализе их называют инстинктивными стремлениями к продолжению рода и смерти – либидо и мортидо.

Эти силы вне этических и тем более моральных оценок. Мораль и этика находятся гораздо ниже по иерархии и возникли гораздо позже. В отличие от цивилизованного человека (мораль и этика являются основным признаком цивилизации) эрос и танатос присущи всему живому, даже существам, не имеющим пола.

Небольшое углубление для особо одаренных, либо сведущих. Остальным текст ниже можно пропустить.

Эрос – сила, соединяющая элементы осознания и противостоящая «толчкам» – разрушительным волнам хаоса. Все наши «щиты» сколь бы причудливыми они не были (цели, долг, воспитание, увлечения и хобби) питаются энергией эроса. От наполненности его энергией зависят здоровье и долголетие тела, харизма и удача, страстность.

На биологическом уровне это производство гормонов, помимо прочего обеспечивающих топливом эмоции. На энергетическом уровне это питание «замкового камня» – пластины, закрывающей просвет. Как только питание ослабевает, пластина истончается и просвет открывается, ставя под угрозу целостность кокона.

Танатос – элемент хаоса, необходимый системе для развития. Его конечная стадия – пустота Тиамат.

Именно поэтому видящие брахманы говорили, что майя возникает от вращения лилы в пустоте, наполняемой шакти. Эрос – клей жизни, танатос – возможность динамики.

Все начальные архетипы (великие и базовые) различаются конфигурацией эроса и танатоса, анимы и анимуса.

Внешняя анима с сильным внутренним анимусом – воительница, охотница, ведьма. У воительницы эрос и танатос уравновешены, у ведьмы последний превалирует.

Внешняя анима со слабым внутренним анимусом и сильным эросом – Афродита. С сильным танатосом – Геката.

Таким образом конфигурация двух основных сил и начальных архетипов дает все остальные архетипы, а их игра (лила) – психику человека и ноосферу человечества.

На самом же деле весь доступный человеку мир, но обыватель никогда и не при каких обстоятельствах этого не поймет. Как и то, что Экумена – (понятие специально упрощенное придуманным Гекатеем Милетским) продукт осознания, зафиксированный с целью его выращивания.

На этом заканчиваю первую статью цикла. Затронутая тема (и не она одна) фигурирует в двух моих квестовых тренингах – Оракул и Диагностика семейных сценариев.

Огромная просьба – не кради информацию, сделай доброе дело в виде репоста или указания авторства. Мир вознаградит тебя за бескорыстие и порядочность.

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Архетипы в маркетинге

Как бы удивительно не звучали характеристики архетипов, все они реальны. Более того, с учетом их особенностей маркетологи продвигают бренды, развивают индустрию продаж и выводят на рынок товары, которые будут иметь спрос.

Об этом подробно изложено в книге Маргарет Марк «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Исследования автора указывают на то, что при разработке идеи бренда маркетологи должны учитывать психологические аспекты личности, исходя из ее потребностей. Таким образом, созданный брпродукт получит отклик в душе потребителя и наверняка будет пользоваться высоким спросом. Грамотно разработанная рекламная компания ставит в приоритет потребность, которую следует удовлетворить. При этом, используя теорию архетипов, маркетологи затрачивают в разы меньшие средства на исследования, которые при этом не всегда себя оправдывают.

Издание «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» – это настольная книга маркетолога. Пользуясь ею, достаточно провести пилотное исследование, выяснить, какой архетип заинтересуется данным продуктом, затем изучить особенности архетипа и выпустить рекламу, которая максимально соответствует его запросам.

Тут будет размещена реклама

Коллективное бессознательное – это громадный информационный ресурс. Он безошибочно определяет, в чем нуждаются люди в соответствии с их образом мышления, требованиями и приоритетами при выборе того или иного продукта. По мнению автора книги, если маркетологи подойдут к разработке бренда, учитывая психологический аспект, компания не только выйдет на крупный рынок, но и станет непотопляемой.

Теория архетипов – удивительная психологическая структура. Ее применение дает возможность лучше понимать себя и окружающих, продвигать большой бизнес и взаимодействовать с обществом, разговаривая с каждым элементом на его языке.

Юлия Стойко

Журналист интернет-портала “Колесо Жизни”

Архетип Тени в литературе и кино

Соблазны материального мираСамый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

  • Женская сущностьВ фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
  • Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
  • Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
  • В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Архетипы по Юнгу

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

Архетипическая психология женщины основывается на ее природе, наборе психоэмоциональных качеств, реакций, инстинктов, правил и убеждений, которые не были результатом жизненного опыта.

1. Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Такая женщина всегда на вершине, в любом коллективе она лучшая, а «пасти задних» не привыкла.

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

Замуж не стремится, дети и семья вызывают у нее чаще уныние, нежели вдохновение.

2. Гейша

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Утонченная, изысканная, с врожденным прекрасным вкусом, Гейша любит и умеет наслаждаться жизнью.

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

3. Женщина Колдунья

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Кажется, что эта дама знает всё про всех и видит весь мир насквозь.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

А может превратиться во властную, всемогущую и всего достигающую леди, которую все вокруг будут бояться и уважать.

4. Архетип Матери и Жены

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Классический архетип Великой Матери довольно часто встречается, ему присущи жертвенность, альтруизм, принцип «не себе, а другим».

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

5. Архетип женщины Королевы

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Архетип женщины Королевы – особенный, его трудно спутать с другими и очень легко узнать. Она неотразима, царственна, всегда окружена поклонниками. Талантлива, не ленива, прекрасно воспитана и аристократична, вне зависимости от воспитания и достатка.

Королева служит себе и людям, она духовно развивается, имеет развитую интуицию и большое чувство собственного достоинства.

Чувствует ложь и несправедливость, умеет побеждать зло – без борьбы и насилия, мягко, мудро и незаметно. Такая женщина счастлива в браке, находит время для карьеры и детей, окружена верными друзьями и знает, для чего живет на свете.

6. Фея

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип
Фея (или Муза) привносит в жизнь краски, украшая наш мир. Легкая, немного инфантильная, веселая и оптимистичная женщина-муза счастлива лишь оттого, что живет и дышит, и она умеет стать источником радости для окружающих.

Добрая, заботливая, сочувствующая.

Часто не знает, чего хочет, однако живет, плывя по течению, и порой «приплывает» к очень яркой и интересной судьбе. Для нее крайне важно найти «соратника по духу», такого мужчину, который будет полностью разделять ее интересы и взгляды.

7. Женщина-богиня

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Архетипическая психология женщины Богини ставит ее на вершину женственности, она как будто является эталоном для всех женщин и примером для подражания и восхищения.

Духовно зрелая, мудрая, спокойная – от нее веет энергетикой счастья и гармонии, а рядом хочется находиться вечно.

Богиня ничего не делает, ни за чем не гонится, не борется, однако всегда побеждает, получает желаемое и живет в полнейшей гармонии как со своей сущностью, так и с миром.

Как определить свой архетип

Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.

Тест на архетип

Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.

Какая вы греческая богиня?

1. В детстве (до 14 лет) вы:

a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;

b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;

c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;

d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;

e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.

2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:

a) я сама;

b) отец или дедушка;

c) ваш учитель, любимый писатель или философ;

d) мужчины;

e) мама, тетя, бабушка.

3. Как складывались отношения у ваших родителей?

a) родители часто ссорились или даже развелись;

b) меня воспитал отец (дедушка);

c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;

d) меня все холили и лелеяли;

e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.

4. Вы решили, что уже взрослая, когда:

a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;

b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;

c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;

d) почувствовала свою женскую привлекательность;

e) вышла замуж.

5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:

a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;

b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;

c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;

d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;

e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».

6. Любовь по-вашему — это:

a) полное взаимопонимание;

b) то, что мешает работе;

c) интересный опыт;

d) суть всей жизни;

e) хорошая основа для брака.

Результаты теста:

a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».

b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.

c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.

d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.

e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Архетипы в жизни

Видео

Узнать, как проявляется каждый женский архетип в одежде, можно из видео:

Архетип Самости

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.

архетипы Юнга: самостьСимволическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.

Символическое изображение акта спасения душиСимволическое изображение акта спасения души — Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Автор: Елена Захарченко

Читайте также: К чему снятся змеи

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Архетип «Матерь»

18. Людоед/Ужасная мать

Людоед/Ужасная мать

Базовая потребность: Предусмотреть опасности

Абсолютный возраст: Старость.

Качества: Гиперопека и сверконтроль, сохранение порядка.

Подозрительность, тревожность. Ярко выраженная

внутренняя референция. Гнев и печаль в качестве

основных инструментов управления.

Выбор профессии: Куда родители послали, профессии

проверенные временем.

Отношения с противоположным полом: Удержание, отношение

как к неразумному ребенку

Характерное поведение: Тревога, множество микродвижений,

«бегающий» взгляд, эмоции страха и

гнева.

Одежда и прическа: Старомодная, очень опрятная одежда.

Прическа простая, проверенная временем.

Самость

Целостность, отраженная в архетипе, – это самость. Это центральный архетип, центр личности, вокруг которого образованы другие ее качества. Самость состоит в стремлении человека достичь гармонии, ощутить единство.

Символы данного архетипа могут быть разнообразными, но основной – мандала. Этот символ подробно описан выше.

Бог

В теории архетипов Юнга это высший архетип. Ему предшествует Мудрец. В архетипе Бога отражается понимание человеком всего: всего, что есть вокруг; всего, что есть внутри у человека, в его голове.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности.

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...