Проблема свободы и ответственности личности в философии права

Содержание

Параграф 3. Почему важно соблюдать законы

Страница 22

Вспомним

Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?

Ответ:

Закон – это правило, которое устанавливается государством. Государство берет на себя обязанность охранять законы.Опричнина – это часть государственной политики, установившаяся на территории нашей страны в годы правления Ивана Грозного. Суть опричнины заключалась в конфискации имущества и земель феодалов в пользу государства, ослаблении независимости бояр и князей и усилении царской власти.

Период подобного режима правления негативно отразился на истории России. Экономика государства была сильно ослаблена, что привело к разорению крупных экономических районов. Крестьяне подверглись еще большему закрепощению, и их права были сильнее угнетены.

Обсудим вместе

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Ответ:

Законы должны знать все люди, независимо от профессии. Незнание законов не освобождает людей от ответственности. Те, кто читает и изучает правила поведения, знают, как поступать в конкретной ситуации так, чтобы не причинить вред окружающему. Без знания законов в стране не будет порядка.

Страница 23

Задание под знаком вопроса

Чем грозило государству отсутствие законной власти?

Ответ:

Отсутствие законной власти грозило бы государству ослаблением экономики и потерей независимости. Люди бы перестали придерживаться законов и правил, что привело бы к беспорядкам в стране.

Каждый человек не смог бы чувствовать себя комфортно, потому что его права были бы нарушены, так как окружающие действовали бы исключительно в своих интересах. Без законной власти, осуществляющей регулирование порядка, не может существовать государства.

Страница 26

Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

Ответ:

Законы написаны для всех людей, поэтому и следовать им должны все граждане государства. Таким образом, все жители одного государства становятся равными. Между гражданами одинаково распределены обязанности и права.

Каждый человек в одинаковой мере равен перед судом, имеет право на жизнь, жилище, свободу слова. В то же время каждый должен выполнять ряд обязанностей, например, беречь природу. Отсюда можно сделать вывод о том, что законы действительно позволяют установить в обществе справедливость.

Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

Ответ:

Сократ отказался бежать из тюрьмы, потому что он уважал и соблюдал законы, установленные в обществе. По мнению философа, общество не может существовать в тех условиях, при которых решения суда не имеют никакой силы. Он не хотел подавать дурной пример подрастающему поколению, поэтому предпочел повиноваться закону и принять чашу с ядом.

Афиняне воздвигли памятник Сократу за его мужество и верность перед законом. Человека оклеветали, за что привели в суд и привлекли к смертной казни. При этом он не посмел сбежать из тюрьмы и выполнил указание, данной судом. Кроме того, философские заслуги Сократа тоже не были забыты. Афиняне решили воздвигнуть памятник в честь мыслителя, чтобы передать потомкам информацию о великом мудреце и мужественном человеке.

Страница 27

Как ты оцениваешь поступок Сократа, принявшего яд по приговору суда? Почему Сократ не мог поступить иначе?

Ответ:

Я считаю, что Сократ поступил правильно. Он предстал перед судом, услышал приговор и должен был принять его, так как именно такие порядки прописаны в законе. Философ поступил в соответствии с законом. Он уважал решения суда и не мог поступить иначе из-за принципов.

Страница 29

Проверим себя

Задание 1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?

Ответ:

Человеческому обществу необходим порядок для комфортных условий проживания. Когда на улице царит хаос, жизнь человека ставится под угрозу. Если каждый действует в своих интересах, то не исключается, что кто-то пойдет грабить или убивать ради собственной выгоды.

Для того чтобы установить порядок в обществе, нужно каждому члену общества ознакомиться со всеми законами, правами и обязанностями и соблюдать их. Специальный орган власти устанавливает законы, а правоохранительные органы занимаются контролированием соблюдений этих правил. В случае нарушения порядка граждане могут нести как административную, так и уголовную ответственность.

Задание 2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?

Ответ:

Справедливость – это такой исход событий, при котором каждый человек получает то, на что он имеет право. Люди стремятся к ней ради установления порядка в обществе. Когда сильный обижает слабого – это не только беспорядок, но и несправедливость. Людям, которые не могут постоять за себя неприятно и обидно становится объектами травли невоспитанных людей.

Задание 3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

Ответ:

Надежный способ установить справедливость в обществе – это законы. Они позволяют создать баланс между разными группами людей за счет уравновешивания их прав. В нашей стране у всех граждан есть одинаковые права и обязанности, из-за чего все считаются равными.

Задание 4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?

Ответ:

Философы считают, что свобода – это возможность действовать так, как хочется, то есть отсутствие каких-либо стеснений. Иными словами, свобода – это синоним к слову «воля», что подразумевает простор в поступках, отсутствие каких-либо указаний.

Юристы имеют немного другую формулировку данного понятия. По их мнению, свобода – это возможность свершать любые действия в соответствии с законами.

Задание 5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

Ответ:

Свобода не может быть безграничной, потому что люди начнут позволять себе все, что хотят без размышлений над последствиями. Например, человек зайдет в магазин, возьмет с прилавка телефон и уйдет. В свое оправдание он может сказать, что он свободен, и волен делать все, что ему пожелается.

В случае если свобода будет безграничной, закон не сможет противостоять мнению этого человека. При этом его поступок приравнивается к преступлению и должен быть наказан.

Свобода не может быть безграничной, потому что иначе она сможет привести к беспорядкам и хаосу.

В классе и дома

Задание 1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

Ответ:

Я бы ответил(а), что Сократ поступил правильно. Он не сбежал из тюрьмы, потому что прислушивался к законам. Кроме того, философа обвиняли в том, что он негативно влияет на современную молодежь.

Если бы он совершил побег, он бы только доказал, что не уважает мнение суда и власти, и тогда все обвинения в его сторону были бы справедливыми, и он бы действительно подал дурной пример молодым людям.

Задание 2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?

Ответ:

Я считаю, что правы оба ребят.

По словам Лены, закон нельзя нарушать, потому что это нарушит справедливость. Это действительно так, например, если человек проникнет в чужой дом, то он не только нарушит закон, но и нарушит право жильца дома на неприкосновенность жилища. То, что хочется сделать одному в угоду себе, будет несправедливым по отношению к другому.

Борис полагает, что нарушение закона вредит порядку в обществе. Это правильные слова, потому что без законов люди начнут делать то, что придет им в голову – убивать, грабить, вести себя некультурно. Такое поведение нарушит общественный порядок и уничтожит комфортные условия жизни.

Задание 3. Английский учёный и философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?

Ответ:

В мире существует большое количество человеческих пороков, победить которые люди самостоятельно не могут. Для того чтобы не нарушать справедливость и сохранять ее, в обществе устанавливаются законы, правила поведения, нормы морали.

Органы власти следят за поведением людей, и в случае, если оно нарушает справедливость, права или свободы другого, к преступнику применяют санкции.

Задание 4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы — это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

Ответ:

Я поддерживаю точку зрения Виктора. На мой взгляд, в случае нарушения законов к преступнику нужно применять наказания, которые могут доходить до ограничения свободы. Оставлять нарушителя безнаказанным несправедливо, поэтому справедливость требует ограничения свободы.

В словах Наташи тоже есть доля правда. Ограничение свободы по незаконным причинам является несправедливостью. Человек с рождения имеет неотчуждаемое право на свободу, поэтому не может лишиться ее без весомых на то причин (нарушение общественного порядка).

Задание 5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?

Ответ:

Я полагаю, что расхождения между законами и реальной жизнью бывают, иначе бы люди не стремились и дальше бороться за справедливость. Некоторые индивиды совершают преступления, нарушая написанные и закрепленные в специальных документах законы. За это они в большинстве случаев несут наказания, которые подбираются в соответствии с Уголовным и Административным Кодексами.

Я несколько раз в своей жизни встречался(лась) с нарушением закона, которое проявлялось в сознательной форме. Когда я ехал(а) в общественном транспорте в школу, я заметила, как один парень не оплатил проезд. Он доехал до своей остановки и спокойно вышел, не чувствую вины за свой проступок. Кроме этого, я часто вижу, как люди стремятся быстрее перейти дорогу и либо делают это в неположенном месте, либо перебегают на красный свет светофора.

Последствия таких нарушений могут грозить различными санкциями. За проезд без оплаты парень мог получить штраф, и тогда ему пришлось бы отдать еще больше денег государству, чем стоит один проезд в автобусе. За несоблюдение правил дорожного движения люди так же могут получить административные санкции в виде штрафов. Но самое страшное, что пересекая дорогу в неположенном месте, они не только нарушают закон, но и ставят под угрозу свое здоровье, а так же судьбу и жизнь водителей.

Задание 6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Ответ:

Паскаль: «Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой».Фридрих Ницше: «Давать каждому свое – это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса».Федор Михайлович Достоевский: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».

Аристотель: «Государственным благом является справедливость».

Цицерон: «Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом».

Виктор Гюго: «Быть добрым совсем не трудно, трудно быть справедливым».

Пифагор: «Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым».

Платон: «Трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость».

Фридрих Ницше: «Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь».

Альберт Камю: «Свободен тот, кто может не врать».

Аврелий Августин: «Тот, кто добр – свободен, даже если он раб; тот, кто зол – раб, даже если он король».

Максим Горький: «Чем меньше человеку нужно – тем более он счастлив, чем больше желаний – тем меньше свободы».

Проблема свободы в философии

Следует заметить, что в философии проблема свободы осмысляется обычно по отношению именно к человеку, к его поведению. В природе свобода рассматривается как «непознанная необходимость», случайность. Свое развитие интересующая нас проблема получила в таких вопросах, как свобода воли и связанная с ней ответственность человека. Также затрагивалась проблема самой возможности быть свободным, говорили о свободе как о силе, которая регулирует общественные отношение. Наверно, ни один философский вопрос не обладает таким большим политическим и социальным звучанием, как интересующий нас. Очень важно определить, кто такой свободный человек и можно ли вообще считать людей свободными. Почему? Давайте разберемся.

свободный человек

Определение термина

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.

Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.

фото 775

Эрих Фромм писал о том, что в условиях современного общества человек «бежит от свободы», поскольку вместе с ней он берет больший уровень ответственности. В эпоху, когда мы сами решаем свою судьбу, мы сознательно от нее отказываемся. Потому что боимся последствий, которые последуют после принятия решения. Когда кто-то принимает его за нас, у нас всегда есть возможность сказать: «я не виноват, меня заставили». Но когда мы свободны и вольны решать самостоятельно, в ответе за свои решения оказываемся только сам индивид. Некоторые люди бегут от свободы неосознанно, просто перекидывая ответственность на плечи других. Другие же самостоятельно выбирают инфантильное поведение, когда они занимают позицию маленьких детей и предоставляют ответственность за свою жизнь кому-то другому: супругу или родителям.

Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи. Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие. В современном мире мешают:

  • кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
  • дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.

Основные вопросы, которыми занимаются философы в этом направлении, звучат так: «Что такое свобода?», «Существует ли безграничная свобода?», «Что мешает быть полностью свободным?». Также в философии считается, что человек не всегда проявляет свою волю.

Один из основоположников экзистенциализма Сёрен Кьеркегор считал, что «человек – экзистенция, соединяющая в себе вечное и временное, бесконечность и конечность, необходимость и свободу». Вообще философы, близкие к экзистенциализму, неизменно рассматривали человека через призму свободы, на которую он обречен, и исследовали её границы и смыслы. Но чем является свобода в философии и что экзистенциалисты вкладывали в это понятие? Возможность и право выбора, акт самосотворения, игру абсурда, вызов смерти и «ничто»? Разбираемся, что под свободой понимали Николай Бердяев, Лев Шестов, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер и почему «человек свободен, когда ему не нужно выбирать».

Экзистенциализм определяется в энциклопедиях и философских справочниках через призму проблем, посвященных человеку, его существованию, развитию, его отношению к самому себе, другим, культуре, религии. Провозглашается связанность философии существования с герменевтикой, онтологией, персонализмом и антропологией. Характер этого философского направления характеризуется как плюралистичный, аморфный, неопределенный. Что есть феномен экзистенциализма на самом деле? Что скрывается за этим полным драматизма языком, отстаивающим феноменологические начала свободы, возвышающим отдельную личность и её аутентичность, утверждая противоречивость и в известном смысле трагичность её существования? Возможно ли объять глубину экзистенциализма? Пусть этот вопрос останется открытым.

Широкая и всеобъемлющая констатация трагичности и болезненности существования человека размышлениями экзистенциалистов превращала философию не в феномен «о чем-то», а делала её «чем-то», способным помочь человеку. Но помочь не преодолеть свои абсурдные чувства, убеждения и настроения, а искать в них своё подлинное Я и свои смыслы. Попробуем приблизиться к природе философии существования через один из центральных её вопросов — свободу, на которую обречен человек. Основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор писал, что «человек – экзистенция, соединяющая в себе вечное и временное, бесконечность и конечность, необходимость и свободу».

Виднейший представитель русского экзистенциализма Николай Бердяев говорит о его синонимичности с философией свободы. Определяя его именно через свободу, ограничивает ли философ экзистенциализм или, напротив, открывает перед нами его подлинную глубину? Итак, Бердяев писал, что «свобода является исходной и определяющей реальностью человеческого существования». Свобода по своей природе двойственна, что демонстрируется через акт грехопадения как проявления свободы и выбора. Коротко говоря, следствием свободы может быть не только что-то вдохновляющее и априорно положительное, как, например, творчество, ведь, по мнению философа, свобода находит своё воплощение именно в нём, но и что-то разрушающее и непоправимое. В этом и заключается трагедия мира и «роковая участь человека». Что кроется за утверждениями о том, что свобода первична, что через неё определяется существование?Причиной бытия является свобода, она же становится целью, превращающей человека в творящее существо, принимающее участие в мире ценностей. Но подлинная свобода не соприкасается с выбором и свободой воли: «человек свободен, когда ему не нужно выбирать», потому что свобода — это создание. Свобода воли предполагает, что человек выбирает навязанное, что порабощает и угнетает, а выбор означает избрание в рамках императивов, норм и законов. Поэтому свобода — это творчество, тайно нового и гениальность, ведь «гениальны могут быть забота о ближних, любовь, мучения над вопросом о смысле жизни». Из чего следует, что она не обозначает лёгкости и наслаждения, а связывается с тяготой, трудностью и порой страданием, через которое человек приближается к делу Бога в мире. Необходимо сделать ремарку, что Бердяев отрицал причисление к экзистенциальным философам, что скорее значило отрицание принадлежности к атеистическому направлению экзистенциализма, так как основа его философии — экзистенция человека в априорном присутствии Бога.

В философии Льва Шестова свобода мыслится через противопоставление рациональности и знанию. Фундаментальной проблемой становится «власть идей», то есть неправильное выражение в знании отношения человека к миру и к самому себе. Философ писал, что «знание — непроницаемая оболочка, под которой живет, задыхается и умирает человек». Вечные истины, философские парадигмы далеки от стремлений к подлинности, творчеству и свободе человека. Здесь иррациональное противостоит рациональному как свобода объективации. Шестовым описываются ситуации внутреннего страха и отчаяния, присущие человеку, и их положительной стороной становится свобода. Жизнь дуальна и диалектична, её проявления чудесного и подлинного неразрывно связаны с их противоположными феноменами; здесь рождается свобода, уничтожающаяся объективацией и рациональным, стремящимся охватить и объяснить истину знанием.

Другой представитель теистического экзистенциализма — Карл Ясперс. Здесь перед нами снова является человек как акт самотворения, как возможность собственного бытия, как незаконченность, как перманентная реализация и конструирование самого себя. В этом раскрывается глубина и смысл свободы. Согласно Ясперсу, она не может быть доказана или не доказана, выступая как субъективная категория, которая проявляется в актуальном выборе человека, когда тот имеет мужество признать ответственность за самотворение, за свою судьбу. При этом не отрицается язык обстоятельств, а именно определенные эмпирические факты, формирующие поведение и выбор человека, но это лишь часть определенной ситуации, которая нацелена на пробуждение свободы в человеке. Существование законов, в том числе и моральных императивов как следствие свободы признается философом. Признавая свою свободу, человек признает свою конечность и пределы, стремясь их побороть. Это получает название пограничной ситуации. Примером может стать осознание смерти, причем не смерти как феномена неопределенного и общего, но как личной осознанной и принятой конечности. Это осознание порождает движение, цель которого преодолеть этот предел и границу. Познание пограничной ситуации и подлинное использование свободы помогает человеку постигать трансцендентное, не имея доказательств в подтверждение этому, то есть трансцендентное выступает здесь как субъективный и феноменологический феномен. В экзистенции человека главное свобода, которая неподвластна объективации.

В атеистическом течении экзистенциализма свобода также рассматривается детерминирующей и первичной. Жан-Поль Сартр провозглашает свободу универсальным онтологическим свойством человека, она снова определяет бытие. Здесь свобода — коренная сущность сознания. Сартр настаивает на том, что «человек не мог бы быть то свободным, то рабом: он всегда и полностью свободен или он не существует». Философом отвергаются степени свободы и утверждается ее абсолютность и безусловность как для духа, так и для сознания. Сартр отрицает, что самая тяжкая и пограничная ситуация может уничтожить свободу. Человек не может себя чувствовать в одних ситуация менее или более свободным, чем в других. Сартр выводит субъективную формулу человека:

«Человек есть то, что он сам из себя делает».

Человек как самотворящая сущность, которая сама себя называет, создает и определяет через свободу. Человек как свобода. Из её безусловности следует и абсолютность ответственности. Весь мир на плечах человека. В одной из своих работ философ писал:

«Никогда мы не были более свободными, чем во время немецкой оккупации Франции».

Но если мы заменим в этой фразе только одно слово, она приобретает свой глубокий смысл: «Никогда мы не были более ответственными, чем во время немецкой оккупации Франции». Согласно Сартру, известное утверждение о том, что свобода есть познанная необходимость, трансформируется в свободу как преодоленную необходимость. Человек — это свобода, которая является его трагедией и ответственностью.

Читайте также Сартр и Декарт: «Свобода — это единственное основание бытия»

Если обратиться с к абсурдному миру Альбера Камю, можно увидеть, что этот мир принадлежит человеку, который однажды, будучи поглощенным своими привычными рутинными практиками, задается вопросом: «Зачем это все?» Эта скука и отчаяние уводят человека в сторону от его монотонной жизни. Здесь свобода приобретает отчасти иной смысл, так как человек познает её принадлежность ему и её конечность. Абсурд даёт начало не только свободе, но и бунту человека, который впоследствии также не имеет никакого будущего. Абсурд Камю — это не вечная свобода, присущая религии, а свобода поступков, поэтому великой ценностью становится свобода быть.

По мнению немецкого философа Мартина Хайдеггера, сущность каждого человеческого Я мыслится и заключается в свободе. Но найти подлинное Я — непросто, так как человек постоянно создает себя сам, ведь сформированной однажды и навсегда сущности не бывает. Согласно философу свобода мыслится на фоне «Ничто». «Ничто» выступает опытом смерти в жизни человека. Поэтому, признавая собственную свободу, человек также признаёт и то, что её ничто не может ограничить, она противостоит смерти. Хайдеггер говорил, что свобода «не в бытии, а в небытии». В данном контексте фундаментальным значением наделяется страх, с преодолением которого связывается достижение свободы. Страх как постоянный путник человека на пути самоопределения и попыток самопонимания.

Теистический и атеистический экзистенциализм объединяет осознание глубины и значения абсолютной свободы, которая дарована человеку или на которую он обречен. Свобода в теистическом течении данного направления исходит от Бога, как и человек. Она определяет существование человека, свидетельствует о трансцендентном, предполагает трудность и тягость, пограничные ситуации, а также самотворение человека. В то время как атеистическое понимание пронизано отчаянием, исходящим от богооставленности — проблемы отсутствия Бога и потребности человека в нём. Здесь отсутствие Бога говорит о том, что «всё дозволено», о том, что человек — это самотворение, свобода, порождающая ответственность и трагедию, бунт и осознание конечности на фоне смерти. Мы видим, что экзистенциализм базируется на разных основаниях, но всегда приходит к одному знаменателю, к свободе. Можем ли мы сказать, что она подлинна? Претензия на истину противоречит природе экзистенциализма. Его не интересует подлинность свободы, достаточно лишь того, что она есть.

Подборка по теме

— Как Шопенгауэр, Кьеркегор и Ницше создали современную психотерапию

— Экзистенциальное сознание: что нам дает знание о конечности нашего существования?

— Я и Другой в структурализме и экзистенциализме

Обложка: Sisyphe, 1910-1925, Jules Desbois / Flickr / Yann Caradec 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свобода или ответственность

свобода личности или ответственность

Определение свободы человека менялось на протяжении веков. В современном понимании о нем впервые заговорили в период Ренессанса. Именно тогда людей стали считать высшей ценностью, а их свободу – неотъемлемым правом.

Во времена господства протестантской реформации слово «свобода» немного изменило свое значение. Оно подразумевало возможность найти свой путь к Богу и по-своему трактовать Библию.

Начиная с 19 века, свобода личности стала синонимом самовыражения. Под ней подразумевалась экономическая стабильность, возможность самостоятельно выбирать религию, манеру поведения, круг общения.

Ничего не изменилось и в наши дни. Свобода личности занимает важное место в устройстве общества. Индивид волен сам расставлять приоритеты, выбирать цели и методы их достижения. Но есть одно условие. Ваша свобода должна гармонично сосуществовать со свободами других людей. Это называется ответственностью. Более свободный – равно более ответственный человек. Обратная ситуация называется произволом.

2.П.С. Гуревич. Философия человека, часть2

Проблемасвободы и морали.

Как понять собственную свободу

проблема свободы личности

Задайте себе 4 вопроса:

  1. Самостоятельный ли я человек? На ваше мнение и поступки не должны влиять внешние факторы. Учитесь, развивайтесь, смело идите вперед. Останавливаться на достигнутом никак нельзя.
  2. Есть ли у меня любимое занятие или хобби? Человека, который не любит работу, вряд ли можно назвать свободным и счастливым. Поэтому задумайтесь, можно ли ваше хобби сделать постоянным источником дохода.
  3. Много ли времени я уделяю чтению? Начните с книг, посвященных саморазвитию и самопознанию. Свободы они, может, и не прибавят. Но вы точно будете знать, куда двигаться дальше.
  4. Могу ли я управлять своими эмоциями? Это, наверное, самый сложный навык.

Свободный человек обладает всеми перечисленными умениями. Он живет так, как считает нужным. Ориентируется только на свои ценности и приоритеты, оставляя позади мнение окружающих. Вы действуете точно так же? Значит, вас можно поздравить. Вы – свободная личность.

Теория основы

Известные общественные и культурные деятели описывали свободу личности по-разному:

  1. Возможность действовать в согласии со своими интересами и целями. Белинский.
  2. Отсутствие политического и экономического гнета, ограничений в политической и общественной жизни и деятельности класса или общества в целом. Добролюбов.
  3. Отсутствие рабства и крепостной зависимости. Чернышевский.
  4. Личная независимость, самостоятельность. Отсутствие зависимости или стесняющей связи. Возможность поступать так, как хочется. Достоевский.
  5. Легкость, отсутствие затруднений. Л. Толстой.

Часто свободу личности связывают с волюнтаризмом и фатализмом. Первое слово действительно имеет отношение к свободному человеку. Это стремление достичь поставленных целей, не обращая внимания на объективные обстоятельства и последствия.
Фатализм – прямо противоположное волюнтаризму понятие. По мнению фаталистов, личная свобода каждого индивида – это не что иное, как утопия. Жизнь человека заранее предопределена внешними факторами. Изменить их нельзя.
Как обстоят дела на самом деле?

Насколько важна свобода для человека?

Обладание ею для личности — это нравственный, социальный и исторический императив, критерий ее индивидуальности, а также показатель уровня развития общества. Жесткая регламентация поведения и сознания человека, произвольное ограничение его свободы, низведение его до роли «инструмента» в технологических и социальных системах наносит ущерб не только отдельной личности, но и обществу в целом. Ведь именно свободный человек в конечном счете составляет общество, которое становится способным не просто адаптироваться к социальным и естественным обстоятельствам действительности, но также их преобразовывать, преследуя свои цели.

свобода человека

Личность всегда является материальным конкретным носителем свободы, выступает ее субъектом. Соответственно, ими являются и общности (классы, социальные группы, нации), в которые она включена. Однако свободный человек неизбежно сталкивается с необходимостью. Как же разрешить это противоречие?

Значение решения проблемы свободы и необходимости

Огромное практическое значение имеет философское решение проблемы соотношения в поведении и деятельности личности таких понятий, как «свобода души» и «необходимость». Это важно в первую очередь для оценки поступков людей. Данную проблему не могут обойти стороной ни право, ни мораль, поскольку нельзя говорить о юридической и нравственной ответственности за поступки без признания свободы отдельной личности. Если люди действуют всего лишь по необходимости, а свобода души у них отсутствует, то теряет смысл вопрос об ответственности человека за свое поведение. Тогда «воздаяние по заслугам» является либо лотереей, либо произволом.

Бывает ли безусловная свобода

безусловная свобода личности

В рамках идеального мира да. Никто не способен ограничить полет мысли. Однако к реальной жизни это понятие неприменимо.
Абсолютная или безусловная свобода личности, конечно, заманчива. Но сама идея имеет ряд недостатков. К примеру, невозможность стать свободным от своего тела, совести, дисциплины или ответственности. Такие состояния могут причинить вред и самому человеку, и тем, кто его окружает.
В любом случае свобода наделена конкретикой и определенностью. Поэтому она не безусловна, а относительна. Но это не значит, что постоянно есть какие-то ограничения. Часто они не более, чем расширение возможностей.
Получается, нет необходимости стремиться к абсолютной свободе личности. Это иллюзия.

Истиный путь.

Задайте себе вопрос, почему это действительно так Важно для Вас? Осознайте, что даст Вам она? Какая свобода Вам нужна в действительности? Многие путают материальное благополучие со свободой. Очень часто имея первое, Вы остаётесь в узниках кого либо или чего либо. Научитесь разделять эти вещи, подумайте над своей жизнью, её ценностями и идите дальше.

свобода в жизни
Знайте, Ваш собственный путь свободы заканчивается там, где начинается путь другого человека, помните об этом, но не переходите на личности и обиды. Предупреждён – значит вооружён. Имея волю выбора в отношениях, отсутствие давления с противоположной стороны – мы обретаем широту психологическую. Это может быть в любой ситуации: с начальником, мамой, друзьями. Будьте равноправны во всём, все Мы личности и заслуживаем подобающего к себе отношения.

свобода в жизни
Будьте вольны социально. Человек выбирает свой путь исходя из своих интересов в жизни. Вы независимы, выбирайте работу и образование исходя из своих внутренних побуждений.

Вы должны жить в удовольствие. У человека, идущего по истинному пути, всегда есть такая возможность.

Как стать свободной личностью

как стать свободной личностью

Для начала осознайте, что настоящая свобода идет изнутри. Она зависит от установок, заложенных глубоко в сознании и подсознании.
Свободный человек обладает рядом отличительных признаков:

  1. Управляет своими инстинктами и рефлексами. Благодаря этому ведет себя в обществе корректно.
  2. Не устанавливает себе рамки, не расписывает жесткий режим. Свободные личности тонко чувствуют сигналы организма. Они знают, когда нужен отдых, когда наступает лучшее время для работы или приема пищи.
  3. Свободная личность не имеет комплексов. Особенно это касается неуверенности в себе и низкой самооценки. Эти отрицательные качества забирают жизненную энергию, съедают изнутри. Поэтому свобода от них развивается так долго.
  4. Не находится во власти эмоций. Зависящий от чувств и ощущений человек часто совершает необдуманные поступки. После он о них жалеет, но ничего не может изменить. В результате развивается еще один комплекс. Независящая от эмоций свободная личность легко принимает решения, может со стороны оценить свои поступки и осознанно исправить ошибки.

Еще один признак свободного человека – детская непосредственность наряду со взрослым мышлением.

Решение проблемы свободы воли

В философии с давних времен шли нескончаемые споры по поводу свободы воли, то есть возможности самоопределения человека в собственных действиях. Они начались еще со времен Сократа. Является ли воля подчиненной чему-то внешнему или же она самополагаема? Источник ее находится в себе или приходит извне? Эти вопросы были вызваны большой значимостью данной проблемы, представлением о личности как субъекте творческой и нравственной деятельности. В решении их было следующее противоречие: если любое действие является строго определенным и ничем, кроме того, что оно есть, то его невозможно поставить в заслугу или вменить в вину. Однако, с другой стороны, представление о том, что воля является лишь «конечной причиной» некоторого морального действия, ничем не обусловленного заранее, предполагает, что причинный ряд явлений разрывается. На чем же тогда основаны мысли свободного человека? Это противоречит потребности обоснованного, логического научного объяснения.

Практические рекомендации

Следование простым, но действенным советам поможет обрести внутреннюю свободу и уверенность в себе.

Поймите, что мешает быть свободным

Сделать это нужно в самом начале пути к внутреннему освобождению. Существует 7 факторов, делающих личность зависимой:

  • страх, неуверенность в себе, комплексы;
  • мнение общества, стереотипы;
  • зависимость от денег;
  • неумение делать выбор самостоятельно.

После того, как вы определите причину несвободы, решительно действуйте. Искореняйте перечисленные факторы один за другим.

Победите свои внутренние барьеры

К ним относятся все те же страхи и комплексы. Обычно это следствие прошлых неудач. Бывает и так, что родители, потерпев крах в каком-то деле, неосознанно программируют на него детей. Это первый и самый главный барьер.

Будьте искренними перед самими собой

Вокруг есть люди, которые знают, как вам жить. Не спешите проявлять бунтарский дух и противоречить им. Спокойно выслушайте их мнение, но действуйте так, как считает нужным.

Помните, у каждого человека своя жизнь. И распоряжаться ею каждый волен по-своему.

Но есть одно но. Прежде, чем учиться отстаивать свое мнение, его нужно найти. Искренне расскажите себе, что вы думаете по тому или иному поводу, определитесь с желаниями и целями. Станьте индивидуальностью. Это прямой путь к свободе личности.

Научитесь самостоятельно принимать решения

Отсутствие этого навыка делает людей зависимыми. Но почему они так боятся самостоятельности? Есть 2 причины:

  1. Невежество. Человек не знает, что делать дальше, не уверен в правильности принятых решений, боится последствий. Изменить ситуацию легко. Изучайте окружающий мир. Здесь речь не идет о биологии, ботанике и других науках. Получайте информацию о своих правах и возможностях. Выделяйте время на саморазвитие.
  2. Отсутствие практики. Как можно стать независимым и свободным, если не практиковаться в принятии решений? Конечно, никто не защищен от неудач и ошибок. Но и бездействие свободу не подарит. Поэтому не бойтесь делать самостоятельный выбор. Рискуйте.

Главное в вопросе самостоятельности – хотеть измениться. Если такого желания нет, прогресса тоже не будет.

Освободитесь от материальной зависимости

Деньги дают множество возможностей и определенную свободу действий. Но при неправильном их использовании берут человека в рабство. Именно поэтому финансовое благополучие нельзя делать целью всей своей жизни.

Не нужно становиться отшельником. Лучше пересмотреть свое отношение к работе. Если есть возможность, занимайтесь тем, что приносит доход и одновременно дарит положительные эмоции. Это и есть свобода личности.

Постоянно пробуйте новое

Этот совет можно перефразировать: освободите разум от сдерживающих его оков. Свобода личности подразумевает отсутствие ограничений и стереотипов. Их наличие называется рабством. Избавиться от него легко. Откройте себя навстречу новым ощущениям, знаниям, эмоциям. Пробуйте новые занятия, изучайте иностранные языки, знакомьтесь с интересными людьми. В кратчайшие сроки вы почувствуете небывалую свободу.
Освободиться помогут и путешествия. Выделяйте время на посещение новых мест. Не обязательно отправляться на другой континент. Можно в ближайший выходной съездить в соседний город или даже исследовать неизученные уголки своего.

Читайте

чтение литературы

Особенное внимание стоит уделять биографиям известных людей, сумевших стать независимыми. Их пример будет мотивацией, стимулом развиваться, идти вперед. Результат – свобода личности, хорошее настроение, уверенность в себе.

Научитесь управлять собственной жизнью

Иначе это будет делать кто-то другой. Постоянно сомневающийся в себе человек легко становится жертвой манипуляторов. Поэтому берите ответственность за себя в свои руки. Не идите на поводу у других. Не делайте то, что вам не нравится. Научитесь жить, согласно своим желаниям и взглядам.

Окружите себя достойными людьми

Важно, чтобы вокруг были те, кому хочется подражать. Жизнь – это своеобразная ролевая игра. И, скорее всего, в ней есть персонаж, на которого вы хотите быть похожими. Не нужно бездумно копировать его манеру поведения и поступки. Это уже некая доля рабства. Учитесь на примере успешных людей целеустремленности, упорству и независимости.

Ни в коем случае не сравнивайте себя с окружающими. С одной стороны, конкуренция побуждает становиться лучше. А с другой, часто является причиной депрессии и неуверенности в себе.

Разрешите себе действовать импульсивно

Запомните, не обязательно жить по устоявшемуся графику. День – это не только овсянка и кофе с молоком на завтрак, работа и легкий ужин. Прежде всего, это новые эмоции.
Вам хочется сегодня «Мохито» и морепродукты на ужин? Почему бы и не позволить себе такое отступление от правил? Или, может быть, вы хотите внести немного ярких цветов в повседневный офисный костюм? Действуйте!

Отсутствие монотонности в жизни равно свободе личности.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Детерминизм и индетерминизм

В понимании свободы воли в соответствии с этими двумя сторонами антиномии выявились две основные философские позиции. Первая из них — детерминизм (от лат. слова, означающего «причинение», «определение»). Представители данного направления считали, что волю следует объяснять определенными причинами. Вторая — индетерминизм, отвергающий такую возможность. Сообразно с различными факторами (духовным, психическим, физическим), которые признаются причиной волевых действий, среди концепций детерминизма принято различать механический, или «геометрический» детерминизм (Гоббс, Спиноза) и психологический, или психический, менее строгий (Т. Липпс). Самым последовательным индетерминизмом можно считать учения Мен де Бирана и Фихте. Однако доведенный до логического конца индетерминизм упирается в так называемую свободу безразличия, то есть равную возможность противоположных решений. Это приводит, в свою очередь, к параличу воли (вспомните, например, «буриданова осла», то есть необходимость выбора между двумя равными альтернативами), а также к абсолютной случайности совершаемого выбора. Рассуждая так, нельзя утверждать, что каждый человек свободен. Поэтому в истории философии преобладающим оказался принцип смешанной (эклектической) доктрины. Таков, например, дуализм Канта.

10 заповедей свободной личности

10 правил свободы личности

Простые правила подарят внутреннюю свободу, сделают жизнь яркой и красочной:

  1. Вы имеет право единолично оценивать свои поступки и слова. За последствия будете отвечать только вы, но никак не другие люди. Вы лучше знаете, что нужно именно вам.
  2. Вы можете не извиняться и не объяснять, почему поступили так, а не иначе.
  3. Не стоит брать на себя ответственность за поступки других людей.
  4. Свое мнение вы можете изменить в любой момент. Для этого не понадобится чужое одобрение или разрешение.
  5. У вас есть право на совершение и последующее исправление ошибок.
  6. Вы не обязаны знать ответы на все вопросы. Не стесняйтесь признаваться в этом.
  7. Свободный человек не зависит от отношения окружающих людей. Если вы им не нравитесь, это их проблемы. Главное, чтобы вы сами ценили и уважали себя как личность.
  8. Вы имеете право принимать любые, даже нелогичные решения. Людям не обязательно понимать мотивы ваших поступков.
  9. Если не понимаете человека, так и скажите. Не стоит притворяться.
  10. Смело говорите, если вас не интересует тема разговора или увлечения других людей.

Кажется, что большая часть заповедей противоречит общепринятым взглядам и устоям. Но их соблюдение поможет избавиться от гнета общественного мнения и обрести настоящую свободу личности.

Что мешает жить полноценно?

Боязнь потерять опору под ногами в 5-7 раз искривляет восприятие человеком реальности.

Для объяснения того факта, что люди страшатся поражения намного сильнее, чем победы, Даниел Канеман в книге «Думай медленно… решай быстро» применяет теорию перспектив. Психолог утверждает, что если человек боится что-то потерять, его восприятие реальности преувеличено как минимум в два раза. Но так он написал только в своем научном докладе, потому что знал, что его выводы будут подвергнуты тщательной проверке. Зато в более узком кругу он сказал, что полученные им данные доказывают: люди, пытающиеся избежать потерь, склонны к преувеличению реального положения вещей в 5-7 раз.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

У меня есть знакомая, которая обожает свою работу. Вернее, то, что она дает ей возможность учиться, набираться опыта и делать что-то значимое. Но в этой же работе девушку многое ограничивает и вызывает у нее разочарование. Несмотря на все ее великолепие, такая работа совершенно не отвечает интересам моей знакомой, но она не хочет потерять все те плюсы, что имеет.

Страх потери приковал ее к определенным обстоятельствам. Девушка боится идти на риск, меняя что-то в своей жизни, но при этому глубоко в сердце понимает, что так было бы правильно, и только так можно обрести свободу.

Без неопределенности свободы не бывает. Поэтому если вы вынуждены находиться в условиях, когда все предсказуемо и заранее предопределено, значит, вы заперты в мыльном пузыре.

Вы узник своей истории и давно ушедших чувств, а потому неспособны встретиться лицом к лицу с полным неизвестности будущим и, соответственно, обрести свободу.

Дуализм Канта

общество свободных людей

По мысли этого философа, являясь существом разумным, принадлежащим к умопостигаемому (интеллигибельному) миру, человек должен быть свободным (в определении своего поведения, в нравственной жизни). Однако в эмпирическом (опытном, природном) мире, в котором господствует естественная необходимость, люди в своем выборе несвободны, их воля обусловлена причинно.

Концепция Шеллинга

мысли свободного человека

Концепция Шеллинга также носит следы подобной двойственности. Этот мыслитель определяет, с одной стороны, свободу как необходимость внутреннюю. С другой, он признает, что характер первоначального выбора является самополагающим. Последнее у Шеллинга все-таки преобладает. Этот философ говорит, что человек поставлен на распутье. Он имеет внутри себя источник свободного движения и ко злу, и к добру. Связь этих начал в нем свободная, а не необходимая. Что бы ни выбрал человек, его деянием будет следствие его решения. Таким образом, свободная жизнь — понятие двойственное.

Мнение Гегеля о свободе и необходимости

каждый человек свободен

Диалектическая постановка интересующей нас проблемы необходимости и свободы наиболее ярко в философии выражена Гегелем и Спинозой. Гегель считал, что свобода — это осознанная необходимость. Однако этот мыслитель, провозглашая свободу воли, по сути наделяет ею «мировой дух» (то есть абсолютную идею), а не человека. Ведь нельзя в этом случае сказать, что человек рождается свободным. Именно «мировой дух» у Гегеля является воплощением свободы воли в чистом виде.

Будьте честными с собой

Несомненно, совсем не лишним будет иногда прислушиваться к мнению других людей. Однако делать это нужно осознанно. Несмотря на то что от своих родителей и друзей вы получите хороший совет, не стоит забывать, что у вас своя жизнь, а потому вы вправе распоряжаться ею на свое усмотрение. В этом и будет проявляться ваша свобода как личности. Перед тем как стать свободным и начать отстаивать свое личное мнение, нужно его для начала выработать. В противном случае ваш бунтарский дух будет выглядеть нелепо.

Другие тенденции понимания свободы воли

Среди тенденций понимания свободы воли, представленных в идеалистической философии конца 19 — начала 20 вв., преобладает личностный (персоналистический) и волюнтаристский индетерминизм. Распространена также позитивистская установка не касаться этой проблемы. У Бергсона переплетаются обе тенденции. Он ссылается в защите свободы воли на уникальность и органическую ценность душевных состояний, которые нельзя разложить на некоторые отдельные элементы, и поэтому они причинно не обусловлены. Виндельбандт волевые акты рассматривает в одних случаях как свободные, а в других — как причинно обусловленные.

Также проблема свободы воли находится в центре внимания экзистенциализма атеистического (Камю, Сартр), усматривавшего в укорененном в «ничто» (то есть в абсолютной открытости бытию, потенциальности, возможности) человеке носителя абсолютной свободы, который противостоит внешнему миру, сводя фактически к своеволию и переходящей в бунт «свободе безразличия» свободу воли.

У вас всегда есть множество возможностей

хочу стать свободной

Человек должен понимать, что живет он здесь и сейчас. Всегда есть возможности осуществить свои самые дерзкие планы. Как стать свободным человеком? Нужно перестать откладывать жизнь на потом и искать лучший момент для осуществления мечты.

Человек может очень долго желать стать писателем. Он будет много читать, ходить на семинары, сидеть на скучной офисной работе, но при этом не находить времени, чтобы сесть за творчество. Стоит только прочитать любую биографию творческой личности, чтобы понять: отсутствие идеальных условий не является помехой для творчества. Вы можете найти время на все, что вы хотите. Планируете научиться рисовать? Запишитесь на курсы. Нет денег, чтобы заплатить за курсы? Купите бумагу и краски и посмотрите обучающий ролик в Интернете. Возможность реализовать свой потенциал есть у каждого, но немногие пользуются ею.

Философия жизни

Это иррационалистическое направление философии зародилось в Европе в конце 19 века. Основателем его является Ф. Ницше. Философия жизни была развита в трудах А. Бергсона, В. Дитлея, Шопенгауэра и Шпенглера. Она противостояла эпохе романтизма и рационализма, господствующим в то время. Шопенгауэр, сочетая кантианские и буддийские идеи, заявил, что мировая воля является самым главным.

Ницше отвергал использование рационализма и разума в философии, поскольку это могло убить жизнь. Предлагалось в качестве познания опираться на чувства, интуицию. Ницше, таким образом, решил одну из основных проблем философии — отношения мышления (разума) и жизни. Он разделил их и привлек тем самым внимание многих других мыслителей. Этот философ, введя понятие «жизни», заявил, что именно она — источник всего. Все исходит именно из жизни: сознание, материя, живые существа и прочее. Жизнь, по его мнению, в абсолюте не исчезает, так как присуща нам самим. Ницше также ввел новое понятие — «воля к власти». Она является главной движущей силой эволюции, ее стимулом, и пронизывает все существование человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...