Афазия моторная, сенсорна, амнестическая — симптомы, лечение

Содержание

Причины афазии

Афазию вызывает поражение области головного мозга, отвечающей за речевое развитие. Эти поражения могут быть спровоцированы различными причинами, к которым относятся:

  • опухоли головного мозга;
  • геморрагические и ишемические инсульты;
  • травмы: ушиб головного мозга, сотрясение, операции на головной мозг и др.;
  • абсцесс, энцефалит и другие воспалительные заболевания головного мозга;
  • заболевания ЦНС: болезни Альцгеймера и Пика, рассеянный склероз, эпилепсия и др.;
  • энцефаломиелит;
  • интоксикация;
  • врожденные или хронические дефекты.

В группе риска находятся люди с неблагоприятной наследственностью, повышенным артериальным давлением, болезнями сердца, атеросклерозом головного мозга, пожилые люди.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше.
Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. Моторная (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная. Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).

типы афазии

Характеристика патологии

Всеми функциями в организме человека заведует головной мозг. Орган контролирует поступающую к нему информацию и вырабатывает адекватный ситуации ответ.

Головной мозг находится в полости черепа и подразделяется на несколько отделов. Самым новым из них является кора, состоящая из совокупности отдельных структур, называемых извилинами. Каждая из них ответственна за реализацию определённых аспектов существования организма.

Речевая функция присуща только человеку. В головном мозге нет единого центра-анализатора, ответственного за формирование осмысленных устных и письменных фраз.

Схема строения нервных центров речи

Афазия — следствие поражения коры головного мозга

Центральным отделом, осуществляющим обработку всей поступающей извне информации, является постцентральная извилина коры головного мозга. К её клеткам стекаются нервные импульсы, рождённые в зрительном, слуховом и других видах анализаторов. Реакции человека на окружающую действительность имеют своё начало в предцентральной извилине. Воспроизводство речи формируется в её нижней части (зоне Брока). За слух и память ответственны структуры трёх височных извилин.

Афазия — медицинский термин, описывающий утрату ранее сформированной речи по причине поражения патологическим процессом одного или нескольких центров-анализаторов в коре головного мозга.

Необходимо отметить, что термин «афазия» применим к детям по достижении трёхлетнего возраста. Отсутствие речи с рождения в науке носит название алалии.

Афазия как следствие патологического процесса может возникнуть в любом возрасте, однако основную группу риска составляют люди старше 50 лет. Расстройства речи, возникшие в возрасте пяти — семи лет, способны привести к полной и необратимой её потере.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия

Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь

При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично.

Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.

Обычно у больных нет осознания своего дефекта. Писать и читать они тоже толком не могут, не различают буквы, где «с» где «з», не понимают различия в написании слов «сок», «бок».

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическаяафазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основележит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностьюслуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушениемвозможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:рука-дом-небо и т.д.)

Приакустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основнымдефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторнаясторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудностикоммуникации. Слухоречевую память этих больныхотличает большая инертность.

Нарушениеобъема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностямпонимания при этой форме афазии длинных,многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудомориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложнойречевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятиимузыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении такихметодов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптическойафазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, – возникают трудностиудержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднениизрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с егозрительным представлением. Зрительное представление о предмете становитсянеполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больныепонимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они нетолько многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишьфрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилуетвербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменнойречи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивногоаграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативнаясторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста поддиктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевойпамяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбойповторить каждый фрагмент фразы.

Приакустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Сопутствующие заболевания

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией, в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки — каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание МДП. Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до её развития.

Приём невролога в наших клиниках

м. «Дунайская» Дунайский проспект, дом 47

м. «Ладожская» Проспект Ударников, дом 19

м. «Ленинский пр-т» ул. Маршала Захарова, дом 20

м. «Пр-т Просвещения» Выборгское шоссе, дом 17

Моторная афазия

Моторная афазия Брока – это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного

В диагностике афазии выделяют два этапа. Для установления причины патологии, локализации очага поражения врач-невролог использует следующие методики:

  • тщательный опрос пациента — для выявления всех этапов развития заболевания;
  • измерение артериального давления;
  • запись электрокардиограммы — для выявления мерцательной аритмии;
    ЭКГ при мерцательной аритмии

    Мерцательная аритмия — основная причина эмболического инсульта

  • неврологический осмотр — для обнаружения сопутствующих расстройств двигательной и чувствительной функций;
  • электроэнцефалография — для графического отображения электрических сигналов головного мозга;
    Электроэнцефалография

    Электроэнцефалография — процедура изучения электрической активности мозга

  • компьютерная (магнитно-резонансная) томография — для локализации очага поражения коры и установления его размеров;
    Томографическое изображение очага ишемического инсульта

    Компьютерная томография позволяет точно определить локализацию и размер патологического очага

  • ультразвуковое исследование сосудов шеи — для определения наличия атеросклеротических бляшек и степени нарушения кровотока.

Изучение всех компонентов устной и письменной речи проводится логопедом-дефектологом:

  • исследование воспроизведения устной речи позволяет оценить произношение отдельных звуков, слов и фраз, построение предложений, пересказ текста;
  • диагностика восприятия речи помогает выявить сенсорные формы афазии при выполнении устных команд, повторения текста;
  • анализ письменной речи даёт возможность определить сохранность функции чтения, написания звуков и слов.

Дифференциальная диагностика проводится со следующими заболеваниями:

  • психические нарушения;
  • расстройства слуха;
  • умственная отсталость;
  • алалия;
  • дизартрия.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии пациент абсолютно или частично не воспринимает и не понимает речь других людей, не может читать вслух. Он может разговаривать, употребляя знакомые слова, но сложные и новые произнести не может. Для патологии характерны постоянные повторы слов или отдельных конструкций, быстрая «смазанная» речь. При этом пациенты не осознают, что их речь несвязанная и непонятна другим людям.

Отрывок, характеризующий Афазия Вернике

– Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n’ai pas voulu l’offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась. Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется». Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную. – Вы очень добры, – сказала она ему. – Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства! Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу. В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо. – Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера. – AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.

Методы диагностики

Моторная и сенсорная афазия, а также другие формы патологии диагностируются после того, как будет проведено комплексное обследование у следующих врачей:

  • логопеда;
  • невролога;
  • нейропсихолога.

Афазия имеет различные причины появления, поэтому лечение пациенту надо назначать индивидуальноСпециалисты в первую очередь изучают анамнез больного, учитывая симптомы и факторы, приведшие к этому заболеванию. Обязательно осуществляют неврологический осмотр, во время которого выявляют дефект речевой функции и другие неврологические признаки. Психолог оценивает речь больного и планирует будущий курс коррекции.

Дополнительные диагностические мероприятия заключаются в проведении электроэнцефалографии, чтобы оценить электрическую активность разных отделов мозга. Также применяют методы магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Для восстановления речевой функции требуется курс реабилитации, который включает в себя занятия с психологом и логопедом. Скорость восстановления во многом зависит от возраста пациента и степени тяжести недуга.

Таким образом, афазия – это довольно редкое заболевание, связанное с проблемами речи. Такая патология очень сложная, потому что включает в себя комплекс расстройств. Существуют различные разновидности афазии, а лечение заболевания должно быть комплексным.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Коррекция сенсорной афазии

На основе результатов проведенного обследования для каждого конкретного случая сенсорной афазии разрабатывается индивидуальная программа комплексного лечения. Обычно в него входят:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются ноотропные и нейротрофические препараты, комплекс витаминов. При угрозе отека головного мозга вводят осмодиуретики через капельницу, прописывают мочегонные препараты. Пациентам с инфекционными поражениями головного мозга необходимо пройти лечение медикаментами, разработанными для борьбы с возбудителями болезни. В случае выявления психических отклонений могут быть назначены психотропные препараты.
  • Арифметические и логопедические занятия. Упражнения подбираются в соответствии с картиной заболевания. Методики направлены на восстановление зрительного и слухового восприятия, логического мышления, способности к концентрации. Пациент проговаривает сначала короткие, затем сложные фразы, решает арифметические задачи. Хорошие результаты дает работа с предметными картинками, соотнесение изображений и текста, простые диктанты. Занятия должны проводиться ежедневно, поэтому без помощи близких пациенту не обойтись. Часто развивающие детские пособия могут быть использованы для восстановительных занятий при сенсорной афазии у взрослых.
  • Психотерапия. Речевые нарушения, вызванные афазией, становятся причиной угнетенного психологического состояния у пациента. Больше остальных страдают дети, которые не могут влиться в социальную среду и вынуждены терпеть насмешки сверстников. Позитивная дружелюбная обстановка в семье и твердая поддержка близких имеют огромное влияние на результативность терапии. Замечено, что прогресс у больных афазией часто возникает после общения с животными — лошадьми, собаками, кошками. По возможности рекомендуется завести домашнего питомца.

Прогнозы лечения могут быть разными в зависимости от тяжести и типа сенсорной афазии.

Негативными факторами считаются пожилой возраст, патологии кровообращения, наличие не подлежащих удалению внутричерепных опухолей.

Для молодых физически крепких людей, чье заболевание было спровоцировано травмой или лакунарным инсультом, вероятность полного восстановления близка к стопроцентной.

Наша Речь

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

Логопедическая диагностика афазии

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Лечение афазии

Лечение афазии в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно – педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Если у Вас или Ваших близких существуют проблемы с речью, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия»  Ротберт Элла Борисовна, которая поможет подобрать оптимальную методику  коррекции речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать  окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. 

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. 

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание  окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Небольшое вступление

Речь — это один из основополагающих видов когнитивной работы мозга человека. По количеству воспринимаемых сведений она занимает второе место после зрительного нейросенсорного аппарата и контролирует коммуникативную деятельность. Неудивительно, что без речи общение становится менее продуктивным и информативным. Порок речевой функции, появившийся при наличии у пациента умения разговаривать, зовется афазией и представляет собой острую социальную проблему.

Существует множество серьезных неврологических патологий, способных привести к развитию этого заболевания и других отклонений.

Амнестическая афазия

При данном расстройстве поражаются задние отделы теменной и височных извилин. Здесь нарушается способность человека к называнию предметов и конкретных слов. Если человека, страдающему амнестической афазией, попросить назвать тот или иной предмет, например находящийся в комнате – он не сможет этого сделать. Мысленно он знает, как называется этот предмет, но озвучить не может.

Осложнения и прогноз

Прогноз лечения при афазии всегда осторожный. Возможность восстановления речи, как правило, зависит от основного заболевания и размеров патологического очага. Осуществление хирургического вмешательства преследует цель исключить сдавление речевых центров мозга. Операция может привести к следующим осложнениям и последствиям:

  • значительная потеря крови;
  • инфицирование и последующее нагноение раны;
  • повреждение соседних структур мозга с появлением новых неврологических симптомов;
  • тотальная потеря речи и необратимое обездвиживание;
  • летальный исход.

Особенности детской афазии

девочка говорит

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии — родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – этонарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,иннервации речевого аппарата.

Клиническиеформы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отделдвигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушаетсязвукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятностьпроизношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлениемхарактерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи такженарушаются.

В зависимостиот локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификациядизартрии по Е.Н.Винарской.

Бульбарнаяформа дизартрии

Обусловленапоражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялыепараличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений -произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носитьочаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действиятех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствампроизношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимыхзвуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительныепризвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятностьречи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезовв оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарнаяформа дизартрии

Возникает припоражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Приданной локализации очага пораженияхарактерны спастические параличи с нарушением управления произвольнымидвижениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковомуровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционномотношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяетсяповышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка,слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голоснемодулированный.

Экстрапирамиднаядизартрия

Являетсяследствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусоммышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаютсяпри усложнении движения и повышенияуровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаютсярасстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушенияпросодических компонентов речи.

Корковаядизартрия

Следствиеочаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такиенарушения как дезорганизация сложныхдвигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все егоэлементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может бытьсаливация.

Мозжечковаядизартрия

Возникает припоражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушениятемпа и плавности речи.

Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» — ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» — активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» — комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» — препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Афазия: советы родственникам

Потеря способности говорить беспокоит и расстраивает больных. Многие реагируют отчаянно или агрессивно, у некоторых даже развивается депрессия. Пациенты с афазией также должны приложить усилия, чтобы выразить себя и понять других. Поэтому они часто быстро истощаются и нуждаются в большом отдыхе.

Для тех, кто страдает афикой, особенно трудно, если их окружение считает их умственно отсталыми и покровительственными. Поэтому важно уважительно относиться к афазикам, чтобы они не потеряли полностью уверенность в себе и свой жизненный интерес.

Следующие советы помогут вам справиться с афазикой:

  • Будьте терпеливы: людям с афазией нужно время, чтобы перехватить содержание разговора. Говорите медленно, используйте простые предложения и делайте перерывы.
  • Не вынимайте слово из уст афазика: люди, страдающие афазией, часто говорят нерешительно и проводят много времени в поисках слов. Подождите, не найдет ли афазик термин, который вы ищете, потому что каждое языковое чувство достижения важно для него. Он часто преуспевает в выражении себя, если ему достаточно времени. Если к афазике обращается третья сторона, вам следует противостоять искушению ответить за него.
  • Облегчите общение: говорите медленно и четко и подчеркните то, что вы сказали, через выражения лица и жесты. Убедитесь в понимании: если вы не уверены, что правильно поняли человека с афазией, задайте простой вопрос «да / нет»: «Вы говорите о миссис Шульце?». Если заинтересованное лицо кажется растерянным, активно спрашивайте, все ли он понял.
  • Не исправляйте слишком много: люди, страдающие афазией, часто боятся языковых ошибок и поэтому не смеют говорить. Постоянная коррекция усиливает этот страх.
  • Устраните источники помех:  Люди с афазией имеют проблемы с концентрацией внимания на нескольких вещах одновременно. Если в беседе участвуют несколько человек, не всех следует смущать. Также отвлекающие источники шума, такие как радио или телевизор, должны быть отключены во время разговора.
  • Облегчите контакт с другими: многие люди не знают, как бороться с афазикой. Поощряйте их говорить с заинтересованным лицом и делиться своими знаниями и опытом по афазии.

Вас также может заинтересовать

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

афазия восстановление

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному  реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.
Клинический институт мозга

Рейтинг: 4/5 – 11 голосов

Осложнения

— Депрессия.

Поскольку потеря способности общаться может быть разрушительным опытом, депрессия является распространенным осложнением афазии. Кроме того, многие состояния, связанные с заболеванием, такие как инсульт или болезнь Альцгеймера, могут изменить химический состав мозга человека, делая человека более уязвимым депрессии.

— Катастрофическая стрессовая реакция.

Многие люди с афазией испытывают повторяющиеся эпизоды того, что называется катастрофической стрессовой реакцией. Это когда человек внезапно испытывает всепоглощающее чувство разочарования, гнева, депрессии или общих чувств из-за того, что не могут справиться со своей непосредственной ситуацией.

Признаки катастрофической реакции включают:

  • тревожность;
  • агрессия;
  • плачет или неудержимых смех;
  • крики;
  • упрямство.

Катастрофическая реакция часто запускается, когда человек с афазией остро осознает свои трудности в общении. Поэтому это может произойти в начале курса речевой и языковой терапии.

Если кто-то из близких испытывает катастрофическую реакцию, вы должны сохранять спокойствие, насколько это возможно, и пытаться убедить его, что эти чувства пройдут и что все будет хорошо.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

больные афазией

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...