Никколо Макиавелли (1469 – 1527)

Содержание

Читайте также

Макиавелли[321]

Макиавелли[321]Рассуждения о первой декаде Тита Ливия[322]ВступлениеЛюди всегда хвалят — но не всегда с должными основаниями — старое время, а нынешнее порицают. При этом они до того привержены прошлому, что восхваляют не только те давние эпохи, которые известны им по

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469–1527)

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469–1527)Никколо Макиавелли родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно-с одной стороны, путем

Жизнь и труды Макиавелли

Жизнь и труды МакиавеллиНикколо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года. Он происходил из старинной тосканской семьи, которая еще до появления Никколо на свет добилась высокого положения в обществе.Впрочем, семья Макиавелли не была так влиятельна и знаменита, как

Выдержки из работ Макиавелли и комментарии

Выдержки из работ Макиавелли и комментарииТому, кто учреждает государство и устанавливает законы, необходимо помнить, что люди злы и всегда будут вести себя в соответствии со своей злостной натурой, как только им представится такой шанс.Макиавелли. РассужденияПапство

Жизнь и эпоха Макиавелли: хронология

Жизнь и эпоха Макиавелли: хронология1469 — Во Флоренции на свет появляется Никколо Макиавелли. Приходит к власти Лоренцо Великолепный.1478 — Провал заговора Пацци; Лоренцо чудом остается в живых.1492 — Смерть Лоренцо Великолепного. Колумб достигает берегов Америки.

П. И. Новгородцев. МАКИАВЕЛЛИ

П. И. Новгородцев. МАКИАВЕЛЛИБиография МакиавеллиРазложение средневековых преданий, которому в такой мере способствовала эпоха Возрождения, нигде не совершалось столь быстро, как в классической стране Возрождения, в Италии. Древняя философия, древнее искусство,

Никколо Макиавелли. ГОСУДАРЬ

Никколо Макиавелли. ГОСУДАРЬПеревод с итальянского Г. Д. МуравьевойНикколо Макиавелли – Его светлости Лоренцо де Медичи[2]Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого или чем надеются доставить ему наибольшее

Никколо Макиавелли. О ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ

Никколо Макиавелли. О ВОЕННОМ ИСКУССТВЕПеревод с итальянского. Современная литературная редакция А. К. ОсмоловаПредисловие Никколо Макиавелли, гражданина и секретаря флорентийского, к книге о военном искусстве, посвященное Лоренцо, сыну Филиппо Строцци,

А. К. Дживелегов. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

А. К. Дживелегов. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИDoloroso Machiavelli Maturava il pio desir… G. CarducciЧистую вынашивал мечту Макиавелли скорбный. Дж. КардуччиIЕдва ли случайно, что мы не знаем буквально ничего о молодости Макиавелли. В 1498 году, двадцатидевятилетним зрелым человеком, поступил он на

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469–1527)

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ(1469–1527)Итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520–1525, писатель (комедия «Мандрагора», 1518). Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная власть

Читайте также

40. Воззрения Макиавелли на методы и средства политики

40. Воззрения Макиавелли на методы и средства политикиСреди первых политико-правовых теоретиков нового времени наиболее выделяется итальянский государственный деятель Николо Макиавелли (1469–1527), автор следующих трактатов: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия»,

41. Воззрения Макиавелли на право и государство

41. Воззрения Макиавелли на право и государствоМакиавелли считал образцом государства античную республику (Афины или Рим), целью нормального государства он видел обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек свободно пользовался своим имуществом, не страшился за жен и

42. Макиавелли о соотношении политики и религии

42. Макиавелли о соотношении политики и религииВ политико-правовой идеологии Нового времени сочинения Макиавелли занимают особое место. Его политическое учение свободно от теологии; основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств

43. Воззрения Макиавелли на единовластие

43. Воззрения Макиавелли на единовластиеМакиавелли видел идеальное государственное устройство в демократической республике, но он был реалистом и понимал, что в современной ему Италии такой идеал недостижим. Почву для идеального государства следует готовить точными и

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли)

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли)Валерия Ильинична Соловьева, solovyovaleria@mail.ruКаждому историческому периоду соответствует определённая политико-правовая обстановка и представления о справедливости. Исходя из этого,

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др. Макиавелли говорит о наличии объективной

16. Учение о политике Н. Макиавелли

16. Учение о политике Н. МакиавеллиНиколо Макиавелли (1469–1527) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки.Автор трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».Основной вопрос философии Макиавелли:

Исследования политических воззрений Макиавелли в российских диссертациях

Содержание

(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)

  • Диссертации про политическое учение Макиавелли
  • Биография Николло Макиавелли
  • Политическое мышление Макиавелли
  • Макиавелли о Римской Республике

Выбор темы диссертации про политические аспекты учения Макиавелли

В российских диссертационных советах диссертации про «политические воззрения Макиавелли» защищаются по следующим специальностям: ʻʻ09.00.03 История философииʼʼ (философские), ʻʻ09.00.11 Социальная философияʼʼ (философские), ʻʻ12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государствеʼʼ (юридические), ʻʻ23.00.01 Теория и философия политики, история и методология политической наукиʼʼ (политические), ʻʻ24.00.01 Теория и история культурыʼʼ (культурология).

По данной тематике были защищены следующие диссертации:

• Баранов Александр Валентинович. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: Дис. … канд. полит. наук: 23.00.01. Москва, 2003. 187 c. РГБ ОД, 61:04-23/32-6
• Горожанин Александр Владимирович. Полицеистика и идея государственности в истории правовых учений (Историко-правовой аспект): Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2000 425 c. РГБ ОД, 71:02-12/18-6
• Куксгаузен Анна Александровна. Античные концепции судьбы в культуре итальянского Возрождения: диссертация … кандидата культурологии: 24.00.01. — Саратов, 2006.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/18
• Працко Геннадий Святославович. Становление и развитие концепций порядка общества в историко-философском процессе: Дис. … д-ра филос. наук: 09.00.03. Саратов, 2004. 341 с. РГБ ОД, 71:05-9/58
• Селентьева Дарья Олеговна. Эволюция социально-философских представлений в партологии: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. Санкт-Петербур, 2003. 142 c. РГБ ОД, 61:04-9/103-9

Политическая биография Макиавелли

никПосмертный портрет Макиавелли, художник Санти ди Тито

Итальянский политический мыслитель, историк, общественный деятель, писатель и поэт эпохи Возрождения Никколо ди Бернардо Макиавелли родился во Флоренции 3.V.1469 в обедневшей дворянской семьи нотариуса. Его отец владел несколькими языками и выполнял нотариальные заверения для жителей окрестных деревень и городков.

Реклама от GoogleAdvertisment

Семья была большая. И доходов от профессии нотариуса едва хватало на еду — ведь очень немногие люди в сельской местности обращались к нотариальным услугам в то время, а само ремесло нотариуса стало лишь только возрождаться после «темных веков».

Макиавелли вырос во Флоренции, был её гражданином и патриотом. О его жизни известно довольно много. Он был очень умный человек, обладавший многочисленными талантами: политик, дипломат, философ, историк, поэт, драматург, театральный режиссёр и композитор. Откуда же тогда такая дурная слава у потомков?

До нас дошёл портрет этого флорентийца работы итальянского художника Санти ди Тито. На ней изображен худой, коротко остриженный человек с живым, проницательным взглядом. Высокий лоб с залысинами, тёмные глаза, нос с горбинкой, сжатые как будто в полуулыбке губы.

Знатное происхождение и незаурядные способности позволили флорентийцу сразу после казни Дж. Савонаролы получить небольшой пост второго канцлера (секретаря) одной из канцелярий (а фактически — совета министров) флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Однако очень скоро он присоединился к политическим противникам семейства Медичи. Когда его покровитель был изгнан из Флоренции, Никколо получил повышение и ему доверили заниматься некоторыми вопросами внешней политики. Он ездил с дипломатическими миссиями по всей Италии, присутствовал на выборах нового Папы в Риме, собирал народное ополчение.

Реклама от GoogleAdvertisment

Реставрация Медичи в 1512 году положила конец карьере Макиавелли. После возвращения к власти Медичи, Никколо был смещен с государственной должности и отстранен от службы. Тремя месяцами спустя Никколо, как постоянный противник Медичи, был ложно обвинен в заговоре. Его очень долго продержали в тюрьме и не казнили лишь потому, что сам он в своё время спас от смерти нескольких известных приверженцев Медичи. Макиавелли был помилован и освобожден. После тюремного заключения Никколо изгнали и выслали в своё поместье в Сант’Андреа жить в деревенском уединении близко от Флоренции.

Восемь лет длилась эта ссылка ― невыносимая для столь деятельного человека, каким был Макиавелли. Своим друзьям он рассказывал, как проводил свои дни: с утра — занятия гимнастикой, чуть ли не все развлечения — игра в кости с крестьянами в деревенском кабачке. Жил флорентиец очень бедно и семья Никколо, у которого была супруга и шестеро детей, едва сводила концы с концами.

Однако, как это иногда бывает, ссылка оказалась для Макиавелли самым плодотворным периодом его литературного творчества. В последующие несколько лет он написал не только политические труды, но и сатирические произведения: поэму «Золотой осел» (издана в 1549), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» (1549), «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (издана в 1532). Перу Никколо также принадлежит «Десятилетие».

Лишь в 1520 году, после смерти Лоренцо Медичи, Макиавелли разрешили вернуться ко двору. Власть как будто снова начинала благоволить к Никколо. Но в 1527 году ненавистные и народу, и патрициям Медичи, откровенно стремившиеся превратить республику в монархию абсолютистского типа, были снова изгнаны из Флоренции. И Макиавелли не получил пост канцлера. Этого нового удара флорентиец уже не выдержал и вскоре скончался.

Реклама от GoogleAdvertisment
Никколо Макиавелли — «старина Ник»

Фолиант МакиавеллиЗначительный вклад в исследование сущности политического лидерства внёс флорентийский государственный деятель Никколо Макиавелли, выделив два вида политических лидеров: «львов» – способных расправиться с любым из врагов; и «лис» – политиков, способных провести самого изощрённого хитреца.

Именно политический мыслитель Макиавелли создал реалистический и рационалистический образ политического лидера, действующего в политике, трансцендентной (от лат. transcendere – переступать; выходящей за пределы) по отношению к религии. И именно он обнаружил, что «политика находится по ту сторону добра и зла», что политика аморальна, но против её законов бесполезно восставать. Таким образом, Макиавелли стал основателем доктрины Raison d`etat (в формулировке Макиавелли – ragion di Stato). Впоследствии доктрины La raison D`etat (с фр. государственные соображения; государственный интерес) придерживался французский государственный деятель, герцог де Ришелье, который действовал согласно следующей максиме: «интересы государства оправдывают средства для их достижения».

Безусловно, доктрина Макиавелли противоречила средневековой социально-политической философии и шокировала христианских мыслителей. Именно поэтому в 1546 г. среди участников XIX-го католического Тридентского Собора был распространён мемориал, в котором утверждалось, что «Государь» Макиавелли «написан рукою сатаны», а в 1559 г. римская католическая церковь внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг» (Index Librorum Prohibitorum). В последствии в английском языке одним из имён Сатаны стало прозвище “old Nick”. И, действительно, для католических моралистов (от лат. moralis – нрав, нравственный) автор «Государя» казался страшным врагом христианства и чуть ли не «Дьяволом во плоти».

Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется иезуитским принципом «цель оправдывает средства» (Finis sanctificat media). Это изречение приписывают основателю ордена Иисуса Игнатиусу Лойоле, однако на самом деле оно принадлежит испанскому иезуиту Антонио Эскобару а Мендоза, стремившегося оправдать в книге «Книга нравственного богословия» (Liber theologiae moralis, 1644 г.) все преступления католического духовенства тезисом о том, что «чистые помыслы оправдывают действия, противоречащие общепринятым моральным нормам и человеческим законам». Политики-макиавеллисты существуют и в наше время, например, бывшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

источник: Курс лекций по предмету «Политология»: модульный подход. Модуль I. Часть 5. СПб., 2008. С. 3-5.

Институциональные аспекты Римского республиканизма в политическом учении в учении Макиавелли

MachiavelliВ ХVI в. происходит освобождение политической науки от методологии естественных наук — отказ рассматривать политические явления как проявления естественных природных закономерностей. В произведении «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия» Николло Макиавелли, написанном как комментарии к летописи историка Ливиуса об истории римской республики, проводится анализ институтов, которые обеспечили римскому народу республиканское правление и свободные институты.

При республиканском правлении все граждане готовы принимать участие в делах государства и вносить личный вклад во благо республики. Все граждане республики готовы отказаться от своих неограниченных требований, повиноваться властям и исполнять свой патриотический долг.

Флорентийский философ утверждал, что в каждом обществе существуют режимы правления в соответствии с наличием в данных обществах соответствующих гражданских качеств, «вирту» (virtu). В каждом обществе существует режим, который оно заслуживает. Там, где вирту не распространена среди населения, требуется власть одиночки, который железной рукой насадит гражданские ценности. Вклад Ромула, согласно Макиавелли, в основание Римской республики заключался в создании институтов консулов, Сената и народного собрания.

Флорентийский философ был первым из тех, кто создали теорию революционной диктатуры, обладающей всеми властными полномочиями для преобразования общества и государства. Макиавелли стремился создать новую республику на территории Италии, но для этого необходима новая абсолютистская монархия. Основатель государства должен обеспечить существование институтов, которые впоследствии будут способствовать преемственности власти и ограничат власть последующих правителей, уже не способных действовать с теми же широкими властными полномочиями, с которыми действовал сам основатель государства.

Макиавелли можно справедливо назвать первым стратегом Нового времени, который использовал труды античных авторов. Он призывал к созданию народного ополчения и выступал против наемного войска (иногда он был слишком критичен к институту наемничества). Он не разработал собственной теории стратегии и тактики ведения войны, а использовал идеи античности. Мыслитель, однако, не предусмотрел развития огнестрельного оружия и не разработал никакой концепции ведения войны в современных условиях, слишком чрезмерно полагаясь на опыт римлян.

Тем не менее, именно Макиавелли впервые в истории Нового времени разработал концепцию взаимоотношения гражданской власти и армии, а также указывал важное место армии в обеспечении независимости государства. Армия в современном государстве должна основываться на гражданских добродетелях, а не на жажде наживы.

©

Реклама от Google
просмотрели просмотров: 120

Жизненный путь Никколо Макиавелли

Мыслитель родился в 1469 году в семье обычного флорентийского правоведа. Родители старались дать сыну достойное образование, которое не считалось конкурентоспособным. Поэтому Никколо Макиавелли всегда стремился к знаниям, являющиеся практическими наблюдениями за повседневностью Флоренции. Процесс развития творческого потенциала в полной мере окупил ожидаемые результаты. Философия и история особенно интересовали будущего мыслителя, в связи с чем он и решил связать свою жизнь с этими научными направлениями.

Замечание 1

Государственная и интеллектуальная деятельность Макиавелли расцвела в период длительных междоусобных, государственных внешних конфликтов, что повлияло на его дальнейшее творчество.

Философ пытался отразить сущность политических процессов и их особенности в своих работах. Стоит отметить, что на мировоззрение мудреца сильно повлиял Папа Римский, будучи яркой социальной и политической личностью.

Наблюдая за многообразием и сложностью «дворцовых козней», Макиавелли описал их в произведениях. Ученый имел достаточно резкие циничные взгляды на манеру государственного правления, что отображает его творение «Государь». Он считал, что правитель имеет право руководствоваться в собственных поступках только политическими интересами страны, а не морально-этическими правилами, в силу которых владыке допускается нарушать учрежденные международные контракты.

Умер Макиавелли в 1527 году, оставив после себя множество интересных научных трудов. Но на сегодняшний день место его захоронения остается безымянным.

Философское мировосприятие Макиавелли

Философские взгляды Никколо отразились на восприятии государственных переворотов итальянского общества.

Мыслитель имел крайне резкие циничные воззрения на стиль и манеру правления, что отображает его книга «Государь». Макиавелли полагал, что государь имеет возможность руководствоваться в своих поступках не морально-этическими правилами, а исключительно политическими интересами государства, в силу которых правителю позволительно нарушать установленные международные договоры. Такая безнравственность, как читал мудрец, оправдывается всеобщим благом. С такой точкой зрения можно было бы согласиться, если бы вышеуказанная установка не приводила к повальному падению общественных нравов, ввязыванию Италии во всеобъемлющие беспрерывные войны.

Здравое звено произведений Никколо заключается в классифицировании государственного устройства, как общественно-организационной системы. Политику философ назвал наукой, идеальное владение которой позволяет предсказывать ход истории.

Макиавеллизм как деградация общественных нравов

Сторонники умеренного, так называемого «морального» подхода к политике считают, что лишь потребность выживания в опасных условиях приводит политика к формуле «цель оправдывает средства», хотя одно это оправдание показывает порочность такого подхода.

Получается, что в одних ситуациях — один подход — «добренький», а в других (кризисных или ещё каких) — жестокий и циничный. И эти «философы» сетуют только о том, что эта формула может распространяться на мирное стабильное время. По их мнению — это, свидетельствует о деградации общественных нравов.

Они не ставят вопрос вообще о том, что сам принцип порочен. Нет, для них он порочен только когда «всё хорошо», а как прижмёт или в отношении каких-то групп при определённых условиях — все средства хороши. Такой однобокий, не побоимся этого слова, фашистский подход и породил жестокость колониализма, расизма, нацизма и политтехнологов «цветных» революций современности.

При этом макиавеллизму почему-то ставится в вину, что век технологий и всеобщности образования, век прогресса науки стал также веком войны, ядерного оружия, геноцида. Причина не в нём, а в нравах людей, использующих такие принципы на практике в отношении других людей. Причина — в фашистском мышлении: «я могу творить всё что угодно в отношении них, потому что…» (и далее следует то или иное обоснования своего права вседозволенности по тем или иным признакам: цвета кожи, вероисповедания, нации, идеологии или даже того, что «кризис — вы держитесь…»).

Критика и историческое значение

Первыми критиками Макиавелли были Томмазо Кампанелла и Жан Боден. Последний сходился с Макиавелли во мнении, что государство являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны. Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг».

Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли был труд Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанный в 1740 году. Фридрих писал: Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли — главу за главой, — чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие.

Сочинения Макиавелли свидетельствовали о начале новой эры развития политической философии Запада: размышления над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должны были перестать регулироваться нормами богословия или аксиомами нравственности. Это был конец философии блаженного Августина: все идеи и вся деятельность Макиавелли созидали во имя Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика уже утвердила себя самостоятельным объектом исследования — искусством создания и усиления института государственной власти[12].

Однако некоторые современные историки полагают, что на самом деле Макиавелли исповедовал традиционные ценности, а в своём труде «Государь» не более, чем просто высмеивал деспотизм в сатирических тонах. Так, историк Гаррет Мэттингли в своей статье пишет: «Утверждение, что эта небольшая книжка [„Государь“] была серьёзным научным трактатом о государственном управлении, противоречит всему, что мы знаем о жизни Макиавелли, его трудах и его эпохе»[13].

При всем этом произведения Макиавелли стали одними из самых значимых событий и только в XVI—XVIII веках оказали влияние на работы Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Д. Юма, М. Монтеня, Р. Декарта, Ш-Л. Монтескье, Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Бодена, Г.-Б. Мабли, П. Бейля и многих других[14].

Биография Никколо Макиавелли

Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.

Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.

Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.

Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.

В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.

Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.

Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:

  • «Государь» (1513);
  • «Искусство войны» (1519-20);
  • театральная пьеса «Мандрагора»;
  • сказка «Бельфагор» и многое другое.

В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».

В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.

Цитаты

  • «Цель оправдывает средства»[15] — часто приписываемая к авторству Макиавелли, но, согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу (1588—1679), и Игнатию де Лойоле[16].
  • Если уж и бить, то так, чтобы не страшиться мести.
  • Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.
  • Пусть судьба растопчет меня — я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
  • Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба — женщина.
  • У победителя много друзей, и лишь у побеждённого они настоящие.
  • Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие, и станешь истинным князем.
  • Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
  • Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель

Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.

Также государь должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Люди, по Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны притворщики, бегут от опасностей, алчны» и скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества.

Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».

Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».

А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.

Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.

Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских взглядов Макиавелли. С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из данных истории и с учетом реальной политической обстановки. С другой стороны, Макиавелли выступает сторонником идеи того, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может быть связано с насилием, убийством, обманом, пренебрежением моральными принципами. Однако это невозможно, поскольку благо государства может быть достигнуто только на нравственных и правовых ценностях.

Макиавеллизм как принципы управления людьми

Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте управления общественным мнением и массовым бессознательным.

Доктор психологических наук В.В. Знаков (родился в 1950 году, основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считал, что макиавеллист — это

«субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определённых жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения».

В трудах Знакова выявлена связь макиавеллизма личности с подозрительностью, враждебностью, негативизмом, ориентацией на «Я» в общении, низкой степенью альтруистичности. То есть макиавеллизм присущ агрессивным эгоистам, если не сказать — социопатам.

Книга «Государь»

фото 716

Систематизированное тезисное сочинение «Государь» флорентийского философа можно считать инструкцией для применения власти средневековыми правителями, в этом же заключается уникальность книги того времени. Никколо склоняется к монархической форме правления, социализм в понятии автора является непродуктивной системой управления, приводящей к саморазрушению. Никколо полагает: монарх должен пользоваться правилом «кнута и пряника», то есть не забывать о своей доброте, но в нужный момент не бояться применить зло. Облик государя должен быть подобным доблести льва, хитрости лиса.

Подробность, логический подход, действительные примеры сделали произведение наглядным пособием для самодержцев, спустя несколько лет после смерти Макиавелли.

Государство выступает у мыслителя наивысшей действующей силой, способной уберечь граждан от необдуманного саморазрушения. Именно ради избегания хаоса народ создает государственную власть.

Трактат получил широкое общественное одобрение, только автор посмертно уже не мог оценить важность написанного. Сочинение было включено в государственную образовательную программу, по которому обучали будущих чиновников.

Образ в культуре

В художественной литературе

Является героем повести Уильяма Соммерсета Моэма «Тогда и теперь».

«Хранитель секретов Борджиа» — роман Хорхе Молиста.

Также фигурирует во многих произведениях в жанре исторической беллетристики и фэнтези: «Город Бога: повесть о семействе Борджиа» Сесилии Холланд, «Город Человека» Майкла Харрингтона, «Флорентийская чародейка» Салмана Рушди, «Секреты бессмертного Николаса Фламмеля» Майкла Скотта и других.

В фильмах и сериалах

Нередко привлекал внимание кинематографистов, в частности является персонажем таких фильмов как[17]:

  • телефильм «Жизнь Леонардо да Винчи» (Испания, Италия. 1971). Роль исполняет Энрико Остерман;
  • телефильм «Борджиа» (Великобритания. 1981). Роль исполняет Сэм Дэстор;
  • документально-игровой фильм “Правдивая история Никколо Макиавелли / Niccolò Machiavelli” (Италия, 2011), реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante, в гл. роли Вито Ди Белла / Vito Di Bella;
  • сериал «Молодой Леонардо» (Великобритания. 2011—2012). Роль исполняет Акемнджи Ндиферньян;
  • сериал «Борджиа» (Канада, Венгрия, Ирландия. 2011—2013). Роль исполняет Джулиан Блич;
  • сериал «Борджиа» (Франция, Германия, Чехия, Италия. 2011—2014). Роль исполняет Тибо Эврар;
  • сериал «Демоны Да Винчи» (США. 2013—2015). Роль исполняет Эрос Влахос;
  • фильм «Никколо Макиавелли — принц политики» (Италия. 2017). В роли снимались Ромео Сальветти и Жан-Марк Барр.

В игровой культуре

Игра «Assassin’s Creed: Brotherhood» (2010) Голос дал Шон Бейчу

Нужна ли наследственность власти

Сложно сказать, насколько бы было успешным правление Макиавелли, если бы его допустили к власти. Но тот факт, что мыслитель был замечательно осведомлен в политических вопросах не вызывал сомнений. К тому же заявления философа не были голословными, так основывались исключительно на исторических примерах.

Никколо очень беспокоил вопрос наследственности власти. Философ считал необходимым переход престола от отца к сыну, потому что такая данность обеспечивала политическую стабильность. В пользу такого наблюдения Макиавелли даже положительно высказался о тирании, говоря, что государь, по меньшей мере, должен ради удержания завоеванной территории переселиться туда, чтобы контролировать народные волнения.

Реакция на учение мыслителя не заставила себя ждать: католическая церковь ввела запрет на издание книг флорентийского философа. Позже появилось понятие «макиавеллизма», которое отражает беспринципность в сохранении правителем бразды власти.

Сочинения

  • Рассуждения:
    • «Государь» (Il Principe);
    • «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) (первое издание — 1531);
    • Discorso sopra le cose di Pisa (1499);
    • «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (Del modo di trattare i popoli della Valdichiana ribellati) (1502);
    • «Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеретто Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини» (Del modo tenuto dal duca Valentino nell’ ammazzare Vitellozzo Vitelli, Oliverotto da Fermo, etc.)(1502);
    • Discorso sopra la provisione del danaro (1502);
    • Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze (1520).
  • Диалоги:
    • Della lingua (1514).
  • Лирика:
    • Поэма Decennale primo (1506);
    • Поэма Decennale secondo (1509);
    • Asino d’oro (1517), стихотворное переложение «Золотого осла».
  • Биографии:
    • «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (Vita di Castruccio Castracani da Lucca) (1520).
  • Прочее:
    • Ritratti delle cose dell’ Alemagna (1508—1512);
    • Ritratti delle cose di Francia (1510);
    • «О военном искусстве»(1519—1520);
    • Sommario delle cose della citta di Lucca (1520);
    • История Флоренции (1520—1525), многотомная история Флоренции;
    • Frammenti storici (1525).
  • Пьесы:
    • Andria (1517) — перевод комедии Теренция;
    • La Mandragola, комедия (1518);
    • Clizia (1525), комедия в прозе.
  • Романы:
    • Belfagor arcidiavolo (1515).

«Государь»

Издания

  • Никколо Макиавелли. Полные тексты и переводы.
  • Маккиавелли, Никколо. Письма и сочинения.. Восточная литература. Проверено 19 апреля 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  • Никколо Макиавелли. Сочинения.
  • Никколо Макьявелли. «Сочинения и письма». — М.: «АСТ», 2004, 820 страниц (pdf)
  • Макиавелли. Десять писем (письма к Веттори).
  • Николай Макиавелли. «Государь», «Рассуждения на первые три книги Тита Ливия» 1869 (pdf)
  • «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» / Пер. Р. Хлодовского.
  • «Государь» / Пер. Г. Муравьевой. — М.: «Художественная литература», 1982.

Сохранение государственности

Исторические исследования, а также личный управленческий опыт позволили Макиавелли прийти к выводу о том, что сохранение государства доступно лишь двумя путями: мирным и военным. При чем, оба способа действенны только при одновременном использовании. В качестве примера автор приводит древнегреческих, древнеримских завоевателей, которых можно было бы назвать макиавеллистами, запугивающими и услащающими захваченные территории.

С целью сохранения государства к мыслителю приходит идея о поддержании внутреннего баланса страны путем оказания помощи политически слабым слоям населения, угнетения политически сильных категорий граждан.

фото 717

Государственная монополия, как полагал Никколо, возможна только при наличии равноправно противодействующих общественных движений.

См. также

  • Макиавеллианский интеллект
  • Макиавеллизм
  • Доблесть Макиавелли (статья в Английской Википедии)

Личностная значимость в общественной истории

Роль личности в учении Макиавелли имеет глобальный масштаб. Автор считает, что индивидуальные черты характера самодержца способны либо привести к политическому триумфу, либо к краху империи. Итальянский мудрец приветствует такие качества, как скупость, жестокость. Первое способствует удержанию целостности государственной казны, которая способна сыграть роковую роль в случае военных действий, избегания излишнего налогообложения населения. Сущность второго сводится к предотвращению гибели целого народа посредством маленьких человеческих жертв (показательные казни ради подавления назревающего бунта).

Из вышесказаного выходит, что флорентийский философ отвергает гуманизм, подчеркивая, что интересы нации главенствуют над индивидуальными страданиями.

Примечания

  1. 1 2 http://www.treccani.it/enciclopedia/niccolo-machiavelli_%28Dizionario-Biografico%29/
  2. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118575775 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. Dal Villani, nella sua Cronica
  4. La sua trascrizione del De rerum natura è nel manoscritto Vaticano Rossiano 884
  5. Роберто Ридольфи, «Жизнь Никколо Макиавелли», стр. 22
  6. P. Giovio, Elogia clarorum virorum, 1546, 55v: «Constat […] a Marcello Virgilio […] graecae atque latinae linguae flores accepisse»
  7. Riccardo Bruscagli, «Niccolò Machiavelli» (1975)
  8. È un’ipotesi del Ridolfi, cit., p. 115
  9. Никколо Макиавелли (1469—1527), итальянский государственный деятель и мыслитель
  10. Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 13-15 [1]
  11. Н. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, книга 2. lib.ru. Архивировано 15 марта 2013 года.
  12. История философии. Макиавелли.
  13. Каткарт Т., Клейн Д. Как-то раз Платон зашёл в бар…: Понимание философии через шутки. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. — С. 177. — 236 с. — ISBN 978-5-91671-150-9.
  14. Шульц Э.Э. Никколо Макиавелли и складывание основ теории социального протеста (русск) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». — 2014. — Вып. 29. — № 1. — С. 198-201.
  15. Дон Иниго Лопес ди Оньяс де Рекардо Лойола (1491—1556)
  16. Кто сказал? Авторы «крылатых выражений» — «Ц»
  17. Niccol Machiavelli (Character). IMDb. Проверено 25 февраля 2017.

Необходимость жестокости монархов

Политология Никколо, опирающаяся на многочисленные людские пороки, нестабильность человеческого поведения, приводит читателя к выводу о необходимости в целях сохранения правопорядка внушения страха населению перед властью. Здесь приветствуются любые проявления жестокости, кроме насилия над женщинами, садистского издевательства, элементарного грабежа. Следует сказать, что проявление жестокости ради самой жестокости Макиавелли считал недопустимым. Жестокость должна быть оправдана благими целями, применением ради государственной пользы, возрождения региона, с целью исправления, а не разрушения.

Литература

  • Алексеев А.С. Макиавелли, как политический мыслитель. — М.: А. Л. Васильев, 1880.
  • Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. — М.: Наука, 1989. — С. 345—363. — 272 с. — Серия «Из истории мировой культуры» ISBN 5-02-008988-5
  • Бурлацкий Ф. М. Загадка Макиавелли. — М.: Профиздат, 1997. — 392 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-255-01296-3.
  • Грамши А. Тюремные тетради
  • Каппони Н. Макиавелли / Пер. с англ. — М.: Вече, 2012. — 352 с., ил. — Серия «Великие исторические персоны», 3 000 экз., ISBN 978-5-9533-5336-6
  • Макиавелли / О. Ф. Кудрявцев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Макиавелли, Никколо / О. Ф. Кудрявцев // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 541—542. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  • Лучицкий И. В. Макиавелли, Никколо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Никколо Макиавелли: pro et contra. Антология исследований о нём. СПб.: РХГА, 2002. — 696 с. ISBN 5-88812-168-1
  • Попова И. Ф. «Правила императоров» танского Тай-цзуна и «Государь» Н. Макиавелли // Восток-Запад. Историко-литературный альманах 2003—2004. Под ред. акад. В. С. Мясникова. М., 2005. С.191-203. ISBN 5-02-018485-3 (в обл.).
  • Макиавелли в России: Восприятие на рубеже веков /Сост. Э. Г. Азгальдов, И. А. Быстрова; Под ред. В. Т. Данченко, В. А. Скороденко, Ю. Г. Фридштейна; Науч. консультант П. Д. Баренбойм. — М.: Рудомино, 1996. — 144 с.
  • Максима Макиавелли. Уроки для России XXI века: Статьи. Суждения. Библиография /Под общей ред. П. Баренбойма; Автор идеи и руководитель проекта П. Баренбойм; Отв. ред. Е. Ю. Гениева. — М.: Рудомино, 2001. — 361 с.
  • Тененбаум Б. Великий Макиавелли: Тёмный гений власти: «Цель оправдывает средства?». — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — 480 с. — «Гении власти». — 3000 экз., ISBN 978-5-699-54146-1

Ссылки

  • Николло Макиавелли: горе уму — Передача Натальи Басовской на радио «Эхо Москвы»
  • Макиавелли — России XXI века. Стенограмма совместного заседания Никитского клуба и Флорентийского общества 14 февраля 2002 г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...