Что такое архетип, как его распознать и расшифровать?

Содержание

Что такое архетип?

Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.

Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.

Что такое архетип?Источник фото: shutterstock.com

Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.

Часто ставят знак равенства между психотипом и термином «архетип». Но это неверно!

Что такое архетипы

Зигмунд Фрейд был одним из первых психологов, заметивших влияние бессознательных слоев психики на действия человека. Выдающийся ученый считал, что неосознанные мотивы носят личный характер. Карл Густав Юнг пошел дальше: он утверждал, что бессознательное делится на личное и коллективное. Личное формируется прижизненным опытом человека. Коллективное бессознательное формируется в процессе воспитания и социализации. Юнг говорил, что коллективное бессознательное представляет собой набор архетипов.

Архетип — это психическая структура, с помощью которой проявляется и передается накопленный опыт людей. Например, никто из людей не видел живого волшебника. Однако благодаря архетипу Волшебник при упоминании этого персонажа у представителей разных культур в голове появляется практически одинаковый образ: пожилой мужчина с бородой, одетый в накидку, балахон или плащ, практически всегда имеющий головной убор, посох, суму, книги, магические атрибуты.

Перуанский шаман: персонификация архетипа Волшебник

Число архетипов бесконечно. Некоторые из них являются транскультурными, другие существуют только в коллективном бессознательном представителей определенных культур или народов. В число универсальных архетипов входят следующие:

  • Архетип Маска. Он воплощает социальное в человеке. Люди надевают Маску, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Например, когда алчный человек притворяется меценатом, он находится под влиянием обсуждаемого архетипа.
  • Архетип Тень. Это противоположность Маски. В Тень уходит психическая энергия, которую человек вытесняет в угоду общества. Например, если образцовый семьянин мечтает о романе с соседкой или встречается с подругой жены, он находится во власти Тени.
  • Самость. Это центральный архетип в аналитической психологии Юнга. Это истинное «я» человека, на которое он надевает Маску в обществе. Представьте директора крупного предприятия или политика, который приходит домой, снимает костюм, швыряет куда-то галстук и врубает Smells Like Teen Spirit.
  • Архетип Мать. Он воплощает женские и материнские мотивы: стремление любить, заботиться, бескорыстно отдавать, быть добрым. Когда пожилая женщина искренне говорит мальчишке в автобусе, чтобы тот не сидел под открытым окном, в ней проявляется обсуждаемый архетип. Существует похожий архетип Отец.

Также есть универсальные архетипы Воин, Волшебник, Творец, Шут, Правитель, Дорога, Государство и другие.

Читайте также: Что эффективнее: продавать мечты или продукты?

Маркетолог рекламного агентства Arnold Worldwide Эмили Беннет предложила граф, на котором изображены наиболее важные архетипы, влияющие на отношения между брендами и потребителями. Каждому архетипу соответствует потребность человека, находящегося в его власти. На внутреннем круге отмечен базовый мотив, соответствующий группе архетипов.

На эти архетипы должны обратить внимание маркетологи

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла ЮнгаКарл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Что такое архетип

Архетип – элемент коллективного бессознательного. Наследие досталось нам от предков посредством фольклора, а далее, путем писка фактов в недрах человеческой души. Понятие подразумевает под собой базовую врожденную структуру психической матрицы человека, которая определяет приоритеты, а, следовательно, координирует направление мышления, а также следующие за ним поступки, реакции на внешние обстоятельства.

Архетип личности руководит выбором человека, будь то поиск партнера, работы или формирование отношения к жизни. Понимая специфику отдельного архетипа, можно изменить сценарий жизни, откорректировав внутренние установки, которыми он руководствуется. Психотерапевты широко используют этот подход и помогают людям избавиться от комплексов, вредных «прошивок» и всего того, что мешает обрести им истинное счастье.

Мандала архетипов Юнга

Это такой инструмент для работы, который уже много лет успешно функционирует. Мандала разделена на 2 части с подструктурами – в мужском начале выделено 7 функций, которые взяты из исследования Брюса Уилкинсона. Женское начало описано на основе исследований Юнга. Каждая мужская функция дополнена соответствующей ей женской. Это соответствие было проверено опытом. И видно развитие каждой функции, очередность и направление. Каждая следующая пара включает в себя предыдущую. То есть если в мужчине, например, достаточно хорошо развит разведчик, то потом он из разведчика может стать защитником, из защитника – кормильцем, из кормильца – генералом.

Что очень важно – это работа со взрослыми частями личности, то есть сформированным взрослым слоем психики. Если детский слой не исцелен, если не произошла сепарация, то при работе детское начало будет капризничать. Сначала нужно поработать с детским слоем.

Архетипы

Для примера можно привести алгоритм работы с образом, например, медведя.

  • сядьте удобно, расслабьтесь, ощутите опору под ногами, закройте глаза, почувствуйте свое дыхание;
  • представьте образ медведя: это может быть любой образ, все, что представится – хорошо;
  • возьмите сколько вам нужно времени, чтобы образ появился сам собой;
  • когда образ появился, рассмотрите его. Как он выглядит? Какого он размера? Какого он возраста по человеческим меркам? На каком расстоянии от вас он находится? Что он делает? Какое впечатление у вас от него? Какие чувства возникают?
  • поблагодарите мысленно этот образ и себя за работу;
  • потянитесь всем телом, сожмите-разожмите кисти рук и откройте глаза.

Если вы вспомните сказку «Маша и медведь», в ней медведь обучает Машеньку фактически быть ему женой: ухаживать за ним, готовить еду, подавать ему тапочки. И детям тоже часто дарят мишек, они их тискают, ходят с ними – это обозначает теплый телесный контакт с отцом.

А теперь ответьте на вопрос: если подумать и представить себе вашего отца, насколько похож или не похож этот медведь на него? Похож ли он на то, как ваш отец вас защищал?

Помните: важно, чтобы тот, кто тебя защищает, еще и остался с тобой в контакте. Ну, например, когда в дом стучатся чужаки, отец может объяснить детям ситуацию и помочь им спуститься в погреб, а может втолкнуть их туда силой. Он, конечно, их защищает, но контакта никакого нет.

Если представился мультяшный медведь без клыков, без когтей, значит, либо контакт настолько нарушен, что хочется дистанцироваться от отца, либо отец слишком мягкий, слабый.

Что такое архетипы, и каково их практическое значение?

Архетипы Юнга имеют значительную информативную ценность не только с точки зрения теории личности, но и пригодны как вполне надежный инструмент для быстрой диагностики структуры личности. Архетипический подход к ее анализу получил распространение как в бизнесовом, так и в маркетинговом профайлинге.

Бессознательное действует на сознание человека способом, специфика которого лежит в основе определенного архетипа. Под архетипом подразумевается такая форма организации психических процессов, которая передается от предка к потомкам так же, как и строение скелета. Бессознательное проявляет себя с самого момента рождения. Будучи собирательным обозначением всех врожденных поведенческих актов, бессознательное в огромной степени определяет поведение человека.

Влияние архетипов на внешние проявления крайне трудно отследить сознательно, так как проекция бессознательного вовне так же мало поддается контролю, как и сопровождающие поведенческие акты эмоции, аффекты и чувства.

Архетипы как бессознательные конструкции Юнг делил на личные и коллективные. Личные архетипы определяются жизненным опытом индивида, а коллективные – универсальными для нашего вида поведенческими и культурными стереотипами. Оперативная психодиагностика наиболее часто использует для своих задач т.н. «архетипический квадрат», который описывает влияние бессознательного на конкретном возрастном этапе жизни человека.

Роль коллективного бессознательного в понимании термина “архетип”

По мнению Юнга, бессознательная часть человеческой психики является ее неотъемлемой составляющей. Она никак не связана с личным опытом человека, с его переживаниями и эмоциями, с его знаниями. Она дана ему от рождения.

Если личная бессознательная часть строится на основе информации, которую человек знал, но поместил на задворки своей памяти (забыл, вытеснил), то коллективная основана на том, что пережили предки этого человека. Она основана исключительно на наследственности, и изменить ее нельзя.

Если личная бессознательная часть состоит из эмоций, которые составляют интимную часть жизни человека, то коллективная строится на основе архетипов по Юнгу. Последние иногда называют архетипическими мотивами.

как определить свой архетип

Архетип – это…

Архетип (от греч. arche начало + typos образ) – понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов , которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас.

Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества.

  • Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища – примеры архетипических образов.
  • «Герой, убивающий дракона», «борьба добра и зла» – архетипические мотивы.

По мнению Юнга, архетипы – это еще и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешенных проблем они всплывают в наших снах. Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть — проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

Мандала — символ архетипа Самости.

Как бренды используют архетипы в маркетинговых кампаниях

Бизнес сознательно или бессознательно эксплуатирует концепцию архетипов, выстраивая отношения с потребителями. Обратите внимание на примеры ниже.

Архетип Творец

На церемонии вручения премии «Оскар» компания Lego дарила актерам статуэтки, собранные из деталей конструктора.

Это только один из примеров эксплуатации мотивов креативности в рекламных кампаниях Lego Group. Продукт компании способствует развитию творческих способностей. Именно это подчеркивают маркетологи.

Архетип Мать

Этот архетип активно эксплуатируют производители товаров для детей.

Маркетологи связывают конкретный продукт с проявлениями материнской любви. Это типичный прием, который широко используется в рекламе.

Архетип Шут

Пример использования этого архетипа в рекламе ниже.

Леонид Аркадьевич удачно исполняет роль. Скоморох может иметь грустный взгляд, но его появление вызывает у окружающих улыбки и смех. В рекламе маркетологи пытаются привязать продукт к образу клоуна.

Архетип Опекун

В следующей рекламе присутствуют два архетипа одновременно. Однако забота и служение здесь доминируют.

Маркетологи удачно используют главный мотив людей, находящихся под влиянием архетипа: если вы хотите правильно заботиться о близких, выбирайте подходящий продукт.

Читайте также: Будьте джедаем в маркетинге

Архетип Невинность

Еще один пример использования двух архетипов одновременно. И все же в рекламе печенья доминирует стремление вернуться в потерянный рай детства. Поскольку это невозможно, целевая аудитория постарается хотя бы воспроизвести свою модель счастья для детей.

В ролике все понятно без слов. Чтобы сделать малыша счастливым, отец играет с ним и угощает печеньем.

Архетип Мудрец

Очень удачный пример использования этого архетипа — социальная реклама из серии «Русский проект», выходившая в эфир в 90-х.

Алла Борисовна использует архетип Мудрец не только в этом ролике. Он красной нитью проходит через все ее позднее творчество.

Архетип Исследователь

Это типично мужской архетип, поэтому его активно эксплуатируют мужские бренды.

Бескрайние прерии, несущиеся галопом лошади, вечера у костра, — тема свободы стала центральной в рекламных кампаниях опасного для здоровья продукта.

Архетип Обыватель

Это очень важный для маркетологов архетип. Люди сознательно и бессознательно стремятся быть как все. У американцев даже есть идиома, мимо которой не может пройти ни один продавец: keeping up with the Joneses или идти в ногу с Джонсами. Если Джонсы купили новое авто, вы должны купить такое же, иначе забудьте о социальном успехе.

Стремление быть как все часто используют продавцы премиальных и элитарных продуктов. Украинская «дочка» Альфа-банка пригласила известную певицу, чтобы подчеркнуть элитарность карточных продуктов.

Архетипы в брендинге.

Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик. Компании осознанно или неосознанно эксплуатируют эти образы, выстраивая отношения с покупателями. Более того, бренды, которые последовательно эксплуатируют удачный архетип, увеличивают свою долю рынка.

Архетипы, как универсальный способ общения с подсознательным, помогают распознать цели популярных брендов:

  • Coca-Cola (Ребенок+Славный Малый): транслирует ощущение праздника, сопричастности к искренним и теплым взаимоотношениям.
  • Детское питание Nestle (Ребенок+Мать): транслируется забота о здоровье малыша, бескорыстная любовь, гармония и умиротворенность.
  • Косметика Lancome (Персона+Дива): транслируется сопричастность к высокой моде, образ королевы.
  • Gillette (Мачо+Герой): транслируется образ супермена, способного взглядом поразить женщину, отважного героя в сопровождении прекрасной спутницы.

Теория полезности архетипов эксплуатируется не только в рекламе. Ее используют при создании личного бренда: в подборе одежды, макияже, прическе.

Польза бессознательного

Если упростить рассмотрение термина и не вдаваться в научную терминологию, то бессознательное – набор инстинктов. Да, инстинкты ассоциируются с чем-то животным, диким. Вряд ли многие гордятся тем, что отчасти они схожи с животными.

Хотя на самом деле наличие инстинктов приносит человеку огромную пользу. Например, в опасных ситуациях, когда требуется молниеносная реакция, именно инстинкты могут спасти от удручающего исхода.

Хотя, разумеется, полностью предоставлять жизнь человека инстинктам не стоит, если он хочет нормально жить в обществе людей.

Анимус

Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.

статуя1. Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке. Не склонен принимать серьезных решений, стремится к комфорту, безопасности и не любит перемен.

2. Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен. Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Архетип Воина отличается героизмом, смелостью и силой. Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным. Как правило, обзаводится крепкой большой семьей, которую всегда защищает.

Рекомендуем: Что такое асоциальность?

4. Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя. Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.

5. Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей. Если Страннику неинтересно, он все понял и увидел, то задерживаться не станет. Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.

бородатый мужчина6. Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться. Это революционер, который способен на большие поступки, но бывает чрезмерно агрессивен. Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

7. Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж. Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.

Рекомендуем: Как рассчитать число души?

8. Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества. При наличии сильного характера и отсутствии лени этот мужчина может стать очень успешным и даже изменить мир.

статуя9. Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали. У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.

10. Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания. Мужской архетип Маг предполагает, что этот человек живет не ради собственной мелкой выгоды, а ради познания. Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

11. Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично. Психолог, интеллектуал, любит слушать, а не говорить.

статуя12. Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте. Не делает того, чего не хочет, неконфликтен, прост и очень приятен в общении.

Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде. Нельзя сказать, что один архетип – хороший, другой – плохой. Все они имеют позитивные и негативные стороны.

Символика, применяемая для трактовки архетипов

Как связал Карл Юнг архетип и символ?

Важное наблюдение: вся культура (абсолютно любая ее часть) человечества построена на основе архетипов. Они проявляются в мифах, в архитектуре и литературе, обрядах и танцах, одежде и т.д. При этом важно понимать, что архетип хотя и заключает в себе какие-либо символы, не является ни одним из них на 100%, потому что отображает лишь какое-то конкретное качество.

Последнее утверждение лучше пояснить на примере: символ огня – зигзаг. Чтобы его передать, на костюмах, использующихся для выполнения танцев, передающих страсть и бурные эмоции (сгорание человека в переносном смысле, что явно подразумевает огонь), используют воланы характерных окрасов, которые передают движение языков пламени.

Чем ближе символ к первоначальному образу, заложенному в далеком прошлом, тем более сильные эмоции он вызывает у человека.

Архетипические особенности отдельных возрастных периодов

Проходя через детство и юность, человек поочередно минует их на своем пути к зрелости и последующей старости. Для каждого возрастного этапа характерны собственные убеждения и ценности. Последние могут как удовлетворяться, так и оставаться неудовлетворенными, а убеждения имеют склонность претерпевать известные изменения.

Для детства, юности, зрелости и старости характерны и собственные цели, достигаемые путем постановки задач. Задачи и цели задают вектор развития личности, тем самым адаптируя ее к социуму и позволяя выжить с эволюционной точки зрения.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

Анима в образе ЭвридикиЭвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Семь дорог женственности: женские архетипы души

Исследование семи дорог женственности (по Т.Д. Евстигнеевой):

  • дороги благодарения;
  • дороги защиты;
  • дороги творчества;
  • дороги очищения;
  • дороги отношений;
  • дороги любви;
  • дороги служения.

А также проживание сказки, раскрывающей архетип.

Как распознать и расшифровать архетип

Научиться распознавать и расшифровывать архетипы окружающих людей можно, если познакомиться с основами аналитической психологии в целом и учением К.Г. Юнга в частности. В работах этого психолога и его последователей содержится описание не только мужских и женских архетипов, но и других врожденных архетипических начал личности, которые не связаны с полом.

Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.

Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.

Кое-что напоследок

Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.

Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.

В чем состоит опасность архетипов?

Юнг утверждал, что человек строит свою судьбу на основе переживаемых им образов. То есть каждому из людей присущи какие-то формы или образы, которые сильно влияют на восприятие мира этим человеком, даже если последний этого не осознает. Этот набор, что логично, индивидуален.

В связи с этим возникает опасность попасть под сильное влияние архетипов. Этого допускать нельзя. У бессознательного, которое хочет стать осознанным (это и есть архетип), должен быть сознательный ограничитель.

Если этого ограничителя нет, и архетипичные (это факт) образы начинают действовать, игнорируя сознание. Бессознательное начинает одерживать верх над сознательной частью, и в поведении человека начинают преобладать инстинкты.

Как понять, что архетипы действуют помимо сознания? Достаточно оглянуться и проанализировать предметы и явления, которые окружают человека. Что-то может не вызывать никаких эмоций, а что-то, напротив, сильно влияет на восприятие окружающей действительности. На этом принципе, к слову, отчасти и построена хорошая реклама.

психологический архетип

Базовые архетипы Юнга.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.

Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).

Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

1. Мать.

Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

  • Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
  • Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

2. Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

  • Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
  • Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
  • Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

3. Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

  • Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.
  • Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:

  • Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
  • Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
  • Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
  • Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
  • Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
  • Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
  • Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
  • Природные явления (Источник, Гром).
  • Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.

Интроверты и экстраверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Он ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основные виды направленности личности (эго-ориентации).

Аналитическая психология Карла Юнга

Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Аналитическая психология Карла Юнга

Человек с доминирующей интроверсией отличается  замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов). Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Аналитическая психология Карла Юнга

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Архетипы богинь

Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.

Архетипы богиньИсточник фото: shutterstock.com

Афина

Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.

Гестия

К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия. Для Гестии очень важна самодостаточность.

Артемида

Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.

Женщины времен СССР — типичные образцы Артемиды.

Гера

Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.

Женские архетипыИсточник фото: shutterstock.com

Персефона

Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.

Деметра

Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.

Афродита

Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:

  • сексуальность;
  • эротическое притяжение;
  • стремление к новизне;
  • вдохновение.

Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.

В некоторых интерпретациях есть прообразы Гекаты, Лисы, Амазонки, Жрицы, Прекрасной Елены, Гейши. Также распространены версии Фея, Муза, Лилит. Кстати, нечто подобное придумано и для мужских версий: Аполлон, Охотник, Дракон, Раненый Лекарь, Пуэра и т.д.

Парадокс архетипов

Воздействуя на подсознание личности, различные архетипы вызывают совершенно противоположные ощущения с эмоциональным окрасом. Многим знакомо ощущение восторга и ужаса, которое к тому же часто описывается в книгах, или благоговения и страха.

Такое мироощущение сформировалось под действием некоего мистического восторга, который охватывал древнего человека при виде того, что могло ассоциироваться с близким присутствием божественного.

Основные составляющие юнгианского архетипа

Архетип имеет определенные ипостаси:

  1. Согласно классическому учению, архетип обязательно имеет социальную сторону, которая получила наименование «Персона». Под «Персоной» подразумевается тот полный набор социальных масок, который необходим человеку для существования в социуме и взаимодействия с другими. За счет таких масок человек выражает социальную природу своего существа в приемлемых формах, скрывая при этом формы неприемлемые. «Персона» универсальна, она минимально отражает вовне индивидуальную суть человека.

  2. Если «Персона» в большей степени является центральным образом сознательной природы человека, то «Тень» отражает его бессознательную природу, т.н. «теневую сторону». «Тень» представляется своеобразным «ящиком Пандоры», в котором заключены все негативные черты человечества.

  3. «Самость» объединяет мужское и женское начала в человеческой природе, включает в себя все сознательное и бессознательное, теневое и социальное. Это сборная ипостась архетипа, «солянка» всех его аспектов.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское — может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.

Архетип Анимы в образе ВенерыАрхетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Архетипы и транзактный анализ

Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики. Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:

  • Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
  • Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
  • Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • Составить план личностного или карьерного роста;
  • Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;
Партнерские отношения

Партнерские отношения

  • Разработать выигрышный имидж.

Архетип Тени

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Архетип ТениАрхетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.

встреча с теньюСимволически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Зачем нужны архетипы в маркетинге

Если верить Юнгу, архетипы постоянно определяют мотивацию людей. Коллективное бессознательное влияет на решения человека, включая выбор тех или иных продуктов. Конечно, поведение человека определяется не только архетипами. Например, выбирая автомобиль, человек рационально оценивает характеристики моделей. Однако бессознательные слои психики являются более архаическими в контексте филогенеза человека. Поэтому коллективное бессознательное влияет на поведение человека едва ли не сильнее, чем его рацио.

Например, каждый курильщик прекрасно знает о вреде табака, но все равно достает сигарету и с наслаждением затягивается. Сознание отступает под натиском бессознательного стремления к смерти или Танатоса. Так же работают архетипы в рекламе. Вы можете сколько угодно апеллировать к сознанию мужчины, рассказывая о пользе антиоксидантов. Все равно обращение к бессознательному работает лучше. Мужчины пьют витамины не потому, что хотят прожить на 5 лет дольше, уменьшить вероятность гипертонической болезни на 17 %, а онкологических заболеваний на 20 %. Они хотят быть богами-олимпийцами и принимать нектар из рук прекрасной Гебы.

Читайте также: 25 лучших художественных фильмов о продажах, маркетинге и бизнесе

kak-ispolzovat-silu-arkhetipov-v-marketinge

Личная архетипическая история

Впервые мы будем сочинять вашу авторскую сказку. Но не просто так, а специальнуюправильную сказку, построенную в соответствии с «Картами Проппа» ипозволяющую пройти архетипическую спираль по Марк и Пирсон.

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Архетипы в жизни

Индивидуация

Один из способов индивидуации через технику «Поиск Самости»

Видео

Узнать, как проявляется каждый женский архетип в одежде, можно из видео:

Персона

Под маской, упомянутой в предыдущем предложении, как раз и подразумевается архетип Персоны. По мнению Юнга, в данном архетипе отражено то, как человек взаимодействует с другими людьми, с какой стороны он им открывается.

Данный архетип жизненно необходим людям для того, чтобы нормально выстраивать общение друг с другом, с окружением. Однако преобладание данного архетипа над другими влечет за собой отчуждение человека от истинных эмоций, потерю глубины мысли, преобладание поверхностных суждений.

Архетип «Персона»

Этапы архетипической спирали

Архетип «Свой парень»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Принадлежность
  2. Нормативный возраст: 0-2 года (или от зачатия до 2 лет)
  3. Возраст травмы по Л. Бурбо: травма отверженности/маска беглеца; травма покинутого/маска зависимого
  4. Основное желание: связь с окружающими людьми.
  5. Цель: принадлежать, соответствовать.
  6. Опасения: выделиться, заважничать и в результате быть изгнанным или отвергнутым.
  7. Стратегия: вырабатывать обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими.
  8. Ловушка: отказаться от своего «я» ради слияния, но взамен получить лишь поверхностные связи с людьми.
  9. Награда: реализм, эмпатия, отсутствие претензий.

Уровни архетипа

  1. Вызов: одиночество, отчуждение.
  2. Первый уровень: сирота, чувствующий себя брошенным и одиноким, жаждет аффилиации.
  3. Второй уровень: присоединившийся, научившийся устанавливать связи, соответствовать, он принимает помощь и дружбу.
  4. Третий уровень: гуманистически настроенный, верящий в естественное достоинство каждого человека независимо от его способностей или жизненных обстоятельств.
  5. Тень: жертва, которая предпочитает претерпеть дурное обращение, нежели остаться в одиночестве, или член бандитской группировки, предпочитающий совершать преступления, лишь бы оставаться в рядах шайки.

Архетип «Заботливый»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Стабильность
  2. Нормативный возраст: 2-4 года
  3. Возраст травмы по Л.Бурбо: травма униженности/маска мазохиста; травма предательства/маска контролирующего
  4. Желание: защитить людей от возможного ущерба.
  5. Цель: помогать окружающим.
  6. Страхи: эгоизм, неблагодарность.
  7. Стратегия: делать добро окружающим.
  8. Ловушка: мученичество, попадание в ловушку окружающих.
  9. Награда: сочувствие, щедрость.

Уровни архетипа

  1. Вызов: увидеть кого-либо в беде.
  2. Первый уровень: заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании .
  3. Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
  4. Третий уровень: альтруизм, забота о мире.
  5. Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.

Архетип «Простодушный»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Независимость
  2. Нормативный возраст: 4-6 лет
  3. Возраст травмы по Л.Бурбо: травма несправедливости/маска ригидного
  4. Желание: ощутить Рай.
  5. Цель: быть счастливым.
  6. Страх: делать что-то неправильное или плохое, за чем последует наказание.
  7. Стратегия: поступать правильно.
  8. Награда: вера и оптимизм.

Уровни архетипа

  1. Вызов: желание чистоты, совершенства и простоты.
  2. Первый уровень: детская простота, наивность, зависимость, послушность, доверчивость, идиллические настроения.
  3. Второй уровень: обновление, положительный настрой, новые открытия старого, переосмысление, искупление, вступление на Землю обетованную.
  4. Третий уровень: почти мистическое чувство согласия и единения, благодаря чему Простодушие есть результат ценностей и внутренней целостности, а не внешнего опыта; бытие, а не делание.
  5. Тень: отречение, сдерживание (чувств).

Архетип «Герой»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Мастерство
  2. Нормативный возраст: 6-10 лет (для девочек), 6-12 лет (для мальчиков)
  3. Желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
  4. Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
  5. Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
  6. Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
  7. Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
  8. Награда: компетентность и мужество.

Уровни архетипа

  1. Вызов: лягающийся бык швыряет песок вам в лицо или кто-либо пытается запугать или дурно обращаться с вами; притягательная сложная задача; какой- либо человек, нуждающейся в вашей помощи или защите.
  2. Первый уровень: создание границ, приобретение опыта, мастерства, что выражается в достижении успеха; мотивацией и проверкой этого служит конкуренция.
  3. Второй уровень: солдат, выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, общины или семьи.
  4. Третий уровень: использование своей силы, опыта и мужества для того, чтобы что-то изменить для себя лично и целого мира.
  5. Тень: необходимы жестокость и одержимая потребность победить.

Архетип «Романтик»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Принадлежность
  2. Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
  3. Основное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
  4. Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
  5. Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
  6. Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
  7. Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
  8. Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.

Уровни архетипа

  1. Вызов: безумное увлечение, соблазнение, влюбленность (в человека, идею, дело, работу, товар).
  2. Первый уровень: поиск великолепного секса или великой любви.
  3. Второй уровень: следовать по пути блаженства и преданности тому, кто (или что) вы любите.
  4. Третий уровень: духовная любовь, принятие себя, переживание экстаза.
  5. Тень: промискуитет, навязчивая идея, ревность, зависть, пуританство.

Архетип «Творец»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Стабильность
  2. Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
  3. Желание: Создать какие-нибудь вечные ценности.
  4. Цель: воплотить видение в форму.
  5. Страх: обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое видение.
  6. Стратегия: выработать художественные контроль и навыки.
  7. Задача: создавать культуру, выражать свое видение.
  8. Ловушка: стремление к совершенству, ложное творчество.
  9. Награда: творчество и воображение.

Уровни архетипа

  1. Вызов: мечты, фантазия, вспышки вдохновения.
  2. Первый уровень: проявлять творчество и делать изобретения, имитируя что-либо.
  3. Второй уровень: давать физическую форму своему собственному видению.
  4. Третий уровень: создавать структуры, оказывающие влияние на культуру и общество.
  5. Тень: чересчур драматизировать свою собственную жизнь, превращать ее в мыльную оперу

Архетип «Искатель»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Независимость
  2. Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
  3. Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
  4. Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
  5. Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
  6. Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
  7. Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.

Уровни архетипа

  1. Вызов: отчуждение, неудовлетворенность, неуспокоенность, острая тоска, скука.
  2. Первый уровень: желание выйти на широкую дорогу, в природу, изучение мира.
  3. Второй уровень: поиск собственной индивидуальности, стремление к самореализации.
  4. Третий уровень: выражение своей индивидуальности и уникальности.
  5. Тень: его отчужденность не позволяет найти другой способ соответствовать.

Архетип «Аутло (бунтарь, изгой)»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Мастерство
  2. Нормативный возраст: 21-31 (для девочек), 23-33 (для мальчиков)
  3. Основное желание: месть или революция.
  4. Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
  5. Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
  6. Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
  7. Ловушка: перейти на темную сторону.
  8. Награда: неистовость, радикальная свобода.

Уровни архетипа

  1. Вызов: чувство беспомощности, гнева, несправедливости, безысходности.
  2. Первый уровень: идентификация с аутсайдером, отрыв от ценностей группы или общества, отказ от принятого поведения и морали.
  3. Второй уровень: шокирующее или разрушительное поведение.
  4. Третий уровень: превращение в мятежника или революционера.
  5. Тень: криминальное или злое поведение.

Архетип «Шут»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Принадлежность
  2. Нормативный возраст: 21-31 (для девочек), 23-33 (для мальчиков)
  3. Основное желание: жить в настоящем, извлекая из этого максимум удовольствия.
  4. Цель: замечательно провести время и повеселить
  5. Страх: скука или быть скучным.
  6. Стратегия: играть, шутить, быть забавным.
  7. Ловушка: растратить жизнь впустую.
  8. Награда: радость.

Уровни архетипа

  1. Вызов: апатия и скука.
  2. Первый уровень: жизнь — как игра и веселье.
  3. Второй уровень: ум используется для того, чтобы дурачить окружающих, выпутываться из неприятностей, находить способы обходить препятствия, трансформироваться.
  4. Третий уровень: непосредственное переживание жизни, жить сегодняшним днем.
  5. Тень: потворство своим слабостям, безответственность, грязные проказы.

Архетип «Правитель»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Стабильность
  2. Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
  3. Желание: контроль.
  4. Цель: создание процветающей, успешной семьи, компании или сообщества.
  5. Стратегия: осуществление руководства.
  6. Страх: хаос, опасность быть свергнутым.
  7. Ловушка: возможность превратиться в авторитарного начальника.
  8. Награда: ответственность, руководство.

Уровни архетипа

  1. Вызов: отсутствие ресурсов, порядка или гармонии.
  2. Первый уровень: взятие на себя ответственности за состояние своей собственной жизни.
  3. Второй уровень: осуществление руководства в семье, группе, организации или на рабочем месте.
  4. Третий уровень: осуществление руководства сообществом, всей сферой деятельности или обществом.
  5. Тень: тираническое или манипулятивное поведение.

Архетип «Мудрец»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Независимость
  2. Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
  3. Желание: открыть истину.
  4. Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
  5. Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
  6. Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
  7. Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
  8. Награда: мудрость, интеллект.

Уровни архетипа

  1. Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
  2. Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
  3. Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
  4. Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
  5. Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.

Архетип «Маг»

Характеристики архетипа

  1. Вектор приоритетов: Мастерство
  2. Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
  3. Основное желание: знание фундаментальных законов того, как работает мир и вселенная.
  4. Цель: сделать мечты явью.
  5. Опасения: непредвиденные негативные последствия.
  6. Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
  7. Ловушка: превратиться в манипулятора.
  8. Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.

Уровни архетипа

  1. Вызов: прозрения, экстрасенсорный или синхронистический опыт.
  2. Первый уровень: волшебные моменты и опыт превращения.
  3. Второй уровень: переживание потока.
  4. Третий уровень: чудеса, переход от видения к проявлению.
  5. Тень: манипуляции, колдовство.

Оплата работы:

Стоимость при очной работе/работе по скайпу или в переписке:

  • 2000 RUB / час обсуждения лично или в скайпе.

Ограничения на участие в платных проектах:

  1. У вас нет со мной личных отношений.
  2. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом.
  3. У вас достаточно ресурсов для подобной работы.
  4. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.

Вы можете обсудить эту тему на форуме.

Самость

Целостность, отраженная в архетипе, – это самость. Это центральный архетип, центр личности, вокруг которого образованы другие ее качества. Самость состоит в стремлении человека достичь гармонии, ощутить единство.

Символы данного архетипа могут быть разнообразными, но основной – мандала. Этот символ подробно описан выше.

Бог

В теории архетипов Юнга это высший архетип. Ему предшествует Мудрец. В архетипе Бога отражается понимание человеком всего: всего, что есть вокруг; всего, что есть внутри у человека, в его голове.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности.

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...