Антропоцентризм — это концепция, в которой Человек представляется центром Вселенной

Содержание

Значение рациональности

Определение термина «рациональность» условно делится на несколько критериев.

  1. В основном значение рациональности определяется как совокупность мыслей и действий, сопоставление внутренней картины и реальных действий человека. Простыми словами, рациональность обозначает обдуманность будущих планов и поиск простейшего пути к достижению результата.
  2. Второе значение используется для определения мудрости выбора. Если решение принято правильно, то результат будет достигнут быстро и без лишних затрат денег, моральных или физических сил. Это называют рациональным решением. Если результат был, достигнут с большими потерями, то это называют иррациональным решением.

Фактически каждое определение в каком-то смысле правильно. Рациональное мышление — это обдуманность дальнейших действий или сам результат, который был получен благодаря выбору правильного решения проблемы.

Рациональное решение люди принимают постоянно и используют для этого несколько методик.

  1. Рациональное решение - выбор варианта с наименьшей альтернативной стоимость...Рациональное мышление принимается исходя из положения самого человека. К нему относятся экономические, эмоциональные, психологические и социальные факторы. Совокупность всех критериев человеческой жизни позволяет выбрать наилучшее решение проблемы.
  2. Во время принятия решение люди опираются и на негативные последствия. Оптимальный вариант, можно назвать рациональным.
  3. В тех случаях, когда положительные или негативные последствия не могут быть определены, используется простая теория вероятности. Человек при этом делает выбор в пользу варианта, где шансом добиться результата больше, чем отрицательных последствий.
  4. Ещё один метод, это резкий выбор решения, который основывается на опыте жизни. Если раньше уже приходилось решать подобную проблему, человек, скорее всего, выберет похожий вариант развития событий для себя.

В некоторых кругах реализацию ценностей или выбор называют «инструментальная рационализация».

В сфере психологии и философии часто встречают термин «эпистемологическая рационализация», которая обозначает выбор решения при использовании полученных знаний в течение жизни. Своего рода эпистемология определяет связь в сознании человека между образом мира и самим миром.

Какие существуют методы?

Решение некоторых задач невозможно без участия рационального мышления. Данные методы используются во многих научных дисциплинах и сферах деятельности.

  1. Анализ. Способность анализировать поступающую информацию, рассортировывать ее по критериям дает возможность сузить ее объем. Если вы не умеете анализировать, то фактически вы не сможете отделить нужное от ненужного, полезное от бесполезного.
  2. Сравнение. Предположим, вы обладаете рядом данных. Каким образом вы выявите наиболее пригодные и важные? Разумеется, вы будете их сравнивать между собой. Если рассматривать все по отдельности, то плюсы можно найти везде, но как только вы выставите данные на одну линию, сразу увидите существенные недостатки.
  3. Аргументирование. Любые предположения должны подкрепляться аргументами, иначе они будут являться просто вашим субъективным мнением. Аргументы строятся на объективных фактах.
  4. Суждение. Мнение о чем-либо, о предмете, задаче, идее. Опять же стоит заметить, что если суждение не подкрепляется аргументами, то считать его верным или неоспоримым нельзя.
  5. Умозаключение. Это основной вывод. Другими словами – это завершающая точка всех предыдущих процессов. Вы собрали информацию, проанализировали, провели сравнение, вынесли суждение о ней, аргументировали свои суждения и сделали вывод.

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает

У двух типов людей разный способ мышления. Так, рационал четко формулирует свою мысль, однако часто не воспринимает альтернативные идеи. Для него понять –  значит представить на «внутреннем экране» необходимую для решения ситуацию. При общении большое значение имеет слух и речь. Иррационал в речи часто сбивается и теряет направление мысли. В проблеме пытается разобраться путем внутренней речи. Он  воспринимает действительность как целое, держит в поле зрения все факты и объекты, которые не связаны между собой причиной и следствием. Для него большую роль в момент речи играют зрительное восприятие, жесты с прикосновением.

Поведение в социуме у них тоже разное. Рационалы – это оплот стабильности общества. Они поддерживают иерархичность системы, хаос и анархия – не для них. Экономика носит производительный характер только в рациональном обществе, ее «не бросает» из крайности в крайность. Рационалы редко меняют профессию, а карьера носит поступательный характер.

Иррационалы  всегда готовы к изменениям в обществе, они легко могут поменяться в процессе формирования нового, сами меняют «правила игры». Хаос и неразбериха для них не так страшны, как четкие рамки и ограничения их свободы. Экономика их общества носит коммерческий характер. Производство иррационального общества мелкосерийно и ремесленно. Иррационалы могут менять профессии на протяжении жизни, так как интересы их меняются, а карьера – волнообразна.

Таким образом, каждый тип имеет свои характерные признаки:

Основное понятие

Иррационально – это с философской точки зрения по-особому нравоучающе, отрицающе человеческое начало, в противоположность здравому функционированию разума в постижении мира. Оно допускает существование областей мировоззрения, непонятных для разума, но совершенно допустимых из-за таких качеств, как интуиция, чувство, вера. Поэтому оно характеризует особый характер действительности. Его тенденции в той или иной мере изучали такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Дельтой, Бергсон.

иррационально это

Препятствия для рационального мышления

Если бы все люди могли мыслить строго рационально, скорее всего, конфликтов в мире не было. В реальной жизни рациональное мышление наталкивается на препятствия, которые заставляют людей действовать вопреки логике и здравому смыслу.

Первое препятствие – недостаток информации. Мало кто тратит время на сбор дополнительных данных. Мы принимаем решения на основе того, что лежит на поверхности, а потом страдаем от несовершенства системы.

Серьезным препятствием для рационального мышления может стать излишняя уверенность в собственной правоте. Самоуверенные люди не в состоянии признать свои ошибки даже наедине с самим собой. Моральная необходимость поддержания имиджа непогрешимости заставляет человека действовать вопреки всему.

Рациональный подход – роскошь для личности, склонной к бурным эмоциональным реакциям. Вспыльчивые и скорые на расправу люди не утруждают себя анализом фактов: их первое побуждение – действовать. Детальный разбор ситуации откладывается на потом.

Яркие эмоции могут быть и позитивными: эмоциональные люди проявляют радость, несоразмерную масштабу события, а потом расстраиваются, что действительность обманула их ожидания.

Кем представляются рационалисты

рациональный человек характеристики

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека – это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Как проверить степень развития рационального мышления у себя

Самодиагностика обычно не представляет проблем. Особой необходимости проходить специальную оценку у психолога нет. Хотя это даст более точные и достоверные результаты. Своими силами можно пройти несколько тестов. Подойдут стандартные опросники. Айзенка, Равена, тесты на общее развитие по Вандерлику или другие.

Существуют и более специфические методики.

Определение предмета

В качестве дидактического материала можно использовать любой объект реального мира. Подойдет все что угодно. Далее нужно выделить все известные признаки явления или объекта. Все, какие только придут в голову. Далее, оценить, какие из названных свойств наиболее точно характеризуют предмет. Какие отграничивают его от других. Вычленить основные, второстепенные исключить. Составить единую систему. После классификации, составить полноценное понятие. Далее проверить дефиницию по словарю или достоверной статье. Если составить дефиницию удалось без особых трудностей, с большой вероятностью человек обладает достаточно развитым рациональным мышлением.

Логические тесты

Специальные опросники малочисленны. Но они есть в сети в достаточном количестве.

Хорошо помогают определить уровень развития логические задачи. Их тоже немало.

Лучше всего обследоваться под контролем знающего специалиста. Не обязательно психолога. Возможно, знатока в области формальной логики. Отличный метод диагностики — это беседа. С аргументацией высказываний. Можно подойти к вопросу с другой стороны и подготовить эссе по предоставленной теме.

Однозначного алгоритма проверки нет. Вопрос лучше оставить профильным специалистам.

Интуитивное мышление

Догадки, предчувствия … Мы все знаем, как это бывает. Возникает внезапное чувство, которое говорит нам какой путь лучше выбрать. Например, что-то подсказывает, что не стоит ждать ничего хорошего от определенного человека и лучше избегать общения с ней.

Интуитивный и рациональный тип личности

Мы часто не считаем такие предчувствия умными, потому что они происходят из собственных эмоций и чувств, а не является продуктом работы мозга, что сделало бы их логичными и обоснованными. Но это не правда. Предчувствие самом деле очень быстрыми ценностными суждениями, которые опираются на особенности нашей личности и предыдущий опыт.

Все, что происходит в нашей жизни, мы запоминаем и храним в памяти вместе с чувствами, которые сопровождали эти события. В результате, когда мы встречаемся с определенным стимулом, возникает внезапное чувство, которое говорит: “Делай это, иди этим путем, выбери человека, стоит рискнуть, или лучше отказаться от задуманного” Эти выводы мы делаем на основе событий и решений, сделанных в прошлом. Они также связаны с личностью человека.

Сложный механизм интуиции отображается в внезапных чувствах, которые порождает разум, и мы сами не понимаем почему. Есть люди, которые не игнорируют их, а действуют, руководствуясь ими. Они прислушиваются, как говорится, своего инстинкта.

Но при этом следует быть осторожными. Надо помнить, что возложение на интуицию не всегда является лучшим решением, поскольку такие ощущения являются очень быстрыми и нам трудно не ошибиться. Итак, интуиция срабатывает не всегда. Люди, которые принадлежат к другому типу, является более осторожными и, несмотря на свои “предчувствия”, игнорируют их, а больше полагаются на разум. Такой тип личности является намного более рациональным.

Как расширить набор ментальных моделей?

Ментальные модели объясняют нам, как работает мир. Мы должны регулярно читать хорошие книги, изучать основы незнакомых нам областей, общаться с людьми, чей опыт полностью отличается от нашего. Иначе мы будем видеть только часть всей картины.

photo-1504334054721-06ceb201ee88?ixlib=rb-0.3.5&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&s=674b2ca8119b7bd0041e338d6744b2a6&auto=format&fit=crop&w=667&q=80

Фото: Unsplash

Итог

В конечном счете мы поняли, что мышление хоть и бывает разным, но каждое имеет свои плюсы и минусы. Рациональное мышление — это не панацея от всех проблем, но и жизнь, ведомая лишь эмоциями, несет в себе массу проблем. Рационализм — лед, иррационализм — огонь. Выбрав только первое, рискуешь стать «холодным» и заморозить «внутреннего себя». Если выбор пал только на огонь — сгоришь сам и обожжешь близких людей. Мудрое решение — научиться умело комбинировать эти формы или найти баланс.

Рациональность — это термин, который объясняют самыми разными способами. Некоторые говорят, что это поиск уникального решения сложной проблемы, в то время как другие дают определение, означающее выбор правильного и наилучшего решения. Так что на самом деле обозначает рациональное мышление?

Типы гендерного поведенияi

Гендерная роль прививается через воспитание и образование, она может исполняться человеком, нарушаться, приниматься или отвергаться. Также существует гендерная идентичность − это внутреннее самоощущение человека, принадлежность к определенной стати.

Люди, которые не чувствуют себя тем полом, которым они являются, им свойственны другие характеристики противоположного пола. При формировании мужчины и женщины, им привязывают и навязывают принципы, модели поведения и требования.

  • Уступчивость. Человек живет так, как ему говорят окружающие люди, средства массовой информации. Ему утверждают, что между мужчиной и женщиной существует большая разница во многих сферах жизни, поэтому он принимает это утверждение за норму, истину и соответствует ожиданиям. Он подчиняется системе, уступает, хотя в чем-то не согласен, но соглашается.
  • Одобрение, интернализация. Человек сам признает установленные гендерные нормы и ведет себя так, как положено в обществе.
  • Идентификация. Человек ведет себя просто повторяя, копируя других людей, он очень хочет приобрести свойственные черты гендера, которым является.

Поведение мужчин и женщин

Ученые всегда пытались доказать, в чем разница двух противоположных полов. Начиная изучение с самых истоков, когда мужчины боролись за пропитание своей семьи, а женщины опекали детей и хранили очаг.

Так А. Гезель установил гендерные особенности поведения мужчин и женщин:

  • Девушки обладают большим словарным запасом, ясностью речи, но по интеллекту уступают мужчинам.
  • У женского пола лучше воспринимание и внимательность к различным элементам, у мужчин лучше технические способности.
  • Женщины намного эмоциональнее, они чувствительные, отзывчивые, тревожные, эмпатичные, усердные, прилежные и общительные. Мужчина же рациональный, твердый, авторитетный, бесстрастный, угрожающий, активный, замкнутый, молчаливый.
  • Мужчине легко подстраиваться под изменения деятельности и быстро менять ее направления на другую. Девушке легче начинают общаться с людьми, они очень чувствительные к провалам в личной жизни и в работе.

Как ведут себя парни в обществе

История о Станиславе

Во времена моей работы в офисе я познакомилась с одним занимательным человеком. В соседнем кабинете работал прекрасный молодой человек – Станислав. О его достижениях у нас постоянно ходили легенды, причем не могу сказать, что истории были слишком преувеличенными. Станислав действительно всегда прекрасно справлялся со своей работой. Каждый раз, когда ему поручали проект, он сдавал его в кратчайшие сроки, а материал был проработан до мельчайших деталей. Нередко моему «чудо-коллеге» доверяли руководство командой (большие проекты требовали групповой работы).

Сказать, что он отлично управлял коллективом – ничего не сказать. Люди работали как один слаженный механизм, все понимали свои обязанности, успевали в сроки и умудрялись мирно сосуществовать друг с другом. А каково было мое удивление, когда я узнала, что помимо работы он успевает строить дом, воспитывать двух детей, лечить маму и в свободное время играть на нескольких музыкальных инструментах!

Пребывая в некотором шоке от такого удивительного коллеги, я решила выведать его секрет. Наблюдения со стороны не дали никаких результатов, поэтому я решила спросить напрямую, как ему удается так быстро и хорошо справляться со всеми делами. За чашкой кофе Станислав рассказал мне, что еще в университете он оттягивал сдачу проектов и курсовых на последний момент, из-за чего последние дни перед сессией ему казались сущим адом.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Он с ужасом вспоминал, как несколько ночей трудился над каким-то проектом, а преподаватель в результате отправил его на доработку, и ад продлился еще на неделю. Решив, что долго он так не продержится, Станислав понял, что нужно как-то менять себя и свое мышление. От очередного преподавателя, которому он в последний день сдавал работу, горе-студенту стало известно о структурном мышлении. Первое время ему было тяжело побороть силу привычки, но постепенно жизнь начала меняться. Учеба стала даваться Станиславу проще, а свободного времени становилось все больше. Поначалу мне с трудом верилось в его рассказ, но когда он начал подробно рассказывать о принципах работы структурного мышления, я и вправду поняла, что изменение мышления способно изменить всю нашу жизнь.

Суть экспериментов

Классическая игра с «диктатором» предполагает, что агенту А надо решить, какую часть имеющегося у него ресурса (например, $10) он готов разделить с агентом B – анонимом, которого агент А больше никогда не увидит. Рациональность предполагает, что вы не поделитесь ничем. Но оказалось, что в реальности люди ведут себя иначе, иногда они готовы отдать другому вплоть до половины имеющегося. Участников экспериментов попросили предсказать, как поступит рациональный, а как разумный агент, какую часть готовы были бы отдать типичные представители их сообщества. От людей разумных в среднем ожидали большей щедрости, предсказывая, что они отдадут на 7–20% больше, чем рациональные.

В еще одном эксперименте участники выбирали, агент какого типа (рациональный или разумный) более успешно представит их в той или иной экономической игре, а кого лучше подобрать в соперники. В ситуациях, когда необходимо выиграть, в том числе в ущерб второй стороне, или разделить ограниченный ресурс, большинство хотели, чтобы их самих представляли рациональные агенты, а по другую сторону были бы разумные – вдруг они великодушно поделятся.

Почему важно определять связи между ментальными моделями?

В школе мы делим наши знания на различные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире все должно быть наоборот.

Величайшие умы человечества редко думают категориями. Они не смотрят на жизнь через призму одного предмета.

Очень важно не только обучаться новым ментальным моделям, но и понимать, как они связаны между собой. Креативность и творчество часто возникают на пересечении идей. Определяя связи между разными ментальными моделями, вы сможете найти те решения, которые многие не упустили или не заметили.

Уровни субъективности

Субъективность подразделяется на несколько уровней:

  • Зависимость от индивидуальных, личных представлений. В данном случае человек руководствуется сугубо своими пристрастиями. В зависимости от своего личного опыта, собственных представлений о жизни, индивидуальных черт характера, особенности восприятия окружающего мира, у индивидуума формируется субъективное представление о том или ином событии, явлении либо о других людях.
  • Зависимость от пристрастий группы субъектов. Например, в определенных сообществах периодически возникают какие-либо предубеждения. Как у членов данного сообщества, так и у некоторых не входящих в него субъектов возникает зависимость от разделяемых пристрастий этого сообщества.
  • Зависимость от убеждений общества в целом. Общество также может иметь субъективное мнение на какие-либо вещи. Со временем, эти взгляды могут быть опровергнуты наукой. Однако до того момента зависимость от этих убеждений очень высока. Она укореняется в сознании, и мало кто из отдельных индивидуумов мыслит иначе.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный разрыв отношений. Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях. Рационально мыслящий человек думает о том, что в прошлом полете была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики; Военные; Физики; Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Основы течения

рационализм это

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха “Просвещения” считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Как развить рациональное мышление: основные способы

Становление рационального мышления заканчивается, примерно к 12 годам. Если говорить об основе. Далее нужна тренировка. Особенности рационального мышления таковы, что без постоянного целенаправленного развития прогресса не происходит. Простыми словами — логические способности нужно постоянно развивать и применять на практике. Только тогда будет толк.

Как развить эту сферу интеллектуальной активности:

  1. Решение логических задач. Как можно больше. Вначале даже на одну задачу потребуется много времени: дни, а то и больше. Затем процесс пойдет быстрее.
  2. Анализ текстов. Критическое рассмотрение статей, публицистических материалов. Как только навык будет более-менее развит, отличным материалом станут посты, информационные материалы из сети. Это кладезь логических ошибок и иррационального мышления.
  3. Написание эссе. С определением своей позиции, ее четким высказыванием, аргументацией, выводами.
  4. Изучение материалов по формальной логике. Подойдут обычные университетские ученики. Знание «матчасти» позволяет глубже погрузиться в предмет, понять его изнутри. Разумеется, в процессе нужно решать предлагаемые задачи.
  5. Беседы. Идеально, если есть собеседники, с которыми можно обсудить прочитанное или просто поговорить на разные темы. Это не праздная болтовня, а полноценные дискуссии.
  6. Обязательное условие — постоянное применение полученных знаний на практике. Рациональное мышление — это не отвлеченный «научный коммунизм». Это рабочие эффективные инструменты работы с любой ситуацией, любыми данными. Совершенно другая парадигма интеллектуальной деятельности и, если угодно, образ жизни.

Читайте также: Аналитическое мышление

Вам также может быть интересно:

Статьи по теме:

  • Кто вы? Сенсорик или интуит?

  • Кто вы? Логик или этик?

  • Соционика о женщинах

  • Соционика о мужчинах

  • Современные способы определения социотипа

Инструменты, которые помогут вам мыслить лучше

Хорошие новости:

Вам не нужно в идеале осваивать каждый предмет, чтобы стать величайшим мыслителем. Вам нужно обучиться всего лишь нескольким ментальным моделям, чтобы понять, как работает мир.

Ключевыми дисциплинами являются биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. В каждой области есть основополагающие идеи, которые нужно знать. Например, в экономике такими являются стимул, дефицит и эффект масштаба.

Если вы поймете основы каждой дисциплины, вы сможете составить точную и полезную картину мира.

Источник.

Материалы по теме:

Как научиться быстро засыпать

Чему садоводство может научить предпринимателя

10 способов работать продуктивно

Является ли телефон частью нашего мышления?

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

«он любит тебя»

акупенда

«он воюет с ними»

авапига

«я воюю с тобой»

никупига

«он любит нас»

авупенда

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Гармония противоположностей

Психологи уверены, что люди могут без проблем существовать в социуме, пользуясь любым типом мышления.

Рациональная и иррациональная составляющие есть две стороны одной медали. Наше однобокое мировоззрение часто разводит их по противоположным полюсам, в то время как они должны дополнять и обогащать друг друга.

Благодаря взаимодействию этих противоположных начал развивается способность человека находить верный путь в сфере разнообразного опыта постижения неизвестного.

Суть иррационального мышления

Иррациональное мышление – это эмоции, фантазии, чувства, сиюминутные желания, интуиция. Эти проявления редко поддаются логическому объяснению. При желании их корни можно проследить, однако практической пользы такой анализ обычно не имеет.

Люди с иррациональным мышлением не умеют отличить правду от вымысла, игнорируют общепризнанные факты, проявляют жесткую полярность взглядов. Они могут вызывать повышенный интерес и симпатии: в обществе жалуют детскую наивность, ценят оригинальность, принципиальность, одухотворенность.

Признаки иррационального мышления особенно ярко проявляются у детей в возрасте до 10 лет. Незамутненное детское сознание генерирует необычные образы и неординарные решения, которым позавидует любой писатель-фантаст.

«Переизбыток» иррационального мышления мешает принимать обдуманные решения и адекватно оценивать целесообразность действий. Однако в небольших дозах оно необходимо: несдерживаемое строгими рамками воображение позволяет ставить высокие цели, угадывать желания близких, создавать веселую непринужденную атмосферу, отступать от стандартов, видеть красоту окружающего мира в деталях.

Полное отсутствие иррациональной составляющей порождает автоматизм и скуку. Люди, которые всегда действуют по правилам, теряют индивидуальность. Из их жизни уходят яркие краски и радостные предчувствия, их творческие способности блокируются.

Причины иррационального мышления

Причиной доминирования иррационального типа мышления может быть воспитание или особенности темперамента. Дети, которые были вовлечены в волшебный мир сказок в ущерб развитию логического мышления, могут остаться мечтателями на всю жизнь. Гиперопека со стороны родителей лишает ребенка возможности получить собственный опыт и развить способность к анализу. Повзрослев, такие люди ищут покровителя, который будет оберегать их от столкновений с грубой действительностью.

Воспитание ребенка должно обеспечить ему спокойное будущее. Каждый малыш должен знать, что в мире действуют непреложные законы, и обойти их не поможет даже самая буйная фантазия.

Из четырех типов темперамента к иррациональному мышлению больше склоняются «горячие» холерики и недоверчивые меланхолики. Взрывной темперамент холерика провоцирует бурные реакции до изучения всех фактов. Это явный признак иррационального подхода. По мере «остывания» холерик может признать свою реакцию ошибочной и пожалеть о первом порыве. Темпераментный человек дает себе обещание в следующий раз быть более благоразумным, но сдерживает его не всегда. Особенности психики и сценарное поведение приводят к одним и тем же результатам.

«Грустные» меланхолики склонны видеть мрачную сторону событий, преувеличивать проблемы, недооценивать собственные силы. Они склонны обесценивать собственные достижения, если не получат одобрения со стороны. Это явный признак иррационального мышления с уклоном в пессимизм. Вместо того чтобы трезво оценить ситуацию, меланхолик впадает в уныние и находит тысячу причин, чтобы оправдать свое бездействие.

Игнорирование целесообразности и законов логики встречается у людей разных профессий, однако чаще всего подобные черты присущи представителям творческой интеллигенции. Талантливые художники, поэты, писатели, актеры видят жизнь несколько иначе. Особенности в восприятии окружающего мира позволяют создавать неповторимые шедевры и яркие художественные произведения.

Многие люди искусства отличаются непрактичностью и неприспособленностью в быту. Здесь им очень мешает прославленное иррациональное мышление. Любые организационные моменты и бытовые вопросы ставят их в тупик, поскольку для их решения необходимо задействовать логику. Творческие личности действительно нуждаются в помощи близких людей, супругов, администраторов.

Как изменить установки на иррациональное мышление

Иррациональное мышление может быть мощным двигателем прогресса или подспорьем для создания художественных произведений, однако в частной жизни от него больше неприятностей, чем пользы.

Творческая личность, витающая в облаках, не желает знать о том, что происходит за пределами мастерской. В быту такие люди невыносимы. Они не замечают грязной посуды, забывают покормить домашних животных, заливают соседей и опаздывают на встречи. Только любящие родственники могут терпеть подобные проделки, а посторонние люди приходят в ярость. Иррационалисту, который хочет сохранить добрые отношения с окружающими и научиться решать бытовые проблемы, нужно менять привычные установки и развивать логическое и аналитическое мышление.

Несколько рекомендаций для изменения установок на иррациональное мышление:

  1. Не впадайте в крайности. Если незначительный успех кружит вам голову, а маленькая неудача повергает в депрессию, постарайтесь все события оценивать по 10-балльной шкале. При помощи этой методики легко убедиться, что не все так плохо, да и «вредного» головокружения от мнимых успехов удастся избежать.
  2. Забудьте слова «всегда» и «никогда». Так попросту не бывает.
  3. Заведите привычку записывать факты по конкретному делу на листок. Письменная работа не позволяет разгуляться эмоциям и активизирует аналитические центры.
  4. Не стесняйтесь просить помощи у близких людей. На первых порах вам может недоставать информации или навыков, однако советы более практичных товарищей помогут прояснить общую картину.
  5. Не додумывайте. Во время разговоров с друзьями или коллегами не додумывайте фразы за собеседника. Вам не нужно угадывать, о чем думает ваш визави – слушайте, что он говорит, и учитывайте только эту информацию.

Рациональное мышление считается эталоном нормы. Умение анализировать и выстраивать логические цепочки ценится у представителей профессий, требующих предельной точности. Для работы в сфере искусства более приемлем иррациональный подход – в творчестве ценятся свежесть и оригинальность. Большинство успешных и богатых людей обладают способностью к обоим типам мышления. Умение переключаться позволяет находить оптимальные решения любой проблемы.

Субъективное право — это…

Если говорить простыми словами, то субъективное право – это возможность делать что-то для реализации своих интересов или претендовать на определённое благо.

Например, получать образование, вступать в брак, иметь в собственности квартиру.

А объективное право – это комплекс правовых норм, которые регулируют отношения в обществе.

Оно делится на следующие системные элементы:

  1. отрасли: гражданское, уголовное, административное, конституционное, трудовое;
  2. подотрасли: наследственное, экологическое, авторское, избирательное, социального обеспечения;
  3. институты: дарения, президентства, брака, собственности;
  4. правовые нормы (это что?) – их внешней формой выступают статьи нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и других).

В зарубежной литературе право в объективном и субъективном смысле даже обозначается разными словами. Например, а английском языке есть термины «law» и «right».

Понятие «субъективное право» может употребляться во множественном числе. Например, в ст. 209 ГК РФ указано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».

В объективном смысле слово «право» всегда пишется в единственном числе, потому что по значению такой термин близок к законодательству.

Практичность и важность анализа субъективного

Субъективно — это лично, прежде всего. Картину личного образует психологическое и эмоциональное состояние, жизненный опыт, знания и воспоминания о пережитом. Последнее, как след кометы, затухает с течением времени, но при правильном ассоциативном воздействии, как правило, доступно достаточно длительное время.

Для исследователя важно задавать правильные вопросы, если он ожидает получить объективные ответы. В данном случае не идет речь об объективности получаемой информации — это мало когда кого волнует. В отношениях между людьми правда и объективность всегда под вопросом. Но субъективный ответ на правильно поставленный вопрос объективно отражает конкретную часть субъективного момента.

объективно и субъективно это
Смотреть галерею

Как картина под микроскопом субъективна — это очень маленький пазл. Чем больше пазлов и чем ближе они друг к другу, тем эффективнее спектр вопросов. Один-три вопроса — это напрасно потраченное время.

При любом спектре правильных вопросов имеет существенное значение фактор психического и эмоционального состояния человека. Следует учитывать среду, в которой происходит общение, и то, что предшествовало беседе час, два или определенное время назад.

Репрезентативность

Под репрезентативностью понимается суждение, основанное на стереотипах. Приведем следующий пример. Как известно, в США зачисление в колледж основывается на среднем балле в школе (grade point average — GPA). В начале 1990-х гг. в одном из университетов США средний школьный балл поступивших студентов был 3,44, а средний балл в колледже — 3,08. Данная информация предоставлялась испытуемым, а затем их просили предсказать успеваемость в колледже трех студентов, основываясь на их среднем балле.

Большинство людей основывали свой прогноз на стереотипе и абсолютно не учитывали так называемую «регрессию к среднему». Например, плохой школьник мог иметь низкий средний бал в результате неудачного стечения обстоятельств в период обучения в школе, а в колледже его успеваемость могла повыситься более значительно, чем у хороших школьников. Часто люди исходят из небольшой выборки, предполагая, что она является репрезентативной по отношению к общей картине. При этом не учитывается, что выборка сама может являться выражением случайности, а не закономерности. Подобная эвристика полезна во многих жизненных ситуациях, но она может также приводить к принятию неправильных решений.

Например, на финансовых рынках инвесторы могут экстраполировать кратковременный рост прибылей компании слишком далеко в будущее и в результате переоценивать стоимость «гламурных» компаний. Это уменьшит будущую доходность акций быстрорастущих компаний, когда темпы роста снизятся и цена акций упадет. Аналитики обнаружили, что акции, которые в течение одного трехлетнего периода были наименее прибыльными, характеризовались наибольшей доходностью в последующие три года. И наоборот, акции, наиболее прибыльные в первый трехлетний период, в последующем отличались наименьшей доходностью.

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека — это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ — рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль — это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек — это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.

Сущность рационального мышления. В чем заключается первый акт рационального мышления

Суть рационального мышления – выделение оснований, сущности, чтобы построить целостную картину явлений.
Когда встаёт вопрос о том, что лежит в основе мира, человек начинает интересоваться не практически значимыми вещами, а основаниями.
Из интереса к основаниям, в частности — предельным основаниям, рождается рациональное мышление.
Нас интересуют законы, управляющие вещами, принципы, основы.

Первый акт рационального мышления состоит в том, что это основание предметно выделить, сделать его предметом для себя.
Для этого нужна абстракция, нужно абстрагироваться от непосредственных данных и выделить сущность (порождающее основание) с помощью абстракции.
Пример процедуры выделения абстракции: врач-пациент-диагноз.

Ошибка подтверждения

Предположим, что перед вами на столе разложили четыре карты. У каждой карты на одной стороне изображена буква, а на другой стороне — цифра. Карты разложены таким образом, что вы видите а, б, 2, 3. Необходимо проверить правильность следующей гипотезы: все карты, у которых на одной стороне изображена гласная, на другой — обязательно четное число. Надо выбрать только те карты, которые могли бы подтвердить гипотезу. Большинство людей переворачивают карту, на которой нарисовано а. Некоторые испытуемые выбирают карту, на которой нарисована цифра 2. Однако правильный способ проверить гипотезу — перевернуть только карты, на которых изображены а и 3. Почему? Потому что единственный способ проверить правильность гипотезы — это перевернуть карты, которые могли бы ее опровергнуть (фальсифицировать). Если мы перевернем карту с а и на обратной стороне окажется четное число, то это подтверждает гипотезу, но будет нечетное число, гипотеза будет отвергнута. Предположим, что мы перевернем карту с б. Данная карта не дает абсолютно никакой информации для проверки валидности гипотезы, так как эта буква не относится к гласным. Рассмотрим карту, на которой изображена 2. Если на обратной стороне окажется гласная, то это будет соответствовать гипотезе, но если согласная, это будет безотносительно к ней. Таким образом, карта с 2 не обладает потенциалом для фальсификации гипотезы. Наконец, карта, на которой изображена 3. Если на обратной стороне окажется гласная, то это опровергнет гипотезу, а если согласная, то это будет безотносительно к ней. Таким образом, только две карты с а и 3 обладают потенциалом для фальсификации гипотезы. Тем не менее, большинство людей выбирают для проверки гипотезы карты с а и 2 или только а. Люди выбирают а и 2, потому что используют ментальную модель, или эвристику, по которой они ищут свидетельства, подтверждающие гипотезу. Согласно исследованиям, психика человека подвержена так называемой «ошибке подтверждения», т. е. склонности придавать большее значение свидетельствам, подтверждающим их взгляды (гипотезы), и обращают недостаточное внимание на противоположные факты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...