Неопозитивизм

Содержание

Как возник логический позитивизм: этапы формирования

Неопозитивизм является последующей научной формой позитивизма, которая обладает своими знаниями и методикой. Суть появления неопозитивизма заключается в совершенствовании знаний касательно научного мышления, когда новоиспеченное поколение в области философии вносило свои коррективы и аргументы.

Конт пытался систематизировать знания для формирования точной науки. Неопозитивизм же, в свою очередь, характеризуется анализом языка и того, какую роль играют высказывания.

Готфрид Лейбниц был первым, обратившим внимание на важность языка. Однако его заметки не нашли откликов у других философов и были переосмыслены спустя долгое время. Лишь в 1920 году началось активное изучение языка. В конечном итоге неопозитивизм смог просуществовать около 50 лет, он имел 2 течения:

  • логический эмпиризм, который заключался в изучении языка науки;
  • лингвистическую теологию, изучавшую природную речь во всех ее проявлениях.

Основную суть, которую нес неопозитивизм – объяснение важности языка в познании окружающего мира.

3. Характеристика позитивизма

Позитивизм остался в рамках классического идеала

рациональности согласно которому научное знание

идеологически и нравственно “нейтрально”: научное –

“позитивное” — познание должно быть освобождено от

всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации,

и вся “метафизика” должна быть упразднена и заменена

либо специальными науками (“наука — сама по себе

философия”), либо обобщенным “экономическим”

образом эмпирических знаний, либо учением о

соотношении наук о языке и т. п.

4. Огюст Конт (1798-1857) французский философ, основатель позитивизма

«Постепенно приходим к

открытию неизменной иерархии…

– одинаково научной и

логической – шести основных

наук – математики, астрономии,

физики, химии, биологии и

социологии»

Махизм

позитивизм и непозитивизм

Этот термин часто употребляют как синоним к определению «позитивизм». Создателями его считаются Э. Мах и Р. Авенариус.

Мах был австрийским физиком и философом, изучал механику, газовую динамику, акустику, оптику и оториноларингологию. Главная идея махизма заключается в том, что опыт должен формировать представление о мире. Позитивизм и неопозитивизм как учения, ратующие за эмпирический путь познания, отвергаются махизмом, основное утверждение которого – философия обязана стать наукой, изучающей ощущения человека. И только так можно получить знания о реальном мире.

5. Основатель первого позитивизма Огюст Конт

“Истинный позитивный дух

состоит преимущественно в

замене изучения первых

или конечных причин

явлений изучением их

непреложных законов,

другими словами, – в

замене слова почему

словом как”

(1798-1857)

6. Три стадии интеллектуальной эволюции человека О.Конта

Теологическая – все явления объясняются на основе

религиозных представлений

Метафизическая – в объяснении природы опирается на

первосущности, первоэлементы

Позитивная – наука должна ограничиться описанием

внешних сторон объектов, их явлений и отбросить

умозрение как средство получения знаний и метафизику

как учение о сущности

7. Классификация наук Герберта Спенсера

Абстрактные (логика и

математика) – изучают формы, в

которых явления предстают

перед наблюдателем;

Абстрактно-конкретные

(механика, физика, химия) изучают сами явления в их

элементах и в целом;

Конкретные науки (астрономия,

геология, биология, психология,

социология и т. д.).

(1820-1903)

Критика и влияние

Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность. Ещё одна проблема заключается в том, что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны чёрные») позволяют определить чёткие методы верификации (найти человека или нечёрного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.

Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны чёрные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего. Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией и фальсификацией.

Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том, что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны чёрные», то есть объяснять факты как они есть на самом деле.

Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьёзная критика неопозитивистских принципов была проведена американским логиком У. В. О. Куайном.

Критика Карла Поппера («Постпозитивизм»)

Известным критиком логического позитивизма был Карл Поппер, в 1934 году опубликовавший книгу «Logik der Forschung» («Логика научного открытия», опубликована в 1959 году). В этой книге он утверждал, что позитивистский критерий верификации является слишком строгим критерием для науки, и он должен быть заменен критерием фальсифицируемости. Поппер считал, что фальсифицируемость является лучшим критерием для науки, поскольку в данном случае не приходится прибегать к философским проблемам, связанным с проверкой индукцией, и это оправдывает научность теорий, которые не вписываются в рамки верификации.

Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поппер считает, что учёные делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.

Влияние логического позитивизма

Логический позитивизм распространён почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Благодаря А. Д. Айеру он стал популярен в Великобритании. Позже он распространился и среди американских университетов благодаря членам «Венского кружка» после того, как они бежали из Европы и поселились в Соединённых Штатах во время и после Второй мировой войны.

Логический позитивизм сыграл важную роль для развития ранней аналитической философии. В первой половине двадцатого века эти термины были практически взаимозаменяемыми.

Логический позитивизм оказался чрезвычайно влиятельным для философии языка и стал доминирующей философией науки в период между Первой мировой и холодной войной[5].

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г. Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории. Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру. Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство. После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

10. Принцип экономии мышления Эрнста Маха

Положение, по которому критерий

истины всякого познания состоит в

достижении максимума знаний с

помощью минимума познавательных

средств

Идеал чисто описательной науки – в

развитой науке объяснительная часть

является излишней, паразитической

и в целях экономии мышления

должна быть удалена. Один из таких

паразитических элементов науки есть

понятие причинности

(1838–1916)

11. Принцип наименьшей траты сил

Наш опыт — это некий приспособительный

комплекс. Чем более монолитен он будет,

чем меньше в нем будут присутствовать

различные точки зрения, различные

формы удвоения опыта, то есть чем

меньше сил будет затрачено на его

создание, тем более эффективным будет

его адаптационное действие.

Принцип наименьшей траты сил

ориентирует на кумулятивную модель

развития научного знания.

Кумулятивизм связан с пониманием

научного знания как описания фактов.

Рихард Авенариус (1843–1896)

Черты позитивистской философии

В отличие от другого направления в западной философии указанного столетия, в позитивизме:

  • отсутствует органическое единство, которое выражается в появлении с развитием школ с понятийным аппаратом и методами мышления;
  • присутствует претензия на явление надпартийности и снятия противоположности идеализма с марксизмом;
  • человеческие проблемы становятся центральной проблемой философского явления;
  • наблюдается связь течений со школами религий;
  • наблюдается борьба с идейностью, которая несет угрозу капиталистическому явлению;
  • господствует антидиалектический образ мыслей, который выражается во враждебному отношению к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;
  • наблюдается тип мыслей в виде эклектицизма;
  • наблюдается противоречивое отношение к научному знанию, которое выражено в сциентизме и антисциентизме;
  • распространяется иррационалистическое мышление, которое выражено в ограничении возможностей получения знания для процветания мистики;
  • наблюдается утрата оптимизма.

В этом проявляются главные характерные черты позитивистской философии.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Венский кружок

На кафедре индуктивных наук Венского университета сформировался круг людей, желающих заниматься наукой и философией одновременно. Идейным стержнем этой организации был Мориц Шлик.

Дэвида Юма можно назвать еще один человеком, продвигавшим неопозитивизм. Проблемы, которые он считал непостижимыми наукой, как то Бог, душа, и подобные метафизические аспекты, не являлись объектом его исследований. Все члены Венского кружка были твердо убеждены, что вещи, не доказанные эмпирическим путем, являются несущественными и не требуют подробного изучения.

Что из себя представляет верификация

Все время, что существовал позитивизм, его основной задачей было приобретение достоверных познаний. При этом каждое течение отличалось друг от друга своим видением проблем и путем их решения. Так, например, философ Конт считал, что за всеми объектами и явлениями необходимо наблюдать и систематизировать их. Современное же поколение придерживалось мнения о том, что не все знания, полученные таким путем, являются истинными.

Представители раннего неопозитивизма старались максимально улучшить предмет получения знаний, создав новый принцип, который обрел название верификация. В логическом позитивизме можно было определить лишь 3 вида суждений, среди которых:

  • метафизические суждения, которые применялись в вероисповедании, а также в жизни, но не имеют ничего общего с наукой;
  • определенные суждения, в которых невозможно найти смысл;
  • научное знание, которое можно было сопоставить с реальными фактами.

Ярчайшие представители постпозитивисткой философской мысли

Нельзя не упомянуть самых видных идеологов постпозитивизма, которые довольно сильно повлияли на становление идей этого плана:

  • Карл Поппер;
  • Пол Фейерабенд;
  • Томас Кун;
  • Имре Лакатос.

Имбре Лакотас (Лакоташ)Хотя все указанные выше философы и не придерживались общей и чёткой концепции, касающейся постпозитивизма, они внесли существенный вклад в развитие данной философской мысли. Первоначально постпозитивистскими идеями увлёкся Карл Поппер, создавший впоследствии целый фундамент для идей такого рода. Далее, уже осуществляли свою деятельность и другие видны идеологи направления.

Постпозитивизм

Основные идеи поспозитивизма выдвинул К. Поппер. Он предложил концепцию критического рационализма. Решение – изучать ли ту или иную проблему – следует принимать при помощи логики. Именно она помогает решить, является ли вопрос истинным или нет.

Куайн указывает на слабые места логического позитивизма, предлагая подвергать проверке на соответствие с реальностью теорий, а не отдельных высказываний. Причина – существует группа высказываний, являющихся логически истинными и имеющих синтаксический смысл, таковыми являются благодаря наличию тавтологии или синонимов в формулировках. Классические примеры – «всякий неженатый человек неженат», или «всякий холостой человек неженат».

Многие положения позитивизма в этот период оказались отброшены, но определение направления, как опирающегося на уважение к рациональному опыту, строгое ясное мышление, сохранилось. Характерные черты постпозитвизма:

• отказ от жесткого разграничения теории и науки;

• снижение внимания к формальной логике;

• усиление внимания к истории науки, динамике ее течения;

• анализ влияния социальных и культурных факторов на процесс познания;

• замена принципа верификации фальсификацией: теория признается истинной, если ее следствием являются факты, которые можно проверить теорией. Теория же, которая перестает удовлетворять этому условию, признается фальсифицированной – т.е. становится ложной. Иными словами, задача состоит не в поиске абсолютно истинной теории, а в решении вопроса роста знаний;

• признание роли философии.

Теоретики постпозитивизма зачастую противоречат друг другу в своих концепциях. Тем не менее, сохраняется преемственность с предыдущими этапами. Основное внимание по-прежнему уделяется рациональным методам познания.

С уважением, Андрей Пучков

22.

Рудольф Карнап (1891-1970)

«Старая и новая логика» (1930)

«Преодоление метафизики логическим

анализом языка» (1932)

«Логическая конструкция мира» (1928)

«Логический синтаксис языка» (1934)

«Исследования по семантике» (1942–1943)

«Значение и необходимость» (1947)

«Введение в символическую логику» (1958)

«Логические основания вероятности» (1950)

«Континуум индуктивных методов» (1951)

23.

Основные идеи

1) Решение философской проблемы требует логического анализа

языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика

играет центральную роль в философии;

2) Любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или

математической, должна быть доступна эмпирической

проверке.

Принцип верификации – любое предложение науки является

истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к

предложениям факта, к протокольным предложениям, которые

непосредственно проверяемы на опыте.

Слово «Бог» может использоваться в трех смыслах:

мифологическом, метафизическом и теологическом.

Метафизическое – бессмысленно («первопричина», «абсолют»,

«безусловное», «независимое»).

24.

Пять типов предложений

Осмысленные предложения:

1) тавтологии (A=A), или аналитические суждения Канта

2) заведомо ложные предложения контрадикции

(противоречия)

3) эмпирические предложения, т. е. предложения,

которые можно верифицировать

Бессмысленные:

4) бессмысленные предложения (тра-та-та, блям-блям и

т. п.)

5) метафизические предложения

25.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

«Логико-философский трактат»

(1921)

«Философские исследования» (1953)

Выдвинул программу построения

искусственного «идеального»

языка, прообраз которого — язык

математической логики.

Философию понимал как «критику

языка».

Разработал доктрину логического

атомизма, представляющую собой

проекцию структуры знания на

структуру мира

32.

Принцип фальсификации

Научное знание должно быть

фальсифицируемо, т. е. знание

является научным тогда и

только тогда, когда его можно

опровергнуть. Оно должно

давать возможность с ним

спорить, опровергать на опыте.

Нефальсифицируемы: научный

коммунизм, гегелевская

диалектика и фрейдизм.

36.

Па́уль Карл Фе́йерабенд (1924-1994)

В науке не существует

универсальных

методологических правил.

Концепция

эпистемологического

анархизма.

«Против метода. Очерк

анархистской теории познания»

(1975)

«Наука в свободном обществе»

(1978)

37. Парадигмальная модель развития науки Т. Куна

Генезис научной дисциплины

(допарадигмальный период)

Нормальная наука (парадигма)

Кризис нормальной науки

(революционная смена парадигм)

39. Каждая из стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи

Классическая – механика, картина мира строится на принципе

жесткого (лапласовского) детерминизма, образ мироздания

как часового механизма

Неклассическая – относительность, дискретность,

квантование, вероятность, дополнительность

Постнеклассическая – парадигма становления и

самоорганизации. Основные черты выражаются синергетикой,

изучающей общие принципы процессов самоорганизации,

протекающих в системах самой различной природы.

«Синергетическое движение» – это ориентация на

историческое время, системность (целостность) и развитие

42. Четыре научных революции

I. XVII в. – становление классического

естествознания

II. Конец XVIII – первая половина XIX вв. –

дисциплинарно организованная наука

III. Конец XIX – середина XX вв. – становление

неклассического естествознания

IV. Конец XX – начало XXI вв. – рождается

постнеклассическая наука

46. Литература:

1. Кохановский В.П., Философия и методология науки: Учебник для

высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 1999

2. Стёпин В.С. История и философия науки. – М., 2011

Микешина Л. Философия науки: Общие проблемы познания.

Методология естественных и гуманитарных наук. Хрестоматия. – М.,

2005

3. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления,

формы, проблемы. – М., 1988

4. Поппер К. Логика научного исследования. М., Республика, 2004

5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003

6. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...