Особенности учения
Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.
В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.
Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.
В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.
Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.
Философская гносеология
Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.
Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.
Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.
Читайте также
– Гносеологический оптимизм
Гносеологический оптимизм утверждает возможность познания истинного и в себе сущего бытия. В догматической метафизике источником гносеологического оптимизма является утверждение непосредственной возможности умозрения– способности постигать высшие сущности с… [читать подробнее].
– Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» – понятие, учение. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности,… [читать подробнее].
– Агностицизм и гносеологический оптимизм
Познаваем ли мир? Ответ на этот вопрос кажется простым: конечно, да! Ведь опыт развития всей культуры человечества доказывает, что мы постоянно используем изученные свойства предметов, убеждаясь, что результаты наших знаний вполне соответствуют действительности. Более… [читать подробнее].
– Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.
Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман,… [читать подробнее].
– Гносеологический оптимизм философии и науки нового времени.
Философские дисциплины, занимающиеся познанием – гносеология (познание вообще) и эпистемология (научное познание). Основной вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» Реальное его содержание можно сформулировать, задав следующий вопрос: в состоянии ли наше мышление… [читать подробнее].
Основные проблемы эпистемологии
- Проблема истины
- Истина и смысл
- Проблема метода
- Сущность познания
- Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
- Эмпирический и теоретический уровень познания.
- Принципы познания
- Вера (интуиция) и знание
- Структура и формы опыта
- Специфика и критерии научного познания.
- Понимание и объяснение
Понятия и вопросы эпистемологии
- Понятия:
- знание
- познание
- сознание
- чувство
- разум
- рассудок
- истина
- Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
- Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:
- гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства[7].
- агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
- скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
- солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.
Предмет учения
Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.
Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.
Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.
Особенности процесса познания
Главным предметом гносеологии является познание. В процесс познания в совокупности включены элементы рационального, элементы чувственного познания, а также логика, воображение, и интуиция.
Замечание 1
Познание – это самая высшая форма отражения объективной внешней действительности.
Познание, изучая и открывая законы действительности, в идеальной образной форме воссоздает объекты и явления во всём многообразии их проявлений. Таким образом, можно говорить, что познание основывается на практической и предметно-чувственной сторонах бытия человека. О предметах, процессах и явлениях действительности человеческое существо получает информацию прежде всего благодаря своим органам чувств, а значит чувственное познание – это самое первое и важное условие процесса познания.
Чувственное познание содержит в себе три ключевые формы отражения:
- Ощущение.
- Восприятие.
- Представление.
Ощущение – это субъективный образ предмета или явления внешнего мира, отражение их отличительных признаков и свойств. Ощущения возникает в процессе воздействия предметов и явлений действительности на органы чувств человеческого существа. Принято считать, что самым развитым органом чувств человека является зрение, далее идут осязательные, слуховые, тактильные, вкусовые и прочие виды ощущений.
Восприятие – это целостный образ предметов и явлений внешней объективной реальности, непосредственно воздействующих на органы чувств человеческого существа. Можно сказать, что восприятие является своего рода синтезом всех ощущений, полученных человеком благодаря своему каждому отдельному органу чувств.
Представление – это чувственный образ предметов и явлений действительности, которые в данный момент времени не воздействуют на органы чувств человеческого существа. Представление нужно человеку для того, чтобы воспроизвести какой-либо объект в своём сознании, даже когда этот объект не воздействует на человека, другими словами когда объекта нет перед человеком.
Замечание 2
Необходимо отметить, что в отличие от всех остальных живых существ, только у человека чувства пронизаны воображением и мыслью. Можно сказать, что чувства человеческого существа пропитаны пониманием. Одним из самых важных элементов человеческого познания является способность к абстрагированию.
Абстрактное мышление проявляется в следующих формах:
- Понятие.
- Суждение.
- Умозаключение.
Понятие – форма отражения объективной реальности на этапе познания, связанным с применением языковой структуры. Понятие представляет собой способ обобщения объектов, процессов и явлений действительности.Мышление человека посредством понятий более полно и содержательнее чем созерцание позволяет постигать предмет или явление. Без понятия познавательный процесс невозможен, без понятия невозможно выйти за границы опыта.
Суждение – это мысль, которая выражена в форме предложения, в котором о предметах и явления действительности что-то утверждается или отрицается. Суждение является объективно либо истинным, либо ложным. Законы научного знания – это суждения, истинность которых доказана. Суждения принято разделять на простые и сложные.
Умозаключение – это производство новых суждений на основе уже имеющихся. Умозаключение осуществляется посредством применения законов логики. Умозаключение является такой формой мышления, в которой происходит познание объективной реальности на этапе абстрактного мышления. Любое правильное умозаключение должно соответствовать условию: если его посылки истинны, то должно быть истинным и само заключение.
Характерные черты
Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.
Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.
Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.
Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.
Теории познания
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Пессимистические схемы
Скептицизм
Агностицизм
Гносеологический позитивизм
Реалистические доктрины
Реалистические доктрины | | | —————————————— | | | | | | | | | Наивный реализм Натурализм Праксеологические концепции | | | | | | Нативизм <—| |—> Прагматический материализм | | Редукционизм <—| |—> Диалектический материализм | | Эволюционная эпистемология <—| | | | | | | | |—> Генетическая эпистемология <——| | |—> Натуралистическая эпистемология | |—> Социальная эпистемология
Платонические теории познания
Имманентная теория познания
- Имманентный позитивизм (Авенариус)
- Платонический имманизм (Соловьёв)
- Имманентный объективизм (Беркли)
Трансцендентализм (Фихте)
Формы познания
- Чувственное познание — уровень ощущений, восприятий и представлений.
- Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.
- Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространён в мистических течениях традиционных религий.
Проблемы гносеологии
Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.
Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:
• Мистический, например, в Библейских текстах.
• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.
Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.
20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.
Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.
Философы, внесшие вклад в развитие учения
У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:
- Античный период. Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство одного из первых методов познания — майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
- Средневековая эпоха. В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
- Новоевропейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками — Локком, Юмом, Бэконом. Они выдвигают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
- Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
- Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология — это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
- Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии, которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются на анализ истории и культуры.
В современной философии сформировались 2 пути развития методов получения информации. Первый основывается на иррациональных способах познания, второй — на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной формы учения оказала социология.
Современная гносеология
В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.
Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.
Роль подсознания
Американский исследователь профессор Ричард Нисбетт экспериментально показал, что многие мыслительные процессы, отвечающие за эмоции и познание, недоступны для сознания индивида[10].
Проблематика истины
Признавая недостижимость абсолютной истины, человек сталкивается с проблемой оценки истинности его предположений о будущем. Так происходит различение абсолютной и относительной истины. Относительная истина — это модель, сравнительная адекватность и вероятность события, гарантирующая наибольшую эффективность
Относительность истины — утверждение (теория), что абсолютная истина (или полное знание) труднодостижима или недостижима вовсе.
См. также
- Диалектическая логика
- Научная картина мира
- Онтология
- Когнитология
- Философия науки
Примечания
- ↑ 1 2 3 Словарь Дворецкого
- ↑ 1 2 3 Новейший философский словарь / гл.науч.редактор и составитель А. А. Грицанов. — Мн.: Книжный Дом, 1999.
- ↑ Гносеология или гнозеология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Вечтомов Евгений Михайлович. Глава 1. Математика и теория познания (первый абзац) // Философия математики: Монография. — Scientific magazine «Kontsept», 2013. — С. 14. — ISBN 9785906013880.
- ↑ 1 2 И.Т. Касавин. эпистемология // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» (рус.). — 2009.
- ↑ Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Розов М. А. Философия науки в новом видении / Н. И. Кузнецова. — М.: Новый хронограф, 2008. — С. 74—107.
- ↑ Я. А. Слинин, В. И. Кобзарь. Гносеологический оптимизм Аристотеля : [арх. 23 июня 2017] // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева : сб. / Ред. коллегия выпуска: Е. Н. Лисанюк, Д. Н. Разеев, К. В. Родченко. Отв. ред. выпуска Ю. В. Перов. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — Вып. 12. — С. 17—37. — 512 с. — 500 экз.
- ↑ Гносеология в системе философского мировоззрения, с. 11
- ↑ Гносеология в системе философского мировоззрения, Предисловие, с. 4
- ↑ Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes.» Psychological Review 84(3): 231—259
Ссылки
- Онтология и гносеология в Электронной библиотеке по философии
- Тематическая страница: «Теория познания (гносеология)» в библиотеке журнала «Скепсис»