Томас Гоббс

Содержание

Механистический материализм Томаса Гоббса

Гоббс признавал материальность природы, первичность материи и вторичность сознания. Как материалист, Гоббс решительно выступал против дуализма и идеализма. Критикуя идеалистов, считающих мир духовной субстанцией, он отмечал, что такой взгляд равносилен признанию существования бестелесных тел.  Являясь материалистом механистическим, Гоббс давал материи только чисто количественную характеристику. В материальных телах он видел лишь протяжение, форму, объем и тому подобные количественные величины. Материальные тела лишены у Гоббса таких свойств, как цвет, звук, запах и т. п., которые он относил к субъективными качествами. Материя в трактовке Гоббса — это система количественных величин — что-то качественно однородное и бесцветное.

Механистический характер метафизического материализма Гоббса проявился не только в чисто количественной, математической характеристике материи, но и в механистическом понимании им движения. Считая движение свойством материи, Гоббс не знал о многообразии его форм. Он признавал движение материи лишь в одной-единственной его форме, в форме механического движения, то есть простого перемещения тел в пространстве. По Гоббсу, тело находится в движении лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно перемещается из одного места в другое.

Движение — это оставление телом одного места и приобретение другого.

Понимание движения как самодвижения материи, как изменения, проявляющегося в качественно разнообразных формах, в силу состояния естествознания того времени для Гоббса оказалось недоступным.

Метафизический, односторонне аналитический подход к материальным телам, игнорирование их качественного многообразия, механистический взгляд на движение привели к тому, что материя оказалась у Гоббса сведенной к голому, абстрактному количеству. Гоббс геометризировал материю. Систематизируя материализм Бэкона, правильно понимая материю как субстанцию, Гоббс лишил ее качественного многообразия, неисчерпаемой качественной многогранности.

Материалистически решая вопрос о пространстве и времени, Гоббс видел источник мысленного образа пространства в протяженности тел, а источник образа времени — в реальном движении тел. Однако при рассмотрении этого вопроса он обнаруживал непоследовательность. Говоря о пространстве, Гоббс имел в виду лишь представление человека, «мнимое пространство», явление сознания. Точно так же, говоря о времени, он тоже имел в виду лишь представление человека, утверждая, что время существует не в вещах самих по себе, а только в нашем сознании. Такого рода метафизическим противопоставлением пространства и времени как образов в сознании объективным пространству и времени в дальнейшем воспользовались идеалисты, начавшие изображать пространство и время как чисто субъективные формы чувственного созерцания.

Разрабатывая основы теории познания метафизического материализма, Гоббс признавал познаваемость мира и видел источник знаний человека в объективной действительности. Познание, по Гоббсу, начинается с ощущений. При этом источником ощущений он считал материальный мир, воздействующий на органы чувств. У человека, говорил Гоббс, нет не только ни одного ощущения, но и ни одного понятия в уме, которое не было бы порождено в органах чувств. Но, материалистически решая вопрос об источнике ощущений, Гоббс, будучи механистом, не смог дойти до правильного понимания ощущения как субъективного образа объективного мира, как специфического свойства и функции нервной системы. Он полагал, что ощущение есть не что иное, как движение телесных частиц в организме, вызванное движением внешнего объекта. Следует всегда иметь в виду, говорил Гоббс, что движение может производить лишь движение.

Познание, начинаясь с ощущений, завершается, по теории Гоббса, в разуме. Если посредством чувств человек получает целостные образы вещей, то благодаря деятельности разума он познает их составные части. Вещь может считаться познанной лишь тогда, когда человек знает ее общие свойства, что достигается в результате аналитической деятельности разума. Для того чтобы знать, например, золото, необходимо разложить его на такие общие свойства, как тяжесть, твердость и т. п.

Сущность и назначение философии

Согласно Гоббсу, предмет философии – это тела, возникновение и свойства которых могут быть познаны. В соответствии с классификацией тел на естественные (природные тела и человек) и искусственные (государство), он выделил естественную философию (философия природы) и гражданскую (моральная и политическая философия). Гоббс исключает из философии теологию и любое учение о бестелесных сущностях, а так же плохо обоснованные учения (например, астрологию) и «знание факта» (естественную и политическую историю). Философия есть знание теоретическое, обоснованное и истинное, «достигаемое посредством правильного рассуждения». Образцом для нее должна выступать геометрия. Назначение философии мыслитель усматривал в предвидении результатов наших действий, в первую очередь в общественной и политической жизни. Конечная цель философии – точное определение меры справедливости в государстве, которая должна устанавливаться разумными законами. Ведь следование им обеспечивает стабильность и мир в обществе, а их незнание ведет к гражданской войне.

Читайте также

2. Человеческая природа и революционная стихия. Гоббс и его критики

2. Человеческая природа и революционная стихия. Гоббс и его критикиРеволюционный период истории Англии разительно отличается от «мирного времени». Мог ли сам Шекспир представить, что явленный им мировой театр людских страстей начнет разыгрываться не на сцене Глобуса, а

32. Гоббс, Томас

32. Гоббс, ТомасАнглийский философ семнадцатого столетия. Отстаивал теорию общественного договора, позволявшую ему пропагандировать абсолютную монархию — такую форму власти, которую он сам именовал Левиафаном. Так же называется и самое знаменитое из его произведений.

[1) Гоббс о труде, о стоимости и об экономической роли науки]

[1) Гоббс о труде, о стоимости и об экономической роли науки][XX—1291a] Гоббс считает науку, а не труд исполнителя, матерью искусств:«Искусства, имеющие значение для общества, как, например, фортификация, создание машин и других орудий войны, представляют собой силу, ибо они

Томас Гоббс как представитель механистического материализма Нового времени

Томас Гоббс как представитель механистического материализма Нового времениТомас Гоббс (1588-1670) – младший современник и соотечественник Бэкона, они даже встречались. Поэтому не исключено, что зрелый философ лорд Бэкон мог оказать влияние на выпускника Оксфордского

27) «ГОСУДАРСТВО – ЕСТЬ ПРОДУКТ ДОГОВОРА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ» (ГОББС)

27) «ГОСУДАРСТВО – ЕСТЬ ПРОДУКТ ДОГОВОРА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ» (ГОББС)Эту мысль выразил английский философ-материалист Томас Гоббс, родившийся в 1588 году. В своей жизни он стал современником английской буржуазной революции, из-за которой ему пришлось эмигрировать во Францию. В

§ 29. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)

§ 29. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)Новое время – это эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII, XVIII и XIX века. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 года, ознаменовавшая начало нового периода – эры

Томас Гоббс

Томас Гоббс1588–1679Левиафан1651Томас Гоббс родился в Вестпорте, местечке близ Мальмсбери, на юге Англии. В 1608 году он окончил Оксфордский университет, где получил блестящее классическое образование. Молодой философ поступил на службу к герцогам Девонширским. Этой службе

3. Томас Гоббс

3. Томас ГоббсГоббезий выдавался и прославился благодаря оригинальности своих взглядов. Он родился в Мальмесбери в 1588 г., умер в 1679 г.[255] и был воспитателем графа Девонширского. Будучи современником Кромвеля, он нашел в событиях того времени, в английской революции,

Глава 9. Гоббс — индивид и самосохранение

Глава 9. Гоббс — индивид и самосохранениеЖизнь. Томас Гоббс (1588–1679) был англичанином и современником Английской революции. В возрасте шести лет он уже выучил латинский и греческий языки и рано поступил в Оксфордский университет. Будучи секретарем лорда Кавендиша (Lord

3. Гоббс

3. ГоббсЯрко выраженный этатистский характер присущ философии права и государства Томаса Гоббса (1588—1679).Существенное значение в учении Гоббса придается принципиальному противопоставлению естественного состояния государству (гражданскому состоянию).Гоббс исходит из

1. ] Народ против Множества: Гоббс и Спиноза

1. ] Народ против Множества: Гоббс и СпинозаЯ считаю, что понятие «множества» (moltitudine), противопоставляемое более привычному понятию «народ», является необходимым орудием при любом размышлении по поводу современной публичной сферы. Необходимо иметь в виду, что

Томас Гоббс

Томас ГоббсСледующим нашим персонажем будет Гоббс. Можно было и не о Гоббсе вначале говорить, а о Спинозе, но я хочу пояснить, почему кратко я расскажу вам сейчас о Гоббсе. Все дело в том, что дальнейшая история европейской философии во многом развивается под знаком

Т. Гоббс

Т. ГоббсКоммуникативные идеи Бэкона были развиты Т. Гоббсом. Гоббс больше, чем кто – либо в истории философии Нового времени имеет заслуги в постановке и решении специальных семиотических проблем. «Современная теория языка как знаковой системы, как средства общения

2. Т. Гоббс

2. Т. ГоббсТомас Гоббс (1588–1679) — английский философ. Получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно время учителем будущего короля Карла II. За свои сочинения

2.3 Гоббс

2.3 ГоббсНекоторые другие теории доказывают, что эгоизм преобразуется в альтруизм благодаря внешнему принуждению. У Гоббса такой внешней силой оказывается государство. Оно награждает или наказывает, за нравственные и безнравственные поступки, и, избегая наказания,

ТОМАС ГОББС (1588–1679)

ТОМАС ГОББС(1588–1679)Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому

Происхождение морали

Мораль относительна. В обществе, которое не регулируется внешне, она существовать не может. Природа сделала людей одинаковыми: они обладают равными возможностями и стремлениями. Из-за этого постоянно возникают конфликты, приводят человечество в состояние войны.

Чтобы сохранить мир, люди должны отказаться от своих эгоистических стремлений. Мораль общества состоит из определенных норм поведения, которые регулируют действия людей, и устанавливают общие нормы. Мораль неразрывно связана с правовой системой. Совокупность наград и наказаний позволяет создать единственный допустимый вариант поведения человека в обществе.

Основные моменты философии по Гоббсу

Энгельс назвали «настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки», сам Гоббс считает основателями новой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея положившего фундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, и Гарвея, — открывшего теорию кровообращения и заложившего основы науки об организмах.

Если к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то это потому, что его метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был даже в состоянии оценить заслуги последнего.

Его новый метод, «новая логика», как Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. «Бэкон является конкретным материалистом, а Гоббс — абстрактным, т.е. механическим, или математическим, материалистом», — так писал Л. Фейербах.

Методологическое значение Гоббсова определения философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки.

«Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий». Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной истины и исходил из признания существования двух равноправных истин: религиозно- теологической и научно- философской.

Философия подразделяется Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.

Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали.

Таким образом, философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учение о естественных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.

Вместе с тем, Гоббс включает в свою систему еще две философские дисциплины: логику и первую философию.

Первую из них он отождествляет с исчислением — согласно Гоббсу, логическое рассуждение, лежащее в основе всякого философствования, сводится к двум умственным операциям: сложению и вычитанию. Складывать и вычитать можно не только числа и величины, пояснял Гоббс, но и понятия. Так, например, в результате сложения понятий «четырехугольник», «равносторонний» и «прямоугольный» получается понятие «квадрат».

Философия природы

Учение о теле и его свойствах, к числу которых принадлежит также и движение, составляет сердцевину философии природы Томаса Гоббса.

В этом учении английский мыслитель поставил перед собой задачу рассмотреть Вселенную как «совокупность всех тел», наделенных протяжением, пребывающих в движении или покое. Гоббсово определение тела гласит:»…Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой- нибудь частью пространства, или имеет равную с ней протяженность». Перед нами убежденный материалист, лишивший материю, предметы и тела внешнего мира всех их многообразных качеств, за исключением протяженности.

«Сущность тела — протяжение»,- утверждает Гоббс,- «ибо без протяжения или какой- нибудь формы нельзя себе представить никакого тела». Вместе с тем, имеются свойства, которые не являются общими, а принадлежат лишь отдельным телам — движение, покой, цвет, твердость и т.п.

Эти свойства не постоянны, они исчезают и возникают вновь, беспрестанно изменяются. Однако само тело при этом сохраняется, продолжает существовать.

Теория познания

В философском сознании той эпохи существует взаимная связь, сочетание и переплетение двух концепций — сенсуалистической и рационалистической.

Они выступают в качестве антиподов схоластической философии. Гоббсом была предпринята попытка осуществить синтез этих концепций.

Гоббс утверждал, что источником познания служат чувственные восприятия, из которых мы черпаем все наши знания. «Первое начало всякого знания — образы восприятий и воображения …» «Опыт есть основа всякого знания …» «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения».

В его воззрениях субъективный характер ощущений выступал совершенно отчетливо:»…объект есть одно, а воображаемый образ или призрак — нечто другое». Но, Гоббс использовал термины «призраки», «фантомы», «фантасмы» для обозначения не каких-то иллюзий, а полноценной чувственной информации. Чувственный опыт, отмечает философ, всегда неполон, незакончен и поэтому не позволяет прийти к установлению «всеобщих положений», открываемых лишь научно-философским познанием.

В этой связи Гоббс различает два вида знания: первичное, основанное на восприятии и памяти, на чувственном опыте, и вторичное, которое «имеет своим источником ум».

Мораль и право

Большая заслуга Гоббса в том, что он первый положил в основу положительной науке о морали или науке о нравах.

Обращение к «человеческой природе» с целью обоснования тех принципов, на которых должна основываться общественная жизнь, было типично для мыслителей нового времени. Политику и право, мораль и религию они пытались вывести из природы человека как такового, имея в виду сумму определенных свойств человеческой натуры, постоянных и неизменных ее проявлений и черт.

Согласно Гоббсу, следует различать право и закон, ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому.

В «Левиафане» Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов.

Большинство из них носит характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Попытка английского мыслителя утвердить «золотое правило» в качестве универсального нравственного постулата выражала демократическое представление о равноценности всех людей в нравственном отношении.

Учение о государстве

К.Маркс писал о Гоббсе, как о выдающемся философе нового времени, который «стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не теологии».

В «Левиафане» Гоббс дал развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей защиты».

Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:

Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным». Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей».

Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

Гоббс, различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку.

Ко второму — государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет права голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством.

К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания- это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.

Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства — обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.

Учение о религии

В своих сочинений великий философ выражал свое отношение к религии, к стремлению церкви распространить свое влияние на все сферы жизни общества, подчинить себе саму верховную власть.

Он считал, что «если религия, за исключением естественного благочестия, не зависит от случайных людей, то она должна, — ибо чудес уже давно не бывает — зависеть от законов государства. Религия — не философия, а государственный закон. Не рассуждать о ней следует, а исполнять ее». Гоббс осуждал различные религиозные политические учения, которые обосновывали идею божественного происхождения государственной власти и категорически отвергали теории естественного права и общественного договора.

«…В христианских государствах суждение, как о светских, так и о духовных делах принадлежит гражданской власти, и тот человек или то собрание, которое обладает верховной властью, есть глава и государства, и церкви, ибо церковь и христианское государство — одно и тоже «.

Гоббс считал, что религия- плод страха, невежества и воображения. Но как только суеверные представления узакониваются государственной властью, они становятся религией.

Учение о человеке

Большой вклад Т. Гоббс внес в развитие психологии.

Именно Гоббсу принадлежит заслуга выдвижения идей, положивших начало ассоциативной психологии. Речь идет о материалистическом направлении ассоциационизма, так как порядок и связь представлений отражают, по Гоббсу, последовательность ощущений и обусловлены, в конечном счете, воздействием внешних объектов на органы чувств.

Естественные законы гражданского общества

Естественный закон – это общее правило. Оно запрещает подвергать опасности свою жизнь и жизни других людей. Полный свод законов, описанных в «Левиафане», состоит из 19 предписаний.

3 основополагающих закона:

  1. Люди должны стремиться к достижению мира. Если это невозможно, они имеют право на самозащиту.
  2. Каждый обязан отказаться от индивидуального права на обладание вещами в пользу создания государства.
  3. Заключенные соглашения должны выполняться – это основа справедливости. Разрешать возникающую несправедливость (нарушение соглашения) должно государство в лице уполномоченных людей.

16 законов, регулирующих взаимоотношения людей внутри гражданского общества:

  1. Человек обязан отвечать благом на благо, чтобы поощрять благодеяния. Ответ злом на благо – проявление неблагодарности.
  2. Каждый должен стремится к поиску компромисса. Компромисс достигается путем коммуникации.
  3. Всякую обиду следует простить, если обидчик искренне раскаялся в поступке.
  4. Месть должна исходить не из желания зла, а из желания сохранения блага. Месть, противоречащая благу – жестокость.
  5. Закон об уважение запрещает оскорбления.
  6. Все люди равны. Вознесение себя над другими людьми – гордыня.
  7. Каждый должен быть скромным и не претендовать на те блага, которые он не готов разделить с другими людьми.
  8. Представители закона должны быть беспристрастны по отношению к жертве и преступнику.
  9. Люди имеют право на получение равных долей имущества.
  10. Использование неделимого имущества определяется жребием либо личной договоренностью.
  11. Посредникам мира должна быть гарантирована неприкосновенность.
  12. Все имеют право на защиту их интересов в суде.
  13. Суд должен быть справедлив и стремиться к возмещению ущерба.
  14. Для беспристрастного судебного разбирательства должны быть предоставлены надлежащие условия. Люди, препятствующие действиям суда – преступники.
  15. Свидетельские показания должны быть получены законным путем.
  16. Общество имеет право избирать представителей власти или сменять их, если они не выполняют своих обязанностей.

Наличия законов для формирования общества недостаточно. Важно, чтобы существовала власть, которая будет заставлять людей соблюдать эти законы.

Основные сочинения

  • The Elements of Law, Natural and Politic (Элементы права, естественные и политические) (1640)
  • Treatise on Human Nature (Трактат о человеческой природе) (1650)
  • Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (Философские рудименты, касающиеся правительства и общества)(1651)
  • Философская трилогия “Основы философии жизни “:«О теле» (1655);«О человеке» (1658);«О гражданине» (1642);
  • «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
  • Letters upon Liberty and Necessity (Письма о свободе и необходимости) (1654)
  • The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance (Вопросы о свободе, необходимости и шансе) (1656)

Сочинения, опубликованные после смерти

  • A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
  • Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в 1681 году)

Современные издания

  • Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839-45.
  • The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839-45
  • В русском переводе:

* Левиафан — СПб., 1868 — запрещён цензурой.* Избранные сочинения, т. 1-2. — М. — Л., 1926.* Избранные произведения, т. 1-2. — М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8):** Т. 1. «О теле», «О человеке», «О гражданине»; «Человеческая природа», «О свободе и необходимости».** Т. 2. «Левиафан», Приложение к «Левиафану», «Бегемот, или Долгий парламент» (в сокращении).

Рационализм Гоббса

В своей теории познания Гоббс был непоследовательным сенсуалистом-эмпириком, сбивающимся на позиции рационализма. Определив философию как рациональное познание причинной связи вещей, он в своем обосновании научного познания завысил роль разума и принизил роль чувств. Рационализм Гоббса особенно отчетливо проявился в преувеличении им роли математического, аналитического метода в познании. Всю познавательную деятельность Гоббс склонен был сводить к простейшим математическим операциям: сложению и вычитанию. Любое рассуждение человека как элемент научного познания есть, по Гоббсу, процесс сложения или вычитания. Где нет операций сложения или вычитания, там нет и научного познания. Гоббс обращал внимание на всеобщность этих математических операций. Если арифметика, говорил он, учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия учит тем же операциям в отношении линий, фигур и т. п., логика занимается сложением и вычитанием слов, а законодатели складывают законы и факты, чтобы найти обязанности людей и определить, правильно или неправильно их поведение.

 «Всякое рассуждение как одна из способностей человеческого ума есть не что иное, как подсчитывание (т. е. складывание и вычитание) связей общих имен с целью отметить и обозначить наши мысли. Я говорю, отметить их, когда мы считаем про себя, и обозначить, когда мы доказываем или сообщаем наши подсчеты другим»

Гоббс не смог, да и не мог в условиях XVII века правильно обосновать единство чувственного и рационального моментов в познании человеком внешнего мира.

Философские взгляды Ф. Бэкона

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

• Фрэнсис Бэкон — считается родоначальником эмпирическо­го (опытного) направления в философии;

• Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государ­ства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественно­го договора»);

• Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил тра­дицию Т.Гоббса).

2. Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма — заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.

Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

4. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность.

Это:

  • • «путь паука»;
  • • «путь муравья»;
  • • «путь пчелы».

«Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.

Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский

• эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма).

Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

«Путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания.

Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «во­внутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание.

Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

  1. • призраки рода;
  2. • призраки пещеры;
  3. • призраки рынка;
  4. • призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры — врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания.

В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра — приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии.

Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

6. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки.

Основание классификации — свойства чело­веческого ума:

  • • память;
  • • воображение;
  • • рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

  • • Боге;
  • • природе;
  • • человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

  • • природу — непосредственно с помощью чувственного вос­приятия и опыта;
  • • Бога — через природу;
  • • себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф.Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени, английскую философию, философию по­следующих эпох:

  • • было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии;
  • • гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
  • • определена новая цель философии — помогать человеку до­биваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);
  • • предпринята первая попытка классифицировать науки;
  • • дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Особенности познания

Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать только научно-философским путем.

Виды познания по Гоббсу:

  • первичное – создается восприятием и памятью;
  • вторичное – основано на размышлениях.

В учении философа, речь – орудие мышления и средство общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может обозначить признаки предмета, определяющие его суть.

Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во все времена.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс создает определенное направление, которое впервые позволяло отграничить его от морали и религиозной нормы. Концепция этого английского философа содержала в себе переосмысление античного наследия в совокупности с достижениями естественных наук и прогрессом его времени.

Основное положение, от которого следует отталкиваться, — это отношение к естественному праву как к праву человека. Оно одно и заключается в самосохранении. Правда, из него можно вывести и иные фундаментальные права – на жизнь, свободу, собственность, стремление к получению удовольствия. Чтобы реализовать возможность самосохранения, человеку нужны средства. Какие именно? Это мы решаем самостоятельно, в связи с чем потенциально данное право можно считать правом на все. Однако если один наделен таким полномочием, то другой уже не имеет его, поскольку они несовместимы. Из этого можно сделать вывод, что естественное состояние человека – война всех против всех. Как уже сказано выше, выход из такой ситуации есть, и заключается он в создании такого политического образования, как государство.

Ссылки

  • Гоббс, Томас в библиотеке Максима Мошкова
  • Гоббс Т. «Левиафан» Библиотека ИФ РАН.
  • Б. Э. Быховский. Гоббс Томас // БСЭ

Подводя итоги

Томас Гоббс являлся одним из видных основоположников школы общественного контракта. В своем труде «Левиафан» он высказывался за создание государства, основанного на взаимном соглашении людей. Объект изучения философии, согласно учению Гоббса, представляет собой природу и личность, а источником такого знания выступает разум. Кроме того, мыслитель указывал, что все люди стремятся удовлетворить свои желания и потребности. Поэтому они считают добром лишь то, что приносит им наслаждение.

Гоббс также был материалистом. Он считал, что только то, что можно почувствовать или ощутить, — является реальным. Доказать существование Бога не получится, однако верить в него можно. Впрочем, по мнению философа, истинная религия – это та, которая основывается на вере в государство.

Роль религии в обществе

Философ выводит религию из сферы философского познания в область государственного законодательства. Предназначение религии – стать законом, которому должно подчиняться гражданское общество.

Существует истинная и неистинная религия. Неистинной религий Гоббс называл язычество. Оно было создано с политической целью – привлечь на сторону язычников как можно больше людей и утвердить их власть. Языческое правительство внушало людям страх перед служителями культа и ложные представления о правах. Истинная религия – христианство, основная концепция которого изложена в Библии и Ветхом завете. Христианство предлагает человечеству свод законов, который позволит создать общество, построенное на принципах безопасности и взаимовыгодны.

Бог – продукт человеческого мышления. Стремясь найти объяснения непонятным явлениям природы и поступкам, люди придумали высшие силы, которые управляют всеми процессами на Земле. Единственная причина возникновения религии – страх перед неизвестным.

Учение Гоббса о человеке

Гоббс называет ощущения отправной точкой познавательного процесса. Мышление – результат ощущений, мыслительный анализ невозможен без первичного впечатления, полученного с помощью органов чувств.

Ощущение вызывает внутреннее движение – представление. Оно равноценно памяти, но оказывает большее влияние, поскольку ощущения, возникающие в памяти, не такие яркие, их воздействие осталось в прошлом. Сновидения – это представления, возникающие во время сна. Во сне люди заново проживают те ощущения, которые накопили за день.

фото 732

Чувства и эмоции, согласно Гоббсу, представляют собой «движения сердца». Они могут вызывать положительные эмоции (любовь) и отрицательные (отвращение). Это один и тот же процесс, приводящий к разным результатам, зависящим от конкретной точки зрения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...