Номиналисты и реалисты в философии Средневековья

Что такое реализм в философии

фото 754

Следуя реализму в философии, универсалии существуют в реальности за границами разумного. Эта философия в своей крайности из-за пантеистических выражений конфликтовала с церковью.

В III-IV вв. философия Платона переросла в неоплатонизм и патристику (ее виднейший представитель Августин Блаженный толковал мысли как идеи Господа, ставшие образцом для всего существующего на земле).

Наиболее устойчивым и принятым церковью стал реализм, основные тезисы которого сформулированы Альбертом Великим и его последователем Фомой Аквинским. Следуя мысли Фомы, универсалии существуют в трех ипостасях: «до вещей» в разуме Творца – как идеи и прообразы; «в вещах» – как их существо, субстанция; «после вещей» в разуме человека – как представления, результат абстрактного мышления. По томизму (учение Фомы) универсалии соотносятся с формой по Аристотелю, а материальное выражение есть основа индивидуализации – деление общего на особенное.

В современной философии, реализм – это совокупность нескольких учений и школ, общей чертой которых является принятие существования объекта познания в реальности, то есть вне зависимости от разума и актов познания. В разработке находятся 3 вида понимания познания:

  • непосредственное, которое имеет ввиду однородность сущностей субъекта и объекта в плане онтологии;
  • опосредованное, связанное с их неоднородностью, и требует переносчика информации между этими понятиями;
  • онтологический вариант, признающий одинаковую важность субъекта и объекта, рассматриваемых как сущности неделимого бытия.

Своеобразным выражением философской мысли является творчество Вальтера Скотта, которое стало важной ступенью в английском литературном процессе, отразившем переход от романтизма к реализму. Романтизм работ Скотта сочетается с яркими реалистичными чертами

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является «Евгений Онегин», написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека, противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является «Герой нашего времени», автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

Ольга Несмеянова. Цикл “Беседы о реализме”. Определения реализма и теория Воронского. (Беседа вторая)

01.03.2013 /  Редакция

Характеристика направления

Как и в других видах искусства, реализм в литературе характеризуется отказом от идеализированного изображения персонажей и действительности. На первый план вышло достоверное описание ситуаций, с которыми читатели могут встретиться в реальной жизни.

Если главной целью романтизма было показать невероятные героические поступки и эмоции, то в реализме больше внимания уделяется внутренним переживаниям героя в его обыденности. Писатели хотели изменить общество в лучшую сторону путем правдивого изображения его изъянов.

Главные признаки того, что перед нами именно реализм:

  • основной конфликт в произведении строится на сопоставлении персонажа и общественности;
  • изображаемые конфликтные ситуации глубоки по своей сути и отображают драматичные моменты жизни;
  • обращение внимания автором на предметы быта, внешность персонажей, природное окружение;
  • акцент на внутренних переживаниях героя;
  • персонажи произведение могут быть разделены на типы;
  • описанное в точности отражает реальность.

Истоки термина «реализм»

Литературный критик Жюль Жанфлери в своей книге «Реализм» впервые обозначил название нового направления. Именно он отметил, что реализм противостоит романтизму, потому что отражает реальную жизнь, обнажает социальные проблемы, обращает внимание на простых людей и их заботы.  Как понятие, реализм ввел в литературу русский критик Павел Анненков в 1849 году. Общепризнанным научным понятием этот термин стал позднее – в 1860-е годы. 

Основные черты реализма:

  • Максимальная приближенность к реальной жизни;
  • Внимание к проблемам простого народа;
  • Конкретная историческая эпоха, упоминание реальных событий;
  • Типизация характеров и ситуаций при сохранении индивидуальных черт;
  • Внимание к деталям, конкретике;
  • Конфликт разумного, справедливого героя с обществом.

2.

I.Введение

II.Основная часть

III.Заключение

IV.Список литератур

Реализм против номинализма

Вопрос заключается в поиске общего смысла бытия. В схоластике реализм придает значение общим понятиям. Номинализм же считает, что общий смысл вещей лишь иллюзия. Мир наполнен только единичными вещами, без свойств и характеристик. С тех пор реалисты следуют его учению философии, как основополагающему принципу действительности.

В схоластике проблема философии обсуждалась не совсем открыто, так как при изучении темы в первую очередь преобладало или добавлялось теологическое видение мира. Книга Порфирия «О пяти гласах», в которой был рассмотрен смысл родов и видов с точки зрения философии, стала камнем преткновения между реалистами и номиналистами. По ходу этой дискуссии, длившейся с XI по XIV века, и плавно перетекла в новую философскую идею, вместе с абсолютно противоположными мнениями высказаны прочие промежуточные варианты. Реалистическое мировоззрение наиболее совпадало с взглядами догматического христианства. Реалистическое мнение вначале преследовалось, в дальнейшем его рассматривали с подозрением в той или иной мере.

Номинализм послужил становлению свободы изысканий в философии, но, по замечанию Риттера, он абсолютно неверно ассоциировался с либеральными тенденциями. И также утверждение, что номинализм окончательно одержал победу совершенно необоснованно. В схоластике спор между реалистами и номиналистами закончился победой последних, но и поныне он продолжается в другом виде.

3.

Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем

происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация

образования. Школы организовывались в основном при монастырях и

соборных капитулах, существовали так же придворные школы.

Преподавание велось преимущественно монахами-проповедниками. В

школах постепенно складывались основы педагогической и научной

системы, которая получила название схоластики, т.е. школьные

учености.

теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий,

соотношения общего и отдельного. Этот вопрос обсуждался еще в

античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.

Начало. Беседа Первая

Вместо эпиграфа

 « — Нужно ли вообще определять неопределяемое?

— Нужно! Чтобы доказать недоказуемое»

 (из разговора в блоге)

Развивая мысль О. Шпенглера о том, «…что существует различие между историей художников и историей стилей» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2, Минск, 1999, с. 148), можно также сказать и то, что различие между историей художников и историей стилей – это еще и различие между искусствоведческим (фактологическим, узким) и философским (обобщающим, широким) подходом к понятию стиля как категории, на основе которой происходит членение художественного процесса.

В чем же заключается философская природа эстетических обобщений? Говоря упрощенно, эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ (изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время как искусствоведческое исследование есть преимущественно микроанализ деталей, особенностей, частностей, нюансов. Для такого анализа не нужна общая картина, без нее можно обойтись. Этим отчасти и объясняется ориентация отечественного(советского) искусствоведения на искусствознание «без стилей»,т.е. без категории обобщения. Но тем не менее,  по сути, всякий раз, когда речь заходит об анализе не одного произведения искусства, а об общих художественных измерениях группы искусств, специфики жанра или художественного стиля, – мы имеем дело с эстетическим анализом. Как отмечает О. Кривцун, »…любое побуждение искусствоведа к обобщению тенденций в своей предметной области есть стремление к генерализации фактов, к прочерчиванию сквозных линий, т. е. по сути представляет собой эстетический анализ, осуществляемый в рамках той или иной исторической длительности» (Кривцун О. А. Эстетика. М., 2001, с.10.)

Изучение реальных историко-художественных процессов убеждает в том, что, как пишет М. С. Каган, в методологии знания об искусстве в нашей стране  все больше »завоевывал господство культ единичного, фактичного, феноменального и агностицистически отрицалась возможность – да и необходимость! – познания общего, сущностного, ноуменального… Культ факта и абсолютизация его уникальности приводили к тому, что разрушалось представление о целостном бытии и развитии культуры» (Каган М. С. Введение в историю мировой культуры, т. 1. С.-Петербург, 2002, сс. 19 – 21),т.е. , образно говоря,  отечественное искусствоведение в основном видит под ногами плоскую землю, предпочитая не знать ее целиком и не замечать, что она круглая и  на ней имеются разные, не похожие друг на друга, материки. Без  общего, цельного представления, без категорий обобщения, без анализа связей между процессами, на мой взгляд, искусство понять в принципе невозможно и потому установка отечественного  искусствоведения представляется мне изначально ложной, заводящей в тупик.

Опираясь на открытия синергетики (науки о становлении и саморазвитии сложных и сверхсложных систем), М.С. Каган указывает на »соотношение упорядоченности и хаотичности в процессе развития конкретных социокультурных систем и нелинейный, вариативный характер этих процессов». Как пример случая, где »развитие идет именно нелинейно, то есть одновременно (более или менее одновременно) в разных направлениях,» М. С. Каган называет  европейскую художественную культуру XVII века, в которой »…Барокко соседствовало и сложно взаимодействовало с классицизмом, маньеризмом и реализмом». Следует заметить, что реализм как стиль в XVII веке и возникшие вместе с ним приемы живописи были, можно сказать, авангардом  того времени – игнорировать это, сбрасывать со счетов — значит выбивать звено сверхсложной социокультурной системы искусства.

Похожие процессы наблюдаются и в ХХ веке, когда в эпоху Модернизма существуют многочисленные авангардные течения и соцреализм. Эпоха XVII века(Барокко)  как и эпоха ХХ века(Модернизм) схожи именно в своей переходности раздробленностью, сложным составом  культурного процесса — у Кривцуна говорится  про «… XVII век и искусство барокко, с его спонтанностью, чрезмерностью, антинормативностью. Это время исторического бездорожья, когда эпоха демонстрирует явное отсутствие устойчивого состояния, смирение и агрессию, поражения и новые бунты воли»(О. Кривцун. Эстетика. Гл. 35). Это явление бифуркации(полифуркации) культурного поля, когда состояние равновесия, устойчивости, единства культурной системы переходит в состояние, раздробленности, членения, хаоса. А что как не хаос видим мы в культуре сегодня?

Это наталкивает на мысль о наличии эпохальных циклов культуры, их сущностном сходстве и повторяемости во времени. Необходимо  при этом учитывать, что «…рождение каждого цикла связано с наличием сильных продуктивных идей, которые эпоха приемлет как безусловные, в которые она верит и которые придают ей динамику и жизненность. Пока эти ценности, т.е. «душа» культуры животворны, эпоха активно плодоносит, создает грандиозные произведения в сфере искусства, литературы, философии. «Начало конца» каждого эпохального цикла обозначено тектоническим сдвигом: на смену бескорыстному идеалу приходит корыстный интерес, бескорыстные порывы духа замещаются прагматичным потребительским сознанием.»(О.Кривцун. Эстетика. Гл. 17»Искусство и цивилизация»).  Именно в такое время мы и живем и этого невозможно не замечать.

В то же время не стоит забывать о том, что позиция, на которой правомерно может находиться исследователь культурных явлений – это позиция обобщающего эстетического анализа, так называемый »широкий подход» к пониманию стиля, явления, периода, эпохи. Подобный подход в частности к реализму как к надстилевому образованию гармонично, формулируется в высказывании Б. Пастернака «Реализм не есть нечто такое, что может пониматься как направление, реализм – это  сама природа искусства, ее сторожевой пес, который не дает уклониться от следа, проложенного ариадниной нитью». Для М. Лифшица т. н. широкий подход применимо к реализму становится «…идеей реализма в широком смысле слова, или истины в искусстве». (Лифшиц М. Архивы. Папка № 232 «Лукач», раздел «Легенда о Лукаче).  И поэтому «…ясно, что, если художник живет живой жизнью души, то его подражание природе не станет мертвенным ее воспроизведением».( Кандинский В. О духовном в искусстве, гл. 7 «Теория»).

А. Савинов. Мельница на закате. Х/м. 1913 год

При всей очевидной относительности и неясности понятия «реализм» имеется изрядное количество его определений и большое их разнообразие. В основной  массе их нельзя признать  приемлемыми. Я не заметила адекватных сути понятия определений, прежде всего потому что они не определяют эстетическое явление(в том числе и лучшее на сегодняшний день классическое определение  Энгельса) и не затрагивают его художественной сути

Определение, или дефиниция — логическая операция установления смысла термина как введения нового понятия или объекта путём комбинации или уточнения исходных, элементарных либо ранее определённых понятий. 

Например, удивительно по бестолковости и неопределенности определение реализма в универсальном (по аудитории читателей) Энциклопедическом словаре. Неопределенность определения – это такой специфический феномен непостижимого в отечественной науке об искусстве, встречается довольно часто   и  в самых солидных источниках.

Итак, определение реализма, оно не выдерживает критики, но тем не менее:
«Реализм — в искусстве -1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства:  правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность,  глубина  и  полнота ее художественного познания.»

1) Первое, на что можно обратить внимание, что реализм это ПОНЯТИЕ, т.е. мысль, полная абстракция, не проявленная в реальности: понятие о стуле и стул  — это разные вещи, при этом если дать определение ПОНЯТИЮ о стуле, то останется «за кадром» что представляет стул сам из себя? Также и с реализмом.

2) Так и быть, пропустим и не обратим внимания на «познавательную функцию… художественного познания»: классическое «масло масляное» в одном предложении, тавтология вообще любимый лингвистический прием в отечественной справочной литературе об искусстве, в чем мы еще убедимся.

3) Как мы  видим, в данном определении словосочетания  «правда жизни»(что это?), «глубина», «полнота» являются метафорами, что недопустимо в определении понятия. Они, такие слова, не являются ни исходными, ни элементарными, ни ранее уточненными понятиями. Или же, как слово «реальность»(в искусстве) они требуют дополнительного раскрытия сами по себе, что также неприемлемо для определения.

После чего выяснять, характеризует ли реализм познавательную функцию искусства, уже не хочется. Как такие определения попадают в Энциклопедический словарь, и есть ли в нем научная цензура? Сомневаюсь. Похоже, что в такой солидный источник помещаются произвольно какие угодно тексты в такой «неважной» области как искусство. Примеров таких определений реализма можно привести множество, но это не является целью данного цикла статей.

Поиск точного и исчерпывающего определения термина «реализм» вызывает ощутимые затруднения, ввиду явной склонности некоторых авторов переходить в его анализе в область идеологии и даже политики, чураясь при этом строгих дефиниций.

В МСЭ (статья «Стиль», т.8, М., 1959 г.), где понятием «стиль» «…определяются крупные этапы развития лит-ры и искусства, значительные течения, направления, обладающие принципиальным единством общих характерных черт», о реализме опять-таки не содержится ни намека, а перечислены только «…Романский стиль, Готика, Возрождение, Барокко, Рококо, Классицизм, Романтизм и др.». По всей видимости, анонимный автор данной энциклопедической статьи намеренно выводит реализм в некое надстилевое пространство, обеспечивая ему особое место в истории искусства советского времени. Замечу, что автору статьи о стиле могло  в 1959 году не поздоровиться, видимо потому крупная энциклопедическая статья вышла в печать  анонимной. Почему так происходило можно прочитать более подробно в первой статье цикла «Реализм. Догмы и проблемы»

В то же время  в томе 7 МСЭ обнаруживается статья Г. Недошивина «Реализм(в литературе и искусстве)» где реализм представлен марксистско-ленинской эстетикой узко и однобоко, т.е. только  как «художественный метод»(ни в коем случае не стиль!). При этом полноценного определения понятия художественного метода (вопреки прочной традиции МСЭ) тоже не дается. Определением реализма можно с  натяжкой считать фразу в середине текста

«Реализм есть общее обозначение различных, исторически- конкретных форм реалистического художественного познания мира»

Т.е « реализм есть общее обозначение реалистического…»,  а « гармония есть общее обозначение гармонического…», а «проза есть общее обозначение прозаического…», а « музыка есть общее обозначение музыкального…» и т.п. Оригинальный смысловой ход марксистско-ленинской эстетики, ничего не скажешь. Опять тавтология « реализм есть общее обозначение…форм реалистического художественного познания мира»  говорит о чрезвычайной  слабости автора — ведущего теоретика советской школы искусствознания и  отсутствии смысла изучать такой «перл».

Да и какой смысл изучать не наличное явление культуры, а общее обозначение (т.е. опять слово в отсутствие предмета)?  Слова должны изучать филологи. В то же время, если вспомнить, что  стиль является формальной категорией , а если что-то имеет форму, оформлено(художественно), то оно, это оформленное, не может не быть предметно. То есть заложенная в советских определениях «беспредметность» реализма, его абстрактный, умозрительный характер существуют не зря, а намеренно — чтобы подчеркнуть невозможность для реализма быть стилем – это надо понимать и осознавать!  То есть советские определения реализма, хотя и коряво построены, зато «верно» идеологически  ориентированы. И эта идеология КОММУНИСТИЧЕСКАЯ!

Может быть хватит? Не пора ли отделить, наконец, реализм от идеологии?

Мы уже скоро как 30 лет живем при капитализме, казалось бы было время пересмотреть и приспособить основные понятия культуры под новый строй. Тем не менее, за это немалое время никто из ученых мужей(получающих зарплату) и никто из неученых мужей этого не заметил! Всех устраивают коммунистические определения, они кочуют по прежнему из доклада в доклад, из реферата в реферат, из статьи в статью, из диссертации в диссертацию, их тиражируют в новых изданиях новейших энциклопедий, и никому до этого нет никакого дела! А ведь СЛОВО – это важнейший личностно-формирующий фактор. А ведь слово – это информация. А ведь слово строит сознание, а изменив сознание можно с человеком сделать что угодно. И если это хорошо понимали в СССР, то в демократической России, похоже, об этом  или забыли, или уже не знает никто. Однако, вернемся к теме.

Наиболее приемлемым из советских можно считать определение реализма в «Толковом  словаре русского языка» С.И. Ожегова, вышедшем впервые в 50-е годы прошлого века.

Значение слова Реализм по Ожегову:

Реализм — Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение  действительности в ее типических чертах

Леонид Пастернак. Ночь перед экзаменом

_

В. Серов. Этюд. 1886 год, х/м

Конечно, выражение «правдивое воспроизведение действительности» вызывает опаску, а уж не на повторение ли роли Бога-творца, умеющего воспроизводить действительность и раз, и два и сколько ему, Богу, угодно подписывает Ожегов читателя? И не смысловой ли это перебор? И может быть стоило бы употребить выражение не «воспроизведение действительности», а ее «изображение»? хотя бы… Однако шлифовать и оттачивать фразы писателям статей в крупнейших энциклопедиях СССР (не говоря уж про нынешнее время) видимо было недосуг, это явно не их конек.

Чувствуется, что С.И. Ожегов берет за основу непревзойденное до сих пор по точности и краткости  классическое определение реализма, данное Ф.Энгельсом, где типичное (типическое) взято как основа  признака стиля, а реализм у Ожегова именуется откровенно, без увиливания «направлением» (т.е. становится формальным, а не понятийным – уже прогресс), в «направлении» можно усомниться, но по крайней мере это не вводит в заблуждение, поскольку по факту имеет место быть и сейчас в преподавании теории и истории искусства в отечественных вузах.

О. Кривцун, уходя от четких определений реализма в своей »Эстетике», отстаивает идею о том, что »критерии реализма всегда были размытыми, ведь то или иное сопряжение искусства и действительности можно обнаружить у кого угодно». Кроме того, »до недавнего времени это понятие имело оценочный характер».

У В. Г. Власова в его словарях стилей отсутствует понятие »реализм», т.е. он его ни в каких проявлениях стилем не считает, а в статье »Барокко» нет никаких упоминаний о реализме »малых голландцев» (все они во главе с Тенирсом, по Власову, – чисто барочные художники) или о братьях Ленен.  Этот взгляд в нашем отечестве сильно укоренен.

У М. С. Кагана тоже не удалось обнаружить внятного определения данного понятия – по крайней мере, в тех двух произведениях, которые использованы при работе над этим текстом. Однако имеются завуалированные, косвенные высказывания – например, реализм как »…художественное осмысление жизненной реальности, противопоставляемой иллюзиям идеализирующего мир воображения» – в книге »Се человек…». Определение »художественное» сразу соотносит данное понятие с областью творческого; »осмысление» (а не пассивное и безыдейное копирование) предполагает некое преобразование, обработку эмпирической реальности в сознании художника и – тем самым – перенос её в сферу идеального. В то же время, антитеза »жизненной реальности» и »иллюзий идеализируещего мир воображения» переводит данное понятие в область философской рефлексии с её извечной константой – противопоставлением реального и идеального.

Т. Круглова дает максимально упрощённое определение реализма в рамках соцреализма, в котором «…изображаемое обязано соответствовать изображению» (Круглова Т. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль. Автореферат на соискание ученой степени д.ф.н., Екатеринбург, 2005. С. 18.)

Хотя использованное ею слово «обязано» в некотором смысле свидетельствует о подразумеваемом отсутствии свободы и имманентной зависимости любого реалистического изображения (от натуры, от пожеланий заказчика и т. п.).

Можно присовокупить сюда для  примера определения реализма, данные филологами, которые могут иметь какие-то смысловые корреляции с изобразительным искусством,  но обычно грешат излишней описательностью и выражают собой вульгарно-социологическое представление о предмете. Например, такое определение дает Р. О. Якобсон в статье «О художественном реализме».

Реализм — это художественное направление, «имеющее целью возможно ближе передавать действительность, стремящееся к максимальному правдоподобию. Реалистическими мы объявляем те произведения, которые представляются нам близко передающими действительность»

Жан Франсуа Милле. Пильщики в лесу. Х/м. 1850-52 г.г.

Т.е. реализм наблюдается там, где произведение задумывалось автором как правдоподобное, и  зритель воспринимает его как правдоподобное. В принципе, достаточно универсальное утверждение, потому что крайне неопределенное и расплывчатое.

Все-таки неизменно все последующие определения реализма пока не выдерживают сравнения с определением Энгельса, ставшим классическим и универсальным:

«…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (письмо Ф.Энгельса  М. Гаркнесс ,1888. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35).)

Ж.-Б. Симеон Шарден. Рисовальщик. Х/м. 1738 г.

Где «типичное» выступает несомненно как признак стиля. Хотя такое определение и относится непосредственно к литературе XIX в. и потому не оговаривает формальных рамок реалистического произведения в изобразительном искусстве, а только содержательные. Что позволяет, кстати, беспредельно расширять формальные границы реализма и, по сути, по Энгельсу, реализм может быть выражен в самых разных стилях и художественно оформлен, что на практике и было осуществлено в соцреализме, по сути многостилевом синтетическом культурно-художественном образовании.

*   *   *

Рассматривая определения реализма, более подробно хочу остановиться на теории реализма «как искусства видеть жизнь» коммуниста Александра Константиновича Воронского (1884-1937) —  о нем можно также прочесть  в первой статье цикла «Реализм. Догмы и проблемы».  Хотя бы потому, что этот превосходный автор, практически неизвестен, в том числе и в вузах. Воронского замалчивают повсеместно по незнанию или намеренно.  Видимо, он так до сих пор и находится в идеологической опале(если учесть, что наше искусствоведение до сих пор непоколебимо  находится на позиции почему-то сталинских идеологических догм).

Интересна позиция Воронского и тем, что он выводит реализм как особый способ видения, т.е. по сути теоретически соединяет его с живописью как специфическим способом художественного формообразования, чего после него и Н.Крымова, писавшего в 30-е годы, в отечественной теории искусства более не наблюдалось. Эта ветвь, направление исследования может считаться окончательно засохшей, погибшей, несмотря на свою очевидную перспективность и продуктивность в плане разворачивания традиционных и развития новых художественных форм и не только реализма. Почему именно живопись, а не графика связаны с умением видеть – об этом будет сказано позже, в другой статье цикла.

Именно потому, что А.Воронский никому неизвестен, я и считаю нужным его обширно в дальнейшем цитировать по тексту, написанному в 1928 году – цитаты выделены коричневым цветом шрифта (Воронский А. К. Искусство видеть мир (о новом реализме). Портреты. Статьи. – М.: «Советский писатель», 1987. – С.538-561).  Таким образом, не дожидаясь прочтет ли в будущем читатель Воронского или не прочтет, можно надеяться, что  уже после прочтения этой статьи у него будет о нем довольно приличное представление.

А. Воронский в своей концепции исходит из того, что «реализм как искусство видеть жизнь» (это выражение вполне может считаться его определением) является врожденным качеством всякого человека, которым все без исключения обладают в детстве и которое довольно скоро исчезает у основной массы людей, тем не менее пожизненно оставаясь у художественно одаренных. Иногда в необычайные, в редкие, иногда – трагические моменты нашей жизни эта способность может возвращаться (как пример приводится состояние Андрея Болконского, лежащего в поле после ранения под Аустерлицем, и его вИдение обыкновенного неясного неба с медленно ползущими серыми облаками).

«Тогда нами как бы раздирается кора, скры­вающая от нас мир, человек неожиданно для себя в новом освещении, с новой стороны видит предметы, вещи, явления, события, людей».

Н.Ромадин. Вербы в половодье. Х/м. 1967 г.

В обычной повседневности «привычки, предрассудки, мелкие заботы, огорчения, ничтожные радости, непосильный труд, условности, болезни, наследственность, общественный гнет, смерти близких нам людей, пошлая среда, ходячие мнения и суждения, искривленные мечтания, фантазмы, фанатизм с ранних лет застилают нам глаза, притупляют остроту и свежесть восприятия, внимания – оттесняют в глубь сознания, за его порог, самые могучие и радостные впечатления, делают неприметным самое дорогое и прекрасное в жизни, в космосе. Этот гнетущий комплекс инстинктов, привычек, вкусов мы вносим в окружающее нас, придаем ему своеобразную серую, унылую и убогую окраску». Под влиянием этих неблагоприятностей сознание человека деформируется.

«У искривленного общественного человека должны быть и искривленные восприятия мира, образы и представления. В нас, как в зеркале с неровной поверхностью, действительность отражается в искаженных формах. Мы более похожи на больных, чем на нормальных людей. Прошлое, господствующая капиталистическая среда, пережитки миллионы людей делают такими больными и ненормальными». Поэтому главное – это «…восстановить, найти, открыть эти образы мира. В этом – главный смысл искусства и его назначение», это стремление должно стать  главным побудительным творческим мотивом всякой художественной работы, потому что «…искусство начинается со снятия покровов с вещей, с их обнажения, с особых видений мира» (своего рода феноменологическая редукция  взглядов Эдмунда Гуссерля).

Развивая свою мысль, Воронский говорит о том, что, познавая мир с позиций тривиального практицизма, мы забываем, что есть другое отношение к миру, «…есть «день седьмый», когда мы хотим взглянуть на мир иными глазами, откинув, забыв обычные житейские желания, когда мы бескорыстно (в терминологии И. Канта – «незаинтересованно») хотим любоваться и природой, и людьми. Если предмету, явлению или произведению искусства удается вызвать в нас это чувство, действительность предстает перед нами прекрасной, независимо от того, какие выгоды мы можем извлечь из нее для себя. Тогда нас подчиняют себе состояния, которые мы называем эстетическими.

В эти моменты мы ничего не требуем от вещей, от людей, мы испытываем особые возвышенные и обновляющие чувства. В основе эстетической эмоции лежит бескорыстное наслаждение миром. Лишь только к этим эмоциям примешиваются деловые, практические соображения, они теряют свою чистоту, свою силу над нами. Расчетливость – худший враг чувства прекрасного».

Человек должен понимать, что «красота не есть лишь наше субъективное состояние, она существует в природе. Но, погруженные в «житейские волнения», мы не замечаем ее; художник раскрывает ее перед нами…». При этом «все зависит от точки зрения художника, от того, фиксирует ли он внимание на своих настроениях, чувствах и мыслях или это внимание сосредоточено на самой действительности». Творчество художника может быть крайне субъективным, если он «…сосредоточит свое внимание на своих впечатлениях, а не на людях, не на вещах, независимых от него. Но оно не будет субъективным, когда художник отдается миру, когда он, выражаясь философски, воспроизводит вещь в себе, а не вещь для нас».

«И чем больше удается художнику отдаться силе своих непосредственных восприятий, чем меньше он вносит поправок от общих абстрактных рассудочных категорий, тем конкретней и самобытней он изображает этот мир».

Между тем «в подлинном искусстве мир, действительность как бы поглощают личные восприятия и состояния, делают их незаметными, проступая словно через очень чистое стекло».

«Подлинный реалист-художник должен уметь внести в свою вещь особое чувство самостоятельной данности мира… Мир должен на наших глазах в произведениях искусства жить своей, ему лишь свойственной жизнью, иметь свою душу, свою сущность, свое тело, отделяться от наших личных состояний. Нас то и дело обманывают сейчас. Вместо этого мира дают свои впечатления о нем, свои субъективные мирки; за ними мы не чувствуем самостоятельной действительности, а нам нужны не эти мирки, а вся вселенная. В этих мирках душно, сквозь них настоящий мир часто еле просвечивает, иногда его совсем не видно. Нам же надо хорошо, ясно видеть его, чтобы его переделать, чтобы распоряжаться им согласно своему коллективному хотению. Мир велик и отраден. Новый класс радостно и бодро чувствует себя в нем».

Таков реализм в представлении большевика Воронского. Становится понятно, что подобная точка зрения на реализм (как на искусство самостоятельного независимого видения мира) не могла быть принята в государстве диктатуры.   В  принципе, никакой власти не понравится, ни диктатору, ни демократу, чтобы человек(или не дай Бог многие люди!) видел жизнь такою, какая она есть. Он  ведь так может и увидеть, что в ней, в этой жизни не все хорошо, воспротивится этому  и им станет трудно управлять. Гораздо удобнее, когда человек видит жизнь такой, как  надо. В то время, надо было видеть, была жизнь социалистической с перспективой коммунизма, сейчас надо видеть жизнь рыночной. В крайнем случае, подходит измененное при помощи спец. веществ сознание. Но если каждый будет видеть мир таким, каков он есть? Что это будет? Представляете?

Современники оценивали по-разному теоретические работы Воронского. Сошлюсь на мнение В. Гроссмана: «Я только сейчас (в 1935 г.) понял, почему так борются с теорией Воронского. Ведь она требует писать непосредственно, а непосредственные писания – это бомба. Мы защищаем примат сознания, потому что сознание можно навязать извне. Сознание – это программа, чужие мысли, которые люди думали до нас, а Воронский говорит о жизни. Надо, чтобы художники творили, а критики потом рассуждали. У нас не творят, а пишут. А это не одно и то же» ( Гроссман В. Генрих Ягода: нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности: сб. документов. Казань, 1997, с. 462.). Так что сдается и сегодня Воронский также  опасен как и раньше с его намерением видеть жизнь такою, какая она есть. Пусть бы даже в ограниченном пространстве художественных практик.

*  *  *

Это самый краткий обзор как того, что  «на поверхности» проблемы определений реализма и  что доступно каждому читателю, так и  того, что замалчивается или  малоизвестно. Хотелось бы привести в тексте  эстетические и искусствоведческие находки определений реализма – они очень нужны, но мне иные кроме этих не попадались. Думается, что у людей, занимающих профессиональные места, на эту тему  непочатый край не сделанной работы…

Список источников:

В. Власов. Стили в искусстве.: Словарь в 3-х тт.СПб.:  1995-1997

А. Воронский. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. – М.: «Советский писатель», 1987.

В. Гроссман. Генрих Ягода: нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности: сб. документов. Казань, 1997

М. Каган. Введение в историю мировой культуры. Т.1-2, СПб, 2002

М. Каган. С. Се человек…, С.-Петербург, 2003

В. Кандинский. О духовном в искусстве

О. Кривцун. Эстетика. М. 2001

Т. Круглова.  Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль. Автореферат на соискание ученой степени д.ф.н., Екатеринбург, 2005

М. Лифшиц. Архивы. Папка № 232 «Лукач», разделы «Легенда о Лукаче», «Лукач. Его «онтология»

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37

Г. Недошивин. Реализм (в литературе и искусстве). Статья в МСЭ, т.7, М. 1959

Неизвестный автор. Стиль. Статья в МСЭ, т.8, М. 1959

С. Ожегов. «Толковый  словарь русского языка», 2 изд., М. 1952

Р. Якобсон. Работы по поэтике.  М., 1987

О. Шпенглер. Закат Европы. Т. 2, Минск, 1999

Как распознать реалиста

Реалист – это человек, который уверен в себе, имеет непоколебимое мнение, он знает, чего хочет, как это получить. В процессе общения он не использует выражения типа «может быть», «наверное», он позволяет себе информировать окружающих о своих возможностях по поводу того или иного явления, исключая излишние фантазии и домыслы.

Отдельного внимания требуют вопросы, кто такая женщина-реалистка, и что представляет собой мужчина-реалист.

Прямолинейность, строгость, верность и ответственность – это черты реалистки. Порой она чрезмерно серьезна, но это делает ее незаменимым отзывчивым другом. Мужчины того же склада характера – обычно прагматики, у них развиты стратегия и практичность. Они знают цену поступкам и вещам, главное – не боятся ответственности.

Ответственность как положительное качество

Ответственность как положительное качество

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

НеореализмНеореализм

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Реализм в живописи

Реализм в живописи проявился в изображении обыкновенных сцен. Красота сельской природы показана на картинах французских художников, которых возглавил Теодор Руссо. Реалисты доказали, что каждый день, приносящий солнце или тучи, дождь или сильный ветер, может быть интересен и прекрасен.

Стоит отметить творчество Гюстава Курбе, отличавшееся вниманием к отдельным сценам из жизни, к обыкновенным людям, к повседневным вещам. Его работы считались скандальными, так как общество с трудом принимало новое искусство. Так, картина «Пожар» показывает драматический момент без прикрас.

В России заложил основы реализма в живописи художник Павел Федотов. Его задача – высмеять пороки общества и проявить сочувствие к сложной и тяжелой жизни простого народа. Например, его картина «Сватовство майора» посвящена теме заключения брака ради выгоды.

6.

Номинализм формирует новое представление о познании и

природе познающего ума. Поскольку познание направлено не

на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть

интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи),

его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется

как установление связи между явлениями. Это ведет к

пересмотру аристотелевской и томистской логики и

онтологии, для которых субстанция есть условие

возможности отношений (не случайно в томизме

гносеология – учение о познании не существует независимо

от онтологии – учения о бытии). Теоретическая способность в

номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы

больше не рассматриваются как высшие в иерархии

сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура,

есть не бытие, а представление о бытии, направленность на

бытие

Представители и произведения реализма

Как и другие литературные направления, реализм имеет множество русских и иностранных представителей, большинство из которых имеют произведения реалистического стиля больше чем в одном экземпляре.

Представители реализмаПредставители реализма

Иностранные представители реализма: Оноре де Бальзак – «Человеческая комедия», Стендаль – «Красное и черное», Ги де Мопассан, Чарльз Диккенс – «Приключения Оливера Твиста», Марк Твен – «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», Джек Лондон – «Морской волк», «Сердца трех».

Русские представители этого направления: А.С. Пушкин – «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь – «Мертвые души», А.И. Герцен – «Кто виноват?», Н.Г. Чернышевский – «Что делать?», Ф.М. Достоевский – «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», Л.Н. Толстой – «Война и мир», «Анна Каренина», А.П. Чехов – «Вишневый сад», «Студент», «Хамелеон», М.А. Булгаков – «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», И.С Тургенев – «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети» и другие.

Русский реализм как направление в литературе: черты и жанры

ЕГЭ 2017. Литература. Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм и др.

Реализм в странах Европы

В Англии реализм занимает главное положение начиная с 1830-ых годов. Именно это время характеризуется нарастанием общественного недовольства в стране. Разворачивается активная социальная и идеологическая борьба, стремящаяся изменить рабский фабричный труд.

Такая обстановка способствовала популяризации реализма среди писателей, особенно, его критического течения.

Англия

Наиболее значимые представители направления в Англии:

  • Чарльз Диккенс;
  • Уильям Теккерей;
  • Джейн Остин.

Франция

Первые реалистичные произведения французской литературы — песни Пьера-Жана де Беранже. По мере развития направления, главным жанром стал уже социально-бытовой роман. На начальном этапе французский реализм имел очень много общего с романтизмом.

Но все изменилось после Июльской революции 1830 года. Романтизм более не соответствовал требованиям эпохи и был заменен. В дальнейшем французские реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в наличии у них черт романтизма и недостаточной критике.

Главные представители французского реализма:

  • Стендаль;
  • Оноре де Бальзак;
  • Ги де Мопассан.

Германия

Романтизм в Германии окончился со смертью Иоганна Вольфганга Гете. Творчество многих писателей, как и во Франции, поначалу имело переходной характер. Полный отказ от романтизма начался в немецкой литературе с группы «Молодая Германия», куда входил и Генрих Гейне.

Они первыми огласили о полном отказе от погружения в мир фантазий и концентрацию внимания на реальности.

Реалисты Германии:

  • Томас Манн;
  • Бертоль Брехт;
  • Бернгард Келлерман.

8.

Реали́зм, в философии — философский термин, употребляемый для

обозначения направления, постулирующего существование реальности,

независимой от познающего субъекта.

Термин Реализм употребляется в двух главных значениях: философском и

нефилософском. В нефилософском реализм обозначает направление в

литературе, искусстве и педагогике и т. п., задача которого — отражение

правды жизни, реальности как она есть. В философском значении термин

Реализм употребляется в трех смыслах:

1- реализм как направление противоположное

номинализмуиконцептуализму(умеренному реализму) в

средневековой философии (проблемауниверсалий);

2- реализм служит для обозначения философского направления

нового времени и, противостоящего идеализму. Выразителем

этого вида реализма былГербартсо своими последователями;

3- реализм как направление противоположное антиреализмув

современнойфилософии наукивторой половины XX в.

Особенности общения с реалистом

Обнаружив, что собеседник оказался реалистом, не стоит думать, что к нему должно быть особое отношение. С таким человеком бессмысленно спорить, ему не навязать свою точку зрения, если она не совпадает с мировоззрением данного реалиста. Главное – не грузить его пустыми разговорами. Тем не менее, в тесных отношениях реалисты доверчивы, ценят взаимопонимание и комфорт.

Не стоит ждать от него всевозможных драматических сцен с выяснением отношений, также как и приятных внезапных сюрпризов. Это стабильный, постоянный и надежный человек.

9.

Сущность проблемы состоит в вопросе о

значении общего. Реализм (в

схоластическом смысле) приписывает

действительность общим идеям (universalia

sunt realia). Таким образом, этот реализм

есть то, что с другой точки зрения

называется идеализмом.Платонв своём

учении об идеях дал впервые вполне

отчетливое решение проблемы в

реалистическом духе, и реалисты всех

времён в Платоне видят свой прототип.

Как воспитывать ребенка-реалиста

Реалистами не рождаются. Данное качество приобретается со временем, с опытом. Хотя эту черту можно воспитать еще с детства, однако следует соблюдать меру. Ребенку важно развиваться гармонично, фантазия – неотъемлемый этап детства и последующего развития. Так, наблюдая излишний идеализм, детей мягко спускают «с небес на землю».

О том, кто это такой, реалист, какой это человек, ведется множество споров. Некоторые считают таких людей скучными и холодными, не способными проявлять эмоции. В то же время они – достойные лидеры, которые уверенно следуют цели. Однако нельзя столь критично относиться к реалистам, поскольку они всегда имеют смешанные черты характера, недостатки обычно восполняются прочими достоинствами.

12.

В схоластической философии борьба

реализма с номинализмом окончилась

победой номинализма; но в иной

форме эта борьба продолжается и до

настоящего времени.

13.

1.google.com

2.Studfiles.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...