1.1.1 Особенности когнитивной сферы младшего школьника

Содержание
  1. Понятие и суть
  2. Когнитивная сфера личности что такое
  3. 1.1      ,
  4. /
  5. Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер
  6. 1.2      –
  7. Что такое аффективная сфера?
  8. Когнитивная наука
  9. 1.3     
  10. Связь когнитивной психологии и нейробиологии
  11. 2.1     
  12. Моделирование когнитивных процессов в психологии
  13. 2.2      ,
  14. Модели внимания
  15. Что тормозит когнитивное развитие?
  16. Причина 1: Информационная перегрузка.
  17. Причина 2: Недостаток смысла.
  18. Причина 3: Вынужденная скорость действий.
  19. Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.
  20. Вклад Карла Прибрама
  21. 2.3     
  22. Когнитивная сфера личности
  23. Диагностика когнитивной сферы
  24. Когнитивная сфера личности у ребенка
  25. Советуем также прочитать:
  26. Преимущества и недостатки
  27. 2.4     
  28. 2.4.1   
  29. 2.4.2   
  30. 2.4.3   
  31. 2.4.4   
  32. 2.4.5   
  33. 2.4.6   
  34. 2.4.7   
  35. Примеры когнитивных процессов
  36. Диагностика когнитивной сферы
  37. 2.5      –
  38. 2.5.1   
  39. 2.5.2   
  40. 2.6      –
  41. 2.6.1   
  42. 2.6.2   
  43. 2.6.3   
  44. Характеристика и определение памяти
  45. Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей?
  46. Ссылки
  47. 3.1     
  48. 3.2     
  49. Основные направления
  50. Примеры когнитивных процессов
  51. Разделы когнитивной лингвистики
  52. 4.1      .
  53. 4.2     

Понятие и суть

Понятие и суть вопроса

Когнитивная сфера человека включает в себя все психические функции его организма, направленные на познание и изучение.

Данные процессы основаны на последовательном и логическом восприятии информации и ее обработке.

Таким образом, отличительными характеристиками когнитивной сферы принято считать такие черты, как логика и рациональность.

Когнитивная сфера включает в себя определенные процессы такие как внимание, память, восприятие новой информации, мышление, принятие тех или иных решений в зависимости от ситуации, логические обусловленные действия и воздействия в зависимости от принятого решения.

Причем когнитивными данные процессы считаются только в том случае, если они направлены на познание чего-то нового, а не связаны с развлечениями или эмоциональными волнениями и привязанностями.

Когнитивная сфера личности что такое

В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.

На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.

Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.

Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.

Что изучает когнитивная психология

Что изучает когнитивная психология

1.1      ,

, , .

,, .

, , , .

( .-. ψυχή() , ).

:

– ;

– ;

– ;

– .

.

.

, . , , , , .

?

. , , -.

. , , , .

. . , , .

:

       .

      – (, ).

       (, ).

:

       ( ).

       ( ).

       ().

. . , :

. , , , .

. .

. , .

. .

. .

, .

, , , , , , , , , .

, , .

:

1.    ;

2.    ;

3.    .

1.  .

2.  ?

3.  , . , .

4.  ?

5.  .

/

, , , . — , , , , , , , , , , ; . — — . , ; , , .

«»; , . , , , .

, , , , , . , , : . , .

: ; , «-»?
: ? .
: -, –…
: – , .
: — .
: .
: .
: , . … , ?
: – , …
: , , ,— ; , , «-84».
: , , , .
: , , . , , , , , , … , ?
: , ?
: , .
: , . , , .
: , « , .» – . . «», . , — — — , — . . .
: . .
: -?
: . , ! .
: ?
: .
: Ax … , ?
: . .
: -.

, , , . ? — «-» (S-R): , () (). , , ( ) . , , , . , . . ? , . 1 , — , .

, . , , .

. , ,— , , , . , .

; , , . . , , , , . , (, : «, , , ») (, , , , , ). , . , ; , 1.

— — , , , « ». ( ), , , , « » . , .

, : ? ? , , . ; .

10 (. 1): , , , , , , , , ; .

solso.gif

. 1. .

, , . — — , .

, , «» . «», ,— . — ,- , : , . , . , . . , , .. , , .

; . ; , , .

; . , (, , ), , . , « … », (, , ). – , . . — , , . , , . , , , , , .

. ( ), . — , , , , . — . , «»; , . .

, , , , , . , , , .

, ? ; , . . . — , . — . 120 , , . , , , 2, . (), , .

C , (). — . , — , — ; – . , , : «…, -84.» , . ; .

, , , , . , , , , « ».

, , . : .. , , , .. , , . , <…>.

, . , , — .. . , , . . : « »; : «, »,— , . , , .

, . , . , , ( ) <…>.

. , «-», ; « , ?» , , «-». , . , , , «» . — , , , : « !» , ( « », « », « ») , , , .

, . — — , , <…>.

; , « » () , — , , . <…> , « » . , , , , , , . ? , , , — , (« »),- , , («, »)<…>.

50- , , , , , , «» , . , , , , , 30- 40- . , , :

«» . , , . , , , , , . , .

. , , — .. , .

. , , .

. , .

. — ()— , , . .

, . — . ? , — , — .. . , , , .

(1975). . , — , . . , . , , . :

« ; , . , , , .»

. , . , , , . , , 3 , . , ( ) . , , , ( ) , , <…>.

, , . , . , , , , , .

4

— . , , « »— , « » . — , , — :

  • ;
  • ;
  • , ;
  • ;
  • , ; .

— , . -, , , , , . , 5.

, . , . , . , — — <…>, . , . – , <…>.

— . — ,- . , , ! , , , — . : . , , . . « » — . , . <…>

. , , . , , , , . «» «», «», «» «». , «» , , , , , . , . , , , . — . , , .

— — . . — , «» . , .

, — , , , . , , , . ; , ; , «» .

, . «» , , , . , , , .

, , , . , , ,- , , . , , , . , , . , — . : , . . , , , . , . , , , , .

, , . — . , .

, : , :

solso_01.gif

. 2

, S-R , . , , «» . – . , , . , .

. 1890 , «» «» . , , — , «» . :

solso_02.gif

. 3

, 1965 , . , ,- . ? ; . . 2. , . .

, . «», , , , . , .

, – . , — .. , , , , ,- , <…>.

solso_03.gif

. 4

1 , , , , . , , , , ( ) : , , , .

2 ” , – , «-», , , ( « ?») , . , – , «-» ( , , , ); , ; ..

3 , — , — .

4 — , , , . , , , , , .. « », .— . .

5 , , , « » . .

, 10 , . , . , , , , . . , , ” “!

, , , ; , , ; . , , , , . , , .

” ” 1979.; , , . , . , 1979., .

, , , , , . . , . , . ” “, , , . , ” “, , : . -, , . , ” , . -, .

. -, – . . : ” “, “”, ” “, ” ” ” — “. -, , ” “, : , . ( V) , . -, , . , . , , . . , .

, . , 15 , , . , .

, . , . , , ! () . ( ., ); , ; – — . ; ; ; . ; ; – . . , , . , . . – – , , “” . .

.

( )

. , , . , . , , , , . : , . , , . ( ) , , , , , , , .. , , . , . , , , . , . , , , : homo habilis, homo faber, homo sapiens, , homo humanus, homo sovieticus, .. , , , ( , ) . – , – ( ?!). , , “-” “”. , .. , .. . cogito ergo sum. , . . ” ” , . , , . , , , , . , . , : , cum grana sails. , , . , , , . , . , . , , . , , . , , , . , . , – , , , ” “. – , , ” “, . ( , , ” ” ), , . , , .. , , , . . , , .. , , … , , – – , ; , ; , ; , . . , , . , , -. “” “”. – (, , , , ). , , , . -, , , ( ) (, , ). -, “” , . , , . , . “” – . . , ” “. , ( , , , ) . , , 1967. . ” “, . – – — , , . , , , , . , . . . . , . , ( ” “) “” , . : , . , . , . , . , . , . . , , . , ” “, . , , , , . . , , , ” “. , , “” , . ” “, “” “” . “” , ” ” . , , , ( -), . , . , ” “. , , . ( . ), , . – , ’ , – , ” “. ( . ” “), . . ( , ) , , , . , -, , ( ) “”. , . – . , , . , , . . , – , , (, , , ). . . -. ( ), , – . ( .) – , . . Perseptual and motor skills ( ), ( ) . – – ( ), – . , , . , . . ( ). ( ) . , (. ). . . , , – . , , . , , . , , . , – . , . , , . , . (. . , ). , , , , , . , . ( ) , , . , , , (., , .. .. , .. , .. .. , .. , .. , .. .). , , . . , , . , , , , . – , , , . . , , . .. . (, .) . ” ” , . , . ( ) – . -, , () . , , : , , . : – . – , , , . . , .. , – . . . .. , ( 60-) , . , , . , ? ( ) – . , , , , , , , , , ; . : , ? : ? , , , , , , , . . , . , ” “. ( . ), – , – , – . . . , . ( ) . ( ), , – , . , , , , , , – . , , “”, , . , ( ) – . , , – . . , , , , , , , – , , – . , , , , , , , . – , . , , , , – , . . , , . , , , . – . , . ( !) , (, , .. ), , . , . , , . . . ( ). , . , , .. , . . – , . . – , — ( . , .. ). , – , , . , . ( ) . , , , ( ), ( ..), . ( ) . – , , , . , , , , ” ” ( ). , – , – . , . , (, ). . . “”, . , – , , , . – (, , ..), , , .. .. . – . , , 100-120 . , , . , , . , , , – ( .. ), . , , , . . . , . , , . “” . , , , “” ( .. 1927 .. , ). , , . – , . . , ( ) , . , , . , , , … , , , … , , . . , ( ) , , .

.. ..

( ) . , , : , . , , , , .

1981 . ” “. () . , – ” ” “” . , . , , . , , , , , , , . , , , , , . , ” “. , , , . , , . , , , , .

, , , – “” , . . , ” ” , . , . .

. .. , .. – .. .

, , . , . , . , , . , , , , , .

, , , .

1995

.

,

, NV 89557

E-mail: solso@scs.unr.edu

.

:

  • .: .: , 2002
  • :
    .: . – 240 .
  • : , 1999. – 128 .
  • .: , 1985. – 192 ., . / . . . .

.

, – http://psychlib.ru. , , . , , , .

.

25.12.2020
24.12.2020

MGPPU – LIB –

18.12.2020

:

Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер

Учитывая то, что каждая личность обладает целостностью, ее основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.


Смотреть галерею

В обыденной жизни большинство людей привыкает обходиться чувствами и наработанными привычками, они доверяют автоматизмам. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных способов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась довольно далеко.

Аффективные процессы смоделировать крайне сложно из-за их непредсказуемости. К ним относят эмоции, сопутствующие чувственному отношению к жизни, взаимодействию с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется конкретными закономерностями. Тогда говорят об изучении когнитивной составляющей данных эмоций.

1.2     

. , . – . , , .. , ( , .).

.

.

, .

: .

. , .

. , .

. , .

; .

, . .

, . , , ( ). – : , , . , ,.

, . , , , () . .

, . , , . , .

– (.. ,.. ) , .

, .

. , ( ), . , ; , , .

. , , .

, ( ) . , . . ( ): ; ( ); ; . , , , , .

.

, . , , , . . , ( ).

..

( ). , , , , , . .. , . . , .

, , , , , . . , . () (), .

:

1)    , ( ).

2)    , , ( ).

3)    , .

1.    ?

2.    ?

3.    ?

4.    ?

5.    ?

6.    ?

7.    .

8.    .

9.    ?

10. .

11. .

12. ?

13. ?

14. ?

15. ..?

Что такое аффективная сфера?

Аффективная сфера представляет собой все те психические процессы, которые не поддаются моделированию и логическому объяснению.

То есть это мысли и действия, основанные на эмоциональных порывах, чувственных взаимодействиях с собой, с окружающим миром и другими людьми это процессы, отражающие желания, эмоциональные предчувствия, побуждения, переживания, импульсы.

Аффективная сфера включает в себя несколько областей, таких как:

  1. Что такое аффективная сфера человека?Внутреннее побуждение, обусловленное внутренним желанием совершить какое-либо действие (например, сделать неожиданный подарок любимому человеку, поменять интерьер комнаты, и прочее).
  2. Внешнее побуждение, то есть определенные действия, вызванные теми или иными обстоятельствами (например, если ребенок видит понравившуюся ему игрушку, он испытывает желание взять ее).
  3. Внешнее принуждение, когда какие-либо обстоятельства принуждают человека выполнять то или действие внезапно начавшийся дождь, вызывает необходимость искать укрытие.
  4. Внутреннее принуждение, возникающее в том случае, когда какие-либо чувства (например, страх) принуждают принять определенное решение, и не оставляют человеку выбора.

к содержанию ↑

Когнитивная наука

КОГНИТИВНАЯ НАУКА, исследует познавательные (когнитивные) процессы функционирования мозга и механизмы регуляции поведения у человека и животных. Когнитивная наука включает в себя ряд областей психологии (прежде всего когнитивную психологию), информатики (в особенности разработки в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения и нейронных сетей), лингвистики (когнитивная лингвистика), философии, нейрофизиологии, антропологии и других наук, являясь, подобно натурфилософии, масштабной попыткой создания единой науки о взаимосвязи природы и мышления человека. Отличительной особенностью когнитивного подхода является акцент на определяющей роли знаний в регуляции поведения. Знания понимаются как внутренние репрезентации (ментальные модели) среды и самого организма, которые могут быть как осознанными (эксплицитными), так и неосознанными (имплицитными). Слово «когнитивный» в узком смысле относится к процессам приобретения, хранения и использования знаний. В широком смысле слова к нему относят также «метакогнитивные» знания о знании, содержания восприятия, социокультурные нормы и стереотипы, а иногда и мозговые механизмы, эмоции, поведение. Эта многозначность отражает разнообразие контекстов когнитивных исследований, существование нескольких парадигм, соотношение которых изменяется в ходе развития когнитивной науки.

Термин «когнитивная наука» появился в 1970-х годах; первая конференция по когнитивной науке состоялась в 1979 в Сан-Диего (США). В своих истоках когнитивная наука восходит к рационалистической традиции в постановке проблем познания, представленной концепциями Р. Декарта, Г. В. Лейбница и И. Канта. В то же время представители когнитивной науки ориентируются на методологию позитивизма, подчёркивая значение эмпирических, прежде всего, экспериментальных, исследований, получивших развитие в физиологии и психологии. Важный источник когнитивной науки связан с логико-математическими и семиотическими работами, заложившими основу для возникновения кибернетики и компьютерной революции 2-й половины 20 века.

Первоначально объединение дисциплин происходило в рамках вычислительного подхода (английский — computational approach), при котором всякая теория должна была в явном виде строиться как математическая модель или компьютерная программа. Центральное положение в когнитивной науке занимали работы в области искусственного интеллекта, направленные на моделирование функций памяти, репрезентации языковых значений и процессов решения задач. Нейрофизиологические механизмы этих и других когнитивных процессов практически не интересовали исследователей, так как считалось, что программная реализация не зависит от конкретного субстрата (подобно относительной независимости программного обеспечения от устройства компьютера). С появлением в конце 20 века новых методов трёхмерного картирования работы мозга (английский — brain imaging) ситуация изменилась. На первый план выдвинулась когнитивная нейронаука, такие задачи, как выявление закономерностей развития функциональных систем мозга, их связи с феноменами сознания и познавательной активности. Моделирование стало осуществляться преимущественно с помощью искусственных нейронных сетей, допускающих элементарные формы обучения и учёт контекста. В связи с расшифровкой генома человека возрос интерес к поиску генетических основ отдельных когнитивных функций и индивидуальных различий (когнитивная геномика). Происходит сближение когнитивной науки с разделами нейрофизиологии и биологии, изучающими эмоциональную и мотивационную регуляцию поведения (аффективная нейронаука), а также с поиском социальных механизмов трансляции культурно-исторического опыта (культурно-историческая психология).

Развитие когнитивной науки стимулируется рядом общенаучных и философских проблем, связанных, например, с выяснением роли рационального мышления в принятии решений (Г. Саймон и Д. Канеман). Другая группа проблем связана с изучением природы ментальных репрезентаций окружающего мира. По мнению одного из ведущих представителей когнитивной лингвистики — Дж. Лакоффа, все значения имеют в своей основе телесные ощущения. Представители так называемого экологического подхода (Дж. Гибсон и его последователи) стремятся вообще отказаться от понятия «ментальные репрезентации», переориентируя исследования по принципу «Не спрашивай, что внутри твоей головы, а спрашивай, внутри чего твоя голова». Актуальной для когнитивной науки остаётся классическая проблема субъекта активности, в частности, как гипотетического внутреннего наблюдателя, «рассматривающего» ментальные репрезентации внешних объектов (одним из вариантов этой проблемы является проблема понимания речи: если мы понимаем обращённую к нам речь, переводя её на гипотетический язык мысли, то как мы понимаем этот язык мысли?), а также проблема свободы воли и ответственности человека за его поступки (в связи с изучением нейрофизиологических механизмов принятия решений и инициации произвольных и непроизвольных действий).

Наряду с фундаментальными исследованиями всё более интенсивно развиваются практические приложения когнитивной науки. Так, когнитивная нейропсихология и нейропсихиатрия играют ведущую роль в реабилитации пациентов с поражениями мозга и заболеваниями центральной нервной системы. Задачей когнитивной эргономики является оптимизация графических и речевых интерфейсов, обеспечивающих взаимодействие человека и компьютера. К числу возникающих когнитивных технологий относятся технологии виртуальной реальности, интерфейсов, чувствительных к вниманию и намерениям пользователя, методы функциональной нейровизуализации, технологии диагностики эмоций, антропоморфных агентов и др. Развитие когнитивных технологий тесно связано с био-, нано- и информационными технологиями.

Лит.: Johnson-Laird Р. The computer and the mind: an introduction to cognitive science. Camb., 1988; Posner М. I. Foundations of cognitive science. Camb., 1989; Максимов Л. В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003; Encyclopedia of cognitive science. L., 2003. Vol. 1-4; Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М., 2006. Т. 1-2; Thagard Р. Philosophy of psychology and cognitive science. Amst., 2007; Величковский Б. М., Соловьев В. Д. Компьютеры, мозг и познание. Успехи когнитивных наук. М., 2008.

Б. М. Величковский.

1.3     

.

, , , , , .

, , , .

:1); 2) ;3) ; 4) ; 5) ; 6) .

. .

, – , , .

, :

1.  ,

2.  (.. ),

3.  ,

4.  ,

5.  .

(, , .) , , .

, , , . . , . , , . -: , , ( 50 ). , , .

, , , ,.. , . . .

.

… , , .

, , ,, , ( , , .).

, . , , .

, . . , ,. . ( ), .

.

, , .

, , , .

.. … , , , , , .

, . , .

, , .

. , . , , , . , , . , , . , , , .

, .. : , , , , .

, . , , , , , . . , . , , , .

, , , . .

. :

1.   ;

2.   ;

3.   – , ;

4.   ;

5.   ;

6.   ;

7.   ;

8.   ;

9.   ;

10.      ;

11.      ;

12.      .

, , , , . – , , . .

( ) .

: 1). ( -, ) ( ); 2). ( ) ( ).

: , .

: (-, , , .

:

      蠠 ( ? 젠 ⠠ ?),

     ,

      ( ),

      ,

      ,

      , .

, .

: 1). ( , , , , ) ( , , ); 2). .

: , .

: ( , ); ; .

:

      , ;

     ;

      ;

      ;

      ;

      ;

      .

, , .

: , , ,.

.. ( ). , – , , – , .

: , , , , , ( ).

: , ; (); ; .

:

     ;

      ;

     ;

      : 5 40 , 1,5 ;

      ;

      ;

      ;

      .

ࠠ , ( ), . , , . ( ), ( ), ( )

: , ,, .

: ( ), , (, , ).

:

      : , , ;

      ;

     ;

     ;

      – ;

      ;

      ;

      廠 , 堠 (: , , …);

      ;

      ( ).

. , . – , ,, , , , . , .

: , ().

, -.

– , , ,. – .

-:

1.   ( : = , , , );

2.   堠頠 ( , );

3.   ;

4.   ;

5.   ;

6.   ( , ;

7.   .

– -. () . – . . . .

:

      ;

      ;

      ( );

      (, , ), ;

      , ( )

      – ( , ) – ().

      .

– ().

, , .

, , .

: (), , (), , , ().

( ).

:

. :

1.   . (2, 2 , 2 ). : , ,, , 2 . ;

2.   . , ;

3.    .

. :

1.    ;

2.   ( …);

3.   ().

. () . .

. .

. .

:

1.   ( );

2.   , ;

3.   ;

4.   ;

5.   .

1.   ?

2.   ?

3.   ?

4.   ?

5.   ?

6.   .

7.   .

8.   ?

9.   .

10.      .

11.      ?

12.      ?

13.      .

14.      .

15.      ?

16.      ?

17.      ?

18.      ?

19.      ?

20.      ?

21.      -?

22.      -?

23.      – ?

24.      ?

25.      .

1.

1)  .( )

)   

)   

)   

)    

2)  ( )

)   

)   

)   

)    

3)  ( )

)   

)   ,

)   ,

)    

4)  ( )

)   

)   

)   

)    

5)  ( )

)   

)   

)   

)    

6)  ( )

)   

)   

)   

)     ,

7)  , , , ( )

)   

)   

)   

)    

8)  , 🙁 )

)   

)   

)   

)    

9)  , ( )

)   

)   

)   

)    

10) ():

)   

)   

)   

)    

11) , ( )

)   

)   

)   

)    

12) ( )

)   

)   

)   

)    

13) ( )

)    40

)    1,5

)    2,5

)     3

14) ( )

)   

)   

)   

)    

1.  

Связь когнитивной психологии и нейробиологии

Существует точка зрения[кто?

], согласно которой когнитивная психология и нейробиология в настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии. Ряд учёных и философов[

кто? ] на основании теоретических и исторических аргументов подвергает сомнению подобную возможность редукции когнитивной психологии к нейробиологии. При этом часть из них[

кто? ], отстаивая теоретический и практический приоритет когнитивной психологии, утверждает, что достижения нейробиологии полностью иррелевантны по отношению к когнитивным моделям психики[4].

2.1     

, .

, , . . : . , , , . , , ; ,, .

.. . 90% , .

: , , .

, . , . , , . .

, ,, , , . : .

, , . .

, . .

.

, , . , .

, – . (, ,, , , , , ,, , ). . , .

. ,, , : , . .

, , . . . , , , . , , , .

( , ). , , , , , . . , . – .

() . , , . , :, .

, , . ( ; ; ).

– , , . , , .

, , . , , , , , – .

. , , , ( , ). .

, , ,. ( , , , ).

, ., , , .

. , , : , , , . , (→). : ., ., ., .,.. : , . , ( ). , , , .

. . . . , , . , ; . . , , . . .

. , . : , ; .

:

     ;

     ( , );

     (, , , ).

. . . :

       .

       (, , , .).

       : (I= , ); (me = ; , ); (self = ).

       I me. , , . , .

      , , ( ).

       : (I me); ; .

       ( !).

, . .

:

       .

       () (); ; .

       .

       , .

       , . , .

       . , , .

       , ( ). , . . , – , , .

. ( ). , , .

. -: (); (); (). .

, , , .

, , , ( ), , , .

, ; .

, , . . . , .

; . , . , , . – . ( , ) .. , : ,, .

, . : ; , , ; . , , . , , , .

– .

-. , , . . – . . . . – .

-: . .

, , . , – . , , , , ( ), – , . , , ( ). , , , .

, , , , , , -. (.. ).

.

, , . , , , ,. , , , . . . . .

( , , ) ( ) , , , . .

, . , , .

. :, , (, , , , ).

() .

(. ) . :

     , .

     , .

     : .

     .

:

1.   ( , , ).

2.   . . , .

3.   . , .

4.   , . .

5.   ( , , 3% ) . , .

, .

, . , .

. ., , , . . . . ?, , , ? : , , , , . ? , ! .

. , . , .

, .

..

.. (). (). , , (). (, , ). . :

1.   (, , , , , .).

2.   (, , , ). , ! .

3.   ( , , .). , , .

4.   ( , ). . . .

. . , – ( ), ( ), ( ).

..

, .. .. . , – () .

,, : , , .. : , , . , : , , . . , .

, , . , .

1.    .

2.    . ?

3.    .?

4.    ?

5.    ?

6.    .

7.    ?

8.    .

9.    ?

10. ?

11. ?

12. ?

13. ?

14. ?

15. ?

16. ?

17. ?

18. ?

19. ?

20.- ? ?

21. ?

22. ?

23. – . ? ?

24. -?

25. .?

26. . ?

27. ?

28. ?

29. . ?

30. ?

31. ..?

32. ?

Моделирование когнитивных процессов в психологии

Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т.е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

способность к чувственному восприятию,

интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта.

Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

Феноменологический подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной психологии).

Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических механизмов.

2.2     ,

, , , , , , .

, .. , ( ).

.

() , ( ߻,-).

( ߻) .

, , , : .

() .

( : , , . , , . XIV: !). , , ! ߻ , , .

ߠ () (), () (). . , . , .

: , , , .

. , , , .   : , , . , .

. . . : , , ..

: , , , , .

:

      ( ).

      , , ( ).

      ( , !).

      , ( , ).

      ( ).

: , . , . . () , . , , . , ( ). . :

image001.png

. , : , , .

1.    .

2.    .

3.    .

4.    ?

5.    ? .

6.    ?

7.    ? .

8.    ?

9.    ? ? .

10. ?

11. ?

12. ?

13. , , ?

14. ?

Модели внимания

Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:

  1. Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
  2. Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.

Этапы переработки:

  1. Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
  2. С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
  3. Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
  4. Последний этап — анализ отобранных данных.

Поздняя селекция Дональда Нормана:

Фото 1753

  1. Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
  2. Важная информация отсеивается.
  3. Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
  4. забывается.

Модель А. М. Трейсмана:

  1. Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
  2. Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.

Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:

  1. Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
  2. Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Вклад Карла Прибрама

Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии[2][3][5][6][7].

2.3     

, .

, , . , , , , , .

.

(, , ) (, ). , . , .

, .. , . : (…), , ? ( ?). ( , ).

. , . .

, , .

. . , , , , . , , .-, , ( ). , , , . (, , -, , , , ). .

,. , . , , , . , , (, , .).

. , , : , .

. : , ,-, -. , . .

, , ( ). , :

→→→→→

, -, . .

, , , , , .

, . , , , .

, , . , , .

, . .. . .

(, ).

, . ( ), , .

. .

, , .

, . , , .

:- (, ), (, ), (, ).

:

1. ( . , , ; .

2. ( ). , . , , ,

3. . . .

4. . , , ( ).

. , (, ). , .

() . .

.

. :

1) ;

2) ( );

3) ;

4) () ( , , ). , , .

, , ( , ).

. :

1) ;

2) ;

3) – ;

4) ( , , , );

5) ( ; , , , , ), .

, . , , , , , , .

. , , , . – , , , , , . – , , , , , , . , , , .- , – , , . , , ( ). – , , . – , , .

– , , . , -, -, -,-, .

. : () ; , ; .

( ) , ( ).

, , , , , , . . , .. , . .

, , – (). , : , , ,-, ( , ,, ) – (, ,).

, PR- . , , , , .

. () , – (). . , , , , (, ).

, PR- , . – PR-. – . PR-.

, . , .

, . , , , . , . . . ! – ,, , , . , . , , , (, . ). .

:

1. . , , . , , . , .

2. . . . , . ., , !

3. . .. ! . ( , ). , , .

4. . : , .

? . , 99% +1% ( ), (.), , , . . . , . , , :

            ;

            ;

            ;

            ( , );

            , ;

            ;

            ;

            .

, , , .

1.    ? .

2.    ?

3.    ?

4.    ?

5.    ? .

6.    . ?

7.    .

8.    ?

9.    . .

10. .

11. .

12. .

2.

1)         ( )

)   

)    ,

)   

)    

2)         ( )

)   

)   

)    ,

)    

3)         ( )

)   

)   

)   

)    

4)         ( )

)    .

)    .

)    .

)     .

5)         ( )

)   

)   

)   

)    

6)         ( )

)    ,

)   

)   

)    

7)         ( )

)   

)   

)   

)    

8)         ? ( )

)   

)   

)   

)    

9)         , ( ):

)   

)   

)   

)    

10) () ( )

)   

)   

)   

)    

11) ( )

)   

)   

)   

)    

12) ( ):

)    ;

)    ;

)    ;

)     .

13) ( ):

)    ;

)    ;

)    ;

)     .

14) ( ):

)    ;

)    ;

)    ;

)     .

Когнитивная сфера личности

когнитивная сфера личности

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Два важных закона памяти
  • Сферы личности
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Виды памяти и их особенности
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
  • Познавательные процессы
  • Теория когнитивной нагрузки

Ключевые слова:_D1025, 1Когнитивистика, 4Когнитивстика

Преимущества и недостатки

Преимущества:

Фото 1762

  • доступность экспериментальных исследований;
  • развитие этого направление вносит огромный вклад в психотерапию, управление здоровьем;
  • активное изучение работы ЦНС, мыслеобразования, запоминания.

Недостатки:

  1. Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
  2. Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами.
    Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.

2.4     

. , :

1.    (, , ). .

2.    ( : , , ,). .

3.    (, , ). , () , .

. , . , ; , , ; , , . . .

. , . , .

1.    

2.    

2.1.    

2.2.    

2.3.    

2.4.    

2.4.1   

, .

. .

, , . , (, , , ), (, , ).

, , ,, , .

:

       ( );

       ( , );

       ( ).

.

, , , . .

( , .). .

. : , .. ; , .. ; () .

. . , 16 . 20000 .

, .

, .

, , , (.. ), (, ).

( , ) , .

, , , 1000 .

, , , . .

() (P):

E = 1/P.

, ., : , . : , .

. , .

, . , . , 50% . , , , , . , , , .

1.          .

2.          ?

3.          ?

4.          ?

5.          .

6.          . .

7.          ? .

8.          . .

2.4.2   

, , .

, , .

ࠠ : , , ,, , .

( ) , .

( ) ( ).

, , , , , , ( ) .

, .. . , .

. . , . . , ,, , , , ,. . , . , , , , . . , , , ,, . . , , , , ( !). , ( , ).

, , ( ), . . , ; . .

, . , . 2.

image002.png

. 2.

, .

, , . . 2 . .

. ( ), . . . , (.Wertheimer), , . , , . . . .

: ,, , , , ,, .

, . – , – .

. , .

, , , , . , , , , .. .

, .

. , , . . , , , , .

, . ., , , .

. , .

, . , ,, , , , , .

(), .

, .

, .

( ).

( ), (, ).

. . ( ). . , , . .

1.  .

2.  .

3.  .

4.  ?

5.  ?

6.  ?

7.  .

8.  .

9.  .

10.  .

11.  .

12.  .

2.4.3   

. ,, .

, . . : . . , .

( , , ).

?, .. , . , , , .

.

. , . , . , .

, .

, . . , (, , , , , ).

: ,, , , , .

, . . , , : , , , .

, . , , , .

. ( ).

. : .

. . 15 20 .

. , .

. , , . . ( ).

1.          .

2.          ?

3.          ?

4.          ?

5.          ?

6.          ?

7.          .

8.          .

9.          ?

10.      ?

11.      ?

12.      .

2.4.4   

, .

: ; ;.

, .

( ):

1.    ( );

2.    ( );

3.    ( , , ). .

:

1.    ( );

2.    ( ).

, , .

.. (, , .).

, , (, , ). 60% . 10 10%. : ; , ; – , , ; — . . .

. , (, ), . .

. , , . . , , , , , .

: , , . , . . , , , . , , , 15-25 . , , . . . .

:

1.    (). . ¼ 2 , 10 ( , ). .

2.    (). . 20. . , . , 30 , , . , . 7 2 . . , .

3.    (). . ( ). . , (). . , .. .

. : 20 60 ( ); ( ); .

(, , , ).

, . , (, , ).

(, , .). .

. , .

, , . , ,.

, , , ( , , .

: ( ); ( ); ( ); ( ). .

1.          .

2.          ?

3.          ?

4.          ?

5.          ? .

6.          ?

7.          ?

8.          .

9.          ?

10.      ?

11.      蠠 .

12.      .

13.      .

14.      ?

2.4.5   

( ). , , , , .

. .

:

       ;

       ;

       ;

       .

( ) :

1.    -,

2.    -,

3.    -;

– . , , , . – , . , , , . – ( ).

:

1.    ,

2.    .

, . , .. , . , .

:

1.             ,

2.             .

, , ( -, .. , ).

. , , .

:

1.    (),

2.    .

. , .

:

1.    ,

2.    .

. , . : . . ? ; ? , , . .( ).

,, , .

: , .

, .

– -, .

.

, .

, :

       ( , ),

       ( , ),

       ( ),

       ( ),

       ( ),

       ( , ),

       ( ),

       ( ),

       ( – ),

       ( , ).

, , .. , . , .. , . IQ. (. , ., . , . . .). 150. 120 . 90 110 . 2002 : , , ( IQ 104 107 ). 26 27 97 . 70 . : (IQ 50 69 ; (IQ 20 49 ); (IQ 20 ). , . , . , . .

, :

1.    ↔;

2.    ↔ ;

3.    ↔;

4.    ↔;

5.    ↔ ();

6.    ↔;

7.    () ↔ ;

8.    ↔ ;

9.    ↔ ;

10.↔ ( ).

, , , . , .

\ , . – , , .

, .

( ), , ( !), , .

, .

( ).

, , , .

, , , .

, .

, , . . – ( , ). , , (), , . .

, ,- , , – .

( ) . . , , . . .

. . .. , . , ( ), . , . . Ÿ , , , – .

– () . . , , . . , , .

, . , ; , ; . , , . . , .

– . .. . . . , .. , . , . , A.M. , . , , , . , . , , . .

1.          .

2.          .

3.          .

4.          .

5.          ?

6.          ?

7.          , .

8.          .

9.          .

10.      ? .

2.4.6   

.

, .

. (, , .)

, , .. , ( ).

. , , , , .. , , . , , .

:

1.    , . : . , , , ., , . . , , , .

2.    . , . , , . , , . .

, . , .. , (). . , . , , , . ( ). . , , , , . , , . .

. , , . , , . , .

( ..) . , , , , , . . – , , . . , , , .

– .

:

1.    . : ,, , .

2.    , , . : , , , , , .

3.    . :, .

4.    . : , .

5.    , . .: , , .

6.    . : , , .

., ,, , . .

, ( !).

.

1.          .

2.          ?

3.         , , .

4.          . .

5.          .

6.          .

7.          , – .

8.          ? .

2.4.7   

, . . , , , .

, .

, , . , () .

, .

. . .

( ). .

. . , – (, , , .). . , , . , , . , , , .

. . . , , , . , , . .

. .

: , , .

:

1.  ;

2.  (; ; );

3.  ( ).

. , ; , ; .

:

1.  ( );

2.  ( ).

, . : , , , .

( ) , .. .

. . () (). , .

. , . : , , , .

( , ). , , , . , , .

.

. . , . , . :

       ;

       (, );

       ( : , ).

       (, , , , , , ).

, , , . , .

, , , .

: , , .

, 6 8 . , , (). , , , . , , ( , , , ). ( , ( ).

1.          .

2.          .

3.          .

4.          .

5.          ?

6.          ?

7.          ?

8.          , .

9.          , — .

10.      ?

11.      ?

12.      .

13.      .

3.

1)  ? ( )

)   

)   

)   

)    

2)  , ( )

)   

)   

)   

)    

3)  ? ( )

)   

)   

)   

)    

4)  ( )

)   

)   

)   

)    

5)  ( )

)   

)   

)   

)    

6)  ( )

)   

)   

)   

)    

7)  ( )

)   2 3

)   7 10

)   24

)    10

8)  ( )

)   

)   

)   

)    

9)  ( )

)   

)   

)   

)    

10) ( )

)   

)   

)   

)    

11) , ( )

)   

)   

)   

)    

12) ? ( )

)   

)   

)   

)    

13) ( )

)    ,

)    ,

)    ,

)     ,

14) ( )

)   

)   

)   

)    

15) : ( )

)    ,

)   

)    ,

)    

16) ( )

)   

)   

)   

)    

17) ( )

)   

)   

)   

)    

18) ? ( )

)   

)   

)   

)    

19) ( )

)   3

)   5

)   6

)    10 15

20) ( )

)   

)   

)   

)    

Примеры когнитивных процессов

Примеры когнитивных процессов в жизни

Когнитивная функция отличается рациональностью, наличием последовательности мыслей и действий, их логичностью.

Когнитивные процессы проявляются в момент чтения.

Открывая книгу, человек воспринимает буквы, слова, новую информацию, соотносит ее с теми знаниями, которые у него уже имеются, подключает воображение, чтобы наглядно представить себе картинку, описанную в книге, особенно, если речь идет о художественном произведении.

При письме также активизируются различные когнитивные процессы. Например, при написании сочинения человек уже представляет себе то, о чем будет писать, то есть подключает воображение.

Кроме того, важно не отвлекаться от процесса на какие-либо посторонние предметы, чтобы избежать орфографических, стилистических и других ошибок (активизируется внимание).

Также необходимо запоминать, что уже было написано ранее, чтобы построить логически связный и красивый текст (активизируется память).

Обучение, вне зависимости от того, какие вы приобретаете навыки или умения, не обходится без определенных когнитивных процессов.

Так, для того чтобы получить необходимую информацию, необходимо полностью на ней сконцентрироваться, не отвлекаясь ни на что другое. В этом помогает внимание.

Память нужна для того, чтобы запомнить полученную информацию, отложить ее, соотнести с имеющимися уже познаниями для лучшего понимания. Воображение позволяет наглядно представлять себе, то, о чем идет речь.

Примеры и значение когнитивных процессов

Когнитивные процессы важны не только для получения и усваивания новой информации, они проявляются и в повседневной жизни.

Например, если девушка пытается сбросить вес, но видит перед собой гамбургер или кусочек торта, испытывает желание съесть их, но вовремя останавливает себя, мотивируя это тем, что сиюминутное удовольствие сведет на нет всю изнурительную работу по похудению.

к содержанию ↑

Диагностика когнитивной сферы

Деградация личности человека — что это такое

Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.

Методики для диагностики когнитивной сферы

Процесс когнитивной сферы Процесс когнитивной сферы
Внимание Методика Кольца Ландольта
Методика «корректурной пробы»
Методика «Мюнстенберга»
Память Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе.
Субтест Векслера
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь.
Воображение Тест «Мыслитель-Художник»
Тестирование Торренса
Тест Тулуза-Пьерона

Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.

2.5     

2.5.    

2.5.1   

, .

. .

, . . , , . . .

.

, , .

.. :

     ( : , );

     ( : , , );

     ( , , );

     ( , , );

     ( : , ,);

     ( , : , , , );

     ( : ! !, );

     ( : !, , );

     ( : ,, );

     ( ).

, , .

. :

      . , (, ), , . .

      . , . , , , .

      . , , .

. – ( ). : →R. , . . . :

St R

″ , , ″, ″, , ″.

. , , . , !

.. ( ) :

= f ( ),

,

f ,

,

,

.

4 (=4). 3 (), 5 ().

:

= 4 (5 3) = + 8. :

= 5 (3 4) = – 5;

= 3 (3 4) = – 3;

= 5 (4 3) = + 5;

= 5 (3 5) = – 10;

, . .

, : 5 , , , (). : , , , , ().

. , , ? , .

. . ( ), : , , , , , , ,, , . . . , (), :, , . . , . . .

:

1.    ,.. . , .

2.    ,.. . , , : , , , .

3.    , , (, ,).

:

         ,

        ,

        .

. , , , . , , . . – . – .

. . . , , , , , .

. , , , ( , ..).

, , , .

. , .

, .

, , .

(, ) (, ,, ).

: , , .

( .) . , . , , , (). . 3. .

.3.

, .

. . . , , , . . , . .

. , , , , . , , , .

1.    ?

2.    ?

3.    . .

4.    ?

5.    ?

6.    .

7.    .

8.    .

9.    ?

10. , , .

11. ? ?

12. ?

13. .

14. .

2.5.2   

, , .

:

1.         ;

2.         ;

3.         .

, (.. : , ).

, , . .

, ( ).

, .

1.      .

2.      .

3.      .

4.      .

. . . : , , , ( ). , , , , . , . , . , , . . . . . .

, : , , , ..

: ,, , , .

, . , .

. , , , , , . , , , .

. . , , , , .

. .

1967 . . , , , . , . . . , , , , .

, . , , , .

, , . , , . .

. , , , , , ,, .

.

.

, . .

, . , :

     ( , ).

     .

     ( . , ).

     .

     .

     (). , .

     ( ).

     .

     (, ).

     .

     .

:

1.    (). . .

2.    (). ,, , .

3.    . .

4.    . , .

5.    . .

6.    . : . -.

:

     . . .

     ( ).

     ().

     (: 9 -00!, , , , ?). .

     .

     .

    : . : , , .

     , .

    .

, , , (, , , , ,, , .). .

1.    .

2.    .

3.    , .

4.    ?

5.    .

6.    ? , ?

7.    ?

8.    .

4. –

1)              ( )

)   

)   

)   

)    

2)              , ( )

)   

)   

)   

)    

3)              , , ( )

)   

)   

)   

)    

4)              , , ( )

)   

)   

)   

)    

5)              , , ( )

)   

)   

)   

)    

6)              , ,( )

)   

)   

)   

)    

7)                 , , ( )

)   

)   

)   

)    

8)              ( )

)   

)   

)   

)    

9)              ( )

)   

)   

)   

)    

10)          ( )

)   

)   

)   

)    

11)          ( )

)   

)   

)   

)    

12)          ( )

)   

)   

)   

)    

13)         , ..( )

)   

)   

)   

)    

14)          ? ( )

)   

)   

)   

)    

2.6     

2.6.     

2.6.1   

. . , .

(, ,, ), VI II .. , , , . (, , ).

:

() , , . , , . , . .

() , , , , .

() , , . , .

( ) , , . .

.., (), :, .

() , . , .

( , ).

( .. ). , . , – , .

.. :

1.    , → ;

2.    , , → ;

3.    ,, → ;

4.    → .

. (. . ) (, , ) (,, ).

, ; ; .

, , . , .

( ), ,, . .

, . , . (, , , ,, , ).   ( ).

1.    .

2.    ?

3.    .

4.    . , , .

5.    ?

2.6.2   

, :

1)  ;

2)  ;

3)  .

, , – . . .

: , .

, .

:

      , (: ,, );

      , (: ,, , );

      , (: , ,);

      , (: ,, ).

.

, , . , ( ), .

.

MMPI ( ). :

1.    .: . :, , .

2.    .: . :, , , , , .

3.    .: . : , , , . : , .

4.    .: : , .: . . .

5.    .: , . : , , ( ), .

6.    . : , .. ).: , , , , .

7.    . : , . : ,, ( , ),, .

8.    . : , . : ,, , , , .

9.    () () . , , . , , , . :

. : , . : ,, , .

. : . : , , ,, , , , , .

. : . : ,, , , . . ., ( , , ).

. : . : , ,, . .

, , , . : , , . , , . , , .

, . , ( ).

1.    .

2.    ?

3.    , .

4.    .

5.    ? .

6.    ?

7.    .

8.    , .

2.6.3   

 – , .

, . , . XXI . .

– , , , ( ).

, .

:

1.    ( – ). , , .

2.    ( ). , , .

:

1.    ( , ). .. , .

2.    ( ). , : ,, , . : , , , , .

:

1.    ( , , ). .

2.    ( , ).

3.    ( , ).

, , ,- . – .

().

.

, , . , , .

. , . , . , .

. , , . :

1.    ( );

2.    (, , , );

3.    , (, , , );

4.    – , (, , , , , .).

.

,, , () (), , , . , , , – , . , .

. , , , , .

. , , . , , .

, , .

. , , ( ).

: , , , , , .

, ; , ( ).

, . .

, . , , , , , , , .. , , , .

1.    .

2.    ? ? .

3.    .

4.    . ?

5.    ?

6.    ?

5. –

1)  ( )

)   

)   

)   

)    

2)  ( )

)   

)   

)   

)    

3)  ( )

)   

)   

)   

)    

4)  ( )

)   

)   

)   

)    

5)  ( )

)   

)   

)   

)    

6)  ( )

)   

)   

)   

)    

7)  , ( )

)   

)   

)   

)    

8)  ( )

)   

)   

)   

)    

9)  ( )

)   

)   

)   

)    

10) , , ,, ( )

)   

)   

)   

)    

11) , , , , ( )

)   

)   

)   

)    

12) , , ( )

)   

)   

)   

)    

13) , , ( )

)    ,,

)    ,,

)    ,,

)     ,,

14) ( )

)   

)   

)   

)    

2.  

Характеристика и определение памяти

Памятью называют способность человека к сохранению и накапливанию информации об окружающем мире. Если бы этого механизма не было, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, будто они происходят впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей?

Человек начинает обучаться практически с первых дней жизни, познавательные (когнитивные) процессы развиваются у ребенка постепенно, на протяжении долгого времени.

При этом важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрастной группе ребенка. В противном случае, необходимо будет принимать соответствующие меры.

Для определения уровня развития когнитивной сферы у детей используются различные диагностические материалы, которые структурированы, в зависимости от возрастной принадлежности ребенка.

В ходе проведения диагностики малышу предлагается выполнить различные задания, соответствующие его возрасту.

Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей разного возраста?

После каждого выполненного (или невыполненного) задания ребенку выставляют баллы от 1 до 4 (1 , непонимание задания, отсутствие стремления к достижению цели, 2 , малыш пытается выполнить поставленную задачу, но после неудачной попытки отказывается от задуманного, 3 , ребенок делает попытки выполнить задание, и после нескольких неудач все же добивается поставленной цели, 4 , малыш сразу же справляется с заданием).

Полученные баллы после окончания испытания суммируются, и их общее количество указывает на ту или иную степень когнитивного развития ребенка.

Запись доклада &#171,Функциональная МРТ в исследованиях когнитивной сферы у детей&#187,:

Когнитивная сфера , совокупность психических процессов, представляющих собой логически обусловленную, рациональную последовательность мыслей и действий.

Данная сфера имеет огромное значение не только в обучении и познавательной деятельности, но и в повседневной жизни, так как человек сталкивается с новой информацией постоянно, и ему необходимо уметь запоминать ее, а также применять на практике.

Когнитивная (рациональная) сфера тесно взаимодействует с эмоциональной (аффективной). Ведь человек , живое существо, разум и логика у него всегда соседствуют с чувствами и эмоциональными переживаниями.

Ссылки

1. О видах и структуре категорий. Дзюба Е.В.

2. Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 256 с. ISBN 978-5-8465-1037-1

3. Когнитивная лингвистика. Попова З.Д. Стернин И.А.

4. Шапочкин Д.В. Метод когнитивного анализа дискурса в лингвистике //Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 101–107.

5. Шапочкин Д.В. Политический дискурс: когнитивный аспект /Д.В.Шапочкин, Изд-во Тюменского государственного университета, Тюмень. — 260 с. (недоступная ссылка)

3.1     

, , ,, , .

:

1.          ( );

2.          ( );

3.          ( , , ).

. , .. – . : , , , . .

? :

            ,

            ,

             ,

             ,

            .

: , , .

. . , ( ). .

:

             ( );

             , ( !);

             ;

             .

:

             () ;

             ( ) ;

             ;

             ( ).

.

             , .

             ( ) , .

             ( , ) .

.

             .

             .

             .

(, , .) ( ).

., , .

:

       ;

       ;

       ;

       ;

       .

:

       : , , , ;

       : , , ;

       : ;

       : .

. , , , , . , , . , .

, , . , .

, . . , .

:

( ). , . , . .

( ). . , , . : , .

. : , .

. . . . . .

.

. :

       ( );

       ( );

       ( );

       ( );

      .

:

1.    ( , )., , , .

2.    ( ). . , . , , .

:

1.    (!.. ?.. ). . , . . , .

2.    (, )., , , .

3.    ( ). ,, , .

, . :

       ( , ?);

       ( , , );

       ( );

       ( );

       ( );

       ( ).

, , , , , .

, , .

, ( ) .

XIX . , , , . . . , . , , , .

: . , . . , . , , , !.

., , , , , .

, .

, .

:

1.    ( , ).

2.    (, , , .).

3.    . , . , . ,, . , , .

() – , (). , , .

. , .

:

1.    ().

2.    .

3.    ( , ) (, ). . . . .

:

1.    ( ;; , , , , ) ().

2.    () , .

3.    , ( ).

4.    ( ).

5.    (, , ,).

: (, .); (, ); ; ( ); ( ) .

.

, . , , . , , , .

. : , , . : . , , , – ( , ). . . , .

:

       ();

      ;

      .

, () (, ). . , -. , , .

: ,, .

– -; , .

, , , .

, .

– (-).

, .

.

, . . .

, , , . , . , – .

, : , , . ( , ), , .

1.          .

2.          ?

3.          .

4.          , , ?

5.          ?

6.          ?

7.          .

8.          .

9.          . , .

10.      , ?

11.      , ? .

12.      ?

13.      .

14.      .

3.2     

, , , , .

, , , . , , .

:

             ( , : , , ).

             ( , , ).

             ( , :, ).

             ( , ).

            – ( ,).

. . :

1.          (, ).

2.          (, , , ).

3.          ( , ).

4.          ( ).

, . :

1.          ( ).

2.          .. , .

3.          ( ).

4.          .

5.          .

, : , (, ). , , . . , , , .

. . . , , , .

. .. , .. . , . : , , , . , .

. . . . . , , . . , , . , , , , , , . , .

(. ). . : ; , , , ; .

( . ). – , , . () :

     ( ).

     ( ).

     ( , ).

     ( ).

     ( ; , ).

. , .

: , , , .

: , , , .

: ; ; , ; ; ; .

: ; ; ; ; ( ).

: ; , ; ; ; .

, , , :

     ( ). . ,, , , . , , .

     ( , . .).

     ( ), (: , ).

     ( ), .

; ( ); . , .

1.          .

2.          ?

3.          .

4.          .

5.          .

6.          , .

7.          . .

8.          ? .

9.          .

10.      ? ?

11.      . ? ?

12.      ? .

13.      ?

6.

1)      , , ( )

)   

)   

)   

)    

2)      ( ):

)    ;

)   

)    ;

)     -.

3)      ( ):

)   

)   

)   

)    

4)      ( )

)   

)   

)   

)    

5)      ( )

)   

)   

)   

)    

6)      ( )

)   

)   

)   

)    

7)      ( )

)   

)   

)   

)    

8)      ( )

)   

)   

)   

)    

9)      ( )

)   

)   

)   

)    

10)  ( ):

)   

)   

)   

)    

11)  : ( )

)   

)   

)   

)    

12)  ( )

)   

)   

)   

)    

13)  , ( ):

)    ;

)    ;

)    ;

)    

14)  ? ( )

)    ;

)    ;

)    ;

)     .

15)  , , , ( )

)   

)   

)   

)    

3.  

Основные направления

Можно говорить, по крайней мере, о следующих направлениях в когнитивной лингвистике, которые определились на сегодняшний день (называем типичных представителей данных направлений):

культурологическое

— исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук. Такие исследования обычно де-факто междисциплинарны, не связаны исключительно с

лингвистикой, хотя могут выполняться и лингвистами (что и позволяет рассматривать данный подход в рамках когнитивной лингвистики); язык в этом случае выступает лишь как один из источников знаний о концептах (например, для описания концепта используются данные об этимологии слова, называющего этот концепт);

лингвокультурологическое

– исследование названных языковыми единицами концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры: направление «от языка к культуре»;

логическое

– анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от их языковой формы;

семантико-когнитивное

– исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере;

философско-семиотическое

— исследуются когнитивные основы знаковости.

Каждое из этих направлений можно считать уже достаточно оформившимся в современной лингвистике, все они имеют свои методические принципы (объединяет их все прежде всего теоретическое представление о концепте как единице сознания) и все они имеют своих сторонников среди лингвистов-когнитологов, их представляют достаточно известные научные школы.[3]

Примеры когнитивных процессов

У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.

Например:

  1. Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
  2. Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
  3. При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
  4. При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.

Например:

  • благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
  • человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
  • различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
  • слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.

Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.

Например:

  • когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
  • если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.

Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Разделы когнитивной лингвистики

Когнитивная лингвистика подразделяется на три основных раздела:

  • Когнитивная семантика, занимающаяся в первую очередь лексической семантикой;
  • Когнитивная грамматика, занимающаяся главным образом синтаксисом, морфологией и остальными областями языкознания, связанными с грамматикой;
  • Когнитивная фонология.

Интересующие когнитивную лингвистику аспекты когниции включают в себя:

  • Конструктивную грамматику и Когнитивную грамматику;
  • Концептуальную метафору и концептуальное смешение;
  • Концептуальную организацию: Категоризация, Метонимия, Рамочная семантика, и Иконичность.

Когнитивная лингвистика, в большей степени, чем генеративная лингвистика, пытается соединить в единое целое эти направления. Сложности возникают в связи с тем, что терминология когнитивной лингвистики ещё не устоялась окончательно, поскольку это относительно новая область исследований, а также по причине контактов с другими дисциплинами.

Разработки когнитивной лингвистики становятся признанными способами анализа литературных текстов. Когнитивная поэтика стала важной частью современной стилистики. Лучшей книгой по этой дисциплине остаётся Cognitive Poetics

Питера Стокуэлла[4].

4.1      .

, , , .

: , . , ( ), , (). (, , ),.

( 3 15 ), , , .

, , ( ) , , ( , ).

. , , .

, . . . (, ,) .

.

(..) , .. . , , , , : .

, . , (,) , , , .

. , . , . , , ,, , .

, – , -. , .

, , .

, , .

). ( ). , ( , , , , ).

). . , .

). . , , .

). , .

. . -, -, -. .

. – ( ), ( ), – ( ), ( ), ( ),- ( ).

. – , , (, ). ( ), . .

. – , , ; , (, ). , , . ,, .

. . . , .. , . , .

? !, , , .

()

– , , . , , ..

, .

:

) , , ,

) (.. ),

) , .. ,

) ,

) (, ,, ),

) – (, ).

. . , , , .. , , (, , , ). (, ), . , , .

4.2     

. . , .

.

. . () .
, .

3 5 . ? ?, ?, , ( ?). , .

. . , . . … . . . , . , ,, ( . . . .

( ). . , , . , , . 4. .

image004.png

. 4. ( ) ?

:

1. . .

image005.png;

2. j-

j- :

image009.png

:

Ej

j- ,

image010.png

;

image011.png

;

N

.

3. . , , .

image012.png;

:

Gg

g;

image013.png

i j ;

N

.

3. . , , , . :

image014.png

. , , ( ), . . 5. .

image015.jpg

. 5. .

:

. , , ; ; , ( , ,, ).

, . , , , – .

1.    .

2.    ?

3.    .

4.    ?

5.    .

6.    ?

7.    .

8.    .

9.    ?

10. ?

11. .

12. – ?

13. ?

14. ?

15. () ?

16. ? ?

17. ? ?

18. ?

7.

1)    , ( )

)   

)   

)   

)

2)    ( ):

)   

)   

)   

).

3)   

(a)  ( )

)   

)    ;

) ;

)   

4)    , , ,( )

)   

)   

)   

)

5)    ( )

)   

)   

)   

)

6)    .( )

)   

)   

)   

)

7)    ? ( ):

)    , ;

)    , ;

)    , ;

) , .

8)    , , ( )

)   

)   

)   

)

9)    ..( ):

)   

)   

)   

)

10)     . ( )

)   )

)   )

)   )

))

11)     – ( )

)   )

)   )

)   )

))

12)     ( )

)   ) ,

)   ) ,

)   )

))

13)     ( )

)   

)   

)   

)

14)     ( )

)    ) ;

)    ) ;

)    )

))

, . . , , , : , , . : 1. ; 2. ; 3. , ; 4., ; 5. , .

: . , . , . . , , , , . , , . . : , . , , . , . . , .

, , , , . , . . .

:

1.         , . : / . . ; . .:, 2013. 471 .

2.         , . : [ ] / . . , . . , . . . .[ .]: , 2008. 432 .

3.         , . : / . . ; , ” . . .”, . , , . : .., 2011. 64 .

:

1.         , . . : – ” ” / . . , . . . .3-, . . .: , 2001. 276 : .

2.         , . : 2 : [ ] /. ; . . . . . 2-, . .: , 1996.

3.         , . / . . . .: , 2006. 464 .

4.         , . : [ ]/ . . . .[ .]: , 2007. 432 .

5.         , . : [ ] / . . , . . , . . . : , 2002. 544 .

6.         , . : / . . . .: , 2008. 639 .

7.          : [] / . . . , . .. .: , 2000. 816

8.         , . : / . . , . . ; , ” . . .”. : .., 2009. 124 .

9.         , . : [ ] / . . . . [ .]: , 2007. 713 : . ( ). 300 300- -.

10.      , . : / . . , . . . .: , 2006. 744 .

11.      , . / . ., . . . . 2-, . . -/: ,2004. 512 .

12.      ,. : [. .] / . . [2- .]. . [ .]: , 2007. 400 .

:

1.         , . : [ ]/ . . . . 5-, . . .: , 2008. 363 .

2.          . . ..: , 2006. 416 .

3.          . ., . , , . .: . 1988. 248 . .161

6.          . . .: : , 2011 685 .

9.          .. . .: , 1983. 247 .

10.      .. . . . 1. 1987, . 103 111.

12.      ,. / . . 7- . .: , 2006. 794.

14.      .. . . .: . 1994. .74.

19.      Lynn, R., and Vanhanen, T. (2002). IQ and the Wealth of Nations. Westport,CT: Praeger;


1:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14..

2:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14..

3:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14.; 15. ; 16.; 17.; 18.; 19.; 20..

4:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14..

5:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14..

6:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14.; 15. .

7:1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.; 13.;14..

:.. ., ..

: ..

.

. .. . . -. ..

200 . ..

..

153003, . ,. , 34.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...