СЕНСУАЛИЗМ

Понятие сенсуализма

Существует две теории сенсуализма:

  • идеалистическая;
  • материалистическая.

фото 1031

Источником знания в философии сенсуализма являются различные понятия. Для материалистов — это опыт, восприятие мира, его ощущение на физическом уровне. Для идеалистов — рассуждения, утверждения, идеи, которые часто не имеют никакого отношения к реальному миру — человек просто так считает и уверен в этом. Идеалистический подход также не имеет четкого ответа, почему одни люди получили такой опыт, а другие — другой. Утверждения, основанные на опыте, не могут быть основой правильного мышления.

Противоположностью сенсуализма является реализм. Эмпирическое направление допускает чувственное восприятие, но допускает вмешательство разума. Впервые данные методы разграничил Д. Бэкон, дав оценку каждому.

Понятие «рефлексия» произошло из сенсуализма. Оно заключается в возможности человека выделять определенные моменты из множественных чувственных событий, концентрироваться на них и анализировать, делая выводы. Выводы — работа разума, поэтому чувственное восприятие — это лишь часть возможностей человеческого организма, которую не желательно исключать, но нельзя превозносить, как главную.

Практики опираются на возможности человеческого мозга, находят структуры, которые отвечают за определенные функции, а также выявляют дефекты в поведении и мышлении, связанные с недостаточным развитием какой-либо области головного мозга. В зависимости от того, какая структура доминирует, так человек ведет себя в социуме. За эмоциональность и чувственность отвечает палеокортекс. В психологии его называют мозг млекопитающих.

Недостаток эмоционального восприятия или несдержанность — это нарушения физиологического характера или результат воспитания.

Читайте также

26. Сенсуализм Д. Локка

26. Сенсуализм Д. ЛоккаД. Локк (1632–1704) – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и

2. СЕНСУАЛИЗМ ЭПИКУРА

2. СЕНСУАЛИЗМ ЭПИКУРАЭпикур, последовательно проводя материалистические идеи и в области теории познания, считает объективный мир единственным источником всех человеческих знаний.Ленин, обосновывая теорию познания диалектического материализма, отмечал: «Для всякого

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМСЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus – чувство, ощущение) – философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии – гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы

Сенсуализм

СенсуализмПредпосылкой коллонтаевского эмпиризма как основного положения его научного метода — «способа разбора» является тезис о чувственном происхождении человеческого познания. Сенсуализм в качестве принципиальной идеи теории познания выдвинут им еще в 70-х

Глава 5. Сенсуализм и магия

Глава 5. Сенсуализм и магияВ 1607 г. в письме к Антонио Кверенго Кампанелла разъяснял свой метод познания, противопоставляя его старой традиции: «Я больше узнаю из строения муравья или травинки (не говоря уж о восхитительном устройстве мира), чем из всех книг, какие были

Сенсуализм (Sensualisme)

Сенсуализм (Sensualisme)Учение, согласно которому источником познания являются исключительно наши ощущения. Этот термин нередко употребляют в уничижительном смысле, что неправильно. Эпикуреизм, например, является разновидностью сенсуализма, когда утверждает, что три

Мнение Кондильяка

сенсуализм это

В своем труде “Трактат об ощущениях” Кондильяк заявляет, что одаренная обонянием статуя воспринимает исключительно субъективное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципиальную позицию в вопросе, касающемся отношения ощущений к качествам того или иного предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от высказывания определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким образом, не ведет нас к материализму. Наоборот, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что внешний мир можно познать).

Отрывок, характеризующий Сенсуализм

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.

– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.

«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.

Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.

– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.

– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…

– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.

Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.

– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…

Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.

Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.

«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.

«Нет, она совсем другая. Я не могу»!

Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.

– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.

Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.

Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.

– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!

– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.

– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!

– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!

– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.

Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.

Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.

«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».

Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.

«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.

Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.

– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?

– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.

В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.

Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.

– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?

– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.

Граф Илья Андреич опять сел на свое место.

– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.

– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.

Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.

Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

Основные положения

Познание мира через чувственный опытВрожденные идеи отрицаются. Иными словами, признается только производное значение разума, а не первичное. Знания сведены к ощущению – знания получают из ощущений, а ощущения из опыта.

Исходя из этого, окружающий мир является и источником знания, и аспектом. В этом и заключается одновременно сходство и различие двух направлений: сенсуализма и материализма, поскольку представители этих направлений по-разному понимаю окружающий мир.

Сенсуализм и субъективный идеализм

Сенсуализм родственен субъективному идеализму (к примеру, Фихте). Однако и между ними есть различие. Оно состоит в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Сущность сознания для субъективного идеализма заключается в синтетической деятельности человеческого разума. При этом ощущение является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма именно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из ощущения выводится мышление и т. д. Из этого отождествления мышления и ощущения можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Основные положения

Многие считают философию ненужной наукой только потому, что не видят связи с практической стороной жизни: как можно использовать философские учения с пользой для себя. В философии можно найти косвенный намек на проблему какой-то одной личности. Эти утверждения успешно используют прогрессивные психологи, чтобы понимать, как мыслит человек, на что он ориентируется, насколько однобоко воспринимает ситуацию и реагирует на нее.

Человеческий мозг не понимает разницы между эмоциями, как реакцией на случайное происшествие и эмоциями, вызванными искусственно в ответ на давние события. Следовательно, эмоции нельзя считать основным критерием оценки личности, так как необоснованные страхи вызывают различные психологические отклонения и даже заболевания, не дают человеку жить полноценной жизнью.

Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений:

  1. В разуме нет ничего — все начинается с ощущений и чувств. Накопленный с помощью ощущений эмоциональный потенциал впоследствии раскрывается в разуме.
  2. Врожденные чувственные навыки не признаются. Ум человека — чистый лист, на который, впоследствии, записывается опыт.
  3. Материальный мир — одновременно источник знания и его аспект.
  4. Разум выполняет промежуточную функцию между чувствами и идеями, выступая в роли классификатора и обоснователя.

Первый и последний пункты подвергались сомнению даже в рамках самого сенсуализма. Отдельные представители склонялись к различным теориям:

  • с помощью разума можно раскрыть чувственный потенциал;
  • с помощью интуиции можно совершить открытие, если быть уверенным в существовании чего-либо неизвестного науке.

Авторы теорий исходили из собственного опыта, не принимая во внимание опыт других людей, коллег.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) столкнулась с проблемами в познании мира и критериев истины. Происходит бурное развитие основных трех направлений философии рационализм, сенсуализм и эмпиризм. Эмпирический и сенсуалистический путь близки между собой в основных положениях и противопоставляются рационализму. Эмпиризм — метод, открытие которого принадлежит английскому философу Ф. Бэкону. В основе эмпирицизма лежит чувственный опыт, как мера познания и источник знаний.

Ф. Бэкон провел различия между методами сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом. Сенсуалисты – это «муравьи», довольствующиеся тем, что собрали. Рационалы – «пауки» плетут паутину рассуждений из самих себя. Эмпирики – «пчелы» добывают нектар из различных цветов, но располагают добытый материал по своему опыту и умению.

Основные отличия эмпиризма от сенсуализма по Ф. Бэкону:

  1. Эмпиризм признает важность чувств, но в тесном союзе с разумом.
  2. Разум способен извлечь истину из чувственного опыта.
  3. Пассивное созерцание природы в сенсуализме, заменяется на активное вмешательство с целью познать тайны.

Мнение Кондильяка о соотношении ощущений и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу большое внимание. Он подробно рассказал, как из ощущений появляются внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих самостоятельно, независимо от ощущения. Необходимость мысли в действительности – это ассоциация или привычка, из-за частого повторения ставшая неразрывной. В основе любого знания находится известное ощущение. Это означает, что знание является частным. Ничего реального обобщениям не соответствует. В то же время источник знания определяет и его границы, и его характер. Таким образом, этот источник – критерий истины. Поскольку ощущение зависит от идущих извне впечатлений (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а любой опыт – это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный характер следует приписывать и всему знанию в целом.

Сенсуализм в философии нового времени

материалистический сенсуализм

В философии нового времени распространению интересующего нас направления способствовал Локк (портрет его представлен выше). Несмотря на то что он считал себя эмпириком и отчасти учеником Декарта, его труд «Опыт о человеческом разумении», безусловно, способствовал развитию сенсуализма. Локк из двух источников нашего познания — рефлексии и ощущений — более подробно рассмотрел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это же можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Поэтому из размышлений Локка легко выводится сенсуалистическое учение.

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим последовательный сенсуализм нового времени. Несмотря на то что психологический метод этого мыслителя был несовершенным, а в его исследованиях не было экспериментального характера (они были построены на априорных, умозрительных предположениях), его работы имеют большое значение в истории психологии. Сенсуализм нового времени получил дальнейшее развитие в последующие годы. Новейшим временем называется период с 1918 года по сегодняшний день. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Исходя из определенных психологических фактов, Милль следующим образом определяет материю (предмет): это постоянная возможность ощущений. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него. С точки зрения этого мыслителя, предмет является совокупностью представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из различных категорий ощущений, в основном осязания. Следовательно, для того чтобы составить определенное понятие о предмете, не нужно для этого мыслить субстрата или носителя качеств. Такова гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Взаимосвязь с другими направлениями

  • Сенсуализм как форма субъективного идеализма.

Это утверждение противоположно тому, что в деятельности разума может присутствовать сущность духа (Фихте старший). Если говорить об эмпиризме, то с сенсуализмом у этого направления есть некая схожесть: одинаковый взгляд на значимость опыта в познании.

  • Стоицизм и эпикуреизм.

Еще в древности сенсуализм применялся в системах Эпикура и стоиков. Эпикур считал, что критерий истины заложен в ощущении – и его формирование происходит от образа, отделяющегося от предмета. Образ попадает в систему ощущений и воспринимается этой системой искусственно.

Стоики считают, что душа материальна, только в данном материализме используются элементы пантеизма. Благодаря этим элементам можно судить о душе. По их мнению, душа активна. Стоики соглашаются с эпикурейцами: ощущение – источник. При этом добавляют, что душа проявляет деятельность в ощущении.

Представители сенсуализма

Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен — французский ученый философ.

Этьенн Бонно де Кондильяк — французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные — обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия — это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений.

Джордж Беркли — представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк.

Девид Юм — представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители обратили особое внимание на психологический анализ различных фактов восприятия и ощущения. Они постарались определить, насколько ощущения значимы в познании и какую роль играют отдельные их категории. Особенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

представители сенсуализма

Психологический анализ этого направления, однако, имеет и свои недостатки. Он смотрит на подлежащие анализу факты с предвзятой точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вкладывает в ощущение то, что ему не свойственно. Это с торжеством извлекается затем из него. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. Они пытаются по элементарному ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Неправильные гносеологические выводы соответствуют неверному психологическому анализу. Интересующее нас направление ограничивает область знания, превратно объясняет его особенности (к примеру, это касается характера математического знания), предоставляет ложные критерии истины. Такова, вкратце, его критика.

Идеалистический сенсуализм

В противовес материалистическому сенсуализму Дж. Локка заявляет о себе идеалистический сенсуализм, приверженцами которого выступали философы Дж. Беркли и Д. Юм. Идеалистический сенсуализм это философия отрицающая зависимость ощущений от внешних объектов. Основные положения данного направления, сформированные Дж. Беркли и Д. Юмом:

  1. Человек не обладает чувственным восприятием материи;
  2. Отдельная вещь может быть воспринята посредством суммы отдельных ощущений.
  3. Душа – вместилище всех идей.
  4. Личность не может познать саму себя, но впечатления о себе могут дать представление.

что такое сенсуализм

Классификация

Определение относительной истины можно вывести из приведённых выше примеров, а от противного формулируется понятие абсолютной истины. В кратком виде их можно сформулировать так:

  • Относительная: приближенное к действительности зна­ние, соответствующее определённому уровню развития об­щества, который определяет способы получения этого знания; это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
  • Абсолютная: твердо установленное, исчерпывающее знание о мире и соответствующее происходящим в нем процессам.

При этом нужно понимать: эти два вида истины не существуют изолированно друг от друга, между ними постоянно происходит взаимодействие. Так, вера в псоглавцев из категории абсолютной истины окончательно перешла в сферу заблуждений и суеверий. В то же время учение о гелиоцентрической картине мире, бывшее истинным лишь для отдельных, не боявшихся высказывать противоречащую христианской системе мироздания, со временем стало абсолютной истиной.

Взаимосвязь относительной и абсолютной истины

Характерным примером взаимодействия двух концепций истинного является мифология, в частности, древнегреческая.
Если для жителя античного полиса истории о подвигах богов и героев были реальны, а персонажи мифов представлялись живущими относительно недавно людьми, то после крушения античного мира и повсеместного распространения христианства мифы стали ересью и попали под запрет.

В эпоху Возрождения интерес к культуре Древних Греции и Рима возродился, но тогдашние мыслители видели в мифах лишь своего рода назидательные истории, полностью отказывая им в рациональном зерне.

Идеи Ренессанса оказались восприняты мыслителями последующих эпох с твёрдым убеждением в искусственности греческой мифологии. И лишь с раскопками Шлимана в предполагаемом месте нахождения легендарной Трои стало понятно, что миф в какой-то степени отражает реально происходившие процессы и события. Таким образом, на примере античной мифологии можно проследить, как истина, будучи сначала абсолютной, через этап полного отрицания становится относительной. Это лишь один из примеров взаимодействия абсолютного и относительного в эпистемологии.

Объективная истина

Однако за пределами этих двух категорий остаются факты вроде того, что огонь горячий, вода жидкая, а дерево зелёное. Набор таких сведений о мире составляет содержание третьего вида истины: объективной. Вновь исходя из приведённых примеров, можно сформулировать её определение:

  • Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Зачастую один предмет или событие можно трактовать со всех трёх позиций. Например, о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи можно сказать: эта картина существует (объективная истина), натурщицей для неё стала Лиза Герардини (доказательства этому были получены только в 2005 году, но нельзя отрицать отсутствие сведений, способных опровергнуть подобное заключение, поэтому все представления о модели для картины относительны). И, наконец, это полотно является выдающимся достижением итальянского Возрождения (абсолютная истина).
При этом очевидно, что Джоконда, как и любое другое произведение мировой художественной культуры, воспринимается реципиентом по-разному, в зависимости от его эстетических критериев. Если для кого-то однозначным шедевром является «Герника» Пикассо, то для другого человека важнее грязный снег на полотне Саврасова «Грачи прилетели». Категория относительности истины тем самым множится благодаря индивидуальному сознанию разных людей.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

В 20 веке учение о сенсуализме продолжилось в виде учения эмпириокритицизма. Представитель и автор теории — Рихард Авенариус. Вторая волна позитивизма, как еще называют это течение, выбрала своим предметом исследования научное мышление. Главный вопрос — как образуются знания.

фото

Важным предметом стала история науки и возможные ошибки на пути сделанных выводов. Основным врагом своей теории последователи и приверженцы считали метафизику. Пик исследований выпал на начало 20 годов 20 столетия, они были непродолжительными. В России постулаты одно время занимали лидирующие позиции, но были неверно истолкованы, а потому некорректно представлены обществу.

Эрнст Мах — австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства — мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом. Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм. В России учение Маха было встречено холодно, потому что вожди усмотрели в нем попытку взломать установки партии и процветающий идеализм.

Сенсуализм — плюсы и минусы

Научная психология всегда опиралась на философские концепции, черпая из них многовековой опыт познания души. Сенсуализм оказал с влияние на становление экспериментальной и ассоциативной психологии. Анализом спектра чувств и ощущений в произведении «Трактате об ощущениях», Э. Кондильяк внес весомый вклад в науку, по достоинству оцененный психологами. В дальнейшем, психология признала ограниченность сенсуализма в процессах познания. Недостатки сенсуализма выявленные в ходе экспериментов:

  1. Мыслительный акт не равнозначен ассоциации ощущений.
  2. Человеческое сознание гораздо сложнее, чем набор чувственных впечатлений.
  3. Содержание интеллекта не сводится только к чувственным образам и ощущениям.
  4. Поведенческая мотивация и роль действий в построении впечатлений не могут быть объяснены с помощью сенсуализма.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Сенсуализм в новейшее время

В новейшее время Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, свойственного Кондильяку, к материализму. Это объясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции существенно усилились в различных областях знания.

сенсуализм и рационализм в философии

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было разработано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители полагали, что ощущения, лежащие в основе чувства, настроения и проявлений нашей воли – форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...