Проблема человека в философии

Проблема человека в философии

Введение

Проблема человека в философии – настолькообширная тема, что её можно сопоставить с философией как наукой в целом,поскольку решение именно проблем человека – задача этого извечного видадеятельности, поисков и исканий, сопровождающих всё человечество издревле.Вместе с тем, поставленная проблема выходит далеко за пределы одной лишь науки,ибо проблема, касающаяся человека, и решается человеком, соответственно.Следовательно, огромный потенциал энергии, имеющийся в запасе у общества,расходуется именно на преодоление трудностей и поиск решений, важных длячеловека. Проводя определенные материальные параллели, выясняем, что существуетопределённый закон сохранения энергии. Поэтому, то, что человек получает, онобязан и отдать – встречающийся в природе метаболизм – подтверждение этому.Примером тому служит и наличие единой проблемы становления и развития человекав разных науках и их производных – так различают антропологию права, философии,социологии, культурологии и прочих наук. Объяснение также представляетсявозможным дать и тому факту, что ранее, на заре появления человека, такиепроблемы последнего не волновали. Это, если и имело место быть, то происходиловвиду того, что в условиях недостаточной осведомлённости и уменийпреобразования природных ресурсов в материальные блага, невозможно былопрогрессивно мыслить – необходимо было выживать и единственная проблема,волновавшая человека – стремление выжить в неблагоприятной среде. Философскаяантропология включает в себя многообразные и противоречивые школы инаправления, но, невзирая на их различное представление о мире, можно суверенностью сказать, что каждая из них внесла определённый вклад впредставление человека о мире. Учитывая наличие у людей способностивоспринимать действительность и осмыслять происходящее вокруг него, (неважно,как назвать – свойством разума или душой), мы, находясь на невысоком уровнеразвития в понимании самих себя, точно представляем, что любое существующее инесуществующее явление так или иначе прошло «обработку» сознанием человека ивоспринимается им субъективно. Свидетельством существования такой «обработки»считаем наличие так называемых выдуманных вещей, не воплощённых материально илиже предполагаемые явления или вещи, которые никто не воспринимает по причине ихнедоступности для человеческого восприятия (классический пример – мегамир,известный в науке естествознания как вселенная). Под этим понимается такой виддеятельности человека как мышление, которое зачастую в случае недостаткаинформации об изучаемых явлениях ведёт к предположениям, догадкам, интуиции,порождаемой воображением – свойством разума. В свете вышесказанного попытаемсявыделить проблему из ряда иных важнейших философских проблем, разрешениекоторой и должно быть квинтэссенцией философии – человек.

Определив рамки изучения проблемы, определимся ис её субъектом и предметом. Согласно одному из философских определений, человек- сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом болеесложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человекявляется существом как биологическим, так и социальным. Можно конечноостановиться на таком определении, какое в своё время предложил миру Платон,считавший человека двуногим животным без перьев, однако мы этого не сделаем по несколькимпричинам, изложенным в следующих главах. Как же исторически формировалсячеловек как существо биосоциальное? В этом и состоит суть проблемыантропогенеза (гЕнезис – от греческого “genesis”- происхождение). При этом термин “проблема” здесь как нельзя лучшеподходит, ибо перед сегодняшней наукой стоит действительно сложная и актуальнаязадача, требующая своего решения.

Важность проблемы человека связана с тем, чтофилософия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а онинепосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, сосмыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслениемперспектив развития человечества. Проблема человека решалась по-разномуразличными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделитьосновные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека,субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое,диалектико-материалистическое, иррациональное. Особое значение эта проблемаимеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цельобщества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннегоразвития. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек этотворец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понятьисторический процесс. Человек явление очень сложное, поэтому исследованиечеловека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии,эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук. Специфика философскогоподхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность,человек и мир человека в его основных проявлениях.

.       
Некоторые подходы к решению философских проблем

проблемачеловек философия

Еще некоторые античные философы, и в их числеАристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественнымживотным. Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесьсуществуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход кчеловеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на егожизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подходпродолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никакимвлияниям.

Социалистический подход – это признание вчеловеке только социального начала и игнорирование при этом биологическойстороны его природы. Конечно, человек – это, прежде всего, существо социальное,но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов наЗемле.

На понимание сущности человека очень большоевлияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, какрелигия. Так, ранее христианство выделяло в человеке, прежде всего, его разум,его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековоехристианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой,средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращаласьк духовному началу в человеке.

Большинство современных ученых считает, чтосущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного.Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключаетсяотличительная особенность человека. И еще человек обладает физической идуховной способностью к самосовершенствованию.

Социальная сущность человека выделена вопределении, данном К.Марксом. Он писал, что «…сущность человека не естьабстракт, присущий индивиду. В своей действительности она есть совокупностьвсех общественных отношений…»

.        Собственное видение проблемы и способеё преодоления

Во всех взглядах и мнениях можем усмотретьнекоторую связь – все они предполагают наличие в человеке нескольких начал -биологических и социальных, материальных и не имеющих материального выражения,земных и внеземных, духовных и телесных. Не кажется ли вам, что всю своюисторию человечество по-разному определяет одни и те же явления, которыеприсущи человеку? Истории известны имена многих выдающихся людей, известных засвои успехи в философии, литературе, вообще в любом виде деятельности. И,изучая биографии каждого из них, мы неизбежно приходим к выводу о том, что назакате своих дней они признают себя бессильными в понимании мира. КнигаЕкклесиаста, или проповедника (обратим внимание на постановку запятой) – прямоговорит нам об этом. В данном памятнике литературы заключён огромный опыт,измеряющийся целыми поколениями, принесшими себя в жертву попытки понять этотмир и через него понять себя. Эмпирика, опытным путём удостоверенные факты,дают весьма убедительные ответы. Что понял Екклесиаст в ходе своих исканий? -«Суета сует! Всё – суета и томление духа». Что нет пользы человеку от всех еготрудов, а что было – то и будет, и что делалось – то и будет делаться, и нетничего нового под Солнцем! Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот, это -новое!», но это было уже в веках, бывших прежде нас! Нет памяти о прежнем, да ио том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Во многомтакие рассуждения абсолютно справедливы. В этом заключается метафизичность -отсутствие развития, повторение того, что уже было, хождение явлений «покругу». Такие циклы окружают нашу реальность – это аксиома, котораяподтверждается простым беглым изучением изменения, а точнее, неизменностичеловеческих взглядов на вещи, сменяющие друг друга во времени и обрастающиеновыми знаниями (См. Приложение – Рисунок «Параллельные плоскости – условиесохранения разума». Круги на оси «Альфа» – циклы воззрений человека тем больше,чем обширнее смоделированная информация о мире). В то же время существует и «плоскость“B”» – недоступнаявосприятию человека ввиду его ограниченности во времени и пространстве,человеком объясняется как смысл «сам в себе»)

Лев Николаевич Толстой попытался вернуться кэтой проблеме, только изучал её теперь при помощи научного познания мира – иэтому также можно найти объяснение – и в итоге мучительных поисков ответов,нашёл спасение в религии, не найдя ответ в науках. При попытке более глубокогоисследования этой проблемы, мы обнаружим, что ответ для себя Толстой нашёл,изменив метод познания проблемы, вовремя избежав, таким образом,односторонности материализма и перестроив свои рассуждения на путьсубъективного идеализма, проще говоря, приобщившись к народу, уяснив для себя,что можно быть счастливым, обладая малым или же вовсе – ничем. Не религия -ответ на вопрос, но лишь субъективное отношение к действительности. Изучая его«Исповедь», мы начинаем понимать, что ни один человек, философ ни разу не дошёлдо ответа на вопрос «Для чего я здесь?», а также и то, что это – интереснейшаязакономерность. Безусловно, поиск истины привёл к появлению множества новыхзнаний, всё расширяющихся и увеличивающихся на протяжении тысячелетий,теряющихся и вновь открываемых, но, так или иначе, человек беспомощен в поискеответа на главные вопросы его существования. Существуют определённыесоображения по этому поводу, которые схематически представлены в приложении кданному реферату. Изучая рисунок, можно понять, почему мир столь безуспешен впопытке отыскать истину. Это происходит постольку, поскольку в трёхмернойдействительности вектор, направление усердного внимания учёных направлен вдругую сторону, а увеличивающийся запас знаний не способствует приближению кразгадке тайны человека. При этом следует помнить о том, что в природе всенаходится во взаимодействии и построено по единому принципу. Это означает, что«разбитый» на «микромир», «макромир» и «мегамир», мир изучаемый человекомвесьма и весьма условен. Помня о том, что время и пространство – сутьбесконечная (иначе быть и не может), понимаем, что так субъективновоспринимаемый человеком «мегамир» может являться лишь также субъективновоспринимаемым микромиром для разума пространственно большего, чем мы. В такомслучае зададимся вопросом: «почему при изучении «миров» мы не находим этотразум?» Ответ очевиден – мы находим его в виде одноклеточных, которые в своюочередь делятся на молекулы, атомы, их ядра, протоны, кванты, фотоны… Мы ненаходим его в «мегамире», поскольку не возможно изобрести устройство, обратноетелескопу по назначению, но в то же время схожее с ним в области применения(нельзя микроскопом изучить то, что принято называть космосом). Перечислениеможно продолжать бесконечно. Рассматривая полученную картину бесконечногостроения Мира, можно совершенно просто объяснить принцип существования Миров,получивших наименование «мира духа» и «мира материи». По существу, эта модельразрешает основное противоречие современного мира между материей и духом. Можнос одинаковым правом (успехом) говорить, что все есть дух или что все естьматерия. Нам трудно это всё представить, поскольку человек не развит достаточнодля того, чтобы воспринимать неограниченность Мира по времени и пространству,хотя одновременно с этим и достаточно легко. Просто стоит задуматься о том, чтодаже за пределами возможного восприятия нами мира, где отсутствует всё (напримере космоса – звёзды, например), в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ЕСТЬ что-то. И даже еслиэто «что-то» всего лишь пустота, она всё равно существует и поэтому бесконечна.Так же точно и со временем. Невозможно представить то, что было до времени, дотого, как оно началось, потому что также в любом случае оно было, ибо неявляется единицей измерения, но лишь мерой отсчёта определённых циклов, которыеимеют значение лишь для человека, не живущего вечно как существо, посколькуявляется частью природы, той диалектической метафизичности ( диалектичностьпроявляется в том, что, например, человек умирает, рождается другой,развивается, привносит свои измышления (не мысли) и «обогащает» ими науку,бесполезную для понимания смысла жизни (истины). Это означает, что когдаматериалисты говорят об абсолютности Материи, а Мистики, в ассонанс им, – обабсолютности Духа, то они говорят об одной и той же объективной реальности,только в разных состояниях и с разных, субъективных позиций. И то, и другое, всвоём логическом завершении непременно приведёт к осознанию человеком того, чтоневозможно найти ответ на вопрос «Для чего я здесь?» и «В чём смысл жизни?»,что обернётся завершением цикла «существование цивилизации». И о сегодняшнихнаших достижениях, возможно, будут говорить через миллионы лет новые носителиразума, обнаруживающие захоронения, археологические экспонаты, предметыматериального мира, которые будут сподвигать их «копать дальше», чтобы узнатьсмысл уже их жизни, как сегодня делаем мы, откапывая останки динозавров иизучая древние «пирамидообразные» образования на дне Атлантического океана.

Заключение

В связи с этим возникает вопрос: «Что делать?»Ответ можно поискать в одноимённой книге Николая Чернышевского, однако гораздопродуктивнее поразмыслить над следующим.

Представим себе, гипотетически, что человекобзаведётся исчерпывающим объёмом умений и знаний, откроет все уровни Мира,познает смысл жизни, узнает, для чего он существует, в общем, познает абсолютновсё. Что дальше? Прогнозируя варианты развития событий в, принципе невозможных,представим себе ещё одного человека, который работает над изучением какой-либомашины или механизма, например, паровой машины. Есть смысл её конструировать,поскольку она отвечает требованиям общества и заинтересованности изобретателя(в данном случае заинтересованность обусловлена неизведанностью действиямеханизма). Когда машина изобретена, пропадает потребность в её изучении. Ипоявляется заинтересованность создания более мощного механизма и последующийотказ от паровой машины в случае успеха изобретения последнего. Таким образом,подобно тому, как изобретатель теряет интерес к паровой машине, увлекшись идеейсоздания нового механизма, человек, познавший смысл жизни, начнётинтересоваться следующим уровнем вопроса. Думается, что в этом заключаетсяневедомый механизм защиты разума – в извечном стремлении человека познать,выяснить и понять. Разновидность этой «защиты» – смена поколений, «очищающая»память человечества и заставляющая человека открывать заново то, что былоизведано предками. И задача представителя нового поколения – «доосмыслить» ипереосмыслить достижения старого. Этим, главным образом, вызвано желаниеузнавать дальше, действуя созидательно. Желание мотивированно определенными схемами,искусственно созданными (неслучайно, например, Христианство считаетбогохульством рассуждение «о Причине», так как это то, что зовётся Богом),субъективно воспринятыми (например, представление пирамиды Маслоу, известнойвсем из курса Экономики) и на самом деле абсурдными, но действеннымиубеждениями об ограниченности ресурсов в условиях неограниченностипотребностей. Сюда же можно отнести и элементарные эмоции человека ивраждебность или боязнь (что при определённых условиях коррелирует друг с другом)к неизведанному, эгоизм (порождает стремления сделать себе лучше) и альтруизм(искусственно создан в виде морали с появлением орудий труда, которые сталиопасными для жизни общества, если использовать их в бою. Здесь обращаемся кмнению Новосёлова Олега, который считает, что смертность у животных, обладающихорудиями убийства – клыками, ядом, силой – меньше, чем у «безоружых» обезьян,поскольку такие смертоносные животные, например, ядовитые змеи в ходе битвы вбрачный период отворачивают свои ядовитые и смертельные части в стороны -природный механизм защиты вида от вымирания). Такие явления мотивируют разум насвершения, чему предшествует заинтересованность.

Таким образом, установив бесконечность всего,понимаем, что невозможно познать всё, но вполне реально уяснить механизм работыМира (или миров, что одно и то же), а, используя опыт всех предыдущихпоколений, нам остаётся лишь, не признавая их опыт безрезультативным,преумножить их достижения, улучшив качество своего существования(удовлетворение материальными благами), обогащая и развивая разум («духовнаяпища»), мы сможем извлечь всё возможное из того, что мы называем жизнью,наслаждаясь её многообразием. В таком случае вопросы «Зачем я здесь?» не станутна повестке дня, что даст дорогу развитию в субъективном понимании и отразитсяулучшением отношения к миру и просто настроением, пока механизм природы несделает своё дело, предоставив дорогу новому разуму – нашим последователям.

Приложение. Рисунок «Параллельные плоскости -закон сохранения разума»

image001.gif

Список использованной литературы

)        Философия – под редакциейпрофессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова, Москва, 1998

)        В.Н. Лавриненко. Философия:учебник (http://society.polbu.ru/lavrinenko_philosophy/ch77_i.html)

)        Лев Толстой. Исповедь. Ожизни., Азбука-классика, 2009 г.

4)      КнигаЕкклесиаста – Электронная библиотека(<http://www.ctel.msk.ru/media-club/bible/024-p.htm>)

Определение проблемы философии

фото 748

Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.

Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Философия человека.

Философия человека — это не просто комплекс знаний о человеческом феномене, которые дают наука и медицина, искусство и религия. Это осмысление целостности человека: метафизическое постижение его как уникальной родовой сущности, вместилища духовных потенций и социальных свойств, источника воли и морального поведения, а также его особого положения в природе и обществе в качестве разумного существа. Это стремление постигнуть самосознание человека как субъекта свободных действий, творца всех культурных ценностей и своей собственной судьбы. Это нацеленность на постижение бытия человека как личности (меры целостности) — индивидуального средоточия и выражения общественных связей и отношений, всех идеалов и норм социального бытия. Глубоко анализируя и синтезируя человеческую суть, философия стремится понять диалектику внутренних и внешних импульсов в становлении личности, обладающей некими почти божественными качествами, а именно способностью вносить порядок в природные и общественные процессы и явления. Человек — единственное существо на Земле, а может быть, и во Вселенной, знающее о своей смертности, но активно стремящееся к вечности.

Знаменитый поэт и философ Омар Хайям (ок. 1048-ок. 1123) человеческую сущность оценивает следующим образом: «Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно велик». Не случайно в истории философии издавна бытуют принципиально разные трактовки человеческого феномена. Одни его представляют как «тупиковую ветвь» в мировой эволюции, то есть как природную патологию, а другие, наоборот, как наивысшую ступень в саморазвитии Мироздания и как особый смысловой пласт в становлении и совершенствовании принципиально новой, постбиологической формы движения материи — ноосферной. Философы давно, еще во времена античности (Сократ), поставили перед собой ответственную задачу познать и понять человеческую суть. Отсюда целевым алгоритмом в научном познании человека и философском осмыслении его качеств и способностей стала критическая оценка его уникальности с последующим осознанием его особой роли в судьбе планеты, Космоса.

Согласно современным научно-философским воззрениям, человека не следует понимать как некую марионетку, бесприкословно подчиняющуюся имманентным побуждениям и инстинктивным позывам собственной биологической природы. Он обладает волей, одарен разумом — совокупным умом, «созидающим второй мир», дорожит своими честью и достоинством. В силу этого обстоятельства человек с присущей ему настойчивостью ищет смысл собственной жизни. Он осознает свое прошлое, оценивает настоящее и прогнозирует будущее. Осознание себя как уникального земного существа позволяет индивиду раскрыть в себе некое космическое предназначение. А это значит, что каждый человек живет и действует в мире природы и обществе только как личность. Важно подчеркнуть, что задача научного и философского прояснения сущности личности -одна из основных (если не главная) в общечеловеческом бытии.

Частные проявления феномена человека изучают такие науки, как биология, физиология, психология, медицина, социология и другие. Но целостное его постижение — это «привилегия» философии. Философская программа познания тайны человека сохранилась с древних времен. Что есть человек? Откуда он взялся? Какова структура его внутреннего (духовного) мира? На первый взгляд эти вопросы могут показаться простыми. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что в них заложен глубинный смысл бытия всей Вселенной.

В XVIII веке по воле и разумению Карла Линнея (1707-1778), шведского естествоиспытателя, совокупность представителей человеческого вида получила известнейшую формулировку — Homo sapiens. Человек всегда объективно совокупносоциален, а субъективно — индивидуален. Это единственный на планете субъект созидательной общественно-исторической деятельности, а посему творец собственной сущности.

Феноменальная человеческая сущность, ее становление и самоутверждение — ключевые проблемы практически всех философских систем, всеобщей истории общественного развития и естественных наук, но особенно биологических и медицинских. В естественно-природной и социально-культурной эволюции человека по сей день очень много неясного, не до конца понятого. Еще Г. Гегель поставил острый философский вопрос об историчности человеческой сущности и предложил идею рассматривать человека как наивысшую разумную самоценность. Л. Фейербах, не согласившись полностью с гегелевским абстрактно-философским толкованием сущности человека, провозгласил программу антропологизации самой философии. Но и его понимание было слишком общим, поэтому и подверглось, в свою очередь, критике К. Маркса. По мнению последнего, сущность человека не может быть раскрыта вне исторического рассмотрения развития самого общества, многообразных связей и отношений внутри него. Иными словами, согласно К. Марксу, человеческая сущность есть совокупность всех общественных отношений [1].

Действительно, сущностная основа человека имеет конкретно-исторические свойства и проявления. Ее содержание, оставаясь всегда социальным, качественно изменяется в зависимости от исторического времени и уровня освоения индивидом общечеловеческой культуры. Жизнь человека — это некий своеобразный процесс присвоения и воспроизведения социальнокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (К. Маркс). Определяющим условием его бытия является созидательная деятельность, в процессе которой он изменяет социальную и природную среду своего обитания, творит новый мир и себя в нем. Марксистская философия, активно подчеркивая природную и общественную специфику человека, органично связывает последнюю с признанием его уникальной самоценности. Такая философская позиция имеет особо положительные черты, ориентируя каждого индивида на выявление и развитие самодостаточности. Действительно, большинство людей стремится жить с осознанием своей личной ответственности за собственные поступки, с пониманием, для кого или во имя чего он живет. В связи с этим человек получает шанс обессмертить свое дело, обретя признательность и благодарность современников и память потомков.

Что касается смысла жизни, то здесь речь идет не столько об осознании человеком себя как личности, способной решать непростые жизненные задачи, сколько о признании им своей персональной ответственности за все содеянное, сотворенное. Ведь каждый индивид рано или поздно ставит сам перед собой сакраментальный вопрос: кто я и какова моя роль на Земле? К объяснению понятия смысла человеческой жизни философы и ученые, как правило, подходят двух с разных позиций. Одни рассматривают его применительно к каждой отдельно взятой личности, другие — применительно к человеку как родовому существу, социально-разумному феномену. Правомерны оба подхода, ибо философское значение постижения индивидом своей собственной сущности состоит именно в том, чтобы понять универсальность социально-природной жизнедеятельности человека, его особую ответственность, оценить уникальность его роли в социально-культурном созидании, в преобразовании планеты.

Чтобы жить разумно и нравственно, человеку необходимо действовать в соответствии с определенным им же самим судьбоносным смыслом своего существования. Такое определение в принципе доступно каждому, независимо от пола, возраста, развитости интеллекта, качества образования, природного темперамента, сформировавшегося характера и т.д. Практически каждый человек добровольно связывает себя ответственностью перед тем, кому или чему он, образно говоря, присягает на служение. Одни, например, отдают себя служению народу, Родине, другие — науке или медицине, иные — Богу, а кто-то — семье, детям и т.д. Проблема смысла человеческой жизни — наиважнейший и наисложнейший научный и философский вопрос. Осмысление индивидом своего жизненного пути есть целенаправленное определение собственной судьбы. Еще в Древней Греции мудрецы учили постижению смысла жизни, которое начинается с познания самого себя, своих интересов и потребностей.

Человек разумный (Homo sapiens) постоянно находится в процессе самопостижения, определения своего места в мире, «конструирования» собственной судьбы. Кстати, судьба, по мнению античных мудрецов, в принципе неотделима от смысла жизни. Стать человеком, учили они, значит понять назначение своей жизни и сделаться направленным на утверждение своей судьбы, то есть на «осуществление» самого себя. Впрочем, по мудрому замечанию Платона, становиться человеком гораздо легче, чем быть им. От себя добавим: быть человеком очень трудно там, где честь и достоинство рассматриваются как недостаток, а иногда и как порок.

Еще в ранней античности судьба представлялась неким трансцендентным (запредельным) бытием, управляющим человеком и органично соединяющим его жизнь с полисным укладом. С тех пор судьба чаще всего понимается как слепое, темное, необъяснимое внешнее воздействие, растворяющее индивида во всеобщем потоке жизни. Кстати, латинское слово «индивид» является копией греческого термина «атом». Оба слова на русский язык переводятся как «неделимый». Но разница состоит в том, что в греческом понимании — это неделимость вещества, а в латинском — человеческая особь. Жизнь индивида в полной мере обретает смысл лишь в сообществе людей, где он становится личностью, приобретающей определенную ценность.

Судьба человека исторически рассматривается и как случайная удача, и как неотвратимое возмездие за содеянное. Она представляет собой длинную вереницу уникальных и нередко непредсказуемых ситуаций, набор сложнейших повседневных жизненных задач и проблем, причем решать их необходимо сугубо индивидуально, самостоятельно. «На Бога надейся, а сам не плошай», — учит народная мудрость. В наше время происходит своеобразное возрождение и содержательное обогащение идеи судьбы. В христианстве судьбу представляют как божественное предопределение. А в светской жизни ее связывают с личным определением базовых параметров осмысленной жизни и деятельности человека, которые служат главным стимулом его будущности.

Будущее человека зависит от объективных и субъективных обстоятельств. Так, каждый знает, что его личная судьба складывается в результате сочетания природных и противоречивых социально-культурных условий, которые и предопределяют его характер, статус в жизни, личностное становление. Многие отдают себе отчет в том, что несут перед сообществом определенную ответственность за свои слова и дела. Каждый ответственен и за свою жизнь, ибо, придав ей определенный смысл, может быть уверенным в завтрашнем дне. Люди, верящие в судьбу, всегда стремятся каким-то образом предугадать свою будущность. Но очень часто они не могут понять ее сущностные основания. Между тем многие современные философы и психологи утверждают, что это вполне возможно: необходимо лишь настойчиво искать смысл жизни, определять конкретные цели жизнедеятельности, приобретая средства для их достижения.

Экзистенциалисты пытались дать ответы на смыслообразующие вопросы человеческой жизни, стремились сформулировать идеи нового гуманизма, который должен объединить людей. «Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, свободный выбор, предпочтение», — утверждал французский философ-экзистенциалист А. Камю (1913-1960) [2]. Только при нахождении смысла личного бытия и определении ясных целей на своем жизненном пути человек сможет достигнуть истинного счастья. Отсюда понятна главная цель современной философии медицины — искать и возвышать смысл жизни медика, без которого последний не сможет реализовать свое уникальное предназначение. Истинный врач всю свою жизнь посвящает служению людям. А для этого ему необходимо сформировать сильную волю, высокую нравственность и добровольно взять на себя повышенную личную ответственность перед обществом.

На занятиях по философии часто обсуждаются проблемы смысла жизни вообще и предназначения медика в частности. Соотношение между этими смыслами студенты определяют как связь общего и особенного. Общее — это стремление стать личностью, достойной своего времени. Особенное — это смысл целенаправленной жизнедеятельности современного медика. Большинство студентов (около 70% опрошенных) считает, что смысл жизни врача заключается прежде всего в том, чтобы быть всегда готовым оказать квалифицированную медицинскую помощь людям, попавшим в беду. А этого можно достигнуть, только выработав в себе такие качества, как компетентность, милосердие и общая эрудиция. Заметим, что приоритет принадлежит ценностям нравственного характера и научного творчества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.
  2. Социологический – продукт социальных отношений.
  3. Теологический – отражение духовного начала.
  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

  • формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
  • увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • предоставление возможности минимизировать физический труд;
  • появление и усовершенствование научных открытий.

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

  • наличию разума и сознания;
  • появлению членораздельной речи;
  • способности совершать свободный выбор;
  • развитию орудий труда;
  • способности к нравственности, управлению своими влечениями.

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

  • производственные;
  • межобщинные;
  • брачно-семейные;
  • межличностные.

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

фото 749

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

фото 750

Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...