8 советов, которые помогут ребенку справиться со страхами и тревогой

Содержание

Что такое страх

Классическая психология интерпретирует страх как личностную эмоцию (внутреннее кратковременное чувство), современная психология нередко относит это явление в категорию чувств человека (внутреннее стабильное и длительное переживание). Так чем же действительно является страх: это чувство, или эмоция?

Четкого разделения этих понятий не существует. С одной стороны, страх – эмоция, носящая быстропроходящий характер и направленная на мобилизацию защитных источников человеческого организма. С другой – чувство, длящееся долгое время, периодически пропадающее и возникающее, способное к различным метаморфозам; оно несет явный деструктивный характер и является порождением сознания человека.

В главном же взгляде на страх и природу его возникновения эти направления психологической науки едины: по мнению психологов, страх представляет одну из базовых врожденных типов реакции сокровенного человека на внешний мир и его раздражители.

Следите за своей реакцией на страхи ребенка

Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.

Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.

Тревожные дети всё это чувствуют сильнее остальных и понимают, что боятся не зря, ведь даже родители обеспокоены.

Новая няня (от 5–10 месяцев до 5 лет)

Почему дети боятся? Для малыша беспокойство вблизи кого-то незнакомого − способ показать, что он понимает: этот человек − не мама и не папа.

Дело не в том, что няня чем-то пугает ребенка, а в том, что кроха доверяет только близким людям, которых знает давно. Но наступают моменты, когда приходится сталкиваться с «чужаками», которые выглядят, говорят и пахнут не так, как родители. И это повод для тревоги, но вполне естественный. Вы ведь не хотите, чтобы ваш ребенок доверял всем незнакомым людям?

Как помочь? Независимо от возраста ребенка не стоит оставлять его с няней слишком быстро. Постарайтесь совершить этот переход постепенно: приглашайте няню домой и вместе проводите время. Когда ребенок немного привыкнет к новому человеку, вы можете оставить их одних, а сами заняться домашними делами. Если малыш и няня подружились и вы уверены, что им вместе комфортно, можно уходить из дома.

Однако помните, что вы не должны делать это тайком, не сказав малышу «до свидания». Будьте спокойными, но твердыми. Ребенку постарше можно объяснить: «Мама сейчас уходит, но она скоро вернется. А пока меня не будет, няня поиграет и погуляет с тобой».

Причины

Ребёнок боится паука

Семья

Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.

Когда виноваты родственники (родители, семья):

  1. Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.
  2. Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.
  3. Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.
  4. Отсутствие разговоров по душам.
  5. Постоянное присутствие пугающего фактора.
  6. Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.
  7. Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).
  8. Непонимание со стороны родителей.
  9. Гиперопека.
  10. Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.

В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.

Психотравмы

Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:

  • внезапный громкий крик;
  • паника кого-то из взрослых;
  • разговоры на повышенных тонах в семье;
  • укус животного или насекомого;
  • падение с высоты;
  • тяжёлая физическая травма;
  • авария;
  • смерть и похороны кого-то из близких;
  • стихийное бедствие.

Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.

Физиология

К причинам возникновения детских страхов относятся также:

  • младший возраст: чем меньше лет — тем их больше;
  • пол: девочки боятся чаще, чем мальчики;
  • возраст родителей: чем старше — тем пугливее;
  • внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию;
  • органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;
  • чрезмерно чувствительный тип нервной системы;
  • недостаток физической активности;
  • наследственность.

Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.

Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.

Другие причины

Чрезмерная фантазия

Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.

Социальная дезадаптация

Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.

Постоянное напряжение

Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.

Психические расстройства

Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.

Копирование реакции

Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.

Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.

После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.

Соревнования — это другой мир

Классический случай. На тренировках ребенок демонстрирует великолепные навыки и технику. С легкостью выполняет задания тренера. Не испытывает никаких проблем с мотивацией и настроением. Кроме того, в день соревнований, на разминке, ребенок тоже все выполняет отлично. Родители и тренер в восторге. Да, похоже, сегодня кому-то светит пьедестал! Все в предвкушении потирают руки и думают о том, как будут отмечать первое место.

Но вот звучит стартовый свисток, соревнования начинаются. И… ребенка как будто подменяют. Вся техника куда-то исчезает. Весь настрой пропадает. Другие дети буквально «затаптывают» его в землю, превосходя абсолютно по всем параметрам. Ребенок не показывает и доли того, что на самом деле умеет. В глазах — страх и растерянность. В голове — желание, чтобы все это побыстрее закончилось.

Неужели стартовый свисток виноват в такой перемене? Конечно, нет. В столь резких изменениях виновата боязнь соревнований. Ребенок может никак не проявлять свой страх перед выступлениями, а в некоторых случаях и не ощущать этого осознанно. Однако именно страх, сидя глубоко-глубоко внутри, виноват в происходящем.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Детские страхи – откуда они берутся

В среде врачей, психологов и психотерапевтов существует мнение, что свой первый страх ребенок испытывает еще в процессе своего рождения: проходя родовыми стезями младенец претерпевает запредельную боязнь и панический ужас. Возможно, это и не так; но, с первых часов жизни, младенец уже пугается разных звуков, затем незнакомых интерьеров, а чуть позднее и малознакомых людей.

Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира.

Взрослея, маленький человечек расширяет круг своих познаний; проявившийся интерес к изучению внешнего мира развивает фантазию малыша и чем больше раздвигаются горизонты постигаемого им мира, тем сильнее он настороженно предчувствует его злонамеренную коварность. «Страх — это болезненное ощущение своей исключительности», — заметит однажды К. Чуковский.

Врачи (от 1 года до 7 лет) Почему дети боятся врачей?

Сидя в кресле у дантиста или ощущая холодок стетоскопа, ребенок чувствует себя уязвимым. Он не знает, что с ним собираются делать. К его телу прикасаются чужие руки, и это переживается как вторжение в личное пространство. Да и медицинские инструменты выглядят пугающе. В большинстве своем врачей боятся дети, которые подвергались болезненным медицинским процедурам или пережили опыт госпитализации. Но и детки без подобного негативного опыта могут испугаться белого халата, стетоскопа или зеркальца ЛОР-врача и поднять шум.

Как помочь? Сначала объясните ребенку, для чего нужен доктор. Он желает ему добра и помогает поддерживать здоровье. Перед посещением врача поиграйте в больницу: подарите малышу детский медицинский набор и предложите с помощью него обследовать плюшевого медвежонка или сами станьте пациентом. Отправляясь к доктору, захватите игрушку с собой. В ожидании приема, ободрите кроху: «Вчера мы лечили мишку, а сегодня к доктору идешь ты».

Очень важно, чтобы во время обследования врач сообщал малышу о своих последующих действиях. Вспомните о своем первом визите к гинекологу − вы ведь хотели знать обо всех манипуляциях, чтобы подготовить себя и морально, и физически? То же происходит и с вашим ребенком. Стоматолог успокоит кроху, если скажет: «А теперь я собираюсь посмотреть твои зубки, чтобы убедиться в их чистоте и здоровье». Если ребенку удалось стойко пережить визит к врачу, обязательно обратите на это внимание: «Смотри, ты уже почти не боялся, я тобой очень горжусь».

Работа с проблемой

Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств. Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития. Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:

  • тахикардия;
  • одышка;
  • головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • панические атаки;
  • истеричность;
  • снижение концентрации, ухудшение восприятия;
  • эпилептические припадки и др.

Детские страхи

Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.

В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.

Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.

Предварительная подготовка к проведению консультации

Нельзя проводить родительское собрание без тщательной подготовки к мероприятию. Для составления грамотного плана беседы может потребоваться:

  • изучить материал по теме, выделить наиболее важные моменты, требующие раскрытия и проработки;
  • подготовить выступление штатного психолога, медицинского работника, руководителя группы;
  • провести анкетирование как детей, так и родителей;
  • на основе тщательного анализа полученных данных составить окончательный вариант консультации, отметить вопросы, особо остро стоящие перед данной группой;
  • подготовить творческую часть.

За пару недель до предполагаемой даты консультации следует изготовить информационный стенд для родителей. На нем максимально подробно и доступно может быть изложена программа собрания, описана суть проблемы, подчеркнута необходимость ее обсуждения. Рядом с бюллетенем рекомендуется поместить ящик для записок с вопросами от родителей. Это хорошее подспорье в составление окончательного плана мероприятия.

Вопросы должны быть разделены на смысловые группы. В случае, если структура консультации не предполагает освещения каких-то отдельных тем в процессе, стоит выделить время для проработки этих аспектов.

В качестве диагностического материала можно использовать детские рисунки, небольшие сочинения в виде историй на тему личных страхов.

Разновидности страхов

Дети боятся предметов, явлений, собственных фантазий и окружающих людей. Каждый случай выявления тревожности индивидуален, делать описание всех разновидностей страха проблематично. Все боязни детей можно разделить на несколько групп:

  1. Навязчивые. Боязнь высоты, толпы и т.д.
  2. Бредовые. Не поддаются логическому объяснению. Примером может послужить боязнь надеть определенную рубашку или же боязнь взять в руки какую-то игрушку.
  3. Сверхценные. Боязнь сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д.
  4. Реальные. Проявляются при возникающей опасности как результат действия инстинкта самосохранения.
  5. Невротические. Вызваны нарушением деятельности нервной системы.
  6. Свободные. Характеризуются ожиданием опасности, в моменты, не имеющие ничего общего с реальным окружением.

По отношению к детям также применимы и возрастные страхи, которые могут появляться и исчезать. при правильном и гармоничном воспитании ребенка, боязни могут исчезнуть самостоятельно.

Виды боязней

Разновидности детских боязней

Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART

SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.

Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?

Если ребенок боится выступать на публике, не стоит сразу пробоваться на главную роль в школьном спектакле. Начните с малого — например, задать вопрос учителю перед одноклассниками.

Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных.

Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.

Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.

Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

  • чайное дерево;
  • лаванда;
  • персик;
  • мелисса.

Витамины

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Темнота (от 3 до 7 лет)

Почему дети боятся темноты? Когда ребенок не видит, что его окружает, он словно теряет контроль над происходящим. От привычных предметов остаются только смутные тени, а любой шорох кажется громким и пугающим в ночной тишине.

Темнота связана в сознании людей со злом, чудовища и злодеи живут во мраке пещер, склепов, заброшенных замков. Это глубинный страх, отражающий страх человека перед неизвестным, перед одиночеством, перед смертью. Поэтому многие, в других отношениях бесстрашные дети боятся темноты.

Как помочь? Самый простой и разумный способ помочь ребенку преодолеть страх темноты − это оставлять небольшой свет в его комнате. Малыш почувствует себя в безопасности, и его сон будет глубоким и спокойным.

Расспросите ребенка о том, что именно его пугает в темноте. Рассказывая о своих фантазиях, он наверняка почувствует облегчение, встретив ваше понимание и сочувствие. В конце концов, придет время, и ребенок поймет, что никакой опасности нет, а спать в темноте намного комфортнее.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Позвольте ребенку стать более самостоятельным

Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.

Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Ребенок боится и закрывает лицо руками

Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Методы коррекционной работы

Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.

  • Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
  • Полное владение рефлексией для познания себя.
  • Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.

На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.

Как лечить страхи

  • Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
  • Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
  • Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
  • Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.

Гроза (от 2 до 7 лет)

Почему дети боятся грозы? Громкий и непредсказуемый грохот может напугать любого! Подрастая, дети начинают накапливать информацию из новостей, фильмов, телепередач и рассказов, какие природные явления действительно опасны.

Но в страхе грозы есть также архаичный элемент, оставшийся нам в наследство от предков, считавших природные явления могущественными и гневными божественными силами. Поэтому, даже находясь в явной безопасности дома или квартиры, ребенок может пугаться так, словно гроза представляет для него реальную опасность.

Как помочь? Бывает, что взрослые и сами боятся грома и молнии. Вы можете сказать малышу: «Как громко! Я даже вздрогнула от неожиданности. Когда гроза уйдет, греметь больше не будет». А потом предложите крохе подождать окончания грозы вместе: уютно устройтесь на диванчике, обнимите малыша и понаблюдайте за этим мощным действом.

Вы можете выразить восхищение силой природы: «Вот это да! Какая яркая молния! Как она все осветила!», чтобы переключить внимание ребенка со страха на любопытство.

Как распознать детский страх?

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.

Последствия

Детские патологические страхи, с которыми своевременно не боролись родители, могут закрепиться и сохраняться даже в зрелом возрасте. Так, многие взрослые боятся высоты, некоторых животных, пугаются резких звуков и темноты.

Неискорененные первые детские страхи, по мере взросления человека, приводят к развитию неуверенности в себе, формируют пониженную самооценку, вызывают постоянную тревогу и могут привести к депрессии. У женщин часто сохраняются страх смерти родителей, опоздания, войны, совершения ошибки во время работы или принятия решения. Это приводит к нарушению психологического равновесия, развитию неврозов и пониженному эмоциональному фону.

Книги из Хоббитеки для отращивания храбрости:

Как Пуня хулиганов победил

Автор Эрик Энглебер. Возрастная рекомендация 3+. 

Серия: Библиотека умной мамы. Веселая компашка.

Удивительная история дружбы козленка Пуни и волка Вениамина. Хоть Веня всего лишь игрушка, он помогает Пуне обрести настоящую силу духа (а, вернее, силу волка), и победить задиравших его козлов-хулиганов. Иллюстрации просто замечательные, страницы тонкие, но качество бумаги хорошее, подойдет для чтения детишкам и полутора-двух лет.

Дальнейший путь воина Пуни можно проследить по книгам «Пуня путешествует сам» и «Кто живет под кроватью?». Книжки смешные, интересные, полезные и на редкость нежные, хотя учат храбрости.

Медвежонок

Автор Элли Паттерсон. Возрастная рекомендация 3+. 

Серия: Сказки на ночь

Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Арктику гулять! Или все же стоит рискнуть? История о том, как решительный тюлененок увлек медвежонка-трусишку в опасное и прекрасное путешествие – и что из этого вышло.

Возможно, вашему малышу тоже понравится гулять по Арктике, и он захочет послушать еще одну историю – Пингвиненок – придуманную Эйлид Роуз.

Беовульф – победитель чудовищ

Автор Оккли Грехэм. Возрастная рекомендация 5+. 

Серия: Сказки на ночь

Маленький герой против больших чудовищ, большая классика для маленьких читателей. Краткий, легкий и веселый пересказ древней поэмы на современный лад. Книга развлечет вашу детку и непременно вдохновит на подвиги.

Для отращивания храбрости будет страшно интересно прочесть и другую книгу Грехэма – «Бармаглот». Фантастическое продолжение баллады Льюиса Кэрролла.

Не успокаивайте зря!

Между «временами для беспокойства» может возникнуть соблазн как-то ободрить ребенка, заверить его, что нет нужды беспокоиться. Конечно, это естественная реакция, но постарайтесь не поддаваться.

Вспомните все случаи, когда вы успокаивали ребенка и говорили: «Не переживай». Разве тревоги кончились? Вряд ли. На самом деле, когда нам говорят о чем-то не думать, мы в итоге начинаем думать об этом еще больше!

Попробуйте сами. Представьте себе большого бурого медведя, который сидит на полу в гостиной и ест из банки мед. А теперь не думайте об этом! Когда вам велели не думать, образ медведя тут же вернулся к вам? Для многих людей ответ ― да.


Иногда бесполезно пытаться не думать о чем-то. Источник

Ваша задача — не утешить ребенка, а сделать так, чтобы он мог лучше контролировать свои переживания, даже если вас нет рядом.

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

home-alone.jpg

Один дома: стоит ли оставлять ребенка одного дома?

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Страх несоответствия

Младший школьный возраст сопровождается страхом несоответствия. Ребенок боится выделиться из толпы или проявить инициативу. В этом возрасте большое количество детей увлекается мистикой и детским фэнтези, пугают друг друга разными страшилками и ужастиками. Восприимчивая детская психика рисует картинки одна страшнее другой, ребенок боится оставаться один и засыпать.

С возрастом у детей расширяется область страхов, но страх несоответствия и боязнь потерять родителей преследует его практически всегда. В пубертатном возрасте страх несоответствия приводит к снижению самооценки и неуверенности в себе. В этот период ребятишки как никогда нуждаются в защите, любви и поддержке, без которых детские страхи могут усугубить уже имеющиеся. Подростковые страхи сравнивают с невротическими расстройствами, решение которых требует помощи профессионалов.

Монстры (от 3 до 6 лет) Почему дети боятся чудовищ?

Для маленького ребенка реальность и фантазия существуют в одном пространстве. В его представлениях пока нет четкой границы, разделяющей эти два мира. Чудовища могут подстерегать его за шкафом или под кроватью, но исчезают, как только вы заходите в комнату или включаете ночник.

В тот момент, когда ребенок перебирается в свою комнату или из детской кроватки в «большую», его может охватить острое чувство одиночества и покинутости. Он испытывает страх перед взрослением и необходимостью быть самостоятельным, но не может осознать его и выразить словами. Чтобы проявить страх, для него нужно найти форму, объект, и такой формой чаще всего становятся монстры, привидения, злодеи из сказок или мультфильмов. Эти страшилки помогают малышу показать вам, что его что-то беспокоит, что он боится.

Как помочь? Не обесценивайте страхи малыша фразами вроде: «Это все выдумки!» или «Не говори глупости!» Не стыдите его, не называйте трусишкой: бояться он меньше не станет, но научится скрывать свои чувства, чтобы не подвергаться насмешкам. Да, под кроватью никого нет, но чувства он испытывает самые настоящие. Не стоит и уверять его в том, что монстр уже ушел: так вы не успокоите своего кроху, а только укрепите страхи. В конце концов, если ужасное существо исчезло, значит, оно все-таки существовало!

Попытайтесь понять, что на самом деле беспокоит ребенка, и спросите его, что ему могло бы помочь меньше бояться. Возможно, он попросит вас посидеть с ним, или оставить включенным ночник, или дать его любимую игрушку. Скажите ему, что он, похоже, сейчас и правда напуган, но его страх постепенно пройдет, а вы ему в этом поможете. Так ребенок почувствует, что, несмотря на перемены в его жизни, он по-прежнему связан с вами крепкими узами.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Психолог разговаривает с ребенком

Отношение к неопределенности

Тревожным детям часто трудно вынести неизвестность. У них возникает множество вопросов типа «что, если?..», например: «Что, если я забуду слова во время выступления?», «Что, если самолет упадет?», «Что, если заболею я или мама?» Существуют методы, помогающие чувствовать себя спокойнее, даже не всегда точно зная, что произойдет.

Ключ к принятию неопределенности в том, чтобы принять ее и справиться, а не пытаться избежать. Поэтому вместо того, чтобы всегда сообщать ребенку, что происходит (например, всегда иметь четкий распорядок и сообщать ему, что планируется дальше), полезно начать вносить некоторую спонтанность в его жизнь.


Дети боятся неопределенности, как и взрослые. Источник

Тут могут помочь эксперименты, помогающие испытать неопределенность. Вот несколько примеров:

— Договориться, чтобы кто-то другой забрал ребенка из школы.
— Запланировать спонтанную встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.
— Изменить планы на выходные.

Собаки (с рождения до 7 лет)

Почему дети боятся? Несмотря на то что собаки давно одомашнены, они все-таки звери, и, возможно, дети чувствуют звериную природу этих привычных нам существ сильнее, чем мы, взрослые. Но это «полезный» страх: многие собаки кусаются, и вам, конечно же, не хочется, чтобы малыш бежал гладить любого незнакомого пса.

Лечение медикаментами

Медикаментозная терапия позволяет избавиться от симптомов, которые мучают больного. Такое лечение является второстепенным. Основным оно становится только при неэффективности коррекции психики или же из-за перетекания фобии в невротические заболевания.

Прописанные врачом таблетки могут помочь снять напряжение, депрессию и даже проявления астении. Медики прописывают юным пациентам:

  • при астенических проявлениях витамины и препараты кальция, ноотропные средства;
  • при проявлении депрессии легкие антидепрессанты;
  • при сильной возбудимости успокоительные препараты;
  • при гипостении транквилизаторы.

Лечить юных пациентов необходимо, применяя методы комплексной терапии. Совмещается прием медикаментов, физиотерапия и индивидуальная работа психолога с ребенком. Учитывается его возраст.

У больных возрастом до восьми лет проявление тревожности чаще всего удается побороть только методами психотерапии. Лекарства применяются лишь при угрозе невротических проявлений.

Лечение медикаментами

Лечение медикаментами обычно сочетается с психологической коррекцией

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же… Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Получайте новые статьи раз в неделю:

Электронная почта:*

Рассказать друзьям

ВКонтакте

Фейсбук

Вотсап

Телеграм

Твитер

В предстоящие новогодние праздники клиника не работает 31 декабря и 1, 2, 3, 7 января.Закрыть

Профилактика и работа над собой

Рекомендуется осваиваться медитативные техники: визуализация, аффирмация, мышечная релаксация, дыхательная гимнастика. Полезно принимать теплые ванны, заниматься плаванием. Эти методы помогут восстановить психическое равновесие, что очень важно при общении с детьми. Рекомендуется избавляться от инфантильности и безответственности, научиться видеть в маленьких человечках полноценную личность, уважительно относиться к их потребностям. Страх возникает из-за непонимания, незнания и непринятия. Уделяйте больше внимания знакомству с миром детства и родительства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...