Основные особенности средневековой философии

Средневековая философия: особенности и характерные черты

фото 670

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

  1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
  2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
  3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
  4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
  5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
  6. Авторитарность – обращение к Библии.
  7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
  8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
  9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

  1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
  2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
  3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
  4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

Развитие средневековой философии

Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:

  1. Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
  2. Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
  3. Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.

Креационизм.

Бог — Творец, он создал мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово — Логос. Оно воплощено в Христе и в мире, открыто в Библии. Мир — осуществление замысла Божьего, явление его всесовершенства. Сущность трансцендентного Бога может быть представлена только через то, что он не есть: отрицательной, апофатической теологией. Однако, поскольку его силы, энергии вложены в творение, то, по аналогии с последним, Божественные атрибуты характеризуются положительно — катафати-ческой теологией.

Мир, воплощающий Логос, упорядочен, поэтому возможно, в определенных границах, рационашюе познание Бога и мира. Божественное творение изначально гармонично, прекрасно (корень красоты божественно духовен). Мир безусловно реален (отсюда — средневековый онтологизм, объективизм) и создан благим — субстанциально самостоятельного источника зла не может быть (важнейшая основа христианского мировоззренческого и этического оптимизма).

7. Особенности греческой патристики

• Опытный, а не рассудочный характер

богословия. Синтез догматики и аскетики.

• Бог непознаваем в своей сущности, но

познаваем в своих энергиях. Познание Бога

– приобщение к Его нетварным энергиям

(благодати).

8. Периодизация средневековой философии

3. Схоластика (IX-XIV вв.) – «школьная

философия». Философия, ориентированная на

преподавание в средневековых школах и

университетах. Рационализация веры с опорой

на формальную логику. Выделяют раннюю,

высокую (XII-XIII вв.), и позднюю схоластику

Основные представители: Петр Абеляр, Ансельм

Кентерберийский, Альберт Великий, Фома

Аквинский, Дунс Скот, Уильям Оккам.

10. Основные принципы средневековой философии. Новое понимание человека.

• 7)Персонализм. Бог есть бытие личностное, а не

безличная природа. (Троица – единство личностных

Ипостасей, Богочеловек Иисус Христос – одно Лицо в двух

природах)

• Отсюда человек, как образ и подобие Бога – тоже

личность. Обладает свободой, самосознанием, волей.

Глубина личности человека (сердце) – проницаема только

для Бога. Человек, как и Бог, непознаваем до конца.

• Личность – это тот, кто несводим к своей природе, кто

способен владеть своей природой, превосходить свою

природу.

• Холизм. Личность – существо целостное, единое и

единственное. Поэтому тело в человеке так же

предназначено к вечной жизни, как и душа (учение о

воскресении мертвых). Невозможно переселение душ.

Провиденциализм.

Бог управляет миром, история — исполнение Божественного предначертания События земной жизни имеют высший, Божественный смысл.

18. Новое понимание счастья. Евангельские заповеди блаженства.

Блаженство – несказанная духовная радость и

сладость от общения с Богом, с которой не может

сравниться ни одно из земных чувств, причастность

вечной жизни уже на земле.

«Радоваться о Тебе – только в этом и есть счастливая

жизнь… Это радость, даруемая истиной, то есть Тобой,

Господи, ибо Ты истина, просвещение мое, спасение

лица моего, Бог мой» (Августин).

«Тебе сказало сердце мое – «Господа взыщу».

Взыскало Тебя лицо мое, лица Твоего, Господи,

взыщу» (Пс.26)

«Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»

(Пс.104).

Критерии научности

Для того чтобы отличать науку от псевдонауки, были выработаны критерии, которым соответствуют научные знания.

Теология и провиденциализм не соответствуют критериям истинности, объективности, интерсубъективности, достоверности. Были попытки применения математического аппарата в изучении Священного Писания, однако после этого исследования появилось больше вопросов, нежели ответов.

Научные знания – это опора на разум (анализ и планирование, экспериментальное подтверждение), который отрицается провиденциализмом и теологией.

29. Латинская патристика. Августин (354-430 гг.)

• Проблема теодицеи – главная проблема

философского поиска. Три вида зла: метафизическое

(онтологическое), моральное, физическое.

• Метафизического зла не существует, физическое зло –

следствие морального зла, единственное реально

действующее зло – моральное, причина которого

дурная воля, своеволие, стремление желать иначе

чем, надо, вопреки естественному положению вещей,

заданному Богом.

• Однако дурная воля – следствие свободного выбора.

• Тогда правильно ли Бог поступил, дав нам свободу

воли?

37. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)

«Но возжелавшим познать Аллаха, благословенного и

всевышнего, и его творения посредством

доказательства предпочтительнее или даже

необходимо узнать сначала, каких видов бывает

доказательство, каковы условия его

[обоснованности]».

Три вида умозаключений:

• 1) аподиктические, или собственно научные

(философские);

• 2) диалектические, т.е. более или менее вероятные

(теологические),

• 3) риторические, дающие лишь видимость

объяснения.

39. Латинский аверроизм

• Следуя Аристотелю буквально, западные

пследователи Аверроэса (Сигер Брабантский,

Боэций Дакийский) учили о превосходстве

философии над теологией, о вечности мира, о

смертности индивидуальной души и

бессмертии единого мирового разума, о том,

что Бог не может мыслить индивидуальные

вещи (отсутствует Промысл Божий).

• Все эти положения противоречат вере,

поэтому они были осуждены католической

Церковью, а изучение Аристотеля на

некоторое время – запрещено.

42. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)

• Гармония веры и разума. Философия через

изучение природы ведет к познанию Бога как

первопричины. Теология, наоборот, через

изучение Откровения о Боге, приходит к

исследованию творения. Философия – это

часть теологии. Она помогает лучше понять те

истины Откровения, которые доступны разуму.

• Однако вера главенствует над разумом в

отношении тех истин, которые не постигаемы

естественным светом разума. Вера – это

Божественный свет.

47. Фома Аквинский: умеренный реализм

Существуют три рода универсалий.

• Во-первых, универсалии существуют в самих вещах (in

rebus), и они составляют сущность этих вещей. Это есть

непосредственная универсалия.

• Во-вторых, универсалии существуют и в человеческом

уме, который путем абстрагирования извлекает при

помощи активного ума универсалии из конкретных

вещей, так что универсалии существуют и после вещей

(post res). Эти универсалии Фома называет «мысленные

универсалии».

• В-третьих, универсалии существуют и в Божественном

уме, до вещей (ante res). Эти универсалии и есть идеи, или

первоначальные формы, содержащиеся в Божественном

уме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...