Немецкая классическая философия

. (1845)

“”, “”, , . , , , ; ” ” “” , : , , , . , ” “, , , . , “”, , , , , , , ,

3.

, , , – , , ; , , , – , , , . , , , . , . , , , , , , – . , ; – , , . , , , . , , – , , .

4.

, , , , , , , , , . , – . , , , , , , , , , , , , , ; , , .

5.

, , “” , , , , ., , , ; . , , , ; , , ; , , ( ), , , , . , – . , . -, , , -, : ” . ” “. , “. . , ; ; , , , – . , , , , , ; , , , , . , . , , , , – , , . , , , . , , , , – . , ? ; , – !

Этика Фейербаха

В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.

Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты». Стремление к счастию предполагает взаимную зависимость людей, заложенную в глубине человеческой природы: это явствует из половой противоположности, в которой «стремление к счастию можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем volens nolens, и стремление к счастью другого лица» (Иодль, «Ист. этики», стр. 226) — это точка зрения, навеянная Руссо. Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна, как этого хотят «моральные сверхъестественники» (moralische Hyperphysiker); чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

6.

, , , ; , , , . , , ? ? ? – ? , , , , , ? , , , ? , ? ? ? , , , , , ? , , ? ? ! , , .

7.

, , – , , , , . , , , , , ,, . , , , – , , , , , , . , , , , , , , ; , , , . , , , – , , , ; , , . ? , , , , .

8.

, , , ; , . . , . . ( ) , ; , , , ; ; – , , , , , , . ? , ,, , ? , , , , , . ; , , , , , .

9.

, , , , , , , , , , ; , , . , , , , , , .

10.

– , , , , , . , , , , , , , , – , , . . ! : , , . , ; , , . : , , , , , , , – , , , , , , , . , , , , , , , , , , , , .

11.

, , , . , , , , : , , , , , , . : ” ? ? , : ? ? ? , ?” ! ; . , , , , ? ! , , ; , , , , , ; , , . : ; , , . , ” , , , , , “. , : ” , ? , , “. , , , , . , : ” , “. – “”. : ” , , “. ,” “; , , , , , , , , – . , , . , ; , . : , . , , , , . , – . , -, , . ” , , “, . , , ? , . , , ; , . , – , , . , , , , , . : . ” , !” , , ; , , . , – , , , , . , , . , , , – – , . : ” , ? ? ? , ?” , , , , , , , , . – , , , , , ? , , , , , . , , , , , : , , . , “” ” “. .

12.

, , , , , . ” “,- ; . , , , , -, , , . , , , , , – , , , , . , , , , , . , ; , , , , , , , , , , , .

Основные работы

Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).

В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.

Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства» (есть заграничный русский перевод). В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» — Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму («der Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайней левой» гегельянства.

Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии.

13.

, , , , . ,, , , . , ; . , , , , , , , ,- , , . , , , , , . , , – , , , , , . , , , , – , ,- , .

14.

, , , , . , . , , . . , , , . – , – . , , – , . , – , , . , , -. , , , . , ,, , , , , , , , . , , . , .

15.

, , , , : , , . – , . , , , , “” , , , – , , , , , , , – , , , , . , , , , , , , , – , , ; ; , .

16.

. , ,-, ; , , , , , . ” , “. : “, , ; (“” 1)”. ” , () , , ; , , , “. “, – , , , , , , “. , , – , , , , ,, , , . , , ; , , . , – , ? , , , – ? !

17.

, ; . , , ., , , , , , . – , . , , , , , , , . . ? , , . , . , , , , , , , , ,, . , , , , , , , , , , , , , , , ; , . , , , , , , , .

18.

, ; ; , . , , . ; ; . , . , , . , , – ; , , , , , , ( , ), ; , , , , . ; , , , . , , , ; , , , . , , , , , , ; , , , , .

19.

, ; , . – ; ; , , , ; . , , . , , – ; , . , . , , , . , , – , , . , , . , , , : . – , . – , , , , . , , , , , . , , – , , – .

20.

, , , , , , . ? . – , , – , , ; , , , , , , , ; , , , . , , . , , , . , , , ; , , , , . , ,, , , , , .

21.

” , , ? ?” , , , , , , , , , , , . – , , , – , ,. : – , – , – , , , .

22.

, , “”, , . , . , , , , , , , ; , , – , , , , – , , . , , , , , , . , , , , , “”, , .

Произведения

  • «К критике философии Гегеля». (1839)
  • «Сущность христианства». (1841)
  • «Основы философии будущего». (1843)
  • «Сущность религии» (1845).

23.

” “; ; , ; , : , ; : – , ; ; , , ; ; ,, , , , , . , ,, , , ,, , ? , : , , , , – , , , , , , , , , . , , , , , , , , , .

24.

, , , , , , , , , , , , ; , , , , . , , , , , – , , . , , , , ,, , , , , , , , , ( , ). , , , , , . – , , , , ; , , ,, , ,; : , , , – . , , , – , – , , , . : ” , , , , , “. : , , ; , , , , .

25.

, , , , , , . , , ; , , . , , , , , , , . , , – , – , , . , . – ” “. , . , , , , , , , . ; , , , , , . ; , , ( ) ( ) , . , , , . , . , – , ., ? , , , , . , , , . – , , , – .

26.

, , , , – , , , . , , , ,, ; , . ,, ; , , . , , ; , – , , , , – , , , , . , ,, . , , . , , , , , , , . , , , . , , , , , . , , , : “, , – , “; ” “; ” , “. , , , . ! ” ” , , , , , , – , , , , – , , , , , . , : , , , ,, , . 27. , , , , , . , . , , , , . , . , , . , , , , . , , . , , , , ; , , . , , – . , – , , . , , , : ” , , “.

28.

, , , , . , . ; – , , . ,, , , , , . , , , , , , ; , , . , , . , , , , , , , – . , , – , . , , . , , , , , , . ” , , “. , . , ; , : ” , , , “. , , , – . , , , ; , ” , . , , . , , , ; .

29.

. – , , , , – ; , – , , , . , . – ; , . , , , , ; .

30.

, , , , . , , , ,, – , , , , , , – , , . ” , “,” , -“. , – , , , ; – , . ; , , , , , , .

31.

, , , ; . :” , ; . , – , “. : “… , , , , , , , “. , , ., , , ; . – ; : ” “. ? , , , , , , , . – ; , , , , . , – , , . , , (); () , , , , , , . ” . , “.

32.

, , , , . , . , , . , . – , – . , , , ; , , , , ; , , . , , , – . , , , . wiinschen() – . , , ; , , , , , . , , , , , . , , , , , , , . , , , . – . – , . , , , , . : ” – , – “. ” , ; , ; “. : – , ; – , . , “” . ” “: . , , -, – ,, , -. ? , , , , , ? ! , . ? . , . , . , .

33

. , , , , , , , . , , , , , , . ; , . , , , , , . , , , , , . , , , . , ; , , , , (, ), . -, , , , , , . : , . , , , , , , , , , , , , , . , , , – , , ; , , , , , , , – . :guod quis per alium fecit, ipse fecisse putatur, , , , – : , , .

34.

( ) , , , , , -, , ; , , – , , , , , – , , – , , , . , ,, , ; , , (, , ), ( ), , . , , ; – . , ; , ., , , . , .

35.

, – . , , , , , , , , , , , , , . , ; , ; , (); , ; (, , ) , – , ; , , . . , ; , , , , , , , , , . , , ” , , , “. : ; .

36.

, , , ; , ,, , , , , , , , , , , , , – , , , – , , , , . , , , , , , . , , , , , , , , . , , , : – , , , . , , , – – , ; , , , . , , , , , , , , . , , , , , , . , . – , – , , , , , – . . , , , , , , . , ? , , , , ,, , , , , .

37.

, – , ; , . , , – , ; , , , , , , , ; , ; , . : (, , ) – . – , , ,, . – , ” “. , . , . , -, , , . – , . ; , . : “, , , . – , – , – . , , , , , … , – “. , , ” , “. . , , , : ” “; , , , . : ” “,” “. “” “” – . , , – , , – . , ,, , , , , – , , , , . : ” , , . “. , , , – . , , . , , , ; , ; , ; – , , .

38.

, , ? , , , ” ” , , . , , ; , , , . . , , , ; , . , . , – ; , , , – , . . , , . , , , – .

39.

, , : ” , : , ; – , ; – ; – , ; , , – ; – “. , , . – , -; – , – ; – , – ; , . , ” ” . ! ; , , , – . , , . , , , ; , , , , , . – (); , , . , , , – , , .

40.

, , ,, . , , , . , , , , , ; ” , , , “; , ,, – , ; , , , ; , , , , , , , , , , – , , .

41.

, , , , . ” , , “, , ; , , , , , . , , , ; , , ? , , . , , , ; . -, . , , , . , , -, , , , , ,, .

42.

, , , , . , , : , , , , . , , , , , , , , , , . , , . , , ; : , , , , , ., , , ; , . , , . , , , ; ,, , , , – , , . , , . ? – ? , , – ; , “” , – . , , . , ; – , , , ; , , , , , ,, , .

43.

, ,, , ; , , , , , , , , . , , , , . , , , , . , – ; , , , , . , ; , : – , : . , , , ! , , . : ” “, : ” , , “. , ! . , , ; , , , .

44.

” “, , , , -, , , , , , ,, , . “” “” , , , , , , , ; . , , , , , . ! , , ! , , , , , , . : , , , , , – , ! , , “”! , , – . , – , , , . , , , , , , , ; , , , , , , , , , , , ; , , , . , , ? , ? , ? – , . , , , , , , , , , . , , ; : , ; : , .

45.

, , , , : , . , . , , , , – , , , . , , , , – – . – ” “, – , – , , , . , ; , , , ; , , , ; , , , , , , , , , – , , , , , , . , , , , – , – , – . , ; , , , , , – . , , – , “” , . . , , , , , .

46.

– , , , , . , , . , . ? – , , , , . , , , , , , , , , – , ,, , , , , , . ” … , … … “. , , , .

47

” , , , , . , , “. , , , , , , , , , , – , , – , – , . . , , , , , , . , , , . , , , , , , , . , , , , , , , , . , , , , , – , , , , , – , , . ,, – ; , . – , , , . , , , , – , , , , , ,, , ” “, “”. , , , ; , -, , . , , , – . ” , , , – ? ” ; , , , , , , , ” ” ” ?” , , , ; , , . , ; , , , , . , , , , , . ” , , ? , ? , , , . “. , , , , – , ; , , . , , , . , , ; , , , , ; , , , , , – . – , , . , , , , , , – . , -, , .

48.

? . ? , , . ? . , , – ? , , . , , – , – , -, , ; , , , , , ,, , . , – ; , , , , , , . , , , , , , , , , . , ; , , , , , ” “, . , , ; – , , , , ; , , , , , , . ; , ” “: , , , ; , , , , , , : , ,, , .

49.

; , . , ! ? – , , , . : ” – – – , , , “. , ! , ? , , , .” “, -, , , . ! , , , , , , , , , , , . : “, , , -“. , , , – . , . , , , . , , , , . , , ; “” – , , , , , , ; , , , , . , – ; , , , ; , , , -, , ,, , , , , – . ? ? , ; , , , . . , ? , ? , ? , , , ? , ; , . , , . , . , , . . ? , , ? , , : , .

50.

, , , . , – ; , – ; – , , , , ,. :” (? , – , ,, ) , , , , – , … … ., “” . , , , . , . . , , , , . ; , , , , – ; , , -; . , , … . , , – . , , ; – “. , , , , , ; , , , . , , ” ” , , , ; , , -, – 25, – 50, – 100; , , , , , , . , ” “, , , . , , , . , , , – ; , : , , , . , , , , . , , , “”, , , , , . , , , , . ( ) .

51.

, . . , , . , , , , , . – , , , , , , ., , , ; , , , -, . , , ; , . , , ; , , , , , , – , , . , , ; , ,. , , , – . , , , , , , . , ; “” ; “” , , , . – . , – . ; , , , ; , . ? ? ? ; – , , , , , , . , , , , ; , , – – , .

52.

– ; , , , , , , , , ? , , , . ? , , ? , ? , , , , , , , ? , , , , . : ” , , ; , : ! ! … , , ? , , “. , , – , , , ; – . ? , , , , , . , , . – , – , , – ! – , , , ; , , ; , , , , , ; , , , , . , , , , , . , , , , , , – , . ? , . , , , , : , ; , – , , , , , , . . , , . – , , . ; , , , , , , . , , , – , – , . , , , , , , .

53.

( ), () , . – , , — , . ( ) , , . , ; , ; , – ; : , ; : , , . : – , , , , , , ; , – . , , , . , : , , ; – ; , – , , . , , . ,, , , , , . , – , ; , , , , , – . , – , , , . , ; , . : – ; , . – , – , – , – . -, – , , , . , “”; , ; , , – , ; , – . , – , . , , , , . , , , , . , , – – , . , ; – , – ; , , , – . , ; , , , , , . , , , , , . , , , , , ,, , , , , .

54.

, , , , , , ,, , , , , , , , , . . : . , ? , , , , , , , , . , , . , ; , . . , , , , , , , , ; , , , – , . : “Deus etcultus sunt relativa: , , , pracdicamento relationis, -. , – , , , – “). , , ; , , , ; , , , , , ; , , , , ; , , . , , ,, , , , , , , , , , . , ; , ; , – ; , , – , , , ; . , . , , . , , ,, , . ? , , . , , , , , , , , – , , – . , , , , , . , , , , – , . – , , ,, – , – , – , , , . , , , . , , , , , .

55.

” , “. , . ; , . , , , , , – ; , , ; , , , ; , , , , , , ; , , , , ; , , ; . , ; , , . . , , , , . , , . , , , , , ., , , , . , , . – , , , , , . – , , – ;, . , , , , – . , , , , , : , , ,, , , : , , , , , , . , ; – , , , ; , , , , , , , , , . , , : ” ( ), , “. : ” “, ., , , – , , , , – ,, , – , , – , , , , , , ,, . – . , , , ; , ,, , . , , , , , – . – , . , , , , , , ,, , , . , , , , . , , , , ” ” . , – , , ; , , ; . , , , , , , , , -, – , . , , ” “. , , , . , , , . , .: 56, Last-modified: Sat, 29 Nov 2003 07:06:04 GMT

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...