Жизненный путь и этапы творчества великого русского философа Бердяева

Содержание

. .:

09.00.13 , , .

— 2007 2 –

,

, ,

()

14 2007 15 .212.208.13 : 344006, . –, . , 140, -.

: 344006, . –, . ,148.

2007 .

..

. , , . , , . XX , , , .

, , . – , , , , , , .

. . . , XX .

, . . . – , .

, . . . , . ..

, . , . , . -, , , – , – ., .-., ., ., . ., , .

, , , , . , , , . . . , .., .., .., .., .., .., .., .., .. . . ., , , , .

, ; . . , . , .., .., .., .., .., ., .., .., .., .., .., .., .., .. . ., ., ., ., . .

. ., , ., .., .. , ., . . .., , .

..

() , , , ( ). , . . ., , . . ., , , .

.. , .. , , .; , , . – , , . .. , . .

, .. .., ., , . , .. , .

.. , ;

, .. .. , (, ), , , . , ., , .-., , ;

., . .. , . , . (.., .., .) , .

.., . . ., , , ., – . , , , . , . .., .

.. . . ., . , , . .. , , . .., .., .., .. . – . . . . , .. , . . .

.., ., , . , .., .. .

.. . , , .. .., , , ( ). .. , , , , .., . , .. . , , .

.., ., , – ). , – .., .., .., – . , .

, .., .., .. . . . , , .. . . .., . .., .., . , . – . . , . .. ., , , . .: , , .

. , (.

, ., . .), Esprit. , , . ; , . . ., , .

. . . , , , , .

. . , , , . , , . . . , , , .

. ., , , . . , .. . ., (, , ). .., . . .., , , .

, . . , . , , , . ., , . , .

. ..

. . .

. ..

:

– . ., , – ,

..

– . .;

– ;

– . . ();

– ;

. ., .

– , , , , .., .., ., ., . .

, , – , . . .

, , :

, ;

, . ., , , . .;

, . . ;

( ), – .

:

-, . . ( ., , ), . , . – ;

-, . . , , . , . ;

-, ; , , . . ;

-, . . , , ;

-, , , , ;

-, . (), ( ) , . , .

, :

1. . . , , , .

; – , . , . .

2. . . , , , . . , , . – , .

3. . . . , , : . , , , , , ; ., , , , , .

4. . .

, , . , , , . . – , . ., ., ,

.

5. – , , , ; (). , , , , ( ).

6. . . , , . ; . .

– . . ., , .

, .

. , ػ.

. , ( ), .

, ,

, (), .

. . – .

cogito : . ., , , . . ., ( .) . . , , , .

, , , , ., cogito. , , , . . . , , :

– ., – ., .

. ., . , , ., . ., , .

. , , , . .. , , . . .. , , , , , . , ., . ., , (hypostasis) – , . : , (, ..) . . . . ( .) ., .

, . . . – . , , , , . ., , , .. … , , , . . , , , , . , ( das Man), , , , , ( , , , ). , , . .

. . – ( ).

., , , – , , () (). , . , , , , () .

, , . . , , , .

.

. . .

. , , , , – . , . . . . , , . , ( ) , .

, , . . . , ( , ), , . , , . ., . , .

, , – , , . , , , , , .

, ( , , ) , . (-). , . (Mitsein), . , , – , .

. , . , ., – , , . , – , , , . , versus , . ( ) ( ). . , . ( ). ( .)

( ) , , , .

( ) . .. , , . . . , (.., ..), . . . , ., , .., . , . . , , , , , , . , . , , . , , , , ., , . . . , .

, , . ..

, . , , – . ( ). , . , , . , , , , . , , , . . , , , .

(das Man , – .), () . , – . , , , ( ).

..

( . ) , (). . , ( ) , ( ) ( ). , . . . , .

, . .. , , , ( ) . . . , .

– , . ..

. ( ). () .

, . () . . , . , , , . . , , . : , . . , ..

, ., , , . , ( , ). , , : ( ) ( ). – , .

, ( ) . Ungrund () . , , , , , .

, . ., . ..

. . , . . . , . . . ., , , , . , , , , , . , . ,

, , , . ( .) , . , () .

. . – .

. (, .), – . ..

, -, , , , , , , .

, (, , .) . () .. , ., .-. . .. , . ..

( ) (- .) . , , , , . . ( .), .

, ( ), . ., , . , ().

(., .), ., . , . , , .

. . , ., ( ).

, , . . – , , . . . ., , , ., , , . ..

, . , , ., . , () . , . (, .) : , (, , , ., . .); , , ( . ). , , ., . . (, .) , . ., , ..

, , . , . . , , , . ., . , , . . , .

: , , .

. . , , . ., , , . , ., , . ., , . , . , ., ., . ..

, , . , , . (., .-. .) , . . . , , .

, , . , . , , , . , , , , ( ) , , , ( – -).

. , , , (., .), . , ., . , , . ., .. , . , .

. . , .

. , .

., , ( . .) () , .

, . . , , , ? , , , ? .. . . , . . , . , , . . – , , , . , . . . . , , , .

. , ., . . , . , ., , ., , ( ). , ., , , .

, . , , . , , , , , . . , .,

. , .

, (, , ), .

, . , . , , . , , , .

– . ..

, , , , , (). , , ( ., .) , . , .

, , , . , , , , . , , . . , , , , (, , ), , .

, , . . , . . . , .

, ..

(., .), , , .

., ., ,

. . .-., , .

. . , . , , ,

. . , . , , ., , , , , , . ., . , . , , , .

, . .: 1).

., , , , (, .); 2). ., – , (., . .) ; 3). , ., , ; 4) . , . , , .

, .

:

. . // http://www.e // . – .

. . 9. 2006.

20 (), , 2005.

, // : , , . . . 10. : , 2005.

. // . . .8. (), –, . // :

, , . : , 2005.

:

: : 09.00.11 2006 . 1 – . : , : , …

– 09.00.13 , , , 2008 : , : …

09.00.11 2013 .. , …

09.00.11 2013 – : , …

: 24.00.01 09.00.11 2011 .. : , ,…

– 09.00.13 , – 2011 – : ,…

.. .. 09.00.03 2011 2 : , : , …

: 09.00.14 – 2012 – : ,…

101.1:316.77(043.3) 09.00.11. – 2006 2 …

09.00.11 2006 , , …

09.00.11 – 2011 , : , …

( ) 09.00.13 , , 2009 : , …..

: – 09.00.13 , 2014 2 .. ,…

: – 09.00.03 2011 . : , …

09.00.01 2012 .. , :…

09.00.08 2013 , : …

09.00.13 – , 2012 .. : , …

09.00.13 , -2011 1 : , : , …

( – ) 09.00.11 2007 , …

09.00.11 – 2004 : , : ,…

Основы философии Бердяева

Биография Бердяева, обширна и многогранна, но первостепенную роль в его жизни занимала философия. Его тория, основанная на воле созидания, раскрылась во всех его трудах. Считая человека свободным индивидом, он полагал, уединенность и беззащитность таятся в области социума, подчиняющей индивида себе и укореняющей в ней тяготы повседневности. Знания Бердяева персонализированные и экзистенциальные. Только философия дает возможность спастись от гнетущих человеческих страхов.

Центральную часть размышлений Бердяева занимал человек, а базисом являлись – независимость личности и созидание. Философ направлял свои наставления на помощь человеку в отыскивании предприимчивой созидательности и активного положения, справляясь с несовершенствами бытия. Воля, защита созидательности и «многофункциональное христианство» – три базовых понятия мыслителя. Парадоксальными являлись взгляды на жизненный упадок и на романтичный триумф совершенства.

Будучи духовным мудрецом, Бердяев сформировал мировую картину – доподлинную и космогоническую. Иррационалистическое положение независимости, предшествующее всем, не ставила в приоритет и «Создателя», сотворившего людей и окружающий мир, а Бог вдохнул душу в них. Потому душа и воля – две опоры мира, сочетающиеся в индивиде и противоречащие друг другу.

Первичность духа очень значима для индивида, в качестве сознания и самосознания. Размышления, предполагающие образец воли сообщества, назывались «субъективным строем». Лишь с «Всевышнем» люди смогут достичь настоящей общности, но никак не в самом обществе.

Содержание человеческой истории заложено в устроении Царства Божия, заключение и обезличенность, воплощение и триумф над враждой – и есть земная история.

Читайте также

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание»

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание»Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМАЭтапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия — это христианская религия; зрелого

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА»

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА»Георг Гегель родился 27 августа 1770 года в семье крупного чиновника. Латинская школа в Штутгарте, теологическая семинария и университет в Тюбингене — ступени его богословского образования. От духовной карьеры Гегель

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разумаНемецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия наукиАналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

§ 1. Социальная философия и философия истории

§ 1. Социальная философия и философия историиСоциальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

1. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева

1. Экзистенциальный персонализм Н. А. БердяеваНиколай Александрович Бердяев (1874—1948) – наиболее известный в мире русский религиозный философ XX в. В эмиграции им были написаны книги, принесшие ему мировую известность: «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и

ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ8 февраля 2006 года, РГГУ Есенинская аудиторияПЛАН ЛЕКЦИИ(0) Философия и философствование. Политика как специфический предмет нескольких научных и квазинаучных дисциплин (например, политологии). Политика как неспецифический предмет

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и обществоПоистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизньКиркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Человек, согласно Бердяеву

Задачи индивида рассматриваются Николаем Александровичем Бердяевым, в качества субъекта бытия. Личность – спиритуалистический вид, не являющийся общественным фрагментом. Стороной личности служит сообщество. Бердяев считал, что личность является духом и нет в ней самодовлеющей эгоцентричности, она становится чем-то другим, истинным. Всеобщее содержание является чем-то конкретным и отличается от абстрактных универсалий. Философ говорил, что Божество есть в человеке, точно так, как гуманизм существует в Божестве.

Космос – является базисом индивида, реализующимся путем подъема от инстинктивного, посредством осознанного. Вековая сторона личности – человеческое тело, являющееся «формой», подчиненное духу. Полнота жизни, не существующая без телесной смерти, подразумевает возрождение в другом совершенном теле. Разделение обозначает физические качества человека, а целостность личности половыми различиями не обладает. Божественная жизнь дополняет созидательную деятельность.

фото 581

Идеи «неохристианства»

Бердяев наравне с творцами «русской религиозно-философской эпохи» начала 20-ого века, предприимчиво подключился к исследованию «новейшего религиозного понимания». Рассматривая концепцию Богочеловечества главным понятием русского религиозного замысла, Бердяев отдавал предпочтение своему исходному соображению об индивиде «олицетворенного священного духа».

Нынешний индивид, по Бердяеву, видит первостепенный повод лишения жизненной сути:

  • в несоответствии вероисповедания и земных трудностей;
  • в двойственности связи православия к индивиду.

Человек рассматривается христианством, как безнравственное создание, уничижая его и возвышая, изображая в облике «Создателя». Небесный отец желает видеть личность в индивиде, откликающуюся на обращение к воле и созиданию, ведущие к любви. Божественное заложено в персональности и в мятеже томящейся личности наперекор всесторонннемиу миропорядку. Воля и талант к созиданию, характерные для личности показатели богочеловечности, непознаваемые (трансцендентные) для человека, но связанные с ним в облике богочеловека.

фото 582

Экзистенциальный метод познания и философствования

Суть экзистенциализма состоит в понимании сути существования не посредством предмета, а с помощью субъекта. Содержание предметов обнаруживается в духовной сфере. Реальный мир, окружающий человека по Бердяеву, является поддельным. Экзистенциализм – есть поиск смысла объективированной действительности, преодолевание себялюбия и осознание достоинств личности.

Философская антропология и «парадоксальная этика»

Глубоко узревая проблемы, Бердяев создает целостную антропологию, в русле экзистенциальной философии, познающую существование, посредством индивида. Благодаря чему, философская антропология – главный философский предмет.

Историософия и русская идея

Отрицая формы линейной теории развития в анализе социокультурных и исторических процессов, Бердяев полагает, что история – это драматическое соперничество противоположностей, борьбе добра и иррациональной свободы, возвращение реальности к первоначалу хаоса, что приводит к наступлению процесса упадка веры, потери людьми духовного центра жизни, и наступление эпохи революций. Мировые культуры переносят этапы зарождения, подъема и гибели, стирая временные и преходящие ценности. Созидательные этапы истории прибывают на смену революциям, несущим разрушения. Пока есть человеческая история – существуют непреходящие ценности.

Размышляя об участи России, а также ее месте в историческом течение, Бердяев пересказывает в собственной книге «Истоки и смысл русского коммунизма», напечатанной в 1937 году. Российскому складу ума свойственно соединение «полярных» начал – тирании и бесконтрольности, шовинизма и разностороннего духа, склонности к гуманизму и страданиям, главная идея которого есть – черта мессианизма, вызванная православием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...