Акцентуация характера: причины возникновения, виды и типы личности

Содержание

Самокопание – психология человека

Нельзя назвать самокопание научным термином. Оно считается способом, при котором метод самоанализа используется именно в негативном ключе. Человек постоянно испытывает чувство тревоги, не понимает, зачем ставить цели, добиваться их впоследствии. Он привык жить одним днем, в то время, как будущее только пугает. Продуктивный анализ своих личностных качеств при этом отсутствует. Человек не пытается анализировать ситуацию, которая произошла, не осознает, насколько важно получить бесценный опыт, разобраться со всем происходящим. Он только и делает, что прокручивает в голове неблагоприятные события (см. ОКР – навязчивые мысли), которые с ними произошли, снова и снова переживает негативные эмоции, которые ощутил в тот момент.

Подобное погружение в негатив приводит к тому, что человек винит себя за проявленную слабость (см. Почему чувство вины). Он не понимает, насколько важно было поступить тем или иным образом, чтобы избежать ошибок впоследствии. Ему кажется, что все совершенные действия приведут лишь к провалу, из-за чего стремится всеми силами избежать проявления инициативы.

Можно говорить об увеличении тенденции к сравнению себя с другими людьми. Человек все время только и делает, что рассматривает чужие профили в социальных сетях, понимает, насколько скучную жизнь ведет (см. Мне скучно). Ему кажется, что другим повезло намного больше, как в профессии, так и в личном самоопределении. Никакой конкретики, как изменить собственную жизнь при этом нет. Человека можно назвать «диванным аналитиком», который только и умеет, что рассуждать, как жить правильно, но не предпринимать при этом абсолютно никаких действий.

Данный вид рассуждений приводит к тому, что человек будет все больше страдать от собственной неполноценности. Он не осознает, насколько важно обращать внимание именно на свои достоинства, а не недостатки и совершенные промахи.

Самокопание представляет собой повторное проживание всех пережитых эмоций (см. Базовые эмоции человека). Человек словно заново оказывается в ситуации, в которой оказался в недавнее время. Важно осознавать, что возвращение будет происходить именно в обстоятельствах, которые скрываются за ресурсными возможностями психики. При этом полученные опыт не будет присвоен, вследствие чего придется прожить какое-то время, чтобы снова пережить впечатления, прожить все, что необходимо. Можно отметить, что данный процесс может быть осуществлен, как собственными силами, так и при помощи квалифицированного специалиста (см. Помощь психолога).

Именно присутствие рядом проверенного психолога или хорошего друга приведет к развороту процесса в созидательный самоанализ. Человеку в этом случае задаются конкретные вопросы, благодаря которым удастся покинуть зону комфорта. Важно осознавать, что можно погрузиться в самопокопание, когда приходится следовать убеждениям, навязанным именно обществом. В любом случае лучше придерживаться собственных целей, которые позволят удовлетворить, как физические, так и психологические потребности.

Не секрет, что в современном мире всячески пропагандируется стремление быть счастливым, активным, быть лидером. Следование данным целям способно привести к развитию внутреннего конфликта. Человек попросту не осознает, почему так происходит, вследствие чего сталкивается с негативными ощущениями (см. Негативная и позитивная мотивация). Специалисты советуют не следовать слепо общепринятым убеждениям. Люди должны время от времени грустить, стремиться к уединению, чтобы подзарядиться. Нельзя все время быть активным, веселым, лидером. Если притворяться, но соответствовать интересам общества, можно столкнуться с развитием психосоматических расстройств (см. Психосоматические заболевания и их лечение).

Негативное воздействие оказывает на психику человека именно самокопание. Все зависит от уровня присутствия данной тенденции в жизни, ее влияния. Она будет считаться стереотипным способом реагирования, привычкой, вследствие чего придется руководствоваться выдержкой, силой воли, сознательным контролем, чтобы ликвидировать и впоследствии кардинально поменять свое мышление.

Что такое комплекс жертвы

Что такое комплекс жертвы

С точки зрения психологии жертва — это человек, ставший заложником собственных обид и страхов. Эти чувства такая личность направляет во внешний мир. Приняв позицию жертвы, человек начинает винить в своих бедах и несчастьях окружающих или неудачные обстоятельства. Кого угодно, но только не себя. А тем временем объективных причин ощущать себя несчастным становится всё больше.

Кроме того, люди с комплексом жертвы часто действуют против собственных интересов — в угоду другим. Они настолько боятся быть отвергнутыми, что готовы прожить не свою, а чужую жизнь. Всё это образует некий замкнутый круг, в котором застряла личность, страдающая от ощущения собственной неполноценности.

Ведь как ещё может чувствовать себя человек, постоянно действующий против собственной воли? У таких людей все будто бы наперекосяк. Неуверенность в себе становится причиной ряда проблем и жизненных неурядиц. Как понять, что вы впали в это самое состояние жертвы и что можно предпринять, чтобы всё изменить, расскажем ниже.

Что больнее всего ранит?

мужчина думаетВ принципе, здесь нет особенности: наиболее болезненно воспринимаются личностные обиды. Но, как особенность, можно назвать эгоистические аффекты. Реальный моральный ущерб может быть в этом случае мизерным.

Со стороны коллеги или окружение его даже не заменят. Но, человек с такой акцентуацией расценит случившееся как уязвление его достоинств и чувства гордости. И подобное запомнится ему надолго. Поэтому людей с застревающим типом акцентуации характера могут считать злопамятными и мстительными.

Также их часто характеризуют как крайне обидчивых и, в связи с этим, у них могут возникать проблемы в общении.

Можно вспомнить яркий пример, когда на литературном вечере лектор делал доклад про жизнь знаменитого поэта. Естественно, что открывались новые интересные факты и данные про личную жизнь указанного поэта. И некоторые люди, не сдержавшись, потихоньку делились своим впечатлением о вновь услышанном. Буквально после четвёртого случая такого «отвлечения» от слушанья его доклада, лектор резко захлопнул книгу и сообщил, что «если его богатые знания никому не интересны, он не собирается терять своё время».

Большинство присутствующих были просто поражены такой реакцией. Женщина, которая вела этот вечер и знала про его особенности, с трудом остановила его и уговорила завершить доклад.

Следующий раз этот лектор был встречен случайно через пару недель, совершенно на другом собрании, и, когда его спросили о его делах, первое что он начал рассказывать – «ужаснейший случай неуважения к нему и великому поэту, о котором он имел честь докладывать». И это говорил молодой мужчина, который (с точки зрения физиологии) находился в самом активном и трудоспособном возрасте. Заметим, что дополнительно тема этой лекции не затрагивалась. Просто такова была сугубо его аффективная реакция на ощущение уязвлённого самолюбия.

Циклоидный

Есть черты гипертимного вида, но они циклично чередуются с субдепрессивной фазой. Такие циклы проходят мягко и чередуются каждую 1-2 недели.

Находясь в разных состояниях, такие люди ведут себя кардинально разно.

  1. В хорошем настроении, после какого-то радостного события они общительны, добры, активны.
  2. При смене цикла все меняется: наступает грусть, уединение, недооценка себя.

мужчина расстроен

Недостатки:

  • Быстрая смена настроения;
  • Низкая активность в субдепрессивной фазе.

3

Типы акцентуации характера по К.Леонгарду

Автор выделяет три группы акцентуации характера, отличающихся по происхождению.

  • к характеру (образование социально-обусловленное) ученый отнес демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • к темпераменту (природное образование) относились гипертимный, дистимический, циклоидный, экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;
  • к личностному уровню относились два типа – экстра- и интровертированный.

Тревожность: клиническая картина

Как и другие психические расстройства, тревожность распознается на разных уровнях.

Если говорить о физиологических проявлениях, то тревога проявляется следующими симптомами:

  • сердцебиение и дыхание учащается;
  • скачки артериального давления;
  • наблюдается повышение эмоциональной и физической возбудимости человека;
  • слабость;
  • дрожат конечности;
  • снижается порог чувствительности;
  • сухость во рту, сильная жажда;
  • проблемы со сном, трудно засыпать, тревожные или кошмарные сновидения, дневная сонливость;
  • быстрая утомляемость;
  • мышцы болят и постоянно напряжены;
  • боли в желудке неизвестного происхождения;
  • усиливается потоотделение;
  • нарушается аппетит;
  • появляются проблемы со стулом;
  • тошнота;
  • головные боли пульсирующего характера;
  • проблемы с мочеполовой системой;
  • у женщин может нарушиться менструальный цикл.

Что же касается эмоционально-когнитивного уровня, то здесь тревожность проявляется в постоянном напряжении, страхе и беспокойстве, появляется чувство беспомощности, человек становится раздражительным и нетерпимым, не может на чем-то сосредоточиться. Эти проявления заставляют людей избегать контактов с социумом, они перестают посещать учебу, отказываются ходить на работу.

Состояние лишь усиливается, самооценка у больного тоже ухудшается, ведь он начинается концентрироваться только на своих проблемах и недостатках. С точки зрения психологии это состояние может привести к усугублению проблемы. Постоянное одиночество и самобичевание приводят к краху карьеры и личной жизни человека.

Есть и проявления тревожности на поведенческом уровне. Их распознают по таким признакам:

  • бессмысленное хождение по комнате;
  • раскачивание на стуле;
  • стук по столу руками;
  • теребление разных предметов или волос;
  • человек грызет ногти.

Если имеют место проблемы с нарушением адаптации, то могут проявляться симптомы панического расстройства, например, внезапные приступы страха, сопровождающиеся учащением сердцебиения или одышкой.

В случае с обессивно-компульсивным чувством тревоги человека мучают навязчивые идеи, и он постоянно выполняет одинаковые действия.

Относитесь к прошлому с благодарностью

Как избавиться от прошлого? Относитесь к минувшим временам не с грустью, а с благодарностью. Ведь какими бы трудными и туманными ни были прошлые события, именно им вы обязаны тем, какой вы есть сейчас. Трудности научили вас быть стойким, мужественным. Вы стали сильнее, начали проще воспринимать жизненные неурядицы.

Психологи в данном случае рекомендуют пользоваться техникой с поэтичным названием «Жемчужины мудрости». Ее суть состоит в том, чтобы проанализировать ситуацию, которая не дает вам покоя, а по итогам выписать на лист бумаги все то, чему она вас научила, как она вас изменила. Это и есть те самые «жемчужины». Поблагодарите прошлое за них и без сожаления отпустите ситуацию.

Ресурсы и ограничения

Плюсы состоят в том, что таких людей легко развеселить и привести в восторг, даже если буквально минуту назад они сидели мрачнее тучи.

Это значительно упрощает жизнь, ведь иначе они бы «выпадали» в депрессию, погружаясь в печаль, словно в болото, из которого практически невозможно выбраться.

Обычно говорят много и громко, привлекая к себе внимание. Любят животных и умиляются каждому живому существу на планете, который повстречался на их пути.

Дружелюбны, альтруистичны, но существуют в их жизни те, кого искренне ненавидят всей душой. Обидеть другого практически неспособны, но при этом могут проявить чрезмерную жестокость по отношению к врагу.

К примеру, просто равнодушно пройдут мимо, даже если тот будет молить о помощи. В то время как незнакомому человеку, попавшему в тяжёлые жизненные обстоятельства, могут отдать последнее.

Слишком хорошо – тоже не хорошо.

Увы, но черты застревания сказываются даже в случае успеха. Основным и ведущим моментом является честолюбие. Поэтому, когда всё получается и складывается как нельзя лучше, могут проявляться чувства заносчивости и самоуверенности. Поощрений и благодарности таким людям всегда мало или же они «не так» выражены.

Подозреваю вас всех!

Поскольку честолюбие всегда заставляет человека двигаться к заветной цели успеха, то помехами на пути могут быть другие личности. Причём не всегда ведь открытые враги.

излишняя подозрительностьКоллеги, которые претендуют на то же место или так же на прибавку к жалованью и при этом улыбаются и протягивают ему руку в приветствии вызывают у него непонимание. И таким образом развивается ещё одна доминирующая черта – излишняя подозрительность.

В случае же полосы неудач или если мы имеем дело ещё и с параноическим типом, подозрительность может носить просто все захлёстывающую форму.

Признаки

Признаки комплекса жертвы

У людей, которые приняли позицию жертвы, в жизни происходят почти идентичные проблемы и невзгоды. Объяснение этому кроется в психоэмоциональной нестабильности, которая всегда ведёт к одним и тем же результатам. Проблемы с социальной адаптацией, застой в профессиональном развитии, не сложившаяся личная жизнь и прочее.

Эти и другие неурядицы могут произрастать из комплекса жертвы, явными признаками которого является следующее:

  • вы будто утратили контроль над собственной жизнью;
  • не ощущаете себя самостоятельными (вынуждены принимать важные решения, заручившись чьей-то поддержкой или получив одобрение);
  • часто испытываете чувство тревоги, занимаетесь самоуничижением (отличаетесь низкой самооценкой, постоянно сомневаетесь в себе);
  • нередко чувствуете себя виноватыми даже перед посторонними людьми (грызёте себя за то, что сделали или, наоборот, отказались делать).

Причины возникновения

Точные причины, которые вызывают развитие психопатологии, не известны. Существует несколько взглядов, описывающих процесс ее возникновения. Согласно первой теории, формирование застревающего характера параноического типа – это генетическая предрасположенность.

Дополнительная информация. Учеными было установлено, что близнецы практически в одинаковой мере проявляют паранойяльные черты. Это позволяет утверждать о наследственном предрасположении к параноическому типу.

Достаточно часто застревающий тип акцентуации встречается у тех людей, у кого близкие родственники страдали от психических расстройств. Минус этой теории заключается в неизбежности ситуации. Согласно психоаналитической теории, застревающий характер параноического типа формируется в раннем детстве.

Строгое воспитание

Строгое воспитание

Важно! Особенно это касается детей, которые воспитывались в авторитарных семьях, где присутствовали строгость, требовательность, унижения и физические наказания.

Из-за такого подхода к воспитанию у малыша постепенно терялось доверие сначала к родителям, затем к другим людям. В период взросления у такого ребенка постепенно формируется защитный механизм, состоящий из агрессии и недоверчивости. Также появляется привычка винить во всех неудачах окружающих людей.

Шизоидный

Отличающая характеристика – частое принятие алкоголя, который не дарит им ощущения эйфории.

Недостатки:

  • Неразговорчивость;
  • Редко открываются другим людям;
  • Тяжело налаживают контакты с другими.

Позитивные черты:

  1. Умение сопереживать.
  2. Богатый внутренний мир.

Они постоянны и чувствуют себя в одиночестве как рыба в воде.

7

Как реагирует организм?

Одновременно с изменениями высшей нервной деятельности происходят гуморальные сдвиги (повышенное выделение адреналина, гипергликемия, повышение свертываемости крови и др.), возникающие при реакциях страха, гнева. При больших эмоциональных нагрузках происходит перестройка внутренней среды организма, связанная с функциями гипоталамусно-гипофизарно-надпочечной системы. При длительном состоянии невроза  страдают многие системы и органы: появляются неприятные ощущения в ЖКТ, например, синдром раздраженного кишечника.

Стресс приводит к повышенному уровню холестерина (экстремальная ситуация — про запас!). Могут появиться проблемы и в работе сердечно-сосудистой системы, такие как аритмия, скачки артериального давления, тахикардия (учащенное сердцебиение). Появляются головные боли, боль в мышцах и суставах, головокружение и потливость. Впоследствии могут развиться нарушения работы гормональной, иммунной системы. Иммуносупрессия приводит к активизации вирусов, микробов и паразитов, человек всё чаще болеет, появляется постоянная усталость, экземы, псориаз, нейропатические боли, что рано или поздно вынуждает человека обратиться к врачу. Вместе с тем, ухудшение соматического состояния начинает рекурсивно влиять на интенсивность невроза, добавляя к имеющимся факторам переживания по поводу ухудшения здоровья, нарушения сна и качества жизни в целом.

Что обычно делает человек в таком случае? Идет к врачу. Терапевту, кардиологу, гастроэнтерологу, дерматологу. Какой итог лечения по отдельности гастрита/тахикардии/экземы? Сомнительный, такое лечение едва ли сильно влияет на причину, а борется лишь со следствием. При этом нарушается обратная связь (организм-гипоталамус), и не получая адекватного ответа, гипоталамусно-гипофизарно-надпочечная система начинает ещё больше активизироваться (причина ведь никуда не делась), что приведет к ещё большему сдвигу адаптационного гомеостаза, и механизмы будут разбалтываться ещё сильнее.

Всегда нужно помнить, что в большинстве случаев болезнь (в особенности та, которая возникла как бы «без явных причин») несет в себе определенный контекст (послание), в котором организм пытается достучаться до сознания и сообщить о том, что его ресурсы иссякли и компенсаторные механизмы уже не справляются.

Воображаемый провал

В том случае, если есть и зрительный вектор, ситуация становится еще более пагубной. Зрительный человек по своей природе очень эмоционален и обладает богатым воображением. В нем от рождения заложен сильнейший страх смерти, который по мере взросления должен превратиться в способность к сопереживанию другим. Если же этого не происходит, человек продолжает наполняться страхом и раскачиваться эмоционально.

В результате анально-зрительный человек имеет патологический страх опозориться, плохой опыт, невозможность достичь идеала в работе. И все это усугубляется страхом зрительного вектора, который рисует в воображении картины провала, позора и нелепых ситуаций из-за совершенных оплошностей и ошибок.

Все это вместе делает человека патологически неуверенным в себе. Он отказывается от реализации и от жизни среди людей, потому что уже заранее чувствует, что это не обернется ничем хорошим. Что он наделает ошибок, попадет в нелепую ситуацию и опозорится перед людьми.

Психастенический

Минусы:

  1. Очень самокритичны.
  2. Постоянно анализируют свои поступки.
  3. Колеблются в выборе.
  4. Боятся брать ответственность.

Плюсы:

  • Внимательность;
  • аккуратность;
  • надежность;
  • рассудительность.

8

Эгоцентризм — главная черта демонстранта

О чем чаще всего говорят истероиды? О себе, о своей жизни, о достижениях, предпочтениях. О других людях вспоминают вскользь или сравнивая с собой («У нее голос такой медленный, как у меня», «Ее платье очень похоже на мое, только короткое, синее, с узорами…» и т. д. — по факту эта вещь может быть совершенно другой).

Они не упускают возможности себя прорекламировать или спровоцировать собеседника на похвалу. Человек может не нравиться совершенно, но в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что густо осыпаете его комплиментами. Если вы личность не конфликтная, то такая реакция абсолютно естественная.

Если же вы не привыкли скрывать свое недовольство, то собеседником демонстративного типа это воспримется как угроза, и тут же сработает механизм вытеснения.

На войне все средства хороши

Так же такому типу личности характерны упрямство и такое понятие как «я всегда прав». Он обладает очень низкой внушаемостью со стороны, и, если и может кого-то послушать, так это явно признанного своего руководителя, от которого финансово зависим. Однако часто не согласен даже с ним. Но, несмотря на это, способен добиться грандиозного успеха.

Во-первых, он действительно обладает завидным упорством и работоспособностью. Во-вторых, он реально требователен к себе и готов приложить максимум усилий к самосовершенствованию. В-третьих, он готов так же «драть три шкуры» с других, даже коллег, которые ему официально не подчиняются. Это зачастую нравится работодателю.

Любовь и дружба

Застревающему типу личности тяжело угодить, поэтому у него крайне ограниченный близкий круг. И достаточно малейшей «искорки», которую вы даже не заметите, но которая навсегда вычеркнет вас из этого близкого круга. В принципе, такой человек достаточно конфликтный. Но, эти конфликты воспринимаются им же скорее, как вариант защиты. Правда другие не всегда это воспринимают именно так, поскольку ответ по силе явно не соответствует нанесённой обиде или ущербу.

ущемлённое самолюбиеВ случае же семейных отношений, наиболее частой фразой такого человека будет «не так». Те так глянули, не так сделали, не так сказали, не так подали или не подали. Кроме того, в связи с тем, что он легко уязвим и раним, такая личность может быть крайне ревнива. Причём ревность эта идёт не из реальных действий партнёра, а из восприятия им действий или даже каких-то «отголосков» и «предпосылок».

Просто в основе, как мы уже знаем, лежит ущемлённое самолюбие, с которым у такого человека проблемы. А не реальные поступки партнёра. Поэтому и убедить в своей невиновности партнёру совсем не просто. Чем сильнее он оправдывается, тем сильнее подозревается. Кстати, ревность может возникать не только на уровне личностных отношений. Такой тип личности может ревновать к работе, на которой, по его мнению, партнёру интереснее, чем с ним. Или к успеху.

Хотя нельзя вывести лишь одну универсальную картину его поведения. Если, как мы упомянули ранее, человек будет успешным, он может быть более терпимым к близким. Кроме того, багаж его знаний не может оставить равнодушными многих людей.

В случае, если же такой человек остаётся не оценен и совсем не может реализоваться, он способен часами напролёт жаловать-перемалывать одну и ту же проблему изо дня в день, высказывая при этом не лестные отзывы про окружающих.

Эпилептоидный

  1. Авторитарный, раздражительный, агрессивный, ревнивый, вспыльчивый тип.
  2. Может проявляться скрупулезность, чрезмерная правильность, педантизм, вызванный собственной инертностью.

злая девушка

Такие люди хотят быть лучше сверстников и не переносят неподчинения им. Но они очень тщательны и пунктуальны.

9

Преодолей кризис

Рассматриваемый термин широко использует в своих статьях и лекциях популярный семейный психолог Павел Зыгмантович. Под этим термином понимается ситуация, при которой человек сталкивается с кризисом и не может его преодолеть. Происходит «застревание», остановка психологического развития человека в том психологическом возрасте, в котором произошел кризис, не позволяя ему развиваться дальше.

Нельзя сказать, что такое состояние случилось навсегда: нередко бывает, что текущие события или следующие кризисы выпихивают человека из застревания, и он, возможно и против своей воли, вынужден двигаться вперед. Но текущие ситуации должны быть при этом суровыми, вплоть до экстремальных, например, стихийные бедствия, боевые действия и тому подобное. «Застреваний» при этом может быть много, каждый кризис провоцирует у человека отдельное явление. Однако надо учитывать и то, что само понятие роста и развития человека предполагает это прохождение череды кризисов, так что такие «застревания» неизбежны.

Гипертимный тип

Отличаются жизнерадостностью, бодры и энергичны. Они привлекают окружающих неисчерпаемым оптимизмом, щедростью и отзывчивостью.В коллективе принимают на себя лидирующие позиции, любят большие компании.С ними легко найти общий язык, они отличаются выраженной жестикуляцией и ярко выраженной мимикой.Гипертимы всегда хотят что-то делать, им не свойственно пассивное проведение времени. Для них трудно переносить монотонную деятельность и строгую дисциплину.Не могут выполнить дело, если становится не интересно, они бросают на полпути.

Школа

В школьном возрасте развиваются трудолюбие и любовь к работе. Если на этой стадии возникнут сомнения относительно способностей ребенка, возникнет угроза его желанию продолжить учебу, что вызовет чувство неполноценности, которое в будущем подорвет его или ее способность быть активным и продуктивным человеком в обществе.

Пчёл не боюсь, поэтому повесил на огороде уютный домик из 5 досок: инструкция

Отдых во время COVID-19: эксперты рассказали, как путешествовать безопасно

Новый Rivian R2X: вероятно,это будет хардкордный электрический внедорожник

Если дети воспринимают школьные победы и работу как единственные критерии, определяющие успех, во взрослом возрасте они, вероятно, станут так называемой «рабочей массой», для которой характерна заранее установленная иерархия.

Поэтому я предлагаю протянуть руку помощи своему внутреннему ребенку и помочь ему расти. Чтобы сделать это, посмотрите на себя как ребенка или просто подумайте о ребенке, который живет внутри вас. Сколько ему лет? Какой он? Что он думает? Кто рядом с ним? Что его беспокоит?

Что же с этим всем делать?

Как выйти из состояния застревания? Если вас интересует этот вопрос, значит эта тема точно не про вас! Иногда можно встретить на приёме клиентов, которые сами ставят себе такой, то ли диагноз, то ли ярлык. При этом их рассказ начинается с действительно сильного эмоционального потрясения, от которого они не могут оправится аж (!) две недели. Поэтому спешу успокоить таких клиентов: ваши проблемы действительно сложные и должны решаться на приёме у психолога. Но, это совсем другое и к застревающему типу не имеет отношение.

Кстати, если ваш муж бросил вас с долгами и двумя детьми, благополучно перекочевав к молодой любовницы. И вы, встретив его через год, готовы его побить —  даже это не застревание! Потому что голодные дети каждый день и выплаты каждый месяц являются дополнительными аффективными добавками, а, как мы помним из текста, у застревающего типа аффект держится без них.

на приеме у психологаНа что же могут пожаловаться люди, которые действительно имеют такую акцентуацию? Конечно, на непонимание и жестокость мира. Психологическая работа в этом случае возможна. Но, она будет долгой и трудной.

Во-первых, психологу стоит с одной стороны не выпадать с круга доверия, с другой – не превращаться лишь в ухо для жалоб, в-третьих – сохранять дистанцию, чтобы не быть втянутым в ближайший круг. В этом случае такой человек может просто начать подменять в своём представлении профессиональное умение слушать и принимать его позицию, личностной заинтересованностью. Ведь ему постоянно хочется найти человека, понимающего и ценящего его.

Безусловно, степень выраженности акцентуации может быть различной. И, как мы уже отмечали, сами такие личности могут хотеть снизить свои эмоциональные реакции, которые их истощают. Поэтому, можно понемногу научить человека тому, что весь мир не собирался его оскорблять. Таким образом он научится более адекватной реакции.

Но, если эта акцентуация доминирует и ярко выражена, то человек, скорее всего, долго не задержится в терапии и сам будет искать своё место в жизни со своими установками и недостатками.

Хотя, все мы обладаем какими-то недостатками. Поэтому, конечно, не хотелось бы выставлять личностей с такой акцентуацией совсем уж такими прямолинейными и негативными. Все они разные и многие из них могут стать дорогими нашему сердцу, просто со своей особенностью восприятия.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

4

Особенности

По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный – в раннем детстве, а гипертимный – в подростковом возрасте.

Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы ). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.

В развитии акцентуаций характера выделяют две группы изменений: преходящие и стойкие. Первая группа подразделяется на острые эмоциональные реакции, психоподобные нарушения и психогенные психические нарушения. Острые аффективные реакции характеризуются тем, что такие люди наносят себе повреждения разными способами, имеются попытки самоубийства (интрапунитивные реакции). Такое поведение встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуации.

Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.

У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.

На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую. Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста. К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.

Неустойчивый

  1. Очень ленивые люди, у которых нет желания учиться или работать.
  2. Они хотят развлекаться, праздновать и бездельничать, а не думать о будущем.

Их мечты – лишиться контроля и стать представленным самому себе.

Эти личности просты и услужливы.

12

Акцентуация личности тесты

Перечень клинических форм акцентуаций и психопатий не стандартизован, разные авторы описывают от 6 до 12 и более единиц.

Смотреть типы акцентуаций по К. Леонгарду:

  • К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

Гипертимический тип. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Самооценка повышена, характеризуются недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.Дистимический тип. Отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Добросовестны, располагают обостренным чувством справедливости.Аффективно-лабильный тип. Это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин.Экзальтированный тип. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность; реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязаны к близким, друзьям. Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству, природе, переживания религиозного порядка.Тревожный тип. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре.Эмотивный тип. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность.

  • К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

Демонстративный тип. Характеризуется демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов, артистизмом. Склонен к фантазерству, позерству и притворству. Обладает повышенной способностью к вытеснению, может полностью забывать то, о чем знать не желает, что расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает без угрызений совести. Ложь, притворство направлены на приукрашивание себя. Им движет жажда постоянного внимания (пусть даже негативного) к своей особе. Данный тип демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешне мягкой манере общения).Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, в то же время сильно реагирует на любые проявления нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, скрупулезен, чистоплотен, добросовестен. Усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.Застревающий (аффективно-застойный) тип. Данный тип характеризуется высоким уровнем задержки аффектов — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, инертен в моторике. Склонен к затяжным конфликтам, четко определяет круг врагов и друзей. Подозрителен, отличается мстительностью. Проявляет большое упорство в достижении своих целей.Возбудимый тип. Для данного типа характерны недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловесность поступков, замедленность психических процессов. Труд и учеба не являются для него привлекательными, равнодушен к будущему. Целиком живет в настоящем. Повышенная импульсивность гасится с трудом и может быть опасна для окружающих. Может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

  • К личностному уровню были отнесены типы:

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью.Интровертированный тип. Живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько представлениями. Внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если разумная степень интровертированности способствует выработке самостоятельного суждения, то сильно интровертированная личность живет большей частью в мире нереальных идей. Излюбленная пища для мышления интровертов — проблемы религии, политики, философии. Малообщителен, держится в стороне, общается по необходимости, любит одиночество; погружен в себя, о себе рассказывает мало, свои переживания не раскрывает. Медлителен и нерешителен в поступках.

Опросник Шмишека. Акцентуация характера

Самой известной модификацией теста Леонгарда является методика Ганса Шмишека. Ганс (Ханс) Шмишек – немецкий конфликтолог. В 1970 году он предложил опросник «Краткая анкета для оценки акцентуированных личностей». А кцентуации характера, определяемые по ней, соответствуют классификации Леонгарда. 

Оригинальное название – Hans-Jürgen Schmieschek, «Fragebogen zur Erfassung akzentuierter Persönlichkeiten»  (нем. «Анкета для записи акцентированных личностей»).
Впервые русскоязычная адаптация выполнена В. М. Блейхером в 1973 году.
Существует большое количество более поздних вариантов перевода опросника, здесь приведен один из них.

Стандартная, наиболее распространенная версия теста Леонгарда-Шмишека состоит из 88 вопросов.

Расширенная версия состоит из 98 (или 97, в зависимости от источника) вопросов. Разница в дополнительной шкале искренности ответов с добавлением соответственно 10 или 9 вопросов.

Адаптация детской версии выполнена И. В. Крук в 1975 году.
От взрослого варианта отличается только формулировкой вопросов.

Диагностика акцентуаций характера (А.С. Прутченков, А.А. Сиялов)

Диагностика акцентуации характера детей и подростков (опубликована в книге «Эй ты, пароноик!», первая публикация в 1994 г.). Результаты будут представлены в виде аутентичной оригинальному тесту диаграммы (при разрешении экрана ~ПК).

Интерпретация с описанием акцентуаций — после прохождения теста!

Читайте больше по теме:

Блок 3. Что такое инициатива?

Инициатива – это проявление социальной активности, при которой человек выступает побудителем осуществления деятельности.

1. Инициатива в переговорах нередко определяет конечный успех и получение доступа к целевым ресурсам.

2. Инициативный переговорщик начинает «играть белыми».

3. Инициатор определяет направление, характер, продолжительность, локальность, содержание, процессуальность взаимодействия.

4. Инициатор «разворачивает» свой проект виртуальной реальности и наполняет концептами/образами смысловые контейнеры.

5. Инициатор проводит настройку противоположной стороны и фиксирует контексты, выгодные для себя.

6. Инициатор в процессе переговоров своим «проходом» обозначает персональную ответственность за развернутые сценарии. Груз ответственности компенсируется высокой вероятностью получения целевого результата.

7. Инициатор атакует оппонента.

Истероиды в детстве

Ярким примером демонстративного типа личности можно считать «примерных» учеников. В раннем возрасте истероиды часто являются любимцами учителей, ведь шалости делают втихаря, а если поступки вылазят наружу, то им особого значения преподаватели не придают — с кем не бывает. Они ответственно выполняют все указания взрослых, потому что от их одобрения или порицания зависит статус и дальнейшая судьба. Но «примерный» ученик не упускает возможность подставить своих сверстников. Об этических нормах вспоминает только на публике.

В подростковом возрасте истероиды стремятся к лидерству. Если по каким-либо причинам не могут оказывать влияние на детей, то примыкают к «звездам» класса или школы и быстро завоевывают чувство симпатии и доверия. Далее стремятся покорить учеников, чтобы иметь над ними власть и «подпитываться» похвалами.

Если обладателям данной акцентуации не хватает нужных лидерских качеств, они компенсируют это дипломатическим подходом: выбирают влиятельных личностей и индивидуально с каждым беседуют, часто наполняя разговор тонкой клеветой. После нехитрой процедуры нормальный психологический климат рушится, у участников юного коллектива появляется недоверие друг к другу, но остается доверие к демонстранту. Пока они переосмысливают недавно услышанную «правду» и косо смотрят друг на друга, истерик берет власть в свои руки и остается единственным связующим звеном. Данный метод используется им и во взрослой жизни.

демонстративный тип личности пример из литературы
Смотреть галерею

Поговорите

Возьмите лист бумаги и две ручки разного цвета, одну левой рукой и другую — правой. Если вы — правша, вашей правой рукой будет ваша взрослая личность, а левой — ваш ребенок. Если вы левша, все будет наоборот.

Теперь разговор только между вами и вашим внутренним ребенком. Кто говорит первым? Как начинается разговор? Ответы могут быть неожиданными и удивительными.

В это время, когда вы нашли своего внутреннего ребенка и разговариваете с ним, настало время начать отношения. Говорите сколько хотите, спросите, нужно ли ему что-нибудь, и дайте ему то, что он просит. Назовите его по имени (ваше), говорите сладкие и любящие слова, выражайте свою любовь и вносите предложения. Будто родитель, которого вы хотели бы иметь в этом возрасте.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Эмотивный тип

Отличаются повышенной чувственностью, для них характерны глубокие чувственные переживания и повышенная эмоциональность. В отличие от экзальтированных личностей, не выражают во вне свои чувства, а накапливают их.Они испытывают глубокие переживания от различных жизненных впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Избегают конфликтных ситуаций и не склонны к выяснениям отношений.Стараются сдержать внутри себя все эмоции, но не всегда у них это удается, плаксивы и чувствительны.Их характеризует отзывчивость и сопереживание, не только близким людям, но и вымышленным персонажам литературы и фильмов. Грубость других провоцирует стресс и способна привести к душевному потрясению.

Эмотивный

  1. Всегда и обо всем переживают, при этом – в больших масштабах.
  2. Они никогда не выясняют отношения.
  3. Не делятся своими переживаниями.

Они отзывчивы, ранимы. Всегда переживают не только за близких и родных, но и за героев фильмов, книг.

Эмотивы очень не любят злость, агрессию, суету.

18

Интровертированный

  1. Он может не взаимодействовать с внешним миром, зато полностью погрузиться во внутренний.
  2. Интроверт более сильный, упрямый и стойкий к факторам из вне.
  3. У него узкий круг интересов и маленькое количество друзей.
  4. Защищает свое мнение до конца.
  5. Склонен к философствованию.

Заключение

Заключение

Существует большое количество тестов для определения собственной акцентуации характера. Например, опросник Шмишека. Такие тесты даже онлайн позволяют определить свои ярко выраженные черты характера.

Не нужно переживать из-за недостатков какого-то из видов акцентуации – все они находятся в пределах нормы и являются показателями вашего нрава.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...