Платон

Содержание

Великий мыслитель и философ Платон: биография зачатого непорочно

Для Древней Греции четвертый век до нашей эры начался с довольно трагических событий. Был казнен знаменитый родоначальник философии Сократ, а разгоревшийся Пелопоннесский конфликт между Афинами и Спартой поставил под угрозу все демократическое устройство государства. Как раз тогда обозначился период наивысшего расцвета греческой культуры и философии. Учения таких мэтров, как Демокрит, Анксагор, Гераклита, Пифагор, Парменид и других, создали основу выдающегося синтеза и глубоких обобщений, которыми тут же умело воспользовался наш герой.

Важно

Ключевым событием жизни этого человека можно назвать встречу со знаменитым философом Сократом. Согласно легенде, перед этим учитель видел вещий сон, будто у него на коленях сидел прекрасный лебедь. Как только мужчина пошевелился, птица расправила огромные белоснежные крылья и взмыла в облака. Вскоре преподаватель встретился со своим самым выдающимся последователем – ученым Платоном, которого считал посланником богов.

Кратко о жизни Платона-Аристокла

Отправной точкой развития стала несправедливая гибель того, кого он считал своим вторым отцом и духовным вдохновителем. Позже в сочинениях он напишет, что роковая чаша с цикутой не только оборвала жизнь Сократа, но и доказала уязвимость ученого в обществе. Тот изначально отождествлял законы Афин с абсолютной истиной, за что и поплатился. Это оказало колоссальное влияние на окончательное формирование Платона, как философа.

Он понял, что правда и справедливость не имеет никакого отношения к мнению большинства, а законы, кажущиеся такими важными и общечеловеческими, могут оказаться неправильными. В величайших сочинениях Платона постоянно упоминается Сократ, его философией и мыслями пронизано все творчество ученого. В большинстве своем труды он писал в форме диалогов, зачастую между вымышленными и историческими персонажами.

Он мечтал основать в Греции идеальное государство, которое оказалось бы примером для всего остального мира, однако это оказалось неосуществимо. После смерти своего учителя ему пришлось покинуть родные пенаты и длительное время путешествовать. Но самым выдающимся достижением мудреца можно назвать открытие учебного заведения, названного Платоновской Академией, девизом которой стало изречение «Не геометр не войдет».

Семья древнего мыслителя

Семья Платона

Разбираясь, кто такой Платон, следует начать с мифологии, потому что достоверных данных о происхождении философа не сохранилось. Согласно легенде, Аристон, отец будущего гения, вел свой род еще от знаменитого сына Меланфа, царя Аттики – Кодра. Прославленный потомок всячески воспевал своего предка впоследствии и даже писал, что он погиб ради свободы отечества – «умер ради детей».

В супруги Аристон выбрал Периктиону, девушку, корни которой уходили к одному из «семи мудрецов» Древней Греции. Она известна своими трактатами «О гармонии в женщине» и «О мудрости», а также тем, что была родной сестрицей Крития и Хармида, которые входили в круг олигархического союза Тридцати тиранов с явно проспартанскими настроениями.

Позднеантичный историк и биограф Диоген Лаэртский пишет, что Платон был зачат непорочно, потому, скорее всего, является сыном богов. Эта теория подтверждалась еще и тем, что он появился на свет как раз тогда, когда греки празднуют день рождения Аполлона на острове Делос – седьмого таргелиона, что соответствует современному двадцать первому мая. Это могло случиться приблизительно в четыреста двадцать седьмом году, в самый разгар военных действий между Афинами и Спартой.

Интересно

Диоген Лаэртский считал, что при рождении парнишке было дано имя Аристокл, что в буквальном переводе означает «наилучшая слава». Существует легенда, будто прозвище Платон гораздо позже ему дал учитель гимнастики Аристон из Аргоса за коренастое телосложение. Происходит оно от слова plato – широкий или широкоплечий. По иным сведениям, легенда об этом имени появилась намного позже, уже в эпоху эллинизма.

В семействе было еще трое детей – мальчишки Главкон и Адимант, а также девочка Потона. Она впоследствии станет матерью еще одной известной личности – философа Спевсиппа, который после смерти дяди станет заведовать его академией. У Диогена написано, что оба брата были старшими, а вот историк Ксенофонт дает сведения, будто Главкон был гораздо младше.

Детство и юность Аристокла

Семейство, в котором родился мальчик, было не только аристократическим, но и весьма зажиточным. Ранние годы жизни Платона проходили под сенью масличных садов, где он изучал разнообразные науки, вместе с другими детьми. Первым его преподавателем стал последователь Гераклита и Протагора – Кратил. Он учил не только гуманитарным и точным наукам, но также музыке, рисованию и иным искусствам.

Мальчик старательно выполнял все задания, прилежно постигал науки, а природный талант позволил ему добиться великолепных результатов. В подростковом возрасте Платон стал писать также стихотворения и даже драмы. Но после знакомства со своим великим учителем, решил забросить литературу и отдать себя полностью философии.

Краткая биография

Имя: Платон

Годы жизни: около 429-427 годов до н. э. — 347 год до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Был учеником Сократа, и стал учителем Аристотеля. Его труды дошли до нас полностью сохранившись

Платон (428/427 — 348/347 до н. э.) — выдающийся греческий философ, известный своими знаменитыми диалогами, а также созданной в Афинах Академией — прообразом первого в мире университета.  

Платон родился в очень богатой и могущественной семье. Многие из его родственников были связаны с афинской политикой, хотя самого будущего философа политические вопросы не увлекали. В течение какого-то времени Афины  были центром Пелопоннесской войны, и Платон несколько лет сражался за победу как обычный солдат.

Когда Платон был молодым, он решил послушать лекции Сократа. Платон многое узнал из уст Сократа: о том, как управляться со своими мыслями, строить умозаключения и о чем думать.

Когда в 399 году до н.э. Сократ был убит, Платон был разбит горем. В скором времени молодой человек (Платону было около 30-ти лет) стал вспоминать диалоги, которые он вел со своим учителем, и воспроизвел их на бумаге.

Практически все сведения, которые мы знаем о Сократе, сохранились только в записях Платона.

Философия Платона — Основные идеи философии Платона

Платон стал основоположником философской системы идеализма. Концепция идей занимает центральное место в его философских трудах.

Он исходил из того, что реальные представления постоянно подвержены изменениям, а чувства и эмоции не способны давать адекватного представления о мире и его устройстве.

Философия Платона говорит: У нас есть несколько различных систем в нашей психике, каждый со своей собственной повесткой дня, каждая тянет нас в разные стороны. Мы легион.

Согласно Платону, в нашей психике есть три основных части или системы:

  1. интеллектуальная или рациональная система,
  2. энергичная или эмоциональная система,
  3. система физических аппетитов.

Платон считал, что большинство людей не имеют никакой иерархии или порядка в своих психических системах. Они как корабли без капитана, с каждым членом экипажа выкрикивают противоречивые указания. Мы не можем иметь цельный курс по жизни, пока не поймем, как управлять собой.

Мир, воспринимаемый только органами чувств, — это лишь бледная копия высшего, идеального мира. Идея может соотноситься как с материальными, так и с духовными явлениями.

Синонимическими по отношению к идее  выступают еще два понятия – эйдос и сущность.

Постижение идеи рациональным путем  невозможно. Только интуиция и прозрение способны открыть человеку глаза, заставить его прозреть. Не все идеи философии Платона равнозначны и равноценны. Вслед за учителем Сократом – Платон ставил превыше всего идею Божественного блага.

С именем Платона ошибочно связывают понятие платонической любви, как любви, лишенной чувственного влечения.

В действительности, такое понимание принадлежит философу-неоплатонику Плотину, жившему в первые века существования христианства. Основатель Академии был склонен к иному толкованию. Любовь у него – некий мост, соединяющий оба начала – духовное и телесное.

Искусство философ Платон рассматривал как «подражание подражанию», как нечто вторичное, производное по отношению к идеям и вещам.

Поскольку искусство является воспроизведением действительности, которая иллюзорна, оно уводит людей от истины. Поэзия действует на эмоции, страсти, возбуждает чувственность, поэтому вредна для общества. Исключение философ делал для гимнов богам и прославлению добродетели.

Парадокс заключается в том, что, отрицая познавательное и воспитательное значение художественной литературы, Платон сам был замечательным писателем-стилистом.

Наконец, учение Платона о государстве зиждется на идее справедливости. Государство, по его мысли, должно  управляться не всеми, а лучшими, избранными. Платон критически относился к демократии за ее непредсказуемость, неуважение к знаниям и авторитетам, некомпетентности во многих вопросах.

Он потерял веру в афинскую демократию — это была просто толпа, с низменным страстям и предрассудкам,  с  недобросовестными демагогами.  Философ Платон наблюдал, что есть взаимная вражда между интеллектуальными членами общества и массами.

Платон, по мнению многих, является самым важным философом, который когда-либо жил. Он известен как отец идеализма в философии. Его идеи были элитарными. Философия Платона — это философия, предназначенная для царя, идеального правителя. Вот один из девизов философии Платона: «Правильная цель души — справедливость» По материалам

Основные философские труды Платона

«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

Первый учитель

Первым учителем Платона был Кратил, он дал основы будущему философу, заложил базу в форме учения Гераклита о всеобщей «текучести» вещей, что об абсолютно изменчивом (текучем) и лишённом качественной определённости нельзя сделать никакого определённого высказывания.

Есть информация, что Платон учился и у учителя Кратила, философа — софиста Протагора. Приобретевшего известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий. Протагору принадлежит знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей».

Философ - софист Протагор

Философ — софист Протагор

Путешествие

Историки не до конца установили, куда сначала отправился Платон. Возможно, что это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы из этих стран дали ему знания о магии и астрономии. Куда последовал странствующий грек, биографы только могут предполагать. Среди версий – Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где он встретился с величайшими математиками того времени – Феодором и Аристиппом. У первого философ брал уроки математики, стал постепенно сближаться с пифагорейцами. О их влиянии на платоновскую философию говорит то, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого бытия. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более четким, строгим, стройным, последовательным и всесторонним. Эти принципы он потом использовал для рассмотрения каждого предмета и создании собственных теорий.

Компанию Платону в путешествии составил Эвдокс, который прославил Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили указанные выше страны, а потом длительное время остановились на Сицилии. Отсюда он последовал на Сиракузы, где познакомился с тираном Дионисием. Поездка продлилась до 387 года до нашей эре.

Из Сиракуз Платон вынужден был бежать, опасаясь преследования тирана. Но домой грек не добрался. Его продали в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона сразу отпустили на свободу.

После долгих странствий философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Ранее тут находилось языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, местность была подарена Тесеем герою Академу за особые заслуги. Он приказал высадить тут оливы и обустроить святилище.

Идеи Платона

Спустя какое-то время Платон начал записывать свои собственные философские взгляды, отойдя от идей своего учителя Сократа.

Одной из ранних работ Платона является «Республика». В ней Платон изложил свои взгляды на государственное управление в Афинах и предложил иную форму правления. Философ считал, что право выбирать и голосовать нельзя давать всем, так как большинство населения — это необразованные люди, не имеющие понятия о том, как должно развиваться государство.

Так появилась идея о том, что народ должен выбирать своих представителей из знати и ученых мужей, а те в свою очередь — должны решать государственные вопросы.

Напомним, что Платон сам происходил из очень богатой семьи, поэтому, вероятно, и думал о том, что право принимать важные решения могут иметь только выходцы из знатных семей.

Ученик Сократа

Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.

Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.

Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.

Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.

Становление мировоззрения философа

Существует еще одна легенда, которая рассказывает о четырех вещах в своей жизни, за которые благодарил богов молодой ученый: что он человек, а не животное, мужчина, а не женщина, грек, а не варвар, но главное, что он афинянин и живет во времена непревзойденного Сократа. Нужно отметить, что тот сразу же разглядел в неказистом, больше похожем на борца ученике просто колоссальный потенциал и силу мысли.

Влияние на формирование мировоззрения

Приблизительно в четыреста восьмом или девятом году мыслитель Платон впервые познакомился с самым мудрым эллином в истории человечества, который и станет его главным учителем и вдохновителем, заложит в его сознание крупицы собственного понимания. Как уже упоминалось, впоследствии он так или иначе стал участником всех творений молодого философа, так как оказал на его неокрепший ум огромное влияние. Парень охотно проводил время во дворе мудреца, слушая его речи и регулярные перепалки со вздорной супругой.

Платон был в толпе студентов, когда Сократу выносили приговор, и даже предлагал, вместе с другими учениками, внести за него денежный залог. Когда же решение было окончательно принято, он слег и при последнем разговоре в темнице не присутствовал. После кончины учителя он собрал нескольких своих приятелей и отправился к Евклиду в Мегару, чтобы предаться изучению бытия и познания.

Предположительно, он побывал также у жрецов Египта и учился математике у Феодора из Кирены. В триста восемьдесят девятом он едет на Сицилию и на север Италии, где набирается мудрости у пифагорейцев, которые тоже оказали большое влияние на формирование его мировоззрения.

Лучшая страна и Платоновская Академия

Платоновская академия

Как раз в этот же период мыслитель получает приглашение на Сицилию от самого стратега-автократора (военачальника-управленца) и тирана Сиракуз Дионисия Старшего. Проникшись выдающимися философскими идеями, он решил выстроить идеальное государство. Платон с радостью отправляется туда, где «философы вместо кубка с отравой могли бы получить в свои руки все бразды правления».

Однако все сложилось далеко не так, как планировалось. Со временем правителю стало понятно, что поступки людей не соответствуют его представлениям о добродетели, а философия – далеко не лучшая наука для того, кто отвечает за судьбы темного и необразованного народа. По одной из версий, Платона изгнали из Сиракуз, а по иной – даже продали в рабство, освободиться из которого ему удалось не ранее 387-го года. Сразу же после этого он возвращается в родные Афины.

Прославленные и умные люди всегда интересовали молодых греков, потому вскоре поговорить с Платоном приходит множество народу. В саду, приблизительно в полукилометре от городских ворот, он открывает собственную Академию, которая впоследствии просуществует сотни лет после его смерти. Тем временем на Сицилии умирает старый правитель, а на его место приходит его приемник – Дионисий Младший, которого тиран Дион Сиракузский (приятель философа) уговаривает начать все сначала. Он просит Платона вернуться, чтобы все же сотворить идеальное государство. Мужчина соглашается, но снова оказывается обманутым. Пожилому человеку пришлось быстро убегать из города и с острова, чтобы снова не загреметь в колодки.

Размышления об идеальном государстве

Главное, чем известен Платон, как дипломат, это трактаты: «Политик», «Законы» и «Государство». Последнее сочинение описывает идеальное устройство, которое могло бы заменить существующее в реальности. Согласно его размышлениям, весь мир делится на две основных подкатегории – идеи и вещи. Ничто материальное не может достичь идеала, хотя и должно к нему непрестанно стремится. Он описывает основные постулаты государственности, которые не помешает рассмотреть более подробно.

  • В основе утопии Платона лежит мысль о разделении труда, откуда и вытекает теория происхождения любого государства. Оно приводит к товарообмену или товарообороту, а тот будет производиться гораздо проще, если жить рядом и сообща, большой группой. Таким образом, все базируется на сознательности и стабильности: каждый выполняет свою работу – это справедливо.
  • Классовое деление общества, согласно учению мудреца, не является чем-то неправильным. Он считает, что счастье индивида по отношению ко всеобщему благу ничтожно. Он выделяет четыре класса, в зависимости от имущественного ценза: правители, воины, ремесленники (земледельцы) и рабы.
  • Платон считал, что все должно подчиняться единой системе справедливых законов, которые смогли бы обеспечить благоденствие всего полиса. Он одним из первых высказался за то, чтобы пред его буквой были равны все сословия и классы.

На страже законности должна стоять отлаженная система правосудия, которая сможет не только поощрять, но и карать. Фактически, это можно понимать так: раз счастье индивидуума не имеет значения, значит, ради всего государства, к нему могут применяться меры воздействия – санкции и наказания.

Суть философских учений

Проповеди Платона

Разобраться, каким был Платон и как протекала его жизнь, и не выяснить, в чем же заключались его основные теории, будет неразумно. Потому следует немного углубиться в его философское учение, чтобы лучше разобраться и в самом человеке.

  • В первую очередь он подает идею Блага, как наивысшего элемента процесса познания. При этом следует понимать, что оно не имеет формы и воплощения, а является благом само по себе. Ведь удовольствия приносят не только пользу, но и вред, а то, что хорошо одному, может оказаться губительным для другого. Философ уподобляет это понятие Солнцу, которое является изначальной причиной бытия.
  • Платон одним из первых высказался по поводу бессмертия души и дуализма природы человека (душа и тело). Он делит ее на три основные начала: яростное, разумное и страстное. При этом он упоминает вероятность посмертных поощрений и наказаний.
  • Познание Платон делил на то, что можно ощутить, а также другое, которое осознается исключительно при помощи разума. Чувства дают возможность видеть материальный мир, но только разум может узреть истину.

Лучшей иллюстрацией системы познания является платоновская «Притча о пещере», которую следует прочесть отдельно. Если кратко, то в ней обыгрывается тот факт, что учение не придет само собой, для его получения следует приложить усилия и большой труд.

Отношение к взглядам Платона

Практически все европейские, да и ближневосточные философы, во главе с Аристотелем, так или иначе подверглись его влиянию и разделили его видение мира. Однако особое распространение оно приобрело уже гораздо позже во времена Возрождения. Первая же монография была составлена в XVIII ученым Теннеманом. В девятнадцатом веке Фридрих Шлейермахер выдвигал мысли о единой доктрине его учения и даже сделал первый немецкий перевод древних трудов, который до наших дней считается лучшим в мире. В пятидесятых годах двадцатого века им особо интересовались Конрад Гейзер и Ганс Кремер.

Самым яростным критиком философии Платона стал знаменитый немецкий ученый Фридрих Ницше. Он называл мэтра, а также его преподавателя Сократа, «деспотическими логиками». Австрийский и британский социолог Карл Поппер тоже считал, что логика Платона утопична, а сам он первый последователь и идеолог тоталитаризма, при котором люди только «винтики», а судьбы их и жизни ничего не стоят по отношению ко всеобщему благу.

Спортивный философ

Ученый Платон никогда не забывал и о собственном теле, хотя больше заботился о душе. Он всегда придерживался режима, бегал, занимался гимнастикой. Считается, что он обладал недюжинной силой, мог бросать гири на несколько десятков метров и прыгать через высокие преграды.

Многие мыслители до и после Платона принимали участие в Олимпийских играх, к примеру, его учитель Сократ, Демосфен, Аристотель, Гиппократ и многие другие. Наш герой тоже не стал исключением. Он участвовал в соревнованиях и даже дважды брал первенство по панкратиону. Это была некая помесь борьбы и бокса, в котором требовалась не только сила, но также ловкость, гибкость, изворотливость и даже хитрость.

Учение о душе

В соответствии с философией Платона, разум человека должен отторгнуть субъективные ощущения, чтобы вникнуть в суть предметов, которая присуща им изначально.

Любые объекты изучения, по мнению Платона, должны иметь начальную степень близости или родства и некоторую степень борьбы и противопоставления. Задача философа состоит в определении пропорционального соотношения между единством и противоположностью.

Перу Платона принадлежит мысль о том, что благо или совершенство является высшей целью любой деятельности, и прежде всего познания истины.

Платон противопоставлял телу, которое подвержено разложению и гибели, бессмертную человеческую душу. Признавая за личностью право на ошибки, ведущие к страданиям, он утверждал, что душа не погибнет даже от сильного зла, а может лишь претерпеть пагубные изменения.

В соответствии с логикой Платона, все смертное должно рано или поздно умереть, а бессмертное – сохраняться в вечности. Поэтому сам факт продолжения жизни на Земле свидетельствует в пользу бессмертия души.

Другое доказательство, свидетельствующее о бессмертии души по Платону – наличие общих для всех людей понятий: красота, справедливость и др. Философ полагал, что эти идеалы существуют вне времени и понятны каждому человеку с момента его рождения.

Философия (мысль)

Мысль о Платоне с самого начала находилась под сильным влиянием пифагорейской философии. Для Платона истинной сущностью бытия была душа, а не тело. Фактически, тело было помехой в поиске истины и широком выражении бытия в его наиболее существенном аспекте..

Платон верил, что душа пришла из более высокого измерения, где она была бы в контакте с истиной. В какой-то момент душа смирилась с низкими удовольствиями и, в результате, была вынуждена опуститься до известного мира, заключенного в теле.

Теория трех частей

Одно из понятий, разработанных Платоном, называлось Теорией трех частей. Этими частями были импульсивность, рациональность и элемент страсти. Платон считал, что эти элементы были способностями души.

Импульсный элемент был связан со способностью упорядочивать других, а также с силой воли. Это было связано с силой и импульсом, и в то же время с амбициями и яростью.

Рациональность была той, которую Платон считал превосходящей способностью среди всех остальных. Это было связано с разумом и мудростью, и, согласно Платону, именно философы обладали этой более развитой способностью..

Наконец, элемент страсти был самым низким из всех остальных и был связан с естественным побуждением избегать боли, а также с погоней за удовольствием. Платон указал, что этот элемент способствует вкусу товаров материального характера, что затрудняет поиск истины и сущности вещей..

Концепция истинного

Платон создал, так сказать, два типа реальностей: реальную сферу, образованную миром идей; и полуреальная сфера, соответствующая миру материала, чувствительности.

Для Платона мир идей вечен и не подвержен никакому пространству и в любое время; вот почему он считает это реальным полем. Напротив, полуреальный мир несовершенен, неоднозначен, изменчив и имеет пределы.

Платон дал понятию идей понятие, относящееся к тем универсальным элементам, моделям, которые составляют истины, которые поддерживаются с течением времени. Например, для Платона были идеи понятия добродетели, красоты, равенства и истины, среди других.

Миф о пещере

Возможно, это аллегория, которая лучше всего объясняет концепцию двойственности, изложенную Платоном. Согласно мифу о пещере, есть область, связанная с неразборчивыми идеями, и есть другая, явно связанная с разумным миром, с которым мы сталкиваемся с существами..

Жизнь в пещере соответствует разумному миру, а жизнь вне пещеры связана с миром идей..

Для Платона жизнь в пещере подразумевает жизнь во тьме и полное подчинение мирским удовольствиям. Выход за пределы пещеры – это представление о поисках удовольствий и поисках знаний. Чем ближе мы к знаниям, тем больше мы находимся вне пещеры и тем ближе к истине.

Философия Платона

Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Знакомства с Сократом и его учениями

Как и у многих людей в жизни Платона имели место случайные встречи, которые полностью меняли его дальнейшую жизнь. Именно такое событие и произошло в 408 году до нашей эры. Платон отправился в расположенный неподалеку театр, чтобы отнести туда недавно законченное произведение. По пути ему было суждено встретить Сократа, разговор с которым полностью изменил всю дальнейшую жизнь философа. Именно с этого момента у Платона началась новая жизнь.

Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. Во время суда над Сократом, Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежный залог. После приговора Платон заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице.

Платон с Сократом

Реформаторские взгляды Сократа совершенно отличались от тех, которые до этого момента были близки юному философу. Все свои впечатления Платон описывал в произведениях. В 399 году до нашей эры Сократа обвинили в развращении людей путем распространения новой веры и непочтительном отношении к божествам, которые издавна почитались в древней Греции. Но, благодаря старым заслугам ему позволили выступить на заседании с защитной речью, ведь Сократ был участником Пелопонесской войны. А в качестве казни ему было предложено выпить яд, что и было сделано бесстрашным человеком. Вскоре Платон напишет свое произведение «Апология Сократа» в основе которой будет лежать защитная речь бессмертного философа.

Поиск истины

Это событие сильно отразилось на отношении Платона к современной демократии. Ненависть к существующей системе заставляет его покинуть дом и отправиться в путешествие с целью личного знакомства с учеными людьми, обмен знаниями и опытом, приобретенным за годы жизни. Никто достоверно не знает, сколько времени он провел вдали от родных Афин. По некоторым данным этот срок может быть от десяти до пятнадцати лет.

За эти годы он смог побывать в Мегаре, Кирене, Финикии, Египте. Там Платон имел неоднократные встречи и общение с Архитом Тарентским, Эвклидом, Феодором, которые были в свое время учениками великого Сократа, а также с восточными магами и халдеями. Общение с последними оставили свой след и впоследствии Платон всерьез увлекся изучением восточной философии.

После длительного путешествия он приехал на остров Сицилия с благой целью: создать такое государство, в котором будут править философы, вместо того чтобы их привселюдно казнили. Такая идея вполне могла осуществиться при содействии местного военачальника Дионисия Сиракузского, но он, к сожалению философа, оказался тираном, который не был согласен с философом.

Сочинения Платона

Сочинения Платона

Роза Мира Кратко

1. Самые страшные угрозы для человечества

2. Абсолютная ценность личности

3. Что есть Истина?

4. Потусторонняя реальность

5. Многослойность Мира

6. Происхождение зла

7 . Свобода Воли и Свобода Выбора

8. Структура человека

Теория познания и диалектика

Всё, что в мире можно изучить, Платон предлагал разделить на два рода объектов: познаваемые с помощью чувств и постигаемые логикой.

Чувства и ощущения помогают ориентироваться в вещественном, материальном мире, а рассудок и разум служат для постижения идей. Частности и подробности принадлежат чувственному миру, глобальное и общее подлежит логическому анализу.

Многие философы, вплоть до наших дней, провозглашали себя сторонниками и даже основоположниками диалектического метода в философии.

Однако именно Платон впервые предложил этот универсальный способ всестороннего рассмотрения любой проблемы: рассмотреть аргументы и контраргументы, выяснить слабые места оппонентов в свободной дискуссии.

Платоновское представление о дуализме всего, что существует, предполагало баланс между спорными точками зрения в целях нахождения компромисса.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.
Философия Платона - кратко и понятно о ключевых идеях и трудах Рис. 3. Платон и Сократ. Средневековая фреска

Космогония Платона

Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.

Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.

Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.

Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.

платон

Личная жизнь

Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.

ссылки

  1. Brickhouse, T. & Smith, N.D. (s.f.). Пластина (427-347 до н.э.). Получено из Интернет-энциклопедии философии: iep.utm.edu
  2. Grube, G.M. (s.f.). Мысль о Платоне. Испания: Del Nuevo Extremo.
  3. McKirahan, R.D. (2010). Философия перед Сократом. Индианаполис: Hackett Publishing.
  4. Онфрай, М. (2005). Антимануал философии. Мадрид: EDAF.
  5. Осборн Р. и Эдни Р. (2005). Философия для начинающих. Буэнос-Айрес: Era Naciente.
  6. Робледо, А. Г. (1975). Платон. Шесть основных тем его философии. Критика: Испано-американский журнал философии, 115-120.

Академия Платона

Философ очень много путешествовал по Италии, Сицилии, Египту и Кирине.

Историки утверждают, что Платон вернулся на родину в возрасте 40 лет и организовал свою знаменитую Академию, площадь которой была сравнима с шестью стадионами.

В учебном заведении обучались различным наукам юноши из знатных семей. Академия была уничтожена Луцием Корнелием Суллой в 84 году до нашей эры.

Академия Платона

Неоплатоники возродили Академию в начале 5-го века, и она действовала до 529 года н.э., пока ее окончательно не закрыл Юстиниан I из Византии.

Государственная доктрина

Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.

Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.

Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.

Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Значение имени Платон

  • Имена
  • Мужские
  • Неизвестного происхождения
  • Платон
  • Мои закладки

Мужское имя

индекс популярности 259

   Полезно

Происхождение имени Платон. Имя Платон русское, православное, католическое.
Синонимы имени Платон. Платоне, Платонас.
Краткая форма имени Платон. Платоша, Платонка, Платоня, Платоха, Плата, Тоня, Тоха, Тоша, Платонко, Платонько, Платончик, Платоша, Плат.
Именины: 17 апреля, 1 декабря. 18 апреля — Преподобный Платон Студийский, раздав свое состояние, посвятил себя строгой иноческой жизни, переписывал священные книги и составлял из отеческих писаний сборники. Не раз подвергался гонениям от язычников (VIII век).
1 декабря — Святой мученик Платон, за проповедование веры Христовой был обезглавлен язычниками в 306 году.
Знак Зодиака — Овен.
Планета — Солнце.
Цвет — карминно-красный.
Благоприятное дерево — дуб.
Заветное растение — ветреница.
Покровитель имени — черепаха.
Камень-талисман — гелиотроп.
Народные приметы.
Каков Платон, такова и зима: теплый Платон – теплая зима.
Имя Платон образовано от греческого имени Платон, происходящего от platonas «платюс», в переводе означающее «широкоплечий», «широкий». Всему миру известен древнегреческий философ Платон. Он был учеником Сократа, учителем Аристотеля, основателем Академии и родоначальником традиции платонизма. Прозвище «Платон» («широкий») он получит от своего учителя гимнастики за ширину плеч.
Имя Платон широко употребляется на всей европейской территории, во всех странах Европы. В таких странах как Испания, Португалия, Греция, Россия, Украина, Белоруссия, Чехия имя Платон используется в неизменном виде. В Италии имя Платон будет звучать как Платоне. У имени Платон в русском языке употребляются уменьшительно-ласкательные формы этого имени Платоша, Платонка, Платоня, Платоха, Плата, Тоня, Тоха, Тоша. На украинском также используются Платонко, Платонько, Платончик, Платоша, а в Чехии – Плат.
В детстве они упрямы и задиристы, не по годам развиты, возможно, поэтому их так притягивает общество старших. Они могут быть расчетливыми и одновременно бескорыстными, надменными и в то же время обаятельными.
У них синтетический склад ума, они быстро все схватывают, могут представить проблему в целом, но часто увязают в мелочах. Они независимы и не терпят принуждения, лучший способ заставить их сделать то, что вам хочется, – деликатность и ласка.
“Летние” Платоны скорее интроверты – они больше погружены в свои собственные раздумья и мало увлечены событиями мира. Делиться своими переживаниями не любят. Они как бы читают про себя свою собственную жизнь. Их трудно понять.
“Зимние” Платоны – активные люди, видящие смысл жизни в работе, в том, чтобы делать свое дело. Они не привыкли гнуть спину перед высоким начальством и могут в резкой форме высказать свое недовольство, что, естественно, не каждому по нраву.
Платоны серьезно относятся к дружбе, многочисленных друзей не имеют, поскольку нелегко сходятся с людьми и от дружбы требуют многого, порой невозможного. Они гостеприимны, но сами ходить в гости не слишком любят. Аккуратны и немного брезгливы.
Платоны скорее трудолюбивы, чем талантливы, и добиваются успехов благодаря своей работоспособности.

Смерть Платона

Существует несколько мнений о том, как именно умер Платон: кто-то говорит о том, что философ умер в своей постели, пока молодая фракийская девушка играла ему на флейте; другие историки придерживаются теории о том, что Платон умер на свадебном пире.

Тертуллиан же говорит о том, что Платон умер во сне.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Подписаться

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, Платон:

  • является основателем объективного идеализма
  • впервые подчеркивает самоценность идеального
  • создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
  • вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
  • рассматривает философскую проблему формирования понятий
  • превращает диалектику в универсальный философский метод
  • создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Известные цитаты мыслителя

  • «Сократ мне друг, но истина дороже» (позже это высказывание превратится в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой будут приписывать Аристотелю, Мартину Лютеру и Сервантесу).
  • «Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
  • «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое, для души – мусическое».
  • «Во всяком деле самое главное — это начало».
  • «Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».

Платон Афинский: Последние новости

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...