1.docx
^
«New Atlantis» написана Бэконом в 1623—24 гг. Повесть не была окончена, однако готовый ее фрагмент вскоре же переводится «для пользы других народов» на латинский язык. По своему сюжету она следует довольно распространенной в XVI—XVII вв. схеме утопического произведения. Рассказ ведется от лица путешественника, побывавшего в неведомой стране и увидевшего там осугаоствление совершенных, с его точки зрения, общественных установлений. Так построены и «Утопия» Т. Мора и «Город солнца» Т. Кампанеллы, вышедший, кстати сказать, в том же 1623 г. Произведение Бэкона, принадлежа к иной, отнюдь не социалистической традиции, не содержит сколь-либо глубокой критики современной ему социальной действительности, что характерно для «Утопии» Мора, и не противопоставляет ей иных социально-политических идеалов. В жанре утопии Бэкон начинает развивать свою излюбленную тему о величии и благе научно-технического прогресса и, кажется, что вся повесть нужна ему для того, чтобы возвысить ученых и изложить свой проект все-государственной организации науки. Однако написана она довольно живо, читается с интересом и обладает несомненными чисто литературными достоинствами, чего нельзя сказать, например, о «Городе солнца».
Первое английское издание «New Atlantis», осуществленное
563
В. Раули в 1627 г., опубликовано в одном томе с «Sylva Sylvaruitt or a Natural History in ten centuries», которую издатели и систематизаторы бэконовского литературного наследия считают существенным фрагментом третьей части «Великого Восстановления Наук». Латинский вариант впервые появился в печати в 1638 г. в составе подготовленного Раули тома сочинений Бэкона «Fran-cisci Baconi… Operum Moralium et Civilium Tomus». Интересно, что в 1643 г. в Утрехте на латинском языке выходят вместе в одной книге две утопии-одногодки: «Новая Атлантида» Фр. Бэкона и «Город солнца» Т. Кампанеллы.
Несколько слов о ближайшей судьбе этого жанра в Англии. В период английской революции его использовали для изложения своих республиканских политических и конституционных идеалов Сэмюэль Гартлиб («Описание славного королевства Макарии», 1641) и Джеймс Гаррингтон («Океания», 1656). При этом Гартлиб прямо указывает, что образцами ему послужили сочинения Т. Мора и Фр. Бэкона. Из утопий, проникнутых нетерпимым религиозно-пуританским духом, отметим «Новую Солиму» Сэмюэля Готта (1648), произведение серое и бездарное, и содержащую нудные мистические рассуждения книгу Джона Сэдлера «Оль-бия — недавно открытый Новый остров» (1660). У Бэкона нашлись и непосредственные «продолжатели». Таковы две роялистские утопии времен реставрации: анонимная «Новая Атлантида, начатая лордом Веруламом, виконтом Сент-Албанс и продолженная эсквайром Р. X., в которой излагается программа монархического правления» (1660) и незаконченная работа Дж. Гленвилла (1676). Принадлежа к группе кэмбриджских платоников, Гленвилл пытался соединить их рационалистический мистицизм с бэконов-ским сциентизмом. В своем «Продолжении Новой Атлантиды» он описывает Бенсалем, потрясаемый революцией и религиозными распрями (Подробнее см.
А. Л. Нортон,
«Английская утопия», М., 1956).
На русском языке «New Atlantis» вышла отдельной небольшой книжкой: «Новая Атлантида, сочинение Франциска Бакона Аглинскаго Канцлера, перевод с французского», Москва, 1821. Анонимный автор этого довольно неплохого для того времени, хотя и не во всем точного, перевода в своем послесловии «Заключение из мыслей переводчика», в частности, писал: «Может быть, некоторые из читателей помыслят, что автор Новой Атлантиды не окончил своего повествования; но — он сказал все, что сказать хотел: представил обитающий в неизвестной земле народ, истинно христианский и по их вере, и по их правилам жизни; изобразил их нравы и их обыкновения, бросающия приметную тень на испорченную нравственность народов, почитающих себя образованными; дал понятие о знаменитом обществе Испытателей природы, касаясь слегка предметов, достойных внимания, желающих вникнуть в порядок естественных законов, намекая об открытиях, из которых большая
часть в его времена, когда физические науки едва только возникали, могли только в догадках быть предполагаемы» (указ, соч., стр. 183—184).
Следующее известное нам русское издание — «…Новая Атлантида. Перевод, введение и примечания проф. С. Я. Лурье», М. — Пг., «Былое», 1922. В настоящем томе «New Atlantis» печатается (в дополнение к произведениям Фр. Бэкона, указанным
564
во вступительной статье) в переводе с английского 3. Е. Александровой, опубликованном в академической серии «Литературные памятники».
Фрэнсис Бэкон,
«Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические». М., 1962. Примечания подготовил А. Л. Субботин.
1
Т. е. Тихни океан. Из последующего текста очевидно, что остров Бенсалем помещается в Тихом, а не ь Атлантическом океане, как по ошибке напечатано в моей вступительной статье к 1 тому наст. изд. В Атлантике находилась Атлантида Платона, хотя так могло называться в его времена все неизведанное водное пространство, лежащее к западу от Гибралтара. Т. Мор, описывая свой утопический остров, видит в нем небольшую часть большого материка Нового Света (т. е. незадолго перед тем открытой европейцами Америки). Бэкон же помещает Бенсалем в «совершенно не исследованную» часть Тихого (Южного) океана.” Когда Земля будет изучена, «утопия» перекочует в космос. —
489.
2
Так в древности называли Гибралтар. —
500.
3
От «Хан-Балык» («город хана») как он назывался в период монгольского владычества в Китае; позднее город был переименован в Пекин. —
500.
4
Так у Марко Поло именуется Ханчжоу. —
501.
5
Имеется в виду Платон. См. «Тимей», 24е—25d и «Критий» 108е—121Ь. Бэкон отождествляет платоновскую Атлантиду .(«великую Атлантиду») с Америкой, по-видимому локализуя ее в области Бразилии. Впервые связал Атлантиду Платона с Америкой Франциск Лопес де Гомара («Historia de las Indias», 1553), усмотревший сходство ее географического описания у Платона с топографией западной части Атлантики. —
501.
6
«Небесная лестница» (лат.). —
501. 1
Платон, «Тимей», 24е. —
501.
8
Т. Мор, «Утопия», кн. II (О рабах). —
512.
9
Ср. эту программу разделения труда исследователей Соломонова дома с теми этапами и аспектами методического истолкования природы (собирание фактов естественной и опытной истории, постановка плодоносных и светоносных опытов, составление таблиц открытия, извлечение общих законов и аксиом Я др.), о которых Бэкон пишет в «Новом Органоне» (напр, афор. X—XIII, XX кн. II и др.). —
522.
565
^
Новый Органон ……………… 5
Предисловие …………….. 7
Афоризмы об истолковании природы и царстве человека ………… ….. 12
Книга вторая
афоризмов об истолковании природы или
о царстве человека …………. 83
О мудрости древних ……………. 223
Посвящения . ……………. 225
Предисловие ……. ……… 228
I. Кассандра, или Откровенность ….. 233
II. Тифон, или Мятежник … …. 234
III. Киклопы, или Подручные террора . . . 236
IV. Нарцисс, или Себялюбие … …. 237
V. Стикс, или Союзы ….. …. 238
VI. Пан, или Природа ………. 239
VII. Персей, или Война . . …. . . 246
VIII. Эндимион, или Фаворит , . ….. 249
IX. Сестра гигантов, или Молва …… 250
X. Актеон и Пенфей, или Любопытный . . . 251
XI. Орфей, или Философия . … …. 252
XII. Уран, или Истоки . ……… 254
XIII. Протей, или Материя ……… 256
XIV. Мемнон, или Скороспелый . …. 258
XV. Титон, или Пресыщение …. . . 259
XVI. Жених Юноны, или Непристойность . . . 259
XVII. Купидон, или Атом ……… 260
XVIII. Диомед, или Фанатик ……… 263
XIX. Дедал, или Механик … …… 265
XX. Эрихтоний, или Обман . . ….. 267
XXI. Девкалион, или Возрождение …. . 268
XXII. Немезида, или Превратность вещей . . . 269
XXIII. Ахелой, или Битва ……… 271
XXIV. Дионис, или Страсть ……… 272
XXV. Аталапта, пли Выгода . . . . . 275
XXVI. Прометей, или Статус человека … . 276
XXVII. Полет Икара; Сцилла и Харибда, или Средний путь ………….. 286
580
XXVIII. Сфинкс, или Наука …….. 287
XXIX. Прозерпина, или Дух … . . . 290
XXX. Метида, или Совет . …….. 293
XXXI. Сирены, или Наслаждение …… 294
О началах и истоках …………… 297
Опыты или наставления нравственные и политические . . 347
Посвящения ……………. 349
I. Об истине …….. …. 352
II. О смерти …… ….. 354
III. О единой религии ……… 355
IV. О мести ……. ….. 359
V. О бедствиях …. . … 360
VI. О притворстве и лицемерии … . 361
VII. О родителях и детях …….. 364
VIII. О браке и безбрачии …… . 365
IX. О зависти . …… …… 367
X. О любви …… …… 371
XI. О высокой должности . . …. 372
XII. О бойкости . . ……… 375
XIII. О доброте и добродушии ….. 377
XIV. О знати …………. 379
XV. О смутах и мятежах … …. 380
XVI. О безбожии …………’ 386
XVII. О суеверии ….. …… 388
XVIII. О путешествиях . . . ……. 390
XIX. Об искусстве властвовать ….. 392
XX. О совете …………. 396
XXI. О промедлении …….. . – . 399
XXII. О хитрости …… . . .400
XXIII. О себялюбивой мудрости …… 403
XXIV. О новшествах ….. … 404
XXV. О распорядительности …….. 405
XXVI. О мнимой мудрости . ….. 407
XXVII. О дружбе …….. …. 408
XXVIII. О расходах …. … 415
XXIX. Об истинном величии королевств и республик …… ……. 416
XXX. О поддержании здоровья . . . · . · 424
XXXI. О подозрении ……… . 425
XXXII. О беседе ……. ….. 426
XXXIII. О колониях … … … 428
XXXIV. О богатстве . …… . · · 431
XXXV. О пророчествах ………. 434
XXXVI. О честолюбии … ……. 436
XXXVII. О масках и триумфах . ….. 438
XXXVIII. О человеческой природе ……. 440
XXXIX. О привычке и воспитании …… 441
XL. О счастье …… . …. 443
XLI. О ростовщичестве . …….· 445
XLII. О юности и старости … …. 448
XLIII. О красоте …………. *
50
XLIV. Об уродстве ……..····
451
581
XLV. О строениях ……… . . 452
XLVI. О садах ………….. 456
XLVII. О переговорах ………… 462
XLVIII. О приближенных и друзьях …… 464
XLIX. О просителях … . ….. 465
L. О занятиях науками ……… 467
LI. О партиях . . ……….. 468
LII. О манерах и приличиях …….. 470
LIII. О похвале ….. . …. 472
LIV. О тщеславии ………… 473
LV. О почестях и славе . …….. 475
LVI. О правосудии ………… 476
LVII. О гневе ….. ……. 480
LVIII. О превратностях вещей . ……. 482
Новая Атлантида …………….. 487
Примечания ……………… 527
Указатель имен ……………… 566
Предметный указатель …………… 569
Бэкон Ф.
Сочинения в двух томах. Т. 2. / Сост., общая ред. и вст. статья А. Л. Субботина. – М., «Мысль», 1972. – 582 с
582 с. (АН СССР. Ин-т философии, Философ, наследие).
Настоящий том включает наиболее известное произведение Ф. Бэкона «Новый Органон», в котором он дает критику схоластической логики и развернутое изложение своего индуктивного метода. Том содержит также трактаты «О мудрости древних», «О началах и истоках…», в которых выражено своеобразное отношение Бэкона к античной философской традиции и мифологии. И наконец, знаменитые «Опыты или наставления…» и утопию «Новая Атлантида».
1Ф
Б97
Скачать файл (443.9 kb.)
Фрэнсис Бэкон: детство и юность
Фрэнсис Бэкон — известный британский историк, политик, создатель основ эмпиризма. Это философ Нового времени, который выступал за научный подход в познании мира. Был против догм схоластов, противопоставляя им индуктивный метод и рациональный анализ.
Родители
Он родился 22 января 1561 г. в богатой аристократической семье. Николас Бэкон был лорд-канцлером, а его супруга Анна, была дочерью знаменитого гуманиста Энтони Кука. В семье было много детей. Но Фрэнсис предпочитал не шумные игры, а чтение книг в отцовской библиотеке.
Мать Фрэнсиса, Анна была пуританкой, имела отличное образование и в совершенстве владела пятью языками. Она была знакома с известными кальвинистами-теологами, не только проживающими в Британии, но и в других европейских государствах.
Анна имела обширную переписку, занималась переводом на английский язык различной богословской литературы.
Это была семья, которая относилась к так называемой «новой знати» и была предана Тюдорам. Родовая аристократия их просто ненавидела.
Анна воспитывала детей в тщательном соблюдении религиозных традиций, рассказывала им доступным языком о самых известных теологических доктринах. Сестра Анны — Милдред, была замужем за лордом-казначеем У. Сесилом.
О детстве Фрэнсиса известно лишь то, что он был болезненным ребенком и обучался дома. В семье много говорилось о политике и многочисленных коварных интригах при дворе. Здесь царило сочетание личных дел и проблем государства. Это не могло не отразиться на дальнейшей жизни Фрэнсиса.
Собеседник королевы
В двенадцатилетнем возрасте они вместе с братом Энтони поступили в колледж Кембриджа. Учеба продолжалась три года. Основные дисциплины преподавал д-р Джон Уитгифт, позже занявший пост архиепископа Кентерберийского.
Удивительные способности подростка и его аристократичные манеры часто ставили в пример другим ученикам. Королева Елизавета I несколько раз вела с ним беседу. Она была в восторге от его ума и рассудительности в столь юном возрасте.
После окончания колледжа, подросток на всю жизнь отвернулся от изучаемой там философии Аристотеля. Он считал, что она для научных споров, а не для жизни.
Поездка во Францию
В 1576 г. братья стали преподавателями в Грейс-Инне. Затем, по протекции отца, Фрэнсис отправился во Францию в свите британского посла Э. Паулета. Там он в свободное от своих обязанностей время, посетил некоторые ближайшие к столице города.
Франция в то время переживала политическую нестабильность. Это потрясло юного дипломата и стало пищей для дальнейших размышлений. Многие историки считают, что после этой поездки Бэкон написал «Заметки о состоянии Христианского мира», вошедшие в полное собрание его произведений.
Но издатель Дж. Спеддинг категорично утверждает, что эта работа написана одним из друзей Энтони.
Возвращение в Англию
В начале 1579 г. умер Николас Бэкон, и Фрэнсис вернулся домой. Отец отложил солидную сумму, чтобы купить сыну дом. Но, когда Фрэнсис приехал в Англию, то получил лишь 20% от этой суммы. Денег было мало он берет кредиты и долги будут преследовать его всю жизнь.
В 1579 г. он устраивается на работу юристом. Однако славу ему принесет не юридическое поприще, а карьера политика, философия и литературные труды, где он защищает научную революцию.
В молодости он некоторое время был страстно увлечен театром. Студенты написали пьесу и по ней поставили спектакль «Беды короля Артура», о невероятных подвигах бесстрашного короля. В 1594 г. прошла премьера другого спектакля «Деяния грейитов».
Бэкон был соавтором обеих этих пьес и всегда принимал участие в их постановках. В произведениях выражались идеи «покорения природы».
На следующий год Бэкон предпринимает некоторые шаги для карьерного роста. Он просит Уильяма Сесила походатайствовать о предоставлении ему должности при дворе. Королева благожелательно отнеслась к этой просьбе, но должность он так и не получил. Причина осталась неизвестной.
Позже королева неоднократно приглашала философа, он давал ей юридические консультации. Королева с большим удовольствием беседовала с ним. Но это не превращалось в материальное поощрение или продвижение по карьерной лестнице. В 1582 г. Фрэнсис был назначен младшим адвокатом.
Талант оратора
С 1581 г. на протяжении 33-х лет он заседал в Палате общин, затем избран в Палату лордов. В конце 1586 г. он выступил за наказание Марии Стюарт, королевы Шотландии, и был активным участником петиции суда над ней.
Все современники Бэкона признавали его незаурядный талант оратора. Его выступления производили неизгладимое впечатление на слушателей. Известный поэт Бен Джонсон писал: «Каждый, кто слушал его, сожалел лишь о том, что его выступление скоро закончится».
Во время дебатов Бэкон вступил в оппозицию сначала с Палатой лордов, затем и с двором. Он заявлял, что имеет право говорить согласно своей совести. Это привело его к немилости королевы.
Общая статистика
Длина текста | 82909 знаков |
Длина диалогов | 0 знаков |
Слов в произведении (СВП) | 12483 слов |
Приблизительно страниц | 47 стр. |
Средняя длина слова | 5.40 знаков |
Предложений в произведении (ПВП) | 570 предл. |
Средняя длина предложения (СДП) | 142.54 знаков |
Доля диалогов в тексте | 0.00 % |
Доля авторского текста | 100 % |
СДП диалогов | 0.00 знаков |
СДП авторского текста | 142.61 знаков |
Бэкон против силлогизмов
Бэкон как основоположник метафизического материализма явился в новое время также первым выдающимся критиком идеализма древнего мира и схоластической философии средневековья. Он критиковал Пифагора, а также Платона и особенно его позднейших последователей, которые, по его словам, смешивая божеское и человеческое, дошли до того, что стали основывать свою философию на книгах Священного писания. Особенно острую, непримиримую борьбу Бэкон вел со схоластикой как главным препятствием на пути изучения природы. Он говорил, что схоластика плодовита в словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме чертополоха споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее идеализме и соответственно в абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточении всей мыслительной деятельности человека на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что, пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного знания вещей и законов природы. Силлогизмы, говорил он, ввиду их оторванности от материальной действительности всегда содержат в себе возможность ошибочных заключений.
«…Силлогизм состоит из предложений, предложения из слов, а слова — это символы и знаки понятий. Поэтому, если понятия разума (которые составляют как бы душу слов и основу всего такого построения и деятельности) дурно и опрометчиво отвлечены от вещей, смутны и недостаточно определены и очерчены, короче, если они порочны во многих отношениях, то все рушится».
Автор книги: Фрэнсис Бэкон
Жанр: Европейская старинная литература, Классика
Возрастные ограничения:
+
16
Язык: русский
Язык оригинала: английский
Переводчик(и): Зинаида Евгеньевна Александрова
Издательство: ФТМ
Город издания:
Москва
Год издания: 2019
ISBN: 978-5-4467-3130-5 Размер:
1 Мб
- Просмотров: 191 |
сообщить о неприемлемом содержимом
Описание книги
«Новая Атлантида» – неоконченное утопическое произведение ученого и философа, основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона. Испанские путешественники случайно находят в Южном море живописный остров Бенсалем, население которого живет комфортно и счастливо благодаря достижениям научно-технического прогресса и благоразумному социальному устройству.
Последнее впечатление о книге
Правообладателям!
Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то
сообщите нам об этом
.
Популярные книги за неделю
-
Просмотров: 33585
Танатонавты
Бернар Вербер
Смерть. Точка невозврата, которая заставляет живущих ощущать растерянность и страх.…
-
Просмотров: 25107
Я такой как все
Олег Тиньков
Имя Олега Тинькова ассоциируется с успехом, нестандартными ходами в бизнесе и смелостью…
-
Просмотров: 20464
По любви. Грязный стиль
Василий Аккерман
Никто не пишет круче про секс и взаимоотношения мужчин и женщин, чем Василий Аккерман. Он…
-
Просмотров: 11915
Заповедник гоблинов
Клиффорд Саймак
В этой удивительной истории гоблины не те злобные прислужники темных сил, какими их…
-
Просмотров: 8965
Дом правительства. Сага о русской…
Юрий Слёзкин
Дом правительства, ныне более известный как Дом на набережной, был эпицентром реальной…
-
Просмотров: 8681
Невеста Темного Дракона
Ольга Пашнина
Кто для тебя эта девушка, Темный Дракон? Рабыня, гостья, подруга? Что для тебя значит ее…
-
Просмотров: 8369
На дороге
Джек Керуак
Из Нью-Йорка – в Сан-Франциско. Из Сан-Франциско – в Лос-Анджелес. Из Лос-Анджелеса – в…
-
Просмотров: 8226
Возрожденный Дракон
Роберт Джордан
Великая битва с ордами, явившимися из-за Аритского океана, увенчалась победой Ранда,…
-
Просмотров: 7992
Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский…
Дина Рубина
Жизни Надежды и Аристарха наконец-то страстно и мгновенно срослись в единое целое,…
-
Просмотров: 6993
Драконьи Авиалинии
Ольга Пашнина
Практика в «Драконьих Авиалиниях» – мечта любого студента академии. А для сироты из…
-
Просмотров: 6835
Ссудный день
Чак Паланик
Мы с ребятами тут покумекали и решили: будь что будет!Хватит уже гнуть спину на…
-
Просмотров: 6189
Хулиномика 3.0: хулиганская экономика.…
Алексей Марков
Идеальный учебник для тех, кто не любит учиться по скучным талмудам!Экономика – это…
-
Просмотров: 5712
Воспитывать, не повышая голоса. Как…
Натали Де Буагролье
Все мы, родители, безумно любим своих детей, но иногда они просто выводят нас из себя!…
-
Просмотров: 5539
Мэри Поппинс с Вишневой улицы
Памела Трэверс
Знаменитая сказочная повесть английской писательницы П. Л. Трэверс о необыкновенной няне…
-
Просмотров: 4932
Самый близкий враг
Кара Хантер
Редкий талант… Daily Mail Головокружительное, захватывающее чтение. Йан Рэнкин Совершенно…
-
Просмотров: 4851
Безупречная репутация. Том 2
Александра Маринина
Такого странного дела в практике Анастасии Каменской не было давно.Неизвестному писателю…
-
Просмотров: 4848
Иной мир. Часть вторая
Никита Шарипов
Никита оказался в безвыходной ситуации. Чтобы спасти свою жизнь и не лишиться свободы, он…
-
Просмотров: 4678
Сила в Мысли. Как исполнить заветное…
Елизавета Волкова
Елизавета Волкова – эксперт по исполнению желаний. Автор самого большого эзотерического…
-
Просмотров: 4373
Домовой
Олег Рой
О квартире номер двести двадцать два не зря шла дурная слава – ни один из владельцев не…
-
Просмотров: 4139
Спецназ Третьей Мировой. Русские козыри
Андрей Загорцев
Об Андрее Загорцеве можно сказать следующее. Во-первых, он – полковник спецназа.…
-
Просмотров: 4025
Мозговодство
Доктор Фил
Продуктивный человек прежде всего должен быть счастлив! Ведь невозможно хорошо выполнять…
-
Просмотров: 3804
Древний. Предыстория. Книга шестая.…
Сергей Тармашев
Триста пятьдесят тысяч лет назад отгремела Вторая Великая Асса, и у воинов и воительниц…
-
Просмотров: 3777
Моя прекрасная ошибка
Ви Киланд
Он заметил, что я смотрю в его сторону, и принял это за флирт. Но я заявила, что он…
-
Просмотров: 3775
Как Трисон стал полицейским, или…
Михаил Самарский
Лабрадор Трисон теперь не только поводырь. Он стал настоящим полицейским и каждую ночь…
. , . . . .

. ,
, , , , .
http://www.allbest.ru/
” “
” “
: ““
: ..
, 2014.
1.
2.
3. .
4. XVI-XVII .
– , – , , , . , , .
– . . , , , .
.
, , , , . , – . , , , , , , . , .
.
. , ” ” . , – , XVII . .
:
1. .
2. ” “.
3. . XVII .
4. . XVII .
1.
22 1561 – . – . – – VI, , , , .
1573 – . , , , , – , , , , , ” “. 1579 – . , .
. 1586 . . 1593 , . , . 1597 , , – , , 1 – ” “, , “2. 1605 ” , “.
, I . 1606 . , .
I: 1614 1621 . , . , .
1616 , 1617 – – . 1618 – , , , 1621 – -.
1621 , . , , . , – .
, – – . 1620 ” “, ” “.
1623 ” ” – ” “. XVII . – ” “. : ” “, ” “, ” “, ” “, ” “, ” “, ” VII” .
, , . 9 1626 .
2.
XVII . – , , . , , , – , , , , , . , , , – , – ; , . , – , . , – ( ) ( ).
(1561-1626). , , – , – – . . 1584 . 1617 , -, – I, ; -. 1961 , . , , . , , , , , , , ” “, ( ), , .
. ” “, . , . ” “(1605), ” “(1620), , . – “” .
XVII , , .
– , ” ” .
“” , – :
, . , , .
: ” , , . , , , , , “2
, , . , , . , , , .
: ” , , , “.
, , , . – . – .
, : ” – “
, : ” “2 , : , , , . . , , , ” , “. 3 , , ” “. . ” , “.
, , , , , . – “” “”. , , , . , , , , .
, . – , . , , . , ” “.
, , , .
. ” , – , . ” ” (, , , , ..), “” . , , , . – , . , , .. , , , , . , , , , – “”.2
– , . , , , . , , . . : ; , , , ;
, ; .
, : -, ” “, “”, , . , , , , , , , , , , . .
-, – “” – “” , “” “”, .1
“” , ” “2, , . ” , , . , , , , , , . , , . , : , , “3. ” ” – , , , . : ” , , , “.4
, .
“” ” “: ” , , , , “.1 “” , , , .
“”: essentia, resipsissima, natura naturans, fons emanationis, definitio vera, differentia vera, lex actus puri.2 ” , , , , , , . , . , , : -, , -, .3 , , , , , . , , , – , , ” , “. , .”4
– , , , , ; , . – . , – , . : ” , , . – “5
, . , . , – , , , – . . , , , , , . . , – . , , , . ” , , , , , “.1
, , . , ” ” . :
” I. , .
, , , . .
II. , , .
, , , , , “.2
, , , , , . , , , – .
. , ” , “. ” , “.1 , , , , , , . , , .2
, , , ” “.3
, ” . , “” , : ” , , “4. ” . , , . , , , , , , ; , , . , , “.
, , . ” , “. , , , , , , , – , . , – , . , , . , , . . , , , , . , , .
“” . ” , , , , , , , “” , .1
” – ” , “”. . ” … – . . – . ; “.1 – ” ” , , , – “.
” , , , – . – , , , , “.
3. .
. . , ” “, . , , 1620 . ” “. , “, “, ” “, ” VII”, ” ” ( ) .
, – . ” “, – , – ” , , , , , , , , , “.[1..568] : ” – “.
” “. ” ” . , , .
. – . , “” (, , ), . , . , . , , ” “. . ().
-, ” “. , , . , . () . , , , . , , . .
-, ” “, ” “. , , . . , , “” , “” “” .
-, . ” ” (“”). , , . “” , . , . , .
-, ” “. , . , . “” () .
, . , , . , , .
(“”) – , . , . :
– ” “;
– ” “;
– ” “.
” ” – ” “, . , . , , , ” “.
” ” – , , ( ). . ” ” , , . , , “”, ” “, , .
” “, , – . , – ” ” ” ” . ” “, , ( “”) , , “” , . , , , , ( , ) .
. , – , () (). , , . , , (). ” ” – , , .[3.c.488] . , “…, , , “, ” , “. – , ( ) .
. , . () : , . , , (, , , .). , . , . , .. . , .. , . , .
. . , , . ” , “, – . , , ); . , . ” ” . , . . . .
, , – . , . , – , . , – , – , ” , “.
, , , . – . . ” “, “” . , , .
– , , . , , . , : ” . , , . . , , , , . , “.
, . , , , , , , , , . – . , , – , , .
. 3- : , . ( ) – , , , . , , . , , , – , , . , , . , , .
, , . , , , , . ” “.
. , , , . : . – , , – , , , . , . . .
, , . , . , .
– , . , , . , , . (, ), , .
, , , ( ) , ( ).
” “, , ” ” ” “, .
, . . . : ” “-“, , , – . , “.
, , ” ” ” “. , – , “.
. , – , XVI-XVII .
. . , XIX .
– ” “, , . – , : , , , , . , , .
4. XVI–XVII .
. , – , XVI-XVII .
. . , XIX .
– ” “, , . – , : , , , , . , , .
, . – , , ” “, .
, , , , . , .
, XVII .
1. .., .. : . , . – .: , 1997.
2. . . . 1-2. – .: , 1977-1978
3. .. : . – .: -, 2003.
4. .. : . – .: , 2002
5. .. . – .: . – , 1997
6. .. : . – 2- ., . . – .: , 1999
7. . . – .: , 2000.
8. ., . : . – .: , 2003
9. .., .. : . , . – .: , 1998
10. .. . – .: , 1974
11. : . 2 . . 2. / .., – .., .. . – .: , 1989.
12. . . . 2-, . . . – , , .. . – .: – -, 1998.
13. VII. – .: , 1990
14. . . . .. . – .: , 1995
-
. . , (, , ). .
[32,0 K], 13.05.2009
-
, , . , . – . .
[78,9 K], 27.03.2011
-
. . , , . . , .
[24,0 K], 13.07.2013
-
– . . , .
[42,5 K], 14.10.2014
-
. . , . . . . .
[33,5 K], 16.05.2013
-
, . . , . .
[2,4 M], 03.07.2014
-
. . . , – . . ” “. XVII .
[29,1 K], 06.01.2012

- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона
Знаменитый английский мыслитель Фрэнсис Бэкон – один из первых крупных философов Нового времени, эпохи разума. Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. У Бэкона нет и помину о знании, как чистом и вдохновенном стремлении к высшей истине. Он презирал Аристотеля и религиозную схоластику за то, что они подходили к философскому познанию с такой точки зрения. В соответствии с духом новой, рационально-потребительской эпохи для Бэкона характерно прежде всего стремление к господству над природой. Отсюда и его известный афоризм знание – сила.
До того как целиком отдаться философии, Фрэнсис Бэкон был одним из виднейших чиновников английского королевского двора. Его общественная деятельность была отмечена крайней беспринципностью. Начав карьеру в парламенте как крайний оппозиционер, он вскоре превратился в верного лоялиста. Предав своего первоначального покровителя, Эссекса, Фрэнсис Бэкон стал лордом, членом тайного совета и хранителем государственной печати, но затем был уличён парламентом в крупных взятках. После скандального разбирательства его присудили к огромному штрафу в 40 тысяч фунтов и заключению в Тауэр. Король простил Бэкона, однако с политической карьерой ему всё же пришлось расстаться (подробнее – см. в статье Бэкон, Фрэнсис – краткая биография). В своих философских трудах Фрэнсис Бэкон провозглашал цель завоевания материального могущества с такой же беспощадной односторонностью и опасным пренебрежением к нравственным законам, с какими действовал в практической политике.

Портрет Фрэнсиса Бэкона. Художник Франс Пурбус Младший, 1617
Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. (Эта цель, впрочем, одушевляет всю эпоху Возрождения.) Род людской двигался вперёд благодаря научным открытиям и изобретениям.
Признавая гениальность многих древних философов, Бэкон утверждал, однако, что гений их ни к чему не послужил, так как был ложно направлен. Все они бескорыстно искали отвлечённые метафизические и моральные истины, не задумываясь о практических выгодах. Сам Бэкон думает, что «наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух.
«Новая Атлантида» Бэкона
Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь. Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову.
Новая Атлантида — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Новая Атлантида», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Бэкон Фрэнсис
Новая Атлантида
ФРЭНСИС БЭКОН
“НОВАЯ АТЛАНТИДА”
Мы отплыли из Перу (где пробыли целый год) в Южные моря, в направлении Китая и Японии, взяв с собою припасов на двенадцать месяцев. В течение пяти с лишним месяцев дули попутные, хотя и слабые, ветры с востока; но затем ветер переменился и много дней подряд дул с запада, так что мы почти не продвигались и порой подумывали о возвращении. Вслед за тем, однако, поднялся сильный ветер с юга и юго-запада, отнесший нас (несмотря на все наши усилия) к северу. К этому времени запасы наши истощились, хотя мы и расходовали их бережно. И вот, очутившись среди величайшей в мире водной пустыни, мы почли себя погибшими и стали готовиться к смерти. Однако мы все еще возносили сердца наши и мольбы ко Всевышнему, творящему чудеса на водах, моля, чтобы как при сотворении мира Он собрал воду воедино и явил сушу, так и теперь явил бы нам сушу и не дал погибнуть. И вот ввечеру следующего дня показалось с севера как бы густое облако, вселившее в нас некоторую надежду на землю; ибо мы знали, что эта часть Южного моря совершенно не исследована, и тут могли оказаться острова и материки, дотоле неизвестные. Поэтому направили мы наш корабль туда, где всю ночь виднелось это подобие земли, а на рассвете ясно увидели, что это и была земля – плоская на вид и весьма лесистая, отчего казалась темнее. Спустя полтора часа вошли мы в удобную бухту, служившую гаванью красивому городу, не слишком большому, но отлично построенному и с моря выглядевшему весьма живописно. Считая каждую минуту промедлением, подошли мы к берегу и уже готовились высадиться. Но тут мы увидели, что несколько человек с жезлами в руках запрещают нам это не криками или угрозами, но предостерегающими знаками. Будучи немало огорчены, мы стали совещаться, как поступить.
Тем временем направилась к нам небольшая лодка, вмещавшая человек восемь; один из них держал жезл из желтого тростника, окрашенный на концах в синий цвет; он взошел к нам на корабль, не обнаруживая ни малейшего недоверия. Увидев, что один из нас выступил несколько вперед, он вынул небольшой свиток пергамента (более желтого, чем наш, и блестящего, но весьма мягкого и гибкого) и вручил его стоявшему впереди. Там начертаны были – на древнееврейском, древнегреческом, на хорошей латыни и на испанском – следующие строки: “Пусть никто из вас не сходит с корабля. И будьте готовы покинуть эти берега не позднее как через шестнадцать дней, если только срок этот не будет вам продлен. А пока, если нуждаетесь в пресной воде, или съестных припасах, или в лечебной помощи вашим больным, или же корабль ваш имеет повреждения, – напишите, что вам надобно, и долг милосердия будет нами исполнен”.
Свиток скреплен был печатью, изображавшей крыла серафимов, но не простертые, а опущенные книзу; а подле них крест. Вручив нам свиток, чиновник удалился, оставив слугу, которому должны мы были передать наш ответ. Посовещавшись между собою, мы все же пребывали в большом смущении. Запрещение высадиться и приказ вскорости отплыть весьма нас огорчали. Вместе с тем открытие, что народ здешний сведущ в наших языках и полон человеколюбия, немало нас ободрило. Но всего более порадовал нас знак креста на свитке, как верный предвестник доброго. Ответ наш был составлен на испанском языке: “Что до корабля, то он в исправности, ибо в пути мы испытали безветрие и противный ветер, но не бури. Что до больных, то их у нас много – и очень тяжелых; так что запрещение высадиться угрожает им смертью”. Прочие наши нужды мы отметили особо, добавив, что “имеем с собой кое-какие товары, которые, если угодно будет вступить с нами в сделку, могли бы покрыть наши расходы”.
Слуге мы предложили некоторое вознаграждение в виде пистолей, а для чиновника кусок алого бархата. Слуга, однако, не взял даров, едва на них взглянул и отплыл в другой лодке, которая была за ним послана. Спустя примерно три часа после того, как отправлен был наш ответ, явилось к нам некое, по-видимому, важное лицо. На нем было облачение с широкими рукавами, из некой ткани, напоминавшей камлот, превосходной лазурной окраски и более глянцевитой, чем наша; нижнее платье его было зеленым; таков же был и его головной убор в виде чалмы, искусно сделанный – но размером поменьше, чем носят турки, – из-под которого спускались локонами его волосы. Вид у него был весьма почтенный. Доставившая его лодка была украшена позолотой; в ней находилось еще четыре человека. За этой лодкой следовала другая, в которой помещалось человек около двадцати.
Читать дальше
Понравилась книга?
Вы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?ДА, ХОЧУ
«Новая Атлантида» Бэкона
Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.
Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.
Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.
Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.
Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой. Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге.
Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.
Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.
Представления Бэкона о материи и движении
Являясь родоначальником метафизического, механистического материализма, сам Бэкон в понимании материи не был типичным механистом. В истолковании Бэкона она выступает как нечто качественно многогранное, обладает различными формами движения, переливает всеми цветами радуги. Характеризуя материю как вечную основу и первопричину всего сущего, Бэкон учил, что она состоит из многих неподвижных «форм», или законов, являющихся источниками и причинами различных движущихся «натур» — простейших качеств: тяжести, теплоты, желтизны и т. п. Из разных сочетаний этих «натур», полагал Бэкон, образуются все разнообразные вещи природы. Исторический интерес представляют высказывания Бэкона о постоянстве количества материи.
«…«Из ничего,— утверждает Бэкон,— ничего не происходит» и «Ничто не уничтожается». Все количество материи или ее сумма остается постоянной и не увеличивается и не уменьшается».
Бэкон отрицательно говорил о воззрениях древних философов-атомистов о строении материи и о существовании пустоты. Пространство он считал объективным и говорил о нем как о месте, постоянно занимаемом частями материи. О времени он рассуждал как об объективной мере скорости движения материальных тел.
Свое учение о разнородности материи Бэкон подкреплял своей характеристикой движения как вечного прирожденного состояния материи, имеющего многообразные формы. При этом Бэкон признавал вечность материи и движения как само собой разумеющийся, не нуждающийся в обосновании факт.
Однако, в целом диалектически поставив вопрос о материи и движении, Бэкон в своих попытках конкретизировать его выступил как метафизик. Ему была чужда идея развития. Признав качественное многообразие материи, Бэкон в то же время заявил, что количество «форм» (законов) и простых «натур» (качеств) конечно, а конкретные вещи могут быть разложены на простые «натуры» и без остатка сведены к ним. Как метафизик Бэкон выступил и в своем учении о видах движения. Все многообразие форм движения в природе он ограничивал девятнадцатью видами, относя сюда сопротивление, инерцию, колебание и тому подобные, в ряде случаев наивно представляемые им, виды движения. При этом процесс движения материи Бэкон фактически характеризовал как круговой процесс постоянного воспроизведения этих девятнадцати видов движения. И все же признание Бэконом качественного многообразия материи и различных видов ее движения говорит о том, что он еще не стоял на позициях крайнего механицизма.
Бэкон «Великое восстановление наук» – кратко
Все главные книги Фрэнсиса Бэкона объединяются в одно гигантское произведение под названием «Великое восстановление наук» (или «Великое возрождение наук»). Автор ставит в нём перед собой три задачи: 1) обзор всех наук (с установлением и специальной роли философии), 2) развитие нового метода естествознания и, 3) его применение к единичному исследованию.
Решению первой задачи посвящены сочинения Бэкона «О преуспеянии знания» и «О достоинстве и приумножении наук». Книга «О достоинстве и приумножении наук» составляет первую часть «Великого восстановления». Бэкон даёт в ней обзор человеческих знаний (globus intellectualis). По трем основным способностям души (памяти, воображению и рассудку) он разделяет все науки на три ветви: «историю» (опытные знания вообще, гуманитарные и естественные), поэзию и философию.
Философия имеет три объекта: Бога, человека и природу. Однако познание Бога, по Фрэнсису Бэкону, недоступно человеческому уму и должно черпаться только из откровения. Науки, изучающие человека и природу – антропология и физика. Опытную физику Бэкон считает «матерью всех наук». Метафизику (учение о первоначальных причинах вещей) он в число наук включает, но склонен смотреть на неё как на излишнее умозрение.

Памятник Фрэнсису Бэкону в Лондоне
Источник фото. Автор – Mike Quinn
Вторую часть «Великого восстановления наук» составляет «Новый Органон», где Бэкон излагает свой новый научный метод. Он предполагал написать ещё четыре части «Великого восстановления», но не успел этого сделать. В третьей части Бэкон собирался изложить «Естественную и опытную историю». Четвёртая часть должна была носить название «Лестницы разума». В ней философ собирался показать причины и следствия фактов и явлений, собранных в третьей части, с целью подготовки к более совершенным открытиям. В пятой части «Великого восстановления наук» («О предварительных посылках философии») Бэкон думал собрать самые распространенные и доказанные общефилософские мнения, а в шестой («Второй философии») – выводы из этих мнений, сделанные индуктивными приемами.
Части речи
Определенных частей речи (ОЧР) | 12410 слов |
Не определенных частей речи (НОЧР) | 73 слов |
Часть речи | Кол-во (шт.) | % в тексте (ОЧР – 100%) |
Существительное | 3322 | 26.769 |
Глагол | 1197 | 15.214 |
Местоимение-существительное | 1197 | 9.645 |
Предлог | 1133 | 10.862 |
Союз | 1419 | 11 |
Прилагательное | 1133 | 9.130 |
Наречие | 613 | 4.940 |
Местоимение-прилагательное | 777 | 6.261 |
Частица | 362 | 2.917 |
Местоименное наречие | 210 | 1.692 |
Числительное | 116 | 0.935 |
Числительное-прилагательное | 23 | 0.185 |
Междометие | 1 | 0.008 |
Часть композита – сложного слова | 1 | 0.008 |
«Новый органон» Бэкона – кратко
Второй частью «Великого возрождения наук» является работа «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. В аристотелевском учении логика выполняла роль главного метода. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.
Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. Ценность опыта признавалась уже в античности. В Средние века на неё обращали внимание Альберт Великий, а также земляк и однофамилец Фрэнсиса Бэкона, философ Роджер Бэкон. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти как заранее обдуманный процесс. Главную цель своей философии он и видит в том, чтобы сформулировать правильный метод изобретений. Без такого метода, считает Бэкон, будут действовать втуне даже сильные умы. «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге; даже более, – чем быстрее бежит рысак, раз сбившийся с пути, тем дальше оставит его за собой калека».
«Идолы» Френсиса Бэкона
Утверждая материальность мира, считая природу первичной, а сознание вторичным, Бэкон непоколебимо отстаивал познаваемость природы. Он первый из философов нового времени подверг критике идеалистов древнего мира и средних веков, провозглашавших невозможность познания законов природы. Идеалисты, в частности последователи школы Платона, говорил Бэкон, стремятся внушить людям, что их учения о природе — самые совершенные и законченные. Они считают, будто то, о чем не говорится в их учениях, является в природе непознаваемым.
«Создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. И то, что недостижимо для их науки, то они на основании той же науки объявляют невозможным и в самой природе».
Бэкон отмечал, что подобные порочные в своей основе теории о невозможности познания природы вселяют неверие в силы людей, подрывают их стремление к деятельности и наносят тем самым ущерб развитию наук и делу подчинения природы власти человека. Он указывал, что вопрос о познаваемости природы решается не спорами, а опытом. Успехи опыта людей опровергают доводы сторонников теории непознаваемости природы.
Природа познаваема, но на пути ее познания, учил Бэкон, лежит множество препятствий. Главным из этих препятствий он считал засоренность сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон называл четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться, а именно: идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которыми отличается весь человеческий род, и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств, результатом того, что люди, видя в своих чувствах меру вещей, примешивают к их природе свою собственную, создавая, таким образом, ложные представления о вещах. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо, учил Бэкон, мерить свои чувства вещами, сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающей природы и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей,— индивидуальные ошибочные представления. У каждого человека, учил он, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, накладывающий печать на его суждения о вещах и явлениях действительности. Идолы пещеры, неправильные представления того или иного отдельного человека о мире, по мнению Бэкона, зависят от его прирожденных свойств, от воспитания и образования, от авторитетов, которым он слепо поклоняется, и т.п.
К идолам рынка Бэкон относил ложные представления людей, возникающие из-за неверного употребления слов, в частности, распространенным на рынках и площадях. Люди, указывал он, в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, а это ведет к пустым, бесплодным спорам из-за слов, что, в конечном счете, отвлекает людей от изучения вещей природы, затрудняет их правильное понимание.
В категорию идолов театра Бэкон включал ложные представления о мире, некритически заимствованными из разных философских учений. Он называл подобные представления идолами театра, указывая, что их столько было в истории философии, столько написано и сыграно комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры.
Бэкон через учение об идолах пытался очистить мировоззрение людей от пережитков идеализма и схоластики и тем самым создать одно из важнейших условий для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.
Похожие книги на «Новая Атлантида»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Новая Атлантида» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Обсуждение, отзывы о книге «Новая Атлантида» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Фрэнсис Бэкон: философия
Силу научной мысли философ считал очевидной, что и выразил в афоризме «Знание — сила». Философ написал несколько религиозных сочинений и перевел десятки псалмов на родной язык. Понятное объяснение в этом видео
В 1580-х годах им было написано эссе «Величайшее порождение времени», наметившее план масштабной реформы науки. В этом труде был описан индуктивный метод познания.
Не пропустите видео! Здесь дополнительная информация по теме «Фрэнсис Бэкон: биография и философия»
😉 Поделитесь статьей «Фрэнсис Бэкон: биография, философия, факты и видео» с друзьями в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку новых статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.
Понравилась статья? Поделись с другом

МирТесен
Опытное познание природы
Говоря о познаваемости мира, Бэкон называл познание важнейшим фактором увеличения господства человека над природой. Подчинять себе природу, указывал он, люди могут, только подчиняясь ей, т.е. зная ее законы и руководствуясь ими в своей деятельности. Степень власти человека над природой, по Бэкону, находится в прямой зависимости от степени знания им законов природы. Исходя из того, что, только познавая природу, человек может заставить ее служить своим целям, Бэкон ценил философию и науку только из-за их практического значения и потому, что они обеспечивают человеку возможность успешного воздействия на окружающую природу.
Бэкон был представителем материалистического эмпиризма в теории познания. Источник знаний о природе и их истинность он искал в опытном пути. Познание, по Бэкону, является не чем иным, как изображением внешней картины мира в человеческом сознании. Оно начинается с чувственных показаний, с восприятий внешнего мира. Но последние нуждаются, в свою очередь, в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Как бы ни были точны показания органов чувств о вещах и явлениях природы, всегда необходимо иметь в виду, отмечал Бэкон, что данные опыта по своей полноте и точности намного превосходят непосредственные показания чувств. Подчеркивая роль опыта в познании, Бэкон указывал, что судить о самих вещах и явлениях природы необходимо лишь на основании данных опыта.
«…Непосредственному восприятию чувства самому по себе,— писал он,— мы не придаем много значения, но приводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете».
В теоретическом обосновании экспериментального пути познания природы и в освобождении наук от пережитков схоластики Бэкон видел основное назначение своей философии. Бэкон — эмпирик в теории познания, но эмпирик мыслящий. Он полагал, что познание не может и не должно ограничиваться непосредственными чувственными данными, простым их описанием. Задача познания состоит в раскрытии законов природы, внутренних причинных связей вещей и явлений, а этого можно достигнуть только путем обработки непосредственных показаний органов чувств и данных опыта разумом, теоретическим мышлением.
Подчеркивая единство чувственного и рационального моментов в познании, Бэкон был не согласен как с узкими эмпириками, недооценивающих роль разума, теоретического мышления, движущихся ощупью в познании, так и в особенности рационалистов, игнорирующих роль чувственных показаний и данных опыта и считающих разум человека источником знаний и критерием их истинности.
«Эмпирики подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».
В единстве опыта и умозрения, в правильном сочетании показаний органов чувств и теоретического мышления Бэкон видел залог прогресса знаний и увеличения власти человека над природой.
Эмпирический метод научного познания Бэкона – кратко
«Критические», «отрицательные» рассуждения об идолах Фрэнсис Бэкон дополняет «положительным» изложением собственного метода научного познания. В основу его он кладёт систематический эксперимент. Случайного опыта Бэкон в процессе познания призывает избегать, ибо его обобщения могут приводить к частным, применимым не во всех случаях, а иногда и к совершенно ложным результатам.
Выводы ведомых по обдуманной, методической системе экспериментов следует обобщать при помощи индукции – то есть, умозаключениями от частного к общему, а не наоборот, не следуя путём дедукции от общего к частному, как часто делает телеологическая философия. Чтобы познать индуктивным путем «причины» того или иного явления, наука, по Бэкону, должна пользоваться «перечислением»и «исключением» опытных данных. Нужно сопоставлять эмпирические факты в поисках таких, где исследуемое свойство или явление присутствует и где оно отсутствует, рассматривать и степени его проявления в разных случаях.
При использовании индуктивного метода Бэкон советует быть крайне осторожным – обобщать эмпирические данные с большой постепенностью, переходить от единичных фактов сначала к научным положениям небольшой общности, а уже от них – к все более высоким. В научном познании нужно следовать путем непрерывного и постепенного восхождения. Следует опасаться опрометчивых обобщений, которые весьма свойственны людской психологии и приводят к бесчисленным ошибкам. Человеческому духу, говорит Бэкон в этой связи, не только не следует придавать крылья, но, наоборот, подвешивать свинец.
Оценки философии Бэкона
Авторы атеистического толка восхваляют философию Бэкона как провозвестницу современного научного века, которая «установила руководящие начала для экспериментальных исследований даже прежде, чем такие исследования стали производиться».
Однако многие приверженцы идеалистических доктрин утверждают, что почти всё учение Бэкона сводится к банальным советам и звонким афоризмам полупримитивного смысла, «провозвестить» которые было совсем не трудно. Есть мнение, что в философии он являлся таким же шарлатаном, как и в политике. Бэкон широко прибегал к плагиату. Знаменитое «учение об идолах» он почти целиком заимствовал у своего средневекового однофамильца, Роджера Бэкона, который тоже пропагандировал в своем «Opus majus» научный опыт – и распределил причины его ошибок на четыре категории: авторитет, привычка, предрассудок и фальшивое знание. Фрэнсис Бэкон в своей философии повторяет те же мысли едва ли не слово в слово.
Не без основания указывают и на то, что собственные «научные эксперименты» Бэкона были почти совершенно бесплодными. В течение своей жизни он издал множество учёных произведений («Описание интеллектуального мира», «Система неба», «О принципах и началах», «Историю Генриха VII», «История ветров», «История жизни и смерти», «История сгущения и разрежения», «Введение в историю тяжести и легкости», «Введение в историю симпатии и антипатии вещей» и «Введение в историю серы, ртути и соли»). Тогда они славились по всей Европе, но сейчас признаны ничтожными по исследовательской ценности.
Фрэнсиса Бэкона критикуют и за односторонний упор на индукцию, которая в науке очень важна, но вряд ли может многое дать сама по себе, без разумного соединения с дедукцией. Значение же математики Бэкон совершенно проглядел – он смехотворно уверял, что даже математические доказательства без санкции опыта не порождают полного и твердого убеждения.
Бэкон был горячим сторонником атомистической теории. Однако он приписывал атомам способность восприятия и психической жизни, объясняя именно этим их взаимное притяжение и отталкивание.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.