Понятие мифологии и философии

Содержание

Основные положения мифологии

Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.

Миф как первоначальная форма отражения знания

Миф

Это повествование, в котором воспроизводится представление человека конкретного этноса об окружающем мире и своём месте в нем, о происхождении всего сущего, включая божественное и героическое.

Это культурное выражение мироощущения в условиях режима одновременности восприятия и мышления, миропонимания людей дофилософского уровня развития человечества. Миф – способ выражения общественного сознания древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой нашли соединение начала знаний, элементы верований, политических взглядов, искусства в его видовом разнообразии, собственно философии, – он стал единой, синкретической формой сознания, выражающей понимание и восприятие мира тогдашней эпохи. Мифы разных народов имеют много общего и в своей структуре, и в своем содержании. Совокупность мифов стала впоследствии частью этнокультуры, получившей название мифологии, а также вопросами философии.

Не будучи ни искусством, ни религией, ни философией, ни наукой, но представляя собой всё вместе взятое, миф стал основой для системы ценностей, принятой в данном обществе и актуальная для общества современного.

В мифах поставлены вопросы, решаемые по сегодняшний день философией, наукой и религией, отраженных в искусстве – поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Виды мифов

Основными видами мифов принято считать:
– космогонические (по сути являющиеся синтезом первозданных наук), в которых рассказывается о возникновении мира и Вселенной; подразделяются на
мифы развития, основанные на эволюционном подходе к развитию всего сущего,
мифы творения, основанные на божественном, сверхъестественном происхождении мира;
а также на восточные, западные и славянские.
– антропологические, повествующие о происхождении человечества и общества и по сути являющиеся составной частью мифов космогонических;
– культурно-героические, где говорится о происхождении и внедрении тех или иных культурных аспектов;
– эсхатологические, повествующие о «конце света».

в) Философия и религия

        Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.

        Религиозное мировоззрение отличается от  мифологического  верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии  долгое время развивались параллельно. Отсюда  смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

        Позднее  формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

        Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

        Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

        Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.

        Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

        Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные,  интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

        Отношения философии и религии всегда были непростыми. На исторических развалинах мифологии, а это религиозный тип мировоззрения, философия собственно и возникла. В средние века философия была низведена до служанки богословия. В эпоху Просвещения философия праздновала победу – религия высмеивалась как обман, невежество, просто суеверие. В наше время связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтационности, она стала ровной и толерантно-спокойной. Речь, разумеется, идет об основных – мировых религиях. Что до отдельных сект и всевозможных фундаментализмов, то отношения у них с философией достаточно напряженные.

        Итак, нет больше конфронтации, открытого антагонизма (инквизиторского гонения, просвещенческого уничижения), но есть соперничество, осталась идейная борьба. И не быть этого не может. Слишком мощны и по-своему самостоятельны эти культурные системы. У них одинаковые претензии – на целостное видение реальности, на истину, на наставничество в делах жизни. Обе пытаются говорить от имени абсолютов, вещают, пророчествуют, но религия делает это от имени веры, а философия – разума. Разница – колоссальная. Впрочем, есть вера и на стороне разума. Мы принимаем результаты доказательства, потому что верим в само доказательство. Мы верим в аксиомы-постулаты, потому что иного здесь не дано; мы опираемся на разум, потому что верим в его силу, возможности и перспективы; мы верим (хотим верить) в более светлое будущее; мы верим во многое другое. И мы имеем право верить в вещи, у которых нет пока рациональных, т. е. ясных и убедительных, оснований, но которые нам нужны и действительно полезны. Верой сопровождаются все наши знания, действия и начинания. Вера – субъективная убежденность в правоте высказывания, уверенность в ком – или в чем-либо, согласие, внутреннее одобрение, личное (личностное) принятие какой-то идеи, концепции, ценности. Поверить, значит, впустить что-то не только в голову, но и в сердце, подкрепить его не только аргументами, но и чувствами, положительными эмоциями.

        Философская вера, однако, принципиально отличается от веры религиозной. Говоря от имени разума, философия говорит фактически от имени науки и потому верит в объективную реальность, в необходимость и законы, ею управляемые. Не отрицает она и субъективную реальность, но именно и поскольку она – реальность, в которой тоже есть своя неперерешаемость, свои объективные связи и зависимости.

        Обобщая сказанное, можно, полагаем, сформулировать следующее противопоставление: философия верит в естественность, естественное, религия, напротив, – в сверхъестественное.

        Прав, видимо, Ницше: “Вера означает: ты не хочешь знать правду”. Какую такую правду? А ту, что существование Бога так никто еще и не доказал. Ту, далее, что наличие зла в мире никак нельзя согласовать с всеблагостью и всемогуществом Бога. Тут даже проступает своеобразная дилемма, которую удачно обрисовал А. Камю: “либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ”.

        Человек – существо трансцендирующее. Без трансценденции, т. е. чего-то более высокого и светлого, чем его повседневное существование, эмпирически данное бытие, он опускается до уровня животного, от которого он когда-то с таким трудом оторвался. Заглянуть за горизонт – это естественная, но так никогда и неутолимая страсть человека. Она может находиться за всеми мыслимыми и немыслимыми пределами – тогда это Бог. Но она может выступать и в форме каких-то общественных идеалов, обобщенным выражением которых, в свою очередь, является Человек с большой буквы. Вера в разум, на которой стоит философия, подсказывает именно такой разворот, такое решение проблемы. Ссылаясь на Л. Фейербаха, можно сказать, что философия отрицает Бога, но признает, сохраняет и развивает те атрибуты (неотъемлемые свойства, качества), которыми он обладает или которые ему обычно приписывают: любовь, доброту, справедливость и др. Но теперь это уже атрибуты не Бога, а Человека. И реализация их мыслится на земле, а не на небе. Преимущество очевидное – концентрация всех сил и энергии на истинно человеческом обустройстве бытия, на утверждении справедливости в единственно реальной – земной жизни человека. Если не будет никакого потустороннего воздаяния и наказания, то значит нужно воздавать и наказывать здесь, в этой, посюсторонней жизни. Не утешать, не мирить с насилием и угнетением, не искать оправдания унижению и оскорблению человеческого достоинства, а активно и целеустремленно все это преодолевать – вот к чему призывает философия и тот идеал Человека, который она защищает.

Похожие главы из других работ:

Взлёт и падение марксизма

4. Современный взгляд на марксизм

Марксизм, несомненно, является одним из наиболее заметных направлений в развитии экономической науки…

Возникновение философии: мифология и философия

1. Роль мифологии в происхождении философии

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из которого она произрастает в том смысле…

Глобальные проблемы современности

3. Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Как было обозначено в предыдущей части работы, основная глобальная проблема, волнующая философов – это рост населения и продовольственный кризис…

Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций

3. Взгляд из разных эпох на проблему единства и многообразия мира.

Интерес к проблеме единства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктован потребностями производственной и общественной деятельности. Умственные способности человека росли…

Знание и интуиция

Общий взгляд на теорию познания

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия представление и мышление…

Значение мифологии в истории человечества (концепция философии мифологии Ф.В.Й. Шеллинга)

Раздел 1. Теория мифологии Ф.В.Й. Шеллинга

Теоретическое осмысление проблем, связанных с мифологией, заняло у Шеллинга несколько десятков лет, и первым крупным результатом стал курс лекций под названием «Историко-критическое введение в философию мифологии», прочитанный в 1825 году…

Значение мифологии в истории человечества (концепция философии мифологии Ф.В.Й. Шеллинга)

Раздел 2. Роль мифологии в историческом процессе

Ф.В.Й. Шеллинг в работе «Историко-критическое введение в философию мифологии» говорит о начале человеческой истории через призму таких явлений, как религия и язык. он связывает происхождение мифологии и языка с появлением народов, показывая…

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Взгляд А. Ф. Лосева на генезис античной философии

Этапы развития античной философии, по Лосеву, представляют собой процесс осмысления «чувственно-материального» космоса как центральной философской категории, опорного пункта любой философской рефлексии…

Основы философии буддизма

Глава 2. Анализ «мифологии» буддизма

Платон и Аристотель: сравнительный анализ философских систем

3. Взгляд на общество и государство

Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д…

Понятие гносеологического пессимизма. Главные отличия философии и мифологии

2. Почему этика стоиков так разительно отличается от этики эпикурейцев, хотя в качестве философской основы и у тех и у других выступает атомистическое строение мира

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив…

Пространство и время: философский анализ. Логические ошибки: причины возникновения, основные виды логических ошибок

1.1 Пространство и время в мифологии

Тот факт, что пространство является важнейшим атрибутом бытия ни у кого не вызывает сомнений. Мы живем в нем, понимаем свою зависимость от его размеров, границ, объемов, мы измеряем эти размеры, мы преодолеваем границы и заполняем объем…

Соотношение мифологии и философии

3. Соотношение мифологии и философии

А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа» пишет, что «наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична» А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа», Мысль, Москва, 2001 . Таким образом, это дает нам право утверждать…

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

1. Влияние подсознания на личность. Философский взгляд на теорию сексуальности.

Наряду с сознательными формами проявления психического существуют иные, бессознательные формы. Этим понятием характеризуется вся совокупность различных психических явлений, состояний и действий…

Философские взгляды Платона, Аристотеля, Канта. Сущность бытия в истории философии

Задание 10. Эссе «Философский взгляд на глобальные проблемы человечества»

Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей…

Разница между философией, мифологией и религией

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.

Философские мифы по С.П. Капице и соавторам

«Миф о панацее или философском камне.

С этой аберрацией массового сознания учёные столкнулись в 60-х годах в ходе становления кибернетики – междисциплинарного подхода, существенно опирающегося на результаты точных наук и ставящего перед естественнонаучными дисциплинами новые проблемы. Несмотря на все усилия создателей кибернетики и их последователей, направленные на то, чтобы придать своим работам и идеям конкретность и очертить сферу их применения, журналисты, методологи, интерпретаторы настойчиво объясняли, что наконец-то найдено лекарство от всех болезней. Когда от каких-то недугов лекарство не помогало, то возникало множество обид и разочарований. В СССР плодом эйфории и последующих сожалений была программа создания общегосударственной автоматизированной системы и массового внедрения автоматизированных систем управления в отрасли и организации, которые к этому готовы не были. Средства подменяли цели. То же самое происходит сейчас с синергетикой и нелинейной динамикой. Одному из авторов доводилось объяснять, что, к сожалению аудитории, синергетика не обязана заменить диалектику или «давать главный принцип эзотерического знания», что перспективы «синергетики секса» тоже не хороши.

«Миф о куче песка.

Один из греческих философов оставил нам парадокс. Несколько песчинок – ещё не куча, десяток – тоже не куча, а миллион – куча. Существует ли грань, за которой из множества песчинок возникает куча? Как быть в конкретном случае кучи песка, нелинейная динамика в последнее десятилетие активно выясняет в теории самоорганизованной критичности. Однако история науки убеждает, что такой механистический подход к «куче песка» в большинстве случаев неприменим. Из кучи добротных серьёзных работ совсем не обязательно должно родиться новое интересное направление или научная дисциплина. Более того, ряд глубоких мыслей, неожиданных экспериментов имеет больше шансов затеряться в шумном информационном потоке.

С этим в полной мере столкнулись специалисты по охране, мониторингу, прогнозированию состояния окружающей среды. Термин «экология», введёный Ю. Одумом, имел совершенно конкретный смысл. Он стал популярным благодаря тревожным прогнозам аналитиков Римского клуба и других исследователей, а также опасениям жителей многих стран. И вот теперь только ленивый не занимается «экологией». Под неё подходит всё – от «экологии культуры» до элементарной техники безопасности. Конечно, это очень мешает при анализе конкретных задач и крупных научных программ. Часто при таких обсуждениях сочувствуешь и вспоминаешь старую английскую песенку в переводе С.Я. Маршака: «И вся королевская конница, и вся королевская рать не могут Шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая собрать».

От ряда конференций по синергетике сейчас остаётся такое же впечатление. Употребление красивых терминов или магических формул не гарантирует, что доклад имеет к ней какое-то отношение. После того, как авторам этих строк в прошлом году довелось услышать, что «Бах офракталивал свои произведения» и что «синергетику надо внедрять в культуру и культуру в синергетику», стало ясно – для синергетики опасность «растворения» и утраты смыслов вполне реальна.

Миф о любви к мудрости.

В кружке Н. Винера, где рождались идеи кибернетики, были популярны философские идеи А. Бергсона. Создателей квантовой механики вдохновляли образы Платона, а специалисты по синергетике часто цитируют мудрецов Востока.

Это делает честь эрудиции великих, однако остаётся их субъективным видением мира – ни кибернетика, ни квантовая механика, ни синергетика не являются, собственно, философскими теориями или подходами. Их философские интерпретации могут быть интересны и даже полезны. Однако важно отделять конкретные результаты от их осмысления. Интерпретации не должны подменять сути дела, а любовь к мудрости – её самое.

К сожалению, в ходе междисциплинарных исследований это происходит на каждом шагу. Разумеется, результаты нелинейной динамики, касающиеся принципиальных ограничений в области прогноза, весьма существенно меняют мировоззрение и картину мира. Когда компьютерные модели показывают, что крупномасштабный ядерный конфликт чреват «ядерной зимой», а падение большого метеорита может закончить эру млекопитающих, что равновесие в биосфере нарушено необратимо, на собственное бытие начинаешь смотреть иначе. Однако анализ этих изменений в большой степени остается делом профессионалов – философов, психологов, социологов. Размышления И. Пригожина о развитии естествознания, концепция универсального эволюционизма, выдвинутая Н.Н. Моисеевым, которые опираются на результаты конкретных исследований, не должны создавать обманчивого ощущения лёгкости и простоты философского анализа созданной научной картины мира.

Иначе будет происходить то, что мы уже один раз проходили. Достаточно зайти в библиотеку и просмотреть многочисленные работы по социологии, философии, экономике, истории. Огромное место в них вплоть до последнего времени занимает обсуждение философско-методологических проблем в ущерб конкретным исследованиям. Это, например, позволило «не заметить» научному сообществу превращение значительной части экономики из гуманитарной науки в точную.

Монетаризм, марксизм или кейнсианство при анализе конкретной ситуации следует выбирать не потому, что они «методологически и идеологически верны», или потому, что « их использует все цивилизованное человечество», или потому, что они «наши». Критерием должно быть соответствие допущений теории реальному положению дел, которое анализируется, и её предсказательные возможности».

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, М., «Наука», 1997 г., с. 12-14.

Рекомендуем прочитать:

  • какие исторические типы мировоззрения можно выделить
  • отрасли философии философская антропология
  • философия и мировозрение основные компоненты в структуре мировоззрения
  • соотношение философии с политикой
  • зарождение философского мышления в китае
  • конспект средневековая философия
  • философия духовная сфера жизни общества
  • исторические формы диалектики и метафизики
  • положительная интеграция дифференциация
  • иррационализм как основное направление философии в 20 веке

Конспект по философии

1.3 Предмет и функции философии

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.10

XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования.

Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.

Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты.11

Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что такое бытие?» невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания — «эпистемы» и мнения — иллюзорного, хотя и общепринятого, знания — «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать — значит сомневаться.

Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия. 

Читайте также

4.3. Философское сознание Является ли философия наукой? — 222 Связь философии с бытием — 223 Высший уровень абстракции — 224

4.3. Философское сознаниеЯвляется ли философия наукой? — 222Связь философии с бытием — 223Высший уровень абстракции — 224Характеристика такой формы общественного сознания, как философия, значительно облегчается тем, что многие ее существенные черты уже рассмотрены в

Связь философии с бытием

Связь философии с бытиемЕсли задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным. А вот мнения о том, каково

II УЧЕНИЕ В. ДЖЕМСА ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ

IIУЧЕНИЕ В. ДЖЕМСА ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙТак развертывается, исходя из религиозного опыта, теория религии. В. Джемс не забывает поставить вопроса, какую позицию занимает эта теория по отношению к науке.Раз религия подобно науке опирается на опыт, то почему

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАИГРЫВАНИЕ С РЕЛИГИЕЙ

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАИГРЫВАНИЕ С РЕЛИГИЕЙРазглагольствования Криге о любви и его выпады против эгоизма есть, само собой разумеется, не что иное, как высокопарные откровения души, целиком проникнутой религией. Мы сейчас увидим, как Криге, который в Европе постоянно выдавал

b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией

b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религиейФилософия вообще несравнима ни с чем другим? Может быть, все-таки сравнима, пускай лишь негативно, с искусством и с религией, под которой мы понимаем не церковную систему.

α. Различие между философией и религией

?. Различие между философией и религиейМифическую сторону и между прочим историко-положительную сторону вообще интересно рассмотреть потому, что из такого рассмотрения сделается ясным различие в отношении формы, благодаря которому это содержание противоположно

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и обществоПоистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Наследственный спор между философией и религией

Наследственный спор между философией и религиейИсторию немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и

7.3. Отношения между наукой и религией в наше время

7.3. Отношения между наукой и религией в наше времяХотя иные и стремятся доказать, будто научная практика подрывает разумность веры в любые чудеса, подобные утверждения являются преувеличением. Существуют, однако, другие ситуации, открывающие более широкий простор для

Является ли трансгуманизм культом/религией?

Является ли трансгуманизм культом/религией?Трансгуманизм точно не является культом; он не удовлетворяет ни одному из критериев культа, принятых Сетью осведомления о кyльтах (Cult Awareness Network, больше не функционирует) и другими подобными организациями. Трансгуманизм не

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. КуайнаУиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.

Где астрономия встречается с религией и психологией

Где астрономия встречается с религией и психологиейНекоторые философы спорят с физиками и астрономами, доказывая, что сотворение должно относиться не к области физики, а к сфере теологии. В конце концов, мы не можем экспериментально воспроизвести начало Вселенной – по

Грань между наукой и религией

Грань между наукой и религиейНаука и религия отделены друг от друга, но не так разобщены, как можно подумать. Вообще, наука подобна религии, поскольку ученые верят в высшее начало: существование закономерностей, проявляющихся в измерениях пространства, времени и материи.

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

  1. фото 811Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
  2. Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
  3. Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

Определение

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.

Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.

Философия – высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

Сравнение

В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.

Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.

Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.

Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.

Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

Функции

В литературоведении выделяют 2 функции мифов:

  • коммуникационная — передача информации от поколения к поколению;
  • познавательная — постижение человеком окружающего мира, явлений природы, осознание своего места, процессов рождения и смерти.

До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

Общие и отличительные черты мифа и религии

Источники религии и мифа имеют разную основу: религия возникла по причине бессилия человека объяснить природные и социальные явления; миф сформировался в результате потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных и общим уровнем общественно-культурного развития, и конкретно-историческими факторами.

Мифология в истории религии выступает «поставщиком» материала для содержания религиозных верований, но не является основным элементом религии. Основой древних религий стали не верования и догматы, а обряды и ритуалы при обязательном участии человека – члена общины. Во многих религиях мифы – второстепенный, необязательный, порой несущественный элемент. Вера в миф не обязательна.

Но при разных основах общей базовой чертой и в мифологии, и в религии является фантазия.

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

фото 812

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

фото 813

Специфика философского знания

В основу специфики философского знания положена его двойственность.

Это означает что философия не является знанием научным, в то же время обладая присущими научному знанию чертами, – такими, как предмет, методы, логико-понятийный аппарат.

Специфической чертой философского знания является теоретическое мировоззрение, т.к. философия обобщает ранее накопленные человеческие знания. Особый интерес представляет предмет философии, поскольку исследует три направления: природу, человека и общество, а также деятельность в системе «человек-мир». Субъект познания философии рефлексивный – не только окружающий мир, но и само философское знание.

Следует отметить и сложную структуру философии. Обобщая и объединяя другие науки, философия обеспечивает их базовыми идеями.

Философии присущ субъективизм, т.к. её развитие находится в зависимости от мировоззрения и личности отдельных философов.

Представляя собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи, философское знание динамично, т.е. оно развивается, изменяется и обновляется, решая круг проблем, не разрешенных на текущий момент логическим путем.

В процессе исследования взаимосвязи и отличий мифа, искусства, религии, философии и науки были сделаны следующие выводы.

Все вышеперечисленные понятия есть формы отражения и восприятия человеком действительности. Миф и религия – дофилософские, донаучные формы отражения и восприятия человеком окружающего мира. Имея разные основы (миф – потребность объяснить, религия – невозможность объяснить), они имеют между собой и общее – фантазийность, желание выразить отношение. Искусство являет собой предметное выражение восприятия действительности. Философия изучает законы окружающего мира, общества и мышления с целью их понимания. Наука постигает мир предметно, фиксировано, с точными определениями и понятиями с целью практического применения. Все понятия связаны человеческой деятельность, попыткой и стремлением познать и объяснить мир.

Отличие философии от религии, мифа и науки

Религия – мировоззрение, моральные нормы и культ основанный на вере в некое сверхъестественное. Основана на вере и не требует доказательств.

Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Представление, основанное на рассказах.

Наука – факты, доказательства, исследование области реальности, с целью выявления закономерности. В отличии от философии, наука не имеет ценности.

Основной вопрос философии по Ф. Энгельсу. Большие философские направления (идеализм, материализм, скептицизм, агностицизм).

Основной вопрос философии -вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, т.е. об отношении мышления к бытию. По Энгельсу философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Вопрос об отношении мышления к бытию (духа к природе, сознания к материи, идеального к материальному и т. п.) в разные времена выражался в разных формах и по-разному формулировался. В своей классической формулировке «что является первичным: дух или природа?» он играет заметную роль и в древней и в средневековой философии, а в Новое время выливался и в более острую форму: создан ли мир Богом или существует от века?

Итак, философская позиция, согласно которой окружающий нас мир объясняется, исходя из материального начала, природы, объективной реальности, составила материалистическое направление.

Те философы, которые за основу миропонимания принимали идеальное начало (дух, сознание, волю, ощущения и т. п.), образовали идеалистическое направление. Это направление распадается на две разновидности — объективный (сверхчеловеческое) идеальное начало (например, мир абсолютных идей Платона, мировой разум Гегеля) и субъективный идеализм для которого (исходным является «Я» отдельного субъекта (так, согласно Д. Беркли, вещи суть комбинация ощущений).

Большие философские направления

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно:

— материя реально существует;

— материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

— материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

— материя существует и развивается по своим внутренним законам;

— сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

— сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

— сознание определяется материей (бытием).

Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

Скептицизм — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. Скептицизм может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). Скептицизм может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.

Агностицизм

Агностицизм — филос. учение, утверждающее непознаваемость мира.

1.Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного мира, познание истины, отвергает объективное знание.

2.По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность “богопознания”, т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Философия древнего Китая и древней Индии.

Философия Древнего Китая

3-2 тысячелетие до н.э.

1.Этическая направленность философии.

Этика — проблемная сфера философии объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования; способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте

2.Не интересны проблемы строения Мира.

Возникли конфуцианство, даосизм:

Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 года до нашей эры). Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления. (приказа, т. е. судьбы). Небо это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом (дао), а также совершенствовать эти качества посредством образования.

Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа, этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен, прежде всего обладать гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе качест благородного мужа лежит принцип — чего не желаешь себе, того не делай другим.

Даосизм возник в IV-III веках до нашей эры. Говорит о том что, есть всемирный закон – Дао, вселенная, которая влечет Мир к лучшему и приводит к тому, что он постоянно изменяется. Нет ничего стабильного. Этому закону подчиняется все.

Мир влечется к лучшему

Богов нет, т. к. нет ничего постоянного

Социальным идеалам даосизма был возврат к «естественному», первобытному состоянию и внутриобщинному равенству. Даосизм осуждал войны, выступал против богатства и роскоши знати, жестокости правителей. Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теорию

«недеяния», призывая массы к пассивности, следованию «дао» – естественному ходу вещей.

Философия Древней Индии.

Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма.

Индуизм — религиозная система.

Характерный для индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде – Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора, как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индиец, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные разновидности.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в выработке пространственно-временных характеристик, имеющих единицей космического времени «день Брахмы», равный 4320 минутам астрономических лет. Отсюда представление о бренности и сиюминутности настоящего, определившие квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем, основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновения противопоставления индивидуальной души мировой.

В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентаций поведения в зависимости от места индивида в социально кастовой иерархии, а также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни :ученичество, главенство в семье, отшельничество, отшельничество и отрешение от земного.

Значительно ранее (середина I тысячелетия до нашей эры) в Индии складывается буддизм.

Буддизм. По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц. Эти сочетания определяют бытие того или иного человека, животного, растения и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но эти частицы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание, означает достижения нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют «четыре великих истины». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий – желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний,

«погашение» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам ««правильного поведения»» и ««правильного знания»». «Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром; а также есть после полудня. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволяет человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

Источники:

http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-filosofiya-ot-mifologii-i-religii/
http://studopedia.ru/19_411447_spetsifika-filosofii-ee-otlichie-ot-religii-i-mifologii.html
http://lektsia.com/7x29e4.html

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...