Телеология

Телеология по Герцену

Если в философских работах Герцена 1840-х гг. («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») развитие в природе понималось телеологически, так что возникновение сознания оказывалось целью этого развития, то в 1848—1869 гг. телеология решительно изгоняется Герценом и из природы, и из истории и подвергается резкой критике[1].

Телеология (Новиков, 1987)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teleos – цель, результат и logos – учение, закон) – идеалистическое учение о целесообразности и целенаправленности явлений природы, высшим основанием, целеполагающим началом и завершением которой является бог. Такую точку зрения высмеял Энгельс, писавший, что согласно телеологам «кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца» (т. 20, с. 350). Телеология явилась попыткой объяснения всеобщей взаимосвязи и закономерности явлений. Телеологическая концепция развивалась Аристотелем, Ф.

Телеология (Кириленко)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. tetos — цель, logos — слово, учение) — учение о целесообразности всего существующего, о целевой детерминации отдельных сфер бытия. Термин введен в XVIII в. немецким философом X. Вольфом. Т. обычно противопоставляется каузальности (учению о причинной обусловленности всего существующего). Традиционно к сторонникам Т. относят приверженцев идеалистического воззрения, однако телеологическая установка в скрытом виде постоянно присутствует в человеческом сознании, это тот «идол рода», который Фр. Бэкон считал неискоренимой слабостью человека. Т.

Литература

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

Разеев Д. Н. Телеология Иммануила Канта / Д. Н. Разеев. – СПб.: “Наука”, 2010. – 312 с. – “Слово о сущем”. ISBN 978-5-02-025440-4

Телеология (Грицанов)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos – завершение, цель; teleos – достигший цели и logos – учение) – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как “необходимую” для объяснения и “самую лучшую” (см.

Формы телеологии

Телеология проявляется в различных формах, но, как правило, принято выделять следующие формы телеологической теории:

  1. Ортогенез. Сущность этой телеологической концепции заключается в развитии природы по определённому пути, который обусловлен внутренними признаки самих эволюционирующих организмов. Основоположником этой концепции является Теодор Эймер, который считал, что направление эволюции задаётся взаимодействием внутренних свойств организма со внешней средой. В настоящее время особое значение придаётся именно признакам организма как материальным, так и идеальным.
  2. Телеология  как философское течениеНомогенез. Эта телеологическая концепция основывается на целесообразности изменений, которые отвергают роль случайных событий. Основатель концепции – Лев Семёнович Берг, который сформулировал главный закон эволюции: всем организмам присуща внутренняя сила, направленная на усложнение морфофизиологической организации. В результате этого закона, один и тот же признак может возникнуть в разных прогрессирующих линиях, что обусловливается изначальным происхождением некой группы организмов от единого предка. И также в рамках этой концепции естественный отбор рассматривается как некий консерватор изменений, который не даёт возможности определённой группе организмов выйти за пределы своего предопределения.
  3. Финализм. Эта концепция представляет собой учение о завершённой эволюции. Представители этой телеологической теории – Виганд и Ковалевский. Суть этого подхода заключается в том, что отдельный вид достигает свой совершенный вид, после чего его эволюция прекращается. Развитие вида происходит под влиянием некоторой причины, по истечении которой развитие вида прекращается.
  4. Преформизм. Представляет собой учение о предопределённости. В рамках этой теории эволюционный процесс рассматривается как пространственно-временное развёртывание уже существующих признаков вида. Идеи преформизма высказывали такие деятели философии, как Аристотель, Анаксагор и Гиппократ. Современным представителем телеологической концепции является немецкий философ Лейбниц. Среди учений немецкого деятеля философии, можно выделить два телеологических положения:
    • Наш мир – лучший из миров, поскольку он создан Высшим Разумом. Исходя из этих слов, можно прийти к выводу, что эволюция просто невозможна.
    • Существует некоторая модель, которую Лейбниц назвал лестницей существ. В этой модели каждая группа живых существ располагается линейно, по мере роста общего уровня организации внутри вида. Каждая такая группа находится на своей ступени и не может перейти на другую. Стоит отметить, что первым представителем философии, который сформулировал эту модель, является Аристотель, но вместе с этим, именно Лейбниц довёл эту модель до совершенного состояния.

См. также

  • Априори
  • Телеономия
  • Номогенез
  • Эсхатология

Телеология (Конт-Спонвиль)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (TELEOLOGIE). Изучение целесообразности (от древнегреческого telos — цель). Как показывает Кант, такое изучение может быть правомерным и полезным при условии, что понятие цели рассматривается как некий регулятор, что позволяет судить лишь о способности к вынесению обдуманных оценок. Иными словами, мы действуем так, как будто природа имеет какую-то цель, хотя прекрасно знаем, что доказать этого никогда не сможем («Критика способности суждения», II, 2, § 75 и § 76), и даже если полагаем, что это совсем не так. Телеология смыкается с теологией только субъективно, подчеркивает Кант.

Примечания

  1. [gzvon.pyramid.volia.ua/biblioteka/kafedra_filosofii/libph/gercen/02/prim.htm ПРИМЕЧАНИЯ]

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Телеология (Подопригора)

ТЕЛЕОЛОГИЯ [от греч. …, род. п. … — результат, завершение, цель и … — слово, учение] — 1) онтологическое учение о наличии в природе и обществе объективных, внечеловеческих целей, целевых зависимостей; 2) приемы познания, в которых используются категория цели и входящие в его смысловое поле понятия (методологическая телеология); 3) описание поведения, определяемого сознательными целями, структуры и движения этих целей; 4) общая философская теория цели и выражаемых ею отношений.

Космической телеологии этика

КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА — направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине 20 в. в США (Ф. Вудбридж, У. Н. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); содержит элементы этического натурализма и объективного идеализма. Согласно Космической телеологии этики, мораль может быть понята лишь с точки зрения эволюционного развития вселенной, в основе которого якобы лежит некая мировая цель. Каждая ступень такого развития заранее предустановлена и осуществляется посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств.

Отрывок, характеризующий Телеология

– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.

Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.

– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.

Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.

– В Наташу Ростову, да? – сказал он.

– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…

– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.

– Но она!

– Она любит вас.

– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.

– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.

– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.

– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.

– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…

– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.

– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.

– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.

Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.

Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.

Телеология (Фролов)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. teleos—цель, logos — учение) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Телеология выражается в идеалистической антропоморфизации (Антропоморфизм) природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис, предполагающий наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия бога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...