Апологеты — это раннехристианские писатели, которые защищали христианское учение от критиков. Имена апологетов

Содержание

Читайте также

Апологеты Востока

Апологеты ВостокаАпологеты были первыми писателями, которые, основываясь на Евангелии, стремились к точному решению в соответствии с ним философских проблем. Вместе с тем они были первыми христианскими философами, которые использовали понятия греческой философии.

Апологеты Востока

Апологеты ВостокаАпологеты были первыми писателями, которые, основываясь на Евангелии, стремились к точному решению в соответствии с ним философских проблем. Вместе с тем они были первыми христианскими философами, которые использовали понятия греческой философии.

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫВ борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого «апология»-защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных

Апологеты — это защитники христианства во II–III веках нашей эры

Слово «апологет» восходит к греческому «апология» (защитная речь). Это название применяли к преемникам мужей апостольских и самих апостолов.

Христиане

в те времена — собирательное название ряда иудейских сект

Со времени казни Иисуса Христа миновало столетие, ученики Его покинули этот мир, а у христианской религии ещё не появилось завершённой формы. «Христиане» — это было собирательное название для ряда иудейских сект, каких существовало немало.

Божественность Христа ещё не была полностью утверждена, существовала масса миссионерских, богословских, организационных и прочих проблем.

Ориген — один из самых известных христианских апологетов первых веков. Рисунок XVI векаОриген — один из самых известных христианских апологетов первых веков. Рисунок XVI века. Фото: upload.wikimedia.org

И на этом этапе возникли люди, которые решили выступить против язычников. Христианское учение их стараниями обрело мощь и утвердило авторитет в античном мире. Труды далеко не всех раннехристианских писателей дошли до нас.

Но чудо уже и то, что некогда произнесённое слово хотя бы некоторых из этих авторов сохранилось через века и стало фундаментом христианской традиции. Многое из сказанного было главным образом просто ответом на обвинения против христиан, но сделало для Церкви гораздо больше — выстроило весь организм христианской традиции.

Кто такие апологеты

Апологет — защитник христианства, человек, который отстаивает христианское вероучение перед представителями власти. Еще так называли раннехристианских писателей, которые поддерживали новую религию и обличали язычество.

Главной задачей апологетов было добиться от власти официального признания христианской религии. Язычники придумывали много мифов, клеветали на христиан, обвиняя их в причастности к инцестам, детоубийствам. Защитники ставили своей целью развенчание этих мифов. В качестве аргументов в пользу христианства они говорили о высокой нравственности верующих, рассказывали о чудесах, которые творил Христос.


Апологеты — авторы, защищавшие христианское учение от критиков

Чудеса, сотворенные Господом и его подвижниками, противопоставлялись колдовству языческих шаманов. Апологеты пытались донести до простых людей и властей, что колдунами движут темные силы, в то время как Господь пришел на Землю, чтобы спасти всех живущих на ней.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Апологет

тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего-либо; в переносном смысле ярый приверженец какой-либо идеи, направления или кого-либо.

Апологет

апологет, апологета, муж. (книж.). Выступающий с апологией кого-чего-нибудь. Апологет толстовства. (первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; срн. апологетика.)

Любая технология требует некоторых приспособлений, средств производства, которые также ускользают от внимания апологетов сборки объектов из атомов.

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Вклад апологетов в христианство

Апостол Павел во время прооведиИтак, если сказать об апологетах в обобщенном виде, можно дать такое определение: апологеты — это собирательное имя некоторых писателей, чей пик активности пришелся на время раннего христианства (в основном работали в течение II и III веков, когда христиане переживали активные гонения от представителей римской власти), которые защищали христианские принципы от критиканов философов, которые представляли нехристианские взгляды, в том числе иудейские и языческие.

Именно апологеты стали основополагателями христианского богословия, апологет Феофил ввёл в активное использование термина Троицы, до него этого понятия не существовало. Когда христианство получило статус религии, принятой на уровне государства, продолжать защиту христианских взглядов больше было не нужно, поэтому литература апологетов начала постепенно исчезать. На её месте появилась полемическая литература против разного рода ереси. Последним из апологетов является Феодорит Киррский, который активно писал в V веке, когда язычники фактически были бессильными.

Значение «Апологет» в словарях

Апологет

Исторический словарь

— раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные принципы и полезность для общества. ы получили название по книге Юстинз (ум. около 165 г.) «Апология». В широком современном значении А. — ярый приверженец и пропагандист какой-либо идеи, направления, социального устройства; апология — неумеренное, чрезмерное восхваление или защита, обычно предвзятая, кого-нибудь или чего-нибудь.

Апологет

Политический словарь

( гр. apologetikos защитительный) – тот, кто выступает с апологией чего-либо; защитник какого – либо учения.

Апологет

Философский словарь

– деятель, подчиняющий все свои усилия, умственные способности, знания и умения главным образом тому, чтобы оправдать некую идею, доктрину, установку, позицию, концепцию, образ жизни, род деятельности, политическую партию или систему и т. п.

Похожие слова в словарях

Апологетика Философский словарь
(греч. apologetikos — защищающий) — отрасль теологии. Цель А.— защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает А., исходя из примата веры над разумом. В состав А. входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. Внутренняя противоречивость А. состоит в том, что, обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума осн. религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистичной, А. иррационалистична по своему содержанию. Для А. характерны изощренная софистика, крайняя предвзятость и догматизм. Совр. религиозная А. тесно связана с буржуазной А. и религиозной философией. В переносном смысле А.— предвзятая защита, тенденциозное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь.
Апологетика Философский словарь
(от греч. apologeomai – защищаться, оправдываться) – философско-богословская полемическая наука, имеющая своим предметом защиту положений христианского учения перед враждебными ему положениями других религий, ересей, философии и пр. Как наука полемическая, А. в сильнейшей степени зависима от опровергаемых ею взглядов, и потому: 1) имеет в разные исторические эпохи разные задачи и цели; 2) вынуждена предпринимать положительное исследование враждебных учений, заимствуя многое из их языка и способа мышления. Поэтому именно через А. христианское вероучение воспринимало многочисленные влияния, и именно эта наука впервые осуществила синтез философии и христианства, тем самым создав условия самостоятельного христианского философствования и язык для его выражения. Все это делает А. важнейшей отраслью христианской философии. Раннехристианская А. возникла уже в двадцатых годах II в. и обычно хронологически ставится на второе место в древней христианской литературе после т. н. “Писаний мужей апостольских” (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, “Дидахэ” и пр.). К древнейшим апологетам причисляют: 1) неизвестного автора послания к Диогнету; 2) Аристида, автора самой ранней из дошедших до нас апологий; 3) Иустина Философа (Мученика), автора двух апологий, адресованных язычникам, и “Диалога с Трифоном Иудеем”, написанного в опровержение иудаизма; 4) ученика св. Иустина – Татиана Сирийца (Ассирийца), автора ригористической “Речи против эллинов”; 5) Афинагора Афинского, перу которого принадлежит обращенное к императорам Марку Аврелию Антонину и Луцию Аврелию Коммоду “Прошение о христианах”; 6) Фиофила, шестого епископа Антиохийской Церкви (по счету Евсевия), автора “Трех книг к Автолику”. К известнейшим латинским апологетам следует отнести также Минуция Феликса, составившего блестящий диалог “Октавий” (обнаруживающий влияние Цицерона и Сенеки) и Тертуллиана, автора многочисленных произведений (в том числе и апологетических “К язычникам” и “О свидетельстве души”). Раннехристианская А. была направлена как против иудеев, убеждая тех в истинности веры во Христа-Мессию, так и против язычников. Она преследовала две основные цели: 1) опровергнуть во многом абсурдные обвинения, предъявляемые христианам; 2) разработать новый философский язык, одинаково понятный как образованному язычнику, так и христианину Афинагор Афинский называет три главных обвинения, выдвигаемых язычниками против христианства: безбожие, едение человеческого мяса (по всей видимости, источником последнего явилось неправильно понятое Таинство Евхаристии – Причастия), “гнусные Эдиповские кровосмешения”. Минуций Феликс добавляет к ним также почитание головы осла и поклонение гениталиям пресвитера. Опровергая эти и подобные им обвинения в суеверии, христиане желали добиться разрешения своей религии в Империи наряду с терпимым римлянами иудаизмом (т. н. “разрешенная религия” – religio licita). Апологеты также утверждают превосходство христианства над любым языческим учением, причем одним из основных доводов, ими приводимых, является аргумент древности Священного Писания. При решении второй задачи апологеты рассматривают собственно философскую тематику. Причем в зависимости от разрешения этой проблемы они четко разделяются на два течения: 1) идущее от Иустина Мученика и включающее большинство апологетических сочинений направление, ищущее контакты с языческой культурой и признающее философию и христианство существенно сродными; 2) направление Татиана и Тертуллиана, полагавших, что между Откровением и философией, “Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью” лежит непреодолимая пропасть, в силу наличия которой именно философия есть “мать всех ересей” и должна быть, в языческой ее форме, совершенно отвергнута. Именно в этом контексте следует понимать известное изречение Тертуллиана, обычно приводимое в перифразе “Верую, ибо абсурдно”. Крайним анахронизмом было бы утверждать, как это часто делают, наличие в этой фразе разрешения проблемы соотношения веры и разума как двух познавательных способностей души. Речь у Тертуллиана идет скорее о чисто социокультурной проблематике – вопросе о соотношении христианства и язычества. Т. е.: “Верую (как христианин), ибо абсурдно (для язычника)”. Однако произведения Тертуллиана, и особенно Татиана (ригоризм которого был способен только вызвать раздражение у язычников, но никак не способствовал их убеждению) нельзя считать принятыми христианской церковью. Ригоризм этих авторов привел их к ереси: Тертуллиан, как известно, одно время принадлежал к монтанистам, а затем стал и ересиархом, основав секту “тертуллианитов”, Татиан же перешел к аквариям, причащавшимся не вином, а водою. Направление, основы которого были заложены в Апологиях Св. Иустина, было более терпимо. В целях обоснования тождества философии и христианства, Иустин, используя учение стоиков о семянном логосе (logos spermatikos) разделяет: 1) логос сказанный, как космотворящее Божественное Слово; 2) логос семянной (разум человеческого рода, имеющий своим источником первую форму логоса); 3) воплощенный логос (Христос). Тем самым, между языческим философом, использующим разум – семянной логос, и христианином, поклоняющимся тому же Слову в Его воплощенной форме, противоречия быть не может. Даже, по св. Иустину, философы были своего рода “христианами до Христа”. Христианство же есть истинная философия, превосходящая языческую, поскольку “те писатели посредством врожденного семени Слова могли видеть истину, но темно”. Такое разрешение социокультурной проблемы вызывает в ранней А. вопрос метафизический: где был Сын, когда не было мира? Или – если Логос нужен Богу для творения мира, то – либо Слово не совечно Богу-Отцу, либо мир вечен в Боге? Апологеты по-разному разрешают эту проблему: Тертуллиан утверждает, что “было время, когда не было Сына”, Феофил Антиохийский, впервые употребивший в христианской литературе термин “Троица” (Trias), различает Слово, скрытое в недрах Отца до творения мира (т. н. logos endiathetos), и сказанное Слово (logos prophorikos). Традиции ранних апологетов были продолжены в Александрийской богословской школе (III в.). А. занимались и Климент Александрийский (в первом сочинении из своей знаменитой трилогии – “Протрепик”), и Ориген, автор самой влиятельной богословской системы III в. (в сочинении “Против Цельса”). Александрийская школа, следуя Иустину, соединяет христианство и философию. Так, по св. Клименту, философия была неким родом Откровения Божия, подготовлявшего язычников к христианству так же, как иудаизм готовил к нему еврейский народ. Проблематика логоса продолжает волновать А. и во многом ответственна за появление системы Оригена. Последний (в труде “О началах”), остро ощущая необходимость утверждения вечности божественного Слова – Христа (без чего невозможно подлинное “обожение” человека), постулирует вечность мира, вечно творимого пристнонасущим Логосом. А именно, до возникновения этого мира (“зона”) существовали другие миры, как и после его гибели они вновь станут возникать, будучи местом заключения отпавших от Бога душ, реализовавших свою абсолютную свободу (см. “Пелагианство”). Т. о., мир вечен, поскольку вечен Бог-Слово. В IV в. христианство столь упрочило свои позиции, что апологии принимают скорее вид разъяснения христианского учения. Христиан заботит теперь, по сути, использование языческой философии в своих целях (стремление, выразившееся в средневековой формуле “Философия – служанка богословия”). Поэтому и проблематика, связанная с космологическим понятием логоса, отошла на второй план, будучи вытеснена христологией. Однако, как таковая, А. не прекращает своего существования. Она присутствует и у капподакийских отцов церкви (IV в.) – Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также у Бл. Августина (V в.: например его “Шесть вопросов против язычников”). Историк церкви IV в. Евсевий Кесарийский составил хрестоматию из творений апологетов первых веков. В новое и новейшее время происходит возрождение А. Провозглашенная Ницше “Смерть Бога” была констатацией факта возникновения секулярной культуры. Поэтому в христианской мысли начинает особенно остро дискутироваться вопрос об отношении культуры и культа, философии и Откровения, принимающий часто апологетический характер. Апология нового времени противопоставляет христианство современной науке, используя при этом (особенно в протестантизме) вполне научный метод (Франк, Планк, Ульман и др.), а с XIX в. противостоит материализму (Ричль, Гарнак, в России – Юркевич), дарвинизму и др. теориям. В России возрождение А. во многом было связано с традиционной русской проблемой “Народ и интеллигенция”. Помимо чисто церковных писателей (архим. Августин, Кудрявцев-Платонов, прот. Светлов и др.) к апологетам могут быть отнесены и многие философы (особенно “софиологи” и вообще философы всеединства). Так, например, у В. С. Соловьева немалую роль играют методы, свойственные христианской А. Для того, чтобы обосновать единство христианства и рационалистической философии, Соловьев (в “Чтениях о Богочеловечестве”) прямо использует разделение Божественного Слова, предложенное св. Иустином. Т. о., философия (или Запад, наука, интеллигенция) едины с христианством (Восток, религия, народ). Использование понятия Логоса в таком архаичном, узкокосмологическом значении ставит перед мыслителем те же проблемы, что и перед ранними апологетами. И Соловьев увековечивает мир, но уже не в виде круговорота миров Оригена (осужденного V Вселенским Собором), а в виде “мира-вБоге”, Божественной Софии как совокупности вечных идей-прообразов тварного мира. В русской философии XX в. следует отметить “Апологетику” прот. В. В. Зеньковского (Париж, 1957), трактующую христианское учение в его отношении к современным научным теориям (учениям о происхождении Вселенной, дарвинизму, физиологии, психологии, палеонтологии, социальным учениям, теории “бесцерковного христианства” и пр.). М. Б. Хомяков
Апологетика Философский словарь
(от греч. apologetikos – пригодный для обороны) – область религиозной публицистики, а также дисциплина теологического характера, где защищается та или иная религиозная доктрина. В христианстве жизнь по Евангелию не сводится к одному только согласию с церковным вероучением, а является также поворотом воли к Богу и полной самоотдачей в любви и служении к Богу и ближнему. По-настоящему свидетельствует веру уже не апологет, а тот, кто един со Христом и принял крещение Духом. “Пока его нет, мы, апологеты, сделаем совсем немного. Однако это не значит, что надо сложить оружие” (К.С.Льюис).
Апологетика Философский словарь
(греч. apologeomai — защищаю) — (1) — в традиционно-историческом значении — собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Из трудов, относящихся к А., наиболее известны послания Юстина Мученика или “Христа в философской мантии” (100-167), трактовавшего христианство как новую философию, а также Афинагора (вторая половина 2 в.). Широко известен также платоновский диалог “Апология” — воспроизведение той речи, которую Сократ произнес на суде в свою защиту; (2) — в классическо-богословском значении — базовая отрасль теологии (“основное богословие” в православии, “фундаментальная теология” в католицизме), занимающаяся защитой христианского вероучения посредством рациональной аргументации. Включает в себя изложение системы догматов вероучения (см. Вера), доказательства бытия Божьего, обоснование преимущества защищаемой конфессии по сравнению с другими, критику направленных против нее возражений. Максимально развита в православии и католицизме, заменяясь в протестантизме “учением о принципах”; (3) — в культурологическом и историческом значении — произведения высокопоставленных официальных лиц и светски канонизированных теоретиков, посвященные отстаиванию определенной системы идейных ценностей и идеологических приоритетов (см., например: Марксизм-ленинизм, Митин). А .А. Грицанов
Апологетика Философский словарь
(греч. apologeo-mai – защищаю) — отрасль теологии, имеющая целью защиту и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. — раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в обществ. жизни. Гл. задача А. – защита религии от материалистич. и атеистич. критики. С этой целые доказывается невозможность вы-соконравств. отношений, развития культуры и справедливых обществ. порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соотношения науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, совр. А. обновляется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, к интеллектуальному уровню совр. верующего.
Апологеты Исторический словарь
(греч. — защитники) раннехристианские — защитники христианского вероучения и образа жизни в период гонений на христиан во II — III веках. Авторы полемических сочинений, направленных против язычества и ранних ересей.        
Апологеты Философский словарь
(от греч. apologeomai защищаю) – собирательное название раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехрист., языческих правителей и ученых. В своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии. Из апологетических трудов наибольшую ценность представляют послания Юстина Мученика, прозванного “Христом в философской мантии”. См. также Патристика .
Апологеты Философский словарь
– раннехрист. богословы и философы, пропагандировавшие преимущества новой религии по сравнению с политеистич. верованиями Римск. империи и обосновывавшие ее высокие нравств. принципы и полезность для общества. В соч. А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств. офиц. воззрениями. Наиболее известными А. были Юстин (ум. ок. 165) – автор таких соч., как «Апология», «Беседа с Трифоном-иудеем», и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177). Др. течение в раннехрист. апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит, борьбе церкви с античной наукой и культурой, пропагандировало последоват. аскетизм, отриц, отношение к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи раннехрист. А. высоко оцениваются совр. богословами.

Цели апологетики

Апологетика всегда соответствует течениям времени, своими проблемами выбирает то, что наиболее актуально на данный момент:

  • призвана разоблачать псевдонаучные нападки на христианство;
  • ищет способы защиты христианского общества;
  • стремится к более глубокому пониманию Священного Писания.

Это интересно! В раннехристианской апологетике было две направленности — на иудеев и язычников. После апологетика была направлена на то, чтобы искоренить искажение веры внутри самого христианства, на сохранение чистоты убеждений и нравственности верующих.

Апологетика как наука

Данная дисциплина в учебной программе духовных семинарий может называться по-разному. Однако наиболее часто в качестве альтернативного наименования используется термин «основное богословие». При этом апологетическими нередко называют только труды раннехристианских мыслителей первых веков нашей эры.

апологетика (главный ключ)

Предмет и объект изучения

Эта наука в сфере духовного образования играет роль фундамента для прочих богословских направлений. На нем основаны исследования в области догматических, нравственных, канонических и иных вопросов в сфере теологии.

Первое и главное, что она изучает — обоснование азов вероучения и догматики церкви через рациональное объяснение на доступном для обычного человека языке.

В рамках курса иногда выделяют следующие направления:

  1. Естественнонаучное. Исследует вопросы креационизма, сотворения мира и чудес, используя понятия физики и других наук.
  2. Философское. Посвящено апологии православия, божественного бытия и других высших смыслов через приемы философии и схоластики.
  3. Историческое. Занимается вопросами реальности и достоверности описанных в Библии событий.

Цели и задачи

Главная цель здесь — такое раскрытие и обоснование христианской доктрины, которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысл своего существования, увидеть, что речь идет не о слепой вере, но религии, которая отвечает всем духовным запросам в жизни. Этим объясняется и специфика данной богословской науки, заключающаяся в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гуманитарных наук, к истории, искусству и культуре в целом.

Задачи на протяжении веков менялись вместе с реалиями окружающего мира. Так, в I-IV веке нашей эры речь шла прежде всего о защите христианства от нападок языческого общества и власти. В Средневековье стояла задача отстоять учение церкви на фоне внешней экспансии ислама, определенную роль играл и фактор борьбы с еретическими движениями. Однако в Новое время светский образ жизни и материалистическое мировоззрение бросают христианству новые вызовы.

В современных условиях основное богословие выделяет следующие задачи:

  • рациональное объяснение и защита учения церкви от критики со стороны науки;
  • обоснование актуальности идей христианства в сильно изменившемся современном мире с его новыми реалиями — уходом традиционного уклада, урбанизацией, техническим прогрессом и другими вещами;
  • защита христианской веры и ее догматов от искажений в трактовке и понимании в условиях информационного общества и многообразия мнений.

Христианские мученики в Колизее — Википедия

Главная задача апологетов — это представить христианство в правильном свете

Главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы создать христианству правильную репутацию. Точнее, следовало сперва избавиться от плохой, а потом уже преподнести себя в более выгодном свете.

Христианство первых веков — это гонимая, всеми отвергаемая религия. Со стороны — секта сектой, от которой хочется поскорее отвернуться и забыть.

В трудах античных историков мы видим пренебрежительное или осторожное отношение к христианству. О самом Христе не пишут (либо упоминают бегло так, что не понять, историческая личность Он для автора или ещё один языческий бог). А вот христиан обвиняют во многих страшных преступлениях.

Апологетам требовалось связать идеи Ветхого и Нового Завета.

Апологеты старались не просто вести какую-то полемику, а разумно, логично и красноречиво представить не только внешнюю сторону христианства, но и внутреннюю. И слово тут играло ключевую роль. На вооружении апологетов были труды исследователей Ветхого Завета (да, апологеты были и у иудеев). Уже тогда к Священному Писанию подходили с научным интересом.

На вооружении апологетов появились идеи Нового Завета. Важная задача их трудов — разрешить проблемы соотношения двух частей Библии, найти между ними богословски точные компромиссы.

И тут нужно подчеркнуть, что в ту пору не существовало готовых решений, например, идеи о Троицы. Всё это ещё только предстояло обрести в духовных и интеллектуальных поисках.

Деятельность ранних христианских апологетов

Первые апологеты были выходцами из элиты общества. Они защищали догматы веры от критики иудейских философов и сторонников язычества.

Главным оппонентом первых христиан считают Фронтона — наставника императора. Он считал убеждения верующих абсурдными, основанными на предрассудках и фанатизме. Такие взгляды могли разрушить привычный античный мир, поэтому противники христианства старались доказать, что новая религия враждебна. Апологеты же стремились донести обществу истинность и приемлемость своего вероисповедания.

Важно! Деятельность защитников смогла ослабить гонения власти и подготовить общество к восприятию новой религии.

Римо-Католическая Церковь:

  • О некоторых различиях католической и православной иконографии распятия Христа — Католикам о Православии
  • Свидетельства блаженного Августина об исхождении Святого Духа только от Отца — Католикам о Православии
  • О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский собор — иерей Георгий Максимов
  • Православие и Католичество сегодня. К вопросу общения в Таинствах — диакон Александр Занемонец
  • О подлинной истории Крестовых походов — Томас Мэдден
  • Православие и католичество – взгляд из Испании — иерей Андрей Кордочкин
  • Можно ли молиться вместе с католиками? — Леонид Виноградов
  • Основные отклонения Римо-Католической церкви от вероучения Вселенской Церкви — Владимир Васечко
  • Инквизиция. Просто статистика — протодиакон Андрей Кураев
  • Педофильский скандал: когда пыль осела — Алексей Харитонов
  • Читайте другие материалы раздела «Обличение ересей Римо-Католической Церкви»

Против Цельса — важный труд апологетов

Один из самых известных трудов апологетов называется «Против Цельса». Это сочинение середины III века. Написал его философ Ориген. Цельс — это философ-платонист II века. Он написал один из самых серьёзных трудов против христианства.

Критика Христианства Цельсом потребовала создания сочинения «Против Цельса». Ориген пытается найти выход из любых уловок Цельса. Иногда это получается блестяще, иногда — спорно.

Например, ссылка на пророчества Ветхого Завета в качестве аргумента в споре — решение так себе. Но в целом «Против Цельса» — образцовое апологическое сочинение. Оно описывает многие принципы христианства, от критики получая стимул для богословских размышлений.

Центр Апологетический исследований ЦАИ, программа «Аргумент», в студии П.Цветков

Разделы апологетики

Апологетика, как часть богословия, имеет свою структуру. Она включает в себя пять разделов:

  • общий;
  • научный;
  • философский;
  • юридический;
  • нравственный.

Впадая в грехи, христиане дают повод противникам веры укрепиться в своих убеждениях и убедить в них сомневающихся. Призвание христианина — своей жизнью и своим примером приводить людей на путь спасения. Каждый христианин вносит свой вклад в развитие нравственного раздела апологетики.

Отношение к языческой культуре и философии 

Культура и философия язычников нашла у апологетов двойственное отношение. В столкновениях с язычеством такие апологеты как Тертуллиан и Татиан позволяли себе оскорбительные, предвзятые высказывания по отношению к языческой философии и цивилизации в целомОни считали, что христианское вероучение не имеет ничего общего с мудрствованием, что изучение этой науки не нужно и даже губительно для веры. «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опровержерет. 7). Все философские школы Тертуллиан считал чуждыми христианству. 

Напротив жеИустин Философ и другие его единомышленники считали, что христианство и философия имеют общее начало. В некоторых философских воззрениях встречаются христианские взгляды. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. АполII 13). У них не было намерения усиливать вражду между язычеством и христианством, а наоборот, найти между ними общее и облегчить язычникам понимание христианства. 

Видео

Пример апологии: богослов Сергей Головин защищает идею сотворения мира через рациональное объяснение.

Сегодня существуют апологетические центры — организации, которые отстаивают христианские идеи

Апология не исчезла и по сей день, хотя сильно трансформировалась. Сегодня уже нет нужды одному человеку изобретать философские решения богословских трудностей. Сегодня апология — это коллективный труд.

Христианский Научно-Апологетический Центр — одна из такого рода организаций. Её задача — розыск и популяризация доказательств библейской картины мира. Апологетический центр выделяет для себя главную задачу — отстоять идею креационизма.

Головин Сергей Леонидович, президент «Христианского Научно-апологетического Центра». Декан Межвузовского факультета апологетики христианства.Головин Сергей Леонидович, президент «Христианского Научно-апологетического Центра». Декан Межвузовского факультета апологетики христианства. Фото: i.ytimg.com

Это самостоятельная организация. Она не подчинена РПЦ или каким-то другим христианским течениям. Её наработками могут пользоваться самые различные конфессии.

Апологетический центр активно переводит иностранные материалы, чтобы сделать их доступными русскоговорящему читателю.

pinit_fg_en_rect_red_28.png

Употребление термина в наши дни

В наше время слово «апологет» может использоваться в любой сфере – в литературе, экономике, политике. Апологетом может быть любой человек, не только христианин, последователь какого-либо учения, защищающий какую-то идею, теорию.. 

Заключение  

Труды апологетов остаются нужными и полезными для современного читателя.   Каждый  христианин должен хорошо знать свою веру и уметь дать ответ о своем «уповании».  Для этого очень полезно познакомиться с мыслями авторов, живших во II-III веках по Р.Х., выступавших в защиту Христа пред лицом иудейского и языческого мира.

Автор: Ольга Тимашова

Похожие статьи

Рекомендуем статьи по теме

Известные православные апологеты

  • Иустин Философ

Иустин был апологетом и мучеником, родоначальником христианского богословия. Он доступно объяснял язычникам истины Ветхого Завета, защищал христиан от гонений, связанных с непочитанием эллинских богов. За отказ от возвращения к язычеству мученик был казнен. В Православии и католицизме Иустина Философа почитают как Святого.

  • Аристид Афинский

День памяти Аристида Афинского в Православии — 13 сентября. В эпоху позднего Средневековья его труд «Апология» был одной из самых популярных книг.

  • Феофил Антиохийский

В христианстве Феофила Антиохийского почитают в качестве святителя. Много внимания Святой уделял борьбе с христианскими лжеучениями.

  • Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст — Вселенский Святитель и Учитель Церкви, почитается в Православии как Святой. День памяти — 26 ноября. Является автором Литургии восточного образца, седьмой молитвы обязательного вечернего правила.

Икона святителя Иоанна Златоуста
  • Кодрат Афинский

Афинский епископ Кодрат боролся за права христиан. Его труд «Грамота в защиту христиан» был благоприятно воспринят римским императором. Он издал указ, согласно которому запрещалось обвинять христиан в преступлениях без веских улик.

  • Афинагор Афинский

Защитник христианства почитается Православной Церковью 6 августа. Он отвергал языческие обвинения христиан в безбожии, инцестах и детоубийстве.

  • Мелитон Сардийский

Мелитон Сардийский стал первым епископом и богословом, который обратился к императору Марку Аврелию с просьбой о защите христианства. Епископ пользовался высоким авторитетом в христианском мире. В Православии днем его памяти считается 1 апреля.

  • Аполлинарий Клавдий

Будучи писателем и богословом, защитник христианства выступал против произвола язычников, обличал ересь и лжеучения. День памяти — 8 января.

  • Тертуллиан

Тертуллиан был писателем и теологом, выдающимся христианским апологетом, родоначальником латинской патристики. Все его труды посвящены проблемам христианской нравственности и опровержению лжеучений.

Квинт Тертуллиан — раннехристианский писатель
  • Ермий Философ

Ермий был язычником до тех пор, пока не открыл для себя христианство. Он с безусловным осуждением относился к языческой философии, считая, что в ней нет и капли христианской мудрости. Этой теме он посвятил свой единственный труд, который носит название «Осмеяние языческих философов».

  • Ириней Лионский

Учения Иринея Лионского способствовали формированию концепции раннего христианства. Епископ активно занимался пастырской и миссионерской деятельностью. Согласно преданию, за распространение христианства Ириней Лионский был казнен.

  • Пресвитер Пантен

Пантен был христианским богословом, основателем Александрийской школы богословия. По свидетельствам современников, Пантен смело проповедовал христианство среди язычников, доходил с миссионерской целью даже до индийских земель.

  • Ориген Адамант

Ориген был греческим философом и теологом, основателем библейской филологии. Защитник веры погиб в ходе очередных репрессий против христиан при императоре Деции.

  • Григорий Богослов

Григорий Богослов был одним из Отцов Церкви, сподвижником Василия Великого. Григорий получил священный сан в годы правления императора Юлиана Отступника. Император дал начало новым гонениям против верующих, приказав своим войскам захватывать христианские храмы.

Святитель Григорий Богослов

Григорий Богослов организовал сопротивление войску императора, благодаря ему храмы удалось отстоять. Всю свою жизнь архиепископ Константинопольский посвятил служению Богу и популяризации христианства. Дни памяти Григория Богослова в Православии — 7 и 12 февраля.

  • Григорий Нисский

Григорий был младшим братом Василия Великого, близким другом Григория Богослова. Его почитают как Отца и Учителя церкви, день его памяти в Православии — 10 января. Современники Григория Нисского почитали его как авторитетного богослова и проповедника.

  • Василий Великий

Василий Великий был одним из трех Отцов Церкви, который прославился изобретением иконостаса и составлением Литургии Василия Великого. Он также является автором пятой и шестой молитвы утреннего правила. Эти молитвы до сих пор считаются обязательными для всех православных христиан.

Апологетика не может дать человеку веру. Вера — это дар Божий, который посылается тем, кто хочет его получить. Но на пути к воцерковлению всем людям в душу закрадываются сомнения, познанию истины мешают ложные вероучения. Апологетика расчищает путь к вере от сомнений и предрассудков, помогает укрепиться в своих убеждениях.

Апологеты – родоначальник христианского богословия

Поздняя апологетика

В раннее время апологетика выступала против язычества, в Средние века — против иудаизма и мусульманства, сейчас — против атеизма.

В первые века существования христианства верующих обвиняли в том, что они хотят разрушить государство, пропагандируют разврат, детоубийство. Сама мысль о монотеизме считалась богохульством. Первые христиане подвергались страшным пытками: их сжигали заживо, отдавали на съедение диким зверям, закапывали в землю живьем. Их считали представителями сект, а Христа — обманщиком. Благодаря первым апологетам христианство устояло и дало миру величайшую культуру.

После того как христианство официально приобрело статус религии, борьба с язычниками перестала быть главной целью апологетики, так как они стали практически бессильными. После этого активность писателей-защитников стала угасать. Место первых апологетов заняли борцы с ересью и инакомыслием.


Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики

Сейчас для христиан наступило тяжелое время — с одной стороны безбожие, популяризация атеизма, с другой — обилие тоталитарных сект, ведь новых группировок с каждым годом становится все больше. Это требует активизации апологетов Православия.

Иногда говорят, что апологетика не нужна, так как принятие какой-либо веры — это добровольный акт. Кто захочет — тот придет к вере несмотря на трудности. Задача апологетики в современном мире — доказать, что Священное Писание не противоречит научным данным и поддержать колеблющиеся умы.

Индуизм, даосизм, конфуцианство:

  • Конфуцианство как религия — диакон Георгий Максимов
  • Христос — Вечное Дао — иеромонах Дамаскин Христенсен
  • Индия — страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий — подборка публикаций
  • Веды – это с другой планеты, это просто язычество — протодиакон Андрей Кураев
  • Чем больше узнаю язычество, тем больше ужасаюсь или ведическое проклятие на импотенцию — Максим Степаненко
  • Как птичка выросла до бога всего мира (о боге кришнаитов) — Максим Степаненко
  • Йога (как религиозная и «оздоровительная» практика).
  • Медитация (как религиозная и «оздоровительная» практика).
  • Брахма Кумарис — шиваитская неоиндуистская секта Дада Лекхраджа
  • «Международное общество сознания Кришны» (кришнаиты) — неоиндуистская языческая секта.
  • Ошо Раджниша — неоиндуистская секта.
  • Сатьи Саи Бабы — неоиндуистская секта.
  • «Сахаджа йога» — Шри Матаджи Нирмала Дэви неоиндуистская секта.
  • «Сурат Шабд йога» (Холософское общество) — Сант Такар Сингх неоиндуистская секта.
  • «Трансцендентальная медитация» — Махариши Махеш Йоги неоиндуистская секта.
  • Шри Чинмой — неоиндуистская секта.

Связь с другими словами

Слова начинающиеся на апологет-:

  • апологетика
  • апологетичен
  • апологетическая
  • апологетический
  • апологетическое

Каким бывает апологет (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

христианским другим известным главным западным греческим восточным убежденным значимым латинским ярким многим ярым позднейшим доморощенным профессиональным талантливым протестантским римским закоренелым фашистским высокообразованным гитлеровским откровенным возмущенным высокомерным современным многочисленным ограниченным нынешним восторженным неосознанным отдельным фанатичным умным абсолютным британским аполитичным вернейшим живым французским агонизирующим основным иным ложным прежним духовным нужным искренним трусливым безликим анемичным настоящим юным горячим лучшим ученым истинным раннехристианским великим безудержным первым легендарным большим

Что может апологет? Что можно сделать с апологетом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

находить узаконить создавать различаться выводить называться защищать уделять утверждать представлять окрестить стараться оказываться делать приписывать видеть разъехаться воображать пытаться предпочитать сконцентрировать понимать найти появиться дойти считать любить нагородить обвинить

Ассоциации к слову апологет

ранг христианство совхоз концлагерь галилей основа город жена борьба польза

Сфера употребления слова апологет

Религия Общая лексика Архаизм

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...