Фаина Раневская: биография, личная жизнь, театр и кино

Раневская Фаина Георгиевна – одна из ярчайших актрис СССР. Каждая её роль откладывалась в сознании зрителей и разбиралась на цитаты. Ироничная манера игры и общения, меткие фразы и хлесткие афоризмы до сих пор популярны. Ей были присвоены статус Народной артистки СССР и лауреата трех Сталинских премий.

Жизнь и семья

Родилась Фаина Георгиевна в семье домохозяйки и фабриканта в 1896 году. Настоящее имя от рождения – Фанни Гиршевна Фельдман. Семья по тем временам считалась довольно богатой – отец имел во владении несколько домов, магазин и небольшое судно. Раневская была не единственным ребенком в семье: с ней росли братья и сестра.

Несмотря на большую семью, Фаина чувствовала себя одинокой в детстве. Врожденное заикание не давало девочке нормально общаться с ровесниками, мешало ей в школе. Она не могла найти общий язык даже с родными: братья нередко посмеивались над её недостатком, а сестра вызывала зависть у маленькой Фаины – по её мнению, она была намного красивее. Внешность – серьезный комплекс у Раневской с детства. Тем более ей не давали о нем забыть.

Вскоре девочку перевели на домашнее обучение. Она была очень развитым ребенком: имела способности к языкам, игре на фортепиано, единственную отраду находила в компании книг. Позже, когда актриса познакомилась с А. А. Ахматовой, она подчеркивала, что их свела безграничная любовь к А. С. Пушкину.

В тринадцать лет девочка посетила театр: шла постановка «Вишневого сада» А. П. Чехова. Этот спектакль наложил заметный отпечаток на сознание ребенка, театр стал новой страстью Фаины, а впоследствии актриса взяла себе псевдоним «Раневская», отождествляя себя с этой героиней.

Учебу в гимназии Раневская не любила: она накладывала на детей слишком много обязательств, не оставляла времени для любимых занятий. Следующим её шагом стала преждевременная сдача экзаменов в гимназии и поступление в театральную студию. Родители не приняли этот поступок Фаины, а отец на много лет прекратил с ней общение. В девятнадцать лет девушка прияла решение переехать в Москву.

Театральная карьера

В те годы Фаина Раневская смогла почувствовать настоящую свободу, только сняв небольшую комнату в Москве на деньги, данные ей матерью на прощание. В молодости будущая актриса входила в круг таких известных поэтов, как В. В. Маяковский, М. И. Цветаева и А. А. Ахматова.

Театральные училища ответили девушке отказом, однако Раневская вовремя нашла покровителя в лице Е. В. Гельцер. Актриса устроила Фаину в театр в Подмосковье на летний период. Там начинающая актриса наблюдала игру известных мастеров, сама же участвовала только в массовке. Лето закончилось, и Раневской пришлось искать работу в других театрах и городах СССР.

Большой опыт ей дали гастроли по Крыму с труппой Лавровской. И хотя постановки не имели особого успеха, эта работа помогла молодой актрисе не только посмотреть красоты СССР, но и стать более уверенной артисткой.

1917 год ознаменовался двумя событиями в жизни актрисы: она окончательно потеряла связь с родными, и её приняли на постоянную работу в Театр актера в Москве. Первой значимой ролью Фаины Георгиевны стал образ Маргариты в постановке «Роман». Впоследствии было еще много больших ролей, среди которых сама Раневская отмечала образ Шарлотты в чеховском «Вишневом саде». Служба в этом театре продлилась до 1931 года.

Позже она продолжила свою карьеру в Камерном театре, где дебютным спектаклем стала «Патетическая соната». Спустя несколько лет Раневская переходит в театр Красной Армии. Здесь она работает вплоть до 1949 года.

Следующим театром, в котором она остановилась, стал Театр им. Моссовета. Однако работу здесь нельзя было назвать спокойной: нередко случались столкновения Фаины Георгиевны с режиссерами. Их видение роли часто не совпадало, Раневская настаивала на своем прочтении персонажа. Роль в эпизоде спектакля «Шторм» была полностью изменена актрисой, она сыграла так, как посчитала правильным. Часто её появление в эпизодах и ролях второго плана принимались зрителями лучше, чем главные герои. Бывало, это оскорбляло исполнителей главных ролей. Нередко люди приходили посмотреть только на Раневскую, а затем уходили со спектакля, не досмотрев его. Из-за этого режиссер Завадский часто снимал Фаину Георгиевну с роли. Самые известные и запоминающиеся роли она сыграла именно здесь.

История с режиссером Завадским коснулась не только Раневскую, но и Любовь Орлову. Обе гениальные актрисы часто оставались без ролей, тогда как на сцене блистала жена режиссера. Однако ни Раневская, ни Орлова ничего не могли с этим поделать. Они часто признавались друг другу: «У нас не тот характер». За глаза они шутили про Завадского, что тому дают награды не по заслугам, недостает лишь звания «Мать-Героиня».

После этого Раневская, не выдержав упреков и давления со стороны режиссера, вернулась в Пушкинский театр, где удалось поработать в постановках «Мракобесы» А. Толстого и «Игрок» Ф. М. Достоевского. В этом театре служба продлилась до 1963 года.

Завершающим карьеру блистательной актрисы стал Театр им. Моссовета. Она работала над ролями до последнего. Несмотря на оглушительный успех многих постановок, актриса часто оставалась недовольна собой, комплексы детства заставляли усердно трудиться над тем, чтобы её роли были как можно более естественными и живыми.

Личная жизнь

Личная жизнь у актрисы не складывалась – она никогда не была замужем. Возможно, оставила след на судьбе неразделенная любовь, которую она пережила в молодости. В 60-е годы одиночество скрасила сестра Белла, которой в то время тоже нужна была поддержка родного человека. Однако позже она умерла от болезни.

Несмотря на отсутствие по-настоящему близких людей в жизни Раневской, было необычайно много друзей, в том числе и среди известных личностей.

Ими были:

  • Павла Вульф;
  • Александр Таиров;
  • Яков Сегель.

Люди тянулись к ней, чувствую необычайную открытость и искренность. На своем жизненном пути она никогда оставалась совершенно одна, ей всегда стремились помочь. Интересно и то, что Раневская не любила заниматься собственным домом, не умела устроить домашний уют. Ей всегда помогали домработницы, которые нередко отчитывали актрису за неаккуратность и неряшливость.

Может быть, в том, что она так и не смогла завести семью, сыграл роль комплекс, сопутствующий всю жизнь – непримечательная внешность. Она редко рассказывала о своих увлечениях, отшучиваясь в присущей ей манере. Однако она влюблялась, и каждый этот опыт был неудачным. Она часто говорила, что всегда не совпадали симпатии: она нравилась тем, кого не любила, и наоборот.

Близкой подругой Раневской, помимо Любови Орловой, была Нина Станиславовна Сухотская. Об их дружбе можно сказать: противоположности притягиваются. И правда, Нина Станиславовна была полной противоположностью Фаины Георгиевны – тихая и скромная. Именно ей больше всего доверяла актриса. На её руках она и скончалась.

Единственным близким существом оставалась собачка Мальчик. Это животное было настолько близко актрисе, что после смерти Раневской на могиле был установлен памятник любимому питомцу.

Умерла актриса в 1984 году, причиной смерти стал инфаркт, соединенный с пневмонией.

Кино

Первой ролью Раневской в кино стала госпожа Луазо в картине «Пышка» 1934 года. Во Франции знаменитый писатель и общественный деятель Ромен Роллан дал высокую оценку постановке.

Интересно, что сама Фаина Раневская не любила работать на киноплощадке. Высшей мерой искусства она считала театр. Однако зрители узнали и запомнили её именно по ролям в кино, так как у телевидения всё же более обширная аудитория, чем у театра, и ему проще достучаться до зрителя.

Популярность ролей пошла по нарастающей. Сначала «Человек в футляре», затем в «Ошибке инженера Кочина» и, наконец, в «Подкидыше». Актрису окончательно полюбил советский зритель.

Во время Великой Отечественной войны не было и речи, чтобы оставаться в Москве. Вся труппа театра была экстренно вывезена в Ташкент. Здесь Раневская проработала до 1943 года. Возвращение актрисы домой ознаменовалось работой в постановке «Свадьба», где ей удалось поработать с такими известными мастерами, как Э. П. Гарин и М. И. Пуговкин.

Одним из самых популярных и обожаемых фильмов эпохи стала картина «Весна», в которой Раневская появилась в 1947 году. Здесь актриса поработала над ролью Маргариты Львовны. Л. П. Орлова и Н. К. Черкасов стали украшением этой картины.

Этот же год ознаменовался успехом Фаины Раневской в сказке «Золушка». Здесь режиссер дал актрисе полную свободу, и она могла использовать в роли весь свой богатый афоризмами лексикон. Это одна из немногих ролей, которыми Фаина Георгиевна осталась довольна.

Фильм «Сегодня новый аттракцион» завершил карьеру Раневской в кино. К тому моменту её уже знали миллионы, и каждый режиссер хотел поработать с ней в своей картине. Именно поэтому А. И. Дудко согласился на все условия Фаины Георгиевны, чтобы не упустить свой шанс.

Голос Фаины Раневской мы можем услышать в «Сказке о Царе Салтане» и мультфильме «Карлсон вернулся». У знаменитой Фрекен Бок можно заметить несколько отсылок к роли Раневской в картине «Весна».

Самой известной и в то же время так нелюбимой актрисой фразой было: «Муля, не нервируй меня!».

Раневская сделала замечание даже Леониду Ильичу Брежневу за использование в её адрес этой цитаты. Она шутила, что так к ней обращаются только мальчишки и хулиганы.

Однако сколько бы ни было у актрисы успешных ролей в кино, она жила театром. Кинематограф она не любила и называла его «экскурсией в бане». По её мнению, самое искренне общение со зрителем происходило один на один – со сцены. На свою жизнь она тоже смотрела через призму театральности – нередко отождествляла свой путь с трагикомедией.

Прочитайте 10 замечательных цитат и афоризмов Фаины Раневской

Она никогда ничего не делала в ущерб своей свободе и личности, именно поэтому вольный стиль так полюбился всем зрителям, вспоминается по сей день. Крылатые иронические фразы разошлись, как народное искусство, их передавали из уст в уста, перекраивали на свой лад, но не переставали любить.

Места памяти


Есть множество мест, которые могут посетить поклонники творчества Фаины Раневской. Среди них:

  • Родной дом Раневской в Таганроге. В нем сейчас установлены памятник и мемориальная доска. В скором времени в этом доме собираются учредить музей, посвященный актрисе. Местные жители каждый год в августе собираются возле дома Раневской, чтобы почтить её память, гуляют по городу, делясь воспоминаниями и знаменитыми цитатами. Сейчас в квартире сохранилось большинство вещей, интерьер и некоторые предметы мебели.
  • Несколько театров, в которых актриса работала на протяжении всей своей жизни. Наиболее значимым из них является Государственный Академический театр имени Моссовета.
  • Новое Донское кладбище, где похоронены Фаина Раневская и её сестра.

Фаина Георгиевна Раневская была необычайно скромным человеком. Несмотря на свою обеспеченность по тем временам, она всегда относилась к деньгам небрежно.

Актриса часто говорила, что её богатство в том, что она в нем не нуждается.

Раневская поразительно хорошо разбиралась в людях, но в то же время была необычайно наивна в общении с близкими людьми. Её любили и ненавидели, но к Раневской нельзя было остаться равнодушным.
Раневская часто подчеркивала, что она не выразила до конца всего, что хотела сказать. Она разочаровалась в людях и в мире. Её подруга, Павла Вульф, сожалела о том, что актриса выросла порядочным человеком, и, возможно, из-за этого не смогла построить своего счастья.