Ôèëîñîôèÿ Äðåâíåãî Êèòàÿ

Содержание

Исторический экскурс

История китайской философии берет начало приблизительно к 6 столетию до нашей эры. Впоследствии она повлияла на всю восточную мысль в целом: японскую, корейскую, вьетнамскую. Ее влияние на Азию можно сравнить с вкладом философских взглядов Древней Греции в культуру остальных европейских государств.

Выделяют несколько этапов развития китайской философской мысли.

  • Период до 6 столетия до нашей эры

К этому периоду относят зарождение философии. Характеризуется он существованием первоначальных религиозных верований, основанных на мифах. В те времена люди гадали и верили в предзнаменования, богов, духов.

Были сильны:

  1. культ предков – согласно ему, духи усопших влияют на жизнь живущих родственников, заботятся о них;
  2. связь мужского и женского – предполагает, что изначально Вселенная был повергнута в хаос, но появление двух начал позволило навести порядок и создать единство неба и земли; за небесные тела отвечал мужской символ Ян, а за земные дела – женская энергия Инь.

символика

К 7-6 веку появились созерцательные практики.

  • 6-2 столетия до нашей эры – философия Древнего Китая

В этот временной отрезок централизованное государство терпит крах в лице раздробленности и разделяется на несколько царств. Между крупнейшими из них ведется ожесточенная борьба, которая проявляется также в противостоянии различных философских школ, отличающихся разными взглядами на политику и этику.

Этот период в истории философии называют золотым веком.

Тогда уже оформились важнейшие философские направления среди так называемых «ста школ»:

  1. даосизм – учение о дао;
  2. конфуцианство;
  3. моизм;
  4. легизм – направление законников;
  5. минцзя – школа имен;
  6. учение об инь-ян.

Золотой век закончился весьма неожиданно – мыслителей преследовали, а написанные ими трактаты повсеместно сжигали.

костер

  • 2 столетие до нашей эры – 10 столетие нашей эпохи

Данный период считается китайским средневековьем. В тройку лидеров вошли конфуцианство, даосизм и легизм, между которыми велась борьба за господство в умах китайцев. В начале новой эры границ Китая достигла также  буддийская дхарма.

  • С 10 века

Официально признанной идеологией стало учение Конфуция, в то время как даосизм подвергался резкой критике и гонениям. На протяжении нескольких веков традиции конфуцианства определяли жизнь китайцев, оберегая их гармонией и семейными ценностями.

  • С середины 20 века

Когда к власти пришли коммунисты, идеология Китая резко изменила вектор развития. И хотя укоренившаяся за 2 тысячелетия в китайском разуме доктрина Конфуция продолжает влиять на некоторые сферы жизни, ее влияние заметно ослабло.

Конфуцианство

Самой известной, на сегодняшний день, школой, которая берет истоки из древности и средневековья, стала школа последователей Конфуция в литературе называемого Кун Фу-Цзы, что означает учитель Кун (551-479 до н.э.). Будучи немногим старше 20 лет, он стал самым известным педагогом Поднебесной. Его последователи на основе многих высказываний мудреца и бесед с учениками собрали целую книгу под названием «Беседы и суждения».

фото 542

В этом источнике знаний объясняется, что нравственное поведение и умственное развитие отдельной личности являются основой справедливого общества.

Наблюдая все большее падение нравов представителей социума, он искал выход из деградации в воспитании идеального благородного человека (цзюнь-цзы) путем искреннего уважения к окружающим и себе. Оно должно осуществляться через соблюдение четко выработанных догм поведения, которые необходимо соблюдать каждому без исключения гражданину. Сам человек выступает у мыслителя функциональным инструментом, призванным служить обществу.

У благородного мужа есть противоположность — «низкий человек» (сяо жень), который выбрал своим основным приоритетом личную выгоду. Он заводит себе не друзей, а сообщников, не уважая ни себя, ни их. Он изгаляется в поисках милостыни, а получив ее, исчезает, ни сказав спасибо.

Главный принцип благородного мужа — человечность «жень». Этот иероглиф обозначает межчеловеческое общение, что по мнению Учителя выступает сущностью бытия. Когда его спросили, что же на деле есть «жень», он ответил просто «любить людей».

Особенности философии Древнего Китая

“Первой” Особенностью китайской философии, (скорее мифологии) был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

“Вторая” особенность древнекитайской философии является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.

Инь Ян День Ночь

Для понимания китайской философии необходимо учитывать, что Китай — мир правополушарной культуры, что выражено в культуре Древнего Китая

. В правом полушарии хранится мир зрительных образов, музыкальных мелодий, локализованы центры гипноза, религиозных переживаний. В левополушарных культурах мощно развит речевой центр и центр логического мышления. В правополушарных культурах слышат и воспринимают звуки иначе, выразить звуки буквенно представителям этих культур очень трудно, они воспринимают мир в конкретных, единичных образах.

. . – . . . .

. ,

, , , , .

http://www.allbest.ru/

()

:

:

: 13-2

.

:

..

2014 .

. , , , , . – . – .

. . , . , , , . , , , , . , , , . , , , , .

. , , – . , . , . , . , , . , , , , . , , .

. – (VI – V ). , , . , . – , ; , , – , , , . , (-). , , , .

– -, . (-). : (), (), (), () (). , . , . , . . , , . . , . , : , ; ( , 7.1). (1027-256 ). , – -, ( -) -. : [ , ] – ( , 7.5). , .

, , , . , (, ), , , (, ). ( — ). (), , . : , — , — , — ( , 12.11). , , . () .

(V – IV ). , . . , . . , , , , . (390 – 338 ), . . , , , . , , ; , . , , , ; , .

VI . ( ), . 770 481 . () ( ), . , , , , ; VIII . 30 . ( ) (145 – 90 ). .

1.

( VI . .)

– . , , -. , , , — . .

.

, , , :

(),

( ) (VIII . .) ,

() (VIII . .) 780 . . .

VII–VI . . . . -, , , , .

., – 6 . ..: f f(in) , (.). d (.). q .

(VI–II . . .)

VII–III . . . — , — – . . , , .

. . . .: . ., 1968.-.99-112

.:

(): , , , . — . : -, -,-, ; -, . : , , ,

(): , . , . : , -, , , -, -, -.

(): ( ) , . : -, , , -, .

(-, – — ): . : , , , , ; .

(): . : , , ; -.

– ( ) (). : -, , .

, , , . ; , .

, ( III . .), .

, . . I . . . : (2 . .), , – (II . ., ), -, (53 . . .- 18 . .),

. . 2- ., . . – .: – , 2001.. ” ( ). (27-.97 .. .) (78-139). , , . (145-86 . . .), , . . , (90-40 . . .) (78-37 . . .) . , , , ( ), (127–200), (128–190) (164–233).

(.100-170), , , . ( ). , . , , , Ƹ .

23 (226–249). (220–264) . . (” ) – ” -). . ( ) (267–300), ( ).

( 1000 . . .)

, (1055 — , 1503 — , , , , ). , ( — — 1183). , , . XI , ( ), , – (1020–1078). —

.. – // . 1978, 5, . 81-93.

( ), ( ),

( ), ( ), ( ). – . , () , . (). (1150–1223), , , . (1472–1529), . (XVIII ). XVII – (1619–1692), ( ) (1020–1078). XVII -(, , , , ) (1613–1682), ( ), – . XVIII (1723–1777).

XIX (1865–1898). XX , , , (1893–1988). (1910–1966). (1903–1987) (1889–1961). , .

2.

– , -, VII – VI , . . . . -, ” ” (II . . .), . , . . , – .

. – . “”, ” “. O . . – . – , – . , . -, , ; – . , , . – , , – , .

– , , . – . , – , , .

, – , . , – , , , , .

, – – ” “, .

“” – – -. , – IV – III . . .

, . , , .

– () – , , . , , “”, , , , . , .

: , , , , ,- . , . , , (), – , – .

– , “”, ” ” – . . , – “”, – ” “.

“” “”, , – , . , , . – , , – “”.

– , – , ” , “. , “”, ” , . , . – – , – “.

, -, ” ” . . , , , , . ” ,- – ,- . , – . , -. , . , “).

() , , – – .

..

( , ) . “” : ” , , . , , . , , , , , , , “.

” ” ” – . – (VI-V . ..). – 81 , . , . . – , , , . – – , – . – , . , .

, -, , -, , . , , , . -, .

, ” “, .

, , . , , . , – . , , [], , . ( ) , . . [] – .

, . , . , . , . , . . . , . . , , .

, , . .

, , . , . , , , . , , [ ]. , , , .

. . . . . , . , . , , .

, . , .

, , , . , .

[] “”, “”, “”. . , , , . , : . .

. . . , , , .

[], []. , . , . , , , .

[], [], , , , , , . , , , – .

. [ ]. , . .

[, , ,] ; ; ; ; [] ; ; . [], , , , [] .

. .

? [ ] , [] , [ ] , []. , , , .

[ ] , , , . [ -] , [ ] .

, . . [] , [ ] .

; , , ; , . , , . , , . , , .

3.

VI . .. – (. – ), . , . , . , . , , , . . – .

, 7 . , . – , – , . .

, , – . , . , , , – , -, , . , :

– , .

, , . : , , .

, , . , , , . , -, , , , , , . , : , .

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

китайская джонка

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

4 понятия философского мышления Китая

  • Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
  • Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
  • Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
  • Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.

Ранние верования

Идея цикличности – смена времени суток, сезонные температурные изменения – оказывается определяющей для китайских учений. Культ предков и жертвоприношения были актуальными в эпоху ранних верований и во времена правления древней династии Шан. После ее свержения династией Чжоу родилась концепция «Мандат Неба». Будучи посланником Небес, правитель обязан соответствовать своей высокой должности. В случае нарушений, он по всевышним законам мог оказаться свергнут и заменен иным кандидатом на исполнение воли Неба. Благодаря археологическим раскопкам удалось выяснить, что почитание предков – давно возникшее и долго сохраняющееся явление верования. Общество могло стать более светским, но традиции оставались.

«Мандат Неба»

Школа Дао, или даосизм

«Школа дао» (Пути) — даосизм, второе влиятельное учение в Китае, превратившееся со временем в национальную религию. Легендарным основателем даосизма считается мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). Впрочем, значительное число исследователей считают, что Лао-цзы мог жить не раньше IV-III вв. до н.э. Другим авторитетным представителем раннего даосизма является Чжуан Чжоу (369-286 до н.э.), автор большинства глав трактата «Чжуан-цзы».

[Сторонники] школы Пути [стоят за] недеяние [1], но, кроме того, говорят: «Нет ничего, что не было бы сделано [благодаря недеянию]». Суть их [учения] легко осуществить, [но] их выражения трудно понять. Их методы полагают основным сделать пустым [сердце государя] и не иметь [там предвзятых представлений, знаний и желаний], считают полезным сообразоваться [с вещами и людьми как они есть] и следовать [их природе. Для совершенного мудреца] нет [раз навсегда] завершенного положения и нет неизменной ситуации, поэтому [он] в состоянии до конца выяснить чувства тьмы людей; [он] не является [тем, кто] опережает людей, и не является [тем, кто] отстает от людей, поэтому [он] в состоянии быть правителем тьмы людей. [Иногда он] имеет закон, [иногда] не имеет закона, [ибо] сообразуется со временем и делает дела; [порой он] имеет норму, [порой] не имеет нормы, [так как] сообразуется с людьми и соглашается с [ними]. Поэтому и говорится: «Совершенномудрый человек не [владеет особым] умением, [он лишь] сообразуется с переменами во временах». — Сыма Цянь. «Трактат Сыма о шести школах»

[1] Недеяние (

у-вэй

无为) – букв. «отсутствие действия», одна из важнейших даосских категорий. Означает отсутствие лишнего действия. Нужно делать только то, что необходимо.

Подробнее о даосизме:

  • Жизнеописание Лао-цзы и основные идеи трактата «Дао дэ цзин»

Конфуцианство

Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.

В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.

Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.

Конфуцианство основные идеи

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.

Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Учение Лао Цзы

Основоположником даосизма считается ученый Лао Цзы – старший современник Конфуция. В основе этого философского воззрения лежит понятие дао – всеобщий закон мира — то, откуда все начинается и где заканчивается, правильный путь, сущность природы, управляющей всем.

С понятием дао связана энергия дэ, исходящая от дао как благодать, преобразующая его в мир вокруг. Самое главное в даосизме – это стремиться к гармонии природы, которой можно достичь, соблюдая принцип дао. Человек не должен совершать целенаправленные действия, подкрепленные усилиями – это наоборот усилит напряженность и спровоцирует хаос.

даосизмПортрет Лао Цзы

Отсюда вытекает принцип недеяния, или правильнее будет сказать – невмешательства – у-вэй. Принцип у-вэй распространяется также на правителя – он не должен вмешиваться в жизнь подчиненных, а лишь предупреждать бунты и не менять привычного уклада. Народ, в свою очередь, должен прислушиваться в императору и выполнять приказы.

В системе даосизма присутствует Земля, Небо и Человек, а над всеми ними стоит Дао.

* – () ( , , , , — (-), ( ) ..)

  • . , . , . “”.

    [26,9 K], 14.11.2010

  • . – . -. , .

    [66,3 K], 18.02.2015

  • “” “” . . . : , , .

    [80,1 K], 16.06.2015

  • . . , , . . .

    [20,1 K], 27.03.2013

  • : , , . – . “” “” – . . .

    [1,6 M], 22.04.2012

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  1. Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  2. Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
  3. Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  4. Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

Философские школы Древнего Китая

Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.

Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.

Читайте также: Основные идеи конфуцианства

КонфуцийКонфуций

Философия Древнего Китая: даосизм. Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени Лао-Цзы. Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Читайте также: Основные идеи даосизма

Императорская эпоха

С установлением власти династии Цинь в Китае официальным философским направлением стал легизм. Убежденным и радикальным сторонником течения и одновременно канцлером при дворе императора был Ли Сы. Он предложил подавить свободу мыслящих мужей Поднебесной, сжечь классические произведения, начать преследование представителей конфуцианства.

Ли Сы

Основные идеи раннего легизма в области социальных вопросов таковы:

  • равенство всех перед законом;
  • высшая цель любого правителя – создание могущественного царства;
  • любая политическая деятельность обязана учитывать экономический фактор;
  • вся власть должна быть сосредоточена в руках одного правителя;
  • опыт предшествующих поколений является важным с точки зрения государственных дел.

Влияние легизма продолжалось вплоть до правления поздней династии Хань, когда правители приняли даосизм в качестве официальной доктрины.

Буддизм

Буддизм, как известно, зародился в Древней Индии, но Китая достиг только спустя 5 веков с момента появления – на рубеже двух эр, в период правления семейства Хань. Он распространялся по стране три столетия и при империи Цзинь – в 4-5 веках – достиг своего пика. 

Буддизм поддерживали в основном кочевники из соседних стран, прибывшие в Китай, представители других азиатских стран. Все дело в том, что даосизм и конфуцианство были довольно сильными философскими идеологиями, которые к тому же находились ближе к китайской ментальности с их уважением традиций, стремлением к труду.

В полях

Нельзя сказать, что буддизм не был популярен среди китайцев – напротив, даже сегодня он имеет значение, в основном в виде школы дзэн, которое в Поднебесной известно как чань.

Основные проблемы поставленные древнекитайскими философами

Общество и человек

Социально – этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях.
В Древнем Китае космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.

Взаимосвязь Человека и Природы

Природа человека

В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровно-родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

В Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в своей концепции воспитания и обучения.

Природа знания и логические идеи
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.

Конфуций считал основным методом получения знаний – обучение, а источником знания древнее придание и летописи. Он проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности. Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления стал серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.

Просмотры: 2 589

Другие философские направления

Конфуцианство и даосизм сильно повлияли на мировоззрение древних китайцев. Однако богатство их культуры объясняется наличием черт из многих других философских течений.

Небольшой список иных известных направлений:

Мыслитель Мо-цзы

  • Легизм. Основоположник этого учения — Гуань Чжун. Древнекитайский философ утверждал, что управлять человеком и народом возможно только с тотальным контролем. Только таким способом в личности можно подавить её тёмную сторону и направить на нужный путь развитие общества. Главная мысль легизма — порядок во всех сферах жизни.
  • Моизм. Основателем учения был Мо-цзы. Великий мыслитель считал любовь основой жизни и равенства людей. Если говорить кратко, моизм характеризуется идеей долга и взаимной пользы. Человек должен стремиться помогать окружающим, а власти следует указывать народу, как себя вести и следовать традициям.
  • Натурфилософия. Главным представителем этой школы был Цзоу Янь. Как и натурфилософы Индии и других стран, китайцы считали, что жить в гармонии с окружающим миром получится только с познанием сил природы. Астрономические наблюдения помогали китайцам не только правильно вести сельское хозяйство, но и узнать волю Неба. Главной натурфилософской концепцией выступает универсальность Инь-Ян и цикличность взаимодействия Пяти Элементов: Земли, Воды, Огня, Дерева и металла.

Влияние основных направлений философии на культуру Китая заметно даже сегодня. Несмотря на потерю и уничтожение большинства манускриптов, народ всё ещё помнит и соблюдает многие традиции древней цивилизации.

Моизм

Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.

Инь и Ян и теория пяти элементов

Учение об Инь (пассивном женском начале) и Ян (активном мужском) путеводной нитью проходит через всю древнекитайскую мысль. Эти два принципа дополняют друг друга и определяют ход всех вещей во Вселенной. Все, что мы знаем в качестве противоположностей, является отражением действия этих двух начал.

Еще одно учение – теория пяти элементов, которая связывает социальные процессы и природные явления в единое целое, управляемое действием пяти стихий. Концепция пяти стихий проходит красной нитью через всю древнекитайскую философию.

Инь и Ян и теория пяти элементов

Легализм

Согласно мысли Сюнь-цзы этика нужна для того, чтобы сдерживать отрицательное начало человеческой души. Без моральной философии государство ждет смута и раздор. Еще один представитель легизма Хань-Фэй утверждал, что основой всему должна стать всеобщая практическая философия. Главным ее принципом является положение – человек по природе зол и стремится к личной выгоде. Поэтому строжайший порядок должен определять любой государственный строй и выше порядка нет ничего.

шан ян

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.

1.jpg

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...