ЖАН ЖАК РУССО

Взгляды Жан-Жака Руссо

фото 616Руссо, как выразитель 1-ой волны французских философов-просветителей, не желал допускать порабощения человечества, свободного по собственной природе. Но порабощение произошло и происходит до сих пор, ввиду неграмотности социума, посредством его обмана и давления. Узрев корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо наставляет людей возвратиться к природе и уединенному деревенскому образу жизни. Жан-Жак выдвигал неосуществимые советы, направленные на изоляцию детей от общества и воспитания в природной среде, учитывая естественные способности ученика и его интересы.

Предвзятость и злоба – плоды цивилизации общественного развития человечества, но, критика прогресса не означала возвращение к начальной природной позиции. Стремления Руссо определить условия государства, где правил бы закон, а люди были бы равными и вольными, обернулись тщетностью.

Сохраняя собственный интерес о счастливом будущем людей, Руссо объявляет общество независимым. Независимость общества неотчуждаема и неделима, и законодательное господство должно относиться к обществу. Политические запросы, заявленные Руссо, представляются явными и обыкновенными в наши дни.

Руссоизм – система убеждений французского писателя и философа Жан-Жака Руссо. В основу учения, явившегося реакцией наперекор господству разума и провозгласившего права чувства, положен принцип сентиментализма вместе с индивидуализмом и натурализмом, кратко определенные базисом – чувствами, личностью и природой, на котором держаться философские, религиозные и моральные, общественно-политические и исторические, педагогические и литературные соображения, изложенные в сочинениях: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Сторонник теории Деизма, Жан-Жак Руссо занимал особенную позицию посреди мыслителей периода просвещения и в самой истории философии. Считая деградацию общества следствием развития культуры и причиной падения нравственных ценностей, призывал людей вернуться к истокам, а именно: «Назад к природе!».

Руссо придерживаясь деизма, негативно расценивал вероисповедание и безверие, но одновременно с этим, заключил чувства и субъективные эмоции в основание верования в Бога. Отстаивание достоинств и интересов низших, несостоятельных и малоимущих граждан, привело Руссо к основанию преобразовательной программы населения – народовластию. Деизм – общефилософский курс, приверженцы которого принимали бытие Бога первопричиной создания, но отвергали воздействие Творца на людей, окружающий мир и историческое течение событий. Приверженцы обозначались противниками олицетворения Бога и Его сравнения с природой.

Главный аргумент соображений философа был в выведении общества из состояния полной безнравственности, а истинная нравственная осознанность есть принцип правильного общества. Руссо говорил: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Нравственность для Жан-Жака являлась наиглавнейшим условием, так как воли нет без совершенства. Но его собственная жизнь была противоречива собственной же философии.

Сотоварищи-просветители одобряли данные соображения, но вероятность их реализации допускалась лишь при: правильном воспитании правителей и князей; учреждении республики с возможностью получения равных материальных благ и политических прав. Философия Руссо включала базисные положения:

  • Воля и разум в Боге;
  • Никем не сотворенная материя объективно существовала и существует вечно;
  • Человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • Познание мира до конца не по силам человеку;
  • Частная собственность – первопричина общественных конфликтов (обладание равными правами и равное распределение частной собственности между гражданами, не для обогащения – справедливый выход в идеальное общество);
  • Право народа на мятежи, свержение паразитирующего меньшинства и властителя – ведет к созданию общества по своему усмотрению;
  • Непосредственное участие граждан в собраниях формирует власть, но никак не парламентом;
  • В идеальном государстве необходимо изолирование детей от окружающего мира в специализированных учебных заведениях, что приведет к образованию нового общества.

Жан Жак Руссо “Общественный договор”

В 1762 году Руссо написал трактат «Общественный договор». В основе его лежит мысль о том, что государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Целью ее должны стать свобода и равенство. Насилие не может быть источником права.

Руссо пытается решить в трактате проблему преодоления противоречия между общим и личным, найти такую форму государства, которая «охраняет и защищает личность и имущество каждого своего члена и в которой каждый, соединяясь со всеми, повинуется все-таки только себе самому и остается таким же свободным, как и раньше».

Для решения этой проблемы Руссо вводит понятия: «общая воля» и «воля для всех». «Общая воля» – то, в чем совпадают все частные воли. «Воля для всех» есть совокупность частных воль, каждая из которых преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей».

Выражение «общей воли» возможно только при условии, что каждый гражданин подает свой голос отдельно от других (плебисцит). Наличие партий противоречит «общей воле».

В своем «Общественном договоре» Руссо выдвигает требование единства политики и нравственности.

Через некоторое время, в 1762 году было опубликовано следующее сочинение Руссо «Эмиль, или О воспитании». Основой педагогики Руссо является философия чувств. Руссо настаивает на первичности чувств и вторичности разума. Поэтому сначала надо развивать чувства: «…наши первые учителя философии – наши ноги, наши руки, наши глаза». Ощущения безошибочны, заблуждение начинается с суждения.

Критерием отбора предметов познания и времени, когда их надо изучать, является по Руссо польза.

Руссо настаивает на том, что главное в человеке – не мысли и знания, а чувства и страсти. Чувства, которыми нас наделила природа, являются врожденными. Это чувства, содействующие нашему самосохранению: любовь к себе, боязнь страдания, отвращение к смерти, стремление к благополучию. Врожденным чувством, благодаря которому человек может стать существом общественным, является принцип справедливости и добродетели, который Руссо называет совестью. Совесть – «непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу».

«Все хорошо, выходя из рук творца вещей, все вырождается в руках человека». Эти слова могли бы быть поставлены в качестве эпиграфа ко всем сочинениям Руссо.

Провидения Руссо оказались пророческими. В ХХ веке они обрели характер глобальных проблем современности. Развитие противоречия между цивилизацией и природой достигло такого уровня, что может стать причиной гибели всего человечества. Единство науки и нравственности является проблемой выживания человечества. Противоречие искусства и нравственности проявилось в чудовищных формах. Противоречие между богатством и бедностью, роскошью и нищетой, господством и рабством не только не утратило своего значения, но обрело грандиозные масштабы. Холодная рассудочность заменяет теплоту непосредственных человеческих чувств. Завоевывает мир психология «потребительского» общества, в котором место нравственных отношений занял культ торговли, выгоды, денег и вещей.

Страстный призыв Руссо к возрождению нравственности в наши дни более чем актуален!

Автор: Галина Зубец

– (1712-1778) – – XVIII . , XVIII .

” ?” (1750), ” ” (1755), ” ” (1762), “, ” (1762), “, ” (1761) , , . , , , , .

, , , .

“, “, , .

, , , , . , , , ,- , .

, . , , , , , , . .

XVIII-XIX ., , .

“” , .

,

.

, ,

1. , . , – ; , , ; , , ; , , , ; , , : , , , .

2. , . , , , , . , , , , , , . , , .

3. , , , ! , , ,- . ; , .

4. , – . , , ; , , , , . , , , , .

5. ,- ; ,- ; ,- . , , , .

6. , , . , ; , , , , , .

7. , , . , , ; , . .

8. ; . – , – ; , , ?

9. , , , , , , , . , ,- , , .

10. ? , , . , , . , , “” ; .

11. , , , . ? , ? , , , . , , , – , , . . , , , ; , . , , , . , , , ? ? , .

12. – , . , , , , , ,- , , , , , , . , : . , .

13. , , , ; , , , , ? . , – , , …

28. , , . , , , . , ; , . , , , , ; , , , , , , .

29. , , – ; , , . , , , ,- . . – , . , – – , , : ; , , , , , , , , . ” , , ; , “.

30. . , , -, ; , , . , ; ; – . “” “”. Educil obstetrix, , educat nutrix instituit paedagogus d’ocet (magister). , ( ), , , . ; , , .

31. , – , . , , , , ; , , , . , , , – – , , “”? , ,- . : .

32. , ; : , , , , , , , . , ” , – , , – . , , , . – ; , , , , , . , , , . , . , .

33. ; – , , , . – , : , ; , .

34. , , , ,- ! , , : – , , .

35. , , . , , , ; , . , , , , , , : , .

36. , , , . , , , ; : , , .

37. , , , . , . , , , ; , .

38. , , , , , , . , , , , . , , , , , , , , . , , . , .

39. , ? – : , , ; , , , , . , , ,- ? : ; , , . , , ? , ; , …

62. , , , , . , , : . , . , ; . , , , .

63. , , … , ! ! – , , ! , , – , . , ; . , , , . , , , , , , . . , , , , . , , . , ?

64. , . , – , – . , , , , , . , . , , . , ! , , , – .

65. , , , , ? , . ! ? ; , . .

66. . , ,- ,- . , , ; . ” , , ?” – ” , “.- ” “.- ” !.. , . “.

67. ! – … , , , , . – !

133. , , ; , , . ; , , . , , , , , . , , – , . , , , , , , .

134. . ,- ; ,- ; , , . , , – : . , , , . . , , .

135. ,- . , , , – , . , , , , , ‘ . , , , ; , , , . ; , . : , , , ,- – .

136. : – . , ; , ; , , ; , . , , , .

137. , , . , . , , ; . , , , , , . o – – , – .

138. , , , , , ? , , , , , , , , , , , . , , , , , . , .

139. . , ; – : , ,- . – , , . , , , . , …

188. , , , , , . , , , ,- , . , , . , , , . , ; o , , . , ,- , .

189. , , , , , ; , ,- , , ; ? ? , , , , , , , ; , .

190. , , , , , , , , , , – , , , . , . ; , , , .

191. , , , , , , , , , , , , ; , , -, , , . , , , . , , , , , . .

192. , , , . , , , , . , , , , . , .

193. . , , . , , . , ; , , ; .

Vivit, et est vitae nescius ipse suae.

.

. ; , . . . . . . 2 12 .

11. , ! . , , , ! – ? , , ! , , ? , , , ? , , ? ! , ? , , : , ; , , , !

12. ! , , , , ,- , , , , , .

13. – , , ; , , , . , , , , ? , – , ? , , , , ‘ ? , , , , ? – , – – ! , , .

14. , , . , : , – . , – , . , …

36. , . , : , . . , , , . , , ; , , . , . , , , ; , , , .

37. , . , , , . , . , , , . , ; , , . , , .

51. , ; , , , : , , . , , , , , – ! – , ! , , . , ; , , , , ; , , , ; , , , , , .

52. , , :

. .

. ?

. .

. ! ?

. – , .

. , , ?

. .

. , .

. .

. .

. .

. .

. .

. ?

. . .

. , . , ? , . , , . , – .

53. , , . , , , : . , , , ; , . , ? , .

54. , , , , . , , , , , . , , , – , , , , , ,- . , , ; , , , , , , …

58. , , , , , , , , , , , , , . , , ; , , , : . , , .

59. , , , , . , , , . , , , . – – , , , ; , , , .

60. , ; , , ; , . , , …

92. , . : , . ,- : . : ,- , , , . , , , . , – . . : , : ” , ; , “. , . , : . : . ; . ,- : ” , , ” – . , , , , – , , . ; ; , , : ” ! . “. , , , , , . , , ? , , , . , . , , , , …

147. , , ,- . – , . , . , , , . : , , ; , .

148. , , , – ; ? , , , , – , . ? , , . , , ; , , .

149. , , ; . , . , ? ! , ,- , ,- . ,- .

150. – , , . , , , , – . , , . -, ; . , , . , . , ! : ! ! ; , . , : , … ? , ! , . ? , .

151. , : , . , , , ; , , , ; , ? , , , , , , .

163. , ; . , , , , . . , , , , , , , , . , . ; , , , , , , , , .

164. ; , , . , , ; . , , , , ? ? ? , , , , ? , , ; , ; , , , .

165. , , ; , , , ; , , .

166. , . , , , , : , , , , , , .

167. , , , , , , ; , , ; , , , , , …

215. , , , , ; , ; , . . , , , , – .

216. – : , , , ; , , , .

217. , , , : , , , , ,- ; ? , , , ? , , ; , . , , , . , ; , . , . , , , ?

218. ; , ; , , , . , , . ; , , , , ? , , , : . , , , , , , , .

219. . , ,- ; , , , . , , – , , . , , , , , , . , , , , ,- , , ? , ; , , . , , , . , . , ? , ? , , , .

220. – ; – , , . , , . : , . , , , , , , . ; , , , . . , !

.

. , . : . : . . . 12-15- .

11. . , , , . , ; , , , . , , , . , : , , – . . ; , . , , : , , ; , , ; , . , , , <…>

14. , – ; . : , ; , . , , ; , .

15. , ; , . . , , , ; , . – , ; .

16. , , ; ! ? , , , , ?

17. , , , . , , . , . , ; : , – ; . , , ; . . ; , , , , . ; ; , , , , . , . , : , , , <…>

65. , , “”, ; , , . , , , , , , , .

66. ? – , , ; , , , , , – , – . , , , , ; , , , , , .

67. , . , , ; , , , , ! , – , , , ; , , , : ” ?”

68. , , . , , , , , , , , , ; – . , ? , ; , , , , ; , , , , , , , , .

69. , , , : – , , ; – , . , , ; , , : ” , ?”

70. , , , , , , , , . : ” , ;- “. , ; , .

71. ; . , ! , ; .

72. , , , : ? ! – , – !

73. , , , , , , , , , , . , , , , . , , . , , , , . , , . .

74. , , . , . ; .

75. , : ” ?”- ” “,- ,- ; , , , ,- “. , …

76. ; : , . , “”, , , , , . , ; ; , ; , , ,- ! , , , . , . – , , – , ; , , – ,- .

77. : ” , , ?

( ).

: ; , ; .

-.

! , , ,- ? : . : ?

.

,- .

-.

… , .

.

, , , !

-.

, . – , . ?..

.

… , .

-.

– … , , !..

.

!..

-.

, , , …

.

.

-.

, …

.

.

-.

.

.

, .

-.

?

.

?

-.

.

.

… , . , , ! , , .

-.

, , ; .

. ( )

, ! , ! , , ! – “.

78. , , – : , . , , , , , . , , , o, …

137. , , , ; , ; , , . , , . , , .- ” , , “…- : , . , , , . , ; , , , ; , , , , . , , , , , , , . , , , ; , , ; . , , , . – , – .

138. , , ; – . ; ,- , , , . , , , ; ; , -: – , . , : , , , , . : ” “,- . : , . , : ” “. , ? .

139. ” – ! – ! , “?.. , ,- , , , , , , , , ; , , ,- , ,- , , , , , .

140. , . , , , , . . , ? – , ! : ,- . , . , , . , .

141. , , – , , , , . , , , , , , . , ; , , , , . , , , , , , , …

145. , .- “, , !” – . ? , , ? , , , , ; , , , . , , , ,- . , , , , . , , , , . , . … : ,- , , , . , – , , , , .

146. , , , , ; , , , , , , , , . – , , . , , , , , , , , , , .

147. ,- , , , : , , , , ; , .

148. , , , , , , . , , , , , , , , . , , , , , . – ; , ,- . , , .

149. , , , , . , , , , , , . , . , , , , , . , , , , , , , , , , , ; , , . , , . : . . , , , , . , ? – . , , , , , , , . , – . : .

150. , , . , – , , . ? : , , , , ; . – , , ; : , , . , , . , , , . , , , ? .

151. , , , ; , , , . ; , , . . , , , . , , , , . , ,- , ? . , , , , : , . , ,- ! , , , . ; – .

152. , , . , ; , ,- , ?

” , , “…

153. , , . , , , , , , . : ” , , “. , . , .

154. , ! , , , , ; , .

155. ,- , . – , , , , . , , . , ; , . , , , , , , ? ; , , , , ; , . , – . , ; , ; : . , , , , , ; , , ,- ? , .

156. , , . , ; ; , , , .

157. , , , , ; , , , , .

158. , , , , . , , , , – ? : , ? , , , .

159. , . , , , , . ? , ? , , ; , , , . , , , – , , , , , , , , . , , .

160. . . – . , , , ; , , . , . , : , , . , . ; .

161. , . , , , , , , . , ; , , , . , . , , – . , , : ” !” : ” ?” : ” – “, : ” – ; “.

162. , , . , , ; , . , ; . ; . , , . – ,- , ; , . , , : , .

163. , , – , : , . . , ! , . ; , .

164. , , , , . , , , , , . , …

189. , , ; , ; , . , , . , , . , , , . , , , , , , , , .

190. , , , ; . , , , , , , , , , , , , % . , , ,- , , , , , , , . , ” ?” , , “?” , . : – , , , , , , . , .

191. . ; , . , . , . , , . , . , . , , . , . , . , , , , .

192. , , , , . , , ; , ; , . , , ; , , , , ; , . .

193. , , . , , ; , .

194. , . . . , , . , , , ; , , . , , , . , , . , , , . , , , ?

.

. . . ; . . ; , . . . . . . , . 15- <… >

96. ; , , . , , ; , . , . , . , , , .

97. , , , , . , , , , , , , . , . , – , : “” “” – ; , , , – ; , . , , , , . , , , , .

98. , , ; , ; , , , , , , , . , , , .

99. , , , , . , ; , , , , . , , : ; ; , ,- .

100. , , , , , , . , ; , ; , ; ; , : , , , , .

101. , , ; , , , ; , . , , . , ; : ” , “.

102. , , , , , – , , , , ,- , , .

103. , , , , , . ; ; , , , .

104. , . ; ; , . : , , , , , ; , .

– . , . ., 1896, . 1-324.

glass.gif

1. Биография Ж.Ж.Руссо

Жан Жак Руссо родился  28 июня 1712 родился в  Женеве в семье часовщика.  Рано лишившись матери, он был отдан для обучения граверному ремеслу, но, не испытывая никакого интереса к этому занятию, в 16 лет ушел из Женевы и долго скитался по стране. Он перепробовал множество профессий: был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он так и не получил, однако, большое внимание уделял самообразованию: изучал различные труды философов и ученых, писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы.

В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с великим французским писателем, философом-просветителем и драматургом Дени Дидро и знаменитым французским учёным-энциклопедистом, философом, математиком и механиком, членом Академии наук – Жаном Леро́ном Д‘Аламбером. По приглашению Дидро, Руссо принял участие в создании „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“, 1751–1780 г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. в свет вышла работа Руссо „Рассуждения о науках и искусствах“, которая привлекла к нему наибольшее общественное внимание. В этой работе Руссо пытался доказать, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. «Пышность наряда, – подчеркивает он, – «может свидетельствовать о богатстве человека,…но здоровый и сильный человек узнается по другим признакам, телесная сила скрывается не под златотканой одеждой придворного, а под грубым одеянием землепашца. Не менее чужды нарядности и добродетели, представляющие собою силу и крепость души». За эту работу, позднее, он получил премию Дижонской Академии. Затем вышли его „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“ (1755) и „Юлия, или Новая Элоиза“ (1761), где в форме художественного произведения, он выступил с политическими обличениями социального неравенства.

Его книга „Эмиль, или О воспитании“ (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из–за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, однако на этом политические преследования не закончились.  В это время творчество Руссо претерпевает значительные изменения, он порывает с  просветителями, обостряется его полемика с Вольтером.

С 1766 г. по 1767 г. Руссо ищет прибежища в Англии по приглашению  философа, и одно из крупнейших деятелей шотландского Просвещения Дэвида Юма, но затем снова возвращается во Францию. Остаток жизни с 1770 г. он живет в Париже, где пишет мемуары и ведет достаточно аскетичный образ жизни, зарабатывая на жизнь переписыванием нот, вплоть до своей смерти 2 июля 1778.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Экcпозиция «Великие учителя человечества» расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

фото 617

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Детство

Жан-Жак родился 28 июня в Женеве, в многодетной и достаточно бедной семье. Первая трагедия случилась еще во время рождения ребенка: мать Жан-Жака, перенеся тяжелое заболевание во время беременности, скончалась прямо во время родов.

По заявлению многих библиографов, именно это сформировало у будущего писателя некую отрешенность от мира и ненависть к собственной личности. Отец же Руссо, несмотря на столь печальное стечение обстоятельств, души не чаял в родном сыне и всегда уделял ему намного больше времени, нежели всем остальным.

Благодаря поддержке и огромной любви отца Жан-Жак достаточно рано познакомился с миром искусства. Любящий папа выучил ребенка читать и писать, часто покупал ему детскую и даже подростковую классическую литературу и возился с малышом в каждую свободную секунду своего времени. В сыне он видел не только утешение от недавней потери, но и сильную личность, которая в дальнейшем сослужит своей стране великую службу. Впрочем, отец явно не ошибался на этот счет.

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Зрелость

Оставаться долгое время в качестве протеже стареющей дамы Руссо в конце концов счел невозможным. Он пытался зарабатывать, но неудачно. Не сумел он ни обучать детей, ни работать секретарем посла. Со всеми работодателями у него возникали проблемы. Мизантропия постепенно проникает в характер этого человека. С людьми он не сходится. Природа – вот что начинает очаровывать такого любителя уединения, как Жан-Жак Руссо. Биография философа внезапно делает резкий поворот – он женится на горничной, служащей в одной из гостиниц. Это была грубая, вульгарная женщина, которую он совершенно не любил, но она его кормила. Всех своих детей он отдал в приют, утверждая впоследствии, что денег на содержание семьи у него не было. Он продолжал подрабатывать на различных временных должностях, и вот, будучи секретарем, вошел в общество Энциклопедистов, которые собирались на дому. Одним из его первых друзей был Дени Дидро. Последний часто подвергался преследованиям за политические взгляды. Однажды, когда Жан-Жак шел навестить Дидро в заключении, он прочел в газете конкурсное объявление о премии за лучшую работу на тему, полезны ли для общества науки и искусства. Молодой человек написал эссе, обличающее культуру и цивилизацию. Как ни странно, первое место получил именно он, Жан-Жак Руссо. Основные идеи его философии были высказаны в этом тексте. Так началась его биография как мыслителя.

Руссо жан жак философия

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?». Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо — французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор — родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. Мать Жан-Жака скончалась после родов. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее — гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в марте 1728 г., будучи 16-летним подростком, уехал из родного города.

В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице, на этот раз в роли любовника. Их отношения, длившиеся до 1739 г., стали для него пропуском в другой мир, который ранее был ему не доступен.

В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро.

В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.

В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.

Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.

В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.

Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы — «Сельский колдун».

Слава

С тех пор Руссо прожил блестящие десять лет. Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе. А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни, стал одеваться просто (и даже грубо) и начал вульгарно и оскорбительно общаться со своими приятелями-аристократами. Зарабатывал он на жизнь, переписывая ноты. Хотя светские дамы осыпали его подарками, все презенты доставались его жадной жене. Вскоре философ написал еще один труд, ставший популярным. Политические идеи Жан-Жака Руссо проявились впервые в этой работе. Рассуждая о том, как произошло неравенство, мыслитель счел, что все, что стоит в основе жизни современного общества – государство, законы, разделение труда, – все это привело к моральному падению. Одна из ценительниц Руссо, госпожа д’Эпине, построила для него в своих владениях специальный «Эрмитаж» среди леса, где философ мог предаваться раздумьям в одиночестве. Однако после неудачного романа с молодой замужней аристократкой, приведшего к скандалу в среде Эницклопедистов, Руссо порывает с сотоварищами.

Жан жак руссо педагогические идеи

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Список литературы

  1. Алексеев П. История философии. М., 2005.
  2. Грицанов А.А. История философии. М.,2002.
  3. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и неравенстве между людьми. М., 1964.
  4. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. М., 1964.
  5. Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М., 1968.
  6. Философия: Энциклопедический словарь. /Под редакцией А. Ивина. М.,2004. 2004.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

фото 618

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

ссылки

  1. Делани, Дж. (2017). Жан-Жак Руссо. Интернет-энциклопедия философии. Получено 4 июля 2017 г. с сайта iep.utm.edu
  2. Doñate, J. (2015). Влияние мысли Руссо в 18 веке. Получено 4 июля 2017 г. с intrahistoria.com
  3. Юрген Браунгардт. (2017). Жан-Жак Руссо и его философия. Получено 3 июля 2017 г. с сайта braungardt.trialectics.com
  4. Руссо, J. (2003). Общественный договор или принципы политического права. В Универсальной Виртуальной Библиотеке. Получено 4 июля 2017 г. с сайта biblioteca.org.ar
  5. Сабина Г. (1992). История политической теории. Колумбия: Фонд экономической культуры.
  6. Санчес Э. (2017). Жан-Жак Руссо. Уважение к естественной жизни, свободе и индивидуальным различиям. Получено 3 июля 2017 г. с сайта uhu.es
  7. Soetard, M. (1999). Жан-Жак Руссо. ЮНЕСКО: Международное бюро образования. Получено 3 июля 2017 г. с сайта ibe.unesco.org
  8. Стэнфордская энциклопедия философии. (2016). Жан-Жак Руссо. Получено 4 июля 2017 г. с сайта plato.stanford.edu

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Вклад в педагогику

Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.

Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер
Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Исторические взгляды

Но не только Ренессанс и его достижения обличал Жан-Жак Руссо. Теория об общественном договоре является одним из его основных философских выводов. Критикуя современные ему политические идеи, он противоречит популярному в то время Гоббсу. В первобытную эпоху, считает Руссо, не было никакой «войны всех против всех», а был самый настоящий «золотой век». Современное же падшее общество начинается с появления частной собственности – как только некто застолбил участок и заявил: «Это — мое», — исчезла детская невинность человечества. Конечно, повернуть науку вспять невозможно, но можно замедлить прогресс как таковой. Для этого следует заключить общественный договор и создать республику равноправных мелких собственников. Все вопросы там будут решаться не путем разделения властей, а на референдумах.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

Краткая биография

  1. В марте 1728 г. в возрасте 16 лет Руссо решил сбежать из Женевы. Он попал в Савойю, в которой исповедовали католицизм. Священник, к которому обратился Жан-Жак, предложил ему принять католическую веру и направил к госпоже Франсуазе Луизе де Варан.
  2. Франсуаза помогла молодому человеку попасть в туринский монастырь, где обучали новообращённых (прозелитов). Там Руссо провёл 4 месяца, после чего стал католиком.
  3. Затем в Турине молодой человек устроился лакеем в дом знатного семейства, где к нему отнеслись с большим участием. Вместе с их сыном он учил итальянский язык.
  4. Поработав несколько месяцев, Жан-Жак вновь оказался у госпожи де Варан. Она занялась его образованием, научила правописанию, грамотной речи и светским манерам. Затем она устроила молодого человека в семинарию, а потом — учеником органиста. Сама Франсуаза в это время уехала из Турина.
  5. На протяжении 2-х лет Руссо вёл кочевой образ жизни, бродяжничал по Швейцарии, нуждался.
  6. В 1732 г. он вновь появился в доме госпожи де Варан и прожил у неё до 1737 г.
  7. В 1737 г. у Жан-Жака обнаружили полип в сердце, и благодетельница отправила его поправить здоровье на юг Франции, в город Монпелье.
  8. В 1740 г. в Лионе Руссо нашёл место домашнего наставника, но, не умея ладить с детьми, не смог долго там продержаться и уехал в Париж.
  9. Затем в Венеции он устроился домашним секретарём к французскому посланнику Монтегю, но и на этой должности пробыл не долго. Его выгнали без уплаты жалованья за неподобающее поведение.
  10. Руссо вновь отправился в Париж. Там он получил место секретаря у коммерсанта Франкёля. Он стал посещать литературный салон мадам Луизы д’Эпине, где имел большой успех благодаря своей наивности и бестактности, забавлявших публику. Там Жан-Жак познакомился с писателем и философом Дени Дидро и другими энциклопедистами.
  11. В 1749 г. Руссо удостоился премии дижонской академии за свою идею о вреде просвещения и культуры.
  12. В 1751 г. была поставлена написанная Руссо оперетта «Деревенский колдун», снискавшая успех в обществе.
  13. В подтверждение собственных идей о возврате к природе философ отказался от выгодного места и стал переписчиком нот. Он начал вести себя как дикарь, одевался в грубую одежду, совершал оскорбительные выходки. Благодаря этому среди просвещённых людей Руссо стал модным, его посещали, приглашали на обеды и ужины, осыпали подарками.
  14. Приехав в Женеву в 1754 г. философ вновь обратился в кальвинизм, желая получить гражданство.
  15. В 1755 г. вышло «Рассуждение» философа, в котором он осуждал все достижения культуры и гражданского общества, чем опять вызвал бурю восторгов.
  16. В 1756 г. госпожа д’Эпине построила в своём имении для Руссо коттедж – «Эрмитаж», – где он мог писать и наслаждаться близостью к природе.
  17. Вскоре из-за увлечения Руссо молодой невесткой госпожи д’Эпине Софи д’Удето, произошла ссора, а затем и полный разрыв с мадам д’Эпине и её кружком, в частности с Дидро.
  18. У философа появился новый покровитель – герцог Люксембургский. Он предложил Руссо пожить в павильоне, расположенном в его парке. Там Жан-Жак прожил 4 года.
  19. В период с 1757 по 1760 гг. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза», опубликованный в 1761 г. и ставший невероятно популярным.
  20. После выхода в 1762 г. трактата по образованию «Эмиль» и книги «Общественный договор», Руссо был вынужден бежать из Парижа, т.к. его, как автора этих книг, хотели арестовать, а сами книги постановили сжечь.
  21. После недолгих скитаний философ обосновался в местечке Мотье Невшательского княжества. Там он прожил 3 с лишним года.
  22. В 1766 г. по приглашению шотландского философа Дэвида Юма Руссо отправился в Англию. Через некоторое время, поругавшись с хозяином, писатель вернулся в Париж.
  23. С 1765 по 1770 гг. Жан-Жак писал свой автобиографический роман «Исповедь», который во многом далёк от истины.
  24. В 1778 г. друг писателя маркиз де Жирарден увёз Руссо в свой загородный дом, опасаясь за его здоровье.
  25. 2 июля 1778 г. Жан-Жак Руссо неожиданно скончался.

Философ Жан-Жак Руссо

Каким должен быть человек

Много писал Жан-Жак Руссо о воспитании. Человек, прежде всего, должен быть естественным существом, ведь все его основные задатки и способности обусловлены природой. Поскольку чувства, как мы уже выяснили, – это главное в людях, то и развивать следует именно их. Лишние рассуждения только утомляют, а вовсе не возвеличивают. Настоящее достоинство человека исходит из сердца, а не из разума. Люди стараются не слышать голос совести, а ведь это — зов самой Природы. В своей погоне за цивилизацией человек забыл об этом и оглох. Поэтому ему следует вернуться к своему идеалу, представленному образом «благородного дикаря», отдающегося непосредственности чувств, а не сломанного ненужными требованиями искусственного этикета.

Добродетель – основа всего

Хотя жизнь философа не соответствовала его взглядам, мораль играет немаловажную роль в его произведениях. Эмоции и сочувствие, с точки зрения мыслителя, являются главной базой добродетели, а последняя лежит в основе человека и общества. Так считал Руссо Жан-Жак. Высказывания философа о морали, природе и религии очень похожи. И добродетель, и вера должны быть подчинены природе, говорил он. Только тогда общество будет идеальным, когда между внутренним миром человека, его нравственными, эмоциональными и рациональными составляющими будет достигнута гармония с интересами всех членов социума. Поэтому индивиды должны преодолевать свое моральное отчуждение друг от друга и не уподобляться политикам, которые «больше походят не бешеных волков… чем на христиан… желающих вернуть своих оппонентов на путь истины».

Влияние Руссо на свое и последующие столетия было несомненным. Его идеи о противопоставлении эгоизма и добродетели, справедливости и коварства лживых законов, жадности собственников и невинности бедных, а также мечты о возвращении к природе были подхвачены романтиками, борцами за лучшее общественное устройство и социальные права, искателями солидарности и братства.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...