Сознание с точки зрения философии и науки

Содержание

Философские теории

фото 739

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Читайте также

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речьОб отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

Сознание

СознаниеСознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного

1. Историческое сознание и историчное сознание.

1. Историческое сознание и историчное сознание. – Историческим сознанием мы называем знание об истории. Но не как это знание о чем-то таком, что случилось, подобно тому как всегда и везде что-нибудь случается, но мы называем это знание историческим, только если оно

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание.

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. – Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознаниеОбщественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

Сознание

СознаниеСознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое,

СУТ и сознание

СУТ и сознаниеОбратимся снова к сознанию и подсознанию, чтобы попытаться выяснить их содержание в АИ. Определить сознание можно примерно так: сознание — это ориентировка интеллекта в пространстве, времени, отношениях, своем состоянии и состоянии окружающего мира.

Лекция пятая Сознание и мышление; «остаточное» сознание; от сознания опять к мысли; заключение

Лекция пятаяСознание и мышление; «остаточное» сознание;от сознания опять к мысли; заключениеЭту лекцию я не начинаю с вопроса «возможно ли сознание?» — ибо в смысле позиций Возникновения Мысли и континуума мысли, изложенных в предыдущей лекции, сознание всегда есть. Но

39. Сознание

39. СознаниеЧеловек развился из животных, и между ним и амебой не существует серьезного разрыва. Нечто очень близкое знанию и желанию, в отношении их влияния на поведение, существует среди животных, причем даже там, где нелегко поверить в наличие «сознания». Нечто

235. Новое религиозное сознание или просто сознание?

235. Новое религиозное сознание или просто сознание?Одно из главных лукавств нашей философствующей интеллигенции (как дореволюционной, так и современной) состоит в том, что она, не желая показаться одномерно материалистической и атеистической, вступает в

216. СОЗНАНИЕ

216. СОЗНАНИЕЯ сознаю свой грех, и прегрешение мое всегда предо мною.Библия — Псалмы, 51:5Можете есть лучше на десять процентов, но спать будете — на пять.Гершфилд — Послушайте меняБудь господином своей воли и рабом сознания своего.Лазеров — Идиш энциклопедияСознание,

7 СОЗНАНИЕ

7 СОЗНАНИЕСознание – не вещь, которую можно разложить на части и поделить между вещами. Это исключительное право, бескрайняя Субстанция Первого Лица Единственного Числа настоящего времени.* * *То, что я воспринимаю, зависит от множества вещей: состояния моих физических и

Сознание

СознаниеПерспективы переживаний НОР, психологии и традиционного шаманизма помогают физике находить ее основание. Чтобы лучше понимать физику, нам нужно лучше понимать переживания НОР в психологии и шаманизме. Давайте посмотрим, как различать повседневные феномены

Алайя-Видняна, сознание-вместилище, или остаточное сознание, — но что это за вещь?

Алайя-Видняна, сознание-вместилище, или остаточное сознание, — но что это за вещь?(0) Название этого семинара — не случайно. Ведь в самом деле, в алайя-виджняне — давайте так пока и обозначим этот «предмет» нашего (моего, во всяком случае) неуемного философского


История изучения сознания

Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон – первый, кто поднял вопрос, что является сознанием. Являясь немецким физиологом, он утверждал, что организм работает по физико-химическим законам, а вопрос, что лежит в основе сознания, навсегда останется загадкой.

В 1906 году испанский врач Рамон-и-Кахаль вместе с ученым Гольджи сделали открытие в области информационной теории сознания, получив за нее нобелевскую премию. По их общему мнению, информация хранится посредством модификации связей между клетками, из которых образуется ассоциация.

В 1973 году советским психологом А. Р. Лурия были сделаны выводы, которые основывались на том, что восприятие является процессом, требующим поиска нужной информации на основании готовых кодов. То есть, мозг преобразует в код все, что получает.

В 1980 году американским философом Джоном Серлом было выяснено, что сознание рождает мозг. Работа мозга основывается на синтаксисе и семантике, а сознание оперирует семантикой и является продуктом системной работы мозга.

Американским нейрофизиологом и психиатром Джулио Тонони были выделены качества сознания: информативность и цельность. Вся информация, которая поступает в мозг формирует единое целое, которое нельзя разделить на части. Он определяет сознание как отдельный мир, который пока не поддается изучению.

Все научные работы с конца XIX века имеют одну мысль – мозг превращает в код всю полученную информацию. И именно это делает сознание. Воспоминания, основанные на опыте, полученные знания, которые проецируются на реальность – то, что относится к сознанию человека.

Структура сознания

В истории философии есть несколько вариантов решения проблемы возникновения сознания: божественный, материалистический, идеалистический, космический, мутационный. Следует заметить, что какому бы варианту мы ни отдали предпочтение, однозначно определить природу сознания невозможно – «тайна сия за семью печатями есть». Нам остается принять сознание за данность и попытаться продвинуться к его сути.

Что же включает в себя оно с точки зрения философии? Первым элементом его являются ощущения – работа пяти всем известных органов чувств человека. Далее следует восприятие – способность нервной системы передавать сигналы от ощущений в головной мозг. Затем – представление. На этом этапе происходит формирование чувственного образа объекта и сравнение его с уже имеющимися образами. Все эти элементы наблюдаются и у высших животных; в биологии это психика. Но на этом и заканчивается наше сходство с животными, а собственно сознание только начинается. Речь идет о воображении.

Это уникальная способность человека создавать идеальные образы объектов и оперировать ими. Понятно, что имеется в виду мысль (ум, разум, рациональное). Именно это и является главной загадкой в проблеме сознания. Благодаря мысли человек может анализировать, познавать, сравнивать, действовать ассоциативно и интуитивно, а следовательно, целесообразно и целенаправленно.

Способность человека создавать идеальные образы (мыслить) обуславливает диалоговую природу сознания. Человек может рефлексировать, то есть смотреть на себя (разумеется, абстрактно) и свое обращение к объекту внимания со стороны. Сознание, таким образом, изначально предполагает внутреннее раздвоение, внутренний диалог, что и является сутью мыслительного процесса. Животные не обладают способностью рефлексировать – создавать идеальные образы, мыслить, а значит, не имеют сознания.

Но нельзя сводить его только к воображению. Дело в том, что человеческие ощущения, восприятие, представление, воображение – одна система, где все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие «апперцепция» (лат. Ad – к, perception – восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего жизненного опыта и уровня интеллекта. То есть то, как ощущает и воспринимает человек окружающее, зависит от того, как он мыслит. Другими словами, наши мысли источником информации имеют ощущения, а последние окрашены нашими мыслями.
Сознание не есть продукт отдельного (индивидуального) человека.

Диалогический характер сознания имеет социальную природу; вне социума человек и сознание невозможны. Человек рефлексирует, оценивая себя, только в сравнении с чем или с кем-либо. Целесообразная деятельность невозможна без общества.

Сознание в философии это...

Для функционирования сознания необходим язык. Язык здесь понимается как выражение сознания с помощью знаковых символов (буквы, цифры, графики и т. д.) и речевых сигналов (слово). Язык определяется сознанием, но и сам играет активную роль в отношении его.

Сознание

СОЗНАНИЕ — важнейшая  категория философии, обозначающая человеческую способность  идеального воспроизведения  действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной  (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в  прямой зависимости от решения  вопроса о взаимоотношении духа и  природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению, сознания в  самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период  античности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии (носителем высшего  сознания является Бог), в немецкой классической философии — во взглядах Гегеля. В  материалистической философии сознание  рассматривается как свойство  высокоорганизованной материи, как  субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность  материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как  отношение «Я» к «не-Я». Решение проблемы сознания предполагает и выяснение предпосылок его возникновения. Их можно  усматривать в свойстве отражения,  лежащего в фундаменте материи, свойстве, родственном сознанию. Непосредственной основой  сознания является трудовая  деятельность. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сознание прежде всего есть знание, которое составляет его сердцевину. Поэтому  правомерно определение сознания как субъективного образа  объективного мира. Это, далее, есть  способность человека, обладающего знанием, выделять себя из  окружающего мира и  противопоставлять себя ему как субъекта  объекту. Сознание — это и целеполагающая деятельность, то есть  предварительное мысленное  построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее  определенного результата. Содержание  сознания реализуется через  деятельность человека. Поэтому оно выступает в виде замысла и идеи. Идея — это не только знание, но и планирование того, что должно быть, это есть понятие,  ориентированное на практическую реализацию. Практическая реализация  замысла, цели, понятия предполагает наличие потребностей, а также  воли. Потребности и воля —  важнейшие компоненты сознания.  Взаимодействие с миром порождает у  человека как носителя сознания и  определенное к нему отношение. Это  выражается не только в мысленных оценках, но и эмоциях, чувствах. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память. Память, позволяющая сохранять опыт, перекидывает мостик между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым и  будущим. Поскольку предметом  сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель  сознания, постольку существенным моментом сознания является  самосознание. Самосознание — это осознание человеком своей  деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Развитой формой  самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой  через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта.  Существует и личностная рефлексия как проявление глубоких раздумий человека о смысле собственного  бытия, его нравственной  насыщенности. Самосознание способствует развитию субъекта, его  рационально-нравственному  совершенствованию. Сознание внутренне связано с бессознательным. Бессознательное часто (например во фрейдизме) резко противопоставляется  сознательному, ему отводится  решающая роль в жизни человека. Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета  сознательного. Бессознательное не  отгорожено непроходимой стеной от сознания. Его можно  рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее  находилось в сфере сознания,  переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное,  существующее в глубинах психики  человека, способно вновь  превращаться в формы сознания. СОКРАТ (469/470—399 гг. до н. э.) — древнегреческий  философ. Сам Сократ ничего не писал, а учил мудрости на площадях,  базарах, симпосьенах и других  публичных местах. Наиболее  развернуто его взгляды изложены у  Платона, его ученика, вследствие  чего бывает трудно отделить  сократовские мысли от платоновских. Главным предметом  философствования Сократа был человек,  основное отличие которого от всего мира — это душа. Сократ душу понимает интеллектуалистски, в первую очередь душа — это  разум, но также и нравственные нормы, следование  добродетелям. Поэтому, будучи сутью  человека, душа больше, чем тело, нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало  «Познай самого себя» — надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всем  арсеналом своих приемов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью, сверхзадачей заставить  человека взглянуть в себя. При этом  Сократ не навязывал готового знания собеседнику, а пытался вместе с ним построить его. Себя он уподоблял повивальной бабке,  присутствующей при рождении истины. Майевтика — это повивальное искусство. Ирония помогала собеседнику  увидеть, что его спесь, самомнение  основаны на кажущемся знании,  частичном, ложном. Другим девизом Сократа было: «Я знаю, что я ничего не знаю». Ирония расчищает душу. С помощью индукции, которую, по Аристотелю, Сократ начинает  применять первым, он строит понятие, нечто общее, что объединяет  изменчивые вещи в один род. Он искал  устойчивые нравственные нормы, на которые мог опереться человек для совершенствования своей души. Добродетель — это способ бытийствования, делающий человека тем, чем ему должно быть. Сократ в  области этики интеллектуалистичен: если человек знает, что есть благо, разве ему захочется плохого?  Порочность идет от незнания. Поэтому Сократ и ставит вопросы о благе, мужестве, мудрости,  справедливости. В вопросе о смерти или  бессмертии души Сократ  придерживается взглядов орфиков. Душа  бессмертна, тело — могила души,  умирает тело — начинает жить душа. Сократ был философом жизни в подлинном смысле: он жил и умер так, как учил.

Что значит сознание в психологии и философии

Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».

chto takoe soznanie i podsoznanie prostimi slovami (3)

В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития. Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».

Самосознание ориентировано, в основном, не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них. Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.

Бессознательное в сознании

В связи с сознанием говорят о бессознательном (иррациональном). В упрощенном виде бессознательное есть действия, совершаемые автоматически, рефлекторно, когда человек не сопровождает эти действия мыслительным усилием. Например, невменяемость имеет психическую природу, но не сознательную. В глубоком смысле бессознательное понимается как особая область человеческой психики, определяемая не животными, а именно человеческими инстинктами. Действительно, многое в поведении людей и даже целых групп трудно объяснить с точки зрения сознания. Мысль – логична, бессознательное – алогично.

Некоторые современные исследователи даже считают, что бессознательное – более глубокое духовное образование, нежели сознание; именно оно в основном определяет всю жизнь человека.
Формой сознания является самосознание. Это выделение человеком самого себя в ряду других людей и из окружающего мира. Наши далекие предки себя практически не осознавали: они все были «на одно лицо».

Развитие способности рефлексировать привело к тому, что отдельный человек обнаружил свою непохожесть с другими – начал осознавать себя. Суть у всех людей одна, но проявляется она у каждого по-своему. Это индивидуальное проявление и есть самосознание. Оно есть у каждого, но степени его различны и неповторимы. Это можно объяснить и физиологическими причинами (например, нарушения в работе головного мозга), и наследственностью. Но главное все же – в социальной природе человека, в его самооценке, способностях к самоанализу и изменению себя самим. Оба качества имеют диалоговую природу.

Осознать себя человек может только через других людей: оценивание себя на фоне других, сравнивание себя с другими. Качество этого процесса зависит от полноты и глубины общения. Многие люди малоэффективны в общении (здесь очень много причин и аспектов), поэтому мешают диалогу, лишая тем самым себя возможности заглянуть в себя глубже, узнать себя лучше. А значит, и их практическая деятельность недостаточно эффективна. Значит, самосознание – это способность каждого отдельного человека быть самим собой.

Формы

Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).

Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).

Дуализм

Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.

фото 740

Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции. Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает. А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.

Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней. Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл. Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).

Идеализм

Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.

Индуизм

В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).

Материализм

Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.

Функционализм

В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие). Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов. Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.

Двухаспектная теория

Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.

Феноменологическая теория

Феноменология пытается описать сущность опыта без каких-либо объяснений реальности его объекта. Это направление старается найти идеальные качества мышления человека и восприятия, не зависящие ни от каких индивидуальных особенностей, и объяснить прочие науки в виде основанных на мышлении. Интернациональность – основополагающая черта человека. Представители феноменологии – Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.

фото 741

Эмерджентная теория

По эмерджентной концепции сознание не может быть сведено к физическому состоянию мозга, хотя и есть качество некоего материального объекта. Это нередуцируемая субстанция, которая имеет уникальные характеристики, и реальный объект для изучения наукой. Среди сторонников выделяется Джон Серл.

Понятие сознания не употребляется в философии, если говорится о движении в мышлении без соотношения с мирозданием. Без опыта соотношения с миром, оно перестает быть самостоятельным и превращается в способность рефлексии по отношению к мысленному содержимому. В мышлении субъект движения – это само мышление, которое понимается, как некое общее пространство действий и, как субъект этих действий одновременно.

Связь сознания и мозга

Ученые объединились во мнении, что сознание относится к процессу работы мозга. Однако мозг в отдельности – не сознание. Эта теория доказывается тем, что при смерти сознание теряется, но мозг остается. Они уверены в том, что мозг необходим для создания модели внешнего мира. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет, потому что он в голове и является не простой картинкой, а в нем есть жизнь. Модели реальности мозга намного ярче и богаче, чем реальный мир.

Психологи и физики считают, что мир не имеет красок, звуков, цветов. Все они формируются через сознание. Реальность является субъективной и формируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Формирование субъективной реальности происходит с помощью нейронов. Вне зависимости от вида задачи, нейроны готовы ее выполнить. Они создают образы, с помощью которых формируется внутренний мир, называемый сознанием. Мозг можно сравнить с Вселенной, где горит множество звезд. Их в этом органе представляют нервные клетки. Нейроны являются базовыми элементами мозга и мысли. Их количество исчисляется миллиардами, и они принимают участие в миллиардах химических реакций. Таким образом сознание проявляется на биологическом уровне.

Любая мысль – это активизация большого количества нейронов. Во время мыслительных процессов связь между ними может усиливаться или становиться слабее. Важно понять, каким образом работают нейроны во время принятия решений, возникновения целей и намерений. Есть множество вопросов, которые продолжают оставаться загадкой, а это означает, что много нужно изучить. Когда сознание будет полностью изучено, вероятно, человеческий разум будет способен гораздо на большее. А пока важной задачей каждого мыслящего человека, обладающего ясным сознанием и стремлением быть успешным, остается развитие и совершенствование способностей мозга и интеллекта. Этому способствуют регулярные тренировки мозга с помощью тренажеров Викиум.

Сознание и подсознание – в чем разница?

Не смотря на то, что сознание и подсознание – добрые соседи, живущие в одной голове, найти им друг с другом общий язык и договориться бывает нелегко. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения. При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет ДО 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, курения) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать! Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознание – это как оперативная память компьютера. Она маленькая. В ней хранится только информация, актуальная «на сейчас» и ближайшее время. Все остальное находится в подсознании. Оно похоже на жесткий диск и его объем несравнимо больше. Там находится, в том числе, и информация, что нам (почему-то) нужно, например, есть много сладкого или нужно (зачем-то) курить. Что поделать? Так там записано.

chto takoe soznanie i podsoznanie prostimi slovami

Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю. Решение прочитать эту статью тоже принимало ваше сознание. А вот расшифровкой заученных в далеком детстве символов (букв и слов) оно себя не утруждало. Этим, незаметно, занималось подсознание.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно (по своей воле) в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Правда, многие просто даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждение (откроется в новой вкладке), верование, установку.

Силой своего сознания мы способны «вытаскивать» из недр подсознания вредную для нас информацию и заменять ее другой, более полезной. О том, как это делать, читайте ниже.

Сознание и познание

Человек – часть мира. Для того чтобы существовать в нем, он должен понять суть вещей и мира в целом. Проблемами этого процесса в философии занимается гносеология (теория познания). Процесс познания имеет своей целью и результатом знание. Знание нельзя отождествлять с информацией. Информацию человек получает постоянно и часто неосознанно – это сигналы внешнего мира; многое из этого потока человеку бывает не нужно. Знание же – результат целенаправленной мыслительной и практической деятельности людей. В гносеологии сформировалось обобщенное понятие знания – идеальный образ объективной реальности, получаемый в результате целенаправленной мыслительной деятельности. (Насколько этот образ соответствует и должен соответствовать реальности, будет рассмотрено в следующей теме)

Сознание в философии это...

Процесс формирования знания сложен и весьма противоречив. Знание, с учетом диалогичности сознания и объективности информации, не может быть получено. Оно формируется самим человеком. Можно дать информацию, но невозможно дать знание, поскольку информация сама по себе бесценностна и может не иметь жизненно важного значения для человека. Знание же – основа практической деятельности последнего.

В гносеологии принято выделять следующие составляющие процесса познания человеком мира и самого себя: предмет, объект, субъект.
Предметом познания является все то, что окружает человека. Сюда входит то, на что мы часто не обращаем совершенно никакого внимания – объективная реальность. Предмет познания, например звезда, которую мы не видим и ничего о ней не знаем; но она есть. Как только мы обратим на нее внимание в любом варианте: увидели, представили, вообразили – она становится объектом познания. Значит, объект – это то, на что направлено наше внимание сознательно.

Следует помнить, что и предмет, и объект познания независимы от человека. Однако как только мы имеем в виду объект, мы должны говорить о субъекте. Субъект – это человек, осознанно направивший свое внимание на объект. Как только человек обратился к предмету осознанно, последний становится объектом. Объект, как и предмет, объективен и от человека независим. Но предмет существует сам по себе, а объект – только в связи с человеком. Поэтому в гносеологии эту связь определяют как субъект-объектный дуализм (лат. Dualis – двойственный).

Итак, цель и результат гносеологического процесса – получение знания. Знание объективно по источнику: объект не зависит от человека, но субъективно по форме выражения: то, как и что я сужу об объекте, зависит от меня. Получается, что объект становится частью человека в его понимании – приобретает форму субъекта. С другой стороны, объект нужен человеку, и он становится формой объекта. Таким образом, субъект есть олицетворение объекта, а объект есть олицетворение субъекта. В этом и заключается субъект-объектный дуализм.

В процессе познания выделяют две стороны: чувственное и рациональное. Первое основано на работе органов чувств; с этого начинается познание – получение информации от объекта. Надо помнить, что чувства человека весьма несовершенны и часто ошибаются. Поэтому основным требованием к этой стороне познания является необходимость тщательной опытной проверки данных чувственного восприятия. Здесь главным является объяснение явлений.

Вторая сторона – рациональное. Здесь упор делается на способность человека представлять объект идеально (абстрактно). В этом случае совершается своеобразный отрыв от детальных конкретных характеристик объекта и он предстает в виде понятия (знания). Здесь же главным является понимание явлений как по сути, так и во всей полноте.

Безусловно, что обе стороны гносеологического процесса взаимосвязаны. Но нельзя представлять его однолинейным – от чувственного к рациональному. Да, без чувственных данных знание об объекте невозможно. Но способность человека абстрагироваться позволяет ему оперировать в буквальном смысле идеальными образами. Последние олицетворяют собой то, чего нет в реальной действительности; это символы ее.

Например, в природе нет абсолютно твердого тела, так как любому твердому найдется что-то более или менее твердое. Оперируя же понятием «абсолютно твердое», мы не имеем в виду никакой ему альтернативы. Но тем самым мы четче представляем себе, что такое «твердое». Более того, человек способен, абстрагируя, создавать чисто идеальные образы, отрываясь от чувственного восприятия. В этом случае познание далеко уходит от действительности и в определенном смысле творит ее.

Результат творения в гносеологическом аспекте не есть плод чистого любопытства; он в итоге все равно должен быть проверен практикой.

Память – уникальная способность человека к сохранению и воспроизведению того, что уже было. Животные тоже имеют память. Но у них она основана на инстинкте и приобретенном. «Запоминать» то, что не предусмотрено инстинктом или, например, дрессировкой, животное не будет. Человеческая же память основана на воображении. Чувственность здесь, безусловно, присутствует как толчок к формированию идеального образа. Но затем в дело вступают рациональная сторона сознания и оперирование идеальными образами. Мы помним подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года. А ведь у нас нет чувственного восприятия тех событий, есть лишь документы, которые нам оставили люди со своим восприятием. Однако в нашей памяти сохранилась, в сущности, адекватная картина того, что было в 1812 году.

Таким образом, память выполняет важнейшую гносеологическую функцию – передачу накопленного познавательного багажа от поколения к поколению, от человека к человеку.

Человеческое сознание (познание) имеет эйдетический характер (греческое eidos – образ). Человек способен долгое время сохранять в своей памяти образы предметов внешней действительности. Толчком к этому является восприятие этих предметов через органы чувств – чувственный образ. На этой основе создается идеальный образ, который уже не содержит в себе чувственного восприятия; это воображение. Таким образом, эйдетичность познания заключается в следующем: человек через органы чувств воспринимает окружающую действительность – запечатлевает предметы в виде чувственных образов (это сродни фотографированию).

Затем, абстрагируясь на основе способности рефлексировать, создает идеальные образы и оперирует ими. Так вот, последние становятся относительно самостоятельными, что и позволяет человеку совершать мыслительные операции, прямо не зависящие от внешнего мира. Чувственное восприятие дает толчок созданию идеальных образов, воображение – основа творчества в отношении внешних предметов.

С уважением, Андрей Пучков

Как работает подсознание?

Подсознание – словно огромный резервуар с информацией, находящийся в нашей голове. Он хранит всю нашу память, творческие возможности, убеждения, рефлексы и инстинкты. В нем записано все, что мы когда-либо видели, слышали, учили и делали. Так как большую часть этой информации мы уже давно никак не используем, нам кажется, что мы давно уже забыли.

Однако подсознание ничего не забывает, а все бережно хранит, сложив по полочкам. Оно практически полностью управляет нашей жизнью. Подсознание контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение и пищеварение. В нужный момент оно находит и использует любую хранящуюся в нем информацию. Правда, не всегда с пользой для нас.

Когда мы спим и видим сны – это подсознание выдает нам какую-то информацию. Известный психолог и психотерапевт Карл Юнг придавал снам очень большое значение. Он изучал и интерпретировал сны пациентов, которых ему приходилось лечить.

Юнг считал, что с помощью снов подсознание человека говорит о чем-то важном, хочет предостеречь или о чем-то предупредить. Карл Юнг также стал автором понятия «коллективного бессознательного».

chto takoe soznanie i podsoznanie prostimi slovami

Очень важно осознанно относиться к тому, что мы смотрим или слушаем в течение дня – какой информацией мы наполняем наш мозг. От этого во многом будет зависеть наше мироощущение, восприятие реальности и вся наша жизнь.

Например: у меня есть знакомая, которую в детстве сильно испугала и укусила кошка. Теперь этой женщине 33 года и она до сих пор испытывает неосознанный панический страх при виде кошек. Этот страх передается и ее детям, которые видят ее реакцию на животное.

Также формируются и другие страхи, фобии, привычки, убеждения и программы поведения. Часто для этого даже, бывает, не нужен личный пережитый опыт – достаточно ребенку услышать высказывания родителей или людей, представляющих для него авторитет.

Много лет назад у меня несколько раз были ситуации, когда мне доводилось возвращаться с корпоратива на машине, находясь в сильно подвыпившем состоянии. Ехать приходилось из незнакомого района города. Дорогу домой я не знал. Так как мое сознание, — сами понимаете, было измененным, а точнее – полностью отключенным (иначе я бы не сел за руль), работало только подсознание – «автопилот».

Оно «довозило» меня домой быстро и точно. Очнувшись утром, я обнаруживал свою машину аккуратно припаркованной в ряду плотно стоящих автомобилей. Так мое подсознание выручало меня, активировав записи моего пути на корпоратив.

Это НЕ пример того, как надо добираться домой после банкета. Это о том, как подсознание записывает всю информацию, поступающую в наш мозг.

Получается, что каждый человек живет так, как он хочет, или точнее – как хочет его 90% , то есть подсознание. Нужно только осознать это. Часто человек говорит: «Я хочу быть счастливым, здоровым и иметь семью и детей», а сам постоянно болеет, чувствует себя несчастным и живет один.

Не стоит винить судьбу, свое окружение, обстоятельства или что-то еще. Хотя, конечно, это легче и удобнее всего. И еще так безопаснее для тех, засевших в подсознании, убеждений, которые привели человека к такой жизни и его удерживают в ней.

Как же нам добраться до своего подсознания?

Мы регулярно видим и слышим некоторые сигналы своего подсознания во сне. Единственная сложность с правильной расшифровкой увиденного. К тому же, чаще всего, если нам что-то бывает нужно отыскать в архивах мозга, то что-то другое.

Поговорить со своим подсознанием и получить ответы на любые вопросы мы можем во время медитации. Медитировать можно, например, удобно расположившись в тихом месте, в помещении или на природе. Можно включить спокойную тихую музыку. Надо закрыть глаза и полностью отключиться от своих мыслей, прислушиваясь только к своему внутреннему голосу,  внутренним ощущениям.

Каких-либо строгих правил медитации нет, каждый сам может подобрать подходящий способ полного расслабления.

Некоторые люди способны, даже находясь в активном состоянии, слышать свой внутренний голос, свою интуицию. Однако, чаще всего, человеку бывает трудно в своей повседневной суете специально выделить время, найти подходящее для медитации место, настроиться и получить нужное расслабление. Тогда можно пойти к специалисту.

Существует много методик, позволяющих успешно работать с подсознанием. Это Тета-хилинг, Эриксоновский гипноз, НЛП (откроются в новой вкладке). Во время такой работы человек находится в медитативном (трансовом, гипнотическом) состоянии. Сознание в таком состоянии не активно, сигналы поступают только из подсознания.

Поработать с подсознанием можно у меня на сеансах

Коллективное бессознательное 

Как Вы думаете, Ваше подсознание полностью принадлежит только Вам? Оказывается, мы рождаемся уже сразу с некоторым набором психических установок и архетипов, являющихся структурной частью передающегося нам наследия — коллективного бессознательного.

Одним из первых это понятие использовал Швейцарский психолог Карл Юнг. Он считал, что весь эмоциональный опыт предыдущих поколений людей, живших на нашей планете в течение миллионов лет, накапливается и имеет способность передаваться по наследству. Своего рода генетическая память.

Коллективное бессознательное не зависит от индивидуальных особенностей психики каждого человека и является общей психической основой для всего человечества. Оно позволяет всем живущим на Земле людям иметь общие стереотипы (архетипы) эмоционального восприятия и поведения в определенных ситуациях.

К архетипам коллективного бессознательного относятся также образы отца и матери в человеческом восприятии, понятия внутреннего мужчины у женщины и внутренней женщины у мужчины.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели, что такое сознание и подсознание простыми словами. Надеюсь, статья была полезной для Вас и поможет понять истоки того, что происходит в Вашей жизни.

Делитесь статьей с друзьями, читайте другие статьи по этой теме у меня на сайте и, конечно, приходите на сеанс. Осознанности и счастья Вам!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...