Марксизм

Содержание

Читайте также

1. Марксистская философия во II Интернационале

1. Марксистская философия во II ИнтернационалеМарксизм в конце XIX-начале XX века начинает восприниматься как значительная социально-философская доктрина. Он получает признание в университетских и академических кругах, весьма далеких от политики. Развитию самосознания

21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин)

21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин)В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям

Глава 10. МАРКСИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ “СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ”

Глава 10. МАРКСИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ “СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ”Известно много старых кладов мне,Теперь пора проведать их настала.И. В. Гете. ФаустПонятие “социальное отношение” возникло в лоне марксизма, который наше научное сообщество молчаливо похоронило вместе со

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВО II И III ТОМАХ «КАПИТАЛА»

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВО II И III ТОМАХ «КАПИТАЛА»Смерть автора в 1883 году прервала работу над «Капиталом», который и Маркс и Энгельс рассматривали как важнейшее, во многом итоговое произведение разработанного ими революционного учения. У

4. Марксистская концепция общественного развития

4. Марксистская концепция общественного развитияНаиболее разработанной и распространенной на сегодняшний день теорией общественного развития является концепция, выдвинутая Марксом и Энгельсом. Значительный вклад в ее структурирование и развитие внесли советские

Марксистская партия

Марксистская партияЧто такое ленинская партия нового типа известно из истории КПСС. Изначально она строилась, как централизованная партия с жесткой дисциплиной и сильным профессиональным ядром единомышленников и коллегиальным руководством в ЦК. Идейно она сложилась

Глава 3. Современная марксистская философия науки

Глава 3. Современная марксистская философия наукиВ предыдущих главах было показано, на какой философской и науковедческой основе строятся теории международных отношений буржуазными учеными. Теперь есть смысл рассказать о марксистском подходе, на основе которого я

9. Марксистская суперняня

9. Марксистская суперняняНичто не может быть лучшей иллюстрации описанного Жижеком провала функции Отца, то есть кризиса отцовского Сверх-Я при позднем капитализме, чем типичный выпуск «Суперняни» («Supernanny»)[12]. В программе предлагается нечто близкое неустанной, хотя,

Идеи Маркса, Энгельса и последователей

Марксистская философия – это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико – материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени – достижение тождества объекта и субъекта – через преобразующую практическую деятельность человека. Познание – центральный процесс в диалектике Гегеля – в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.

Читать полностью »

Общая характеристика

Следом за В. И. Лениным, который первым дал глобальную характеристику марксизма как учения и доктрины («Три источника и три составных части марксизма»), историки науки выделяют в составе марксизма философскую (диалектический и исторический материализм), политэкономическую (экономико-теоретическую) и политическую составляющие. Последнюю в рамках своего учения Маркс выстроил, отталкиваясь от критического анализа идей утопического социализма (наиболее современных ему), развив это в направлении учения о переходе от капитализма к более прогрессивной формации, основанной на общественной собственности на средства производства (идеально мыслимая форма — коммунизм).

В рамках марксизма-ленинизма выделяются следующие три органически взаимосвязанные и взаимообусловленные части: философия (диалектический и исторический материализм), политическая экономия и научный коммунизм[1].

Утверждение, что марксизм оказал влияние не только на экономические, социологические, политологические, но и другие науки, отнюдь не является преувеличением, если вспомнить, что все ныне существующие отрасли научного (а в известной части и идеалистического) знания — лишь результат условного членения на «специализации» единого предмета изучения, который в не такие ещё далёкие времена охватывала одна наука — философия. Отсюда неудивительно, что благодаря глубине проработки собственно философской (в современном понимании науки) гносеологической основы, Маркс тем самым оказал опосредованное влияние и на дочерние и внучатые отрасли, «выросшие из философии».

Формулировка политической доктрины марксизма, развивавшаяся Марксом, а после его смерти и Энгельсом до конца XIX века, полностью адекватна состоянию производительных сил, производственных отношений, а также практике классовой борьбы той эпохи. Уже при жизни основоположников марксизма получили подтверждение тезисы о неизбежности социальной революции и о необходимости ведущей роли в ней пролетариата для достижения цели, стоящей перед эксплуатируемыми классами.

Сформулированные в полемике с социалистами-утопистами перспективные цели (уничтожение товарного производства и частной собственности как основы капиталистического общества с последующим переходом к построению коммунистического общества) задали достаточно верный ориентир в ходе практической реализации идей марксизма, к которой бывшая царская Россия, а затем другие страны Европы, Азии и Латинской Америки приступили после 1917 года. Верность учения Маркса подтвердилась в этих странах, в том числе, тем, что ускорение прогресса в этих странах, продвижение к всестороннему удовлетворению потребностей на социально справедливой основе было обеспечено за счёт развития общественной собственности на средства производства и ликвидации паразитических форм перераспределения материальных благ, порождённых частнокапиталистическим характером присвоения.

Деятельность Карла Маркса

В начале тысяча восемьсот сорок шестого года Маркс основал коммунистический корреспондентский комитет, пытаясь связать социалистов со всей Европы. Вдохновленные его идеями, социалисты в Англии провели конференцию и создали Коммунистическую лигу, а через год на заседании Центрального комитета в Лондоне организация попросила Маркса и Энгельса написать «Манифест Коммунистической партии».

работа карла маркса и энгельса над коммунистическим манифестом

«Манифест Коммунистической партии» был опубликован в сорок восьмом году, а вскоре после этого, в сорок девятом году, Карл был выслан из Бельгии. Он отправился во Францию в ожидании социалистической революции, но был также депортирован оттуда. Пруссия отказалась от его ренатурализации, поэтому немецкий мыслитель переехал в Лондон. Хотя Великобритания отказала ему в гражданстве, он оставался в Лондоне до самой смерти.

В Лондоне Маркс помог основать Немецкое общество работников образования, а также новую штаб-квартиру Коммунистической партии. Он продолжал работать журналистом, в том числе корреспондентом New York Daily Tribune с пятьдесят второго по шестьдесят второй год, но он никогда не зарабатывал прожиточный минимум и жил в основном за счет Энгельса.

Карл стал уделять все больше внимания капитализму и экономической теории, и в шестьдесят седьмом году он опубликовал первый том «Капитала». Остальная часть его жизни была потрачена на написание и пересмотр рукописей для дополнительных томов, которые он не закончил. Оставшиеся два тома были собраны и опубликованы Энгельсом посмертно.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Основателями марксизма являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). К их важнейшим работам относятся «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи», «Святое семейство», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Капитал», «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии». Марксизм оказал большое влияние как на отечественных, так и на западных мыслителей, он существенно расширил горизонт философской мысли, обратившись к проблемам труда, отчуждения, власти, идеологии, которые прежде не получили должного осмысления. Развитие идей философии марксизма в нашей стране связано с работами В.И.Ленина и Г.В. Плеханова.

В центре теории марксизма – концепция исторического развития, идея объективных социально-экономических закономерностей. В создании теории Маркс и Энгельс опирались на эмпирические факты и достижения общественных наук. Они считали, что законы развития общества объективны так же, как законы природы. Значение своих работ они видели в раскрытии социально-экономических закономерностей, знание которых позволит людям овладеть своей материальной и общественной жизнью. Осознанно управляя условиями своей жизни, люди станут свободными.

Основные идеи и принципы философии Карла Маркса

Идеология является центральной концепцией Маркса. Немецкий философ выделяет два уровня реальности для сознания индивидуума: инфраструктуру, которая означает реальный мир, материю, средства производства, и суперструктуру, обозначающую мир идей и иллюзий, в котором доминируют убеждения правящего класса и капиталистов.

философия карла маркса

По мнению Карла, буржуазное общество и идеология как таковые основаны на идеях буржуазного класса. Мир через сознание, живущего в таком обществе, — это мир фантазий, далекий от реальной жизни, полный идей, которые поддерживают буржуазный мир и угнетают рабочий класс.

Распространение марксизма в России

Глубокое изучение эволюции народовольческого движения, разделения интеллигенции на западников и славянофилов, позволит понять как шло развитие марксизма в России. По сути, марксизм был следующей ступенью, в развитии западников, их следовании в фарватере апостасийной идеологии.

Но ещё А. Дж. Тойнби отмечал, то западники и славянофилы, это лишь локальное противостояние иродиан и зилотов.

Тем не менее в конец XIX века, в России распространение марксизма началось с работ Струве и Плеханова. И хотя Струве в этом плане известен более Плеханова, но именно последний имел тесную переписку с Энгельсом, и неоднократно встречался с ним.

Марксизм Зибер.jpg

Но после глубокого переосмысления трудов Маркса и Энгельса, Плеханов был убеждён в том, что захват власти в России какой-либо одно партией, чреват для неё большой бедой.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Экономическое учение Маркса

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

Материалистическое понимание истории

Оно составляет, по выражению В.И.Ленина, краеугольный камень философии марксизма. Для классиков марксизма философия никогда не являлась занятием сугубо академическим: они хотели использовать её для того, чтобы лучше понять жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими идеалами. Поэтому необходимой и важной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи.

Читать полностью »

Причины распространения марксизма в России

Эпоха бурного развития капитализма в России, отставала от Европы на 30–40 лет. Но так как прогресс шёл с ускорением, то разрыв быстро сокращался. Однако, Маркс писал свой «Капитал», когда революционный дух витал в Европе: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Но для России это было неактуально. Держава была ещё более аграрной, нежели индустриальной.

марксизм состав населения.jpg

К моменту выхода 2 и 3 томов, которые доработал Энгельс, Россия уже вошла в стадию дикого и необузданного развития производств, наращивания капиталов. А вот в Европе, коммунистическо-революционные идей сменились реформизмом.

Именно в России, были налицо все неприглядные лики капитализма: детский труд, алкоголизм, проституция, барачно-казарменное проживание пролетариата. А главное – чудовищное расслоение доходов в обществе, которое нарастало ужасными темпами. Распространение марксизма и требовало подобного фундамента.

В Европе это было уже преодолено, и несколько завуалировано III веками апостасии. А в России, отступление от христианских норм проходило очень стремительно. Люди, вырвавшиеся из деревень, из традиционных обществ, попадали в «шестерни капиталистической мясорубки», и утратив религиозную парадигму сознания, заполняли её если не водкой, то прокламациями марксистов.

Но выглядело это довольно странно, ибо нельзя сказать, чтобы пролетариат голодал, вот для сравнения недельный набор продуктов для английского и русского рабочего.

марксизм продуктовая корзина.jpg

Возникновение рабочего движения в России, пришлось как раз на начало XX века, в момент наивысшего экономического бума. По оценкам экспертов, ряд экономика в Российской Империи, в начале XX века росла по 14–15% в год! Что по современным реалиям, является, вообще, фантастическими показателями.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения в марксизме

Маркс во многих работах жестко критикует капиталистический строй, он делает акцент в основном на его отрицательных сторонах. В «Философско-экономических рукописях» он пишет, что в современном ему капиталистическом обществе человек находится в состоянии отчуждения, в котором Маркс раскрывает несколько сторон: отчуждение от продуктов труда, от самой трудовой деятельности, от человеческой родовой сущности, от других людей. В таком обществе человек не имеет возможности получать удовлетворение от труда, который является принудительным, а не свободным; от общения, которое сводится к бессердечным товарно-денежным отношениям. Причиной отчуждения Маркс считает механизм капиталистического производства, основанного на буржуазной собственности, на эксплуатации одного класса другим, поэтому его нельзя преодолеть улучшением положения угнетенного класса. Чтобы преодолеть человеческое отчуждение, создать лучшее, справедливое общество, идеалом которого в марксизме выступает коммунистическое общество, необходимо уничтожить существующие общественные отношения.

Плюсы и минусы философии Карла Маркса

В пользу марксизма можно выдвинуть следующие факты:

  • Он направлен на создание системы истинного равенства.
  • Он защищает права профсоюзов.
  • Он исключает финансовые задолженности.

Среди минусов марксизма можно выделить следующие положения:

  • Он отменяет конфессии (что является негативным положением для религиозных людей).
  • Он устраняет понятие частной собственности.
  • Он лишает возможностей перспективных предпринимателей.

минусы философии карла маркса

Марксистские и постмарксистские школы и направления

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

Российский марксизм XIX — нач. XX вв.

  • Плеханов Г. В.
  • Ленин В. И.
  • Богданов А. А.
  • Троцкий Л. Д.
  • Мартов Ю. О.
  • Дан Ф. И.
  • Чхеидзе Н. С.
  • Аксельрод П. Б.
  • Федосеев Н. Е.

Российский марксизм XX в.

  • Выготский Л. С.
  • Лифшиц М. А.
  • Ильенков Э. В.

Российский марксизм XXI в.

  • Бузгалин А. В.
  • Колганов А. И.

Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

  • Кагарлицкий Б. Ю.
  • Тарасов А. Н.

Западный марксизм XIX — начале XX в.

  • Карл Каутский
  • Роза Люксембург
  • Рюле, Отто

Западный марксизм и неомарксизм XX в.

  • Дьёрдь Лукач — проблемы отчуждения, товарного фетишизма.
  • Луи Альтюссер — структуралистский марксизм.
  • Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.
  • Жан Бодрийяр — от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.
  • Карл Манхейм — разработка концепции идеологии.
  • Вильгельм Райх — фрейдо-марксизм, разработка идеи «Сексуальной революции».
  • Франкфуртская школа.
  • Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.
  • Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.
  • Эрнест Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.
  • Бертелл Оллман — отчуждение.
  • Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «новых левых».
  • Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.
  • Коркут Боратав — марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.

Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

  • Иштван Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.
  • Эрнесто Лаклау
  • Шанталь Муфф

Представители марксизма в России

За время своего эволюционирования в условиях российской действительности, марксизм был усвоен и понят по своим лекалам. Но среди представителей марксизма в русской философии, как это и ожидалось, обозначились именно западники (иродиане). И почему-то большинство из них, окончили свои дни, умерев не своей смертью:

Лейба Давидович Бронштейн
марксисты троцкий.jpg

Николай Александрович Бердяев
марксизм бердяев.jpg

Пётр Бернгардович Струве
марксизм струве.jpg

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин)
марксизм ленин сталин.jpg

В той или иной степени, каждый из них вносил свои поправки в марксизм, сообразуясь с личным взглядом на российские реалии. Но, в итоге победу одержала линии грузинского «теоретика», а всех несогласных с его мнением, ждала незавидная участь.

  • Анахорет, разве общество, идейную основу которого составил марксизм, было безнравственным?

    Ваш анализ принять не могу. Вы заведомо убеждены, что это зло, и не объективны. И не надо про Ленина- Сталина, народ в целом подхватил и принял новую жизнь, хоть это и было драматично, и не все сразу. Сложилась общность советских людей, чем она Вам не нравится ?

  • Ярославна, ну а вы попробуйте описать беспристрастно фашизм.
    Ну вот вы же будете описывать его как зло. Или начнёте лукавить сами с собой?
    Нет?
    А это потому, что вы получили серьёзный пласт информации по данному вопросу.
    А вся информация про коммунизм, про процессы его построения в СССР, у вас крайне тенденциозно выстроена. В ней вообще нет объективности.
    Или по вашему для достижения цели, все средства хороши?
    В исторически обозримом периоде развития человечества, ни разу не было государств воинствующего атеизма.
    Были отказавшиеся от Бога, ну например во время Французской революции, в конце 18-го века, но воинствующего не было атеизма.
    А тут такие страсти творили коммунисты.
    Но главное что и общество это поддержало в какой-то момент. Пошло на поводу, а потом его додавили.
    А почему?
    Да только почитайте святого Иоанна Кронштадского или святого Феофана затворника, что они пишут про духовное состояние России.
    Ну неужели в “Апрельских тезисах” у Ленина читать про духовное состояние народа? Ведь для Ленина и иже с ним, русский народ был средством, а не целью. Как и Россия в общем-то.

  • ну а вы попробуйте описать беспристрастно фашизм

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Постараюсь. Одна философская теория приводит к тому, что все равны. Другая – что не все равны. Что есть Избранные. Что есть зло?

    разве общество, идейную основу которого составил марксизм, было безнравственным?

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    на это так и не ответили ;)

    Или по вашему для достижения цели, все средства хороши?

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Есть цель, есть средства, есть философия… Во имя веры какой то там Карл вырезал за одну ночь 30- 40 тысяч гугенотов (1572 год, как раз в ту же эпоху злодей Иван Грозный за всё свое правление вряд ли набрал столько). Во имя веры убито куда больше, чем во время воинствующего атеизма.

    Ну неужели в “Апрельских тезисах” у Ленина читать про духовное состояние народа?

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Апрельские тезисы – это не философия, а как раз средство

    upload_2018-7-9_21-36-33.png

    Да только почитайте святого Иоанна Кронштадского или святого Феофана затворника

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Это никак не будет противоречить принятию мною основных постулатов марксистской философии. Это философия действия. И она развивается, она не категорична уже, как в те годы, когда она только зародилась. Всё развивается, просто сейчас мало кто отслеживает изменения.

    Вы сами рассматриваете вопрос не глубоко, не широко, применительно только к интересующей Вас стороне – отношению к религии. Но у марксизма масса сторон!

    Во первых, есть марксизм классический, а есть уже узкоприспособленный марксистско-ленинский, который во многом вульгаризировал учение Маркса. Сам Маркс говорил: я не марксист! Классическая философия существует над практикой! Ленинский марксизм главной темой сделал диктатуру пролетариата. Марксистскую философию употребили как основу идеологии. Конечно, она значительно обеднела при этом. Ленин великим философом себя вроде и не представлял, даже в СССР писали, что это философия Маркса-Энгельса, развитая В.И. Лениным – революционным практиком.

    Во вторых, учение Маркса дало новый взгляд на то, как развивается человеческое общество, потому что это общество оказалось в условиях ранее невозможных, не виданных! Технический прогресс в совокупности с расслоением, обнищанием. Это новаторство. Это то, что изучается во всем мире до сих пор.

    В третьих, о нравственности. Коммунизм придет не от этики, а от экономики. Маркс – материалист, не хуже, не лучше других, кто разделял эти взгляды. А нравственность не искра, а результат работы над собой, это в человеке обстоятельства его жизни – материальное – формируют представления о справедливости, об общем благе, о том, что хорошо и что плохо. Тут можно поспорить, и спорят об этом уже столетия. Но даже желание человека пойти помолиться можно поставить на материальный фундамент. Так что тема эта сейчас как раз очень интересная, куда глубже, чем Вы написали. Сейчас масса дискуссий по марксизму.

  • общество, идейную основу которого составил марксизм, было безнравственным

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Надо различать категории нравственности и духовности.
    Общество было нравственным, но не было духовным.

    развитая В.И. Лениным – революционным практиком.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Вот именно – практик.
    Всех служителей культа – растрелять
    Всех свободомыслящих – растрелять
    Интеллигенцию – выслать из страны (или расстрелять).

  • Надо различать категории нравственности и духовности.
    Общество было нравственным, но не было духовным.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    А может быть общество в целом духовным? И вообще, это повод для другой дискуссии. Духовность различают религиозную и светскую – то есть уже в определении заложено, что напрямую с верой в Бога это понятие может быть не связано. И что, в советской культуре, к примеру, не было людей, про которых говорили: духовный человек? И что, при царях верили все одинаково? Все были одинаково духовными?

    Вот именно – практик.
    Всех служителей культа – растрелять
    Всех свободомыслящих – растрелять
    Интеллигенцию – выслать из страны (или расстрелять).

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Ну, видимо, по марксизму больше нечего сказать? Ленин боролся за власть, что его не оправдывает, конечно, но в дальнейшем в советском государстве их скорее не трогали. Типа, хочешь жить во тьме – живи. Но это о священнослужителях. Насчет свободомыслия и проч. – это уже общие слова, к ситуации той эпохи не относящиеся. А к философии марксизма и подавно. Свободомыслие – это и есть, кстати, отказ от старых “скреп” :)

    А вот сегодняшнее общество – оно более нравственное, оно более духовное, чем советское?

  • Ленин боролся за власть, что его не оправдывает,

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Ленина прислали сюда как агента немецкой разведки, в опломбированном вагоне, чтобы по дороге не вскрывали. В рассекреченным немцами архивах (через 100 лет), есть все разговоры и торги с Лениным. За 7,5 миллионов он торговал Российскую Империю.
    Но как к власти пришёл, то аппетиты выросли до 30 млн.
    Это же признанный всеми факт, ну слишком наивно как-то избегать его.

  • Анахорет, как это всё к философии марксизма? Даже в ее идеологизированном советском воплощении? К Ленину вопросы – давайте тему про дедушку Ленина.

  • как это всё к философии марксизма? Даже в ее идеологизированном советском воплощении? К Ленину вопросы – давайте тему про дедушку Ленина.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    А вот она вся эта философия марксизма к чему свелась!
    Захватить Российскую Империю изнутри. Ведь это же немцы придумал эту философию. Ну Маркс и Энгельс и Феербах, да и вообще вся их философская мысль была направлена немецкими усилиями. Вот и получили результат.

  • А вот она вся эта философия марксизма к чему свелась!
    Захватить Российскую Империю изнутри. Ведь это же немцы придумал эту философию. Ну Маркс и Энгельс и Феербах, да и вообще вся их философская мысль была направлена немецкими усилиями. Вот и получили результат.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Фому Аквинского забыли :D, тоже виноват.

    да и вообще вся их философская мысль была направлена немецкими усилиями

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Анахорет, на серьезный разговор пока не похоже, хотя тема интересная. Слово философское вылетело как воробей – не поймаешь. Кто его подхватил, это слово? Вина ли это Маркса, что условия сложились у нас?

    Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Это Манифест Коммунистической партии, как помните, авторы – Маркс и Энгельс. Что тут о России? А заканчивается как, помните?

    Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир! Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    А что, неужели не увлекает? Почему приверженцы других философий не успокоили нищих, голодных, не запустили “социальные лифты” вовремя? Я уже писала свое мнение – тогдашняя элита предала Россию, предала царя, занялась интригами. Большевики подняли то, что плохо лежало – власть.

    — Добавлено 13 июл 2018

    Но для России это было неактуально.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    1848 год, Россия на сколько лет тогда отставала от Европы? :D а потом бац – и шаг в то, что Европа уже перетерла и приспособила к своей обыденности.

  • Страница 1 из 4 1 2 3 4 Вперёд >

    Социалистическое учение

    Маркс и Энгельс, основываясь на открытых ими закономерностях исторического развития, пытались обосновать необходимость революции. Они считали, что противоречия капиталистического общества будут только усугубляться в силу роста производительных сил. Угнетенный класс пролетариата, порожденный самим же капитализмом, будет расти, а его положение будет становиться все более невыносимым. Пролетариат должен будет осознать свое бедственное положение, объединиться и выступить против существующего порядка. Социалистическая революция будет направлена, прежде всего, на захват политической власти, в результате чего пролетариат станет господствующим классом и возникнет социалистическое государство. Власть позволит пролетариату принять меры по уничтожению частной собственности. В результате исчезнут классы, социальное неравенство, отпадет необходимость в политической власти, деньгах – на смену социалистическому государству придет коммунистическое общество. Оно представляется как ассоциация, в которой человек сможет свободно трудиться на благо общества, реализуя свои способности, вступать в солидарные отношения с другими людьми, получать удовлетворение от деятельности и общения.

    В своей теории Маркс и Энгельс абсолютизировали действие материальных сил в истории и недооценили значение духовных сил общественного бытия, не учли всю сложность и разнообразие материальных и духовных потребностей человека. Безусловно, материальные условия жизни влияют на сознание людей, но нельзя, разом изменив материальные отношения, изменить самих людей, сделать их свободными и счастливыми. Большие вопросы вызывает также идея социалистического устройства общества, которое на деле противоречит свободе человека, так как личный интерес в нем оказывается полностью подчинен общественному интересу. Практика общественного развития в двадцатом столетии показала нежизнеспособность социализма, неприемлемость социальной революции как средства решения проблем социальной справедливости.

    Маркс и Энгельс осознали многие недостатки капиталистического общества, стремились к преодолению унизительной эксплуатации человека человеком, к преодолению огромного социального неравенства, но единственный путь освобождения человека они увидели в радикальном разрушении существующего порядка, в революции. Русская интеллигенция восприняла эту идею как руководство к действию. Исторические последствия внедрения марксистских социальных идей в жизнь в настоящее время известны.

    Критика марксизма

    В постсоветское время — вразрез с тенденциями возрастания внимания к марксизму на Западе — на территории СССР и бывших социалистических стран Европы тенденциозно навязывается восприятие марксизма как якобы несостоятельного учения. Так Высшая школа экономики в своих требованиях к студентам настаивает:

    В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументированно показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той её части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс.

    — Высшая школа экономики. Требования к студентам

    Уровень научной «аргументированности» соответствующих доказательств примитивен, причем учёные не гнушаются манипуляциями и подменой тезисов, проецируя частные моменты на излишне генерализованные выводы.

    Тенденциозность и однобокость очевидна, например, когда марксизму фарисейски вменяется в вину «напрасная гибель миллионов людей во всём мире»[8][9], но при этом цинично умалчивается о десятках и сотнях миллионов людей, погибших по вине колониализма и империалистической политики центров мировой силы.

    Как общественность отнеслась к философии Карла Маркса?

    Демократические социалисты и социал-демократы критикуют и отвергают идею Карла о том, что социализм может быть достигнут только посредством классового конфликта и пролетарской революции. Многие анархисты отвергают необходимость переходного государственного этапа. Некоторые мыслители отвергли основы марксистской теории, такие как исторический материализм и трудовая теория стоимости, и стали критиковать капитализм и защищать социализм, используя другие аргументы.

    как общество отнеслось к марксизму

    Некоторые современные сторонники марксизма утверждают, что многие аспекты марксистской мысли жизнеспособны, но все же являются неполными или несколько устаревшими в отношении определенных устоев экономической, политической или социальной теории. Поэтому они объединяют некоторые марксистские концепции с идеями других теоретиков, таких как Макс Вебер, и одним из примеров является Франкфуртская школа.

    Марксистская философия довольно обнадеживающая из-за акцента на социальном и экономическом равенстве, но также можно заметить, что этой системой можно легко злоупотреблять. Карл Маркс видел эти проблемы и пытался их исправить, развивая собственные идеи до конца жизни.

    [Всего: 2   Средний:  3.5/5]

    Ленинский этап в развитии философии марксизма

    Как философ, Ленин уступает Плеханову, Богданову, Луначарскому и некоторым другим марксистам. Прежде всего потому, что его не интересовала философия как таковая, как способ познания мира. Он рассматривал её в качестве “служанки политики”: философия должна помочь партии большевиков завоевать политическую власть и построить социалистическое общество. Возможность такого утилитарного подхода к философии Ленин блестяще продемонстрировал в работе “Материализм и эмпириокритицизм” – главном своем философском труде.

    Читать полностью »

    Литература

    • Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих Собрание сочинений. Изд. 2. — М.: Изд. политической литературы, 1955—1981 (pdf)
    • Корш, Карл «Марксизм и философия» (1923)
    • Юрий Семёнов «Марксизм и псевдомарксизм» //глава монографии «Россия: что с ней случилось в XX веке»
    • Юрий Семёнов «Философия истории» // Современные тетради, 2003 ISBN 5-88289-208-2 (монография)
    • Перри Андерсон «Размышления о западном марксизме» (монография) — Москва, 1991.
    • Перри Андерсон «На путях исторического материализма»
    • Эрих Фромм «Марксова концепция человека» // Э. Фромм. Душа человека. — Москва: «Республика», 1992. — с. 375—414.
    • Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения — Москва: Алгоритм, Эксмо. — ISBN 5-699-13846-3 (Философский бестселлер)
    • S. D. Shenfield. VLADISLAV BUGERA: PORTRAIT OF A POST-MARXIST THINKER
    • Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. — Москва: НПЦ «Праксис», 2006. — ISBN 5-901606-08-6
    • Каутский, Карл Экономическое учение Карла Маркса 1886
    • Каутский, Карл К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») 1899 (djvu)
    • Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» Маркса.
    • Месарош, Иштван По ту сторону капитала: к теории переходного периода
    • Даниэль Герен Анархизм и марксизм
    • Лекции А. Б. Гофмана
    • Владимир Ленин Три источника и три составных части марксизма
    • Владимир Ленин. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т.26. — с. 43-81.

    Критика

    • Людвиг фон Мизес.Социализм. Экономический и социологический анализ. — Москва: «Catallaxy», 1994, — С. 416. — ISBN 5-86366-022-8 (русск.).
    • Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. — М., 1992.
    • Поппер, К. Нищета историзма. — Москва, 1993.
    • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — Москва: Наука, 1991.
    • Хайек Ф. А. Дорога к рабству.
    • Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма — Москва: Новости, 1992. — ISBN 5-7020-0445-0.
    • Бакунин М. А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989.
    • Черкезов В. Н. Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма. — Пб.-М.: Голос Труда, 1919
    • В. А. Бубнов «Антимарксизм» Санкт-Петербург. 2000 г. ISBN-5-88977-030-7 ЛР N 064064 от 5 мая 95 года

    Гуманистическое направление в западном марксизме

    Характерной чертой этого направления является внимание к экзистенциальной проблематике, которая, по мнению философов, имплицитно присутствует в ранних работах Маркса, но была, в процессе актуализации творчества классиков марксизма, заслонена другими проблемами. Прояснение экзистенциальной проблематики происходит или посредством более точного, “аутентичного” прочтения работ Маркса и Энгельса, или через синтез марксистских идей с немарксистскими.

    Читать полностью »

    Ссылки

    • Marxists Internet Archive
    • Статьи о марксизме в библиотеке журнала «Скепсис»
    • Первоисточники по марксизму на сайте «Марксист»

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Загрузка ...