Что принято относить к социальным духовным ценностям

Содержание

Общие духовные потребности

Общие духовные потребности Общие духовные потребности

Духовность – это источник силы, содержащий страдания ко всему живому на земле. Она лежит в основе нашего благополучия и обогащает все аспекты нашей жизни: физические, умственные, эмоциональные и общечеловеческие.

Духовные потребности всех людей включают в себя такие характеристики:

  • Предназначение: кто я такой? Почему это со мной происходит?

  • Цель: когда я чувствую себя счастливым?

  • Общение: с кем и как я могу быть открытым и честным?

  • Принадлежность: кто заботится обо мне?

  • Надежда: я имею надежду?

  • Оценка: какие у меня принципы?

  • Творчество: чувствую ли я себя свободным, чтобы сформировать свой собственный путь?

  • Отношения: как я вижу себя сейчас в отношениях с самим собой, другими с Богом?

  • Прощение: разве я прощен и прощаю?

Когда духовные потребности не удовлетворены и духовные ценности заблокированы – возникают душевные расстройства.

Депрессия Депрессия

Симптомы душевного расстройства включают в себя:

  • Страх потери, боль, горе.

  • Абстиненция, апатия, тревога, изоляция.

  • Стыд, смятение, обида, чувство вины.

  • Депрессия, неверие, одиночество, гнев.

  • Конфликт, бессилие, безнадежность, сожаление.

Духовные потребности

В случае, если ваша мечта – заработать большую сумму денег, поинтересуйтесь у успешных и богатых людей, чувствуют ли они себя счастливо? Вероятно большая часть этих людей ответит, что они несчастны. И причина здесь не только в том, каким способом человек добыл необходимую сумму и как использует свои накопления.девушка мечтаетЕще с древних времен философы пытались найти истинный смысл счастья, утверждая, что оно находится ближе, чем, кажется. Природа наших истинных потребностей берет начало в духовном совершенствовании.Основная черта духовных потребностей в том, что они представляют собой высшую потребность отдельно взятого человека и имеют большое значение для основного числа людей. Степень развитости духовных потребностей — самое важное в личности человека.Каждый из нас стремится к самореализации, определению смысла и познанию мира. Эти желания можно отнести к духовным потребностям. Очень важно, чтобы ценности, необходимые человеку, были для него достижимы.

Отличие духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.

Список литературы

1.                                        Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.

2.                                        Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.

3.                                        Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. 1996. № 2.

4.                                        Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003.

5.                                        Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

6.                                        Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

7.                                        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.

8.                                        Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.

Читайте также

а) Характер потребности и удовлетворения

а) Характер потребности и удовлетворения§ 190Животное обладает ограниченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже ограниченных потребностей. Человек доказывает также и в этой зависимости, что он вместе с тем выходит за ее пределы, доказывает свою

Потребности выживания

Потребности выживанияЭто разделение натрое также меняет факторы, от которых будет зависеть жизнь и смерть стран. Все страны стараются защитить своих граждан. Им нужна энергия, продовольствие, капитал и доступ к воздушному и водному транспорту. Но помимо этого и еще

Критерии, потребности, чувства, стимулы

Критерии, потребности, чувства, стимулыОснову деятельности интеллекта как действий с моделями составляют изменения активности его элементов. Активность — это энергия. В живых системах каждый нейрон генерирует специфическую энергию нервных импульсов, источником

Общественные потребности и чувства ИИ

Общественные потребности и чувства ИИНа первое место здесь нужно поставить потребность в общении. У животных она обеспечивает возможность выбора полового партнера и играет важную роль в эволюции. У человека она действует столь же сильно, как и голод: в период

b. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании

b. Историческое возникновение духовной потребности в философствованииХотя философия, как мышление и постижение духа времени, и априорна, она, однако, есть вместе с тем существенным образом результат, так как мысль есть порождение и даже, можно сказать, живая сила,

2.1. Свобода и потребности

2.1. Свобода и потребностиИтак, в 1845 году (так называемое время «ранней американской философии») уровень урбанизации и промышленного развития Америки не отставал от европейского. Местная общественность не менее горячо, чем в европейских столицах, дискутировала проекты

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И “РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ”

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И “РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ” Социальный характер имеет еще одну важную функцию, помимо функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и обусловленных этим характером потребностей индивида. Он призван удовлетворять

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВЕСТЬ ОТ ВСЕЛЕННОЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВЕСТЬ ОТ ВСЕЛЕННОЙКаждый из нас испытывает одни и те же фундаментальные эмоциональные потребности в любви, понимании и положительных оценках. Наша манера одеваться и говорить, те упражнения, которые мы выполняем (или хотели бы выполнять), вид

Естественные и искусственные потребности

Естественные и искусственные потребностиКоллективистическое общество всегда проводит различие между естественными и искусственными потребностями человека. Предполагается, что первые должны удовлетворяться, в то время как наличие вторых говорит об отступлении

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКАЧто такое “ПОТРЕБНОСТЬ”? Спрашивают, “что именно отнести к потребностям тела”?Для того, чтобы жить тело должно: ДЫШАТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, СПАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ОТБРОСЫ, СОЗДАВАТЬ ОПТИМАЛЬНУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ДЛЯ ОТПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ (ИМЕТЬ ОДЕЖДУ И КРОВ), и, так

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»Социальный характер имеет еще одну важную функцию, помимо функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и обусловленных этим характером потребностей индивида. Он призван удовлетворять

Настоящие потребности, простые потребности

Настоящие потребности, простые потребностиИтак, что же действительно необходимо? Я упомянул выше о нескольких простых потребностях, имеющихся у нас: еда, одежда, кров, отношения.Ни одна из этих потребностей не является усложненной.Вы вправе поспорить насчет трудности

Сокращайте ваши потребности

Сокращайте ваши потребностиКак я уже говорил, наши настоящие потребности очень простые. В современном обществе мы создали множество потребностей: нам нужна работа, чтобы платить за наш дом, одежду, машину, компьютеры, топливо, электричество, еду, за выход на прогулки,

Телесные потребности и заботы Дианы

Телесные потребности и заботы ДианыДобыча, которую Диана приносит с охоты, предназначена циклопам и Геркулесу. Понятая буквально, деталь эта относится к рационализации легенды. Очевидно, боги могут есть и пить, но не так, как они смеются, сердятся, занимаются или не

Потребности человека, вытекающие из условий его существования

Потребности человека, вытекающие из условий его существованияЖизнь человека определяется неизбежной альтернативой между движением вспять и прогрессом, между возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия. Любая попытка возврата

Классификация

Обычно потребности человека часто представляют в виде пирамиды, и в самом начале, у подножья, размещаются физиологические потребности, а духовные — на вершине этой самой пирамиды. К ним можно смело отнести результат самовыражения в различных сферах деятельности, начиная от искусства, религии и науки и заканчивая спортом. Потребность в общении с другими людьми, совершенно не похожими на тебя самого или обладающими такими же чертами характера, как и ты.

Нет такой персоны на планете Земля, которая не хотела бы самоутвердиться в обществе, заслужить почет, уважение и восхищение как можно большего числа людей. Кроме вышеперечисленных потребностей следует отметить, что существует огромное количество самых разнообразных запросов, которые объясняются сложностью условий не только природных, но и социальных, с которыми привыкли мириться люди. Выделить какие-то особые группы потребностей очень сложно, известно, что на сегодняшний день их насчитывается около 120.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация.
    Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение.
    Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность.
    Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация.
    Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование.
    Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь.
    Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Основные признаки духовных потребностей

Мания величия — что это значит у людей

Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:

  • возникают в сознании;
  • обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
  • степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
  • взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
  • процесс реализации духовных нужд неограничен.


Базовые потребности людей

Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.

Роль искусства

Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.

В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.

Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.

Знание

Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.

Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.

Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.

Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.

Базовые потребности человека

Можно смело классифицировать базовые потребности, они представляют собой нужды, которые присущи каждому человеку на планете, а именно: социальные, материальные, биологические и духовные. Их тоже выстраивают в иерархическом порядке, и чтобы у человека появилась нужда в развитии духовного, биологические, а также материальные потребности должны активно функционировать. Однако далеко не все авторы поддерживают данную теорию, и нельзя с точностью на все 100% утверждать, что ее можно назвать одинаковой для каждой личности, проживающей на Земле.

Духовное развитие

В историю вошли случаи, когда необходимость в развитии творческих и духовных способностей была превосходящей, в то время как первичные, биологические потребности не были удовлетворены. Любая потребность — это в первую очередь побуждение к действию поскорее завладеть тем или иным предметом. Если с биологическими нуждами все ясно — это стремление обладать жизненными ресурсами, то вопрос с духовными запросами человека напрямую связан с овладением духовностью. Многие не знают, что же подразумевают под словом духовность? Можно провести параллель и сказать, что сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Но духовной может являться далеко не любая сознательность.  Кто-то выполняет свою работу сознательно, зная все тонкости и нюансы — как работник на конвейере.

Виды духовных потребностей

Многие аспекты человеческой жизни напрямую связаны с духовными потребностями, наиболее тесную связь можно наблюдать с социальной, политической и юридической сферами жизни индивида. Развитие духовных ценностей помогает личности расширять мировосприятие и тренировать положительные социальные качества.

Удовлетворение духовных потребностей тесным образом связанно с внутренним состоянием гармонии и умиротворения.

Можно выделить различные виды духовных потребностей. К ключевым можно отнести:

  • потребность в творчестве;
  • стремление к признанию и самовыражению, самоутверждению;
  • стремление к приобретению знаний познанию окружающего мира;
  • изучение произведений искусства.

саморазвитиеПод духовными потребностями обычно понимается стремление личности к совершенствованию, как себя, так и мира вокруг себя, желание удовлетворить чувство прекрасного.Взаимодействие с реальностью вокруг индивида происходит не только благодаря действиям отдельно взятого человека, но и осуществляется социальной общностью, именно поэтому выделяются различные духовные потребности отдельной личности и общества в целом.Под духовной потребностью личности понимается психическое свойство организма. Данное состояние особенно ощущается в тот период времени, когда материальные блага больше не приносят желаемого удовлетворения и личность стремится к удовлетворению нравственных потребностей.

Духовный человек постоянно стремится к улучшению собственной личности, развитию нравственных качеств и творческого потенциала.

Выделяют ценности, при развитии которых возможно достигнуть высокого уровня духовных потребностей.Духовность – это неизменное движение к своему самосовершенствованию и саморазвитию. В таком устремлении наилучшими инструментами достижения духовных потребностей становятся три главных человеческих ценности:

  • Доброта. Под данным понятием подразумевается общая оценка деяний индивида, противопоставляется злу.
  • Красота. Комплекс различных личностных качеств, доставляющих наслаждение и моральное удовольствие человеку, привлекательны на слух и вид.
  • Истина. Под истиной понимается отношение личности к окружающей реальности, без иллюзий, приукрашивания. Нахождение в той действительности, которой она является.

духовный мир человекаСамое главное богатство человека – духовный мир. Основное личностное достижение скрывается не только в достижении удовлетворения духовных нужд, но и использование духовного потенциала для пользы другим.Духовность общества включает в себя объединение потребностей большого количества человек. Сфера духовной жизни общества содержит в себе общие потребности и возможности их удовлетворения.Благодаря совершенствованию духовных потребностей появились такие направления жизни как эстетика, нормы и правила, моральные устои, искусство, научное знание, творческое начало, философия и религия. Недостаток духовности можно компенсировать воспитанием и самовоспитанием, образованием.Развитие духовных потребностей общества — отражение устремления к идеализированному мировосприятию. Так же к данным потребностям относятся стремление к прекрасному, стремление к истине и справедливости, противоборство добра со злом, тем самым общество выражает свое отношение к окружающей реальности.

Как удовлетворить духовные потребности?

Для этого нужно установить баланс между вашим физическим телом и духовным «я». Здоровое процветающее тело – это то место, где могут находиться духовно просветленные ум и сердце.

Начните с правильного питания, занятий спортом, соблюдения режима и заботьтесь о своём теле.

Будьте более человечны и гуманны

Будьте более человечны и гуманны Будьте более человечны и гуманны

Человечество – это высшая форма жизни. Практикуйте сострадание, прощение, принятие, будьте смиренными и приземленными. Знайте, что вы – крошечная часть гигантской системы.

Развивайте глубокое осознание того, что вы равны с другими людьми, и не смотрите на других свысока и не осуждайте их жизнь. Старайтесь быть примером для своей семьи, ребёнка, для друзей.

Помогайте другим и принимайте помощь от них. Это покажет вам, что вы уязвимы и нуждаетесь в поддержке. Это поможет вам оставить эго и стать более духовным человеком.

Будьте верны своим убеждениям, которые дают надежду и силу в трудные времена.

Имейте социальные и духовные ценности, обязательства и убеждения, глубоко укорененные в осознанной жизни.

Социальная работа и общественные работы – это лучший способ вернуть себе веру в человечество и культивировать ценности.

Исследуйте себя

Исследуйте себя Исследуйте себя

У каждой женщины и мужчины внутри есть духовное начало, исследуйте его и сделайте так, чтобы оно сияло.

Посмотрите внутрь себя через вопросы, чтобы исследовать свои духовные потребности:

  • Что вы хотите делать с жизнью?
  • Как вы видите свою жизнь?
  • Какую роль вы хотите играть в этой вселенной?
  • Что вы можете сделать, чтобы сделать вещи лучше?
  • Самое главное, что духовность значит лично для вас?

Медитируйте

Медитируйте Медитируйте

Заглушите внешний мир и прислушайтесь к шепоту внутри себя. Научитесь медитировать, если не умеете.

Практикуйте осознанное дыхание, чтобы соединиться со своим внутренним «я».

Этот момент покоя и есть момент вдохновения.

Имейте духовную поддержку

Духовные гуру, коучи, йоги и группы поддержки могут привить вам духовность и удержать вас на пути. Посетите ретрит Випассаны (10 дней молчаливой медитации).

Они предлагают вам открытую и беспристрастную среду, в которой вы можете выразить свои убеждения, свои проблемы и взгляды, а также узнать опыт других людей.

Там вы можете наполнить себя чувством Божественной цели, смысла, надежды и веры в нечто трансцендентное.

Потребность как основная и движущая сила поведения человека. Классификация потребностей

Детерминанты потребностей. Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. В процессе эволюции происходит совершенствование и развитие живых существ. Этот процесс трудно объяснить только приспособлением к изменениям среды. «Уравновешивание со средой» обеспечивает лишь самосохранение индивида и вида. Оно – необходимое условие для развития, но не его направляющая тенденция.

Несомненно, что существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается в росте и усложнении центральной нервной системы организма и в освоении им среды обитания в пространственно-временных масштабах. Движущей силой этого процесса являются потребности. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых существ.

Активность поведения обусловлена наличием потребностей. Потребность – это понятие, обозначающее детерминанты психического состояния индивида, отражающие испытываемую им нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности.

Актуализация любой потребности связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма. Известно, что появление потребности в пище наиболее часто возникает за счет нехватки глюкозы. На дефицит глюкозы организм, прежде всего, реагирует включением гомеостатического механизма саморегуляции, который компенсирует нарушение за счет своих резервов. В случае голода в кровь выбрасываются адреналин и глюкагон, которые превращают гликоген в глюкозу. Высвобожденная глюкоза поступает с током крови к органам и тканям. Однако, если недостаток глюкозы в крови не удается компенсировать за счет внутренних резервов организма, то возникает «пищевое поведение».

Для возникновения такого поведения необходимо, чтобы отклонение констант внутренней среды достигло бы некоторых пороговых значений. Те отклонения во внутренней среде, которые достигают или превосходят порог инициации поискового пищевого поведения, называют пищевой (биологической) потребностью. Отклонения во внутренней среде, которые компенсируются с помощью гомеостатических механизмов управления, не могут быть названы биологической потребностью. То есть биологическая потребность – это та физиологическая нужда организма, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение.

Классификация потребностей. У человека выделяют три группы первичных потребностей: витальные, социальные и идеальные потребности познания и творчества. У животных им соответствуют сходные три группы потребностей, которые реализуются в соответствующих формах врожденного поведения.

Биологические потребности животных направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение.

Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения.

Идеальные потребности животных создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получении новой информации, которая реализуется в ориентировочно-исследовательском поведении. К этой группе П.В.Симонов относит и потребность преодоления, основу которой составляет специфическая реакция, открытая И.П.Павловым и названная им рефлексом свободы. В частности, она проявляется в сопротивлении животного попыткам ограничить его двигательную активность. Некоторые исследователи выделяют у животных также специфическую потребность в компетенции – в стремлении и без специального подкрепления повторять одни и те же действия, что приводит к совершенствованию двигательных навыков. Данная потребность реализуется в подражательном и игровом поведении.

У человека в норме отсутствуют реализации чисто биологических потребностей, так как их удовлетворение всегда опосредовано влиянием социальной среды.

Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективными представлениями субъекта об иерархии данной группы. Среди социальных потребностей особо должна быть выделена потребность человека следовать поведенческим, нравственным, эстетическим нормам, принятым в том обществе, к которому он принадлежит. Без этой социальной потребности существование социальных сообществ было бы невозможным. Считается, что социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных. Первые признаки социализации ребенка (его положительная реакция на общение с взрослым – появление улыбки, движений) возникают в результате удовлетворения потребности в привязанности. При этом ребенок обычно привязывается к тому человеку, который с ним больше общается, причем даже в том случае, если его кормит другой.

К идеальным потребностям человека относится его потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования. Ее основу составляет потребность в новой информации, которая уже у животных обнаруживает себя в ориентировочно-исследовательском поведении.

Выделяют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения. С одной стороны, это дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, способных изменить его активность. Этим свойством обладают стимулы, характеризующиеся новизной, сложностью, изменением, неопределенностью. С другой стороны, исследовательская деятельность побуждается недостатком, неопределенностью полученной информации. Человек с трудом переносит неопределенность, загадочность. Для устранения этого состояния существует особая форма ориентировочно-исследовательской деятельности в виде направленной любознательности. Ее цель – получить недостающие, уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность.

Говоря о развитии высших потребностей, А.Н.Леонтьев отмечает, что у человека открывается новая возможность: разорвать связь формирования потребностей с «потребностными состояниями организма». К ним относят высшие человеческие потребности, которые возникают за счет сдвига потребности на содержание деятельности. Это – функциональные потребности, которые отличны от биологических функциональных потребностей, в частности, от таких как потребность во сне или тратах мышечной силы. К новым типам потребностей – «предметно-функциональным» – относятся потребность в труде, художественном творчестве.

В каждой из трех групп потребностей (витальных, социальных, идеальных) П.В.Симонов предлагает различать потребности сохранения и развития. Дифференцирующим признаком данных потребностей является их отношение к общественно-исторической норме удовлетворения. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, потребности развития превышают их. Так, идеальная потребность сохранения удовлетворяется овладением достигнутого к настоящему моменту уровня знания, потребность развития побуждает стремиться к непознанному, ранее никем не изведанному.

Потребности и воспитание. Свое представление о нормах общественной жизни человек формирует на основе потребности следовать тем или иным эталонам поведения. При этом важная роль в усвоении ребенком норм поведения принадлежит его стремлению имитировать поведение взрослого. Поэтому в формировании этических, идеологических, нравственных принципов ребенка огромная роль принадлежит личному примеру. Ребенок стремится подражать взрослым и тем самым практически усваивает принципы, которым они руководствуются, а не те правила поведения, которые стараются привить ему, обращаясь к его сознанию. Особенно пагубно для воспитания молодого человека расхождение личного примера и декларации высоконравственных норм поведения, что ведет к формированию цинизма.

Особое значение для обучения имеет стремление человека к компетентности, его потребность в вооруженности. Только на базе этой потребности формируется высокий уровень профессионализма, мастерство. Удовлетворение этой потребности порождает радость по поводу своего умения. За счет этих положительных эмоций даже самая рутинная деятельность приобретает привлекательность. В школе радость познания, узнавания нового должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь. Это делает учение успешным и интересным. Удовлетворение потребности в компетентности положительно влияет на формирование характера человека. Высокий уровень компетентности делает его уравновешенным, уверенным, спокойным, самостоятельным, независимым.

Огромное значение для развития и воспитания ребенка имеет раннее детство. Многие черты поведения закладываются именно в этот период. Это явление связывают с существованием на ранних этапах онтогенеза периодов с повышенной чувствительностью (критические периоды). В функциональном развитии мозга имеется множество критических периодов. Понятие критического периода введено по аналогии с периодом наилучшего проявления импринтинга. Особенности влияния внешней среды, состояния организма в критический период накладывают неизгладимый след на всю дальнейшую судьбу индивида.

Исследования показали, что если в критический период произошла депривация каких-либо потребностей, например, сенсорная депривация, то развиваются дефекты, которые не компенсируются. Сенсорная депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. Сенсорная депривация в раннем возрасте ведет к нарушению интегративных функций мозга, к ухудшению обучения.

Если же в критический период онтогенеза индивида подвергать не депривации, а наоборот, усиленным воздействиям, то развивается способность противостоять не только отрицательным воздействиям, но и многим другим стрессорам, то есть развивается довольно сильная стрессоустойчивость.

Критический период на ранних этапах онтогенеза имеет важное значение и для первичной социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Для детей в возрасте между 5 и 12 месяцами характерно нарастание страха перед незнакомцами, что позволяет предположить, что у человека период первичной социализации завершается в возрасте около 5 месяцев.

Таким образом, наличие периодов повышенной чувствительности характерно человека. Протяженность критических периодов у человека может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Периоды повышенной чувствительности имеют важное значение как для формирования индивидуальных особенностей, способностей, так и потребностей индивида.

Разные классификации потребностей

Наличие множества разных запросов объясняется сложностью человеческой природы, многообразием социальных и природных условий, в которых существуют люди.

Сложно выделить устойчивые группы, по которым классифицируются потребности, однако это не останавливает исследователей. Разные авторы предлагают свои основания и мотивы классификации. Например, К. Обуховский, польский психолог, отметил, что в настоящее время их насчитывается 120.

Что мы знаем о духовных потребностях и способностях?

Дело в том, что духовные способности приводят к появлению духовных потребностей. Ребенок проявляет различный спектр эмоций: от радости и удовольствия до гнева и страха. С годами духовная оболочка все больше утончается, проходит этап совершенствования и постепенно расширяется, в старости он достигает своей высоты. Духовные потребности диктует духовная жизнь каждой личности, которая делает осознанный выбор, в каком направлении развиваться. Безусловно, влияние внешних факторов играет особую роль, после того как удовлетворяются материальные нужды, человек задумывается о более сложных и тонких аспектах , которые называются самопознанием.

На протяжении долгих лет своего существования человечеству удалось определить, какие духовные потребности являются основными. Это высшая система ценностей, которую признает большинство людей. К ним можно отнести так называемые категории счастья, дружбы и любви, взаимоотношения с родными и близкими, наличие верных друзей. Этот ряд смело можно дополнить психическим здоровьем человека и возможностью самовыражаться, наслаждаться красотой природы, продуктами искусства и просто вести активную жизнь. К духовным потребностям также можно смело отнести уверенность в себе и такое ключевое качество, как внутренняя независимость от каких-либо противоречий.  Можно смело говорить о трансцендентности, то есть выходе за границы своего повседневного сознания и совершенствовании. Расширяя границы своего сознания, мы развиваемся духовно.

Как формируются?

На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:

  1. Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
  2. Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.
    Кто-то назовет отдельные из них спорными, однако же влияние общества крайне велико, и большинство людей неосознанно подстраиваются под требования.
  3. Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.
  4. Состояние психического и физического здоровья. У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
  5. Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.

Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Потребность в чувстве прекрасного закладываются в человека с самого раннего детства. Именно в это время индивид переживает все формы окружающего миры, как нечто яркое и красочное. Поэтому психологи отмечают, что детский возраст – это идеальный период, когда в будущую личность можно заложить эстетические и духовные качества, которые позволят ей раскрыться в полном объеме при взрослении. Дети, воспитанные на любви к природе, на добрых сказках с моральным подтекстом, на нежных колыбельных, спетых матерью, в будущем менее подвержены стрессовым расстройствам и способны самостоятельно справиться с жизненными кризисами.

Человек, который столкнулся в зрелом возрасте с тем, что ему трудно удовлетворять свои духовные потребности, может прибегнуть к следующим советам психологов. Они могут показаться довольно банальными на первый взгляд, одна это ни в коей мере не умаляет их эффективности.

Итак, жажду реализовать свои духовные качества можно с помощью:

  1. Выезды на природу и путешествия. Каждому знакомо чувство умиротворения, которое возникает у человека, гуляющего в лесу или смотрящего на то, как мирно бежит вдаль река. Не уставайте любоваться на красоту окружающего мира и восхищаться его многогранностью. Позволяйте себе хотя бы раз в две недели выехать за пределы города и посмотреть на закат, прикоснутся к шершавой коре сосны или дуба, послушать пение птиц. С помощью такого нехитрого метода можно всегда оставаться в гармонии с самим собою.
  2. Полюбите искусство. Архитектура, музыка, литература, танец, живопись – существует масса путей для того, чтобы выражать свои духовные потребности и удовлетворять их с помощью культуры. Выберите направление себе по душе и посещайте концертные залы, оперу, художественные выставки или театральные постановки. Читайте книги и слушайте симфонии, придуманные великими композиторами. Психологи уверены, что индивиду не грозит никакой стресс, если он надежно защищен своей приверженностью к миру искусства.
  3. Научитесь слушать самого себя. Выделяйте в день хотя бы 10 минут на то, чтобы послушать свой внутренний голос, ведь ему известно очень многое. Для этих целей идеально подойдет спокойная прогулка в безлюдном парке или медитация. Не бойтесь задавать своему внутреннему «Я» интересующие вас вопросы, это вовсе не признак раздвоения личности или шизофрении, а попытка познать самого себя, которая поможет достичь гармонии.
  4. Заведите домашнее животное. Анималотерапия – это эффективная форма психотерапии, когда человек активно взаимодействует с пушистым питомцем. Она позволяет снизить напряжение, вернуть улыбку на лицо и расслабиться. К тому же защищая и оберегая более слабое существо, человек стает сильнее.
  5. Не бойтесь творить. Даже если у личности нет никаких талантов, это не означает что нужно лишать себя удовольствия создавать что-то новое. Творить можно только для себя: писать «в стол» рассказы или стихотворения, неумело рисовать цветочные натюрморты, перебирать струны гитары, лепить из глины горшочки. Пускай это будут неуклюжие поделки, но зато они помогут удовлетворить духовный голод, а значит, личность станет более счастливой.

Напоследок хочется сказать, что духовные потребности удовлетворяются тяжелее потому, что они безграничны и требует к себе трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, личность способна найти дорогу к тому, как их реализовывать. А это способно привести ее к устойчивой гармонии и ощущению, что она живет в этом мире не напрасно.

Свобода

Свобода – это очень многозначное понятие, однако его можно охарактеризовать. Человек всегда может почувствовать, когда он свободен, а когда нет. Если он поступает исходя из своих принципов, желаний и несет ответственность за результат своих действий – он свободен.

То есть отвечает за свои поступки и сам решает, как ему поступать. Это означает свободную волю и отсутствие принуждения со стороны.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

потребность в общении

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Духовные потребности – это необходимая часть жизни человека, наряду с потребностями физическими. Удовлетворение духовных потребностей – это самореализация, творческая активность, использование своих способностей и получение удовлетворения от этого.

Для того, чтобы лучше понять сам термин, обратимся к разработкам известного ученого А.Г. Здравомыслова, который выделил три важных аспекта:

  • духовные потребности – это стремление приобщиться к науке, искусству, культуре;
  • реализация духовных потребностей ведет к гармоничному развитию личности;
  • духовные потребности отражают социально-классовые отношения.

Духовные потребности личности – это внутренняя тяга к творчеству, к прекрасному, к общению. Это та часть жизни человека, в которой он углубляется в собственные ощущения, анализ прекрасного.

Материальные и духовные потребности: отличия

Чтобы отличить духовные потребности от материальных, достаточно просто определить, присущи ли конкретной потребности такие черты:

  • духовная потребность всегда возникает в сознании, душе, она не идет от тела;
  • по сравнению с физиологическими и материальными, духовные потребности не выглядят необходимыми;
  • материальные потребности всегда имеют ограниченные спектр средств для реализации, а духовные рамок практически не имеют;
  • удовлетворение духовных потребностей всегда требует свободного времени;
  • духовные потребности бескорыстны, они имеют своей целью только эстетическое, моральное удовольствие и никакой личной выгоды;
  • удовольствие от духовных потребностей можно получать неограниченно много.

Духовные потребности показывают ту сторону человеческого существа, которая является творческой, для которой самореализация превыше выгоды.

Духовные потребности и их виды

Существует довольно подробная классификация духовных потребностей. К ним относятся такие варианты:

  • потребность в труде, работе;
  • потребности эстетические – созерцать прекрасное;
  • потребности нравственные – быть честным, уважаемым;
  • потребность в общении, социуме;
  • потребности научно-познавательные – открывать новое;
  • потребности в крепком здоровье;
  • потребности патриотические (например, воинский долг).

Чем лучше человек реализуется в этих сферах, тем выше его удовольствие от самого процесса и выше уровень моральных устоев и духовности.

Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.

Примеры удовлетворения

К примерам удовлетворения духовных потребностей можно отнести любые ситуации, когда человек стремится к познанию, саморазвитию ради достижения удовольствия и гармонии, а не ради прямой выгоды.

  1. Примеры удовлетворения из жизни
  2. Пример 1. Сергей работает сварщиком, и его полностью устраивает заработок. При этом в свободное от работы время он с интересом изучает точные науки и планирует поступать в университет, чтобы больше узнать о сфере, которая его интересует, и получить возможность реализоваться в деятельности, которая ему больше нравится.
  3. Пример 2. Светлана — воспитатель в детском саду, которая крайне увлечена сферой своей деятельности. Она активно изучает возрастную психологию и педагогику, много времени уделяет написанию планов занятий и делает все возможное, чтобы дети были счастливы, довольны и активно развивались.

Несмотря на то, что духовные потребности не выглядят как что-то крайне необходимое, они помогают человеку сохранять психическое равновесие, активно развиваться и чувствовать себя счастливее, спокойнее, значимее.

О духовных потребностях человека в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Духовные способности и потребности

Духовные способности, которыми обладает человек, приводят к появлению духовных потребностей. В ребенке уже в первые годы жизни можно наблюдать их проблески — гнев, страх, удовольствие. В молодом и зрелом возрасте, если условия благоприятны, духовное развитие утончается, расширяется, совершенствуется, а в период старости — останавливается на достигнутой высоте и через некоторое время, по мере того как слабеет организм, все более ослабевает. Духовные потребности человека создает его духовная жизнь, соответствующая состоянию, развитию, влиянию внешней среды и материального организма. Прежде других возникают самые простые, самые грубые, отвечающие в первую очередь желанию удовлетворить самые сильные материальные нужды, а позже появляются более сложные и тонкие.

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Истина

У людей появляется блеск в глазах, когда речь идет о поиске правды, истины. Это естественное желание человека познавать мир, в котором он живет, а также самого себя. Истина – это духовная ценность, она многое дает человеку – с ее помощью мы можем анализировать происходящее, свои поступки, рассматриваем те или иные действия, которые совершаем, на предмет нравственности и правильности. Для каждого истина имеет свое понимание – для одного будет свято то, что для другого не имеет никакой значимости. Истина – это то, что проверено временем и опытом.

Как эти ценности выражаются в работе?

  • Как духовные ценности выражаются в работе?

Специалист Специалист будет честно говорить о своих ошибках невзирая на возможный выговор.
Священнослужитель Священнослужитель выполнит свои обязанности качественно, даже если за ним не наблюдают.
Руководитель Руководитель будет искать способы доставки товара, которые не принесут клиентам лишних расходов.
Продавец Продавец будет активно служить людям, а не прятаться за бюрократическими правилами.
Менеджер Менеджер будет стараться сохранить природную среду и предохранить её от загрязнения отходами.

Развитие

Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.

Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.

Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.

Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...