Буллинг – что это такое, как выявить и бороться с буллингом в школе, на работе, в семье?

Содержание

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

Буллинг что такое

Психологическая травля, или буллинг в школе – это актуальная проблема современных классных коллективов. Данный негативный феномен малой группы проявляется в виде порчи имущества, физического или психологического террора, избиения, насилия.

Внимание! Масштабность психологической проблемы осознают далеко не все учителя и родители.

Виды буллинга

Школьный буллинг – это насилие со стороны детского сообщества по отношению к какому-либо ребёнку с целью избавиться от него как от члена существующего коллектива или подчинить той группировке или лидеру класса, которые осуществляют буллинг. Чаще всего такое явление сопровождает человека, который отклоняется от нормы, принятой в классе. При этом данная норма не всегда соответствует общепринятым правилам поведения. Например, если в классе приветствуется агрессивное напористое поведение детей по отношению друг к другу, а приходит вежливый и дружелюбный ребёнок, он вполне может подвергаться буллингу.

Самое страшное в данном явлении то, что жертва его чувствует себя не то что некомфортно, а просто ужасно. И это способно привести её к депрессии, неврозу, попыткам суицида, ведь даже взрослый, подвергаясь нападкам в коллективе, чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо, что уж говорить о ребёнке.

Существуют разные виды буллинга.

  1. Вербальный буллинг

Проявляется в грубой коммуникации между детьми. Во время такого буллинга группа или её лидер всячески словесно унижают ребёнка, при этом обидные слова не просто направлены на то, чтобы оскорбить, а на то, чтобы унизить перед всеми, морально запугать, сделать так, чтобы школьник совершенно не смог ничего ответить. Вербальный буллинг характерен для такой среды, где пока не решаются использовать другие формы насилия над жертвой, однако не стоит забывать, что и словами можно нанести такой ущерб, что человеку (особенно ребёнку) захочется убежать и никогда сюда не возвращаться. А если он с неустойчивой психикой, то у него может появиться фобия, ребёнок будет принимать на себя негативные слова, верить, что раз так считают другие, значит, всё правда и он на самом деле такой плохой. Поэтому данный буллинг не менее опасен, чем другие.

Если происходит вербальный буллинг, ребёнок чувствует себя глубоко подавленным. Родителям стоит обратить на это внимание.

  1. Поведенческий террор

Такой буллинг отличается тем, что группа лиц или одно лицо проявляют и всячески выказывают презрение по отношению к объекту насилия. Но дело этим не ограничивается. Здесь может быть и порча имущества (школьных принадлежностей, одежды), и другие формы неприличного поведения (плевки, показное пренебрежение, унижение и др.). В поведенческий буллинг входит и вербальный, нередко они сочетаются, проявляясь как разновидности одного общего понятия. Такое насилие не менее страшно для ребёнка, чем вербальное, потому что неприкрытая форма презрения (особенно в подростковом возрасте, когда школьник нуждается в одобрении сверстников) способна спровоцировать жертву на любые ответные (защитные) поступки вплоть до суицида.

Если ваш ребёнок становится жертвой поведенческого буллинга, обратите внимание на его поведение дома. Скорее всего, он будет беспокойным, как будто ожидающим очередной взбучки.

  1. Физический буллинг

Подобный буллинг – это уже форма настоящего физического насилия над школьником. Ребёнка начинают бить, сначала понемногу, потом, если жертва не сопротивляется, она подвергается ещё более жестокому и часто изощрённому воздействию. В ход может идти всё: избиение портфелями, книгами. Во время перемен, после уроков, по дороге домой. Если жертва будет терпеть это долго, физическое насилие может приобретать и другие формы (изнасилование, надругательства) – всё будет зависеть от степени нравственности тех, кто занимается буллингом в школе.

Если ваш ребёнок подвергается физическому насилию, вы легко это заметите по ссадинам и синякам на его теле. Не пропустите эти сигналы, ведь школьник может стойко молчать, не говоря ни слова взрослым, потому что считает такое поведение неприемлемым для себя.

  1. Кибербуллинг

Кибербуллинг – это подростковый виртуальный террор. Надо сказать, что данная форма относительно новая, связанная с психологическим насилием в социальных сетях. Жертва буллинга обязательно оповещается об этом в грубой форме. Либо ей намекают, чтобы она отсмотрела материал, касающийся её персоны и размещающийся на определённом портале сети. Кибербуллинг включает не только снятие роликов теми, кто «травит» во время вербального, поведенческого или физического террора, но и монтаж фотографий, жестов, когда тот, над кем происходит насилие, выглядит в самом неприглядном свете. Не стоит недооценивать этот вид травли. Современные дети остро реагируют на то, что происходит в социальных сетях, потому что там находятся их реальные и виртуальные (порой, они единственные) друзья. А поэтому им не всё равно, что о них подумают там, где они проводят много времени. Кибербуллинг способен также довести жертву до бессилия.

Этот буллинг сложнее распознать родителям, потому что вроде в школе всё в порядке (допустим, вы спрашивали классного руководителя и других учителей), а с ребёнком что-то неладно. Будьте внимательны. Сохраняйте с детьми доверительные отношения. Это шанс, что они сами вам всё расскажут.

Что такое буллинг

Буллингом принято называть основанные на превосходстве, имеющие цель и повторяющиеся во времени действия. Практически все, кто сталкивается с упоминанием этого термина, мысленно представляют более крупного хулигана, припирающего к стенке субтильного очкарика-ботаника. На практике всё куда сложнее.

По статистике, самым распространённым является именно вербальный буллинг (79%). С насилием сталкиваются только 30% из подвергавшихся домогательствам. Лену Бессольцеву, героиню “Чучела”, преследовали без рукоприкладства: её всячески унижали, бойкотировали. Впоследствии беднягу побили. Но это скорее авторское преувеличение, сделавшее из и без того тяжёлого сюжета вовсе невыносимую картину.

Как и любой процесс буллинг имеет круг участников. Это агрессор, объект нападок (жертва), наблюдатели, общество. От поведения каждой группы зависит то, как далеко пойдет в своих действиях хулиган.

Anya Ponti

Особенность травли

Буллинг в школе: что это такое и как с ним справиться ребенку

Определение буллинга. Действие заключается в вовлечении всех в этот процесс, не только жертвы и преследователя, но и рядом находящихся зевак по-другому свидетелей. Данный процесс вовлекает абсолютно всех и никого не оставляет безучастным. Во время буллинга травмируется психика:

  • Жертва – чувствует собственное бессилие, осознает невозможность выбраться из ситуации, ощущая свою беспомощность. В итоге погружается в депрессию.
  • Свидетели – начинают испытывать муки совести, когда не вмешались в ситуацию и не смогли оказать помощь жертве. Также, могут навредить себе, оказав помощь, поскольку после ее оказания сами оказались в позиции жертвы для преследователей.
  • Булли – при унижении других детей, травящий наносит и себе душевные раны, которые не может прочувствовать.

Если вы поговорите со знакомыми старшего поколения о буллинге, то может удивить тот факт, что они помнят травлю, происходящую в школьные годы, даже спустя 20 и 40 лет. Травля имеет настолько сильное воздействие на человека, что впечатывается в его память на долгие годы со всеми эмоциями и чувствами, произошедшего в те года. На самом деле, с травлей возможно встретиться в любом возрасте и в любом коллективе, но обычно, именно в школе, будучи еще ребенком, человек впервые встречается с этим.

Реальный вид насилия

В психологии буллинг – это определение психологического или физического террора агрессором в отношении жертвы. Простыми словами – это реальное насилие. Но что такое травля человека, если говорить о конкретных действиях? Рассмотрим конкретнее, какие действия подпадают под определение «буллинг».

Значение термина на практике

буллинг на практике

Если рассматривать, что такое буллинг на практике, он встречается в двух разновидностях:

  • психологическое насилие, проявляющееся в качестве регулярного морального давления (бойкот, оскорбления, угрозы, подшучивания);
  • физическое насилие в виде воровства или порчи вещей, в нанесении увечий самой жертве в ходе «случайных» толчков или открытого нападения.

Таковы формы буллинга, среди которых чаще реализуется все же первая. Объясняется это просто. Жертва травли не сразу может определить наличие давления на нее. Также ей будет сложнее доказать окружающим реальность угроз, реализуемых без физических следов. Поэтому прежде чем говорить о том, как остановить буллинг, необходимо научиться выявлять его.

Классификация травли

По сценариям проявления выделяют:

  • вербальный буллинг (словесный террор в виде оскорблений, насмешек и пр.);
  • социально-психологический (изоляция жертвы путем игнорирования, бойкота или клеветы);
  • экономический (шантаж или угрозы с целью получения денег, имущества);
  • физическая травля (нанесение повреждений и серьезных увечий).

По путям реализации:

  • виртуальный — кибербуллинг (террор с помощью цифровых технологий);
  • реальный.

Также различают детский буллинг (что это – рассмотрим чуть ниже) и травлю во взрослом коллективе. Чаще всего последний вариант касается давления на рабочем месте, выделяемого в отдельный подвид – моббинг.

Буллинг на работе имеет менее опасные последствия, так как жертва представляет собой уже сформировавшуюся личность. Наличие жизненного опыта позволяет своевременно дать критическую оценку происходящему и находить пути как справиться с буллингом. Важно, что взрослые склонны больше защищать личные интересы. Поэтому они быстрее обращаются за помощью.

Травля в школе: наши дни

Буллинг в отношении детей – это насилие, направленное на еще формирующуюся личность. Как следствие, травля в школе – буллинг против человека, у которого еще нет стойкого представления о жизни. Поэтому ключевая его опасность – долгое негативное воздействие, принимаемое ребенком за норму. Его легче убедить, что происходящее нормально. Якобы жаловаться на школьный буллинг – это значит признать себя слабаком.

Особенно усугубляется ситуация, когда агрессорами выбираются виртуальные виды травли. Их может быть два:

  • личный (в частной переписке);
  • публичный (в комментариях к профилю жертвы).

Любой из них при продуманном подходе, к сожалению, позволяет агрессору выкрутиться. Всегда можно выставить происходящее под прикрытием неудавшейся шутки или сказать, что писал кто-то другой. Якобы взломали аккаунт. Поэтому буллинг среди подростков становится обычным делом. Над ответственностью за свои действия никто не задумывается. Ощущение реальности наносимого ущерба притупляется, оскорбления и гнобление становятся манерой общения.

В наши дни актуальность буллинга особенно высока. Травлю в школе ощущают на себе не только подростки, но и педагоги. Современное поколение под влиянием социальных сетей и некоторых компьютерных игр утратило былое уважение к авторитету взрослых. Поэтому в нынешних условиях подростковый буллинг может проявляться не только в кругу сверстников, но и превратиться в целую кампанию против учителя.

Скулшутинг – крайняя степень проявления травли в школе

Говоря о буллинге в школе, нельзя обойти стороной наиболее трагическую форму его проявления – скулшутинг. Заключается он в массовых убийствах учеников, совершаемых школьниками или проникающими в учреждение посторонними. Стоит отметить, что информация о травле с таким сценарием чаще встречается в странах, где легко получить доступ к оружию.

Для отечественных реалий буллинг в школьной среде при крайней степени проявления принимает несколько иную (но не менее опасную) форму. Заключается он в публичных избиениях подростков (особенно часто среди девочек), снимаемых на видео с целью распространения в интернете и самоутверждения. Таким образом, к понятию школьного буллинга относят насилие разной степени тяжести. От морального давления до тяжелых увечий или убийств.

Травля в детском саду

Травля в детском саду

О буллинге в детском саду говорят гораздо меньше, чем о школьном или подростковом, потому что считается, что у малышей еще нет той агрессии, к которой могут быть склонны более старшие дети. Однако нередко возникают ситуации, когда 5-6-летний ребенок становится жертвой своего ровесника, находящегося в позиции агрессора. Подпадает под его физическое или эмоциональное влияние.

Подобное часто происходит из-за копирования буллером линии поведения родителей и близкого окружения. А еще агрессия в фильмах, передачах и современных мультфильмах вносит свою лепту. Причинами агрессивного поведения могут быть неврологические и физиологические отклонения ребенка – в такой ситуации нужна помощь специалиста.

Родители в случаях травли своего ребенка в детском саду советуют ему давать сдачу, однако в этом есть отрицательная сторона. Для шестилетнего ребенка ответное насилие может стать оправданным в любой ситуации. В сознании может сформироваться убеждение, что такое поведение — единственно верное. Здесь важно дать понять ребенку, что давать сдачу нужно в том случае, если все попытки избежать драки оказались безрезультатными.

Что такое буллинг?

Буллинг (от английского bullying — травля, запугивание, издевательство) — это агрессивное преследование одного из членов коллектива. Данное явление обычно происходит среди школьников.

Агрессивное поведение детей предполагает реальное или мнимое неравенство сил. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. У обоих детей — над которыми издеваются и которые запугивают других, могут быть серьезные и длительные психологические проблемы.

Агрессивное поведение характеризуется:

  • Неравенством сил: дети, которые запугивают, используют свое преимущество: физическую силу, доступ к компрометирующей информации или популярность, чтобы оказывать давление или вредить другим.

Баланс сил может меняться со временем и в разных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.

  • Повторяемостью: хулиганское поведение случается или может произойти более одного раза.

Ребенок, склонный к постоянным издевательствам над другими, как правило, неосознанно пытается привлечь к себе внимание родителей и окружающих.

Он нуждается в безусловной любви, которой ему не хватает.

Травля включает такие действия, как угрозы, распространение слухов, физические или устные нападки на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

буллинг в школе как бороться

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

буллинг в школе 5буллинг в школе

Типы травли

Есть три типа травли:

Устная травля — говорить или писать подлые вещи. Устное издевательство включает в себя:

    • Поддразнивания;
    • Навешивание ярлыков;
    • Неуместные комментарии сексуального характера;
    • Угрозы причинить вред.

Социальная травля (иногда употребляется «реляционное запугивание»), затрагивает чью-то репутацию или отношения. Социальное издевательство бывает:

    • Демонстративное игнорирование кого-то;
    • Подговаривание других детей не дружить с кем-то;
    • Распространение слухов о ком-то;
    • Унижение кого-то при людях.

bulling eto v psihologii

Физическая травля включает в себя причинение вреда человеку или его имуществу:

      • Удары, подножки;
      • Плевки;
      • Толчки;
      • Поломка чьих-то вещей;
      • Злобные или грубые жесты.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Над ребёнком издеваются в школе

Физический

Что это такое – буллинг в школе физического типа? Это угроза либо преследование с помощью враждебного физического устрашения состоит в неоднократных и постоянных ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неприличным способом. Пример: с ребенка привселюдно стягивают штаны на детской площадке.

Характерные черты: если ребенка прессингуют, не всегда он говорит собственным родителям о конфликте. По этой причине следует наблюдать за вероятными предостерегающими сигналами и непрямыми признаками, такими как непонятные порезы, царапинки, ушибы, синяки, отсутствующая либо порванная одежда, нередкие жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что следует делать? В случае, если думаете, что ребенка подвергают физическому давлению, начните непроизвольный диалог – полюбопытствуйте, как дела в школе, что случалось в период обеда либо на перемене, по пути домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себе унизительно по отношению к нему. Постарайтесь не выказывать нахлынувшие чувства. Подчеркните в разговоре с ребенком важность его открытой, постоянной взаимосвязи родителями, учителями либо школьным специалистом по психологии. Документируйте даты и период конфликтов, связанных с издевательствами, надлежащую реакцию вовлеченных персон и воздействия, которые были предприняты. Не обращайтесь к родителям хулигана для того, чтобы решить задачу самостоятельно. В случае, если физиологическое насилие над чадом не прекращается, и необходима вспомогательная помощь за пределами школы, направьтесь в местные правоохранительные органы. Имеются законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, что подразумевают своевременные исправляющие действия.

школьный буллинг

Что такое буллинг в школе

Наверняка, Вы уже догадались, что такое буллинг в школе. Это регулярная травля ребёнка, учащегося в каком-либо классе. Есть дети, которые становятся объектом насмешек всей школы. Как итогом, особенно для ребёнка, с развивающейся и не устойчивой нервной системой, это может быть нервный срыв, депрессия и другие психологические расстройства.

Что такое буллинг в школе

Всё начинается с простых устных унижений, которые перерастают в коллективную травлю. В особо усугублённых ситуациях к подростку могут применять физическую расправу. Как правило, зачинщики издевательств хотят просто словить хайп и обрести «дешёвый» авторитет у одноклассников, возглавляя унижения над членом своего коллектива.

Что касается жертвы, то здесь будет психологическая подавленность человека. Исходя из исследования, учёные выявили, что объектом травли становится морально слабый человек, с низким уровнем самооценки и «зажатым» характером. Так же, это может быть ребёнок, отстающий от класса по успеваемости или физической подготовке, откуда и могут взяться первые мотивы для издевательств.

Конечно, поводов для буллинга может быть очень много: особенности во внешности, необычная походка или искажённые черты лица. Дети, ещё не понимая граней в шутках, могут издеваться над одноклассником за его внешний вид, то есть некрасивую одежду, или попрекать его тем, что он живёт без родителей. Но самая характерная черта объекта для унижений является не умение противостоять той агрессии, которую он ежедневно получает от коллектива.

буллинг это

Дети, с высокой эмоциональностью очень ранимые и не имеют самоуважения становятся «мишенью» для одноклассников. Когда класс, уже адаптированный в школе начинает видеть ребёнка с пренебрежительным отношением к себе, необщительного, они видят потенциальную жертву, и придравшись к любой мелочи начинают издеваться над ним.

Виды буллинга

Буллинг может быть явным или скрытым. В последнем случае тяжело заподозрить травлю. Обычно жертва не признается сразу в происходящем и процесс затягивается.

1

Гораздо проще обнаружить проблему, когда агрессоры прибегают к физическому насилию, одному из видов буллинга:

  • толкают, бьют, в результате на теле остаются синяки и царапины;
  • портят или отбирают имущество;
  • используют оружие, что случается редко.

Травля проявляется в психологической форме, когда жертву оскорбляют, обвиняют без причины, дразнят. Дети часто издеваются над сверстниками, говоря: «Ты жирный» или «Ты слабый». Это сильно влияет на самооценку, порождая комплексы. Дети замыкаются в себе, стараются отгородиться от общения со сверстниками. Зачинщики могут прибегать к шантажу и вымогательству.

Когда коллектив избегает общения с одним человеком, говорят о социальном виде буллинга. Он находится в стороне от компании, его намеренно изолируют. В школе не разрешают садиться за один стол во время обеда, не допускают к общим играм, заставляя проводить время в одиночестве.

Жертве объявляют бойкот:

  • не разговаривают;
  • не здороваются;
  • делают вид, что человека не существует.

В результате он становится угрюмым, стремится к одиночеству. Дети труднее переносят подобные настроения в коллективе. Они думают, что остались одни в мире, что никто не сможет помочь, поддержать.

Бурное развитие интернет технологий привело к появлению кибербуллинга. Запугивания, оскорбления размещаются в виртуальном мире. Часто это делается анонимно, жертва не осознает, кто ее обидчик. Ложь, клевета распространяются в социальных сетях, отправляются по электронной почте. Дети часто стесняются признаться в подобном родителям, но травля отражается на их настроении. Не факт, что они перестанут пользоваться интернетом, но общение по сети будет приводить к грусти и тревоге.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе. Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя).

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Буллинг на работе: что это такое

По теме, что такое буллинг на работе можно рассуждать очень много. Казалось бы, уже взрослые, самодостаточные люди, не подростки, которым знакомы нормы морали и правила поведения. Но и в крупных, серьёзных компаниях находятся те, кто не упускает возможность проявить «неуместный» юмор в адрес того или иного человека.

Как правило, такими становятся новички или люди, младше по возрасту. В этот момент наступает принцип той самой «дедовщики», когда хорошего, но не опытного специалиста по комплексному SEO-продвижению в топ 10 начинают активно унижать в коллективе, пускать слухи, подставлять перед начальством и т.д.

Для нормальных взрослых людей это не только глупо, но и неуважительно по отношению к самому себе. Если уже взрослый человек начинает насмехаться над своим коллегой, большая вероятность что им движет зависть. А как ещё самоудовлетвориться, если в зрелом возрасте человек ещё не сформировался как личность, не смог открыть рекламное агентство, с чего начать своё развитие, даже элементарно не обзавёлся семьёй.

Буллинг на работе: что это такое

Особенно, если брать за пример человека, над которым издеваются коллеги, по жизни успешного. У него хорошая должность и статус перед начальством, счастливая семья и неплохой финансовый достаток. У людей, не удовлетворённых своей жизненной ситуацией это вызывает «чёрную» зависть и неподдельную злость. Чтобы хоть как-то сделать жизнь такого человека безоблачной, они условно, а порой и переходя грани, начинают травить его в коллективе.

Участники процесса

Все участники процесса буллинга в школе имеют свои особенности, которые проявляются в их поведении.

Жертва

Исследователи выявили, что на роль жертвы часто определяется ребёнок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером. У него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности. В отношении себя такой ученик самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными. Его низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.

В группе риска находятся дети импульсивные, неуклюжие. У них часто бывают внешние особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии. Они могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость. В среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.

Агрессор

Буллеры агрессивно настроены ко всем. Они самоутверждаются за счёт насилия, легко нарушают правила, действуют быстро, потому что не раздумывают, раздражительные и неуравновешенные.

Основные черты агрессоров:

  • любят быть в центре внимания;
  • физически сильные;
  • хотят быть лидером в классе, компании;
  • имеют высокий уровень притязаний;
  • имеют слабый самоконтроль;
  • не признают компромиссов;
  • не умеют жалеть и сочувствовать.

Все проблемы буллеры-агрессоры привыкли решать с помощью насилия, другого выхода они не видят.

Наблюдатели

Это самая большая группа участников буллинга. Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.

Характерные особенности этой категории детей:

  • не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
  • не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
  • родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
  • озлоблены;
  • не уверены в себе;
  • имеют трусливый характер.

Агрессивная жестокость проявляется в группе. Один ребёнок не будет поступать так же.

Вымогательство

Вместе с бойкотированием вымогание вещей является наиболее частым видом буллинга. Жертва вынуждена отдавать свои вещи или деньги, её заставляют воровать, делать что-то вместо других детей и т.п. Существуют и более продуманные тактики, когда от ребёнка требуют сделать что-то крайне унизительное, чтобы агрессоры дружили с ним, приняли его в компанию. Подобное чаще бывает среди старшеклассников, однако, с развитием соцсетей данный вид травли становится всё моложе.

Кражу вещей, их повреждение можно тоже отнести к буллингу, но только вместе с проявлением других форм агрессии, или если подобное поведение повторяется часто. В таком случаен нужно записывать все факты пропажи и хранить чеки. Это может помочь доказать факт травли.

Возможные причины

О причинах преследования одних членов общества другими можно рассуждать долго. Тем не менее, чаще всего имеют место два мотива: желание лидера самоутвердиться и личная неприязнь к тому, кого назначают жертвой. Абсолютно «естественным» образом в коллективе устанавливается строгая иерархия, в которой принадлежность к наиболее высоким ступеням доказывается с помощью преследования наиболее слабых членов. Всё это имеет истоки в животном мире: буллинг с лёгкостью можно наблюдать у большинства так называемых общественных животных, к которым относятся волки, львы, гиены, ряд видов грызунов и, конечно же, приматы. У высших обезьян можно наблюдать очень сложные отношения в стаях, сильно напоминающие взаимоотношения людей в социальных группах.

Зачастую травля соплеменников у общественных животных имеет жизненно важный смысл – например, борьба за право быть единственной в стае самкой-маткой. Так это происходит у голых землекопов – небольших африканских грызунов, ведущих подземный образ жизни; самая сильная самка в стае землекопов пугает остальных самок, и у тех вырабатываются гормоны страха, блокирующие способность к размножению.

В человеческом обществе физиологические предпосылки травли утратили своё значение, однако нередко «животная» функция, заложенная в подсознании, активизируется, и тогда индивид в целях доминирования прибегает к этой жестокой процедуре.

Причины

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

Как понять, что ребенка обижаютФото: https://pixabay.com/photos/trauma-injured-violent-tear-3485235/

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

Как понять, что есть проблема

Чаще всего дети не жалуются взрослым, что их травят в коллективе. Одни запуганы агрессором, у других не выстроены доверительные отношения с родителями. Мама с папой обычно зациклены на работе и не обращают внимания, что происходит с ребенком. Если он стал замкнутым, отказывается от еды, плачет без повода, приходит с синяками, значит, в его личной жизни происходит что-то негативное.

Замкнутость ребенка

Сталкиваясь с неприятностями, дети отдаляются от них, потому что не знают, что делать, каким образом решить проблему. Ведь за них постоянно принимали решения родители. Замкнутость в этой ситуации является защитной реакцией ребенка. На то состояние указывают следующие симптомы:

  • молчаливость;
  • неуверенность;
  • отстранение от сверстников;
  • поверхностное дыхание;
  • отсутствие жестикуляции;
  • желание прятать руки за спину.

Замкнутость ребенка

Помимо этих признаков замкнутый ребенок не рассказывает ничего про одноклассников, о школьной жизни, у него нет желания идти в школу. Ему трудно позвонить сверстникам, узнать про уроки. Такой ребенок не ходит в гости и не приглашает их к себе. Он может не разговаривать целыми днями, отвечать на вопросы шёпотом. Свое мнение ему высказать чрезвычайно трудно.

Отказ от еды

Кого-то эмоциональные переживания приводят к увеличению аппетита, но чаще всего он снижается в стрессовой ситуации. Если поведение ребенка, его положительное отношение к учебному учреждению и одноклассникам остается прежним, тогда причина нежелания принимать пищу другая. Испорченные отношения с учителем или другими учениками вызывает подавленное настроение, апатию, утомляет жертву. Поэтому и аппетит ухудшается.

Слезы без причины

Плакать без повода хочется из-за накопленных неврозов и стрессов. Когда ребенка травят в школе, он не может обратиться за помощью, то негативные эмоции накладываются друг на друга. Однажды психика не выдерживает, ребенок начинает плакать. Это естественная реакция на эмоциональный перегруз.

Признаки того, что ребенок подвергается буллингу

Дети, особенно в подростковом возрасте, далеко не обо всем рассказывают своим родителям. Чтобы понять, подвергается ли ребенок унижениям и оскорблениям в школе, нужно обратить внимание на следующие признаки:

  • отказ идти на занятия без видимых причин, иногда с истерикой;
  • подавленное состояние и нежелание говорить по душам;
  • среди друзей нет ни одного одноклассника;
  • в разговорах избегает тем о школьной жизни.

Также стоит обратить внимание на то, что ребенок замкнут, часто плачет, не ходит на школьные мероприятия, не участвует в жизни класса.

Ответственность за буллинг

Ситуация с буллингом в школах выходит на новый уровень и требует решения на законодательном уровне. В разных странах ищут свои пути решения этой проблемы.

Россия

Агрессивная травля в школе — распространённое явление. В обществе часто возникают предложения о введении ответственности за подобное поведение. Мешает этому возраст. По законодательству РФ уголовная ответственность наступает с 16 лет, а при совершении тяжких преступлений — с 14 лет. Психологическое давление не входит в эту категорию.

Ранее была статья «Оскорбление», теперь её нет. Осталась статья «Клевета». Если удастся доказать распространение ложных сведений, то наказание понесёт администрация школы или родители (законные представители) виновника.

Если ребёнка ударили на территории школы, нужно в травмпункте зафиксировать побои. Следует написать заявление в отделение внутренних дел для привлечения к уголовной ответственности или в гражданский суд для получения компенсации. На взрослых наложат административное наказание, несовершеннолетнего поставят на учёт, школу ждёт проверка.

Если ребёнку угрожают, нужно поставить в известность классного руководителя, директора, оценить реальность угроз. Несовершеннолетнего нельзя привлечь к ответственности, но в школе должна создаваться определённая атмосфера, формироваться неприятие к насилию. Бездействие со стороны педагогического состава наказуемо.

Украина

В 2018 году Верховная рада зарегистрировала законопроект о внесении изменений в законы Украины относительно противодействия буллингу. В частности было дано понятие этого явления, определена ответственность за агрессивное поведение.

Предлагается родителей малолетних и несовершеннолетних агрессоров в возрасте от 14 до 16 лет привлекать к административной ответственности и штрафу. Если педагоги, руководители или администрация образовательного учреждения будут скрывать факт травли, то тоже будут привлекаться к денежному взысканию.

В 2019 году уже имели место первые случаи, когда к ответственности за буллинг в школе в Украине привлекались родители буллеров и учителя, скрывающие факт школьной травли. Виновников ждал штраф.

Беларусь

С 2016 года в республике работает закон, который защищает несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. МИД вместе с Министерством образования разработали алгоритм, который позволяет учителям сообщать об агрессии над детьми со стороны их родителей или представителей. Специальных законов о буллинге в стране нет. Ответственность предусматривается по статьям о нанесении телесных повреждений, оскорблении, хулиганстве.

Наблюдатели в буллинге

Наблюдатели буллинга – это коллектив школьников, учителя. Школьники чаще всего или действуют заодно (потому что сами такие же агрессоры), или подчиняются лидеру, потому что боятся его или хотят быть с ним в одной компании. Кто-то подчиняет свою жизнь другой философии – «Моя хата с краю – я ничего не знаю». В любом случае дети – это наблюдатели, которых вряд ли можно считать виновными заодно с теми, кто терроризирует других. У них есть погрешности в воспитании, но абсолютными виновниками таких попустителей назвать нельзя.

А вот педагоги, в обязанности которых входит прежде всего развитие личности ученика, а также сохранность его физического и психологического здоровья, должны чётко следить за всеми проявлениями буллинга и сразу предотвращать его всеми доступными методами. Причины бездействия педагогов такие: невнимательность, халатность.

Действия ребенка

Как бороться с буллингом ребенку? Нередко, когда из-за возраста или физических данных ребенок не в состоянии защититься от буллинга самостоятельно. В таком случае, ребенку необходимо знать, как действовать в школьной среде:

  • Делиться информацией только с теми взрослыми, к которым испытываешь доверие и можешь быть уверен, что дальше предоставленная информация не уйдет. Чтобы среди сверстников не пошла молва о стукачестве, и травля не стала сильнее.
  • Стараться повысить собственную самооценку и быть более уверенным в себе и собственных силах. Как минимум, внешне делать вид, что ты настойчив и силен.
  • Не стараться таить злобу, для последующей более жестокой мести. Лучше обзавестись кругом общения, который при необходимости сможет заступиться.
  • Конфликтные ситуации стараться переводить на юмор.
  • Заранее зная, что с определенным человеком или в определенном месте возможна провокация, обходить место и человека стороной.
  • При наблюдении травли, сделать все возможное для ее прекращения и возможной быстрой реабилитации, чтобы не стать следующим объектом.

Возможные последствия буллинга для детской психики

Дети, ставшие жертвами буллинга, получают психологическую травму. Не важно, в какой форме проявлялась травля, как физическое насилие или в виде постоянных оскорблений и издевок.

5

Такие дети испытывают проблемы:

  • Страдают от заниженной самооценки, что отражается на общении со сверстниками, успеваемости;
  • Находятся в состоянии тревоги, что приводит к развитию мнительности, депрессивных расстройств;
  • Поведение становится антисоциальным, что заключается в игнорировании норм, правил, принятых обществом, они стремятся противопоставить себя окружению;
  • Имеют проблемы со здоровьем, мучаются от головной боли, у некоторых развивается энурез, начинаются проблемы со сном. Учащаются случаи инфекционных заболеваний, так как снижается иммунитет;
  • Склонны к попыткам суицида.

Бывает, что травма настолько сильная, что проблемы остаются во взрослом возрасте. Такие люди часто страдают от депрессий, имеют проблемы с самооценкой, что затрудняет трудоустройство, построение отношений. Жертвы буллинга не могут принять самостоятельное решение даже после многих лет. Девочки привыкают быть жертвой, переносят такое поведение во взрослую жизнь, что отражается на их отношениях. Мужчины часто страдают от алкоголизма, игромании, пробуют наркотики.

И напоследок

Если вы столкнулись с буллингом в школе, вам нужно обратиться за помощью. Каждый день под гнетом страха и унижения ухудшает ваше душевное состояние, забирает силы и подрывает базовое доверие к людям. Вы в силах остановить это. Вы можете. Если вам плохо — не терпите.

Пути выхода

Положительно влияют на профилактику и пресечение буллинга: наличие в школе четкой и понятной всем позиции категорического неприятия буллинга, запечатленной в правилах, традициях, сознании; способность руководства и коллектива школы признать наличие буллинга (если он действительно есть) и немедленно приступить к его прекращению всей «командой» с привлечением заинтересованных сторон; понимание действительной сути буллинга и отсутствие «мифических представлений» о нем.

bulling7

отец утешает дочь
Родителям жертвы важно наладить контакт со своим ребенком

Фото: Depositphotos/pressmaster

Детки в клетку: самые страшные преступления года совершены подростками

Ревнивцы, психопаты и жертвы сексуального насилия

Родителям жертвы, в свою очередь, необходимо наладить контакт со своим ребенком и доходчиво объяснить ему, с чем он столкнулся.

«В частности, психотерапевт Светлана Кривцова в своих работах говорит о том, что взрослым важно научить несовершеннолетнего справляться с гневом, помочь повысить доверие к себе, поднять самооценку, поощрять развитие сильных сторон ребенка, научить держать себя уверенно и отстаивать свои границы. Такая работа с ребенком поможет ему как справиться с буллингом, так и минимизировать его негативные последствия», — рекомендует Лютых.

Немаловажно вступить в диалог с дирекцией школы, спокойно пообщаться с классным руководителем, мобилизовать родительский комитет.

Как справиться с последствиями травли

Для профилактики буллинга нужно обеспечить ребенка полезными ресурсами

Дети, особенно подростки, предпочитают ориентироваться на мнение сверстников или тех, кто немного старше. А еще они любят сами искать информацию, смотреть видео в интернете. Так что лучший вариант – предоставить ребенку список полезных ресурсов. Это могут быть книги, рассказывающие о буллинге, сайты и телефоны доверия, сюжеты блогеров или звезд об их опыте преодоления буллинга.

Можно купить ребенку книгу Айджи Майрок «Почему я?». В ней автор рассказывает о собственном опыте преодоления буллинга и его последствий. Например, она советует каждый день заниматься любимым делом, думать о будущем и составлять план по его достижению, ежедневно делать маленькие шаги на пути к счастливому будущему.

В заключение осталось осветить вопрос профилактики травли в школе. Итак, как не стать жертвой буллинга? Родители должны придерживаться демократического стиля воспитания, уважать личность ребенка. Необходимо поощрять самостоятельность сына или дочери, рассказывать ему о чувстве собственного достоинства и самоценности.

И главное – объяснить ребенку, что нападают те, кто сами слабые. Поэтому не нужно их бояться. Как правило, достаточно один раз дать стойкий отпор, и агрессоры отстают. Важно научить ребенка выстраивать и отстаивать личные границы. Но для этого сами родители должны их иметь и уважать границы своего ребенка.

Фото: ru.freepik.com, pixabay.com/ru

Послесловие

В книге Натальи Цымбаленко «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» есть эпизоды, как учителя пытались откреститься от проблемы, буквально от неё убежать. Руководство школы говорило матери: “Вы не докажете”. Оказалось, что директор учебного заведения ничего не знал о происходящем, а родители детей-булли — сами были булли. Но всё резко изменилось после того, как началась эскалация.

Можно долго анализировать такое явление как школьный или детский буллинг. Но в итоге всё сводится к взрослым людям — родителям, учителям, наблюдателям. От их безразличия, невнимательности и попустительства дети становятся как жертвами, так и агрессорами. И до тех пор пока мы сами не изменимся, у нас не получится изжить те проблемы, которые, несмотря на свою значимость, остаются частными в рамках общего отсутствия эмпатии.

Фото: Anya Ponti, @helenwhittlephotography

Драка на уроке. Учитель не виноват?

Недавний эпизод. Стандартное «подрались мальчишки». Во время урока физкультуры, в раздевалке. Мама одного из пострадавших мальчиков в сердцах отправилась снимать с сына побои и писать заявление в полицию. Учителя были в недоумении: ну, подумаешь, мальчишеская драка, зачем шум поднимать?

А ситуация выглядела следующим образом. Двое мальчиков были освобождены от физкультуры по состоянию здоровья и находились в раздевалке. Двое других пришли без формы, были не допущены к уроку и тоже сидели в раздевалке. И от нечего делать начали придумывать «безобидные» шалости: швырять в лицо пластиковыми бутылками, обсыпать семечками мальчиков, которые были освобождены от физкультуры. Дальше — по нарастающей. Ну скучно было мальчишкам, вот они и развлекались, как могли. И, поскольку никого из взрослых рядом не было и остановить беспредел было некому, ребята распалялись все больше и больше. В итоге — драка, которая чуть не привела к серьезным травмам.

Разговариваю с пострадавшими: почему не обратились к учителю физкультуры? Да потому, что тот отмахнулся и велел разбираться самим. Учитель недоумевает: в чем проблема? Подумаешь, подрались мальчишки. Не прерывать же урок из-за этого. А тут родители с претензиями. Жалобы, докладные. Раздувают из мухи слона вместо того, чтобы учить детей постоять за себя. Хлюпиков воспитывают.

Кто в этой ситуации прав? Лично я полностью на стороне мамы-«скандалистки», которая справедливо считает, что во время школьного урока ее сыну должна быть обеспечена минимальная безопасность.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

  • низкая самооценка;
  • комплекс неполноценности;
  • замкнутость;
  • подавленность;
  • застенчивость;
  • тревожность;
  • осторожность;
  • неуверенность.

Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Последствия травли

В психологии описаны следующие последствия, проявляющиеся во взрослом возрасте:

  • Синдром жертвы – заниженная самооценка, зависимость от мнения других людей и страх потерпеть неудачу. Очень страшный синдром, поскольку, будучи взрослым, при принятии важного решения, человек начнет колебаться и будет чувствовать неуверенность в своих силах.
  • В большинстве случаев, жертва теряет способность брать ответственность за свои поступки и действия, она начинает обвинять окружающих во всех бедах.
  • Преследует чувство беспомощности, жалости к себе, человек начинает фокусироваться на проблемах, обвиняя себя в несчастной жизни.

Воздействие буллинга может усугубить уже имеющиеся у человека психологические проблемы. Многие оказываются объектом травли из-за отсутствия поддержки со стороны.

Вот такое неприятное понятие буллинга. А вы встречались в школьные годы с данным явлением? Как на ваш взгляд, что делать, чтобы справиться с данным обстоятельством? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже — в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Консультация психолога

Если Вам требуется консультация детского психолога для решения проблемы, вы можете воспользоваться формой записи по этой ссылке.

Контакты
и запись
на приемПрочитать
о консультировании
и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

Третье отличие: поведение жертвы травли ничего не решает

При буллинге такая бесконечная петля насилия возникает потому, что жертва самостоятельно не может остановить травлю. В конфликте, в отличие от буллинга, обе стороны несут ответственность за происходящее. Один оскорбил, другой ответил, первый пнул портфель, второй стукнул учебником по голове — это всегда обоюдный процесс. И вот здесь уместны рассуждения родителей и педагогов о том, кто прав, а кто виноват, как надо изменить свое поведение, чтобы не получать от одноклассников по голове регулярно, и почему вот та девочка не хочет с тобой сидеть за одной партой и называет тебя нехорошими словами.

Причина же травли никогда не связана с поведением жертвы. Ребенок может пытаться игнорировать обидчиков, лезть драться, устраивать ответные пакости, пытаться подружиться с агрессорами и многое другое. Это никак не повлияет на агрессоров. Буллинг начинается только в том случае, если в коллективе есть ребенок или группа детей, которых назначили на роль жертвы. И это третье и очень важное отличие от конфликта.

Жертвой буллинга может оказаться кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем. В случае Пети оказалось достаточно слишком «детских» (лего, пластилин), на взгляд одноклассников, интересов. В случае девочки из приведенной истории — того, что она оказалась новенькой.

Именно поэтому качественно неправильным действием со стороны школы или семьи является перекладывание ответственности за действия булли на жертву. «Это происходит с тобой, потому что ты сам виноват»; «Тебе надо работать над собой», «Ты недостаточно или слишком умный, сильный, ловкий, классный, крутой…» Эти советы только убеждают жертву, что с ней что-то не так, а значит, все происходящее в общем и целом закономерно.

Дети разберутся сами

«Дети сами разберутся — это провокация, такой тюремно-нацистский подход к решению проблемы буллинга. Давайте вспомним роль педагога в замечательном фильме «Чучело». Это как бы положительная женщина, любимая учениками. Она как бы всё делала правильно. Она говорила слова о единстве коллектива… То, чем она занималась, — это чудовищное упрощение отношений. Вот мы все вместе, а дальше всё само закрутится: весь мир в черно-белых красках — эти хорошие, эти плохие, а правда за большинством. Такая позиция неминуемо приводит к буллингу», — считает директор Института неформального образования INO Вадим (Дима) Зицер.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

  • Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
  • Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
  • Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами. Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните

: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

УЧИТЕЛЯМ

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...