Колесо сансары — что это такое и как из него выйти?

Содержание

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

[

Регистрация

|

Вход

]

Сансара — определение в философии

Это направление относится к индийскому верованию. Его определение подразумевает перевоплощение человека (личности) в определенной цепочке последующих рождений. Основой этих перерождений является карма. Звенья в цепочке постоянно изменяются, невозможно понять, где начало этого странствования. По этой причине оно без начала и конца.

Суть древнеиндийской философии

Древнеиндийская философия возникла в первом тысячелетии до нашей эры. Одним из важнейших индийских культурных памятников, содержащих систему философских воззрений, считаются Веды, представляющие собой песни, прославляющие мифологических персонажей. В них отражены взгляды на мироздание, человечество и нравственность.

Веды содержат несколько разделов:

  • Самхиты, включающие песни;
  • Брахманы, содержащие пояснения к ритуальным действиям;
  • Араньяки, дающие инструкции по аскетическому образу жизни;
  • Упанишады, излагающие мировоззренческие тезисы.

В Упанишадах прослеживается зарождение философского образа мыслей. Главной опорой сущего назван всеобъемлющий Брахма, который имеет связь с личной духовной сущностью Атман. В данную традицию входит идея о колесе Сансары и принципе кармической расплаты.

В науке[править]

После того как ученые покончили с многими заблуждениями типа многомировой интерпретации, теории скрытых параметров и прочих лакомых для фантастов вещей, возник вопрос: и что будет дальше? Способов шататься во времени туда-сюда, как хотелось бы попаданцам — у нас нет. Параллельные миры нам не светят, потому что не существуют. Попытка залезть в чревоточину приведет к многим интересным эффектам, одним из которых является поток излучения, но того же можно достичь просто забравшись в печку крематория. Сверхсветовой технологии не существует, и шататься нам средь звезд до морковкина заговенья[1], и если мы не задолбаемся ждать, то увидим гаснущие звезды и всеобщее уныние и отчаянье. Как вы понимаете, мысль о том, что всё сущее бренно, ученых ни в коем разе не устроила. Эпоха термодинамического равновесия их тоже не устроила, потому что — сюрприз — фотон не может излучаться со скоростью меньше скорости света. То есть частицы ведут себя не как шары в бильярде, которые под действием трения и столкновений теряют энергию и в конце концов останавливаются (если то же произойдет с броуновским движением частиц мы получим зеро по кельвину, а достичь этого нуля неимоверно трудно, потому что, зараза, частицы этому сопротивляются изо всех сил). А теперь включаем в это уравнение гравитацию: если частицы попытаются остановиться, она начнет стягивать их назад. Так появилась гипотеза большого схлопывания — когда Вселенная, закончив расширяться, схлопнется назад в большой ком материи. Но, тут в дело вмешались астрономы. «Ребята, да ведь Вселенная расширяется с ускорением!» — сказали они. Ну, это естественно, ведь когда с одной стороны некоей материи есть давление, а с другой — нет — материя приобретает ускорение. Но это самое простое (и не очень верное) объяснение данного феномена. Второе объяснение — бадминтон частицами через световой горизонт — на другом конце находится сжимающаяся вселенная. Таким образом, энергия просто летает туда-сюда, а так как одновременно подачу и ловлю осуществить невозможно (точнее, возможно, но мы этого не увидим — это к вопросу о второй ветви гиперболы, со знаком минус), мы получаем кольцо. И это грёбаное колесо Сансары непрерывно крутится, порождая такие интересные штуки как Предтеч — тех, кто каким-то образом умудрился перехитрить этот цикл (традиционно их описывают как довольно хилых существ с большим развитым мозгом — что теоретически может быть объяснено эволюцией в межзвездной пустоте, где гравитации нет, а потребность выдумать способ как можно выкрутиться — есть). Поэтому пока колесо вертится, «параллельные миры» будут существовать последовательно, недетерминировано, но в каждом из них будет разумная жизнь, которая будет пытаться достигнуть Нирваны — найти выход из этой чёртовой ловушки под названием Вселенная. Таким образом, задача поиска инопланетян переходит из категории фрической в научную — если они существуют, они как раз и будут этими Предтечами, так как никакая древняя цивилизация не могла успеть зародиться и выйти в космос за то время, пока существует Вселенная (по очень большому количеству причин), а из-за ограничения на сверхсветовые перелёты искать нас они будут долго, если им не помочь, отправляя сигналы. Если же Предтеч нет — это не значит, что выхода нет. Это значит что возможно мы будем первыми — Предтечами для кого-то, кто будет после. Кто знает, возможно, религия имеет научное обоснование? А главный вопрос — откуда цивилизации возрастом этак в двадцать тысяч лет могли знать об этой вселенских масштабов проблеме, если они полагали что мир стоит на трёх слонах, причем буквально[2]? Идём со мной, и вместе мы разгадаем эту загадку!

Значение кармы в древнеиндийской философии

Индийская мудрость прошла сквозь столетия и не претерпела изменений. Она сохранилась до теперешнего времени и только совершенствовалась на протяжении всего периода своего существования. Однако до нас понятие кармы дошло в упрощенном виде, несмотря на то, что она является основой всех индийских религиозных учений. Важная роль ей отведена в 2-х главных восточных религиях — буддизме и индуизме. Каждое из этих направлений имеет собственную трактовку и правила для последователей.

Значение кармы

Основная идея, которую доносит нам это учение, заключается в том, что необходимо сеять добро на земле, жить в мире и гармонии с собой и окружающими. Все поступки, совершенные человеком, принесут свои плоды, и за все содеянное рано или поздно придется понести расплату.

Закон кармы действует везде. Даже если кто-то не верит в него, это не отменяет его влияния.

Колесо Сансары

Хотя в разных учениях понятия Сансары отличаются друг от друга, все они сходятся в главном: все живое, в том числе и человек, находится в постоянном изменении, за рождением неминуемо наступает смерть, за которой следуют новые рождения и смерти. Сансара связана с законом кармы, по которому все, что человек делал, думал и говорил за время своего существования, имеет свои причины и следствия и оказывает влияние на его последующие воплощения. Карма накапливается, когда человек ведет праведную жизнь и творит добрые дела, и уменьшается от злых намерений и поступков.

Сансара: что это такое? Колесо Сансары и его значение

Таким образом, карма определяет, в каком из шести миров Сансары душа воплотится в каждой из следующих жизней – в аду, в мире людей или животных, духов, богов или полубогов. Сансарические миры полны страданий, и главная цель любого существа – выйти из колеса и прервать цепь перерождений.

Учение о Сансаре обычно изображается в виде Колеса Сансары. Оно состоит из нескольких окружностей, каждая из которых символизирует важнейшие понятия:

  • яды ума, или первопричины, приведшие к вращению в Сансаре, – круг в центре с изображениями свиньи (невежество, игнорирование), змеи (гнев, отвращение, агрессия) и петуха (страсть, привязанность);
  • карма – второй круг, разделенный на две половины, символизирующие плохую или хорошую карму, ведущую к последующему рождению в низших или в высших мирах;
  • миры, или формы существования, – третий круг, разделенный на три несчастливых и три счастливых мира, где обретаются все живые существа;
  • ниданы, или этапы существования, – внешний круг, разделенный на двенадцать секторов, символизирующих цикл, через который душа проходит между перерождением и смертью.

Колесо сжимает в руках Яма – древний бог смерти, воплощающий в данном случае закон кармы. Будда, как достигший просветления и покинувший Колесо Сансары, изображается вне его, указывая путь к прекращению страданий.

Ангелы – прорабы Вселенной

Ангелы – Творцы всего Сущего. Каждый по своей специализации творит минералы, растения, животных, людей. Это материальные объекты, в которые Ангел после материализации “вдыхает” сущность из своей группы – собственно Душу. 

Животный мир имеет сущности, отличающиеся лишь количеством чакр – своей энергетической структурой. У мухи две чакры, у собаки – пять. Пирамиды опыта воплощений у них нет.

воплощение Души
специализация ангелов

Ангелы 4-6 ступеней могут отправлять Души своей группы на воплощение.

Ангелы вечные.
Они неизменно выполняют служебную работу по своей специализации.

ангелы и Бог

Три пути дживы 

Джива или дживатман (душа) — это то, что непрерывно путешествует через рождение, смерть и возрождение, неся с собой кармический след. Джива рождается в различных мирах в форме разнообразных существ. Человек может родиться в раю, в аду или на Земле. В зависимости от кармической природы нашей души, она может переродиться в насекомое, животное, растение, человека в любом из трех миров. Человеческая форма жизни — одна из самых редких, в которые можно переродиться. Мокша является конечным достижением дживы, которое останавливает процесс перерождения. Более подробно об этом можно прочесть в монографиях Хиллари Родригес , доступных пока только на английском языке. 

Существует три отдельных пути, по которым индивидуальное  «Я» может пойти, покинув свое физическое тело после смерти.  «Путь Богов» (дэва-яна) ведет к небесам, где джива воссоединяется с брахманом. Этот путь предназначен для тех, кто посредством правильной медитации и осознания атмана достиг мокши. Это конец сансары. 

Второй — это «Путь Предков» (питр-яна), который ведет душу на Луну, где она попадает в мир предков. Оттуда душа перемещается в космос, а затем, наконец, в земное царство, чтобы возродиться как человек или другое существо. 

Третий путь дживы включает в себя путешествие через адское царство и перерождение в низшую форму жизни, такую как насекомое или камень. Если вас заинтересовала эта тема, рекомендуем ознакомиться с книгой «Человек и его становление согласно Веданте» Рене Генона. 

Понятие кармы в древнеиндийских религиях

В буддизме и индуизме, а также других древних религиях Востока в деталях описывается процесс накопления кармы, ее трансформация и воздействие на дальнейшую судьбу человека.

Древнеиндийские религии представляют карму как энергию, накопленную в течение этой и предыдущих жизней. Закон вечного круговорота бытия носит название сансара. Он олицетворяет перерождение души в новом теле — реинкарнацию.Понятие кармы

Таким образом, карма накапливается за весь период существования души на земле. После смерти человека она «добавляется» к предыдущему кармическому опыту. В последующем воплощении из нее случайным образом берется отдельный фрагмент, который распределяется по всей будущей жизни человека.

Выбранная карма проявляется в виде каких-либо событий. Они называются дарами. Если преобладает позитивная энергия, то жизнь будет полной радости и счастья, благоприятных событий и впечатлений. Если же доминирует негативный опыт предыдущих жизней, то с большой долей вероятности человеку придется прожить его снова в своем воплощении.

Никогда заведомо не известно, какая карма будет взята из предыдущих воплощений, поэтому нужно стараться накопить как можно больше позитивной энергии, добрых поступков и светлых мыслей. Таким образом, человек повышает свой шанс стать счастливым и благополучным в этой и будущих жизнях.

Также подобные учения приводят к пониманию того, что людям неподвластно их прошлое. Есть та часть жизни, которую невозможно изменить, и с этим нужно смириться. Однако то, что будет происходить в будущем, напрямую зависит от того, что происходит в жизни сейчас. Это полностью определяет будущее и вектор движения.

То, что происходило в прошлом, влияет на теперешние события, однако оно не сможет повлиять на будущее. Последнее формируется текущими событиями, поэтому не стоит заострять свое внимание на негативном опыте прошлых лет, а двигаться вперед, создавая новую реальность и новую карму.

Согласно древнеиндийским учениям, это означает присутствовать в теперешнем моменте, здесь и сейчас. Только так можно активно влиять на свое будущее.

Однако в индуизме и буддизме конечной целью человека является не накопление положительной кармы, а полное избавление от нее — освобождение.

Карма в древнеиндийской философии не является неотъемлемой частью человека. Она представляет собой невидимые оковы, заставляющие человеческую душу беспрестанно вращаться в круговороте сансары, перерождаясь бесконечное множество раз.

Таким образом, только избавление от нее подарит переход на новый уровень осознанности, отрешение от проблем материального и физического плана.

Что такое реинкарнация

Вращая колесо сансары нужно задуматься о том, что значитреинкарнация и особенно — карма, они мет прямое отношение к процессуперерождения и выступают движущей силой.

РеинкарнацияРеинкарнация

Реинкарнация подразумевает, что помимо смертного, земноготела есть душа или божья искра. Каждая жизнь в каком-то мире дается дляотработки неких навыков, выполнения миссии, после чего физическое тело умирает,а душа отправляется дальше.

Колесо сансары в индуизме тоже связано с реинкарнацией иупоминается чаще, чем в любых других подобных учениях и религиозных течениях.Прочитать об этом можно в различных индуистских трактатах. Буддизм, какпоследователь индуизма, добавил к этому закон кармы и способ выхода из колесасансары. Буддизм учит нас, что ни одно живое существо не бессмертно, нопроживает множество жизней. Смерть воспринимается всеми последователями данныхрелигий, как перерождение для следующей жизни.

Даосисты – еще одно течение, признающее реинкарнацию исчитающие, что рождение не начало, смерть не конец. Под этим они подразумеваютбесконечность бытия.

Как ни странно, но еще одним верованием, которое признаетреинкарнацию является Каббала. Последователи его считают, что душа человекабесконечно возрождается к жизни, пока не получит благословение Абсолюта и несоединится с ним. Это случится тем быстрее, чем скорее человек избавится отэгоизма, злости, зависти и прочих пороков.

До 5-го Вселенского собора в VI в христиане тоже говорили ореинкарнации, после был наложен полный запрет на эту информацию, а упоминаниябыли вычеркнуты из религиозных книг. Была принята ценность единственной жизни,Страшный суд после второго пришествия, Рай и Ад после него, которые уже нельзяпокинуть. А вот буддисты, индуисты говорят, что рай или ад – это лишь на время,в соответствии с грехами или наоборот – добрыми делами. Временная остановка вкруге сансары для получения наказания или поощрения.

Ислам в этом отношении симметричен христианству, но при этомв Коране есть упоминание о перерождении: умер камнем, а стал растением, после –стал животным, и, наконец, родился человек. В качестве вывода говорится, чтосмерти нечего бояться. Вполне вероятно, первоначальный Коран был изменен.

Говорится о чреде реинкарнаций у майя, в зороастризме. Египтяне отвергали реинкарнацию на корню, а греческие философы Пифагор, Сократ и другие не видели в этом ничего удивительного. Стоит тут вспомнить и классиков: Лев Толстой, Гёте, Вольтер, Бальзак, Гюго и другие поддерживали идею о вечном скитании души.

Как проявляется круговорот Колеса Сансары

Известный тибетский лама Гампопа утверждал, что природой Колеса Сансары является пустота, проявляется оно в виде иллюзии, а характеризируется страданием.

Природа Колеса Сансары заключается в пустоте, так как все миры, которые существуют и проявляются, не несут в себе никаких знаний, основ, базиса или истины. Эти миры можно сравнить с облаками, так как они являются эфемерными и постоянно меняются. Нет никакого смысла искать хоть какое-то постоянство в чем-то изменчивом и эфемерном, и нет никакой истины в бесплотных мечтах и фантазиях.

Проявляется Колесо Сансары лишь в иллюзии, так как и формы воплощения живых существ, и все то, что их окружает, является всего лишь галлюцинацией, обманом, миражом, который в любой момент может исчезнуть без следа. Колесо Сансары, как и любая другая иллюзия, не имеет под собой никакой основы, поэтому оно принимает разнообразные формы, несет в себе бесчисленное число проявлений, выражается в разнообразных явлениях и образах. Только возникнув, эти иллюзорные явления и образы в соответствии с кармическими законами сразу же могут трансформироваться в другие формы, измениться или просто исчезнуть.

Страдание – главная характеристика Колеса Сансары. Страдание не является антиподом удовольствия или счастья, оно свидетельствует об эмоциональной нестабильности и умственной активности, порождающей новые переживания и эмоции. Для буддистов противоположным страданию состоянием будет не чувство эйфории, веселья, радости и праздности, а состояние умиротворения, законченности, внутренней гармонии, целостности, свободы и безграничного спокойствия.

Примеры[править]

Религии и мифология[править]

  • В колесо Сансары верят индуисты — это одна из основ их религии. Ты вечно возрождаешься, и чтобы возрождаться в хороших телах, надо не грешить и иметь хорошую карму из прошлых жизней.
  • Примерно в то же верят и буддисты, но у них колесо Сансары считается чем-то плохим, т. к. жизнь по буддизму — это круговорот страданий и страстей. Конечная цель любого буддиста — достичь такого просветления, чтобы разорвать цикл перерождений и уйти в Нирвану — блаженную пустоту.
    • Иронично, но как зачастую бывает в близких, но соперничающих системах идей, мечта индуиста в следующем воплощении стать богом или хотя бы полубогом с точки зрения буддизма — невероятно отстойная благодарность: богу пребывать в сансаре придётся несравнимо дольше, чем человеку.

Фольклор[править]

  • Т. н. «докучные сказки»:
    • Самая известная: «У попа была собака, он её любил…».
    • Почти такая же известная: «Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу было мочало, начинай сказку с начала…».
    • Сказка про белого бычка — кодификатор в русской культуре. Это, собственно, не сказка, а старинный крестьянский (и шутовской) метод троллинга легковерных (или просто незнакомых с данным конкретным пранком, напоминающим современное «Купи слона»): «Рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Расскажи. — Ты расскажи, да я расскажи, всякий просит „Расскажи“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Нет. — Ты нет, да я нет, всякий молвит „нет“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Отвяжись! — Ты отвяжись, да я отвяжись, всякий скажет „отвяжись“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка?..» Так могло продолжаться долго; могло и дракой закончиться. Иногда пранк использовался, чтобы как раз драку-то и спровоцировать.
      • Оный бык был так эпичен видимо, что оказался одним из героев психодельного мультика мультипликатора Норштейна «Сказка сказок» (там он появляется на пару с Серым Волчком и играет с девочкой).
    • Купи слона!
    • «Едем дальше…видим мост, на мосту ворона сохнет/мокнет».
    • «Встал медведь на колоду — Бултых в воду!..».
    • См. также https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poteshki/350-dokuchnye-skazki

Литература[править]

  • Безымянное стихотворение А. А. Блока, вынесенное в эпиграф, в общем-то, отлично передаёт всю суть.
    • Причем посвящено оно кокаиновой зависимости.
  • Рассказ «Коловращение» О. Генри. О чём и говорит название.
  • Рассказ «Круг» В. Набокова. Игра с тропом: текст начинается с того самого места, на котором кончается, и т. п., таким образом считается, что его можно читать с любого места.
  • «Братья Львиное Сердце» Астрид Линдгрен. После Нангиялы их ждала Нангилима…
  • «Тёмная Башня» Стивена Кинга. Пожалуй, самый эпичный пример. Читателям стоило ждать долгие годы, пока автор медленно выцеживал из себя книги эпопеи, чтобы узнать в финале, что за дверью Тёмной Башни Роланда ждёт возвращение к началу первой книги. Впрочем, субверсия: повторение всё-таки не стопроцентное. Так, 99,99 %.
  • Рассказ «Чувство, имя которому есть только на французском» того же Кинга. Как любит говорить мэтр: «Ад — это вечное повторение одного и того же».
  • Вечный Воитель Майкла Муркока, возможно — кодификатор тропа.
  • Виктор Пелевин, «Вести из Непала». Герои мертвы и обречены на загробное повторение одного и того же дня в своих воздушных мытарствах. Впрочем, им осталось не более 39 раз.
  • Рассказ «Абсолютно невозможно» Р. Силверберга. Задействована временная петля.
  • «Полёт в навсегда» Пола Андерсона — путешественник во времени, способный нормально перемещаться лишь вперёд, добирается до последних дней жизни Вселенной, откуда затем переносится к моменту рождения новой, точно такой же или даже той же самой, а его транспорт, модифицированный богоподобными жителями грядущих дней, после этого самоуничтожается.
  • Евгений Прошкин «Зима-0001» и Вернор Виндж «Куки-монстр» — пессимистичный и неочевидно оптимистичный, соответственно, сюжет на тему «неделя сурка в Матрице».
  • Алексей Иванов, «Географ глобус пропил» — в начале на дворе ранняя осень, Виктор Служкин живёт с замотанной бытом женой и дочкой, курит на балконе и идет устраиваться учителем. В конце на дворе поздняя весна-начало лета, ученики Служкина успешно выпустились, сам он лишился работы, но к нему вернулись ушедшая было к другу жена и дочь, и он снова курит на балконе.
  • «Молли Мун и путешествие во времени» — возможно, вдохновлено вышеупомянутым «Полетом в навсегда». Молли Мун оказывается в безвыходной ситуации, не имея возможности путешествовать в будущее, в котором и засел злодей, и движется все дальше и дальше в прошлое, пока не попадает в момент образования Вселенной… а за этим моментом оказывается наша же Вселенная бесконечно далекого будущего, перед своей смертью! Этим подтверждается теория ее наставника Леса о том, что время подобно колесу.
  • Рассказ «Тенебрус» из Расширенной Вселенной Звездных войн. Дарт Тенебрус (учитель учителя Палпатина) придумал хитрый план, который позволил бы ему переселиться в тело ученика, когда тот его убьет. Но что-то пошло не так, в результате чего он обречен раз за разом переживать момент своей смерти.
  • «Приключения Жихаря» Михаила Успенского — «Всё на свете ходит по кругу, так? И сколько раз этот круг обернулся — неведомо, а надо полагать — бессчётно. И каждый из нас прожил столько жизней, сколько оборотов сделало время. ˂…˃ Значит, если не сейчас, так на следующем обороте непременно доберемся и до Полуденной Росы…»

Кино[править]

  • «Основной инстинкт»: не 100 %, но очень похоже.
  • Киноцикл «Пункт назначения».
  • Киноцикл «Пила».
  • «мама!» — судя по фильму, повторяется всё уже не один раз. Только Мама меняется.
  • «12 обезьян».
  • «Flat top»: в начале фильма командир авиакрыла авианосца Princeton просит своего помощника сообщить пилоту, приземлившемуся вопреки приказу уйти на второй круг, что он отстранён от полётов. В конце тот самый помощник, теперь командир авиакрыла уже на новом (названном в честь предыдущего) авианосце Princeton, передаёт через своего помощника уже другому пилоту тот же приказ и по той же причине.
    • В принципе, многие американские фильмы про войну и военных 40-50-х годов, включая обучающие фильмы, следуют этой схеме. Возможно, так показывали преемственность поколений. В начале фильма главный герой, молодой солдат или, реже, офицер, оказывается на «принимающей» стороне какой-то фразы или ситуации, в конце уже он, набравшись опыта, порождает эту ситуацию для молодёжи.
  • «Шоу Трумана» — в наличии и сансара, и выход из неё.
  • «Space Truckers» — фильм заканчивается именно так, как и начинался: злодей погибает по собственной вине, а всех собак вешают на главных героев и они вынуждены вновь бежать.
  • «Новобранец» с Клинтом Иствудом. Это надо видеть.
  • «Треугольник» — весь фильм об этом.
  • «Осенний марафон» — Бузыкин пытается разорвать порочный круг событий вокруг себя и начать жить собственной жизнью… но у него ничего не получается, и он снова разрывается между женой и любовницей, лжёт обоим и прогибается под окружающих. Получилась одна из самых безнадёжно-депрессивных концовок в истории кино.

Телесериалы[править]

  • «Солдаты» — последний эпизод заканчивается кадрами из начала первого. Подсвечено показыванием этих самых кадров и подписью «Мы сделали это!».
  • Эврика — в конце последней серии идёт кадр из начала первой, но уже с другого ракурса.
  • «Удивительные странствия Геракла». Финальный эпизод так и называется «Круг замкнулся».

Мультфильмы[править]

  • Короткометражка Осаму Тэдзуки «Jumping»/«Прыжок» (1984) — ребёнок-попрыгун после приземления в эпицентр взрыва и встречи с чертями возвращается на то самое место, откуда и начал совершать гигантские прыжки.
  • «Король-Лев» — фильм начинается с представления звериному народу новорождённого Симбы и заканчивается такой же церемонией для его наследника.
    • Во вступительной песне «Круг жизни», ставшей негласным символом фильма, поется именно об этом.
  • «Кутх и мыши» — рисованный мультфильм 1985 года по мотивам чукотских сказок, космогоническая притча об устройстве Вселенной.

Мультсериалы[править]

  • Мультсериал «Футурама» закончился полным зацикливанием. Сразу после премьеры финального эпизода даже повторно показали пилотную серию.
    • А один из эпизодов основан на вышеупомянутом «Полёте в навсегда».

Веб-комиксы[править]

  • «Приключения кота-бизнесмена» — финальный стрип в точности повторяет самый первый.

Аниме и манга[править]

  • Space Dandy: после беседы с Богом Данди возвращается к тому, с чего начал.
  • Bleach: игра с тропом. Последний том манги называется точно так же, как и первый.
  • The Sky Crawlers: В начале фильма на военную базу прибывает главный герой — двойник погибшего ранее пилота. В конце фильма, после финальных титров, на базу прибывает уже двойник главного героя.
  • Mekakucity Actors — все события представляют собой цикл, в котором неизбежно Куроха берет под контроль Харуку и убивает всех членов «команды Ослепленного города», заставляя Мари возвращаться назад во времени, чтобы вновь попытаться спасти своих друзей. В аниме, впрочем, замкнутый круг разрывается выходом Аяно Татэямы в реальный мир.
  • Blame! — по распространенному мнению читателей, так все и заканчивается. В начале ГГ Килли сопровождает неизвестный ребенок, которого убивают в первой же главе — в последней главе Килли все-таки добирается до поверхности и выпускает в воду яйцо с генами последнего в мире «чистого» человека, способного обуздать Техносферу. Многие считают, что это цикл — теоретический Спаситель этого мира всякий раз буднично погибает в перестрелке, и Килли вынужден снова и снова пускаться в путь через всю Техносферу.
    • И это ерунда. В спин-оффе-эпилоге Blame!² прямым текстом сказано, что Техносфера прекратила расширяться.
  • Onepunch-Man: первый сезон аниме закольцован — в финале в город выперлось очередное чудо-юдо «драконьего» уровня, которое что-то бухтит про людишек, загрязняющих окружающую среду. Совсем как первый показанный монстр. Бой (если это можно так назвать) проходит по традиционной схеме: Сайтама убивает хряка с одного тычка, после чего разочарованно орёт. Основное отличие от первой серии в том, что появляется он вместе с Геносом.
  • Steins;Gate, с прикрученным фитильком — в последней серии нам показывают, как Окабэ устроил «смерть» Макисэ из первой серии, повлёкшую за собой события аниме. В том числе его личный ад со смертями Маюри. Подсвечено им самим: «Удачи тебе. Это будут три самые тяжёлые недели в твоей жизни.»
  • Paranoia Agent — казалось бы, спустя два года Токио полностью оправился от разрушений. Однако теперь вместо Мароми всем нравится няшная котейка с тем же жизненным кредо «Давайте отдохнём!». А внезапно постаревший детектив Манива рисует на асфальте бредовые формулы точно также, как и ранее старик-провидец. И точно также обращается ко зрителям, прощаясь и подводя итог сериала — «Круг за кругом, история вернулась к началу»…
  • Wolf’s Rain — в конце аниме, после гибели главных героев и наступления Конца Света, все они оказываются в городе, напоминающем современный Токио.
  • Kurozuka — после того, как Куро в последней серии добирается до Куромицу, он узнает, что проходит один и тот же цикл уже тысячу лет. Рассказав ему об этом, Куромицу отвечает, что полностью бессмертное тело для Куро еще не готово, после чего убивает возлюбленного и запускает цикл заново.
  • Koro Sensei Quest! – в финале герои, почти покорив финальный данж, оказываются под угрозой гибели из-за обрушения данжа и скрытая способность Нагисы спасает всех…вернув в самое начало истории.
  • Yojouhan Shinwa Taikei – в каждой серии герой решает избрать другой путь времяпрепровождения в университете, но всякий раз остается недоволен и все начинается заново. В итоге после 9 неудачных попыток решает не выбирать вообще ничего и остаться в своей комнате навсегда…но все-таки примиряется с реальностью и разрывает круг сожалений о прошлом.

Видеоигры[править]

  • Demonophobia — в конце игры звучат те же слова, что и в начале.
  • Evoland 2 — в самом конце игры протагонист просыпается в доме, где игра начиналась. Да и история сеттинга игры зациклена, на что намекает учёный в библиотеке Предтеч.
  • Darkest Dungeon — последние слова эпилога — первые слова пролога.
  • Prince of Persia, песочная трилогия — последняя игра трилогии заканчивается тем, что Принц начинает рассказывать Фаре историю всех своих приключений, начиная с первой части. При этом последние слова в The Two Thrones и первые слова в Sands of Time совпадают.
  • Singularity — в хорошей концовке все заканчивается тем, что герой вновь оказывается в вертолете, летящем на разведку российского острова возле Камчатки. Да вот только на вертолетах теперь почему-то нанесена советская символика, а по рации никто не говорит о нарушении воздушных границ России — что и неудивительно. Какие границы могут быть у мирового СССР?
  • Layers of Fear — «нейтральная» концовка заканчивается именно так, как и начиналась игра: Художник снимает полотно с холста и начинает снова творить свой «magnum opus».
  • Silent Hill: Downpour — такое наказание ждёт Мёрфи-лицемера. Если вести себя как негодяй и оказаться виновным в смерти Фрэнка Колриджа, то Мёрфи просто казнят. Но если всю игру строить из себя добряка, но в конце оказаться убийцей, то за это Мёрфи ждёт бесконечное повторение кошмара в Сайлент Хилле.
  • Мор (Утопия): У Мраморного Гнезда — игра начинается с того, что Чума, захватившая последний район города, предлагает Бакалавру сдаться и принять смерть. Чтобы не проиграть, не поиграв, нужно отказаться. После — Даниил просыпается и считает произошедшее пророческим кошмаром. Вот только кончается всё ровно тем же, соответственно и отказаться можно снова. На деле, всё происходящее — бред Бакалавра, который заразился чумой и отказывается умирать. Из-за чего и видит в бреду последний день вот уже в который раз.
    • В релизной версии Мраморного Гнезда педаль вдавливается в пол — отказываетесь и сама игра начинается сначала, без какого-либо выхода в главное меню.
  • The Witness — стандартная концовка. Но, имея опыт в сборе секретов, вы быстро отыщете и нестандартную…

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles и Warhammer Age of Sigmar, как раскрыла Лилеат в Конце Времён, на самом деле являются лишь частью громадного цикла войны с Хаосом, в ходе которого мир всегда уничтожается первым и в образовавшейся пустоте возрождается в новом виде с участием некой божественной сущности, имеющей облик звёздного дракона — Дракотиона, — а некоторые самые могущественные жители старого мира становятся богами в следующем. Так продолжается непрерывно с самого начала Хаоса (если допустить, что Хаос и варп в этих франшизах общие, тогда выходит, что всё началось в Warhammer 40000 с Войной на Небесах между Древними и некронами, Хаос является побочным эффектом тогдашных ужасов).

Музыка[править]

  • Carmina Burana сумрачного немецкого гения Карла Орфа. Начинается и заканчивается песней O Fortuna.
  • «Стена» группы Pink Floyd: первая композиция «In the Flesh?» начинается с последних тактов финальной «Outside the Wall». Подсвечено: если поставить их подряд и выкрутить громкость на максимум, на стыке можно услышать «Isn’t this where …/… we came in?» («А не отсюда ли …/… мы пришли?»).
  • Колесо длиной в карьеру: Black Sabbath. Прощальный альбом 13 завершается теми же звуками дождя, с которых дебютный альбом начинается.
  • Концептуальный альбом группы Iron Maiden «Seventh Son of a Seventh Son» начинается и заканчивается словами «Seven deadly sins …/Seven ways to win…»[3].
    • Не баг, а фича в конце песни «The Clairvoyant» (из того же альбома) жирно намекается, что протагониста альбома ждёт реинкарнация.
  • Пикник — лирик-видео на песню «Последний из Могикан» кончается тем, чем и начинается: герой подбирает печать со знаком, лежащую в листве. С фитильком, так как герой другой.
  • Клип на композицию Роджера Санчеса «Another Chance».
  • “На дальней станции сойду” за авторством ВИА Самоцветы (Пламя) отличается повышенной прилипчивостью именно из-за закольцованных припевов и начала-конца.
  • Аналогично строят свои песни Александр Гейнц и Сергей Данилов. “Песня о полярной авиации”, “Арктика” и “Далекий порт” тому примером.

Реальная жизнь[править]

  • Существует теория, согласно которой именно по этому принципу работает вся Вселенная и время. После того, как погаснут все звёзды, вновь произойдёт Большой Взрыв и всё начнётся сначала.
    • К примеру, «Должность во Вселенной» индуиста (???) Владимира Савченко.
    • Теорема возврата Пуанкаре. Спустя чуть больше миллиллиона лет от Большого взрыва Вселенная придёт к изначальному состоянию. Чему там возвращаться после тепловой смерти — отдельный вопрос.

Закон Сансары – что это означает?

Бесконечный узел как символ кармы Бесконечный узел как символ кармы

Каждый человек или иное существо при жизни испытывает определенные чувства от действий, которые он совершает. Эти эмоции накладывают отпечаток на будущее души и ее место в цикле.

В европейской философии это называется судьбой, однако на родине буддизма более распространенным названием является карма – совокупность настоящих действий, которые влияют своим качеством на будущие жизни. Накопление этой кармы, то есть испытание различных мучений и страданий через перерождения, и есть закон Сансары.

Закон Сансары – это простыми словами связь между твоими поступками и твоим будущем. Карма не может быть исключительно положительной, но чем больше хороших действий человек совершает при жизни, тем больше вероятность, что его будущее перевоплощение будет счастливым.

Что значит колесо Сансары дало оборот?

Колесо Сансары, картинка. Колесо Сансары, картинка.

Зачастую колесо изображается как круг с 8 спицами внутри. 8 спиц символизируют 8 реинкарнаций души. Именно столько необходимо существу для набора полной кармы, которая позволит ему перейти в состояние Нирваны. После прохождения всех уровней перерождения, душа совершает выбор и обретает покой.

Круговорот Сансары является фундаментальной концепцией всех индийских религий. Теория напрямую связана с кармой и относится к убеждению, что жизнь всех существ циклична. Каждый проходит через рождение, смерть и перерождение.

Именно полноценный набор кармы и является полным оборотом колеса Сансары.

Выход из колеса Сансары сопровождается муками и страданиями, которые накапливаются благодаря циклам и карме. Выйти возможно лишь отпустив всю боль и мирские воспоминания. В таком случае душа перерождается и обретает истинное бессмертие.

fav.mifistoria.info

В джайнизме

Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.

Причинно-зависимое происхождение (обусловленность)

Учение о карме как причинно-следственной связи находит свое углубленное развитие в теории, получившей название «пратитья самутпада» (санск. причинно-зависимое происхождение). Эта теория чрезвычайно важна, поскольку она, по существу, превратилась в базовый методологический принцип буддийской мысли. Она подробно рассматривается далее в описании символики Колеса сансары. Главный смысл этого принципа заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены.

Вместе с тем живое существо (не только человек), пребывая в неведении, влекомое своими бессознательными импульсами, оказывается, по существу, рабом неумолимой обусловленности, находясь не столько в деятельном, сколько в страдательном положении [Торчинов 2005: 33].

Весь этот процесс с присущими ему закономерностями отражен в изображении Колеса сансары – в символике внешнего ободка в его композиции.

Кармическое учение в буддизме

В буддизме выход из сансары называют нирваной (в индуизме — мокшей). Чтобы достичь этого состояния, необходимо отказаться от своих мирских желаний и погрузиться в духовный мир. Это подразумевает отказ от собственного эго и его устремлений во благо другим людям. Таким образом, душа с большой долей вероятности сможет вырваться из этого вечного круговорота и постигнуть высшую мудрость и счастье.

Ведь человеческий дух попадает в сансару из-за того, что он более чем это необходимо погружается в физическое пространство, отдаляясь от своего духовного истока. В связи с этим все мысли, желания и поступки начинают выстраиваться вокруг физической составляющей (основы), человек сосредотачивается на том, что видит вокруг себя. Такие действия считаются осквернением его природы, т. к. при этом душа теряет свои особенности и качества, данные ей изначально.

Кармическое учение

Нежелание следовать по пути духовного развития приводит к тому, что душа попадает в круг сансары.

Для того чтобы разорвать его, необходимо осознать ошибочность своих взглядов и посмотреть на все происходящее под другим углом.

Освободиться от сансары поможет дхарма — это набор указаний и правил, которые дают возможность обрести внутреннюю гармонию и упорядочить события и явления окружающего мира. Без этого нельзя достичь нирваны (мокши), а это приводит к тому, что душа будет вращаться в бесконечном цикле перерождений.

Понятие колеса дхармы пришло из буддистского учения. Оно включает в себя 3 составляющие — повороты. В их основе лежит принцип причинно-следственных связей. Таким образом, избавившись от причины, можно устранить ее последствия.

Согласно учению, Будда самостоятельно совершил все 3 поворота, после чего знания об этом распространились по всей земле, и у него появились последователи.

Считается, что познать всю мудрость бытия можно, только пройдя все 3 поворота, т. к. каждый из них интерпретирует происходящее только с одной стороны.

Первый поворот

Этот поворот предназначен исключительно для монахов. Они должны строго соблюдать все предписания. Результатом этого станет достижение малой нирваны. Этот этап помогает осознать природу страданий и избавиться от них.

Монах

Человек осознает, что привело к тем или иным событиям в жизни. Это дает возможность полностью или частично освободить свою душу.

Второй поворот

Этот этап называется великим, т. к. он направлен вовне — на окружающий мир и людей. Его могут освоить и простые люди, т. к. целью второго поворота является несение света и добра. Он призывает людей создавать окружающую действительность посредством благих деяний и помыслов.

Третий поворот

Третий поворот является заключительным и представляет собой высшее знание. Он позволяет осознать не только свои внутренние мотивы, но и законы, по которым живет вся Вселенная. Он раскрывает тайны человеческого сознания, дает возможность понять, как оно устроено и какими неограниченными способностями обладает.

Благодаря ему доносится мысль о том, что творцом всего на земле является разум.

Поэтому цель человека — развить свой разум и передать знания последователям, которые распространят его в дальнейшем.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.

Петух, змея, свинья

Примечания[править]

  1. если кому-то интересно, заговенье — это день перед постом, в который как правило закатывается роскошный пир. А так как морковка — продукт постный, то фразеологизм представляет собой взаимоисключающие параграфы. Т. е. то же самое что и «когда ад замёрзнет»
  2. поэтому понимать религию буквально — нельзя, если в ней есть смысл, то он метафоричен — то ли кому-то потребовалось сокрыть знание о настоящем порядке вещей от людей чтобы ими было проще управлять, то ли за огромное количество времени люди деградировали до такой степени что от первоначального матана остались только легенды — что кстати всегда и происходит с утерянным знанием, поэтому самым тяжелым преступлением во все времена являлось сжигание библиотек. Хрен с ними с людьми, они расплодятся, но знание — сколько лет пройдет прежде чем его переоткроют?
  3. Seven deadly sins, seven ways to win, seven holy paths to hell, and your trip begins; Seven downward slopes, seven bloodied hopes, seven are your burning fires, seven your desires…

Отказ принца от праздности и неги ради поиска истины

Будда родился в семье царя и должен был унаследовать престол. Его отец мечтал о том, что Будда будет править страной и потому делал его быт совершенно беззаботным, чтобы у сына не появилось желание что-либо изменить.

Но волей случая Будде довелось увидеть четыре картины из повседневной жизни, тщательно скрывавшиеся от него отцом. Это были

  • старик;
  • пораженный недугом человек;
  • покойник;
  • аскетствующий монах.

Их вид заставил юного принца разочароваться в плотских утехах, после чего он покинул жену, отказался от роскошного образа жизни и переоделся в простое платье бродяги.

В дальнейшем аскет, которому предстояло стать Буддой, пытался найти путь избавления от страданий. Однако ни один мудрец, к которому он обращался, не смог дать ему высшей истины. В процессе поисков Сиддхартха вступил в группу живших в лесу отшельников.

Отдав должное их желанию усмирить сиюминутные страсти, он принял решение тоже пойти по этому пути и через шесть лет превзошел отшельников в своем добровольном отречении от мирских радостей.

Однажды ему довелось услышать, как лодочник просил своего сына не плыть близко к левому берегу реки, где он может сесть на мель, и не плыть вблизи от ее правого берега, где он застрянет в камышовых зарослях, а держать курс по центру речного русла.

После этих слов принц Сиддхартха пришел к выводу о том, что жизнь – это тоже река, поэтому для уверенной прокладки жизненного курса нужно уравновешивать свои стремления, достигая золотой середины, и никогда не впадать в крайности. Так аскетствующий монах встал на верный путь. Именно тогда принц стал Буддой, то есть просветленным.

В сикхизме

В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью — уровень, который известен как дживан-муктат, что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».

Связь между вожделением и судьбой: кама за или против сансары? 

Кама (вожделение, страсть) имеет дело с чувственными удовольствиями. Наслаждения этого мира могут развратить дживу, заставляя ее игнорировать свою дхарму или пренебрегать законами кармы. Такая джива должна переродиться в аду, или как низшее существо (например, растение). В индуистской традиции кама — это часть человеческого поведения; в отличие от западных представлений, кама — это часть ума, который питает тело. 

Кама также может быть определена как «желание».  Хотя это понятие не рассматривается в негативном ключе, но здесь работает закон «Хорошего понемногу».  Дело в том, что чрезмерное погружение в каму может повлиять на карму и дхарму. Упанишады говорят, что желания жизни и ее тривиальные материи могут заставить душу перерождаться снова и снова, пока ее привязанность к материальному миру не прекратится. Разобраться в этом постулате поможет книга «Краткое введение в индуизм» Артура Германа. 

Хотите научиться строить свою натальную карту, чтобы увидеть ваш скрытый потенциал и предназначение? Регистрируйтесь

по ссылке

на наш бесплатный вебинар, где мы расскажем, как составить свой индивидуальный гороскоп и научиться исполнять свои желания по специальной технике

Значение Колеса Сансары

Согласно законам «Кармы», попадание в Колесо Сансары происходит при серьезных нарушениях Духовных правил, которые призваны всячески развивать человека, и делать его лучше для окружающего мира. Поэтому душа нарушителя должна пройти несколько кругов важных уроков. Они будут повторяться до тех пор, пока человек не осознает свою ошибку и прекратит наступать на одни и те же грабли.

Если говорить простыми словами, то основное значение Колеса Сансары – это искупление грехов и отработка долгов, которые сформировались за все прошлые жизни. Подобную практику можно сравнить со школой, когда школьника оставляют на второй год в классе, из-за плохих оценок по учебе. Так же все происходит и в Колесе, когда душе приходится раз за разом видеть свои грехи, проходить через них, и в конечном итоге все искупать.

Колесо Сансары будет функционировать ровно до того момента, пока не будут исправлены все ошибки и нарушения.

Колесо Сансары в буддизме

Основное отличие Сансары в буддизме от иных концепций заключается в том, что неизменной души, которая переселяется в другие тела, не существует. По легенде Будда столкнулся с вопросом перерождения и испытал некоторые трудности в понимании процесса переселения душ. В итоге, он пришел к выводу, что «я не существует».

Буддизм выделяет 6 сфер Сансары:

  • Боги (дэвы). Это самая высшая категория мира. Переродиться в ней можно путем накопления хорошей кармы при жизни. Сфера наполнена различными удовольствиями и радостями;
  • Полубоги (асуры). В отличие от богов, полубоги не могут найти покой. Они постоянно находятся в состоянии сражения с богами и людьми, обладают различными способностями и силами;
  • Люди (манушйа). Если душа перерождается в теле нового человека, то обычно новое характер и внешность сильно отличатся от тех, которые были в предыдущей жизни;
  • Животные (тирьяг). Перерождение в животного считается в буддизме своеобразным наказанием. Эти существа действуют на основании инстинктов, у них нет воли;
  • Голодные призраки (прета). Если при жизни душа испытывала сильное чувство привязанности, то она перерождается в бестелесный дух, блуждающий в поисках покоя;
  • Ад (нарака). Души со злой кармой попадают в ад. Представление ада у буддистов схоже с другими религиями. Это место наполнено различными страданиями.
6 миров перерождения 6 миров перерождения

Эти миры делятся соответственно на три высших добрых и три низших злых. Попадание в ту или иную сферу определяется кармой – плохими и хорошими действиями существа при жизни. Также в современном буддизме принято объединять богов и полубогов и ставить их на одну ступень в цикле.

fav.mifistoria.info

Наиболее подробно концепция о Сансаре представлена в джайнизме – религии, возникшей одновременно с буддизмом и часто ему противостоящая. Учение о перерождении и переходе души в состояние покоя занимает центральное место в джайнизме.

Изображение Сансары в Джайнизм Минском храме Изображение Сансары в Джайнизм Минском храме

Сансара описывается как место пребывания тела человека, наполненное страданиями и тяжелыми испытаниями. Пребывание в Сансаре не приветствуется и подлежит отказу. Поэтому последователи этой религии зачастую ведут аскетичный образ жизни, чтобы не соблазняться страстями, такими как эго, гнев, обман, жадность.

Избавлением от Сансары является Мокша – состояние блаженного спасения души. Чтобы его достичь, необходимо избавить свою душу от переживаний. Но научиться этому нельзя. Лишь преодолев все 8 циклов перерождений, душа учится накапливать карму и отстраняться от мирских реалий.

«Бесконечен цикл переселения; болезненна любая форма жизни; нет счастья ни в одном из четырех состояний существования; дэвы, люди, животные и обитатели ада – все вовлечены в ту или иную боль и страдания; одна мокша блаженна и свободна от боли; поэтому мудрый должен стремиться только к мокше; все остальные условия временны и болезненны».

Цитата Чампака Рай Джайна, последователя джайнизма.

fav.mifistoria.info

Как выйти из сансары

Как же разорвать кольцо перевоплощений и выйти из колеса сансары? Для начала потребуется понять, что затягивает в него живую сущность. Обычно причинами попадания в круговорот перерождений становятся три яда. Их чаще всего обозначают в виде символов:

гнев — змея;невежество — свинья;страсть — петух.

Но каждый знак раскрывается намного глубже. Для освобождения нужно избавиться от негативной кармы и, соответственно, от этих ядов. Найти выход из колеса можно, если понять, какие негативные поступки из действий ума, речи и тела бывают.

Измены, извращения, изнасилования, убийства из-за гнева, глупости или желания получить удовольствие, а также кража — вот грехи тела. Жажда богатства, жадность, зависть, враждебные мысли — грехи ума. Грубость, обидные шутки, ложь, сплетни — грехи речи. Если избавиться от них, то можно найти выход к освобождению.

Колесо сансары — что это такое и как из него выйти?

Но существуют еще и благие поступки, которые ведут к выходу из круговорота перевоплощений:

щедрость, в том числе духовная;спасение живых существ;правдивость;верность и отказ от половой распущенности;мирная речь;сострадание и любовь к людям;мудрость;примирение тех, кто враждует;понимание природы и сущности вещей;удовлетворенность тем, что у тебя есть.

Если отказаться от грехов и следовать только благим правилам, то можно разорвать колесо вечного скитания души. А из видео можно узнать подробнее о перевоплощениях и том, что за этим стоит:


Источник

Литература

  • Булич С. К. Сансара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Лучина В. П. Сансара // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 592—593. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Парибок А. В. Локаята // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Пахомов С. В. Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 172 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-326-8.
  • Сансара // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Шохин В. К. Сансара // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Сансара // Энциклопедия «Кругосвет».

Что значит состояние бардо?

Слово «бардо» означает промежуточное состояние между жизнью и перерождением в буддизме. Ранние философы считали, что по своему неведению человек постоянно находится в сансаре. Пока он не понял своего предназначения, не достиг просветления, он останется в состоянии бардо.

Литература

  • Зегерс М. Термины буддизма. СПб, 2000
  • Парибок А.В. Устройство «Колеса существования»//«Гаруда» №2 (1997, том 6), с.33-41
  • Торчинов, Евгений Алексеевич. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб., 2005.

Как преодолеть колесо сансары?

Индия и Китай полны философских течений на тему перевоплощения, перерождения. Основной мыслью этих течений является избавление от кармы. Философы выдвинули рекомендации, как избавиться от постоянно текущего замкнутого круга. Для этого нужно многое осознать и переосмыслить:

  1. Природа — предназначение человека.
  2. Спокойно делать доброе дело без эмоциональной привязки.
  3. Делать то, что получается без усилий.
  4. Находиться в уединении.
  5. Знать меру в еде, речи, мышлении, похотях.
  6. Не проявлять эмоций.
  7. Видящий действия Природы, видит все.

фото 922

Подводя итоги…

Душа стремится к освобождению, а значит она в заточении, а значит страдает, и это проблема. Чтобы выйти из круга сансары мы должны понять цикл обусловленного существования, в котором мы находимся в заключении. Сансара — как болезнь.

Будда, которого называли Великим врачом, предложил лекарство. Но пациент должен сначала распознать свою болезнь, с ее причинами и симптомами, а также возможными последствиями, прежде чем может начаться лечение.

Нужно понимать что мы не занимаем стабильного места внутри сансары, но в зависимости от нашей кармы перейдем от одного существования к другому. Либо в мир нирваны, не затронутый негативными эмоциями, что и является истинной природой счастья, либо в бесконечный повторяющийся круг пороков и страданий сансары.
Сансарную тему дано понять и принять не каждому человеку. Познав свою жизнь и душу лучше можно улучшить свой круговорот повторений или вовсе выйти из него. 

Нежелательный характер сансары исходит из его непредсказуемости и незнания. Мотивированный только  желанием, эгоистичным индивидуализмом человек повторно возрождается в разных видах нежелательных мучительных реинкарнациях. Поняв принцип работы колеса сансары с тремя отравляющими ядами, приняв законы восьмеричного пути Будды и следуя им, можно изменить причинно-следственные связи кармы с наилучшим для человека исходом и результатом.Прервав сансарную иллюзию для реинкарнации в другом лучшем мире. 

Согласно йогической философии, улучшению качества кармы помогут практики йоги. А начать можно прямо сейчас — читайте асаны

См. также

  • Будда Шакьямуни
  • Космология буддийская
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...