Самосознание — что это такое, как его развивать, социальное самосознание, его функции

Содержание

Понятие в психологии и философии

Один и тот же термин может рассматриваться с разных сторон. В психологии самосознание считается базовым понятием. Под ним понимают сложный психический процесс, который отражает внутренний мир человека. Именно через него индивид осознает свои чувства, природные данные и поведение.

Самосознание это в психологии воплощение высших психических функций головного мозга. С его помощью человек приобретает знания и опыт, определяет свое место в жизни и анализирует окружающий мир. Развитие происходит постепенно и с момента рождения ребенка.

Есть и другая точка зрения. Самосознание это в философии одно из центральных понятий. Под ним понимают способность человека осознавать самого себя, свое Я, выводить самооценку. Декарт считал, что под этим термином скрывается особая достоверная система познания.

И. Кант выделял эмпирическое и трансцендентальное самосознание. Под первым он понимал внутренний опыт человека, под вторым – все, что выходит за пределы личности индивида.

Дж. Гибсон полагал, что самосознание позволяет определять свое место в пространстве, т.е. человек воспринимает свои движения, речь и может ориентироваться в окружающем мире.

Определение самосознания в психологии, философии и обществознании

Под самосознанием в психологии ученые подразумевают психологический феномен, способствующий сознанию человеком себя в роли субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность. Благодаря этому процессу, представления индивида о себе формируются в «образ-Я» – осознаваемую и рефлексивную, более фиксированную, часть личности.

В философских трудах под самосознанием человека понимают сознание самого себя либо же рефлексию сознания. Понятие употребляют как для обозначения акта рефлексии, так и для наименования результатов процесса. Воспринимают как одно из условий сохранения сознания во времени.

В обществознании индивидуальное самосознание личности может иметь несколько значений:

  1. Сознание индивидом своей деятельности, ощущений, чувств, мыслей и мотивов. Понимание собственных интересов и положения в обществе.
  2. Сознание индивидом себя как личности, которая обладает возможностью принимать решение и нести за них соответствующую ответственность.

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Функции самосознания

Основные функции самосознания : регулятивная, усовершенствование себя, экзистенциальная, интегративная, защитная.

Регулятивная функция. Самосознание формирует у человека определённый взгляд на мир, на поступки. Функция поддерживает хорошие взаимоотношения личности и окружающего мира.

Функция самосовершенствования. У каждого в голове сформирован образ идеального «Я». Желание стать лучше побуждает к качественным изменениям. Мотивационный смысл самосознания направляет к самореализации.

Экзистенциальная функция заставляет людей искать смысл жизни, который формирует дальнейший путь развития личности. Зная цель, субъект составляет чёткий план по самореализации, позволяющий многого добиться.

Интегративная функция выстраивает внутренний мир. Самосознание формирует мнение индивидуума о себе, об окружающем мире. Данная функция помогает соотнести возможности личности с мировыми потребностями.

Защитная функция. Когда человек находит комфортный склад мышления, самосознание стремится сохранить, поддержать его.

Вышеперечисленные функции самосознания взаимосвязаны. Они способны проявляться отдельно и в симбиозе.

Суть

Самосознание — сложный психический процесс, через который человек относится к своему телу, поступкам, оценивает личные чувства, переживания, интересы. Через него личность осознает место в социуме. Самосознание — результат человеческого развития.

Развитие самосознание происходит в несколько этапов:

  1. До года. Малыш учится отделять себя от окружающего мира и людей. Познание происходит через игры.
  2. От 1 до 3 лет. Ребенок пытается выполнять разные действия по времени.
  3. От 3 до 7 лет. Малыш учится говорить о себе в третьем лице, пытается показать свою независимость.
  4. От 7 до 12 лет. Ребенок пытается адаптироваться в социуме. Этому способствует обучение в школе.
  5. От 12 до 14. Дети интересуются собственной личностью. Ребенок пытается сравнивать себя со взрослыми.
  6. От 14 до 18 лет. Подростки пытаются «найти себя», повлиять на самосознание.

В процессе взросления ребенок усваивает:

  • ценности и нормы семьи;
  • собственный образ как источник индивидуальных качеств, способностей;
  • отношение родителей, выраженное эмоциональными и когнитивными оценками;
  • Фото 2133самооценку родителей и других близких родственников;
  • методы регуляции поведения ребенка со стороны взрослых.

Эволюция самосознания и развитие личности

Самосознание, или вычленение себя из внешнего мира, не дается человеческому индивиду изначально. Возникает оно в ходе развития сознания, приобретения им автономности и самоценности.

Можно выделить следующие ступени этого эволюционного процесса:

  • Овладение телом и речью (до 1 года)

Обучаясь совершать осознанные действия – брать, бросать, отдавать, перемещаться в пространстве, произносить слова, – малыш приобретает способность влиять на поведение окружающих.

  • Расширение сферы влияния (до 3 лет)

Настойчивые попытки производить действия без посторонней помощи, координировать их во времени говорят о зарождении мотивации. Едва овладев навыками самообслуживания, ребенок начинает активно защищать собственную автономность, обособляясь от своих попечителей. Впервые в его сознании выделяется такое понятие, как «Я».

  • Борьба за независимость (до 7 лет)

«Я сам!» – это девиз жизнедеятельности дошкольника, маркер границ его суверенной личности. Это пора конфликтов со взрослыми, когда маленький человек борется за право на осуществление собственных интересов и желаний.

  • Постижение себя в общении (до 12 лет)

Интенсивная коммуникация со сверстниками сначала в детском саду, а потом в школе производит значительный прорыв в формировании самосознания личности. В процессе дифференциации своего «Я» от других зарождается самооценка как один из ключевых векторов самопознания.

  • Выработка критического мышления (до 14 лет)

Углубление интереса к себе, формирование собственной системы воззрений обнаруживаются в обострении противопоставления себя окружающим, переосмыслении внушенных ранее мнений и ценностей. Постигая свой характер и оценивая свои возможности, юноша стремится к выработке собственных установок и задач.

  • Осознание личностного багажа (до 20 лет)

Что такое самосознание?

В психологии термином «самосознание» называют восприятие человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе.

При этом сознание является одновременно и объектом для познания, и познающим субъектом. Человек наблюдает за собой, оценивает нравственность собственных поступков и корректирует собственные представления о нравственности и морали. Под влиянием самосознания он осознаёт себя как личность – самостоятельную, но в то же время неотделимую единицу социума.

Точка зрения Юнга

Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.

На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.

самосознание личности в психологии кратко

История изучения

Самосознание начало изучаться еще несколько сотен лет назад, но активных работ в этой области не проводилось до начала XX века. Период между 20–30 годами был назван «подростковым бумом», при котором психологи активизировали деятельность в разных направлениях. Основные работы по изучению сознания, самосознания появились в периоде между 30–40 годами XX века. Большой вклад в изучение этих областей внесли и зарубежные психологи, и отечественные ученые.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Развитие самосознания

В. М. Бехтеров считал, что самое простое самосознание присутствует у ребенка даже в маленьком возрасте. В пользу этой теории ученый приводил в пример отчетливое представление младенцев о предметах.

Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн предполагали, что самосознание – это первая краткая стадия на пути движения и изменения сознания.

Возникает вследствие целого ряда факторов:

  • совершенствование речевого аппарата и изучение языка;
  • улучшение управления произвольными движениями;
  • рост самостоятельности;
  • изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Развитие сознательности связывают с происходящими событиями в первое время после рождения ребенка. В этот период происходит распределение внутренних и внешних ощущений, что приводит к субъективному отделению младенца от матери. Заканчивается этап в пределах младенческого возраста. Осознание самостоятельности выражено повышенной подвижностью и самовыражением при помощи речи, которая окончательно формируется к 2-3 году жизни ребенка.

Виды и формы

Основой самосознания является внутренняя чувствительность – синестезия. Она реализуется в виде чувства свободы, уверенности и самочувствия. Психологии выделяют несколько видов самосознания.

При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При помрачении сознания индивид начинает терять интерес к миру, становится равнодушным и не реагирует на вопросы. Он неторопливо все делает, у него замедлены все реакции.

Важно! Помрачение может быть признаком опасных для жизни состояний.

Существует еще такой вид самосознания, как ступор. Для него характерны оцепенение, сонливость, очень плохая ориентация в пространстве. В таком состоянии речь неразборчивая, движения человека становятся замедленными.

В коме индивид себя не осознает, не реагирует на раздражители и находится в апатичном состоянии. Даже если он очнется, ему придется проходить длительный курс реабилитации.

Самосознание предполагает не только индивидуальность. Оно бывает нескольких форм. Общественное – означает духовную жизнь социума. В нее входят традиции, обычаи, нравы. Под обыденным – понимают повседневную жизнь и решение типичных ситуаций: как обустроить быт, разделение обязанностей и т.п.

Самосознание включает в себя массовость. Через эту форму рассматривают жизнь определенных социальных групп: общественных и политических. Особенно интересно влияние мнений лидеров, СМИ на отдельно взятых людей.

Также выделяют три типа самосознания. Общественный – позволяет индивиду понять, как вести себя в коллективе, исторический – позволяет учитывать опыт предыдущих поколений, политический – дает возможность отслеживать изменения в мире.

Самооценка в психологии

На самооценке человека базируется практически вся его жизнь. Ни одна другая тема в науке психологии не является столь важной и основополагающей. Самощенка вытекает из самосознания.

Самооценка — это оценка самого себя. Соответственно всё зависит от того, как человек САМ СЕБЯ воспринимает, как он себя успел познать.

Когда у человека низкая самооценка, он не может адекватно оценить себя и свои способности. Как только ему сделают замечание насчет внешности или проделанной работы, он мгновенно примет это на свой счет, как отрицательную оценку.

Всё дело в неспособности человека здраво оценить себя самого. В независимости от возраста, он привык полагаться на чужое мнение. Он с детства спрашивает: правильно ли я поступил? Красиво ли смотрится моя прическа? Так я сказал или не так?

А если он выполнил работу, то ему непременно понадобится кто-то «вышестоящий», чтобы наверняка точно подтвердить что всё нормально.

Ему всегда требуется подтверждение правильности своего поступка.

Причина такого поведения — недоверие к себе. Отсутствие личного опыта, внутренней базы, основы. Такая внутренняя основа формируется в человеке, когда у него появляется опыт удач. Когда он доверил себе, и у него всё получилось. Когда человек прислушался к своему голосу, к своему собственному мнению, и сделка удалась! Когда он стал доволен своей прической в зеркале, то и коллеги почему-то это заметили и сделали комплимент!

Другая точка зрения

Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:

  1. Человек способен осознавать мотивы — близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это «Я действующее».
  2. Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это «Я реальное» и «Я идеальное».
  3. Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
  4. Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.

Структура

Доктор философских и кандидат психологических наук Л. Д. Столяренко определила, что самосознание человека включает в себя следующие компоненты:

  1. Осознание мотива собственного «Я».
  2. Осознание своих фактических и предполагаемых качеств.
  3. Познание и когнитивное самовыражение.
  4. Эмоциональное представление о себе.
Эмоциональное представление

Эмоциональное представление о себе один из компонентов самосознания

Самосознание человека – это сложная система, которая имеют неоднородную структуру. Первоначально у индивида формируется представление о собственном «Я», как о действующем объекте. У него появляются фактические и предполагаемые качества. В мозге создаются две отдельные системы: «Реальное Я» и «Идеальное Я». Удается осознавать себя, как наблюдаемого другими объекта. Человек развивает эмоциональное собственное восприятие.

Структура Я-концепции

Я-образ

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Категории

Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:

  • Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
  • Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть «наша» команда, и «не наша». Если человек в первой — он хороший.
  • Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
  • Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.

Механизм формирования

Основные механизмы формирования самосознания:

  1. Принятие точки зрения других людей.
  2. Развитие межличностных отношений.
  3. Семейная идентичность.
  4. Система контроля за собственными эмоциями, чувствами, желаниями.
  5. Осознание психических явлений.

Механизмы запускаются с раннего возраста и наращивают темп до пика развития самосознания.

Развитие самосознания

Я-образ

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Как развивается самосознание.

Развитие самосознания — это важный этап в процессе развития ребенка. У него появляется представление о том, какие у него особенности и навыки, как видят его другие люди и, почему именно таким образом относятся к нему. Более ярко самосознание выражается в анализировании ребенком своих сильных и слабых сторон, особенностей характера и различных умений.

Самосознание предопределяет то, как мы живём, как встраиваемся в общественную иерархию.

Строение самосознания

  1. Уяснение ближайших и удаленных целей мотивов собственного «Я»;
  2. Понимание личных истинных и желаемых качеств;
  3. Наблюдение за собой;
  4. Анализ своих переживаний и впечатлений.

Этапы развития самосознания

1. От 1 года до 3 лет:

  • Понимание рубежей собственного тела;
  • Развитие взаимодействия с различными предметами;
  • Начинает осознанно понимать, что отражение в зеркале — его собственное;
  • Именует себя от третьего лица;
  • Появляется «Я», собственная самооценка.

2. От 4 до 6 лет:

  • Расценивание поступков окружающих людей и своих личных;
  • Создается очертание личного «Я»;
  • Анализ и выражение своих чувств и эмоций;
  • Начинает ассоциировать себя с прошлым, настоящим и будущим временем;
  • Поверхностная оценка личных особенностей характера и поступков.

3. От 7 до 10 лет:

  • Понимает личные качества;
  • Часто задумывается над своими действиями, основываясь на личных эмоциях и мыслях.

4. От 11 до 17 лет:

  • Ассоциирует себя, как взрослого человека;
  • Открытие своего духовного мира;
  • Адаптация и улучшение коммуникаций с другими людьми.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Структура самосознания

Самосознание состоит из таких элементов как:

  • осознание текущих и отдалённых целей, понимание собственных мотивов;
  • осознание своих имеющихся и желанных качеств;
  • когнитивное представление о себе (взгляд со стороны);
  • эмоциональное представление о себе.

Можно условно разделить самосознание на две составляющих: познание себя и отношение к себе. Когда человек мысленно высказывает мнение о себе, своих способностях, нравственных качествах или текущем состоянии, он предстаёт одновременно в виде субъекта и в виде объекта. Для обозначения этих сторон используются термины «Я» (или «Я-субъект») и самость (или «Я-объект»).

«Я» обладает способностью наблюдать за самостью, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и поступкам. Помимо прочего, «Я» наблюдает и за собственной склонностью наблюдать. Самость же рассматривается многими исследователями как механизм, заставляющий личность стремиться к достижению максимума своих возможностей.

Самосознание – это достаточно сложная система, которую для лучшего понимания можно условно разделить на 4 уровня:

  1. Непосредственно-чувственный.
    Данный уровень включает собственные переживания, эмоции, чувства и желания – минимальный набор, необходимый для самоидентификации личности.
  2. Целостно-образный (личностный).
    На данном уровне личность ощущает потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться.
  3. Интеллектуально-аналитический (рефлексивный).
    Данный уровень подразумевает наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также рефлексию и самоанализ.
  4. Целенаправленный деятельный.
    Здесь объединяются все три предыдущих уровня, и человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеального».

Также в структуре самосознания можно выделить 3 пласта, связанных с тем, как человек воспринимает себя со стороны и как видит собственную роль в обществе:

  1. Восприятие самого себя.
  2. Восприятие окружающих.
  3. Понимание того, как его воспринимают окружающие.

Личность

Слово “личность” (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское “личина”). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). Превратившись в термин, в общее выражение, слово “личность” существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность – это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является “лицедеем”.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Определяющими факторами развития личности являются не ее природные качества, а качества социально значимые. Для личности характерны:

  • осознание мотивов своего поведения;
  • постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Личность – это индивид, который осознает себя субъектом общественной жизни, осознает свое собственное Я.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот – вынужденное и формальное) ее исполнение.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить.

Личностное бытие – это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Осознание своего Я в психологии

Осознание человеком своего «Я» происходить с детства. Начинается всё с того, что ребенок наблюдает за моделью поведения своих родителей или окружения. Созерцание плавно переходит в повторение действий, а еще чуть позже ребенок понимает себя как индивидуальность. Он, потихоньку, начинает формировать ценностное отношение к себе, то есть формируется его самооценка.

Важно заметить, что с процессом взросления у человека меняется отношение к себе. Происходят изменения в оценке действий других людей, сравнивание с теми образами, которые уже были сформированы прежде. Во внимание принимаются не только уже действия, а уже и переживания, желания, стремления.

Человек чувствует кто он есть в действительности и что его отличает от остальных людей. Можно сказать, что осознание человеком своего «Я» это результат его развития, а не врожденные данные. Это наш разум, который анализирует и делает выводы. Это означает что окружение и всё, что попадает взору человека, те события, которые с ним происходят производят влияют на формирование его самооценки.

Самовосприятие во время выполнения действий, понимание того, что нравится или не нравится – это и есть осознание своего «Я».

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Что такое социальное самосознание?

Социальное самосознание человечества — абстракция, переходящая в реальность общечеловеческого Разума, приобретшее ведущую роль, т.к. социальное самосознание является и субъектом и объектом одновременно.

Уровень самосознания личности или социальной общности, ее способности к самопознанию, самовоспитанию, самореализации, самоутверждению и взаимореализации — это культура самосознания. Уровень культуры самосознания характеризуется степенью социальной ответственности и готовности к социально значимым действиям.

Особенности социального самосознания

Социальное самосознание позволяет любому социальному субъекту осмыслить себя в прошлом, настоящем и будущем, выполняет комплексную функцию связанных с субъектом объективных явлений и определяет поведение соответствующего субъекта.

Социальное самосознание состоит из:

  • эмпатии;
  • организационного самосознания;
  • отчетливого понимания окружающих;
  • эмоциональных границ;
  • помощи окружающим.

Регулирование и управление отношениями осуществляют:

  • вдохновляющее руководство;
  • развитие окружающих;
  • командная работа;
  • урегулирование конфликтов;
  • способность оказывать воздействие на окружающих;
  • налаживание связей.

Роль самосознания

Основная роль самосознания – достижение согласованности личности. Это способствует сравнению самого себя в разные периоды времени.

Самосознание влияет на характер и особенности трактовки полученного опыта. Психологический механизм — источник собственных поведенческих реакций и ожиданий, возникающих по отношению к себе.

Суть проблемы

По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.

Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.

Что такое групповое самосознание

Самосознание группы — один из элементов сознания как такового, когда группа позиционирует себя как нечто единое, как сообщество, ведущее особый род деятельности, направленный на достижение определённых результатов в социуме.

Члены такой группы чётко осознают, какие факторы и причины объединяют их между собой. Они постоянно анализируют, насколько их интеллектуальный уровень и организационные возможности способны изменить ту или иную ситуацию. Важен и социальный статус группы: чем выше уровень её самосознания, организованности и солидарности участников между собой, тем более высоких результатов группа достигает в процессе своей общественной деятельности.

В качестве примеров деятельности групп, обладающих высоким самосознанием, можно привести несколько современных сообществ, многие из которых известны людям как в реальном пространстве, так и в социальных сетях.

Поисковый отряд «Лиза Алерт». Деятельность группы уже в течение многих лет направлена на поиск людей, пропавших без вести. Благодаря слаженной работе поисковиков (у них есть и несколько групп и в социальных сетях, в том числе ВК) многих пропавших людей находят живыми, в буквальном смысле слова спасая их жизни.

Волонтёрское движение — когда оно идёт снизу, а не по приказу — люди самоорганизуются, помогают пожилым, многодетным, детским домам. Особенно это важно в сложные кризисные периоды, когда прочие, кто должен этим заниматься — самоустраняются и боятся взять на себя ответственность.

Чувство национального самосознания

Чувство национального самосознания — это комплекс идей, включающих определённые взгляды, которые выражает человек (как осознанно, так и неосознанно, порой стихийно). Эти взгляды касаются его принадлежности к той или иной этнической группе.

Кроме личной принадлежности к нации, для людей, глубоко интересующихся историей своего народа, характерны любовь к краеведению и чувство гордости, испытываемое по причине своей причастности к конкретной национальности.

Чувство национального самосознания формируется у человека с раннего детства, когда он постоянно слышит из уст близких людей язык, который становится для него родным. Семья — первый источник формирования национального самосознания. В дальнейшем на него оказывают большое влияние обучение в школе и других учебных заведениях, природа, обычаи и традиции родного края. Немаловажную роль играет и уровень патриотического воспитания, принятый в государстве или стране.

Как уже было отмечено в определении, компоненты, с помощью которых человек выражает свою причастность к этнической группе, бывают осознанными и неосознанными, иными словами — рациональными и эмоциональными. Под рациональными компонентами понимают комплекс логических связей: например, индивид чётко знает, к какому народу он принадлежит, потому что он родился в конкретной стране и семье. Что касается эмоциональных компонентов, речь идёт о переживании некой личной сопричастности к другим представителям своей национальности. Оно происходит спонтанно и не всегда поддаётся сухим логическим определениям.

Уровни феномена

Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.

Чувственный. На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.

Личностный. Человек начинает осознавать свою активность.

Уровень ума. Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.

Целенаправленная деятельность. На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.

исследование самосознания в психологии

Фото 2139Методы совершенствования

Методики включают:

  1. Самопринятие.
  2. Изменение контроля над собой.
  3. Выделение себя из окружающей среды. Это умение относится к собственной индивидуальности как личности.

Ошибки

Возможные проблемы:

  1. Отказ от самопознания.
  2. Растрачивание потенциала в пустую.
  3. Размывка границ времени.
  4. Боязнь новых знакомств и отношений.

При наличии блоков, страхов, нужно обращаться к психологу, чтобы специалист смог определить причину дискомфорта.

Самосознание — совокупность представлений человека о самом себе, психический состояний, телесных ощущений. Оно берет начало из сознания, но формируется в процессе социализации личности, ее восприятии внешнего мира.

Итог

Самосознание личности помогает индивиду понять и узнать самого себя. Если самосознание является пассивным процессом созерцания, то самосовершенствование и саморегуляция становятся активными действиями. Человек, который сам себя знает и понимает, способен сделать себя лучше, усовершенствовать, развивать в нужном направлении. А это очень важно в изменении своих качеств характера и поведения для улучшения качества жизни в работе, в отношениях с другими людьми и самооценке.

Самосознание позволяет человеку жить определенным образом, а окружающая реальность влияет на самосознание. Великим достижением каждого человека станет одержание победы над самим собой.
https://youtu.be/r2AEbJMINe8

Формирование самозащиты

Уже с самого раннего возраста человек учится выстраивать свое поведение таким образом, чтобы минимизировать то негативное влияние, которое может быть оказано на него окружающими людьми. Известно, что социум отрицательно относится к тем, кто выделяется из толпы. Такая личность имеет свой взгляд на те или иные вещи, отличающийся от общепринятого. Порой она демонстрирует неординарные качества и способности. А это очень не нравится тем, кто не отличается особым уровнем интеллекта.

Без формирования самозащиты функции самосознания невозможно было бы считать полными. Ведь одним из обязательных условий личностного созревания является внутреннее чувство покоя. Как добиться подобного результата? Психологи рекомендуют мысленно воображать себя в виде плотного воздушного шарика, зацепиться за который не может никто и ничто. Подобный подход позволит человеку почувствовать себя счастливым. Ведь мысленно он будет считать, что приобрел внутреннюю защищенность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...