Средневековая философия: особенности и характерные черты
Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:
- Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
- Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
- Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
- Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
- Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
- Авторитарность – обращение к Библии.
- Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
- Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
- Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.
Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:
- Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
- Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
- Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
- Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.
Развитие средневековой философии
Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:
- Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
- Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
- Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.
Креационизм.
Бог — Творец, он создал мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово — Логос. Оно воплощено в Христе и в мире, открыто в Библии. Мир — осуществление замысла Божьего, явление его всесовершенства. Сущность трансцендентного Бога может быть представлена только через то, что он не есть: отрицательной, апофатической теологией. Однако, поскольку его силы, энергии вложены в творение, то, по аналогии с последним, Божественные атрибуты характеризуются положительно — катафати-ческой теологией.
Мир, воплощающий Логос, упорядочен, поэтому возможно, в определенных границах, рационашюе познание Бога и мира. Божественное творение изначально гармонично, прекрасно (корень красоты божественно духовен). Мир безусловно реален (отсюда — средневековый онтологизм, объективизм) и создан благим — субстанциально самостоятельного источника зла не может быть (важнейшая основа христианского мировоззренческого и этического оптимизма).
7. Особенности греческой патристики
• Опытный, а не рассудочный характер
богословия. Синтез догматики и аскетики.
• Бог непознаваем в своей сущности, но
познаваем в своих энергиях. Познание Бога
– приобщение к Его нетварным энергиям
(благодати).
8. Периодизация средневековой философии
3. Схоластика (IX-XIV вв.) – «школьная
философия». Философия, ориентированная на
преподавание в средневековых школах и
университетах. Рационализация веры с опорой
на формальную логику. Выделяют раннюю,
высокую (XII-XIII вв.), и позднюю схоластику
Основные представители: Петр Абеляр, Ансельм
Кентерберийский, Альберт Великий, Фома
Аквинский, Дунс Скот, Уильям Оккам.
10. Основные принципы средневековой философии. Новое понимание человека.
• 7)Персонализм. Бог есть бытие личностное, а не
безличная природа. (Троица – единство личностных
Ипостасей, Богочеловек Иисус Христос – одно Лицо в двух
природах)
• Отсюда человек, как образ и подобие Бога – тоже
личность. Обладает свободой, самосознанием, волей.
Глубина личности человека (сердце) – проницаема только
для Бога. Человек, как и Бог, непознаваем до конца.
• Личность – это тот, кто несводим к своей природе, кто
способен владеть своей природой, превосходить свою
природу.
• Холизм. Личность – существо целостное, единое и
единственное. Поэтому тело в человеке так же
предназначено к вечной жизни, как и душа (учение о
воскресении мертвых). Невозможно переселение душ.
Провиденциализм.
Бог управляет миром, история — исполнение Божественного предначертания События земной жизни имеют высший, Божественный смысл.
18. Новое понимание счастья. Евангельские заповеди блаженства.
Блаженство – несказанная духовная радость и
сладость от общения с Богом, с которой не может
сравниться ни одно из земных чувств, причастность
вечной жизни уже на земле.
«Радоваться о Тебе – только в этом и есть счастливая
жизнь… Это радость, даруемая истиной, то есть Тобой,
Господи, ибо Ты истина, просвещение мое, спасение
лица моего, Бог мой» (Августин).
«Тебе сказало сердце мое – «Господа взыщу».
Взыскало Тебя лицо мое, лица Твоего, Господи,
взыщу» (Пс.26)
«Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»
(Пс.104).
Критерии научности
Для того чтобы отличать науку от псевдонауки, были выработаны критерии, которым соответствуют научные знания.
Теология и провиденциализм не соответствуют критериям истинности, объективности, интерсубъективности, достоверности. Были попытки применения математического аппарата в изучении Священного Писания, однако после этого исследования появилось больше вопросов, нежели ответов.
Научные знания – это опора на разум (анализ и планирование, экспериментальное подтверждение), который отрицается провиденциализмом и теологией.
29. Латинская патристика. Августин (354-430 гг.)
• Проблема теодицеи – главная проблема
философского поиска. Три вида зла: метафизическое
(онтологическое), моральное, физическое.
• Метафизического зла не существует, физическое зло –
следствие морального зла, единственное реально
действующее зло – моральное, причина которого
дурная воля, своеволие, стремление желать иначе
чем, надо, вопреки естественному положению вещей,
заданному Богом.
• Однако дурная воля – следствие свободного выбора.
• Тогда правильно ли Бог поступил, дав нам свободу
воли?
37. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)
«Но возжелавшим познать Аллаха, благословенного и
всевышнего, и его творения посредством
доказательства предпочтительнее или даже
необходимо узнать сначала, каких видов бывает
доказательство, каковы условия его
[обоснованности]».
Три вида умозаключений:
• 1) аподиктические, или собственно научные
(философские);
• 2) диалектические, т.е. более или менее вероятные
(теологические),
• 3) риторические, дающие лишь видимость
объяснения.
39. Латинский аверроизм
• Следуя Аристотелю буквально, западные
пследователи Аверроэса (Сигер Брабантский,
Боэций Дакийский) учили о превосходстве
философии над теологией, о вечности мира, о
смертности индивидуальной души и
бессмертии единого мирового разума, о том,
что Бог не может мыслить индивидуальные
вещи (отсутствует Промысл Божий).
• Все эти положения противоречат вере,
поэтому они были осуждены католической
Церковью, а изучение Аристотеля на
некоторое время – запрещено.
42. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)
• Гармония веры и разума. Философия через
изучение природы ведет к познанию Бога как
первопричины. Теология, наоборот, через
изучение Откровения о Боге, приходит к
исследованию творения. Философия – это
часть теологии. Она помогает лучше понять те
истины Откровения, которые доступны разуму.
• Однако вера главенствует над разумом в
отношении тех истин, которые не постигаемы
естественным светом разума. Вера – это
Божественный свет.
47. Фома Аквинский: умеренный реализм
Существуют три рода универсалий.
• Во-первых, универсалии существуют в самих вещах (in
rebus), и они составляют сущность этих вещей. Это есть
непосредственная универсалия.
• Во-вторых, универсалии существуют и в человеческом
уме, который путем абстрагирования извлекает при
помощи активного ума универсалии из конкретных
вещей, так что универсалии существуют и после вещей
(post res). Эти универсалии Фома называет «мысленные
универсалии».
• В-третьих, универсалии существуют и в Божественном
уме, до вещей (ante res). Эти универсалии и есть идеи, или
первоначальные формы, содержащиеся в Божественном
уме.