Конфуцианство — древнее философское учение Китая

Кратко о конфуцианстве

Конфуцианство в Китае называют Жу, или школа ученых. Имя Конфуция как создателя учения не указывается, ибо он желал «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Основоположник учения

Фото 2Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.

Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия.

На этом ответственном посту он много сделал для блага государства, но из-за происков завистников вынужден был покинуть родные края. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение. Умер великий учитель в 479 году до н. э., предсказав свою смерть ученикам.

Своеобразие

Фото 3Своеобразие учения состоит в том, что ничего нового Конфуций не внес. В поисках истины обратившись к древним ценностям, он преобразовал их в свод правил, вывел кодекс поведения, регламентирующий жизнь человека, расставляющий все на свои места.

Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.

Государство сравнивается у Конфуция с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на общественные обязанности. Принцип сыновьей почтительности (Сяо) – основополагающая добродетель у Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к старшим по возрасту и по должности, почитание существующих порядков в государстве.

Конфуцианство выступает за неизменность существующего порядка, что выражается в закреплении за человеком его положения в обществе. Поведение людей должно соответствовать занимаемому месту: «государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Основные принципы

Основные принципы конфуцианства:

Фото 4

  • человеколюбие;
  • гуманность;
  • благородство мышления.

Любовь к ближнему по Конфуцию – это умение быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, способность внушить доверие к себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».

Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.

О благородстве Конфуций говорил: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде»:

  • учение описывает образец идеального человека, стать которым должен стремиться каждый член общества. Цель такого человека – полная гармония в отношениях с людьми, в своих поступках он должен руководствоваться чувством долга, соблюдать обряды, следовать традициям древности;
  • обрядность и церемониальность – непременное условие конфуцианства. Приверженность древним обрядам помогала принять незыблемость существующего порядка, утвержденные церемонии облегчали жизнь в сложные периоды. Общность традиций объединяла людей определенных групп. Чем более высокое место занимал человек в обществе, тем большее количество церемоний ему приходилось выполнять;
  • чтобы приносить пользу обществу, нужно быть образованным. Стремление к познанию – одна из добродетелей учения Конфуция. Распространению конфуцианства способствовал тот факт, что его приверженцы стремились заниматься воспитанием, распространяли знания. Грамотный человек должен был знать иероглифы, разбираться в канонах древности и уметь писать сочинения. Образованность приносила и практические плоды: после успешной сдачи сложнейших экзаменов можно было рассчитывать на хорошую должность.

Цель жизни по Конфуцию

Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы отдельной личности не принимались во внимание.

Справедливость И

Конфуций учил, что внутреннее знание человека должно отвечать его внешней форме.

Учение Конфуция кратко

slide2-6.jpg

Сегодня, конфуцианство, известно во всем мире. Его очень часто, ассоциируют с религией, хотя, сам Учитель, в своем учении, о религии не говорит. В его основе, лежат основы морали, воспитание человека, отношение к другим людям, гармония человека и общества. Особое место занимает жизнь народа в великом государстве, отношения между начальником и подчиненным. Даже в наше время, китайцы, стараются соблюдать золотые правила учения Конфуция. 

Основа построения человеческих отношений

Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.

Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.

Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».

Основные идеи Конфуция

slide-8-4.jpg

Государство — это семья, объединяющая целый народ, где женщины подчиняются мужчинам, подчиненные начальникам, дети — родителям. Правитель, во главе государства — непререкаемый авторитет, которому должен подчиняться весь народ беспрекословно. Нельзя людям объяснить почему, их можно только заставить. В своих идеях, Конфуций употребляет слова — Благородный муж и Низкий человек. Благородный муж — это любой человек, не зависимо от того, мужчина это или женщина, богатый человек или бедный. Мысли Благородного мужа похожи на ветер, а низкого человека — на колышущуюся траву.

Благородный муж:

  • Живет с окружающими людьми, в согласии, беспристрастен.
  • Переносит стойко беды и напасти, несет в душе безмятежность.
  • Учит других находить в себе доброе.

Низкий человек:

  • Ищет и находит только подобных себе.
  • Любит сорить и устраивать конфликты между людьми.
  • Ищет в человеке дурное, в душе всегда озабочен.

Как появилось учение

Мудрец жил в период Чунь Цю. Это были смутные времена для древнего Китая, когда в стране возник кризис в политике и отношениях между людьми, правитель стремительно терял власть, и за неё шла жестокая борьба, а страна фактически распадалась.

Аристократы утратили былую власть. Многие из них были вынуждены обратиться к преподавательской деятельности, чтобы заработать на пропитание. Одним из них и был Конфуций.

в период чуньцю

Жизненный путь Конфуция

Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.

Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.

Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.

Огромная популярность его школы объяснялась тем, что педагогическая доктрина Конфуция была построена на справедливом принципе равноправия для всех без исключения его учеников – обучение вне какой-либо зависимости от происхождения учащегося за очень символическую плату, «связку сушёного мяса».

Сам Учитель подчёркнуто идентифицировал своё учение с мудростью древних «святых-совершенномудрых» (шэн) – в частности, императоров Яо и Шунь, выраженной в «Шу цзине» («Книга истории») и «Ши цзине» («Книга песен»).

А в 50 лет он попытался сделать карьеру «государева человека» в китайском царстве Лу. Однако, будучи, несомненно, добродетельным и умным, но бесхитростным, из-за дворцовых интриг Конфуций был вынужден бежать и 13 лет скитаться по соседним китайским царствам.

Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.

Доверие Синь

Второе название учения Искренность. Оно гласит: поступки нельзя совершать просто так. Дав слово, его нужно исполнить, а сделав ошибку — исправить её.

Человеческие эмоции (радость, слёзы, стыд) скрывать не нужно, это показатели внутреннего состояния.

Философия Конфуция кратко

Философия великого мудреца, проста и поэтому очень популярна, не только в Китае. В ее основе лежит гармонизация общества. Образованность каждого человека — необходимое условие  для развития любого государства. Честное и искреннее отношение ко всем людям, это в том числе, касается правителей государства. Тогда в народе не будет недовольства и можно избежать революций и переворотов. В человека, изначально, природой, было заложено доброе начало, а страсти, разрушают его. Человек должен бороться со своими страстями и быть нравственным. Человек не должен искать своей выгоды в окружающем мире, а выполнять свой долг перед государством. Почитать традиции и нести их в будущее. Правильное воспитание человека — самое главное, все остальное, вторично.

Мудрость Чжи

Человек должен учиться и воплощать свои знания в жизнь (реализовать на практике).

Только размышлять плохо — но и действовать «без головы» тоже. Мудрый человек постоянно размышляет и учится, но не складирует знания в своей голове, а применяет их на практике, а также передаёт другим.

Основные труды Конфуция

Конфуций полагал, что его частная миссия состоит в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь) – этим он руководствовался, когда редактировал и комментировал «Шу цзин» и «Ши цзин» – рукописные памятники древнего китайского прошлого.

Конфуций считается автором философских комментариев «Чжоу и» («Книга перемен») и первой погодичной хроники «Чунь цю» («Вёсны и осени»). К слову сказать, исходя из этой летописи, китайские историки новейшего времени различают одноимённый период «Вёсен и осеней» в истории эпохи Чжоу – с 722 по 481 годы до н.э.

А философские взгляды Конфуция нашли отражение в составленном последователями сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащем мысли и высказывания как самого Учителя, так и авторов этого сборника – его учеников. В России этот сборник под редакцией П.С. Попова, бывшего сотрудника русской дипломатической миссии в Пекине, впервые увидел свет в 1910 году и назывался «Изречения Конфуция, учеников его и других лиц».

Ритуал Ли

Конфуцианец не должен игнорировать правил, созданных обществом. Человек, занимающий любое положение в этом обществе, должен действовать согласно своему положению.

Именно в таком случае общество будет развиваться наиболее стремительно и гармонично.

Культурный котел

Конфуцианство, по всей вероятности, было самой могучей интеллектуальной традицией, или школой, Древнего Китая, но не единственной. Поэтому, естественно, после первоначального оформления в домашней школе Конфуция под абрикосовым деревом это учение развивалось и обогащалось за счет непрерывного взаимодействия не только с комплексом традиционных общественно-политических представлений, которые уходили своими корнями в глубокую древность, но и со школами, оформившимися в исключительно плодотворный в интеллектуальном отношении период китайской истории — от кончины Конфуция до образования Ханьской империи (202 г. до н. э.).

Из возникших в эту эпоху философских течений особое влияние на конфуцианство оказала школа инь ян цзя («школа темного и светлого начал»), оформление которой, по всей вероятности, является заслугой философа Цзоу Яня (ок. 305—240 г. до н. э.). Представители этой школы существенно дополнили первоначальное сугубо «антропологическое» ядро конфуцианской проблематики натурфилософскими горизонтами, которые были перенесены ханьскими мыслителями и на историческую почву. Сюда же надо отнести и «Книгу перемен» («И цзин»), которая стала основой философской традиции ко времени, непосредственно следующему за возникновением конфуцианства. Старания мыслителей этого направления «разделить по родам все сущее», установить закономерности происходящих в мире перемен и тем самым оценивать любую ситуацию, начиная от космических и исторических и кончая внутренним состоянием человека, оказались сродни конфуцианскому процессу самосовершенствования и прочно вошли в состав доктрины совершенномудрого из княжества Лу. Нельзя не упомянуть и о легизме (фа цзяо), виднейшими представителями которого были такие мыслители Древнего Китая, как Шан Ян, Шэнь Бу-хай и Хань Фэй (IV—III вв. до н. э.), которые полагали, что главным инструментом государственного управления может быть только юридический закон (фа) — монополия сакрализованной монархии. Легистская проблематика значительно облегчила взаимодействие монархии и конфуцианства и способствовала закреплению за ним официального статуса. Таким образом, та совокупность идей, которую ханьские конфуцианские ученые предложили новой всекитайской империи, значительно отличалась от того первоначального ядра, которое оформилось в школе под абрикосовым деревом.

Опыт взаимодействия образованной по конфуцианским канонам бюрократии и ханьской монархии (II в.до н.э. – II в.н.э.) привел конфуцианцев к довольно неутешительным выводам, в результате чего конфуцианство надолго покидает интеллектуальную авансцену, а бюрократия обретает твердое убеждение, что если она, бюрократия, хочет сохранить духовную независимость от государства, то ей лучше держаться от государства на некоторой безопасной дистанции. В подобной интеллектуальной атмосфере среди образованного общества на первый план выдвигается комплекс идей, по традиции именуемый сюань сюе («сокровенная наука»).

В «сокровенной науке» превалирует даосизм и даосское неприятие общественной жизни. В этой ситуации даосские идеи проникают и в конфуцианскую среду. Многие конфуцианские тексты трактуются, комментируются и понимаются в явно даосском духе, возникает концепция жизни как «скитания в беспредельном» и участия в процессе трансформаций. Отошедший от службы чиновник начинает осваивать природу как антипод социума, стимулируя тем самым развитие пейзажной лирической поэзии, которая на доброе тысячелетие опередила европейскую.

В эпоху Тан (618—907) положение конфуцианства стабилизируется и ряд конфуцианцев-идеалистов пытаются вернуть доктрине ее первоначальный вид и прежнее монопольное положение. Но это не приводит к успеху. Конфуцианство, конечно, остается фундаментом официального образования, и государство, конечно, не может обойтись без конфуциански образованных чиновников, но духовную и творческую атмосферу конфуцианству приходится делить с двумя другими компонентами «триады учений» (сань цзяо) — даосизмом и буддизмом, которые довольно сильно влияют на монархию, а временами добиваются даже исключительного императорского патронажа, становятся господствующими религиями в китайском обществе, проникают в официальный государственный культ и чрезвычайно сильно влияют на всю интеллектуально-художественную жизнь образованного общества.

Ученики

Из трёх тысяч учеников Конфуция ближайшими, из числа наиболее одарённых, избранных им самим, считаются 77; в свою очередь, по именам из них известны не более 26, а любимым учеником его был некто Янь-юань. Из прочих до настоящего времени также дошли имена учёных Цзэн-цзы и Ю-жо, внесших свой посильный вклад в древнюю китайскую философию.

К слову об учёных. Современные академические источники определяют учеников школы Конфуция как учёных-интеллигентов (жу); предполагается также, что, как и сам Конфуций, все они были потомками правящей верхушки государства Шань-Инь, павшего под ударами «менее культурных», воинственных чжоусцев в XII – XI веках до нашей эры.

Сыновняя почтительность Сяо

Благородный конфуцианец (а в особенности — правитель) обязан почитать родственников, родителей, старших.

Но! Родители в свою очередь должны относиться к младшим с отцовской заботой.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

img16-57.jpg

Во времена междоусобных войн в Китае, Конфуций мечтал о мире и гармонии в жизни людей.

Он предлагал следовать пяти добродетелям, которые, он сравнивал с деревом:

  1. Жень — это корни дерева, означающие человечность.
  2. Йи — ствол дерева — справедливость.
  3. Ли — ветви, поведение идеальное.
  4. Жи — цветы, мудрость.
  5. Хсинь — плоды, верность.

Самой важной добродетелью, мудрец считал, поведение (Ли), при помощи которой, можно достичь гармонии во всем, в том числе, в обществе и в политике. После чего, будет достигнута гармония между небом и землей.

Разница между даосизмом и конфуцианством — даосизм призывает бездействовать, полагаясь на волю небес. Конфуцианство — говорит о том, что достигнуть цели, можно только, осуществляя действие.

Учение Конфуция

Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.

Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.

В этом кроется и некоторая опасность концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки легендарных правителей прошлого по умолчанию считаются верными, а все, что входит в конфронтацию с ними – ложное, неистинное. Хотя в то же время Конфуций признает, что главные примеры для подражания – древние правители Яо и Шунь – также не являлись идеальными и “совершенномудрыми”, о чем встречаются записи в книге “Лунь-юй”.

“Лунь-юй” – главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям.

В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:

  • цзюнь-цзы – благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон;
  • сяо жэнь – маленький, простой человек, неспособный понять учение.

Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.

Конфуций о человеке

img7-26.jpg

Великий мудрец считал правильным разделение общество на тех, кто господствует и тех, кто трудится. Трудящиеся должны подчиняться господствующим, так как господствующие поставлены руководить высшими силами. Людей он делил на пять категорий:

Конфуцианство разделяет всех людей на 5 категорий:

  1. Люди, живущие жизнью простой, ни к чему не стремящиеся, их удовлетворяет то, что у них есть.
  2. Люди образованные, которые чему-то научились и стараются жить, следуя обычаям и определенным законам.
  3. Люди, с философским мышлением, которые невозмутимы и мнение имеют на все, собственное.
  4. Люди, которые следуют законам добродетели.
  5. Совершенные люди, во всех отношениях.

Такие выводы он сделал, общаясь с людьми и наблюдая за ними. Он пытался понять природу человека и что им движет.

Видео по теме

Кратко о конфуцианстве и даосизме в видео:

Конфуцианство и даосизм характеризуются уважительным отношением к народным традициям и культуре. Уже не одну тысячу лет существуют эти учения, но никогда они не вызывали религиозных распрей между своими приверженцами.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Направления

Спустя два года после кончины мудреца появились храмы, чествующие его – сначала в родном Цюйфу, а потом и в других местах страны. Его ученики разделились на несколько направлений в интеллектуальном наследии Кун Фу Цзы. Наиболее прославились среди них Мэн Цзы и Сюнь Цзы, создавшие одноименные сочинения.

ученикСюнь Цзы (313 г. до н.э. — 238 г. до н.э.) — китайский мыслитель, основоположник ханьского конфуцианства

Наследию Конфуция приходилось конкурировать за право владеть умами граждан с другими течениями, существовавшими в тот период, такими как

  • моизм,
  • легизм,
  • даосизм.

Это было время раннего конфуцианства. В III веке до нашей эры императором Цинем Шихуанди легизм был провозглашён государственной идеологией. А ученикам Конфуция пришлось нелегко: их преследовали, уничтожали сакральные документы. Самым драматическим моментом стало погребение заживо около пятиста конфуцианцев.

Но самая тёмная ночь бывает перед рассветом, и вот, при династии Хань, сменившей Чжоу, начинается поклонение Конфуцию всей нацией. Священные ритуалы с жертвоприношениями в его честь совершают прежде всего императоры, которые в трактате «Чюнь Цю» усмотрели зашифрованное им идеальное политическое устройство и образы ханьских правителей, сумевших организовать его, придя к власти.

Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей действительности и провозглашается государственной. В китаистике (синологии) это течение зовут классическим конфуцианством. Конфуцианские канонические правила Лю И унифицируются, процветает обожествление Конфуция, складывается экзаменационный механизм кэ цзюй, сделавший конфуцианские сочинения священными.

в городеКонфуцианский храм, Пекин, Китай

Испытуемый на соответствие какой-либо административной должности должен был продемонстрировать отличное знание канона и овладение шестью искусствами, которые тоже назывались Лю И и в те времена считались неотъемлемой частью образования каждого учёного мужа:

  • ориентация в ритуалах,
  • знание музыкальной грамоты,
  • владение меткой стрельбой из лука,
  • навыки управления колесницей,
  • владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).

Сдавать экзамены нужно было поэтапно. Трёхступенчатая система предполагала начало испытаний в провинции и финальное испытание в столице. Выдержавший его занимал желанную должность. Эта экзаменационная система прошла проверку временем длительностью в две тысячи лет и просуществовала вплоть до начала XX столетия.

Во времена правления Тан у учения Конфуция появился ещё один конкурент – буддизм. В результате взаимодействия двух течений образовалось неоконфуцианство. Его связывают с именем Хань Юя, который жил в VIII-IX веках нашей эры.

В XIX веке учение испытало западное влияние, и возникли его новые трактовки, включающие европейские идеи. Когда в Китае в XX столетии к власти пришли коммунисты, они поначалу проявляли уважение к идеям и последователям Кун Фу Цзы. Но в период культурной революции Мао Цзэдуном учение Конфуция было объявлено помехой на пути к прогрессу.

Путь Дао

Этический путь благородного почитателя Конфуция. Это — жизненная цель каждого человека.

Конфуций о любви

Ключевое значение имеют высказывания Конфуция о любви. Любовь — это начало начал, без любви нет жизни. Представьте, если материальная сторона ваших желаний исполнилась. У вас есть большой дом, хорошая машина, счет в банке. Но взамен на материальные блага, у вас отняли любовь. Вы выполняете все действия, не испытывая любви к жене, детям, родителям, друзьям, работе и живете как робот. В вашем доме воцарилось молчание, вы дарите подарки и общаетесь с друзьями, только потому, что выгодно. Друзья с вами общаются тоже из-за выгоды. Вряд ли кто-то захочет так жить. Отсюда вывод, чтобы обрести счастье и спокойствие души, излучайте любовь, дарите ее, тогда мир вокруг вас, будет преображаться и жизнь ваша и ваших близких изменится.

nauka-konfuciy-2-15.jpg

drlee7atv4z5mm-1.png

Исправление имён Чжэн Мин

Чтобы носить правильное имя, человек должен жить и действовать соответственно собственному месту в обществе. Если он свершает недостойные поступки, он не достоин и своего места.

Кстати: по этому принципу Конфуций даже учеников себе подбирал.

Идеалы Конфуция

image-61-53.jpg

В представлениях Конфуция, идеальное общество существовало только в древности. Государство и народ должны жить одной большой семьей, где подчинение — неотъемлемая часть существования в обществе. Государь (правитель), является ставленником небес  и все поданные должны это понимать и подчиняться беспрекословно. С другой стороны, он имел виду, не аристократическое происхождение правителя, а его большую образованность и добродетель. Его концепция заключалась в управление государства не насильственным способом, отрицала деспотизм. Чтобы народ почитал и слушал своего государя, к нему надо относиться честно и не обманывать. тогда не будет революций и бунтов. Правление при помощи закона и наказания, не приведет к хорошему, народ начнет уклоняться. Только добродетель приведет к положительному результату. Конфуций отрицательно относился к войнам, Завоевать народ можно только с помощью образованности и морали. В 11 веке до нашей эры, такие взгляды Конфуция, встали на уровень государственной религии.

Небо Тянь

Тянь — достойнейший пример для подражания.

Пример «неба» — Шунь и Яо, создавшие общественные нормы (Ли).

Смерть Конфуция и его наследие

Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э. Ему было 73, когда он умер, хотя некоторые исследователи пытаются доказать, что он умер в 72 года (сакральное число). Несмотря на это, имя философа навсегда останется в истории и памяти человечества.

Собрание “Лунь-юй” (“Рассуждения и разговоры”) – сегодня главный источник мудрости великого Кун-Цзы. Многие книги, которые приписывают ему, он не писал, или же об этом отсутствует достоверная информация.

Начиная со времен Хань (2 век до н.э. – 2 век н.э.) на его могиле и в построенном возле нее храме паломники совершают обряды и поклонение. Жизнь и наследие Конфуция привлекает интерес всего населения планеты на протяжении вот уже 2,5 тысяч лет, и скорее всего, будет оставаться актуальной и дальше, как минимум для 6,5 миллионов последователей конфуцианства в мире.

Политические учения Конфуция

image-14-52.jpg

Конфуций, в определенной степени, критиковал существующий в Китае, политический строй. Законодательство, он считал не таким важной функцией в управление страной, так как большой эффективности оно не достигает. Главный принцип — исправление имен. Необходимо привести ранг каждого человека в соответствие, т.е. правитель должен быть правителем, чиновник — чиновником, отец — отцом, сын — сыном, подданный — подданным. Любой должен знать свое место и строго соответствовать этому. Подчиненный подчиняется начальнику, сын слушается отца, весь народ, безоговорочно почитает своего правителя. Мир между разными слоями общества в государстве — вот та цель, к которой все должны идти. Тогда настанет полная гармония между людьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...