Роль гносеологии в философии

Особенности учения

фото 844

Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.

В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.

В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.

Философская гносеология

Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.

Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.

Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.

Читайте также

– Гносеологический оптимизм

Гносеологический оптимизм утверждает возможность познания истинного и в себе сущего бытия. В догматической метафизике источником гносеологического оптимизма является утверждение непосредственной возможности умозрения– способности постигать высшие сущности с… [читать подробнее].

– Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» – понятие, учение. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности,… [читать подробнее].

– Агностицизм и гносеологический оптимизм

Познаваем ли мир? Ответ на этот вопрос кажется простым: конечно, да! Ведь опыт развития всей культуры человечества доказывает, что мы постоянно используем изученные свойства предметов, убеждаясь, что результаты наших знаний вполне соответствуют действительности. Более… [читать подробнее].

– Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

  Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман,… [читать подробнее].

– Гносеологический оптимизм философии и науки нового времени.

Философские дисциплины, занимающиеся познанием – гносеология (познание вообще) и эпистемология (научное познание). Основной вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» Реальное его содержание можно сформулировать, задав следующий вопрос: в состоянии ли наше мышление… [читать подробнее].

Основные проблемы эпистемологии

  • Проблема истины
    • Истина и смысл
  • Проблема метода
    • Сущность познания
    • Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
    • Эмпирический и теоретический уровень познания.
    • Принципы познания
    • Вера (интуиция) и знание
    • Структура и формы опыта
    • Специфика и критерии научного познания.
    • Понимание и объяснение

Понятия и вопросы эпистемологии

  • Понятия:
    • знание
    • познание
    • сознание
    • чувство
    • разум
    • рассудок
    • истина
  • Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
  • Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:
    • гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства[7].
    • агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
    • скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
    • солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Предмет учения

Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.

фото 845

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.

Особенности процесса познания

Главным предметом гносеологии является познание. В процесс познания в совокупности включены элементы рационального, элементы чувственного познания, а также логика, воображение, и интуиция.

Замечание 1

Познание – это самая высшая форма отражения объективной внешней действительности.

Познание, изучая и открывая законы действительности, в идеальной образной форме воссоздает объекты и явления во всём многообразии их проявлений. Таким образом, можно говорить, что познание основывается на практической и предметно-чувственной сторонах бытия человека. О предметах, процессах и явлениях действительности человеческое существо получает информацию прежде всего благодаря своим органам чувств, а значит чувственное познание – это самое первое и важное условие процесса познания.

Чувственное познание содержит в себе три ключевые формы отражения:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Представление.

Ощущение – это субъективный образ предмета или явления внешнего мира, отражение их отличительных признаков и свойств. Ощущения возникает в процессе воздействия предметов и явлений действительности на органы чувств человеческого существа. Принято считать, что самым развитым органом чувств человека является зрение, далее идут осязательные, слуховые, тактильные, вкусовые и прочие виды ощущений.

Восприятие – это целостный образ предметов и явлений внешней объективной реальности, непосредственно воздействующих на органы чувств человеческого существа. Можно сказать, что восприятие является своего рода синтезом всех ощущений, полученных человеком благодаря своему каждому отдельному органу чувств.

Представление – это чувственный образ предметов и явлений действительности, которые в данный момент времени не воздействуют на органы чувств человеческого существа. Представление нужно человеку для того, чтобы воспроизвести какой-либо объект в своём сознании, даже когда этот объект не воздействует на человека, другими словами когда объекта нет перед человеком.

Замечание 2

Необходимо отметить, что в отличие от всех остальных живых существ, только у человека чувства пронизаны воображением и мыслью. Можно сказать, что чувства человеческого существа пропитаны пониманием. Одним из самых важных элементов человеческого познания является способность к абстрагированию.

Абстрактное мышление проявляется в следующих формах:

  • Понятие.
  • Суждение.
  • Умозаключение.

Понятие – форма отражения объективной реальности на этапе познания, связанным с применением языковой структуры. Понятие представляет собой способ обобщения объектов, процессов и явлений действительности.Мышление человека посредством понятий более полно и содержательнее чем созерцание позволяет постигать предмет или явление. Без понятия познавательный процесс невозможен, без понятия невозможно выйти за границы опыта.

Суждение – это мысль, которая выражена в форме предложения, в котором о предметах и явления действительности что-то утверждается или отрицается. Суждение является объективно либо истинным, либо ложным. Законы научного знания – это суждения, истинность которых доказана. Суждения принято разделять на простые и сложные.

Умозаключение – это производство новых суждений на основе уже имеющихся. Умозаключение осуществляется посредством применения законов логики. Умозаключение является такой формой мышления, в которой происходит познание объективной реальности на этапе абстрактного мышления. Любое правильное умозаключение должно соответствовать условию: если его посылки истинны, то должно быть истинным и само заключение.

Характерные черты

Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.

Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.

Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.

Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.

Теории познания

Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Пессимистические схемы

Скептицизм

Агностицизм

Гносеологический позитивизм

Реалистические доктрины

Реалистические доктрины | | | —————————————— | | | | | | | | | Наивный реализм Натурализм Праксеологические концепции | | | | | | Нативизм <—| |—> Прагматический материализм | | Редукционизм <—| |—> Диалектический материализм | | Эволюционная эпистемология <—| | | | | | | | |—> Генетическая эпистемология <——| | |—> Натуралистическая эпистемология | |—> Социальная эпистемология

Платонические теории познания

Имманентная теория познания

  • Имманентный позитивизм (Авенариус)
  • Платонический имманизм (Соловьёв)
  • Имманентный объективизм (Беркли)

Трансцендентализм (Фихте)

Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений, восприятий и представлений.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространён в мистических течениях традиционных религий.

Проблемы гносеологии

Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.

Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:

• Мистический, например, в Библейских текстах.

• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.

Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.

20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.

Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.

Философы, внесшие вклад в развитие учения

У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:

  1. Античный период. Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство одного из первых методов познания — майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
  2. Средневековая эпоха. В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
  3. Новоевропейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками — Локком, Юмом, Бэконом. Они выдвигают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
  4. Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
  5. Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология — это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
  6. Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии, которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются на анализ истории и культуры.

фото 846

В современной философии сформировались 2 пути развития методов получения информации. Первый основывается на иррациональных способах познания, второй — на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной формы учения оказала социология.

Современная гносеология

В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.

Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.

Роль подсознания

Американский исследователь профессор Ричард Нисбетт экспериментально показал, что многие мыслительные процессы, отвечающие за эмоции и познание, недоступны для сознания индивида[10].

Проблематика истины

Признавая недостижимость абсолютной истины, человек сталкивается с проблемой оценки истинности его предположений о будущем. Так происходит различение абсолютной и относительной истины. Относительная истина — это модель, сравнительная адекватность и вероятность события, гарантирующая наибольшую эффективность

Относительность истины — утверждение (теория), что абсолютная истина (или полное знание) труднодостижима или недостижима вовсе.

См. также

  • Диалектическая логика
  • Научная картина мира
  • Онтология
  • Когнитология
  • Философия науки

Примечания

  1. 1 2 3 Словарь Дворецкого
  2. 1 2 3 Новейший философский словарь / гл.науч.редактор и составитель А. А. Грицанов. — Мн.: Книжный Дом, 1999.
  3. Гносеология или гнозеология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Вечтомов Евгений Михайлович. Глава 1. Математика и теория познания (первый абзац) // Философия математики: Монография. — Scientific magazine «Kontsept», 2013. — С. 14. — ISBN 9785906013880.
  5. 1 2 И.Т. Касавин. эпистемология // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» (рус.). — 2009.
  6. Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Розов М. А. Философия науки в новом видении / Н. И. Кузнецова. — М.: Новый хронограф, 2008. — С. 74—107.
  7. Я. А. Слинин, В. И. Кобзарь. Гносеологический оптимизм Аристотеля : [арх. 23 июня 2017] // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева : сб. / Ред. коллегия выпуска: Е. Н. Лисанюк, Д. Н. Разеев, К. В. Родченко. Отв. ред. выпуска Ю. В. Перов. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — Вып. 12. — С. 17—37. — 512 с. — 500 экз.
  8. Гносеология в системе философского мировоззрения, с. 11
  9. Гносеология в системе философского мировоззрения, Предисловие, с. 4
  10. Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes.» Psychological Review 84(3): 231—259

Ссылки

  • Онтология и гносеология в Электронной библиотеке по философии
  • Тематическая страница: «Теория познания (гносеология)» в библиотеке журнала «Скепсис»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...