Значение софистики в философии

Где берет начало понятие «софистика»?

фото 559

Софистика имеет Древнегреческое происхождение, буквально переводится, как «мудрость». Изначально считалось, что его применяли к музыкантам. Возникновение понятия относится к V веку до нашей эры в Афинах, позже оно распространилось по всей стране.

Когда в Греции управление аристократической страной сменилось рабовладельческой демократией, появилась острая необходимость в мудрецах, ораторах. Перед ними стояла сложная задача – влиять на настроение общественности с помощью слова: вдохновлять воинов, идущих на войну; делать интересной дружескую встречу с делегатами других государств; просвещать народ; организовывать праздники. Риторы должны были уметь убедить, доказать, объяснить, обладать дипломатичностью, знанием политических тонкостей, общим мировоззрением.

Тот период ознаменовался расцветом красноречия. Оратор должен был привлечь к себе внимание с помощью умения красиво излагать свои мысли, убеждения для того, чтобы выиграть судебный процесс, решить политическую дилемму.

Софистика, или софизм, представляет метод построения выводов, идущих в разрез с законами логики, не имеющих научного обоснования, доказуемости, но выдаваемых как истинные. Софистика использует сознательное нарушение логических цепочек, подмену, многозначность понятий, словесные ухищрения, чтобы ввести противника в заблуждение, взять над ним превосходство.

Понятие софизма

Итак, софизм – это рассуждение, которое используется для обоснования какой-либо абсурдной посылки или утверждения, содержащего противоречие общепринятому представлению. Приведем яркий пример из области математики: если 5=2+3, при этом 2 – четное, а 3 – нечетное, то результат их суммы (5) будет одновременно четным и нечетным. Данный софизм приводится знаменитым философом Древней Греции – Аристотелем.

Софистика

С момента появления понятия «софизм» оно связывалось с мыслью о преднамеренной фальсификации. Это обосновывалось мнением известного философа Протагора. Он считал задачей софиста – преподнести худший аргумента как лучший, используя уловки в речи. То есть заботиться нужно не о достижении истины, а об успехе. Важно – выиграть в дискуссии, споре, судебном процессе, а не установить правдивость тезиса. Именно с этим связано и известное мнение Протагора о том, что мерилом истины является мнение человека. Впоследствии Платон опроверг данную мысль, поскольку считал, что нельзя умозаключения строить на субъективизме, иначе придется считать правдивым любые высказывания людей.

В качестве прием софизм был введен группой древнегреческих мыслителей, называвших себя софистами. Они обучали обеспеченную молодежь риторике, ораторскому мастерству и искусству спора. Таким образом осуществлялась подготовка к дальнейшей политической или иной карьере.

В прямом смысле софистов сложно назвать философами, поскольку какими-либо научными исследованиями и рассуждениями они не занимались. Их целью был поиск методики, направленной на решение практических задач. При этом именно они первыми обратили внимание на различие в законах природы и культуры, отмечая, что последнюю создают сами люди: искусственным путем. В силу приведенного тезиса сами законы оказываются релятивными, или относительными, поскольку то, что придумал какой-то человек, не может быть объективным по определению. Из-за этого человек и становится мерилом всех вещей, как сказал Протагор. Данный философ также активно отрицал возможность определения и достижения истины. Прежде всего, поскольку отсутствует единый критерий познания окружающих вещей и явлений. Все люди делают это по-разному, душа одного человека видит мир абсолютно по-другому. Таким образом, человек как мера самостоятельно определяет, что для него добро, а что – зло, где правда, а где ложь.

Из вышесказанного вытекает, что любое умозаключение или любой тезис может быть истинным в той или иной ситуации. Поэтому стоит упомянуть еще об одной мысли Протагора: все по-своему верно и правдиво. В нашем мире нет и не может быть единой абсолютной истины, а также четко определенных, признанных всеми моральных ценностей.

Софистов очень часто обвиняли в субъективном подходе и релятивизме (принцип относительности). Другие философы в большинстве случаев отзывались о них пренебрежительно. Например, Аристотель считал софизм не обучением, а «натаскиванием», то есть его целью не был научный поиск истины, а просто победа в споре любыми методами, поэтому философ называл его «мнимой мудростью».

Софизм – направление философской мысли

Софистика, как многогранность образа мысли, приобрела законченный вид в конце V века до нашей эры, став субъективно-идеалистическим философским направлением – софизмом. Сейчас софизм имеет совершенно другое понятие – интеллектуальное мошенничество. В античности его связывали с особой мудростью, умением передавать научные знания за деньги. Представители течения были отличными педагогами, первыми учеными, профессорами. Философы нарекли себя софистами. Их появление привело к зарождению софийской школы.

Источники и фрагменты классической софистики

От большинства древнегреческих софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства. В более-менее полном виде сохранились лишь следующие тексты:

  • Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными.
  • Антифонт. Вопрос об идентичности Антифонта-софиста и Антифонта-оратора обсуждается. Второму принадлежит несколько речей (так называемая «тетралогия»), а первому — фрагмент сочинения «Истина»[7].
  • Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.
  • Двоякие речи (англ.)русск. анонимного автора.

Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие.

Все фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский язык переведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую с немецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергается критике.

Как обнаружить софизм

Чтобы найти софизм в задаче, требует соблюдать определенные правила и рекомендации:

  • внимательно читать условие. Иногда софизм образуется за счет того, что в исходных данных допущена ошибка. Они могут быть противоречивыми, неполными. Кроме того, исходная посылка также порой содержит ложное высказывание. В основном, люди привыкли, что если результат получается неверным, то проблема в ходе рассуждения. Порой же следует еще раз внимательно перечитать условие задачи, возможно, ошибка кроется там;
  • определите, какие теоремы, формулы или правила применяются в данной ситуации. После этого нужно выяснить, все ли они верны, соблюдается ли логика. Зачастую человек запоминает формулировки не слишком точно, обращая внимание только на основные фразы и предложения. При этом могут быть упущены важные, значительные детали, без которых суть теоремы теряется, что, в свою очередь, приводит к неправильному решению задачи;
  • иногда рекомендуется разбивать большое задание на небольшие блоки, после чего следует проверить каждый из них. Важно определить соблюдается ли истинность всех посылок, а также логичность суждений.

Софистика

Всем хорошо известна фраза «человек есть мера всех вещей». Именно это предложение и отражает основную суть этой науки.

Софистика представляет собой научное философское направление, которое возникло в пятом веке в Греции. Отцом софистики считается Протагор.

Это учение явилось спасением для множества ораторов и возрастающего числа общественных дебатов и дискуссий. Софистика наделила людей многозначностью и новым логическим направлением.

Эта наука положила в основу относительность истины, которую можно оспорить при новом подходе к получению знаний. Она опирается на построение новых нетипичных связей и другое толкование предметов и явлений.

Софистика - что это за наука?

Софистика не приемлет абсолютных истин и готова каждую поставить под сомнение.

С одной стороны это направление имело практическую цель — подготовить искусных ораторов, которые сумели бы убеждать и организовывать народ в нужном ключе.

Бурное развитие этой школы связано с построением нового демократического общества в Греции и большой необходимости умелых глашатаев и ораторов для побуждения людей к определенным действиям.

Софисты имели практические занятия, практики и на выходе действительно становились яркими представителями своего дела. Это направление тесно переплеталось с риторикой, однако имело более определенное назначение.

Эти люди активно распространяли свое учение, путешествуя по городам. Постепенно сложилось «старшее» поколение софистов, которое уже затрагивало более сложные проблемы государственности и религии.

В частности поднимался вопрос о существовании богов — ставилось под сомнение наличие Олимпа богов и критиковались основные стопы веры.

Софистика внесла большой вклад в развитие образование и обучения: ее представители активно распространяли знания и необходимость их получать. Можно сказать что благодаря им зародилось критическое мышление.

Основные положения этого направления:

  1. Попытка выйти за границы привычной логики.
  2. Многозначное понимание всех вещей.

Софистика - что изучает?

Критическое отношение к истинам, предложенным как нечто неоспоримое.Развитие многостороннего подхода к решению проблемы.Искусное использование логических доводов в определенном направлении.Развитие багажа знаний и интеллектуального опыта.Активное познание окружающего мира.Развитие красноречия и ораторского искусства.

Это учение активно подвергалось критике как во времена основателей, так и в недавние годы.

Наличие «кривой» логики ставили под сомнение получившиеся выводы, а стремление подвергнуть критике и новому пересмотру уже доказанные явления и понятия наталкивало противников софистики на мысль о некомпетентности в оспариваемом вопросе.

На самом деле софисты обладали и обладают большим количеством знаний, но доля истины в этой критике имеется: зачастую информация использовалась в определенных целях и обрабатывалась для этого нужным образом.

При этом софисты во многом опирались на психологическое познание аудитории: какие аргументы и в какой форме будут воздействовать на слушателей.

Софистика - суть

Для женщин большое значение имеет обилие сравнений и чувственных характеристик и эмоциональная окраска, для мужчин множество фактов и цифр, а также логических связей, пусть и в новом свете.

То есть софистика включает в себя многие элементы психологии внушения и поведения. Современная критика опирается на недостаточное фактическое обоснование выводов софистов и характеризует эти принципы как болезненное мудрствование или умствование.

Это означает бездоказательные пространные рассуждения без конкретной доказательной базы. В эпоху доказательной медицины, экономики и складывании общества потребления такие методы могут показаться неэффективными для воздействия на большие массы людей.

На современном этапе это направление бурно развивается. Средства массовой информации активно пользуются приемами софистов. Также растет интерес к развитию ораторского мастерства и нюансов логического толкования этой древней школы.

Этот подход активно используется при ведении диалогов и переговоров, в политике и дипломатическом искусстве. То есть проблема алогичности решается человеческим фактором и особенностями восприятия.

к содержанию ↑

Сложные софизмы

Встречаются и более сложные логические софизмы, которые требуют подробного рассмотрения. К примеру, фраза может содержать посылку, которая требует доказательства. Иными словами, аргумент может считаться таковым лишь тогда, когда он доказан. Также нарушение может быть критика мнения оппонента, призванная разрушить ошибочно приписываемые ему суждения. С таким явлением очень часто сталкивается каждый из нас в повседневной жизни, когда люди приписывают друг другу определенные мотивы, которые им не принадлежат.

Также вместо фразы, сказанной с определенной оговоркой, может использоваться выражение, в котором подобная оговорка отсутствует. Поскольку внимание не заостряется на специально упущенном факте, утверждение приобретает довольно логически правильный и обоснованный вид.

Ярким примером нарушения нормального хода рассуждения является женская логика. Фактически, это сооружение цепочки мыслей, между которыми отсутствует логическая связь, но при поверхностном рассмотрении она может присутствовать.

Род деятельности софийской школы

Впервые школы ораторского мастерства упоминаются в V веке в Сицилии. Но именно Афины стали публичной ареной просветительской деятельности софистов. Учение затронуло гносеологическую проблему философии. Адепты античной школы старались научить последователей с помощью доказательств, рассуждений опровергать выводы политических оппонентов. В этом стремлении они сталкивались с социально-политическими проблемами, ради разрешения которых занимались общими вопросами истинности и ложности. Из этого следует, что философия, представленная учением софистов, — важное направление мыслительной науки в целом.

Ведя разъездной образ жизни, софисты выступали перед всеми желающими обучиться красноречию. «Гастролировали» по городам, с помощью педагогической риторики объединяли различающиеся по возрасту, полу, социальному положению группы людей. Мудрецы внесли огромный вклад в развитие общества – взрастили понимание важности не только физического, духовного воспитания, но и умственного. Образование приобрело наивысшую ценность, получило последующее распространение. «Образованный человек уверен в себе, способен противостоять толпе, силен мыслью, оружие его — слово» таким девизом руководствовались мыслители.

Из-за «бродячего» образа жизни у софистов не было сложенной системы знаний. Рукописи не сохранились до нашего времени, изучать софиологию мы можем только на основании трудов философов позднего периода.

Софистика в философии.

Что такое софистика в философии? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно ни много ни мало – проследить роль софистики в истории развития человеческой мысли. Причем не в конкретных её проявлениях, а опосредованном влиянии. Образно говоря, её можно сравнить со взрывчаткой, закладываемой при проходке дороги в скалах. Поскольку замечено, что очередной радикальной подвижке в философии и новому мышлению предшествовало возвращение к софистике.

На софизмах, а затем на их критике рождался европейский способ мысли. И Томас Гоббс, и Рене Декарт, и Иммануил Кант, и Гегель, и Беркли, и Юм — черпнули из этого источника.

Таким образом, и в условиях современности, софистика – крайне ценный труженик, создающий предпосылки для критических разработок европейского способа мышления. В общем процессе познания, софистика по праву заняла свое заработанное место – элемента, образующего Проблему.

Примеры софистики

СОФИСТИКА. Психологические

Психологические причины софизмов бывают троякого рода: интеллектуальные, аффективные и волевые. Во всяком обмене мыслей предполагается взаимодействие между 2 лицами, читателем и автором или лектором и слушателем, или двумя спорящими. Убедительность софизма поэтому предполагает два фактора: α — психические свойства одной и β — другой из обменивающихся мыслями сторон. Правдоподобность софизма зависит от ловкости того, кто защищает его, и уступчивости оппонента, а эти свойства зависят от различных особенностей обеих индивидуальностей.

Интеллектуальные причины софизма заключаются в преобладании в уме лица, поддающегося софистике, ассоциаций по смежности над ассоциациями по сходству, в отсутствии развития способности управлять вниманием, активно мыслить, в слабой памяти, непривычке к точному словоупотреблению, бедности фактических знаний по данному предмету, лености в мышлении (ignava ratio) Обратные качества, разумеется, являются наиболее выгодными для лица, защищающего софизм: обозначим первые отрицательные качества через , вторые соответствующие им положительные через a{\displaystyle a} .

Сюда относятся трусость в мышлении — боязнь опасных практических последствий, вытекающих от принятия известного положения; надежда найти факты, подтверждающие ценные для нас взгляды, побуждающая нас видеть эти факты там, где их нет, любовь и ненависть, прочно ассоциировавшиеся с известными представлениями, и т. д. Желающий обольстить ум своего соперника софист должен быть не только искусным диалектиком, но и знатоком человеческого сердца, умеющим виртуозно распоряжаться чужими страстями для своих целей. Обозначим аффективный элемент в душе искусного диалектика, который распоряжается им как актёр, чтобы тронуть противника, через , а те страсти, которые пробуждаются в душе его жертвы и омрачают в ней ясность мышления через d{\displaystyle d} ., вводящий в спор личные счёты, и, влияющий на аффекты толпы, представляют типичные софизмы с преобладанием аффективного элемента.

При обмене мнений мы воздействуем не только на ум и чувства собеседника, но и на его волю. Во всякой аргументации (особенно устной) есть элемент волевой — императивный — элемент внушения. Категоричность тона, не допускающего возражения, определённая мимика ( ) действуют неотразимым образом на лиц, легко поддающихся внушению, особенно на массы. С другой стороны, пассивность ( f{\displaystyle f} ) слушателя особенно благоприятствует успешности аргументации противника. Таким образом, всякий софизм предполагает взаимоотношение между шестью психическими факторами:. Успешность софизма определяется величиной этой суммы, в которойсоставляет показатель силы диалектика,есть показатель слабости его жертвы. Прекрасный психологический анализ софистики даёт Шопенгауэр в своей «Эристике» (перев. кн. Д. Н. Цертелева). Само собой разумеется, что логические, грамматические и психологические факторы теснейшим образом связаны между собой; поэтому софизм, представляющий, например, с логической точки зрения quaternio ter.

Философские идеи софистов

С точки зрения философии утверждения софистов и направление софистики являли собой свод выборочных, разносторонних концепций, теорий и мировоззренческой систематики. В общем, течение софистики лишь поначалу создает свои учения, но позже уже производит на свет довольно небольшое количество своих теорий, подбирая, вбирая, модернизируя, видоизменяя философские взгляды иных течений, представителей философской мысли, и ярких периодов философской жизни.

Особенности философии софистов

Нормы морали и этики у софистов абсолютно произвольно отображаются в зависимости от временных рамок. Эти нормы трактуются с точки зрения концепции релятивизма (т.е. теории относительности), иными словами, софисты утверждали, что один и тот же человек способен воспринимать одно и то же явление по разному, в зависимости от множества влияющих на него факторов (настроение, состояние и тд).

Философские взгляды софистов, софистику критиковали такие выдающиеся мыслители как Сократ и Платон. Также, в число критиков входят представители сократических школ, таких как киники, мегарики и киренаики. Позже, постепенно в учениях софистов становилось все меньше конструктивных философских концепций. Софистика со временем начала выходить на уровень, «качественной риторики», то есть оставалась лишь риторика и искусство побеждать в спорах, но это искусство искусством мыслить назвать было бы не совсем корректно. Хотя, конечно, на самом банальном и обыденном уровне, определенно, это сделать можно.

Религиозные взгляды софистов

Значительное количество софистов, большая их составляющая часть по определению своему являлись приверженцами агностицизма, либо атеизма.

Так, например, знаменитый Протагор, будучи агностиком, сыскал себе славу представителя воинствующего атеизма и полного безбожника. Тут необходимо подчеркнуть тот факт, что обвинения в безбожничестве и богохульстве были предъявлены Сократу, за что последний и был казнен (хотя и не только за это).

В своем труде «О богах» Протагор писал о следующем:

О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому, что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен и людская жизнь коротка.

Значение

Согласно С. С. Аверинцеву, аттическая интеллектуальная традиция, заложенная софистами, обеспечила «прорыв извечной инерции, победу эллинского рационализма над косностью дорефлективного культурного обихода»[12].

П. П. Гайденко пишет в своей книге «История греческой философии в её связи с наукой», что софисты довели до крайности принципы индивидуализма и неограниченной свободы, что привело к крушению культуры[13].

Вопрос о значении оказанного софистами влияния на духовную жизнь Древней Греции является дискуссионным. Так, например, проф. Э. Д. Фролов в ответ на защиту старших софистов проф. С. Я. Лурье, по которому они — предвестники «революционных материалистических идей», отмечает, что те «на деле приводили к крайнему релятивизму и нигилизму»[14].

Примеры

Примеры с ответами:

  1. Примеры с ответами
  2. Один из самых известных примеров является «рога». Эта фраза звучит так: то, чего у вас нет в наличии нельзя потерять. Значит если вы что-то не теряли, то логично рассудить что оно у вас есть. Вы не теряли рога? Значит они у вас есть. Эта логика не имеет фактического доказательства, ведь рогов у Вас нет, но рассуждая и строя логическую цепочку можно прийти к совсем обратному выводу.
  3. Также построен пример «динозавр». На вопрос встретите ли вы за углом динозавра можно ответить только двумя вариантами — да или нет. Таким образом это половина от вероятности встрерить его наверняка. ,то есть вы имеете пятидесятипроцентную вероятность встретиться с динозавром за углом. Хотя все мы знаем что они давным давно вымерли.

    Но такая логика может убедить нас в другом, с чем трудно поспорить.

  4. «Лекарство». Прием лекарственных средств означает пользу для пациента, потому как лечит его проблему и помогает чувствовать себя лучше. Отсюда следует, что чем больше лекарств вы принимаете, тем вам лучше. Но все врачи сходятся во мнении что в реальности все наоборот: побочные действия препаратов и их взаимодействие могут больше навредить.

Примеры софизмов

«Глаза». Вам не нужны глаза чтобы видеть. Закройте один глаз — вы может видеть другим, а теперь закройте его — вы видите первым глазом. То есть правый и левый глаз не нужны вам для зрения — поздравляем, вы можете видеть без глаз. «Доброе воровство». Воровство — это добро. Вор не крадет что-то плохое, он непременно положит глаз на что-либо ценное или важное, то есть по своей сути он желает добра, а не зла (никакой вор не украдет невыплаченный кредит или грязную половую тряпку). Однако воровство — это наказуемое деяние.«Пусто и полно». Известная фраза «стакан наполовину пуст или наполовину полон» у софистов имеет особое толкование. Полупустая или наполовину полная емкость означает что в ней присутствует половина-чего-либо или пустоты.

Значит оба этих понятия равнозначны, и ваш стакан и пуст и полон одновременно.

Математические уловки: 4=5. Известно что 4 можно поделить на 4, а 5 можно поделить на 5. То есть мы получим единицу в обоих случаях, а один равно одному. Значит и четыре равно пяти. Отсюда можно перейти к другому примеру — дважды два равно пять. 2 умножить на 2 равно четыре, а четыре как мы уже доказали равно пяти. Значит дважды два равно пяти.

Примеры из литературы

Литературный пример: в произведении Гоголя «Мертвые Душ» помещик Ноздрев назван исторической личностью, поскольку он часто попадал в различные истории. При этом понятно что в реальной истории страны этот персонаж не имел никакой роли, но двойная трактовка определения позволяет иначе выстроить предложение и его смысл. «Сократ — это не Сократ». Этот пример один из самых известных. Мы знаем что Сократ — это человек, но любой человек это не обязательно Сократ, а даже кто-то другой, а не Сократ. Значит Сократ не является Сократом.Разные числа. Три и четыре представляют собой разные числа — это всем понятно. А в сумме они дают семь, значит семь представляет собой разные числа.

Софизм является одним из самых древних, но самых применяемых в современности направлений философии. Из этой области оно перешло в социальную жизнь людей и прочно заняло место в политическом и ораторском искусстве.

Софисты используют иную логику рассуждений и получают новые, отличные от прежних результаты.

Такой прием требует большого мастерства и обучения вопреки распространенному мнению об отсутствии специальных знаний и интеллекта.

Софизмы — понятие и примеры:

Наша интересная группа Вконтакте:

Софистика (софизмы) – примеры:

  • женская логика – цепочка мыслей, между которыми отсутствует логическая связь;
  • берем насекомое (можно таракана), отрываем ему лапу, говорим: «Ползи!» — он ползет. Отрываем вторую, говорим: «Ползи!» — ползет. Отрываем все лапы, даем команду, — не ползет. Вывод: с потерей ног теряется слух;
  • то, что тобой не терялось, то у тебя есть. Хобота ты не терял, из этого следует, что у тебя есть хобот;
  • стакан наполовину полон и стакан наполовину пуст. Что так, что так – совершенно одинаково. Если половины одинаковы, стало-быть и целые равны. Значит, полный стакан тождественен пустому.

Следует делать различия между парадоксами и софизмами, поскольку они не означают одного и того же. Парадокс – это словоформа или рассуждение, которое можно доказать, что в одно и то же время оно и истинное, и ложное. Он бывает двух видов:

  • апория – вывод, который противоречит опыту;
  • антиномия – наличие двух взаимоисключающих суждений, каждое из которых в отдельности истинное.

Синонимы слова софистика

Другие примеры

Известен и пример уловки о крокодиле, укравшем ребенка. Крокодил пообещал отцу ребенка, что вернет его, если тот угадает, станет ли возвращать крокодил малыша или же нет. Вопрос в этой дилемме звучит так: что нужно сделать крокодилу, если отец скажет, что крокодил не собирается возвращать ему ребенка?

Известен также и софизм о куче песка. Одна песчинка не является кучей песка. Если n песчинок не образуют собой кучу песка, стало быть, и n + 1 песчинок тоже не представляют собой кучу. Следовательно, никакое количество песчинок не смогут образовать собой кучу песка.

Еще один софизм называется «Всемогущий волшебник». Если волшебник всемогущ, может ли он создать камень, который ему не удастся поднять? Если такое колдовство он совершить сможет, то, стало быть, этот волшебник не всемогущ, ведь он не сможет поднять этот камень. А если у него это не получится, значит, он все равно не всемогущ. Ведь у него не получается создать такой камень.

Примечания

  1. Софисты / А. Ф. Лосев // Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978).
  2. Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья Ред. коллегия: В. В. Соколов (ред.-составитель) и др.. — М.: Мысль, 1969. — С. 315.
  3. Софисты
  4. 1 2 Софисты // Большая советская энциклопедия. / Гл. ред. Б. А. Введенский. Т. 12.
  5. Платон «Протагор»
  6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов — М., 1986. — С. 348−349.
  7. Лебедев А. В. Антифонт // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  8. Гусейнов А. А. Мораль // Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. С. 144–202.
  9. Джохадзе Д. В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество. № 2. 2012. С. 23—45
  10. Маркса К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — Т. 1. — С. 99.
  11. DK 74 B 4
  12. Мельникова Ю. В. История и миф в творческом наследии А. Ф. Лосева.. — Бийск: Изд-во БТИ Алт. гос. тех. ун-та, 2005. — 140 с. — ISBN 5-9257-0070-8.
  13. Сорокин Г. В. Античная демократия: свобода как фактор культурогенеза / автореферат дис. … кандидата философских наук : 24.00.01. — Ростов н/Дону: Юж. федер. ун-т, 2011. — 24 с.
  14. Фролов Э. Д. Тернистый путь ученого: С. Я. Лурье и его «История Греции» // Лурье С. Я.История Греции / Сост., авт. вступ. статьи Э. Д. Фролов. — СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. — 680 с. ISBN 5—288—00645—8

Источники

Сочинения

  • Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker — В., 1966. — 12 Aufl.
  • Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1−2. — Баку, 1940−1941.

СОФИСТИКА приемы. Практическая софистика: запрещенные приемы

Предисловие

Пробежав глазами по оглавлению этой книги, вы, конечно, спросите: при чем здесь софистика? Ведь речь здесь идет, кажется, о риторике? Разве не риторику называют «наукой убеждать»? Разве не к ней относятся такие вопросы, как композиция публичного выступления, методика аргументации, фигуры речи?..

Разумеется, вы правы. Все это изучает риторика. Однако изучает она это весьма специфическим образом, и для наших задач она совершенно не подходит.

Та риторика, которую преподают в современных лицеях и вузах, давно дискредитировала себя как предмет, совершенно закосневший в своих формах и вызывавший тошноту и зевоту уже у современников Пушкина. Вот, например, как характеризовал ее Белинский: «И какие же плоды этого учения? – Бездушное резонерство, расплывающееся холодною и пресною водою общих мест или высокопарных риторических украшений. И потому ученик, образованный по старой системе, напишет вам рассуждение о том, что знает, а между тем не умеет написать записки, простого письма. Это похоже на человека, который умеет ходить на манер древних героев, со всем театральным величием, а не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в порядочном обществе. О господа, ужасная эта наука – риторика! Блажен, кто мог стряхнуть с себя ее педантическую гниль и пыль, и горе тому, кто навсегда и поневоле остался щеголять в ее мишурной порфире, в ее бумажной короне на голове и с ее деревянным кинжалом!» 1
   Белинский В. Г. Способ к распространению шелководства. Я. Юдицкого // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1977.

Нарушение логики в математике

Чаще всего в математике софизмы используются для того, чтобы доказать равенство неравных чисел или арифметических выражений. Яркий пример — когда сравнивается пятерка и единица. Если из пяти вычесть три, то результатом будет двойка. Отнимая же из тройки единицу, у нас получится двойка. Если возвести оба числа в квадрат, то в каждом случае результат будет одинаковым. Поэтому можно сделать вывод, что пять равно единице.

Появление в математике задач-софизмов главным образом происходит за счет преобразования исходных чисел. Например, когда их возводят в квадрат. После выполнения этих нехитрых действий можно получить, что результаты этих преобразований будут одинаковыми, что позволяет говорить о равенстве исходных данных.

Методологический принцип софистов

Силлогизм рассматривает принцип трех методов. Софийность идет в разрез этому утверждению, практикуя методологический принцип софизма «учетвертение», то есть использование четырех терминов. Если оценить логически это — игра слов. Применяется не тождественность аналогичных понятий: «Мужчины – люди. Многие люди – женщины. Тогда допускается утверждение, что многие мужчины – женщины». Есть ли в данном утверждении истина? Сомнительно, но спорить трудно.

Знаменитые софисты и их софизмы

Протагор

Первый, кто называл себя софистом и публично выступал в качестве учителя добродетели, был, согласно Платону, Протагор. Из его произведений сохранились лишь немногие отрывки. Наиболее знаменательным из отрывков стал его задокументированный спор с Еватлом. Этот спор и считают одним из первых софизмов, который очень по душе лично мне:

Еватл был учеником Протагора. По заключённому между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Но, закончив обучение, он не стал участвовать в процессах, это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Своё требование Протагор обосновал так: – Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой судебный процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то решение суда будет в мою пользу, и заплатить нужно будет согласно этому решению. Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору: – Действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались «специалистами по мудрости», то есть софистами.

Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Отходя от темы у него есть замечательный совет по ведению спор:

Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью

Также к софистам можно отнести Гиппия, Крития, Антифона и многих других эллинов.

софизм мем с динозавром

Причина, препятствие

Значение слово софизмФредерик Бастиа является автором одних из самых распространенных софизмов. Среди них довольно известно нарушение логики «причина, препятствие». Первобытный человек был очень ограничен в своих возможностях. Поэтому для получения какой-либо вещи и результата ему приходилось решать множество задач.

Если рассмотреть простой пример с преодолением расстояния, то из него можно увидеть, что человеку сложно самостоятельно преодолеть все барьеры, которые могут возникнуть на пути любого одиночного путешественника. Мы живем в таком, где решением проблемы преодоления препятствий занимаются люди, которые специализируются на такого рода деятельности. И подобные препятствия эти люди сумели сделать для себя одним из главных источников заработка.

Появление любого нового препятствие озадачивает многих людей, которые пытаются их преодолеть. Поэтому наличие препятствий немыслимо для современного общества, ведь они дают возможность обогатиться каждому человеку в отдельности, а, значит, и всему обществу в целом.

Притча о железной дороге

Примером такого вида нарушений логики, как экономические софизмы, является теория о постройке железной дороги из одного крупного города в другой. Особенностью этого пути служил разрыв на небольшой станции между двумя пунктами, которые соединяла дорога. Этот разрыв, с экономической точки зрения, помог бы малым городам за счет привнесения денег проезжих людей. Но на пути двух больших городов существует не один населенный пункт, то есть разрывов в железной дороге, для извлечения максимальной прибыли, должно быть много. Это означает построение железной дороги, которой на самом деле не существует.

Задачи с нарушенной логикой

Почему брусок остается в состоянии покоя, когда на нем стоит гиря весом в 1 кг? Ведь в данном случае на него действует сила тяжести, разве это не противоречит первому закону Ньютона? Следующая задача – натяжение нити. Если закрепить гибкую нить одним концом, приложив ко второму силу F, то натяжение в каждом ее участке станет равным F. Но, так как она состоит из бесчисленного количества точек, то и сила, приложенная ко всему телу, будет равна бесконечно большому значению. Но согласно опыту, этого не может быть в принципе. Математические софизмы, примеры с ответами и без можно найти в книге под авторством А.Г. и Д.А. Мадера.

Действие и противодействие. Если третий закон Ньютона справедлив, то какая бы сила ни была приложена к телу, противодействие будет удерживать его на месте и не даст сдвинуться.

Плоское зеркало меняет местами правую и левую сторону отображаемого в нем предмета, тогда почему верх и низ не изменяются?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...