История религиозной философии

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Появление религиозной философии 

Одним из первых таких народов или нацией, культура которой в числе первых получила свое институциональное  оформление в светской государственности (монархии) – были иудеи. Однако в то время они не располагали никакой философией (в современном значении этого понятия). В своей государственной и культурной жизни они руководствовались ветхозаветными текстами, которые по своему стилю, напротив, прямо противостоят стилю философского теоретизирования.

Первыми творцами именно философского опыта стали древние греки. Но их искания в период античности можно назвать религиозными, то есть «обремененными», в первую очередь,  поисками Бога, смысла и т.д. Добавим, что и после Боговоплощения,  эти мыслители не оставили данного занятия и посредством найденных рациональных «инструментов» пытались разрешить возникшие новые проблемы уже богословия.

Итак, на заре своего становления такие искания выражались:

  • У иудеев — в постижении откровений Бога, данных им в Ветхом Завете
  • У восточных спиритуалистов – в вознесении к Богу в медитациях и различных практиках
  • У древних греков – в постижении истины и Бога разумом

Отметим, что все эти «теоретизирования» никак не относились к светским областям мысли, поскольку нигде в то время еще не существовало самих светских областей культуры, а именно таких, где не было каких бы то ни было обращений к религиозным темам.

Подобные «светские» запросы к разуму стали возможны лишь в переломные исторические эпохи, связанные с изменением национальных самосознаний европейских народов и, соответственно, их философских рефлексий об этом.

Таковыми стали радикальные перемены в социально-экономической жизни народов Европы, ознаменованные: 

  • Возрождением и Реформацией в культуре
  • Географическими открытиями
  • Началом становления общемирового рынка, который являлся объединяющим на уровне межконтинентальных связей
  • Становлением основ капиталистической экономики
  • Секуляризацией жизни

Меж тем и тогда (и сейчас!) речь не шла о полном вытеснении религиозной культуры феноменом новоявленной светскости. Корректнее говорить об образовании некой светской ниши во всей западноевропейской культуре, в которой полностью «разместилась» тогда наука новоевропейского образца. В этой же нише нашла себе место и часть философии, получившая свой новый светский вектор развития. Так в 18 веке оформляется французский материализм (механистический), а за ним и атеизм. Причем, не как «идеология» определенных отщепенцев или чудаков, а как конкретно растущее направление светской мысли.

В этих условиях и начинают оформляться основы национальных самосознаний европейских народов и их философий. Отметим здесь, что они в значительной мере (в отличие от иудеев или русских)  стимулировались именно социально-экономическими факторами. 

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)

“Басманный философ”

«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы — народ исключительный».

Пётр Яковлевич Чаадаев в молодости был светским человеком, блестящим гвардейским офицером. Знакомством с ним гордился Пушкин и другие самые замечательные люди эпохи. Выйдя в отставку и совершив длительное заграничное путешествие, он переменился и стал вести жизнь, близкую к затворнической.

Большую часть времени Чаадаев проводил в московском доме на Новой Басманной, за что и получил прозвище «Басманный философ».

Публикация его «Философических писем» вызвала гнев Николая I: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаева официально объявили сумасшедшим. Впоследствии врачебный надзор был снят, но при условии, чтобы он «не смел ничего писать». Тем не менее, философ написал «Апологию сумасшедшего», долгое время остававшуюся неопубликованной и после его смерти.

Главная тема философских сочинений Чаадаева – размышления об исторической судьбе и роли России в мировой цивилизации. С одной стороны, он был убеждён, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка…, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». С другой – сетовал на то, что Россия оказалась отлучена от всемирно-исторического процесса. Одной из причин этого Чаадаев видел в православии и считал, что все христиане должны объединиться под эгидой католической церкви. Конечная цель истории по Чаадаеву – осуществление царства божьего на земле, которое он понимал как единое, справедливое общество. На его концепции опирались как славянофилы, так и западники.

Основные школы и направления

К числу основных направлений русской философии можно отнести:

  1. Западничество и либерализм
  2. Славянофильство и почвенничество
  3. Народничество
  4. Анархизм
  5. Космизм
  6. Толстовство
  7. Софиология
  8. Евразийство
  9. Марксизм-ленинизм
  10. Этатизм
  11. Традиционализм
  12. Национализм

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)

«Разумный эгоист»

«Чепуха в голове у людей, потому они и бедны, и жалки, злы и несчастны; надобно разъяснить им, в чём истина и как следует им думать и жить».

Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье священника и учился в духовной семинарии. Современники говорили о нём, что это «человек, близкий к святости». Несмотря на это, его философские взгляды отличались крайним материализмом.  Чернышевский был признанным вождём революционных демократов. В 1862 году по недоказанному обвинению он был арестован, осуждён и больше двадцати лет провёл в тюрьмах, на каторге и в ссылке. Его главное сочинение – роман «Что делать?» написан им в Петропавловской крепости. Он оказал огромное влияние на молодёжь того времени, в частности, на Владимира Ульянова, который говорил, что этот роман «его всего глубоко перепахал».

База этической концепции Чернышевского – «разумный эгоизм»:

«Индивидуум поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия».

Однако из неё он делает выводы о необходимости альтруизма. На основе этого Чернышевский обосновывал возможность построения свободного и справедливого общества на добровольных началах, где царят не конкуренция, а сотрудничество и взаимопомощь.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Непротивленец

«Будь добрым и не противодействуй злу насилием».

Льва Николаевича Толстого, величайшего русского писателя, философские вопросы занимали всю жизнь. Со временем он практически отказался от литературного творчества и посвятил себя разрешению моральных и религиозных вопросов. В результате возникло новое учение, толстовство. Сам Толстой полагал, что очищает таким образом христианство от исторических искажений и противопоставлял моральное учение Христа официальной религии. Его взгляды приводили к конфликтам со светскими и духовными властями и закончились отлучением от церкви.

В конце жизни Толстой предпринял попытку жить в полном согласии со своим учением и тайно ушёл из дома, но вскоре умер.

Главное положение учения Толстого – непротивление злу насилием. Оно предполагает пацифизм, отказ от исполнения любых государственных обязанностей и строгое вегетарианство. Толстой отрицал необходимость государственных институтов и в этом сходился с анархистами, однако считал, что упразднение государства должно произойти естественным, ненасильственным путём.

Русская философия XVIII века

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей.

Феофан Прокопович и Стефан Яворский. Михаил Ломоносов. «Разговор двух приятелей» Василия Татищева. «Детская философия» Андрея Болотова. Григорий Сковорода. «Знания, касающиеся вообще до философии» Григория Теплова. «О человеке, о его смертности и бессмертии» Александра Радищева. Русские мартинисты и «внутренние христиане».

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842–1921)

Князь-анархист

«Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было».

Князь Пётр Алексеевич Кропоткин был отпрыском одной из знатнейших российских фамилий. Однако он решительно порвал со своей средой, сделавшись революционером и фактическим создателем учения анархо-коммунизма. Кропоткин не ограничивался революционной деятельностью и философией: он был крупным учёным-географом, ему мы обязаны термином «вечная мерзлота». Оставил он свой след и в других науках. Образ жизни Кропоткина сделал его одним из высочайших нравственных авторитетов своего времени.

Кропоткин мечтал о воцарении на Земле безгосударственного коммунизма, потому что всякое государство – есть инструмент насилия.

По его мнению, история – это борьба двух традиций: власти и свободы. Настоящими двигателями прогресса он считал не конкуренцию и борьбу за существование, а взаимопомощь и сотрудничество. Кропоткин принимал дарвиновскую теорию, своеобразно интерпретируя её не как борьбу между индивидами, а как борьбу между видами, где преимущество получает тот вид, внутри которого царит взаимопомощь. Свои выводы он подкреплял многочисленными примерами, взятыми как из животного мира, так и из человеческой истории.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900)

Рыцарь Софии

«Чтобы должным образом осуществлять благо, необходимо знать истину; для того, чтобы делать, что должно, надо знать, что есть».

Владимир Сергеевич Соловьёв, сын знаменитого историка, начинал учиться на физико-математическом факультете, но быстро разочаровался в естественных науках и переключился на философию. В 22 года он уже читал по ней университетские лекции. Впрочем, размеренная преподавательская жизнь была не для него. Соловьёв много странствовал, жил, по большей части, у друзей и знакомых, одевался и питался как придётся и имел множество странных привычек. Несмотря на свою влюбчивость и преклонение перед женственностью, семьи он так и не завёл. Несколько раз его посещало видение Софии, божественной мудрости, Души мира, и эти мистические переживания оказали на него сильнейшее влияние. Соловьёв был не только философом, но и поэтом, и считается предтечей символизма.

Уже названия основных философских работ Соловьёва – «Оправдание добра», «Смысл любви» как нельзя лучше характеризуют направление его мысли.

Основной смысл любви, по Соловьёву, создание нового человека, причём прежде всего имеется в виду духовная, а не физическая составляющая.

Философ мечтал об объединении человечества на основе христианства (путь к этому лежал через воссоединение церквей). Конечная цель истории для него – богочеловечество и окончательная победа Добра. Ведущую роль в этом процессе он отводил России.

Религиозная философия в СССР

Не все философы покинули новую страну, возникшую вместо прежней Российской империи.

Часть религиозных философов обогатилась идеями мыслителей XIX столетия, затем пережила революционный 1917 год и осталась в стране победившего большевизма. Бурное развитие русской философии, сменившееся не менее бурными потрясениями всех основ общества, обогатило оставшихся религиозно-философских деятелей духовным, социальным и политическим опытом. Они продолжали разрабатывать свои идеи до Второй Мировой войны и даже после нее. Эти люди смогли не только сохранить религиозные идеи русской философии прошедшей эпохи, но и, в меру сил и способностей, развить их, применив к новым условиям, открывая для всех новую проблематику, катализатором которой стала революция.

Противостояние в русской религиозной мысли

 Мы уже упомянули, что оформление интеллектуальной религиозной философской рефлексии в нашей стране связано с работами В.Соловьева. Однако ее реальное становление подготавливалось много ранее, а именно в творчестве основоположников славянофильства.

Это направление, выраженное в работах И.Киреевского и А.Хомякова, считают предтечей национальной и самобытной философской мысли.

Истоками его появления стало историософское осмысление всего русского пути развития и призвания России, которые рассматривались в ее географическом ракурсе (между Западом и Востоком).

Показателен в этом плане и антипод славянофильству  — феномен западничества, идущий от П.Чаадаева. (Который, кстати, также начинался с сугубо христианской проблематики, только ориентированной на западно-христианскую мысль).

Характерной чертой этих обоих направлений, помимо указанной религиозной ориентации, была именно их промыслительная задача, связанная с ростом национального самосознания.

В дальнейшем история показала деградацию русского западничества, ушедшего вместе со всей западной философией в чрезмерную рационализацию. Историософские концепции отечественных западников в этом процессе стремительно «профанировались» таким «заземлением». Идея Преображения мира и Спасения стали заменяться идеями преобразования этого мира, которое осуществит уже «самодостаточный» человек.  Позже этот же подход проявится в такой псевдоэсхалотологической концепции, как научный коммунизм, основы которой к тому же не разрабатывались ни классиками марксизма, ни мыслителями социал-демократического толка.

В свое время Н.Бердяев, обозначая позиции этих двух философских школ России, определил их так по отношению к самой России:

  • Для славянофилов – она мать
  • Для западников – она дитя

Отсюда и отношение, и результат мысли. Славянофилы породили религиозную философию, ставшую национально-самобытной, но не используемой в реальной истории страны для ее реформирования. Впрочем, представители российской интеллектуальной элиты в 1922 году вообще были отправлены «философским пароходом» из новой России.

Западники и славянофилы

Началом самобытной философии в России можно назвать появление вопроса об ее историческом пути. В позапрошлом веке в 30е – 40е гг. в русской философской идеи появились 2 противоборствующих лагеря: западники и славянофилы.

Главный аспект их дискуссий можно обозначить так: единый ли у России и Европы исторический путь или у нашей страны особый путь и уникальная культура?

Главные славянофилы: А. С. Хомяков, братья Киреевские, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Аксаковы. Суть их учения такова: у России свой исключительный духовно-исторический процесс развития, она не похожа на Запад и не должна развиваться по его законам и повторять его культуру.

Главные тезисы славянофилов:

  • Безбожность западнической цивилизации
  • Православие как истинная сила русской нации
  • Монархия – совершенная форма правления для России
  • Патриархальная семья – главная опора государства
  • Русские являются народом-богоносцем

Сторону западничества представляли: А. И. Герцен, В.Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Н. Г. Чернышевский, были сторонниками прогресса как единой общемировой идеи. Их целью была пропаганда европеизации страны: ликвидации отсталости и становления буржуазного общества.

фото 567

Известные деятели

  • А.С. Хомяков. Первый религиозный философ нашей страны. Глава славянофилов. Его труды опубликовались на родине только после смерти, но все равно смогли сильно повлиять на развитие русской религиозной философии. В них Хомяков затрагивал тему православной церкви, противопоставлял ее западноевропейскому влиянию.
  • Н.А. Бердяев. Создавал свои работы как в России, так и в эмиграции. Затрагивал тему судьбы России и мира, философию свободы, смысла творчества, предназначения человека.
  • В.С. Соловьев. Ставил религию выше философии. Критика атеизма и материализма за то, что они ведут человечество в пропасть. Придерживался позиции объективного идеализма, представлял человека как связующее звено между идеальным миром и миром физическим.
  • Н. О. Лосский. Создатель «интуитивизма»: учения о том, что мир можно познать, непосредственно интуитивно созерцая реальность.
  • С. Н. Булгаков. Первым связал космологию с религиозной тематикой, что сильно подтолкнуло вперед развитие русской религиозной философии, в частности, космизм.
  • И. А. Ильин. Главная тема его работ – связь философии и религии. Выявил связь не только в едином предмете изучения – Боге, но и объединяющих их духовном опыте.

Советская философия

Ещё до начала Октябрьской революции в России получила развитие философия марксизма (Георгий Плеханов, Владимир Ленин).

Основным в советской философии считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом — диалектика, в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм, то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как «свойство высокоорганизованной материи».

В теории познания господствовала ленинская теория отражения. Исторический процесс воспринимался через призму соподчиненного отношения базиса (экономика) и надстройки (культура), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм (как первой стадии коммунизма).

В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеального (только «в голове» или нет? Давид Дубровский — Эвальд Ильенков), споры о природе информации.

Большой популярностью в позднесоветский период пользовались такие философы как А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин.

В позднесоветский и постсоветский период получили широкое признание идеи Московско-Тартуской семиотической школы. Михаил Бахтин развивает идеи полифонии, диалога и карнавальности.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945)

Первооткрыватель ноосферы

«Мыслящий и работающий человек есть мера всего. Он есть огромное планетарное явление».

Владимир Иванович Вернадский представлял собой тип универсального учёного. Его научные интересы отличались крайней широтой, от геологии до истории. Не довольствуясь этим, он создал новую науку, биогеохимию. Не чужд был Вернадский и политической деятельности: он был видным членом партии кадетов, входил в Государственный совет, а позже – во Временное правительство, стоял у истоков создания Академии наук Украины и был первым её президентом. Несмотря на свои некоммунистические взгляды, он пользовался большим авторитетом в Советском Союзе.

Главное достижение Вернадского как философа – учение о биосфере, совокупности всего живого на Земле, и переход её в стадию ноосферы, царство разума.

Предпосылками к её появлению является расселение человечества по всей планете, создание единой информационной системы, общенародное управление и вовлечение каждого в научную деятельность. Достигнув этой стадии, человечество сможет управлять природными процессами. Эти идеи изложены в его труде «Научная мысль как планетное явление».

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)

«Идеал–реалист»

«Зло, царящее в нашей жизни, может наносить ущерб лишь тем личностям, которые сами запятнаны виною себялюбия».

Николай Онуфриевич Лосский, известный религиозный философ, был в своё время исключён из гимназии… за пропаганду атеизма. В молодости он много странствовал, учился за границей и некоторое время даже прослужил во Французском иностранном легионе. Впоследствии Лосский пришёл к христианству, и после революции вместе со многими коллегами был за свои взгляды выслан из России. За рубежом он вёл достаточно благополучную жизнь, преподавая в различных университетах и имея международное признание.

Лосский – один из основателей интуитивизма, называл своё учение «идеал-реализмом».

Согласно его концепции, мир является единым целым, а человек, как органическая часть этого мира, способен непосредственно созерцать предмет познания «в его неприкосновенной подлинности».

Формально оставаясь православным христианином, Лосский, тем не менее, придерживался теории предсуществования души до рождения и её посмертного перевоплощения. Кроме того, он полагал, что все существа (включая Дьявола) подлежат воскрешению и спасению.

См. также

  • Список русских философов

Материализм и русский марксизм

В 80-х годах XIX века зарождается русский марксизм. Основателям его стали находящиеся в эмиграции Плеханов, Засулич, Аксельрод. Эти люди разработали теоретическую базу для марксизма. Попав в Россию, данное учение обрело сугубо русские черты.

Первоначально новым течением увлекались различные представители российского общества: от университетских профессоров до пролетариев на заводах. Новая, несформированная еще идеология многим людям казалась способом воплощения в реальность идей социализма.

Классический марксизм во главу всего ставил экономику. В России данное учение заметно трансформировалось, переместившись в политическое русло. Причина — слишком слабо выраженный в стране класс пролетариев.

К началу XX сторонники марксизма в России разбились на два лагеря.

Часть из них: Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, названные «легальными марксистами», не принимали идею насильственной борьбы за свою идеологию. А также они не считали необходимым подавлять личность в интересах общества и выступали против материализма.

Их идеологическими противниками стали большевики во главе с В. И. Лениным. Они придерживались идеи построения социализма не через постепенное развитие экономики и социальной базы, а через революционную смену власти. Ленин и последователи являлись вестниками материалистических ценностей и атеизма.

Материалисты старались вытеснить христианство, а затем занять эту нишу, заменив своей идеологией. Этим и объясняется явная враждебность по отношению к религии.

Владимир Ильич Ленин (1870–1924)

Философ – практик

«Человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин».

Нет смысла подробно останавливаться на биографии Владимира Ильича Ульянова (Ленина), она всем известна. Стоит только заметить, что он был не только революционером и государственным деятелем, но и крупным философом, а его деятельность вытекала из его философских взглядов.

Основа философии Ленина – диалектический материализм. Все наши знания – отражение реальной действительности разной степени достоверности, а естественные науки и философия – неразрывно связаны. Марксизм, по его мнению, «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».

Главная тема его философских трудов – переход от одной исторической формации к другой и возможность построения справедливого коммунистического общества.

Ленин сформулировал классическое условие революции: «Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить». Важнейшая роль в таких переходах, по его мнению, принадлежит не отдельным личностям, а передовому классу в целом.

Литература

  • Ванчугов В. В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. — М.: Мир философии. 2015. — 752 с. — (Русская философия). ISBN 978-5-9906502-0-6
  • Гавриил, арх. Русская философия /Предисловие, подготовка текста, примечания — д.ф.н. В. В. Ванчугов/. — Москва. — Издательство Российского университета дружбы народов, 2005.
  • Гавриил, арх. Исторiя Философiи. Часть VI. Казань, в Университетской Типографiи 1840. — Часть 6: Русская философии. (факсимильное издание на портале Руниверс)
  • Галактионов А. А., Никандров П. Ф. История русской философии. — Москва: ИСЭЛ, 1961.
  • Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX веков. 2-е издание, исправленное и дополненное. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1989.
  • Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001.
  • Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. — М.: Академический проект, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5-8291-0858-8
  • Русская философия первой половины XIX века. — Свердловск: Издание Уральского университета, 1967. На сайте Руниверс
  • Сиземская И. Н. Русская «философия-поэзия» как форма историософского миросозерцания (начало) // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 127—133.
  • Soboleva M. E. Russische Philosophie im Kontexte der Interkulturalitaet. Traugott Bautz Verlag, 2007.
  • Сухов, Андрей Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., ИФ РАН, 1995. (PDF)
  • Ю. Семёнов. О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века
  • http://rvb.ru/swassjan/noch_nacht/15.htm
  • Гриненко Г. В. История философии — М.: Юрайт-Издат. — 2004.

Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944)

«Религиозный материалист»

«Вера есть совершенно самостоятельная способность духа, которая неравно распределена между людьми. Есть таланты и гении веры».

Сергей Николаевич Булгаков в молодости увлекался марксизмом. Впоследствии он перешёл на позиции христианского социализма, и в этом качестве даже избирался в Государственную Думу. В революционные годы Булгаков пришёл к традиционному православию и стал священником. Однако затем, уже находясь в эмиграции, он создал в рамках православия собственное учение о Софии, премудрости Божией, осуждённое Московской Патриархией.

Своё мировоззрение Булгаков определял как «религиозный материализм».

В центре его философии – учение о Софии. София Божественная посредством мистического акта становится Софией Тварной, основой материального мира.

Земля – «всематерия, ибо в ней потенциально заключено всё» – становится Богородицей, готовой воспринять Логос и произвести на свет Богочеловека. В этом Булгаков видел истинное предназначение материи.

Николай Константинович Рерих (1874–1947)

Русский Махариши

«Сердце бьётся беспрестанно, так же постоянен пульс мысли. Человек или творит, или разрушает. Если мысль есть энергия и она не разлагается, то сколь ответственно человечество за каждую мысль!»

Николай Константинович Рерих в первой половине жизни был известен, в основном, как художник и археолог. Со временем он всё больше интересовался культурой и религией Востока. После встречи с таинственным духовным учителем, которого Рерих называл «Махатмой Востока», он начал создавать своё учение «Агни-Йога». Рерих стал автором пакта о защите культурных ценностей (известного как пакт Рериха), который впоследствии лёг в основу Гаагской конвенции. Последние годы жизни Рерих провёл в Индии, где был глубоко почитаем.

В своих трудах Рерих попытался объединить западные и восточные эзотерические традиции и учения.

В мире идёт постоянная борьба между Иерархией Света и Иерархией Тьмы. Великие философы, основатели религий, духовные учителя – это воплощения иерархов Света.

Человек должен стремиться перейти к высшим формам существования, путь к которым лежит через духовное самосовершенствование. Особое внимание в учении Рериха уделяется к отказу не только от злых поступков, но и помыслов. Важнейшим средством воспитания является искусство, которое, по мысли Рериха, объединит человечество.

Ссылки

  • Русская философия в Электронной библиотеке по философии
  • Русская философия на сайте «Мир слова русского»
  • Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»
  • Цикл документальных программ о русской философии и литературе
  • Русская философия на портале РУНИВЕРС (факсимильная библиотека)
  • Галерея Русских Мыслителей Дмитрия Ольшанского
  • Введение в историю русской философской мысли. Видеолекция В. В. Ванчугова

Николай Александрович Бердяев (1874–1948)

Философ свободы

«Знание принудительно, вера свободна».

Николай Александрович Бердяев, выходец из богатой семьи, в молодости придерживался марксистской философии, был близок к революционным кругам и даже оказался в ссылке. Однако затем он вернулся к православию, а направление, которое приняла его философская мысль, можно назвать религиозным экзистенциализмом. После революции, к которой он отнёсся сочувственно, Бердяев был выслан из России на «философском пароходе». За границей он был редактором философского журнала «Путь» и объединял вокруг себя левую христианскую молодёжь, которая, как и он, мечтала о соединении коммунистических и христианских идей. Из-за таких взглядов он разошёлся с большей частью русских эмигрантов. Бердяев многократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но так её и не получил.

Сам Бердяев называл свою философию «философией свободы».

Согласно его воззрениям, Свобода – проявление первичного хаоса, и над ней не властен даже Бог, сотворивший упорядоченный мир.

Именно поэтому человек сам несёт ответственность за свои поступки, и зло исходит от него самого, а не от Бога. Другая важнейшая тема его исканий – исторический путь России. Свои размышления о нём он изложил в книге «Русская идея».

Иван Александрович Ильин (1882–1954)

Белый идеолог

«Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться».

Иван Александрович Ильин был среди высланных из России на «философском пароходе» в 1922 году. За рубежом он стал вести активную политическую деятельность, и сделался одним из идеологов одиозного Русского общевоинского союза, ставившего целью «освобождение России». Ильин, негативно относившийся как к большевизму, так и к буржуазной демократии, открыто симпатизируя фашизму. «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации Германии и оказал тем самым величайшую услугу Европе», – писал он в 1933 году.

После войны он признавал, что Гитлер и Муссолини «скомпрометировали фашизм», однако продолжал с симпатией относиться к франкистскому и родственным ему режимам.

Интерес к сочинениям Ильина возродился в России в 1990-х годах. Его идеи популярны в консервативных и религиозных кругах. В 2005 году прах Ильина был перевезён на Родину и захоронен в Донском монастыре Москвы.

Философия по Ильину – наука эмпирическая. Согласно его концепции, человек, познавая предметный мир, познаёт и идеи, в нём заложенные, и, таким образом, познаёт и Бога. Философия и религия – это также пути познания Бога через абстрактные понятия или образы. Бог для Ильина – воплощение истины, любви и красоты.

Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988)

Античный мудрец

«Мне мало жить.  Я хочу ещё и понять, что такое жизнь».

Алексей Фёдорович Лосев был виднейшим советским специалистом по античности. Эта область научных интересов была сравнительно безопасной во времена, когда неосторожное слово могло стоить очень дорого. Тем не менее, после опубликования книги «Диалектика мифа» он на несколько лет попал на Беломорканал.

Лосев, ученик и последователь Флоренского, был глубоко верующим человеком; вместе с женой они приняли тайный монашеский постриг.

Философ был почти слеп, он различал только свет и тьму, однако это не помешало ему создать около 800 научных работ.

О своих философских взглядах Лосев стал открыто говорить только ближе к концу своей долгой жизни. Вслед за Флоренским он был сторонником имяславия. Имя, Логос для него было «изначальной сущностью мира». Многотомная «История античной эстетики» Лосева заставила специалистов по-новому взглянуть на античность и классическую греческую философию.

«Идеальный» марксист

Эвальд Васильевич Ильенков (1924–1979)

«Подлинный разум всегда нравственен».

Эвальд Васильевич Ильенков по своим убеждениям был марксистом, однако на протяжении почти всей научной карьеры подвергался критике за идеализм. Его книга «Диалектика идеального» до сих пор вызывает ожесточённые споры. Очень много внимания он уделял проблемам образования и воспитания, считая, что школа недостаточно учит детей мыслить.

Ильенков стал одним из разработчиков методики обучения слепоглухонемых, при использовании которой эти люди могут вести полноценную жизнь.

В работе «Космология духа» Ильенков даёт свой вариант ответа о смысле жизни. По его мнению, главная задача разумных существ – противостоять энтропии, мировому хаосу. Другой важнейшей темой его размышлений стало исследование понятия «идеального». Согласно его концепции, мы изучаем реальный мир в той мере, в какой он идеально выражается в нашем мышлении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...