Проблемы методологии в курсе философии*(диалектика как философская методология)

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Общие сведения

Методологическая роль диалектики заключается в том, чтобы распознать общие алгоритмы изучаемых объектов, понять, как они развиваются. В результате этого процесса постигается сущность предмета. Кроме того, способ помогает разобраться самому исследователю в собственном мышлении. Посредством диалектических алгоритмов субъект может последовательно выстраивать личные суждения, отсеивать обнаруженные ошибки и заполнять пробелы. Логические схемы позволяют делать обобщающие выводы и систематизировать результаты.

Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы

Основные категории и принципы диалектики

Первая категория этого учения, как Вы уже, вероятно, догадались — развитие. Развитие — есть общее свойство материи, которое выражается в изменении ее структуры. Это изменение может быть революционным, когда старая структура ликвидируется, а новая взамен нее появляется. Также оно может быть и эволюционным — с медленными поступательными изменениями.

Примеров развития материи крайне много. Я надеюсь, что Вы понимаете, что общество — в общем-то тоже материя — социальная, с точки зрения философии. Если не знаете всего этого, то крайне рекомендую Вам посмотреть здесь=>>

Основоположником как диалектики, так и теории развития был Гегель — немецкий философ, идеалист. Кстати, об идеализме будет дополнительная статья, так что подпишитесь на новости сайта.

Развитие, согласно Гегелю, происходит следующим образом:

  • Предположим, есть некий тезис — им может быть формы бытия, сознания, — словом некая форма материи, например кот.
  • Этому тезису в природе по любому существует антитезис  — ему противостоящий — например, собака, которая за этим котом охотится.
  • В ходе взаимодействия тезиса и антитезиса — возникает синтез — качественное новое утверждение, или новая форма материи или сознания. Например, собака загнала  кота в угол, а кот напал на зверя и отгрыз ему нос. Теперь котяра умеет отгрызать носы псам, и его уважает весь район. Возникла качественно новая ситуация.
  • Данный процесс происходит постоянно и непрерывно, в результате чего материя достигает новых уровней развития.

Диалектика (Ильичёв, 1983)

ДИАЛЕКТИКА [греч.  διαλεκτική  (τέχνη)— искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория,   метод  и  методология   научного познания  и  творчества  вообще.  Теоретические  принципы диалектики составляют  существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую   функции.   Основные   принципы диалектики,   составляющие её стержень, — всеобщая связь, становление и развитие,   которые   осмысливаются  с   помощью   всей  исторически   сложившейся   системы   категорий   и   законов…

Диалектика в механической картине мира

ДИАЛЕКТИКА В МЕХАНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА. В Новое время заявила о себе новая форма теоретической деятельности — наука, т.е. деятельность, цель которой — не обыденно-эмпирическое, но собственно теоретическое знание об инвариантах природных процессов, а непосредственный предмет — способы, средства и формы определения и меры этих инвариантов: механика, астрономия, начала химии, медицины и др. Пытливые умы просвещенных монахов, алхимиков, магов и профессоров-богословов средневековых университетов подготовили ряд глубоких теоретических гипотез о свойствах веществ и сил природы, проявляющих себя с убедительным постоянством при закономерно повторяющихся взаимодействиях природных явлений…

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей древнего Китая. Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

фото 608

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Критика и оценки диалектики[править]

Н. Гартман[править]

По мнению Н. Гартмана,

…в диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности — три или четыре головы, способных к умозрению. В Новое время во всяком случае не больше — по крайней мере таких, которые создали что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться. Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это — как творчество художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему… Гениальные и конгениальные следуют этому закону слепо и безошибочно, как лунатики.[17]:652

В области философских систем Гегель явил нам поучительный феномен высокого штиля. Многократно оспоренная диалектика — внутренняя форма его мышления — выходит к нам из его творений и захватывает пронизывающей предмет силой. При этом знание о её сущности всегда было и осталось ограниченным. Он воспринимал её как высший модус «опыта», но эти скупые указания не открывают нам тайны этого опыта. Мы должны искать её в его предметных исследованиях, то есть в целостности его жизненной работы.[18]:636—637

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».[18]:636—637

Поппер[править]

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезисантитезиссинтез. К. Поппер[19] объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определенной области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими[20]. Но главное, что, правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними[21]. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.

Похожие материалы

  • Комментарий к «Филебу» Платона
  • Социально-философский анализ национального самосознания
  • Почему у русского человека такой характер и такая история
  • Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его особенности?
  • Что зависит от конкретного человека в изменении общества к лучшему? Формула святого Серафима: стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся

Диалектика – одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики всей истории существования человеческого общества. В теории познания она претендует на объяснение главных законов развития познания [1; 2]. Среди них выделяются три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Первый из этих законов, объясняющий источник развития, В.И. Ленин называл ядром диалектики [3]. Он объясняет развитие и творчество как результат борьбы противоположных начал в природе, обществе, мышлении и человеческой жизнедеятельности [4; 5].

Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как теория познания, и как знание теории конкретным человеком, и как диалектический метод мышления. Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология [6].

Диалектика как понятие употребляется в разных значениях:

  1. Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества. Это закономерности развития объективной реальности.
  2. Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
  3. Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика древних греков и римлян, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и марксистская диалектика.

Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения.

В диалектике различают несколько форм:

  1. античная (наивная). Её представителями были Гераклит и Зенон.
  2. немецкая классическая, которую представляет, главным образом, Гегель.
  3. марксистская диалектика, представленная в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина.
  4. современная диалектика. Опирается не только на марксистскую философию, но и на естествознание.

Также в диалектике есть альтернативы, к которым относятся метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Главной альтернативой диалектики является метафизика. Это объясняется тем, что: а) метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; б) на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

  1. По вопросу связей старого и нового: если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое.
  2. По вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний фактор.
  3. По вопросу о взаимосвязи количества и качества: сторонники метафизики не видят связи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству же (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается).
  4. По вопросу направленности движения, развития: если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития.
  5. Системой мышления: если динамический способ мышления сводится к к формуле «тезис → антитезис → синтез», то метафизический опирается на формулы «или–или», «если не то, значит это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
  6. По отношению к окружающей действительности: диалектика видит мир во всем его многообразии, а метафизика – однообразно, по принципу «черное – белое»;
  7. По отношении к познанию: согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих умозрительный характер.
  8. По отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика– состоящим из отдельных вещей и явлений.
  9. В теории познания метафизики не рассматривают истину как процесс. В диалектике же истина рассматривается как единство относительного и абсолютного, объективного и субъективного, абстрактного и конкретного знания [7; 8; 9].

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру. Диалектика, в отличие от метафизики, помогает прояснить противоречивое единство нового и старого в социальных процессах, науке, искусстве [10; 11].

Как развивалось понятие диалектики?

Понятие о том, что такое диалектика, начало зарождаться около 3 тысяч лет тому назад. Одни из первых философов Древней Греции, Индии и Китая имели малый уровень познаний и миропонимания. Они занимались опосредованной диалектикой и не имели весомого значения в культуре этих стран.

Добро и зло - одно целое

Первым этапом развития диалектики считается период античности. Философские школы стран востока опирались на те же принципы, что и Древнегреческая: использование диалогического метода исследования истины через сравнение двух противоположностей (добро — зло, правда — ложь и т.д.). Если говорить о том, что такое определение диалектики в философии кратко, то это осознание бытия, представленное чувственным достижением гармонии.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Диалектика (Рапацевич, 2006)

ДИАЛЕКТИКА – первоначально (в Древней Греции) искусство спорить, умение добиваться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий; в марксистской философии диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, философская теория и метод познания и преобразования предметов, явлений действительности в их противоречивом самодвижении. Марксистская диалектика исходит из признания вечного движения и изменения всех явлений природы, общества и мышления, их взаимной связи и взаимодействия.

См. также[править]

  • Диалектическая логика
  • Диалектический материализм
  • Диалектическое противоречие
  • Софистика
  • Казуистика
  • Схоластика
  • Гносеология
  • Противоречие (философия)

Список литературы

  1. Семенова Э.Р. Принцип развития в эпистемологии // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 985-987.
  2. Лутфрахманова Д.У., Семенова Э.Р. О законах диалектики // Вестник научных конференций. 2015. № 3-1 (3). С. 79-80.
  3. Rakhmatullin R. For understanding the role of the image of scientific knowledge // Nauka i studia. 2016. Т. 3. С. 1188-1191.
  4. Столетов А.И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462-472.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (57). С. 145-147.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Истина как гносеологическая категория // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 156-157.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Свойства истины // Materials of the XI International scientific and practical conference «Areas of scientific thought» – 2015/2016. 2015. С. 158-161.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Истина: проблема определения // News of Science and Education. 2016. Т. 6. С. 90-93.
  10. Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
  11. Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.

Актуальность объективного познания

Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.

С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.

Диалектика (Грицанов, 1998)

ДИАЛЕКТИКА – философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в античности – искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин “Д.” впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д.

Принципы диалектики

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ – принцип развития, всеобщей связи, тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму — развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

Основы

Диалектика является методикой мышления, которую относят к основным способам научного познания. Она включает следующие элементы:

  • принципы;
  • законы;
  • категории.

Рассмотрим данные аспекты более детально.

Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы

Законы диалектики

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ – законы, определяющие, с точки зрения сторонников теории диалектики, процесс развития. К основным законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Эти законы раскрывают соответственно источник, механизм и направление развития. «Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Противоположность — это форма, стадия различия, при которой какие-то свойства, признаки, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно отрицают, исключают друг друга. Противоречие — это такое отношение между противоположными сторонами, при котором они не только взаимоисключают, но и взаимообусловливают друг друга…

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

Законы

Материалистическое мышление строится на законах основных и второстепенных. К первым относят:

  1. Взаимосвязь в переходе качественных и количественных изменений. В какой-то момент происходят нарушения в единстве этих составляющих. В результате явление приобретает качественное состояние новой формы.
  2. Развитие по спирали или закономерное отрицание. Преобразование явления происходит, с одной стороны, путем движения вперед к иным качествам. С другой стороны, происходит возврат к старому посредством повторения отдельных свойств тех же характерных черт на новой основе.
  3. Взаимодействие и единство противоречий. Толчком к их развитию являются их внутренние расхождения.

Диалектика в немецкой философии

Критик чистого разума Кант

Жемчужиной мировой философии традиционно называют работы немецких философов эпохи классицизма. Идеалистические понятия значения диалектики в философии (кратко) связаны не только с познанием истинности суждений, но и с деятельностью и причинно-следственными факторами. Согласно кантовской диалектической теории, главная проблема бытия заключается в критике чистого разума, действительности и философского познания древности. Это был принципиально новый подход к обсуждению диалектики, который был раскрыт в работах Фихте, Шелинга, Гегеля и многих других известных мыслителей эпохи классицизма. Они размышляли над природой человеческого развития не как религиозного познания, а как единение разума и души.

Диалектика — это… Определение, законы диалектики на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Формирование

Как уже упоминалось, диалектический метод философского мышления может быть применим во многих сферах деятельности человека. Это налагает на педагогов определенную меру ответственности, чтобы сформировать его у учащихся. Как показала практика, глубокое знание сразу нескольких наук на самом деле оказывается малоэффективным. По научению древних мыслителей такой метод разуму не учит. Знания могут утратить свою актуальность или устареть. Ведь довольно часто бывает так, что невостребованная информация лишь ложится ненужным грузом на память человека.

В связи с этим акцентируется внимание на воспитании мыслящей творческой личности. Все сейчас направлено на то, чтобы обновить систему обучения. Также сводится к тому, что без развития диалектического мышления у педагогов невозможно решить общеобразовательные задачи. Для этой цели были разработаны исследовательские пособия для учителей. Вот некоторые работы: В. И. Андреева, А. С. Белкина, Л. Г. Вяткина, Н. М. Зверева, В. Д. Сименова, В. И. Журавлева, Ю. Н. Кулюткина.

В психологии и педагогике разрабатываются два наиболее популярных направления. Из инновационных технологий воспитания и обучения можно обратить внимание на следующие труды: Л. М. Фридмана, Л. В. Путляева, А. А. Вербицкого, Л. М. Митина. Для личностного формирования стратегий, которые можно реализовать в общении и профессиональном мышлении: В. Н. Мясищев, А. В. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А. А. Бодалев, И. С. Якиманская.

Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы

Формирование логического мышления у дошкольников

Как показывает опыт обучающего процесса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), можно сформировать диалектическое мышление у дошкольников. Главное – изложить его в доступной для малышей форме. Специалисты разработали для дошкольников упражнения и игры, на основе которых дети сами смогут открыть для себя основные законы диалектики.

Рассмотрим один из примеров. Разрешение противоречий способствует процессу развития. Под противоборством в данном случае выступает соприкосновение двух противоречивых желаний или требований к качеству одного и того же предмета. Этим объектом является комната, в которой отец намеревается отдохнуть, а ребенок поиграть или послушать музыку. Возникает потребность в разрешении противоречия, а, следовательно, происходит процесс развития ситуации.

Немалый вклад в формирование логического мышления у малыша могут внести сами родители. Это поможет маленькой личности вести разумные беседы с другими людьми, находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Ребенку нужно дать понять, что побеждать в споре любой ценой, это не суть логического мышления. Важно научить его разрешать споры и конфликты путем мирной беседы, приводя веские аргументы. Чем раньше начать это делать, тем лучше у ребенка будет срабатывать восприятие. Формирование диалектического мышления — важная составляющая для развития личности.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...