Неординарная философия милетской школы

Содержание

Читайте также

14. Милетская школа: Фалес

14. Милетская школа: ФалесФалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик.По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью.

15. Милетская школа: Анаксимандр

15. Милетская школа: АнаксимандрАнаксимандр (ок. 610–после 546 гг. до н. э.) – соотечественник Фалеса, выдающийся математик, географ, прозаик и философ. Ему принадлежит оригинальная идея о бесконечности миров. За первооснову сущего он принял неопределенную и беспредельную

16. Милетская школа: Анаксимен

16. Милетская школа: АнаксименАнаксимен (ок. 585–525 гг. до н. э.) считается учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.Он полагал, что первоначалом всего является

С. Элеатская школа

С. Элеатская школаПифагорейская философия еще не обладает спекулятивной формой выражения для понятия; числа суть не чистое понятие, а лишь понятие в форме представления и созерцания и, следовательно, смесь понятия и представления. Это выражение абсолютной сущности в

2. Элейская школа

2. Элейская школаЭлейской школой называйся древнегреческая философская школа, учения которой развивались начиная с конца 6 в. вплоть до начала второй половины 5 в. до н. э. тремя крупными философами — Парменидом, Зеноном и МелиссомДва первых — Парменид и Зенон — жили в

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛАКак уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, которые в своей

ШКОЛА СВ. ВИКТОРА

ШКОЛА СВ. ВИКТОРАГлавным инициатором синтеза мистики и схоластики был Гуго Сен-Викторский (1096–1141) и его ученик и последователь Ришар Сен-Викторский (ум. в 1137). В Сен-Викторской школе культивировался умеренный, «великодушнейший» мистицизм, который не ограждал себя ни от

§6. Валентин и его школа[187]

§6. Валентин и его школа[187]1. Предварительные сведенияа) Одним из наиболее выдающихся представителей гностицизма был Валентин. Он родился в Египте в начале II века, получил образование в Александрии, много писал, был христианином и даже претендовал быть епископом в Риме и

2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и АнаксименФалес из Милета (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного

Глава II. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Глава II. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛАВ любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается – возможно, не очень притом упорно –

256. ШКОЛА

256. ШКОЛАШкола есть наиболее оригинальный институт, созданный библейским иудаизмом.Гинзберг — Студенты, ученые и святыеСинагогу дозволяется превращать в школу.Иошуа б. Леей — Талмуд, Мегилла, 27аМир сей выстоял ради школы для детей. Посещение ее не может быть отменено

V. Школа

V. ШколаПравильное образование направлено на воспитание в человеке внутренней свободы, ибо только с ее помощью возможно истинное воссоединение с целым, со всеми. Но свобода эта достигается отнюдь не при помощи доминирования над другими или успеха. Она приходит с

Фалес

Родоначальник греческой философии и науки Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного материального начала. Таким материальным первоначалом всего сущего он считал воду, утверждая, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Вода вечна, образующиеся же из нее вещи и явления временны, преходящи. Вода, согласно взглядам Фалеса, представляет собой единый субстрат, постоянную первооснову всего многообразия вещей и явлений мира и их вечного круговорота. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой материи из одного состояния в другое.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.

Милетская школа, как предшественница материализма

Мировоззрение до христового человечества было далеким от понятия тонкой материи, различия между материальным началом и идеальной сущностью. Исходя из этого, мыслителей Милета нельзя называть материалистами в настоящем понимании данного термина. Модель их философского мышления является основной базой развития будущего материализма, к нему она тяготеет, на нем строится.

Хотя вопрос взаимосвязи вещественного и духовного начал еще стоял в перспективе, представители школы интуитивно уже воспринимали мир материальным. Стихийная наивность первой диалектики представляла сложность, противоречивость, многообразие предметов, но помогала философам постигать динамику перемен, развития мира.

Милетцы, как будущие материалисты, опровергали религиозно-мифологические взгляды оппонентов. Хотя их представления о первоначале жизни были слегка наивными, они, довольно материалистично, отвечали на вопрос о первооснове бытия.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузов

Стоимость и сроки

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Вступление.Зарождение философии

Философия,как и наука, начинается тогда, когдалюди начинают задавать себе общиевопросы. Первыми людьми, проявившимитакой вид любопытства, были греки.Философия и наука, какими мы знаем ихсейчас, — изобретение греков. Расцветгреческой цивилизации, которая породилаэтот взрыв интеллектуальной активности,— одно из самых захватывающих событийв истории. Ничего подобного не происходилони до, ни после этого. За короткий отрезоквремени — в два века — в областиискусства, литературы, науки и философиигреки явили на свет изумляющий потокшедевров, которые установили основныестандарты для западной цивилизации.

Перваяшкола ученых-философов возникла вМилете. Этот город располагался наИоническом побережье и представлялсобой оживленный торговый перекресток.Ионийский район на западном побережьеМалой Азии был населен греками ионийскойгруппы племён. Иония представлялаведущую в социальном и культурномотношении область древнего мира. Странас мягким климатом и плодородными почвамисоздавала возможность для производительногосельского хозяйства; положение наперекрестке торговых морских путейобусловило рассвет ремесла и торговли,а соседство с народами древнейближневосточной культурой способствовалобыстрому культурному развитию талантливогогреческого населения. Не удивительно,что именно здесь складывалась и философия.

Становлениесобственной греческой философиипроисходит в 7 в до н.э. Это столетиеознаменовано важными революционнымипроцессами, переменами. В это времяпоявляются выдающиеся мыслители,законодатели, художники, которые в своейдеятельности выражали интересы новогообщества. К ионийской философии относятМилетская школу, а вернее трёх философов:Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена,близких друг к другу не толькопроисхождением из одного города, но итематикой своих изысканий, оставляя встороне их идейных последователей,развивавших их мысли в более позднеевремя на уже более значительном уровнеразвития философии.

Анаксимандр

В отличие от Фалеса его ученик Анаксимандр считал первоматерией не воду, а апейрон — неопределенную по отношению к любым из возможных своих состояний материю. Апейрон, учил Анаксимандр,— это вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Все вещи и явления возникают из апейрона и, прекращая свое существование, превращаются в апейрон же, то есть из качественно определенных становятся вновь материей как таковой.

Одной из важных сторон в учении Анаксимандра являются его высказывания о противоположностях и их роли в возникновении вещей из апейрона. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают вследствие постоянного движения апейрона, приводящего к выделению из него таких противоположностей, как холодное и теплое, влажное и сухое. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей одни миры и вещи рождаются, другие уничтожаются, во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров и вещей, не нуждающийся ни в каком содействии богов.

Опираясь на свое учение о противоположностях, Анаксимандр сделал попытку дать естественнонаучное объяснение видимой части Вселенной и нарисовал следующую картину ее возникновения: первоначально из апейрона выделилось детородное (производящее) начало в виде холодного и теплого; из него образовалась огненная сфера, которая облекла окружающий Землю воздух; затем эта огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, из которых в свою очередь возникли Солнце, Луна и звезды. Постановка Анаксимандром вопроса о противоположностях, выделяющихся из апейрона и порождающих миры и вещи, свидетельствует о наличии в его учении элементов стихийной диалектики.

Фалес – представитель милетской школы

Именно Фалеса считают основателем философской школы Милета. Будучи выходцем из богатой семьи, он был занят не только исследовательской деятельностью, но также политикой, торговлей. Это был образованный человек (учился в Вавилоне), который много путешествовал, изучал философии азиатских народов, ознакомился с работами халдейских, финикийских ученых. Накопленные сведения каталогизировал. Согласно им, можно кратко ознакомиться с трудами философа.

фото 629

Небесная сфера, как считал Фалес, разделена на пять зон: Антарктическая, Зимняя тропическая, Равноденствия, Летняя Тропическая, постоянно видимая Арктическая. Согласно данной теории 25 мая 585 года до нашей эры он предсказал затмение солнца.

Благодаря странствиям по Египту и Вавилону (развитое земледелие тех стран способствовало развитию геометрического мышления), путешественник создал упорядоченную геометрическую систему знаний. Ученый сформулировал равенство углов равнобедренного треугольника, подобность треугольников.

Основой существования жизни Фалес считал воду. Мудрец воспринимал вещество не образом мифологической формы, а аморфной концентрацией мысли. Будущее развитие способно существовать только благодаря «бесконечной воде», с помощью ее сгущения или разрежения происходят остальные жизненно важные процессы.

Геологические, географические исследования берут свое начало из астрономических идей философа. Фалес предполагал, что наша планета имеет дисковидную форму, поры, отверстия, плавает в бесконечной воде. Колебания водной глади объясняют землетрясения, цунами.

Жизненный путь мыслителя (640-562года до нашей эры) был направлен на практическое испытание созданных теорий.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Эмпедокл считал этими субстанциями землю, огонь, воду и воздух (эфир), которые являются «корнями всех вещей». Движущим началом бытия он представлял взаимодействие двух космических сил: любви и ненависти (вражды).

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

5. Древнегреческая философия. Милетская школа. Гераклит Эфесский (540-480 г. до н.э.)

• Новый и крупный шаг в разработку проблем диалектики сделал

Гераклит. Он вывел идею всеобщего изменения, развития через

борьбу противоположностей. Он утверждал, что все течет, все

изменяется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»

• Развивая эту идею он пришел к выводу, что природа в самом деле

имеет причину, основание и начало всех преобразований, т.е.

движение природы есть ее самодвижение, а поэтому природе не

нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. Этот

космос не создал никто из богов и никто из людей. Он всегда был и

есть и будет вечно живым огнем закономерно разгорающимся и

потухающим.

• Гераклит заложил принцип нераздельного единства материи и

движения

Анаксимен – ученик Анаксимандра

Последователь Анаксимандра Анаксимен (585-524 года до нашей эры) стал третьим выдающимся представителем милетской школы. По подобию предшественников мыслитель занимался исследованием астрономических процессов. Он пытался найти им естественное объяснение, что окончательно подтвердило материалистическую направленность древнегреческой философской мысли. Потому что материализм характеризуется именно логическим, естественным объяснением природных явлений, вещей.

Анаксимен так же как Фалес, Анаксимандр решает проблему основы мира – первоначала действия и бытия. Во главе всего он тоже ставит материю, говоря более конкретно, ее определенный вид – воздух. Подобно «бесконечной воде» основателя школы воздух Анаксимена неограничен, бесформен, подвержен колебаниям, является источником возникновения жизни. Разрежение воздуха порождает огонь. Сгущение его приводит к возникновению ветра, туч, воды, земли, камней. Воздух мудрец считал не только началом Вселенной, но и Богов.

Анаксимен стал последним милетским представителем натурфилософии.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

В начале IV в. до н.э.  некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»:

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

Самым талантливым учеником Сократа был Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Философская система Платона – первая в античности, где присутствуют все основные разделы: онтология, гносеология, этика, эстетика и учение о государстве. Его методом философствования была диалектика: искусство ставить и разрешать вопросы, давать точные определения вещей. Платон считается основоположником объективного идеализма, поскольку первым из греческих философов разделил понятия «материального» и «идеального».

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

В 335 г. до н.э. Аристотель открыл в окрестностях Афин свою школу, или Ликей, где проводил занятия для учеников и широкой публики. Часть сочинений Аристотеля («акроаматические») являются записями, которыми он пользовался в преподавательской деятельности. Аристотелю и его ученикам удалось собрать в Ликее огромный научный материал по истории, философии, биологии и политике.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

10. Древнегреческая философия. Элейская школа Зенон (ок. 336-254 г. до н.э.)

• В философии наиболее известны «апории»

Зенона (aporia с греч. – затруднение).

Иными словами – это парадокс, логическое

суждение, не подтверждающееся опытом.

• Дихотомия (деление пополам)

• Черепаха и Ахиллес

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Эта школа была больше похожа на религиозно – мистическое течение. Неопифагорейцы объединили платонические и стоические доктрины с сочинениями Пифагора. Они создали учение об единице (деятельном начале) и двойке (страдательной материи) как о первоначалах всего физического мира. Неопифагореец Нумений на основе платоновской «идеи блага» и аристотелевского «Ума» выстроил теософию трех богов, которая должна была противостоять растущему влиянию христианства.

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...