25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Содержание
  1. Читайте также
  2. Мир ощущений младенца
  3. 27. Основные нарушения восприятия
  4. 35. Виды ощущений
  5. 36. Закономерности ощущений
  6. §10. Виды ощущений
  7. §13. Взаимодействие ощущений
  8. 45 ИЗУЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ
  9. 35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
  10. Классификация ощущений
  11. Классификация ощущений
  12. Измерение ощущений
  13. РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
  14. РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
  15. Похожие статьи
  16. Анализ и синтез методик определения доминирующего канала…
  17. окружающий мир, методика, способ получения информации…
  18. Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»
  19. Учет модальности восприятия при обучении и подготовке…
  20. Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим…
  21. Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной…
  22. Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия
  23. Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих…
  24. Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения…
  25. Какие основные свойства внимания?
  26. Дальтонизм
  27. Методики диагностики объема внимания
  28. Синтез процесса
  29. От чего зависит перцепция?
  30. I.Методы изучения внимания 1.Изучение переключения внимания
  31. Если Flash-тест не отображается
  32. Рассмотрим пример методики
  33. Стоит ли видоизменять и чередовать разные методики?
  34. Наиболее популярные способы диагностирования
  35. Методики исследования устойчивости внимания
  36. Развитие восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников
  37. рис. 5)
  38. II. Методы изучения памяти
  39. 2.Изучение логической имеханической памяти
  40. 3. Выявление объема кратковременной памяти
  41. 4. Измерение объема зрительной памяти
  42. 5. Оценка оперативной слуховой памяти
  43. 1. Простые аналогии
  44. 2.”Исключениелишнего”
  45. Ощущение музыки
  46. Исследование концентрации внимания
  47. Рассмотрим подробней каждый из них
  48. «Весна»
  49. «Лето»
  50. «Осень»
  51. «Зима»
  52. 4. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет
  53. Тест Люшера
  54. Тесты на дальтонизм
  55. Тест №1
  56. Тест №2
  57. Тест №3

Читайте также

Мир ощущений младенца

Мир ощущений младенца Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы

27. Основные нарушения восприятия

27. Основные нарушения восприятияК основным нарушениям восприятия относят:1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.По характеру возникновения выделяют три вида

35. Виды ощущений

35. Виды ощущенийКлассификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на

36. Закономерности ощущений

36. Закономерности ощущенийК закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может

§10. Виды ощущений

§10. Виды ощущенийВсе ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

§13. Взаимодействие ощущений

§13. Взаимодействие ощущенийЧувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

45 ИЗУЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ

45 ИЗУЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯОщущения – отражение свойств предметов объективного мира, которое возникает при их непосредственном воздействии на рецепторы.В рефлекторной концепции И. П. Павлова и И. М. Сеченова были проведены разнообразные исследования, показавшие,

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙОщущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Классификация ощущений

Классификация ощущенийТак как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

Классификация ощущений

Классификация ощущенийИздавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

Измерение ощущений

Измерение ощущенийИсследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙСК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу; признаки правильной концентрации – увеличение слюноотделения, слюна

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙСК – упражнение 62. Цель – развитие мозговых механизмов управления обонятельными ощущениями.1) Надо войти в СК и кончиками пальцев несильно выполнить нажатие на точки вокруг носа (см. рис. 1), под основанием носа, между и над бровями. Затем

Похожие статьи

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала

Методика определения ведущей перцептивной модальности С. В. Ефремцева [15] предназначена для определения ведущей репрезентативной системы: визуальной (зрительное восприятие), аудиальной (слуховое восприятие), кинестетической (тактильное…

окружающий мир, методика, способ получения информации

К обзору диагностических методик определения модальностейокружающий мир, методика, способ получения информации, движение глаз, ряд методик, ведущая модальность, кинестетический тип, визуальный тип, ведущий канал восприятия, тестовая методика.

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

тип восприятия, какой тип восприятия, визуальный тип восприятия, какой тип, кинестетический тип восприятия, основная информация, школа, школьник.

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке…

Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации

Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.

Кинестетический тип восприятияинформация наилучшим…

Кинестетический тип восприятия. Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал.

К обзору диагностических методик определения модальностей

Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной…

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Некоторые аспекты психологии восприятия текстов.

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

Каждый индивид, обладая всеми тремя основными модальностями восприятия (аудиальной, визуальной и кинестетической), использует

3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.-СПб.

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих…

6) кинестетическое восприятие. Также выделяют восприятия

Для первого ребёнка ведущей модальностью является зрительная информация.

Чтобы определить генетическую модальность (способ) восприятия ребёнка, необходимо научиться читать его мысли по…

Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения…

Люди-визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор (глаз).

б) те, которые воспринимают значение слов. 3. Кинестетическая.

ведущую (ввод информации), ‒ предпочитаемую (представление информации в сознании).

Какие основные свойства внимания?

  1. Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды.
  2. Переключаемость – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
  3. Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью.
  4. Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.
  5. Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.
  6. Распределение – возможность направлять внимание одновременно на несколько разнохарактерных объектов.

6 свойств внимания

Дальтонизм

Но не стоит расстраиваться раньше времени. Люди с дальтонизмом могут управлять автомобилем, но при условии диагностирования цветоаномалии типа А (то есть при легкой степени нарушения цветовосприятия). Если же у Вас не выявят полной цветовой слепоты, то свой автомобиль Вы водить сможете, а вот работать водителем по найму – нет.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Хотите проверить, являетесь ли Вы дальтоником? Предлагаем Вам пройти несколько простых тестов. Но сначала проведем краткий экскурс по теме дальтонизма, ведь многие имеют ошибочное представление о данной патологии.

Цветовая слепота (второе название дальтонизма) – патология зрительного анализатора, проявляющаяся невозможностью распознавать основные цвета (речь идет о красном, синем и зеленом цветах).

Преимущественно цветовая слепота – врожденное наследственное нарушение цветовосприятия.

Если дальтонизм приобретенный, нарушается восприятие синего цвета, хотя может снизиться и восприятие желтого спектра. Причинами такого типа дальтонизма являются:

  • глазные заболевания;
  • осложнения гриппа;
  • неврологические патологии;
  • нервные срывы;
  • травмы головы;
  • последствия инсульта, инфаркта миокарда;
  • возрастные изменения.

Интересно то, что генетически обусловленный дальтонизм передается по материнской линии. При этом у мужчин данная патология диагностируется в 20 раз чаще по сравнению с женщинами.

Методики диагностики объема внимания

Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова (35*35 см) и указки. Такое исследование должно проходить субъективно. Испытуемому дается инструкция, согласно которой он должен показать указкой все числа от 1 до 25. Важно, чтобы человек находился на таком расстоянии от таблицы, чтобы ее полностью видеть.

Таблицы Горбова для оценка объема памяти

Методика «Крестики». Испытуемому дважды демонстрируются таблицы с различным распределением крестиков. После предъявления он должен занести крестики в свой бланк, как он их запомнил. На выполнение 1-4 карточки отводится по 10 секунд, 5-6 – 15 секунд, а для 7 и 8 – 20. Количество правильных ответов заносится в таблицу и интерпретируется в оценку в баллах.

Методика "Крестики"

Синтез процесса

Иногда возникает вопрос о том, что первично: ощущения или восприятие. Первое является более простой категорией, так как подразумевает только одно чувство (зрение, обоняние, слух, тактильные и болевые признаки). Второе соединяет их в комплекс и отражает предмет в целом, со всеми его характеристиками. Это, по сути, создание образа предмета. Например, если личность видит стул, то она оценивает одновременно цвет, форму, величину, какой предмет на ощупь, и при этом осознает, что на него можно садиться.

От чего зависит перцепция?

Формирование мироощущения человека начинается с первого года его жизни. Сначала ребенок познает отдельные свойства объектов посредством органов чувств. Но по мере развития анализаторной системы совокупность его впечатлений увеличивается, характеристики внешних раздражителей синтезируются, создавая в мозгу отражение объекта, его образ. Это уже синтетическая форма предмета, которая появляется в результате переработки информации. Здесь обязательным является мыслительный процесс, который и обеспечивает новый уровень осознания мира (перцепции). Он, в свою очередь, зависит от уровня мыслительных операций, наличия сведений у человека и его опыта. Влияют также его намерения в данный момент, настроение, желания и т.п. Поэтому восприятие одних и тех же предметов будет у людей индивидуальным.

Процесс восприятия

I.Методы изучения внимания 1.Изучение переключения внимания

Цель: изучение и оценкаспособности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного икрасного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер. 

Порядок исследования: По сигналуисследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1;

в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного – вубывающем (например, 1 – черная, 12 – красная, 2 – черная, 11 – красная ит.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов:Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, исуммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем,которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от однойдеятельности к другой.

2. Оценка устойчивостивнимания методом корректурной пробы

Цель: исследованиеустойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста”Корректурная проба”, секундомер.

Порядокисследования: Исследование необходимо проводить индивидуально.

Начинать нужно, убедившись, что у испытуемого есть желаниевыполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что егоэкзаменуют.

Испытуемый должен сидеть за столом вудобной для выполнения данного задания позе.

Выдаётся бланк “Корректурнойпробы” (см. рис.1) и разъясняется суть по следующей инструкции:”На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательнорассматривая каждую строчку, отыскивай буквы “к” и “р” и зачеркивай их (бланки могут быть сразличными знаками). Задание нужно выполнить быстро и точно”. Испытуемыйначинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечаетсяпоследняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов:Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом ктесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв,количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которыенеобходимо было вычеркнуть. 

 Рассчитывается продуктивность внимания,равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная поформуле K= m:n * 100 %, где К – точность, n – количество букв, которыенеобходимо было n вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во времяработы букв.

Если Flash-тест не отображается

Если тест не отображается выше — кликните на замочек левее адреса сайта и разрешите работу Flash-технологии (ресурс добавится в исключения блокировки)…

Рекомендую

Или вот еще причина блокировки…

Это не последний тест для мозга — будет продолжение, заглядывайте чаще. Не скучных Вам дней и ночей. До новых полезных компьютерных программ и интересных приложений для Андроид.

Рассмотрим пример методики

Рациональным применением различных методик относительно детского восприятия заключается в совмещение развития с диагностированием. Поэтому грамотно подобранные тесты и игры смогут сделать диагностику многогранной, полезной не только для диагноста, но и для младших школьников. Поэтому хорошо в выбранных методиках совмещать развитие с тренировкой каких-то навыков и использования предметов. К примеру, геометрические упражнения.

Суть методики «Геометрических упражнений» (или «фигур») в том, чтобы посмотреть на определенные фигуры, а затем – сравнить их с другим списком. Там будут фигуры, дорисованные не до конца. Школьник должен дорисовать их, чтобы они были идентичные.

Как развить графическое восприятиеПолезно брать такие фигуры, чтобы он тренировался использовать линейку. Это будет развивать также моторику, и сделает методику еще более полезной. Также использование линейки позволит логично вписать такие упражнения в урочный план. Для диагностики восприятия — это упражнение тоже очень полезное. Оно указывает на то, как школьник умеет видеть целостность картины, обобщенно воспринимать предметы (про обобщенность говорилось выше). Это очень важно. Такая черта помогает не только в учебе, но и в творчестве, и даже в социальной жизни.

Стоит ли видоизменять и чередовать разные методики?

Такую же методику можно усложнить. К примеру, нужно будет штриховать какую-то часть фигуры, сравнивая ее с оригиналом. Но непросто так, а чтобы была какая-то последовательность. Например, фигуры, идущие в ряд, должны штриховаться так: первая – штриховка в нижней части, вторая – в верхней, третья – снова в нижней, и так по всему ряду.

Такая дополнительная сложность поможет более точно диагностировать уровень восприятия ученика младшего класса. Вообще, дети такого возраста любят разные игры. Удобно, что школьная программа построена как раз таким образом, что подобные развивающие игры легко вписываются в учебный процесс. Для учителя такие методики очень хорошо помогают как воспитывать, так и узнавать своих учеников. Для школьников же – это хороший способ проводить время на уроках, и ощущать учебный процесс, как приятный и интересный.

Задание для ребенка - развивающие игрыДругая методика, которая направлена на ту же диагностику, что и первый вариант, но применяется немного иначе. Можно использовать настоящие предметы (не нарисованные), и ученик должен указать на их схематические чертежи. Так школьник учится находить схожести в предметах, видеть общее и выделять основные характеристики. Схематические рисунки не должны быть очень похожи на оригинал. В них должны быть только яркие характеристики (например, у кружки – это ручка, у книги – страницы, и так далее), остальное же изображение должны быть просто контурным, и напоминать лишь форму объекта. В противном случае методика не сработает.

Такие упражнения могут усложняться и видоизменяться так, чтобы ученикам младших классов было интересно и увлекательно. Тогда учитель сможет правильно проводить диагностику уровня восприятия. Ученик не должен бояться таких методик, поэтому не нужно ставить никаких оценок. Наказывать за неправильные решения или неохотное участие в тестах – ни в коем случае нельзя. Ученик должен быть максимально естественным, и только тогда методика сможет правильно сработать.

Для этого нужно учеников заинтересовывать, давать какие-то призы, хвалить за их попытки учится, проявленный интерес к чему-то новому. Так методика будет давать высокие результаты, а диагностика их способностей станет точной и правильной.

Наиболее популярные способы диагностирования

Для изучения человеческого познания мира существуют методики на восприятие. Чаще всего они основываются на методе эксперимента, так как он позволяет сделать внутреннее психологическое явление доступным объективному наблюдению. Для него создаются искусственные условия, стимулирующие проявления нужных явлений. Как правило, этот вид изучения проводится в паре. Также очень часто используется тестирование. Вышеуказанные методы исследования в синтезе с методиками развития восприятия обеспечивают высокий уровень осознания внешнего мира человеком.

Проведение психологических исследований

Методики исследования устойчивости внимания

Наиболее популярный Счет по Крепелину, который помогает изучить устойчивость внимания исследуемого при простой монотонной деятельности. Необходимо сложить числа, напечатанные одно под другим, записать полученный результат без десятка. Испытуемого предупреждают, что после каждого слова «Стоп» он должен начинать работу с новой строчки. Работать нужно быстро и безошибочно.

По результатам опыта строят кривую утомляемости. Увеличение количества ошибок и/или снижение скорости выполнения задания к концу эксперимента говорит об истощаемости.

Счет по Крепелину

Развитие восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

Создание самостоятельной деятельности определяет в первую очередь эмоционально – интеллектуальный опыт детей, полученный из разных источников в условиях семьи и детского сада.

Работа с семьей

Посещение выставок, музеев, театра, прогулки по городу, в природу совместно с родителями обогащают впечатления детей, позволяют им более глубоко войти в мир искусства, дают возможность обсудить увиденное (услышанное) с родными, выслушать их точку зрения.

Организация дома уголка детского творчества, наличие необходимых материалов позволяет ребенку экспериментировать, творить самостоятельно и вместе с семьей. Нередко дети выступают в роли «учителя», знакомя родителей с новой техникой рисования, новой игрой и т. д.

Создание фотоальбомов, домашних коллекций, выставка детских работ, подготовка и проведение семейных праздников – все это обогащает жизнь не только ребенка, но и его близких, делает ее прекрасной, интересной.

Итакможно сказать, что правильно организованная работа по развитию восприятия у детей цвета способствует всестороннему развитию ребенка, формированию у него целостной картины мира, гармоничному развитию личности, а также формированию у него творческих начал.

  1. Изучение развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

2.1. Выявление уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

В данном параграфе раскрывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются критерии и этапы диагностики уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно — экспериментальная работа, проводимая в 2014 году в в АНО ДО «Планета детства «Лада» детском саду № 204 «Колокольчик», в естественных условиях в процессе осуществления воспитательной деятельности.

Для осуществления эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы, всего в эксперименте участвовало 20 детей.

При организации исследования учитывались требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:

  1. наличие экспериментальной базы;
  2. предварительная разработка алгоритма по формированию уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников;
  3. участие старших дошкольников в опытно-экспериментальной проверке гипотетического положения;
  4. анализ и обобщение полученных данных.

Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: наблюдения, бесед, опросов.

При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования были выделены следующие этапы:

1 этап – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходное состояние уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников;

2 этап – формирующий, который направлен на формирование развития уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников;

3 этап – контрольный, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.

В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики: наблюдения, опрос.

Цель констатирующего этапа экспериментазаключалась в определении уровня сформированностиуровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников.

Диагностика проводилась по Модифицированной методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленая на изучение восприятия цвета. (Приложение 1)

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов) ; интервал между сериями один день.

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников.

Описание методики:

Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) .

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Критерии оценки:

— выбор и размещение цвета по наглядному образцу;

— выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий): размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Результаты проведения диагностического задания фиксировались в протоколах № 1,2 (см. приложение 2), данные показатели сгруппируем в таблице 2.1.

Количественные результатыуровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

Таблица 2.1

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Человек % человек %
Высокий уровень 1 10% 1 10%
Средний уровень 4 40% 3 30%
Низкий уровень 5 50% 6 60%

Данные представлены на рисунке 2.1:

Рис. 2.1. – Результаты выявление уровня восприятия цвета у старших дошкольников.

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 1ребенок – (10%); на среднем уровне – 4 детей (40%); нанизком – 5 детей (50%).

В экспериментальной группе на высоком уровне 1ребенокй – (10%); на среднем уровне – 3 детей (30%), на низком уровне 6 детей- (60%).

По результатам наблюдения было выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах высокий уровень на одинаковом уровне; средний уровень в экспериментальной группе на 10% ниже, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 10% выше, чем в контрольной группе.

На основе анализа стало очевидно, что развитие восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников сформированны в недостаточной степени низкий уровень в экспериментальной группе составил 60%.

Таким образом, в данном параграфе разработаны и представлены критерии и уровни развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников, которые позволяют проектировать комплексы занятий, направленные на повышение уровня восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников.

2.2. Содержание и методика развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, нужно обратить его внимание на красоту цвета. Необходимо разъяснить ребёнку то, что он не должен быть равнодушен к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зелёный цвет стал ярче, можно добавить немного жёлтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подробные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешивания, а результат этого процесса – получение нового цвета.

Каждый ребёнок воспринимает мир по–своему. Поэтому становление и развитие чувства дифференциации цветовых тонов происходит в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, её отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, изделия из глины, ткани), но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Научившись работать с палитрой и получать из пяти красок двадцать – ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски – жёлтую и красную – никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета.

Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Дети, которые познакомились с некоторыми свойствами красок, никогда не скажут: «Небо – синее, облака – белые, ночь – чёрная». Ведь теперь они знают, что небо синим, бывает лишь несколько раз в году, а ночь состоит из огромного количества тёмных красок и что ночь можно изобразить даже светлыми красками.

Ребёнок может вдруг заметить, что лес бывает не только зелёным: дальний лес кажется голубым, утром оранжевым, вечером он выглядит багровым. Ребёнок сможет разглядеть бесконечные оттенки синего, зелёного, розового, оранжевого. Человеческий глаз способен увидеть не только красный, зелёный, синий, жёлтый цвета, но и более сорока тысяч самых различных оттенков. Таким талантом от рождения обладают немногие, поэтому это умение развивать необходимо, а поможет в этом ребёнку игра.

Придумывая игровые приёмы, педагог ориентируется только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое воздействие.

Педагогу надо знать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей и их интересам. В противном случае, интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер.

Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выколачивая игровую суть излишним дидактизмом.

Цветовосприятие у старших дошкольников можно развить через разные виды игр: дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, театральные игры. Исходя из этого, различают следующую классификацию видов игр:

Классификация видов игр

Таблица 2.2

Виды игр
творческие Игры с готовым содержанием и правилами
— сюжетно – ролевые

— режиссерские

— театрализованные

— строительно-конструктивные

— дидактические

— музыкально-дидактические

— подвижные

В дидактические игры могут входить такие игры: игры на зрительное восприятие цвета, игры на сравнение, игры с практическим выполнением заданий, игры на решение познавательных задач. Точно так же в подвижные, музыкально – дидактические и театральные игры можно включать игры по цветоведению для решения конкретных задач.

рис. 5)

Анализ результатов: Фиксируетсяколичество ошибок и время, затраченное на выполнение задания. Оценка: 

Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 секс 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 секс 5 ошибками.  Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20%за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

II. Методы изучения памяти

1. Определение типапамяти

Цель: определениепреобладающего типа памяти. 

Оборудование: четыре ряда слов,записанных на отдельных карточках; секундомер.  Для запоминания на слух

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок,кастрюля, попугай. 

Для запоминания при зрительном восприятии

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех,сковородка, утка. 

Для запоминания при моторно-слуховомвосприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода,тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: 

поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб,чашка, курица.

Порядок исследования: Ученикусообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постаратьсязапомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов.Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик долженпосле 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10минут.

Предложите ученику про себя прочитатьслова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записатьте, которые он сумел запомнить.

Отдых 10 минут.

Ученику читаются слова третьего ряда, аиспытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе.Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Ученику показываются слова четвертогоряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом,”записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиесяслова. Отдых 10 минут.

Обработка и       анализ       результатов:     О       преобладающем типе памяти испытуемого  можно сделать вывод,подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а – 10 количество правильновоспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов былобольшее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, темлучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2.Изучение логической имеханической памяти

Цель: исследование логической имеханической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (впервом ряду между словами существует смысловая связь, во втором рядуотсутствует), секундомер.   Первый ряд:

кукла –играть  курица – яйцо  ножницы – резать  лошадь – сани  книга – учитель бабочка– муха снег – зима  лампа – вечер  щетка – зубы  корова – молоко 

жук – кресло 

Второй ряд: компас – клей колокольчик –стрела синица – сестра  лейка – трамвай  ботинки – самовар  спичка – графин шляпа – пчела  рыба – пожар  пила – яичница

Порядок исследования: Ученикусообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить.Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал междупарой – пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаютсялевые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записываетзапомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится сословами второго ряда. 

Обработка и анализ результатов:Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

  Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой  памяти

Объем механической  памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнившихся

слов (В)

Количество запомнившихся

слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Коэффициент механической памяти C=B/A

3. Выявление объема кратковременной памяти

В течение 1 минуты испытуемыйвнимательно читает предложенный тест из 25 слов. Затем в течение 5 минутзаписывает все слова, которые ему удалось запомнить в любом порядке. 

Слова для теста

Сено, ключ, самолет, поезд, картина,месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар,столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина,женщина, абстракция, вертолет.

Каждое слова 1 балл.  

По сумме баллов определяем, к какой категорииотносится объем памяти испытуемого.

6   и меньше          Объемпамяти низкий

7   – 12                    Объемпамяти чуть ниже среднего

13 –17                 Объем памяти хороший

18 –21                 Объем кратковременной памяти отличный

22 -….                 Память феноменальна

4. Измерение объема зрительной памяти

1                  класс. Предъявляется 10 изображений различныхпредметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут.

2                  класс. Предъявляется 20 изображений. Детивоспроизводят увиденное в течение двух минут.

3                  класс. Картинки с изображением предметов умственного ифизического труда, природы, человека и быта окрашены в семь основных цветов покаждой теме. В инструкции детям говорят, что нужно запомнить то, чтонарисовано, ничего не говоря о цвете. По истечении двух минут дети пишутсловами названия тех предметов, что были нарисованы. И после того, как пройдет2 минуты, детей просят вспомнить, в какой цвет была окрашена картина, инаписать сверху или рядом одну букву, обозначающую тот или иной цвет. Тем самымпроверяют непроизвольную память.

5. Оценка оперативной слуховой памяти

Этот вид памяти проверяется способом,близким к ранее описанным. Ребенку с интервалом в 1 сек. поочереднозачитываются следующие четыре набора слов:

I        II      III      IV       месяц         ковер вилка          школа          деревостакан диван          человек  прыгать плыть шутить спать        желтыйтяжелый смелый красный  кукла    книга          пальто тетрадь  сумка          яблоко       телефон цветок 

После прослушивания каждого из наборовслов испытуемому примерно через 5 сек. после окончания чтения набора начинают,не торопясь, читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек междуотдельными словами: Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц,стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать,смелый, шутите, красные лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый,дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко,кукла, сумка, конь, лежать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайномпорядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанныхнаборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации ониподчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствуетсвой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнутысплошной одинарной чертой, слова из второго набора – сплошной двойной чертой,слова из третьего набора – пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова изчетвертого набора – двойной пунктирной чертой.

Ребенок должен на слух обнаружить вдлинном наборе те слова, которые ему только что были представлены всоответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного словавысказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждогослова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени онне смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово итак далее.

Оценка результатов: Показательоперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднеговремени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общеевремя работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количестводопущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которыеуказаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенноевремя найти, т.е. пропустил.

Замечание: Эта методика не имеетстандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памятиребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценкизрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются.Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних итех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том,как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том,какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

III. Методы изучения мышления

1. Простые аналогии

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов пообразцу.

1.       Бежать– стоять;  Кричать – 

 а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2.       Паровоз– вагоны;  Конь – 

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3.       Нога– сапог;  Глаза – 

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4.       Коровы– стадо; Деревья – 

 а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5.       Малина– ягода;  Математика – 

 а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6.       Рожь– поле;  Яблоня –  

 а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7.       Театр– зритель;  Библиотека – 

 а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8.       Пароход– пристань;  Поезд – 

 а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9.       Смородина– ягода;  Кастрюля – 

 а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10.   Болезнь –лечить;  Телевизор – 

 а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д)мастер

11.   Дом – этажи; Лестница – 

 а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенныхслева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строитпару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не можетпонять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов: О высоком уровнелогики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7ответов, о достаточном – 4-5, о низком – менее чем 5.

2.”Исключениелишнего”

Цель: изучение способности кобобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1.       Лампа,фонарь, солнце, свеча. 

2.       Сапоги,ботинки, шнурки, валенки. 

3.       Собака,лошадь, корова, лось. 

4.       Стол,стул, пол, кровать. 

5.       Сладкий,горький, кислый, горячий. 

6.       Очки,глаза, нос, уши. 

7.       Трактор,комбайн, машина, сани. 

8.       Москва,Киев, Волга, Минск. 

9.       Шум,свист, гром, град. 

10.   Суп, кисель,кастрюля, картошка. 

11.   Береза, сосна,дуб, роза. 

12.   Абрикос,персик, помидор, апельсин. 

Порядокисследования: Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое неподходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов.

1.          Определить количество правильных ответов (выделение лишнегослова). 

2.          Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий(лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда). 

3.          Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родовогопонятия. 

4.          Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использованиядля обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).  Ключ коценке результатов:

высокийуровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;  хороший – 5-6 рядов сдвумя, а остальные с одним;  средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. “Изучениескорости и гибкости мышления” Цель: определение скорости мышления. 

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами,секундомер. 

 Слова:

п-ра  д-р-во п-и-а

п-сь-о

г-ра  з-м-к р-ба 

о-н-

п-ле  к-м-нь ф-н-ш

з-о-ок

к-са  п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло  с-ни  у-и-ель

ш-ш-а

р-ба  с-ол  к-р-ца

п-р-г

р-ка  ш-о-а б-р-за ш-п-а

п-ля 

к-и-а  п-е-д         

б-р-б-н

с-ло 

с-л-це         

с-ег 

к-нь-и

м-ре  д-с-а в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования: Вприведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве.За три минуты необходимо образовать как можно больше существительныхединственного числа.  Обработка и анализ результатов: 

25-30 слов – высокая скорость мышления;

20-24 слова – хорошая скорость мышления; 

15-19 слов – средняя скорость мышления; 

10-14 слов – ниже средней;   до 10 слов – инертноемышление. 

Этими критериями следует пользоватьсяпри оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второгополугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов – высокий уровеньмышления; 10-15 слов – хороший; 5-9 слов – средний; до 5 слов – низкий.

Методика позволяет определитьвариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций,вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться  какиндивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными нанем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин они должны составлять из наборовбукв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть толькосуществительными.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество верно составленных слов в течение3 мин. Количество составленных слов: показатель гибкости мышления:

Уровень гибкости

Взрослые

Учащиеся

3-4-х классов

Учащиеся 12-х классов

Высокий

26 и более

20 и более

15 и более

Средний

21-25

13-19

10-14

Низкий

11-20

7-12

5-9

Образец бланка

ЙВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ЙЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

ОАИККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМЫЛ

АШР

ЛУКТ   

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЬВДДМ

ОЗВ

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

АААЛТПК

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

ОАЁМЛСТ

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРГП

ААЬБДЕС

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

ОООЛТЗ

ОАЬТДРС

ОБЛ

ОКТС

АИЛДН

ЬОЕЧЛМ

ААОСКБЛ

Ощущение музыки

Восприятие мелодий— это их слушание и понимание. Для того чтобы всецело получать от них удовольствие, необходимо иметь определенную подготовку и способности. В основном, это достигается слушанием произведений разных жанров и их анализом, а также проведением сопутствующих занятий (пение, танцы, изучение данных о жизни композиторов, их стиле, развитии творчества). При тщательной организации данного процесса у человека формируется умение определять такие понятия, как ритм, темп, мелодия, гармония и др. Методики музыкального восприятия дают возможность выявить грани образованности индивидуума в данной сфере. В частности, можно использовать беседу, которая позволяет увидеть степень заинтересованности произведением и широту кругозора человека. Также данные можно получить в ходе наблюдения за поведением испытуемого во время слушания. Показателями являются эмоциональность, мимика, сосредоточенность и интерес к музыке. Также для диагностирования слухового восприятия методика цветового выражения дает хорошие результаты. Испытуемым предлагается во время прослушивания изобразить свои ощущения. Выводы о впечатлениях делаются на основании содержимого рисунка и использованной цветовой гаммы.

Слушание музыки

Исследование концентрации внимания

Корректурная проба Бурдона. За определенное время (обычно 30 или 60 секунд) необходимо вычеркнуть указанные в инструкции цифры или буквы. О хорошей стабильности и сосредоточении внимания свидетельствуют следующие показатели:

  • время;
  • затраченное на выполнение заданий;
  • количество ошибок.

Существует еще масса разных способов исследовать внимание, так как оно непосредственно связано с познавательной деятельностью и памятью, соответственно и с интеллектуальным развитием. Расстройство внимания не является характерным для каких-либо психических болезней и типов психического реагирования. Однако, можно зафиксировать специфику их видоизменений при различных психических отклонениях.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Рассмотрим подробней каждый из них

«Весна»

Это тип в отличие от следующих трех самый нежный и теплый. Весенние девушки обладают чистыми и теплыми оттенками волос, глаз и кожи. Волосы имеют оттенок от теплого блонда до светло каштанового. Глаза исключительно светлых оттенков. Кожа светлая, тонкая с легким детским румянцем и нежным розовым оттенком губ. В летний период появляются веснушки, а также они быстро сгорают.

«Лето»

В цветовой гамме внешности присутствует холодность и приглушённость. Оттенки цвета волос может быть различным, от светло-русого до темного с примесью пепла. Цвет глаз также от голубых, серо-голубых, серо-зеленых до темных карих. Кожа лучше всего переносить солнечные лучи, приобретая ореховый или бронзовый загар. Губы с бледно- розовым под тоном.

«Осень»

Представительниц данного сезонного типа видно сразу. В их природной гамме преобладает осенняя теплота. Волосы имею все оттенки рыжего и золотого, как и кожа, которая плохо переносит загар. Глаза с золотистыми бликами, яркой радужкой, от серого до золотисто- карих или зеленых.

«Зима»

Яркая и контрастная внешность выделяет обладательниц холодного колорита с их фарфоровой кожей, черными или темно – каштановыми волосами, синими, темно-карими или зелеными глазами.

4. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет

1.                Выбери одно из слов, заключенных в скобки, котороеправильно закончит начатое предложение.

А. У сапога всегда есть….(шнурок, пряжка, подошва,ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает…(медведь, олень, волк,верблюд, тюлень).

В. В году…(24, 3, 12, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы…(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь,март).

Д. Вода всегда…(прозрачная, холодная, жидкая, белая,вкусная).

Е. У дерева всегда есть…(листья, цветы, плоды,корень, тень).

Ж. Город России…(Париж, Москва, Лондон, Варшава,София).

2.                Здесь в каждой строке написано пять слов, из которыхчетыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этойгруппе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить. А. Тюльпан,лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б. Река, озеро, море, мост, болото.

В.Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

Г. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Д. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка,квадрат.

Е. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

Ж. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

З. Число, деление, вычитание, сложение,умножение. И. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3.                Внимательно прочитай примеры. Слева написана первая параслов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья).Справа (перед чертой)- одно слово (например: библиотека) и пять слов за чертой(например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти зачертой, которое связано со словом перед чертой (библиотека) точно так же, каксделано в первой паре слов (лес/деревья).

Примеры:

Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.Бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, нужноустановить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установитьтакую же связь в правой части.

А. Огурец/овощ = гвоздика/сорняк, роса, садик,цветок, земля.

Б. Учитель/ученик = врач/очки, больные, палата,больной, термометр.

В. Огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец,скамейка, цветы.

Г. Цветок/ваза = птица/клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья.

Д. Перчатка/рука = сапог/чулки, подошва, кожа, нога,щетка.

Е. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий,сухой, теплый, холодный.

Ж. Часы/время = термометр/стекло, температура,кровать, больной, врач.

З. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус,волна.

И. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая,блестящая, короткая, стальная. К. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер,пыль, доска, гвозди.

4.   Этипары слов можно назвать одним названием, например: брюки, платье…- одежда;треугольник, квадрат…- фигура. Придумай общее название к каждой паре:

А. Метла, лопата…                                        Е. День, ночь…

Б. Слон, муравей…                                       Ж. Шкаф, диван

В. Июнь, июль…                                            З. Огурец, помидор

Г. Дерево, цветок                                           И. Сирень, шиповник… Д. Лето, зима…                                              К. Окунь, карась…

5.  Нахождение лишнего понятия.

1 класс:

1.   Пила, топор,лопата, полено

2.   Ботинок, нога,туфли, сапог

3.   Минута,секунда, вечер, час

4.   Береза, сосна,ягода, дуб

5.  Молоко, сливки, сыр, хлеб

2 класс:

1.   Яблоко, груша,молоко, слива

2.   Волк, заяц,овечка, рысь, медведь

3.   Картофель,огурец, арбуз, лук

4.   Тарелка, ложка,лампа, стакан

5.  Шляпа, пальто, брюки, рука

3 класс:

1.   Книга, ручка,радио, карандаш

2.   Копейка, рубль,песня, монета

3.   Самолет,корабль, берег, поезд

4.   Береза, тополь,цветы, осина

5.   Воробей,синица, обезьяна, стриж

Рисунок 1.  –  Метод корректурной пробы

8572f0f01b21f99b06f1e65317f07f3aea.jpg 

Рисунок 2 –  Тест  для определенияобъема  образной   памяти

e800728f0c9d7523714462e6efb1fca4b4.jpg 

Рисунок 3 – Тест для определения объема внимания

4892a7f6c124cc52784a5fb915d043913f.jpg 

Рисунок 4 – Методика “Красно-черная таблица”.

                                               1              5              11            8             2

                             10           7              4              1             9

 12 8 1b52d6fb3709047ca88ea2f4ed08b09cb7.gif2 4  3 11 6 95

                             6              7              3              12            10

Рисунок 5 –Методика изучения концентрации иустойчивости внимания

d214c68690bfc475ad9cd0134aab1fd549.jpg 

Рисунок 5 – Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Серия D   

01                                                                                                                                     8f13f7aca79dedd6c5289d38f746bd4103.jpg 

02                                                                                                                                     13f3307c836263212d419ab4577f4483e4.jpg 03     2552c5e63f8a717b703a7ddfd63feb1ddd.jpg 

04      fffd771dd84c58fcc2821caaca27fa6425.jpg 05 11a57a03cd973e1a8038689b7a4ef6bced.jpg 

06      65029fe08e3dbded216060398b39319997.jpg 07 75550e48f505426880be029d6278f7f744.jpg 08 c53925ce91a758d4b19ee4f8f1c856b1a4.jpg 

09                                                                                                                                  39e1bc0ad628954e63aa9d97a5f83d762f.jpg 

10                                                                                                                                  4edaa0c32ef5c12080a53c8e4fe8049fe7.jpg 

Тест Люшера

Кроме описанных выше методик есть ещё несколько тестов, которые помогают оценить качество зрения. Такие тесты нередко используются работодателями при подборе кадров.

Иногда используется тест Люшера, он основан на том, что предпочтение к определённому цвету показывает, насколько человек настроен на ту или иную профессиональную деятельность. Люди, которые лучше распознают ряд оттенков разных цветов, считаются более устойчивыми личностями.

Тест Люшера иногда применяется зарубежными психологами при подборе кадров, а также при комплектации производственных коллективов. Эта методика может быть рекомендована и при подборе брачных партнёров. Так, приверженность к одному из оттенков позволяет выделить относительно одинаковых личностей.

Тесты на дальтонизм

Чтобы получить максимально точные результаты тестов, придерживайтесь нескольких правил:

  • Проводите тест при хорошем дневном освещении.
  • Расположитесь на расстоянии не менее метра от монитора компьютера.
  • Расслабьтесь: не надо напряженно всматриваться в картинку.
  • Спешить не стоит: уделите каждой картинке порядка 5 – 7 секунд.
  • Запомните свой результат, чтобы сравнить его с правильным ответом.

Тест №1

Тест на дальтонизм

Если Вы рассмотрели число «99», значит, с Вашим цветовым восприятием все в порядке. Не обнаружили цифр на рисунке? Возможно, у Вас дальтонизм.

Тест №2

Тест на дальтонизм

Видите число «98», изображенное синим цветом? Если да, причин для волнения нет. Если перед Вами просто мозаичное панно без четких изображений, есть повод для беспокойства.

Тест №3

Тест на дальтонизм

На этой картинке из-за большого количества цветов различить изображение непросто даже людям с нормальным зрением. Присмотритесь внимательнее. Увидели цифру «9»? Прекрасно! При проблемах с восприятием цвета, Вы вряд ли рассмотрите эту цифру среди мозаичных элементов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...