Сущность философии Шеллинга

Содержание

Основные сочинения Шеллинга:

  • «Идеи к философии природы» (1797)
  • «Система трансцендентального идеализма» (1800)
  • «Философия искусства» (1803)
  • «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809)
  • «Философия мифологии» (опубликовано посмертно)
  • «Философия откровения» (опубликовано посмертно)

Начало пути

Будущий блестящий представитель классической мысли Германии родился в 1774 году в семье пастора. Он закончил университет в Иене. Французская революция весьма обрадовала будущего философа, поскольку он видел в ней движение общественного прогресса и освобождения человека. Но, разумеется, интерес к современной политике не являлся главным в жизни, которую вел Шеллинг. Философия сделалась его ведущей страстью. Его заинтересовало противоречие в теории познания современной ему науки, а именно различия в теориях Канта, делавшего ударение на субъектности, и Ньютона, который видел основным в научном исследовании именно объект. Шеллинг начинает искать единство мира. Это стремление красной нитью проходит через все созданные им философские системы.

Шеллинг философия

Основные идеи философии Шеллинга

Учась в Тюбингенском университете, Шеллинг размышляет над вопросами о сущности мира и о законах его развития. 16-летний юноша штудирует Канта, а в 18 — знакомится с Фихте и изучает его философию. В это же время Шеллинг пишет статью о Спинозе. Пытаясь понять и критически переосмыслить учение этих великих философов, Шеллинг приходит к мысли о создании своей философии. Она должна стать синтезом всего лучшего, до чего дошли его предшественники.

19-летний Шеллинг отмечал в письме к Гегелю: «Для Спинозы мир (объект, противостоящий субъекту) — это все. Для меня — это Я. Мне кажется, что подлинное отличие критической философии от догматической состоит в том, что первая исходит из абсолютного (никаким объектом еще не обусловленного) Я, а последняя — из абсолютного объекта или не-Я. В своих конечных выводах эта философия ведет к системе Спинозы, а первая — к системе Канта» (1, с.25). Шеллинг на протяжении всей своей жизни будет реализрвывать идею совмещения и того и другого.

Как творческий синтез идей Канта и Спинозы возникает новый метод Шеллинга. Метод не в смысле методологии, метод, как способ объяснения причины и путей развития мира. В своих «Мюнхенских лекциях» 52-летний Шеллинг подчеркивает, что этот метод — именно его находка, и что, открытый еще в юности, этот метод стал «душой» всей его системы. «Упомянутый метод свойственен именно мне, – пишет Шеллинг, – причем настолько естественно, что я даже затрудняюсь гордиться им как своим открытием; однако именно поэтому я не могу и допустить, чтобы его у меня украли или чтобы другой похвалялся, будто ему принадлежит открытие этого метода» (2, с.470).

Любой метод в сильной мере зависит от задач, которые ставит перед собой исследователь, поэтому необходимо кратко осветить задачи, решить которые намеревался Шеллинг. Объяснение мира как закономерного развития — основная задача философа. Шеллинг строит свою систему так, чтобы «самый предмет определял свое продвижение в соответствии с внутренне присущим ему принципом; движущаяся в соответсятвии с внутренним законом мысль давала себе свое содержание» (2, с.490).

Необходимо объяснить к чему стремится все развитие мира и каковы движущие силы этого развития. При этом, Шеллинг старается, насколько это возможно, объяснить все естественным путем. Так молодой Шеллинг, создавая натурфилософию, пишет: «В этой науке невозможны никакие идеалистические способы объяснения… Любой идеалистический способ объяснения, перенесенный из своей специфической области в природу, вырождается в авантюрную бессмыслицу, примеры которой известны. Первое правило подлинного естествознания — объяснить все естественными силами — принимается нашей наукой в полном объеме и распространяется на ту область, перед которой доныне привыкла останавливаться естественнонаучная мысль» (1, с.48).

В ранней философии мыслителя Бог – «только результат, высшая и последняя, все завершающая идея — в полном соответствии с местом Бога и в прежней метафизике и с тем, которое отвел ему Кант». В системе, изложенной Шеллингом в «Мюнхенских лекциях» Бог проходит определенный процесс и «уж во всяком случае, для того, чтобы быть как Бог, подчинен становлению». Сам же философ считает, что это настолько противоречит принятым представлениям, что вряд ли может когда-либо рассчитывать на общее признание.

Развитие мира в философии Шеллинга можно было бы представить в виде ступенчатой пирамиды, хотя это представление достаточно условно. Оно лишь наглядно показывает, что каждая высшая ступень развития предполагает в качестве основания более низкие ступени. Сама по себе идея не нова. Однако заслуга Шеллинга в том, что он охватывает в процессе становления «все, что каким-либо образом может стать предметом познания». В развитии мира, по Шеллингу, есть начало и конец. В начале и в конце развития лежит «бесконечный субъект». В отличие от фихтевского субъекта, Я, в философии Шеллинга, – «бесконечный субъект, а именно: субъект вообще, поскольку он — единственно непосоедственно достоверное, но при этом бесконечный субъект, то есть такой, который никогда не может перестать быть субъектом, раствориться в объекте, стать просто объектом, как это случилось в системе Спинозы» (2, с.472).

Таким образом, для Шеллинга субъект — это не человеческое Я, а бесконечный субъект («субъект вообще»), то идеальное, которое присутствует и в природе, непример в качестве света, и у человека — в качестве мышления.

Продвижение к высшей ступени развития может происходить только благодаря движущей силе. В качестве динамического двигателя у Шеллинга выступает борьба двух противоположностей — субъекта и объекта. По мнению философа, «нигде, ни в одной сфере, нет только субъективного или только объективного, но всегда единство обоих». У субъективного всегда есть стремление познать, проникнуть в объективное. Однако, познавая, субъективное входит в объективное и лишает последнее самобытия. Шеллинг приводит пример: «То, что прежде, в предшествующтй момент, еще было самосущим, материя и свет, будут в последующий момент лишь общими атрибутами некоего высшего третьего, оба вместе будут подчинены еще более высокой потенции» (2, с.481). Итак, метод Шеллинга основан на предпосылке, согласно которой все то, что на предшествующей ступени было еще положено как субъективное, на последующей само становится объективным, примыкает к объекту, чтобы «в конечном итоге возник совершенный объект, а в конце был бы последний, единственно остановившийся субъект, который уже не может стать объективным (поскольку уже в наличии все формы») (2, с.480).

Своей системе Шеллинг дает название – «реалистический идеализм». В «Мюнхенских лекциях» Шеллинг пишет: «По существу трудно было дать наименование этой системе, так как в ней содержались в скрытом виде противоположности всех систем. В самом деле, ее нельзя было назвать ни материалистической, ни ни идеалистической. Ее м ожно было бы назвать реалистическим идеализмом, так как идеализм основан в ней на реализме и выводится из реализма» (2, с.479).

Читайте также

4. ЭВОЛЮЦИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА ОТ НАТУРФИЛОСОФИИ ДО ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯ

4. ЭВОЛЮЦИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА ОТ НАТУРФИЛОСОФИИ ДО ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯПринимая идею Фихте о взаимополагании субъекта и объекта, Шеллинг проявляет интерес в основном к объективному началу. Фихте интересуют дела человеческие, Шеллинга волнует проблема природы, переход ее от

4. Философия Шеллинга

4. Философия Шеллинга Натурфилософия. Философское развитие Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение их другими. Но, с другой стороны, для его философского

65. Философия Ф. Шеллинга

65. Философия Ф. ШеллингаФридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) развил идеи Фихте. В его учении преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного, деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, то есть тождестве

II. Философия Шеллинга

II. Философия ШеллингаОтветом на вопрос о взаимоотношении субъекта и объекта или, что в известном смысле есть одно и то же, о возможности природы вне нас, нас в природе и в нас природы, и было основное философское учение Шеллинга о тождестве, о тождестве субъекта и объекта,

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия наукиАналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

§ 4. Объективный идеализм Шеллинга

§ 4. Объективный идеализм ШеллингаФилософия природы — прогрессивная сторона философии Шеллинга. Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма — Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854). Он получил образование в духовной семинарии и, в Тюбингенском

10. Борьба Энгельса против иррационализма Шеллинга. Отношение к Гегелю, младогегельянцам и Фейербаху

10. Борьба Энгельса против иррационализма Шеллинга. Отношение к Гегелю, младогегельянцам и ФейербахуОсенью 1841 г. Ф. Энгельс переезжает в Берлин для отбывания воинской повинности. В течение года он, не ограничиваясь изучением артиллерийского дела, посещает лекции в

Начало идейного становления Энгельса. Статьи против Шеллинга

Начало идейного становления Энгельса.Статьи против ШеллингаВ эти же годы независимо от Маркса начинается идейно-политическое развитие Энгельса, формирование его революционно-демократических убеждений.Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в Вуппертале в семье

3. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга

3. Наукоучение Фихте и натурфилософия ШеллингаИоганн Готлиб Фихте (1762—1814) стал одним из самых известных последователей Канта, хотя сам Кант, поначалу одобрявший энергичного юношу, затем решительно отмежевался от его идей.Фихте родился в Рамменау, учился в университетах

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и обществоПоистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизньКиркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

§3. Метаморфозы востоковедной тенденции: от «философской этнологии» Шеллинга до «Так говорил Заратустра» Ницше

§3. Метаморфозы востоковедной тенденции: от «философской этнологии» Шеллинга до «Так говорил Заратустра» НицшеВ немецкой классической философии, к которой Хайдеггер очень часто обращается, прежде всего в контексте отношения к метафизике, востоковедные искания

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Рѣчь Шеллинга[22] . (1845).

Р?чь Шеллинга[22].(1845).Шеллингъ нын?шнюю зиму не читаетъ лекцій. Но въ Берлинской Академіи Наукъ, по случаю празднества въ день рожденія Фридриха Великаго (30 Генваря), прочелъ онъ р?чь: о значеніи Римскаго Януса. Сочиненіе это, какъ говорятъ журналы, скоро выйдетъ въ св?тъ, и

Первый этап философствования Шеллинга

Творческое мировосприятие мыслителя было весьма переменчивым, как и сам научный деятель. Восприимчивый, одаренный характер Йозефа оставил отпечаток на философствовании мудреца. Вильгельм изучил свод трудов коллег-предшественников (Платона, Бруно, Спинозы, Фихте, Канта), современников и о каждом сложил отдельное мнение, которое после получения новой порции информации преображалось. Дружелюбно встретив идеи Гегеля, Вильгельм, после расхождения во мнениях с мыслителем по некоторым вопросам, резко изменил отношение к Фридриху, вплоть до враждебности.

Из подобного типичного Шеллингу поведения, научную деятельность философа классифицируют на несколько периодов. Но для организационного удобства творчество немецкого мыслителя разделили на два этапа, до и после трактата «О зле».

Первый отрицательный философский период ученого характеризуется причислением философии к разумным наукам, которые постигаются в границах здравого смысла. Мнение Вильгельма постоянно меняется вплоть до противоположности. Присущий первому этапу философско-духовный абсолютный идеализм, стал основой натурфилософии мыслителя. Чуть позже абсолютный идеализм трансформируется в трансцендентальный. А еще позже превращается в реально-идеалистическое философское тождество. Познание бытия по Шеллингу распространяется на религию, философию, искусство, переходя из античности, Средневековья к Новому времени.

Первый период

Развитие и складывание системы Шеллинга принято делить на несколько этапов. Первый из них посвящен натурфилософии. Мировоззрение, которое господствовало у немецкого мыслителя в этот период, изложено им в книге «Идеи философии природы». Там он подытожил открытия современного ему природоведения. В том же труде он выступил с критикой Фихте. Природа вовсе не является материалом для реализации такого феномена, как «Я». Она представляет собой самостоятельное, не осознающее себя целое, и развивается по принципу телеологии. То есть она несет в себе зародыш этого «Я», которое «прорастает» из нее, как колос из зерна. В этот период философия Шеллинга стала включать в себя некоторые диалектические принципы. Между противоположностями («поляриями») есть некие ступени, а различия между ними могут быть сглажены. В качестве примера Шеллинг приводил виды растений и животных, которые могут быть отнесены и к той и к другой группе. Всякое движение происходит из противоречий, но в то же время оно является развитием мировой Души.

Философия шеллинга кратко

Основные положения философии искусства в «Системе трансцендентального идеализма»

Каким образом происходит порождение человеком произведения искусства? Каков механизм творческого акта? Эти вопросы подробно рассматриваются Шеллингом в Системе трансцендентального идеализма.

Существует природа (бессознательное) и существует свобода (сознательное). Законы природы раз и навсегда заданы, образуя гармонию мироздания. С помощью только сознания невозможно познание абсолютных истин или постижение гармонии бессознательной природы. Для этого необходимо особое состояние, а именно, когда наблюдается «тождество сознательного и бессознательного в Я и сознание этого тождества» (3, с.472).

Шеллинг задается вопросом: как же прийти к трансцендентальному объяснению такого созерцания, в котором бессознательная деятельность, как бы проникая в сознательную, достигает полного тождества с ней? «Прежде всего, – пишет Шеллинг, – сделаем предметом нашей рефлексии то, что деятельность должна быть сознательной. Однако сознательно создать что-либо объективное совершенно невозможно, между тем, здесь требуется именно это. Объективно лишь то, что возникает бессознательно, следовательно подлинно объективное в данном созерцании не может быть привнесено в него сознательно» (3, с.473).

Итак, для создания произведения искусства необходимо, чтобы субъект познания осознавал этот продукт единства природы и свободы, слияния сознательного и бессознательного, но «если Я осознет свой продукт, то две деятельности должны быть разъединены, ибо это необходимое условие сознательного продуцирования» (3, с.473). Как же разрешить это противроечие? Должна существовать точка, считает Шеллинг, где сознательное и бессознательное созерцание составляет единство. В этой точке «продуцирование не должно более представляться свободным». То есть, философ утверждает, что творение гения не является проявлением его свободы, ибо в состоянии порождения своего произведения он подчиняется законам абсолюта. Так Шеллинг пишет: «… интеллигенция не может приписать свободе то абсолютное соединение, которым завершается создание продукта, ибо вместе с завершением продукта устраняется всякое явление свободы; интеллигенция будет сама поражена и осчастливлена этим соединением, увидит в нем нечто вроде свободно дарованной милости высшей природы, позволившей ей сделать невозможное возможным» (3, с.474).

Шеллинг приходит к выводу, что есть абсолютное, в котором содержится общая основа предустановленной гармонии между сознательным и бессознательным. Рефлексивное постижение этого продукта синтеза природы и свободы возможно только избранными, наделенными этим даром от природы. «Постулированный нами продукт, – говорит Шеллинг, – не что иное, как продукт гениальности, или, поскольку гениальность возможна лишь в искусстве, произведение искусства» (3, с.475).

Действительно, бесчисленные отзывы о своем творчестве выдающихся композиторов, художников и поэтов свидетельствуют о том, что в акте творчества наблюдается некая несвободная связь с предустановленной гармонией. Достижение состояния слияния сознательного и бессознательного в творчестве принято называть катарсисом. Шеллинг называет это «чувством бесконечной гармонии», где снимаются все противоречия, где человек освобождается от страданий. Свобода непостижимым образом растворяется и как бы исчезает. Художник становится «подчиненным некой силе, обособляющей его от всех остальных людей и заставляющей его высказывать или изображать то, чего он и сам полностью не постигает, и смысл чего бесконечен по своей глубине» (3, с.476).

Естественным образом встает вопрос: можно ли научиться искусству, и каковы пропорции таланта и чисто технических навыков в произведении искусства? По мнению Шеллинга, для создания шедевров искусства необходимы и природная гениальность и мастерство, так как искусство является результатом двух различных деятельностей, а гений есть нечть возвышающееся над ними. «Если в одной из этих деятельностей, а именно в сознательной, следует видеть то, что принято называть искусством, но что в действительности является лишь частью его, тем, что совершается сознательно, обдуманно и рефлексивно, чему можно обучить и научиться, чего можно достичь с помощью традиций и упорной работы, то в бесслзнательном, также присутствующем в искусстве, следует видеть то, чему обучить невозможно, чего нельзя достигнуть трудом или каким-либо другим способом, что может быть только врожденным, свободным даром природы, и что мы одним словом называем поэзией в искусстве» (3, с.476-477).

Итак, подводя итоги, Шеллинг выделяет три основных особенности произведений искусства:

1.Основная особенность произведения искусства — бессознательная бесконечность (синтез природы и свободы). «Художник как бы инстинктивно привности в свое произведение помимо того, что выражено им с явным намерением, некую бесконечность, полностью раскрыть которую не способен ни один конечный рассудок» (3, с.478). В качестве примера Шеллинг приводит греческую мифологию, которая, по его мнению, «бесспорно содержит бесконечный по своей глубине смысл и символы всех идей», и которая возникла у определенного народа определенным образом, и «искать в этом преднамеренность совершенно невозможно».

2.«Художественное творчество всегда исходит из чувства бесконечного противоречия, следовательно, чувство, связанное с завершением художественного произведения, должно быть столь же бесконечным в своей умиротворенности, и это чувство должно перейти в произведение искусства» (3, с.478).

3.В произведении искусства бесконечное должно быть выражено в конечном. «Но бесконечное, выраженное в конечном, есть красота… там, где нет красоты, нет и произведения искусства» (3, с.479).

Отношение искусства к науке — специально рассматриваемый вопрос, который Шеллинг поднимает на страницах «Философии искусства» и в «Системе трансцендентального идеализма». По мнению философа, наука и искусство совершенно противоположны по своим тенденциям. Искусство неизмеримо выше науки. «Хотя наука в своей высшей функции ставит перед собой ту же задачу, что и искусство, для науки эта задача из-за способа ее решения остается бесконечной; это дает основание утверждать, что искусство служит праобразом науки, что оно достигло того, к чему наука только еще должна прийти» (3, с.481). Шеллинг считает, что в науке нет гениев. Задачи, которые доступны научным способам решения неизмеримо ниже задач, решаемых с помощью гениального прозрения. По мнению Шеллинга, гравитационная система Ньютона — это не гениальное открытие, а совершенно обычный результат научного исследования, но открытие ее Кеплером — гениально. Гениальность может встречаться и у деятелей науки, но тогда они решают свою задачу средствами искусства.

Как же отличить гениальное решение в науке от негениального? Вопрос этот не находит полного решения у Шеллинга. Философ выделил лишь два обязательных условия:

1.идея целого должна предшествовать возникновению частей;

2.смысл открытия не полностью ясен и самому ученому.

Но «и эти основания могут оказаться обманчивыми». Окончательный вывод Шеллинга таков: «Гений отличается от всего того, что не выходит за рамки таланта и умения, своей способностью разрешать противоречие, абсолютное и ничем иным не преодолимое (3, с.482).

Periodisation

Шеллинг на всех стадиях его мысли назвал к его помощи формы направленные наружу некоторой другой системы. Фихте, Спиноза, Джэйкоб Боехм и мистики, и наконец, крупные греческие мыслители с их неоплатоническими, Гностическими, и Схоластическими комментаторами, дает окраску особым работам. С собственной точки зрения Шеллинга его философия попала в три стадии. Они были:

  1. переход от метода Фихте до более объективной концепции природы т.е. ссуд Naturphilosophie
  2. определенная формулировка того, что неявно, как Шеллинг утверждает, была вовлечена в идею Naturphilosophie, то есть, мысль об идентичном, равнодушном, абсолютном нижнем слое и природы и духа, ссуд Identitätsphilosophie
  3. оппозиция отрицательной и положительной философии, оппозиция, которая является темой его Берлинских лекций, хотя его микробы могут быть прослежены до 1804.

Naturphilosophie

Функция Naturphilosophie Шеллинга должна показать идеал как возникновение из реального. Изменение, которое опыт вносит перед нами, приводит к концепции дуальности, полярной оппозиции, посредством которой природа выражается. Динамические серии стадий в природе – вопрос как равновесие фундаментальных экспансивных и сжимающихся сил; свет, с его зависимыми процессами (магнетизм, электричество и химическое действие); организм, с его составляющими фазами воспроизводства, раздражительности и чувствительности.

Натурфилософия Шеллинга

Учением о природе начинает Шеллинг свои самостоятельные шаги в философии. Разделяя идеи Фихте об активном деятельном Я, Шеллинг, однако, не был согласен с его взглядами на природу как на пассивное, «мертвое» начало.

Необходимо отметить, что при создании философии природы Шеллинг опирался на новейшие открытия в различных областях естествознания. В области физики и химии важными источниками его идей были открытия и теоретические работы Гальвани, Вольта, Эрстеда, Дэви, Ломоносова, Лавуазье; в области изучения органической природы — исследования Галлера, Броуна, Кильмейера.

Природа в философии Шеллинга одухотворяется, т.е. рассматривается как «интеллигенция», или «оцепеневший дух». «Так называемая мертвая природа — это всего лишь несозревшая разумность, и вот почему уже в этого рода явлениях, хоть и в неосознанном виде, имеются проблески того, что свойственно интеллигенции».

Далее, природа находится в состоянии беспрерывного развития и становления. В своем развитии природа проходит путь постепенного возрастания (в терминологии Шеллинга «потенцирования») духовного начала в ней. Развитие природы завершается появлением сознания, что понимается немецким философом как цель природы. «Высшую свою цель — стать самой себе объектом — природа достигает только посредством высшей и последней рефлексии, которая есть не что иное как человек, или — в более общей форме — то, что мы называем разумом».

По мнению Шеллинга, источником развития природы является ее «всеобщая двойственность» («полярность») — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие; через всю природу проходит противоположность материального и духовного, объекта и субъекта, бессознательного и сознательного. Прообразом этого принципа, по Шеллингу, являются плюсовые и минусовые заряды электричества, полярность полюсов магнита: они одновременно и связаны между собой и взаимно противоположны.

Наконец, природа, понимается как великий организм, в котором противоположности гармонично разрешаются в единство. В природе существует взаимосвязь между явлениями, в ней нет ничего «отдельного от другого, вне другого, все абсолютно едино и одно в другом». С этих позиций Шеллинг критикует механистические представления, распространенные в естествознании того времени.

Список литературы

1. Гулыга А.В. Шеллинг. – М.: Молодая гвардия, 1984.

2. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. – М.: ИПЛ,1991.

Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/

Репутация и влияние

Некоторые ученые характеризуют Шеллинга как разностороннего мыслителя, который, хотя блестящий, спрыгнул с одного предмета другому и недоставал, власть синтезирования должна была достигнуть полной философской системы. Другие бросают вызов понятию, что мысль Шеллинга отмечена глубокими разрывами, вместо этого утверждая, что его философия всегда сосредотачивалась на нескольких общих темах, особенно человеческой свободе, абсолюте, и отношениях между духом и природой. В отличие от Гегеля, Шеллинг не полагал, что абсолют мог быть известен в его истинном характере через один только рациональный запрос.

Мысль Шеллинга все еще изучена, хотя его репутация варьировалась в течение долгого времени. Его работа произвела впечатление на английского романтичного поэта и критика Сэмюэля Тейлора Кольриджа, который ввел его идеи в англоговорящую культуру, иногда без полного признания, как в Biographia Literaria. Важная работа Кольриджа была самостоятельно влиятельна, и именно он ввел в английское литературное понятие Шеллинга подсознательного. Система Шеллинга Необыкновенного Идеализма была замечена как предшественник Толкования сновидений Зигмунда Фрейда (1899).

К 1950-м Шеллинг был почти философом, о котором забывают, даже в Германии. В 1910-х и 1920-х философы неокантианства и neo-Hegelianism, как Вильгельм Виндельбанд или Ричард Кронер, были склонны описывать Шеллинга как эпизод, соединяющий Фихте и Гегеля. Его последний период имел тенденцию быть проигнорированным, и его основные положения природы и искусства в 1790-х и первое десятилетие 19-го века были главным центром. В этом контексте Куно Фишер характеризовал раннюю философию Шеллинга как «эстетический идеализм», сосредоточившись на аргументе, где он оценил искусство как «единственный документ и вечный орган философии» (das einzige wahre und ewige Organon zugleich und Dokument der Philosophie). От философов-социалистов как Дьердь Лукач он получил критику как анахроничную. Исключением был Мартин Хайдеггер, который рассматривал Шеллинга На Человеческой Свободе в его лекциях в 1936. Хайдеггер нашел там центральные темы Западной онтологии: проблемы того, чтобы быть, существования и свободы.

В 1950-х ситуация начала изменяться. В 1954, столетие его смерти, международная конференция по вопросам Шеллинга была проведена. Несколько философов включая Карла Джасперов дали представления об уникальности и уместности его мысли, интерес, переходящий к его более поздней работе над тем, чтобы быть и существованию, или, более точно, происхождению существования. Шеллинг был предметом диссертации 1954 года Юргена Хабермаса. В 1955 Джасперы издали книгу, названную Шеллинг, представляя его как предшественника экзистенциалистов. Вальтер Шульц, один из организаторов конференции 1954 года, издал книгу, утверждая, что Шеллинг сделал немецкий идеализм вместе со своей последней философией, особенно с его Берлинскими лекциями в 1840-х. Шульц представил Шеллинга как человека, который решил философские проблемы, которые Гегель имел в запасе неполный, в отличие от современной идеи, что Шеллинг был превзойден Гегелем намного ранее. Богослов Пол Тиллич написал «…, что я изучил от Шеллинга, стал детерминативом моего собственного философского и теологического развития». Морис Мерло-Понти уподобил свой собственный проект естественной онтологии Шеллингу в его 1957-58 Курсах о Природе.

В 1970-х природа имела снова интерес для философов относительно проблем охраны окружающей среды. Философия Шеллинга природы, особенно его намерение построить программу, которая касается и природы и интеллектуальной жизни в единственной системе и методе, и восстанавливает природу как центральную тему философии, была переоценена в современном контексте. Его влияние и отношение к немецкой художественной сцене, особенно к Романтичной литературе и изобразительному искусству, были интересом с конца 1960-х от Филиппа Отто Ранджа Герхарду Рихтеру и Йозефу Бойсу.

Относительно психологии Шеллинг, как полагали, ввел термин «бессознательное состояние». Slavoj Žižek написал две книги, пытающиеся объединять философию Шеллинга, главным образом его средние работы периода включая Weltalter, с работой Жака Лакана. Шеллинг мест Кена Вилбера как один из двух философов, кто «после Платона, оказал самое широкое влияние на Западный ум».

Второй период философии Шеллинга

Эту несомненно пантеистическую форму своей философии Шеллинг решительно отринул во втором своем периоде. Если первоначально она должна была составлять всю философию, то теперь была низведена до степени подчиненного члена общего организма науки. Ибо если Бог мыслится как конец и результат нашего мышления, а не как результат объективного процесса, то отсюда следует, что вся бывшая до сего времени рациональная философия, даже философия самого Шеллинга, находилась в недоразумении относительно себя самой, так как представляла себе весь процесс («Бог становится бытием») как реальный, тогда как он есть только идеальный. Результат чисто рациональной философии первого периода творчества Шеллинга, которую он сам именно поэтому назвал отрицательной, является исключительно делом мысли – не действительным Богом, а только мыслью о Боге. Действительный же мир возможно понять не из чистой мысли, а только из объективного процесса, из действительного Бога. Поэтому Шеллинг опять вернулся к высказанному Кантом взгляду, что из чистой мысли нельзя извлечь существования Бога. В то время, как отрицательная философия имеет Бога как принцип «в конце», положительная философия (для которой первая должна приготовить лишь средства) возводит его «в принцип» с самого начала. Бог является абсолютным началом, существование которого поэтому ничем не может быть доказано и которого ничто не могло бы принудить создать мир. Последний может быть только следствием свободного божественного акта и как таковой, не предметом рационального познания, а лишь познанием из опыта. Отсюда Шеллинг формулирует задачу позитивной философии: она «должна в свободном мышлении на почве письменных преданий вывести данное в опыте не как возможное, подобно отрицательной философии, а как действительное». Поэтому верность «источникам» откровения теперь предписана философии самим Шеллингом как руководящее начало, и ей поставлена задача данный из опыта мир вывести из Бога, как первоначала всякого опыта.

Но из всех фактов следующей за откровением истории, по-видимому, ни один не стоит в большем противоречии с существованием божественного творца мира, как существование в этом мире зла. Поворот в философии Шеллинга начался с его «Философских исследований о сущности человеческой свободы» (1809), толчком к которым, по его собственному признанию, послужило знакомство с сочинениями христианского мистика и теософа Якова Беме. Бог не может быть мыслим источником зла, так же, как и самое существование последнего не может быть мыслимо беспричинным, поэтому причина его находится исключительно в основе, независимой от Бога. Но так как нельзя мыслить ничего от него независимого, то эта основа кроется в темной «бездне», которая, хотя и мыслится в Боге, но не есть Бог. Шеллинг полагает, что это признание в Боге чего-то такого, что не есть Бог, переносит мысль от современного, вызванного библейским грехопадением состояния человечества к тому периоду времени до мысли и до истории, когда первоначальное совершенное творение «замкнутого внутри Бога» мира, благодаря возникновению первого человека Адама, получило свое окончательное завершение. В противоречии с этим созданным божественной волею миром стоит другой, вне Бога пребывающий мир, которого Бог не хотел, но возникновению которого не препятствовал; он возник вследствие грехопадения человека и образует единственно нам известный, так называемый, реальный мир, полный зла (Universum или perversum). Возвращение его к первоначальному единству с Богом начинается, согласно Шеллингу, в человеческом сознании сперва как совершающийся вне Бога теогонический процесс, который порождает представления о богах. Изложение этого процесса образует у Шеллинга содержание философии мифологии. Мир достигнет своего завершения и вместе с ним достигнута будет цель всего творения лишь после преодоления мифологического процесса, когда человек и мир возвратятся к Богу при помощи откровения, исшедшего из свободного божественного акта и отчасти ставшего в христианстве достоянием человечества; изложение этого последнего процесса, как философии откровения, составляет у Шеллинга увенчание всей системы, благодаря которой приобретается новая, философская, т. е. свободная и истинная религия, совершенно отличная от так называемой естественной религии.

Преодоление противоречия между субъектом и объектом

Но и все вышеизложенные позиции не удовлетворили мыслителя, и он продолжал развивать свои идеи. Следующий этап его научного творчества характеризует труд «Изложение моей системы философии». Уже говорилось о том, что паралеллизм, существующий в теории познания («субъект-объект»), был тем, против чего выступал Шеллинг. Философия искусства представлялась для него образцом для подражания. А существующая теория познания не соответствовала ему. Как обстоят дела в реальности? Целью искусства является не идеал, а тождество субъекта и объекта. Так должно быть и в философии. На этом основании он строит собственную идею единства.

Философия фихте и шеллинга

Шеллинг: философия тождества

В чем состоят проблемы современного мышления? В том, что преимущественно мы имеем дело с философией объекта. В ее системе координат, как указал еще Аристотель, «А = А». А вот в философии субъекта все обстоит иначе. Тут А может быть равно Б, и наоборот. Все зависит от того, каковы компоненты. Чтобы объединить все эти системы, нужно найти точку, где все это совпадает. Таким отправным пунктом философия Шеллинга видит Абсолютный Разум. Он является тождеством духа и природы. Он представляет собой некую точку индифферентности (в ней все полярности совпадают). Философия должна быть своего рода «органоном» – орудием Абсолютного Разума. Последний представляет собой Ничто, имеющее потенцию превратиться в Нечто, и, изливаясь и творя, дробится на Вселенную. Поэтому природа логична, имеет душу, и вообще, представляет собой окаменевшее мышление.

Послесловие

Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.

Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.

Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?

И попытка найти эти условия красной нитью тянется через все его 3 основных периода.

Попытка объединить дуалистичную природу мироздания в единую систему, доступную познанию.

Причём от возможности познания человеческим разумом, он отказывается довольно быстро, особенно хорошо это заметно в философии Откровения, в тезисе о первочеловеке.

Работы Шеллинга совершенно точно достойны внимания любого, кто увлекается немецкой классической философией. Его неординарные идеи довольно интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел доходчиво излагать свои мысли.

Философское значение трансцедентального идеализма

Шеллинг зашел в некий невидимый натурфилософский тупик, который не позволял мыслителю полностью осознать глубину истины познания. Поэтому натурфилософия Вильгельма приобрела трансцендентально-идеалистический характер, когда автор опубликовал научный труд «Система трансцендентального идеализма». Трансцендентализм, как направление, изучающее те философские аспекты, которые невозможно постигнуть с помощью опыта, дал Йозефу возможность оставить свободное пространство для недоказуемых гипотез.

фото 797

Идеализм по Шеллингу состоит из системно-иерархических категорий, которые разделяются на противоборствующие подкатегории, впоследствии снова образующие единое целое. Таким образом, выстроенная понятийная целостность приближается к практическому действию, руководимому волей человека. Воля проходит процесс самосовершенствования до тех пор, пока не достигнет максимального развития – стремления к совершению глубоко-нравственных поступков. Кратко говоря, свободная воля становится нравственно-практической.

Трансцендентальный идеализм философа отличается от основного направления тем, что от слов Вильгельм перешел к действию, то есть идеалистические категории сдвинулись с места, тем самым возвели концепцию Шеллинга до уровня системы эволюционирующего сознания.

Немецкий деятель развил принцип самосознания, выделенный Фихте, усовершенствовал, а позже его коллега Гегель доработал систему до эволюционного пика.

Традиции и новаторство в философии музыки Шеллинга

Музыка — это не изобретение человека, она есть отражение сущности природы. Такой взгляд на музыку был подготовлен всей историей культуры. Космологическое значение музыки признавалось античными и древневосточными философами. Весь Космос представлялся в виде определенным образом настроенного инструмента, и тем самым создавалась так называемая «гармония сфер» – учение, поддерживающееся в эстетике не одно тысячелетие. Ли Бу-вей писал о том, что «музыка зиждется на гармонии неба и земли, на соразмерности темного и светлого». Говоря о ее происхождении, он отмечал: «Истоки музыки лежат далеко. Она рождается из меры, и корни ее в великом Едином» (6, с.51).

Есть ли у человека способность чувствовать гармонию и ритм мироздания. Эти вопросы ставились философами с древнейших времен. Так, Аристотель размышлял: «У гармонии и ритмики существует, по-видимому, какое-то сродство их с душою, почему одни из философов и утверждают, что сама душа есть гармония, а другие говорят, что душа носит гармонию в себе» (5, с.192). Плотин говорил о том, что «существует прекрасное более высокого порядка, которое уже не дано видеть чувственному восприятию, но которое душа видит и схватывает без органов, оставив чувственное восприятие пребывать внизу» (5, с.200). Идея трех согласующихся музык — небесной, человеческой и инструментальной (вокальной) — звучит в высказываниях Пифагора, Боэция, представителей позднего средневековья. К 18 веку проблема механизма познания музыки все так же занимает философов. Однако ответ ускользает от материалистически настроенных умов. «Причину, котрая все объясняет, нельзя постичь», пришет Д. Дидро (9, с.388).

В музыковедческой литературе эта проблема становится одной из центральных. Достаточно смелую гипотезу выдвигает Рамо в своемсочинении «Основы гармонии, сведенные к ее естественным причинам» (1722). Рамо утверждал, что музыка — это язык естественный, к которому «мы имеем чувство прирожденное». В музыкознании широко известен спор Рамо и Руссо о первоначалах музыки, а именно: мелодия ли основывается на гармонии или «гармония происходит от мелодии в том смысле, что мелодия, которую производит каждый голос, становится гармонией благодаря их связи». Рамо считал, что «мелодия основывается на принципах гармонии, и что именно в гармонии нужно искать эффекты мелодии» (13, с.176).

Все основные идеи Шеллинга относительно музыкального творчества нашли отклик у самых различных музыкальных исследователей. Здесь можно встретить развитие идеи о бессознательности творческого процесса (Дж. Годвин, Т.В. Адорно, Р. Арнхейм, Л. Феррара и др.). Музыка при этом представляется как отражение идеальных сил Космоса. Так Рудольф Штайнер пишет: «Задача музыки — воплотить дух, который дан человеку. С повседневным физическим миром, предстающим нашим чувствам, музыке делать нечего. Ей также нечего делать с нашей мыслью. Конечно, мы можем начать думать о музыке в процессе слушания, но когда начинаем думать, перестаем слушать» (18, с.68).

Сократ говорил: «Музыкант — это тот, кто от чувственно воспринятых гармоний переходит к гармониям сверхчувственным, умопостигаемым и к их пропорциям. Если применить эту меру к Шеллингу, ясно, что мы имеем дело не только с философом, но и чутким музыкантом.

Влияние Шеллинга на развитие философской мысли

Во время жизни Шеллинга его философия оценивалась весьма различно. Сам он ставил свои произведения чрезвычайно высоко. Из тех, кто был под влиянием системы Шеллинга, можно назвать Гегеля, Краузе, Баадера, Окена и Кузена. К почитателям шеллингианских идей в естествознания принадлежат медики Рошлауб, Маркус, Эшенмайер и Бурдах. Среди юристов последователями философии Шеллинга были Фр. Ю. Шталь и исследователь римского права Пухта.

Читайте также статью Шеллингианство и гегельянство в России.

Шеллинг философия искусства

В последний период своего творчества Шеллинг стал исследовать феномен Абсолютного Ничто. Оно, по его мнению, изначально представляло собой единство духа и природы. Эта новая философия Шеллинга кратко может быть описана следующим образом. В Ничто должно быть два начала – Бог и бездна. Шеллинг называет ее взятым у Экхарта термином Ungrunt. Бездна обладает иррациональной волей, и она приводит к акту «выпадения», разделения начал, реализации Вселенной. Затем природа, развиваясь и высвобождая свои потенции, создает разум. Его апогеем является философское мышление и искусство. А они могут помочь человеку вновь вернуться к Богу.

См. также

  • История эстетики (pre-20th-century)
  • Вечная философия
  • Недвойственность

Литература:

1.Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1989.

2.Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1989.

3.Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 1, М., 1987.

4 Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1966.

5.Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. М., 1972.

6.Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969.

7.Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1984.

8.Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 1, М., 1987.

9.Дидро Д. Сочинения. В 2-х тт., т.1, М., 1986.

10.История эстетической мысли. В 6 тт., т.3, М., 1985.

11.Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980.

12.Лазорев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.

13.Маркус С. История музыкальной эстетики. В 2-х тт. М., 1959.1968.

14.Музыкальная эстетика Германии XIX века. Сост. А.В. Михайлов и В.П. Шестаков. В 2-х тт., т.1, М., 1981.

15.Семенова А.М. Некоторые аспекты эстетики Ф.В. Шеллинга // Вопросы теории и истории эстетики. МГУ, 1972, вып.2.

16.Семенова А.М. Эстетические идеи Ф.В. Шеллинга. Автореф. на с.у.с. к.филос.н., М., 1976.

17.Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.

18.Чередниченко Т.В. Эстетика музыкальная/ Музыкальная энциклопедия. В 6 тт., т.6, М., 1982.

Философия тождественности

Сформировавшиеся идеи автора привели к единственно-верному, по его мнению, решению – философии тождества. Шеллинг полагал, что превосходство мышления над бытием, приводит к замкнутости исследовательских выводов. Только сплоченность, равноправность, не раздробленность философских понятий могут привести к главной цели научного поиска. Принципом тождества выступает отсутствие разделения между идеальным объектом и реальным субъектом. Тождественное положение убирает необходимость поиска первоначального авторитета.

Но для практического использования принципа тождественности необходим правильный инструмент, который Шеллинг видит в искусстве. Только произведения искусства способны гармонично объединить практическое знание с теоритическим знанием, подчеркнуть общественную значимость, глубину, объективность познания.

Философствование о тождестве характеризуется использованием интуиции интеллекта, которая выступает объективно-субъективным единством. Это единство сводит безликое понятие «ничто» (ни природа, ни душа) к великому всемогущему «нечто», что отожествляет разумное безразличие к приоритетности.

Примечания

Приписывание

Значение философии Шеллинга

Значение философии Шеллинга состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от философии Фихте, природа получила значение самостоятельного объекта, которому свойственно диалектическое развитие, а человек понимался как вершина этого развития. Необходимым условием исследования природы Шеллинг считал отыскание в ней реальных динамических противоположностей и внутренних противоречий, которые являются источником ее развития.

В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввел принцип историцизма и понимание философии как возрастающего самосознания человечества. Шеллинг обосновал значение свободы и основанной на ней деятельности как важных факторов познания и существования действительности.

Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские взгляды мыслителей других стран, в том числе и на деятелей русской культуры XIX века.

Философствование откровения

Долгие годы, занимаясь поиском правды, Шеллинг, как прочие представители европейской философской мысли, концентрировался на изучении фактов – того, что уже дано, но по какой причине дано неизвестно. Ученый исследовал «мертвые сведения».

Однажды философ пришел к выводу о том, что найти ответы можно подойдя к противоположной стороне вопроса. То есть изучение «живого» источника информации, которым являлся разум, намного продуктивнее. Таким образом, мыслитель стал на путь позитивного мышления. Данная область была близка к медицинскому психоанализу, поэтому некоторыми последователями Вильгельма были медики.

фото 798

Неограниченные возможности человеческого мозга раскрыли в Шеллинге дар к философии откровения. Но философствование не ограничилось способностями интеллекта.

Пройдя долгий путь анализа психических состояний личности, Йозеф обратился к религиозному верованию. Будучи молодым философом, Вильгельм преклонялся перед персоной Бога. Став старше, немецкий мыслитель по-другому посмотрел на христианскую религию. Высшая степень познания человеческого разума устремляется к познанию Господа Бога. Но когда Шеллинг попытался по-философски объяснить божественный феномен, произошло замешательство мыслей. Мудрец размышлял: «если общепринято считать Всевышнего бесконечным во времени и пространстве, то, как он способен одухотвориться в конкретном смертном человеке Иисусе Христе?» Необъяснимость, нелогичность религиозных догматов привела к тому, что мыслитель начал критиковать Библию.

Философия Шеллинга кратко

Изложив, таким образом, периоды в развитии идей этого немецкого мыслителя, можно сделать следующие выводы. Шеллинг считал главным методом познания созерцание и фактически игнорировал рассудок. Он критиковал мышление, основанное на эмпиризме. Классическая немецкая философия Шеллинга полагала, что главным результатом опытного познания является закон. А соответствующее теоретическое мышление выводит принципы. Натурфилософия же выше эмпирического познания. Она существует до всякого теоретического мышления. Ее основным принципом является единство бытия и духа. Материя – не что иное, как результат действий Абсолютного разума. Поэтому природа находится в равновесии. Ее познание – это факт существования мира, и Шеллинг ставил вопрос о том, как ее постижение сделалось возможным.

Дополнительные материалы для чтения

  • Таз, Эндрю (1993) Шеллинг и современная европейская философия. Введение, Нью-Йорк: Routledge.
  • Грант, Иэн Гамильтон (2008) Основные положения Природы после Шеллинга, Нью-Йорк: Академический Блумзбери, ISBN 978-1847064325.
  • Зев Голан, (2007) Бог, Человек и Ницше, NY:iUniverse. (Вторая глава, перечисленная как «Диалог между Шеллингом, Luria и Maimonides», исследует общие черты между текстами Шеллинга и Кабалой; это также предлагает религиозную интерпретацию философии идентичности Шеллинга.)
  • Ксавье Тильетт, (1970) Schelling une philosophie en devenir, Два Объема, Париж: Vrin. (Энциклопедический исторический счет развития работы Шеллинга: более сильный на общей выставке и на богословии, чем на философских аргументах Шеллинга).
  • Ксавье Тильетт, Шеллинг, Biographie, Calmann-Lévy, колледж «La соперничают des философы», 1999.
  • Wirth, Джейсон М., (2005) Шеллинг теперь. Современные чтения, Блумингтон, Индиана: издательство Индианского университета.
  • Slavoj Žižek, (1996) неделимый остаток: эссе по Шеллингу и связанным вопросам, Лондону: оборотная сторона.

Внешние ссылки

  • Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, 1 807
  • Уотсон, Джон, 1847–1939, 1 882
  • Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг статья Десятью кубометров Saitya Brata в интернет-Энциклопедии Философии 2 011
  • Связи с текстами
  • Биография Шеллинга в NNDB
  • История философии: 18-й и немецкая Философия 19-го века, Фредериком Чарльзом Коплестоном, Континуум Международная Издательская группа, 2003 p. 94ff
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...