Немецкая классическая философия: кратко

Биография

фото 914

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

Фихте получил образование богослова и хотел по воле матери стать пастором, но Мильтиц умер, и Иоганн остался без влиятельной поддержки. Чтобы поправить трудное финансовое положение своей семьи, после окончания учебы, молодой человек был вынужден давать уроки на дому.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

Основные идеи

В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:

  1. Человек — существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель — целенаправленная деятельность.
  2. Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
  3. Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание — средство действия.
  4. Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
  5. Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение — действовать.
  6. Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» — с индивидуальным

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Особенности

Благодаря течению немецкой философии удалось:

  • произвести переход от устоявшихся традиций к исследованию человеческих проблем, его души и дел,
  • разработать мнение, свидетельствующее о связи человека и его дел, то есть сознания с бытием,
  • осуществить глубокий синтез проблематики познания и определить человеческую возможность познания мира,
  • разработать концепцию развития, определить диалектические законы,
  • сделать анализ свободы с нравственностью человека.

В этом ее особенности, распространившиеся впоследствии на все страны.

Отношение Фихте к Канту

Ученый считал, что Кант в своих работах показывает истину, не демонстрируя ее оснований. Поэтому сам Фихте должен создать философию наподобие геометрии, основанием которой будет сознание «Я». Такую систему знаний он называл «наукоучением». Философ указывает, что это обычное сознание человека, выступающее как оторванное от самого индивида и возведенное в Абсолют. Весь окружающий мир является порождением «Я». Оно является действенным, активным. Развитие самосознания происходит посредством борьбы сознания и окружающего мира.

концепция "Я" в работах Фихте

Фихте полагал, что Кант не доработал до конца несколько сторон своего учения. Во-первых, заявив о том, что истинный смысл каждой «вещи в себе» непознаваем, Кант не смог устранить данный личности внешний мир и без каких-либо строгих доказательств настаивал на том, что он реален. Фихте же считал, что сама концепция о «вещи в себе» должна быть признана результатом умственной работы самого «Я».

Во-вторых, строение априорных форм сознания у Канта ученый считал достаточно сложной. Но при этом Фихте полагал, что данная часть метафизики не была развита у коллеги в достаточной мере, ведь он в своих трудах не вывел единого принципа познания, из которого бы следовали и различные категории, и интуиции.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека,
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека,
  • творческого потенциала человека,
  • диалектики,
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа,
  • аксиологии течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания,
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире,
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века,
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Другие известные работы Фихте

Среди известных трудов ученого следует выделить работы:

«О назначении ученого» (1794);

«О назначении человека» (1800);

«Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию» (1801);

«Основные черты современной эпохи» (1806).

Основные идеи Иоганна Фихте были изложены в серии работ, вышедшей под общим названием «Наукоучение». Центром всего сущего, подобно Декарту, философ признает факт самосознания. По мнению Фихте, уже в этом ощущении заключаются все те категории, что выводил в своих трудах Кант. К примеру, «Я есмь» эквивалентно выражению «Я есмь Я». Из данной концепции вытекает и другая философская категория – тождество.

Характерные черты

Немецкая классическая философия кратко самое главное

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

  1. Осознание места философии в истории появления людей и развитии мировой культуры.
  2. Изучение многовековой истории и сущности человека, где он предстает высоконравственным объектом, работает по велению своего сознания, устраивает свою жизнь, как того требует разум.
  3. Исследование и развитие философии как особой системы дисциплин.
  4. Изучение философской мысли путем разработки всеобщей диалектической концепции.
  5. Изучение мысли, ее места в появлении гуманизма и принятие попыток осмыслить человеческую жизнедеятельность в разных конфигурациях и путях.

Идея свободы

В философских работах Иоганна Фихте выделяют два главных периода: этап концепции деятельности и этап концепции Абсолюта. Под деятельностью сознания философ в первую очередь понимал нравственное поведение человека. Обрести свободу и достичь активности, способной преодолеть любые препятствия – это нравственный долг каждого человека.

человек и окружающий мир

Философ приходит к важнейшему выводу, что к осознанию свободы человек может прийти только в определенных исторических условиях, на определенной ступени развития социума. Но вместе с тем, Иоганн Фихте полагал, что свобода сама по себе неотъемлема от знания. Она может быть обретена только лишь при высоком уровне развития духовной культуры личности. Таким образом, культура в совокупности с нравственностью делает возможной всю работу личности.

Основные проблемы

Основные проблемы, которые решают изучить и решить философы классической немецкой философии, следующие:

  • движение человека к божественным вратам путем воспитания чувств и сознания,
  • исследование сущности человека и его природы,
  • этическое развитие человека,
  • процесс целостного исследования истории,
  • место человека в культурном развитии.

Фихте о назначении ученого

Так же как каждый отдельный человек, государство имеет свое особенное назначение в осуществлении нравственного порядка в мире. Целью государства является воспитать в гражданах стремление к исполнению своего подлинного человеческого предназначения, а именно, постоянного умственного и нравственного совершенствования. Таким образом, Фихте, подобно Платону, назначение государства усматривает в воспитании нравственных людей. Отсюда проистекает представление Фихте о почетном и возвышенном назначении ученого как воспитателе и учителе человеческого рода. «…Действительное назначение ученого сословия: это высшее наблюдение над действительным развитием человеческого рода в общем и постоянное содействие этому развитию». Ученый должен быть всегда впереди всех, чтобы проложить путь и повести по нему за собой. Он призван указывать человечеству путь к последней цели, а именно к нравственному совершенству. «Но никто не может успешно работать над нравственным облагораживанием общества, не будучи сам добрым человеком. Мы учим не только словами, мы учим также гораздо убедительнее своим примером». Следовательно, ученый должен быть нравственно лучшим человеком своего времени.

Практическая деятельность в работах мыслителя

Одной из ценнейших идей философии Фихте – это рассмотрение деятельности через призму снятия промежуточных целей при помощи всевозможных средств. В процессе жизнедеятельности человека практические противоречия неизбежны, и возникают почти постоянно. Именно поэтому процесс деятельности представляет собой бесконечное преодоление этих конфликтов, несовместимостей. Саму деятельность философ понимает, как работу практического разума, но при этом вопрос активности заставляет задумываться философов над своей природой.

проблема философии бытия

Одно из важнейших достижений философии Фихте – разработка диалектического метода мышления. Он говорит о том, что все сущее противоречиво, но при этом противоположности находятся в своем единстве. Противоречие, полагает философ, является одним из важнейших источников развития. Фихте рассматривает категории не просто в качестве совокупности априорных форм сознания, а как системы понятий. Эти системы впитывают в себя те знания, которые появляются у человека по ходу деятельности его «Я».

Философия Иммануила Канта

Кант немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц,
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся,
  • природа регулярно изменяется и развивается,
  • движение с покоем два относительных понятия,
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе,
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной,
  • создал все Бог.

Фихте о понятии наукоучения

Философия для Фихте – это наука, но не конкретная наука, подобно физике, математике и т.д., а наука о возможности самой науки. Поэтому свою философию Фихте назвал наукоучением, учением о науке. Чтобы продвинуться в понимании философии как наукоучения, надо сначала разобраться в понятии самой науки. Научное знание, согласно Фихте, должно быть достоверным и систематичным, т.е. представлять собой единую систему. Чтобы наука удовлетворяла этим условиям, все ее положения должны быть выведены из одного достоверного основания, или основоположения. Основоположение каждой конкретной науки не может быть доказано в рамках самой науки. И именно наукоучение призвано дать основания конкретным наукам, оно должно «обосновать возможность основоположений вообще», «определять условия, на которых зиждутся другие науки, не определяя при этом их самих», «вскрыть основоположения всех возможных наук». Таким образом, достоверность основоположений конкретных наук гарантируется тем, что они выведены из наукоучения. Наукоучение, в отличие от конкретных наук, само гарантирует достоверность своего основоположения и из него выводит все свое содержание. Таким основоположением Фихте считает самосознание (см. выше). Итак, основоположения конкретных наук являются положениями наукоучения. Так как содержание наук основано на их основоположениях, а все они выводятся из основоположения наукоучения, то наукоучение определяет и обосновывает содержание всех наук. Это значит, что наукоучение должно вполне исчерпать область человеческого знания. Исчерпание всех наук посредством основоположения достигается в том смысле, что нет ни одного истинного положения – уже имеющегося налицо или будущего – которое не вытекало бы из основоположения или не содержалось в нем. Положение, противоречащее основоположению, должно одновременно противоречить системе целого знания, т. е. оно не может быть положением науки, а, следовательно, и истинным положением. «Человеческое знание вообще должно быть исчерпано, это значит, что должно быть безусловно и необходимо определено, что человек может знать не только на теперешней ступени своего существования, но и на всех возможных и мыслимых ступенях. Человеческое знание бесконечно по степеням, но по качеству своему оно совершенно определяется своими законами и может быть вполне исчерпано».

Наукоучение не дает человеку новое научное знание, но оно объясняет происхождение этого знания и дает уверенность в его всеобщем и необходимом характере. Наукоучение у Фихте является изображением необходимых действий мышления, общих для всех людей. Оно устанавливает «общую меру конечного (человеческого) разума». В своих необходимых действиях человеческое мышление достоверно и безошибочно. Поэтому возможно только одно наукоучение, одна научная философия. Выступив обоснованием науки, наукоучение окончательно искоренит из нее ошибки, случайности, суеверия. В абсолютизации наукоучения как единственной истинной философии, в своем требовании жесткой зависимости науки от философии Фихте проявил односторонность. Философия не может и не должна ничего предписывать ни науке, ни миру.

Согласно Фихте, не каждый человек может и должен постичь наукоучение, а только ученые – воспитатели человечества, и правители. Когда они овладеют наукоучением, когда оно обретет подобающее ему влияние, то управление обществом станет абсолютно сознательным, люди устроят свои отношения согласно разуму. И тогда «весь человеческий род избавится от слепого случая и от власти судьбы. Все человечество получит судьбу в свои собственные руки, оно станет подчиненным своей собственной идее, оно с абсолютной свободой сделает отныне из себя самого все, что только оно из себя пожелает сделать».

Фихте внес большой вклад в развитие философской мысли. Он обосновывал разумность мира, свободу человека и его нравственное предназначение. В теории познания Фихте развивал идеи о неотделимости субъекта и объекта познания друг от друга, о диалектической сущности мышления. Главная идея философии Фихте – идея активности субъекта, т.е. человека. Деятельность разумного человека Фихте считал не только сущностью познания, но и главной предпосылкой развития общества. Идея необходимости разумности человеческой деятельности даже при такой абсолютизации субъективности как у Фихте, безусловно, является ценным вкладом философа в мировую философию.

Философия Гегеля

Гегель продолжил размышление Канта и развил мысль об объективном идеализме, рассмотрел диалектику всеобщим философским методом. Идеалистическая диалектика и этика стали центром его творчества.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

Также он признал одинаковыми понятия бытие с мышлением в своей онтологической идее. В итоге этого размышления он пришел к абсолютной идее. Оно означает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всей мировой жизни, мирового духа, который обладает самосознанием и способен творить.

Самая яркая его цитата Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается.

Философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах рассматривал течение идеализма и пытался обосновать материализм.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

В заключениях он полностью разрывал религию от человеческого естества, признавал атеизм, освобождал человека от влияния религии, пытался объяснить материализмом божественное существование, изучал идеи материализма, учитывая научный прорыв, пытался объяснить проблемы вокруг. Рассматривал социальные и политические вопросы и убеждение в познании окружающего мира.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в известный период изучал трактаты своих единомышленников и вдохновился системой Гегеля.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

В своих трактатах он выстраивал полноценную систему наук с помощью изучения натурфилософии. Также он пытался обобщить научные открытия с помощью единого принципа философии.

Историческое значение немецкой классической философии

Значение трудов и мыслей немецких философов велико, поскольку они вместе дали возможность изучить границы в сознательном философствовании, продолжить развитие идей, выдвинутых Кантом и другими в следующие века, сформулировать, что же такое точная наука, выделить второстепенные научные течения, изучить мифологию, религию и искусство как полноценную систему получения знания.

Немецкая классическая философия кратко самое главное

Также немецкая философия помогла доказать, что в каждом народе имеется собственный неповторимый дух, имеющий свое назначение в обществе, и эти народы нельзя назвать варварскими и нецивилизованными. Каждая народность преемница идей.

Помимо этого, философия тех времен позволила дать возможность начать научное, культурное и гуманитарное развитие науки. Таким образом, она помогла снять однозначность раздвоенности мнений о научном и ненаучном, истинном и ложном, цивилизованном и варварском и др.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...