Философские концепции: пантеизм, как идея безличностного Бога

Содержание

Происхождение термина пантеизм

фото 893

Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. Название показывает, какой идеи придерживаются последователи учения. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. В этой концепции нет места и превозношению человека, пантеисты не приемлют антропоцентризм. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе.

19 лучших философов эпохи Возрождения

1- Монтень

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos.jpg

«Очерки» Мишеля Эйкема де Монтеня (1533-1592) посвящены различным темам: от его мнения о войнах того времени до его мнения о воспитании детей..

По этому последнему вопросу можно подчеркнуть, что Монтень был одним из первых мыслителей, которые писали о педагогике и о браке как необходимые для воспитания детей..

В своих эссе Монтень затронул такие темы, как самоубийство, медицинская практика, сексуальность, любовь и свое мнение о завоевании, которое он назвал варварством..

Следует отметить, что этот мыслитель разделял идеи культурного релятивизма, то есть уважал различия представителей других культурных.

2- Николас де Куса

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_2.jpg

Из Docta Ignorantia де Николас де Куса (1401-1464) считается одним из важнейших договоров того времени. Де Куса поднял вопрос о том, что Земля не является центром Вселенной, и эта идея была позже высказана Джорджо Бруно..

Этот мыслитель также выступал против оккультных идей. Можно считать, что он был философом-пантеистом, поскольку Николас де Куса утверждал, что Бога нельзя отделить от его творения.

Для де Куса наука о человеке была предположительной, так как человек во всех своих исследованиях ищет Бога, но не в состоянии понять ее полностью.

3- Джордано Бруно

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_3.jpg

Философ, астроном и математик Джордано Бруно (1548-1600) в своих трактатах Из бесконечной вселенной и миров и О причине, начале и единстве поднимает новое космогоническое видение, которое отрицает, что Земля была центром Вселенной и что Солнце и другие планеты вращались вокруг нее..

Бруно считал, что каждый объект на земле движется вместе с ним, то есть это движение относительно и находится под его влиянием. Его вера в относительность движения позволила ему подтвердить, что для измерения была необходима система отсчета.

4- Эразм Роттердамский

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_4.jpg

Кинжал Христа он считается наиболее важным договором Эразма Роттердамского (1466-1536). В нем этот мыслитель говорит об обязанностях христиан и важности искренности, которая необходима христианам. Из Роттердама он считал, что формализм и догматизм не позволяют вере охватить больше людей.

Этот философ и богослов всю свою жизнь боролся с догматизмом, христианской дисциплиной и ее институтами, из-за чего католики и протестанты преследовали его и подвергали цензуре..

Самые важные свидетельства о ваших идеях – ваши письма. Эрасмо переписывался со многими из самых важных мыслителей того времени, особенно с Мартином Лютером.

5- Мартин Лютер

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_5.jpg

Вбив 95 тезисов в дверь церкви Виттенберга, Мартин Лютер (1483-1546) инициировал движение, которое впоследствии стало протестантизмом..

В своих тезисах Лютер критиковал систему индульгенций; то есть возможность, которую католическая церковь дала, чтобы купить прощение грехов, жадность церкви и ее язычество.

После посещения Ватикана Лютер был удивлен богатством папства и подверг критике то, что прихожане не пользовались этим благосостоянием. Кроме того, Лютер подверг критике языческие традиции, принятые Церковью, которые не имели ничего общего с традициями ранних христиан.

Протестантизм заставил католическую церковь заново изобрести себя и, как следствие, имел контрреформацию, которая была обновляющимся движением в католической церкви.

На политическом уровне Реформация и протестантизм оказали большое влияние на процесс формирования европейских государств, которые боролись против влияния Церкви во внутренних делах..

6- Ульрих Цвинглио

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_6.jpg

Ульрих Цвингли (1484-1531) развивал идеи протестантизма и был максимальным лидером швейцарской протестантской реформации. Хотя этот мыслитель выдвинул идеи, похожие на идеи Лютера, у обоих были свои различия.

Швейцарский протестантизм характеризовался как более радикальный. В своем трактате Истинной и ложной религии, Цвингли отвергает причастие, образы, массовое и священническое безбрачие.

Этот мыслитель считал, что богатство Церкви должно быть поставлено на службу бедным. Цвингли придавал большое значение политическим вопросам и считал, что правитель может быть свергнут, если его действия противоречат христианским обязанностям.

7- Кальвин

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_7.jpg

Последним великим протестантским реформатором был Хуан Кальвино (1509–1564). Этот французский богослов разработал основы кальвинизма. В отличие от Лютера, Клавино оставил в своем завещании структурированные основы кальвинизма.

Кальвин считал, что необходимо устранить все элементы Церкви, которые не объявлены обязательными в Библии. Его мысль была более рациональной и менее мистической, чем мысль Лютера. Он заложил основу для развития учения о пяти “Солах” и пяти пунктах кальвинизма..

8- Мигель Сервет

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_8.jpg

Одним из мыслителей-гуманистов, который стал жертвой инквизиции за свои идеи, был Мигель Сервет (1509 или 1511 – 1553). Этот мыслитель развил идеи протестантизма.

В своем трактате Из ошибок о Троице и Диалоги о Троице разработал концепцию христологии, которая должна была заменить традиционную веру в Троицу.

В конце концов, его идеи были отвергнуты католиками и протестантами, поскольку его идеи были близки к пантеизму (вера в то, что Вселенная и Бог едины).

9- Франческо Петрарка

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_9.jpg

В литературе поэзия Франческо Петрарки (1304-1374) повлияла на таких писателей, как Уильям Шекспир, и создала литературное течение под названием «Петрархизм». Его проза была революционной, поскольку в то время он не привык писать о человеке как главном герое истории.

Петрарка в своих трудах придавал большое значение биографиям своих героев, их чувствам и подробностям о них. Этот гуманистический стиль ставит человека в центр истории.

Важно подчеркнуть его вклад в развитие итальянского языка, так как он написал много своих работ на итальянском языке, когда итальянский язык считался вульгарным, а каждый трактат или литературное произведение было написано на латыни..

10- Николас Макиавелли

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_10.jpg

В политической сфере самый важный трактат того времени был написан Николасом Макиавелли (1469-1527).. Принц является политическим договором, цель которого состоит в том, чтобы научить управлять государством.

По словам Макиавелли, эти методы должны применяться для поддержания власти, которая является основным атрибутом правителя.

В других трактатах Макуэно также развивает свою политическую теорию: в Hистория Флоренции Мыслитель анализирует правительство Медичи и историю своего родного города до сих пор и в Из искусства войны, Макиавелли раскрывает свое видение того, какой должна быть военная политика государства.

В своих трактатах Макиавелли критикует политику, навязанную Медичи, которая изгнала его, а также дает советы о том, как создать новое государство..

11- Томас Моро

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_11.jpg

Другим важным политическим мыслителем того времени был Томас Моро (1478-1535). Его работа утопия отражает то, на что было бы похоже идеальное общество.

По его мнению, идеальное общество должно быть патриархальным, состоящим из городов-государств с общим центральным городом. Каждый город должен был иметь все возможные инструменты для самостоятельного поддержания экономики.

Идея первоначального общества породила утопическое мышление и многие авторы, пишущие о собственном видении предмета. Одним из этих авторов был Томмазо Кампанелла.

12- Томмазо Кампанелла

los-19-filsofos-del-renacimiento-ms-famosos_12.jpg

Город Солнца Это утопическая работа, написанная Томмазо Кампанеллой (1568-1639). В отличие от Моро, Кампанелла считал, что идеальное государство должно быть теократическим и основываться на принципах взаимопомощи и развития сообщества..

В этом городе никто не должен ничего владеть, но все принадлежит общине. Граждане будут работать, а чиновники будут распределять богатство. Считается, что его идеи повлияли на коммунистическую мысль.

13- Уго Гроций

Голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645) в своих договорах De Jure Belli ac Pacis, Де инди и Маре Либерум развитые идеи, которые имеют основополагающее значение для международных отношений.

Гроций утверждает, что море – это свободное пространство, принадлежащее всем народам, а это означает, что его договор Маре Либерум заложил основы концепции международных вод.

Также Гротий изучал войну и разработал принципы справедливой войны. Его идеи об Абсолютном Государстве способствовали тому, что станет современной концепцией национального суверенитета..

14- Жан Боден

Основоположником концепции суверенитета считается Жан Боден (1529-1596). В своем трактате Les Six Livres de la République, Бодин объясняет, каковы атрибуты государства, включая суверенитет.

Бодин также выделялся своим договором Парадоксы г-на де Малеструа-таунанта, посвященного выборам и богатству где он описал свою денежную теорию о росте цен на товары и продукты.

в Шесть книг и в парадоксе М. Де Малеструа можно сказать, что этот мыслитель описал экономические принципы меркантилизма.

Бодин также считал, что прибыль одной стороны не должна основываться на убытках для другой, то есть Бодин предложил экономическую модель выгоды для обеих сторон..

15- Франциско де Витория

Профессор Саламанской школы Франсиско де Витория (1483 или 1486 – 1546) выделялся своими идеями о границах политической и религиозной власти и разделении между ними. Он был одним из мыслителей, которые критиковали обращение индейцев в колониях.

В своих договорах он заявил, что существуют естественные права, которыми должен пользоваться каждый человек: право на личную свободу, уважение прав других, идея о том, что люди равны.

Вместе с Уго Гротием он основал современные международные отношения со своим договором Потестат Civili. В отличие от Макиавелли Франсиско де Витория считал, что мораль ограничивает действия государства.

16- Франциско Суарес

Величайшим представителем Школы Саламанки, где работали великие мыслители эпохи Возрождения, был Франциско Суарес (1548-1617). Он сделал свой самый важный вклад в области метафизики и права.

Его идеи о метафизике противоречили таким важным мыслителям, как Фома Аквинский. В своей работе, Споры метафизические (1597), Суарес переосмысливает предыдущую метафизическую традицию.

Что касается права, Суарес заложил основы для дифференциации естественного права от международного права. В университете Суареса он получил звание доктора Eximius и был одним из самых влиятельных профессоров.

17- Лоренцо Валла

Итальянский философ и педагог Лоренцо Валла (1406 или 1407-1457) развил историко-философскую критику и лингвистический анализ.

В своем трактате Sна пожертвование Константино Валла показал, что этот документ, который якобы демонстрировал, что Ватикан был наследием папства, был ложным указом.

Валла, основываясь на лингвистическом анализе слов, использованных в документе, показала, что он не мог быть написан в 4 веке..

Римская курия была основана на этом документе, чтобы продемонстрировать примат католической церкви над православной церковью и другими аспектами церкви.

18- Марсилио Фичино

Другим центром гуманистической мысли, помимо вышеупомянутого Университета Саламанки, была Флорентийская Платоновская Академия..

Марсилио Фичино (1433-1499) возглавлял Академию и был известен тем, что перевел все трактаты Платона.

Полное собрание сочинений Платона помогло развить неоплатоническую мысль. С другой стороны, этот мыслитель исповедовал религиозную терпимость, что отличало его от других мыслителей. Теория платонической любви Фичино очень популярна.

19- Джованни Пико делла Мирандола

Наставник Фичино Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Этот гуманистический мыслитель считал, что все философские школы и религии могут быть объединены в христианстве.

В его Дискурс о достоинстве человека Этот мыслитель отстаивал мысль о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность за свои действия. Вся его философия обобщена в тезисах этого договора.

В других работах Пико делла Мирандола проанализировал проблемы, связанные с астрологией, христианской космогонией и метафизикой..

Дуализм

Слово «дуализм» происходит от латинского dualis (двойственный). Все дуалистические учения сходятся в одном – они предполагают существование двух равных начал в основании мира – добра и зла. В деталях могут быть разночтения – дух и материя, бог добра и бог зла, познающий субъект и познаваемый объект и т. д.

По одной из античных гипотез о происхождении вселенной мир появился как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю. Согласно этой гипотезе материя существовала параллельно с божественным началом. Наиболее детально эта гипотеза изложена в трактатах древнегреческих философов Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.).

Читайте также

1. ОТ ТЕОКОСМОГОНИИ К НАТУРФИЛОСОФИИ

1. ОТ ТЕОКОСМОГОНИИ К НАТУРФИЛОСОФИИКак и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В истории античной философии просматриваются 4 периода. Первый определяется как натурфилософский. В рамках этого

4. ЭВОЛЮЦИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА ОТ НАТУРФИЛОСОФИИ ДО ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯ

4. ЭВОЛЮЦИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА ОТ НАТУРФИЛОСОФИИ ДО ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯПринимая идею Фихте о взаимополагании субъекта и объекта, Шеллинг проявляет интерес в основном к объективному началу. Фихте интересуют дела человеческие, Шеллинга волнует проблема природы, переход ее от

2. Упадок натурфилософии

2. Упадок натурфилософииКак мы уже знаем, первостепенную роль в формировании первой научной картины мира играла натурфилософия, главной чертой которой является умозрительное описание природы в ее целостности. Конечно же, при стремлении охватить весь окружающий мир в

[г) Специфическая потребительная стоимость производительного труда для капитала]

[г) Специфическая потребительная стоимость производительного труда для капитала]Результатом капиталистического процесса производства является не просто продукт (потребительная стоимость) и не товар, т. е. потребительная стоимость, имеющая определенную меновую

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения

5. Характеристика философии эпохи возрожденияСоциально-исторические и научные предпосылки ее становленияАнтропоцентризм и гуманизм в философии возрожденияЭпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой

3. Чтение шифра при помощи натурфилософии

3. Чтение шифра при помощи натурфилософии— Натурфилософия с древних времен осмеливалась сказать во всеобщем виде, что такое шифр природы. Она пыталась приблизить природу к человеку, чтобы затем на фоне этой одушевленной близости прочувствовать неприступность природы

Философия как специфическая психотерапия

Философия как специфическая психотерапияАлександр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ», высказал такую мысль: «Мы не стыдимся Бога, когда нам плохо. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо». Мысль вполне понятная и совершенно верная. То же можно сказать и о философских

3. Оценка немецкой натурфилософии

3. Оценка немецкой натурфилософииФихте не сыграл сколько-нибудь заметной роли в становлении натурфилософского учения, поскольку его внимание было сосредоточено на субъективном, Я, индивидуальном сознании, вне которого остается широкий мир природных явлений, сфера

Специфическая природа научной теории

Специфическая природа научной теорииРазвивая идеи Дж. Дьюи, авторы предлагают анализ природы научной теории и относят к ее неотъемлемым свойствам такие характеристики, как гипотетичность, фальсифицируемость, недоопределенность данными опыта, или фактами; исследуют

4. Вера как черта характера

4. Вера как черта характераВера заключается в признании утверждений души; отсутствие веры – в их отрицании.Эмерсон{45}Вера вовсе не является понятием, соответствующим интеллектуальному климату современности. Обычно это понятие ассоциируется с верой в Бога и с

4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА

4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРАВера состоит в признании доводов души; неверие — в их отрицании.ЭмерсонВера не является одним из тех понятий, какие уместны в интеллектуальном климате наших дней. Вера обычно ассоциируется с Богом и религиозными учениями и воспринимается как

3. Вне-научность и специфическая истинность

3. Вне-научность и специфическая истинностьМиф, доказывали мы раньше, не есть наука, но жизнь, таящая в себе свою собственную мифическую истинность и смысловую структуру. О характере этой истинности мы тогда ничего не знали. Но теперь мы отличили мифическую – истинность

IX. Последний секрет чёрта, засекреченный и для самого чёрта

IX. Последний секрет чёрта, засекреченный и для самого чёртаТеперь читатель разгадал загадку, заданную Ивану чёртом: почему Иван не смел не пойти показать на себя на суде.Вот эта загадка:«— Ты всю ночь, — говорит Ивану чёрт, — будешь сидеть и решать: идти или нет? Но ты

ГЛАВА VII ЗАВИСТЬ КАК МЕЛКОБУРЖУАЗНАЯ ЧЕРТА

ГЛАВА VII ЗАВИСТЬ КАК МЕЛКОБУРЖУАЗНАЯ ЧЕРТАВ предыдущей главе мы рассмотрели, в какой степени пуританские секты могли повлиять на зарождение и распространение этических лозунгов, которые в XVIII веке стремительно прокладывали себе путь в Англии Соединенных Штатах, а

4. Вера как черта характера

4. Вера как черта характераВера состоит в принятии утверждений души, неверие – в их отрицании.Р.У. ЭмерсонВера не является одной из тех концепций, которые соответствуют интеллектуальному климату современного мира. Обычно вера ассоциируется с Богом и с религиозными

Роковая черта

Роковая чертаОднако история на наших глазах делает удивительный поворот. Достаточно неожиданно в странах, которые Запад привык считать «пустым местом» мировой истории — странах незападного ареала, — начался подъем в последние десятилетия XX века. Этот подъем потряс

Пантеизм (СИЭ, 1967)

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan – все и teos – бог) – философское учение, согласно которому бог и природа объединены или тождественны. Элементы пантеизма можно проследить в древнекитайской и особенно древнеиндийской философиях. В древнегреческой философии принципы пантеизма были сформулированы Ксенофаном (конец 6 – начало 5 веков до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности.

История пантеизма

Новый термин был характерен для философского мировоззрения востока, хотя слово «пантеист» родилось в трудах английского материалиста Джона Толанда на рубеже XVII-XVIII веков. Но истоки этой философской мудрости появились в истории человечества задолго до Толанда. Первые размышления, близкие пантеистическому мировоззрению, зародились в восточных культурах. Так, индуизм, веданта, брахманизм в Индии, даосизм в Китае — были основоположниками этой философской системы. Древнеиндийские веды и тексты упанишады содержат в себе письменные доказательства идей единства Бога и окружающего мира.

Эта мысль ярко прослеживается в трудах Лао-Цзы. То же самое обнаруживается в религиях африканских народов, в зооастризме, буддизме.

В поддержку пантеистического мировоззрения открыто выступал Джордано Бруно. Богословы Западной Европы: Эриуген, Иоанн Скот, Николай Кузанский и Экхарт были близки этому учению, но официально не причисляли себя к нему.

Благодаря работам Спинозы пан-теория получила распространение в Европе XVIII века. Следующий век называл эту систему философией будущего, но в XX столетии из мировой истории Pantheism вытеснили идеи коммунизма и фашизма.

Лао Цзы. Философия учителя поднебесной

Появление учения

Новое течение философской мысли, провозглашающее тождество божественного начала и природного мира, появилась много веков назад в Древней Греции.

Первыми греческими учеными, которые проявили интерес к этой теме, были:

  • Гераклит;
  • Анаксимен;
  • Фалес;
  • Анаксимандр;
  • адепты стоицизма.

Их идеи отождествляют космос с огромным огненным организмом, породившим все живое на планете. Таким образом, и Создатель, и люди, и все сущее имеет изначально одно происхождение. Это провозглашает равенство всего человечества.

Развитие и распространение

Средние века были временем распространения и господства монотеистических учений, где Творец понимался как личность могущественная, обладающая особыми качествами. Он построил этот мир и держал под контролем жизнь каждого живого существа. В этот период пантеисты разрабатывали эманационную мысль, которая была компромиссом официальной религии. Давид Динайский первым в средневековье вывел пентеистическую мысль на материалистический уровень. Он утверждал, что Господь, разум и материальная Вселенная — это одно и то же. Такую теорию поддерживали многие секты, отвергнутые церковью.

Ученые эпохи Возрождения пошли другой дорогой, обратившись к традициям античной философии, наследию натурфилософии. В эту науку внес огромный вклад Парацельс — астролог и врачеватель. В этот период точные науки стали основой для изучения природы и мира, таким образом, поднимая из пепла учения пантеистов.

Спорные вопросы

Несмотря на долгую историю, пантеистическая теория до сих пор имеет ряд спорных вопросов. Один из них — невозможность установить процент религиозности в учении пантеистов. Многие поклонники этого учения считают, что сама мысль уже создала свою собственную религию, способную конкурировать с католицизмом. Другие поддерживают идею о том, что Pantheism — это научная теория познания мира, тождественная многим научным практикам.

живопись. эпоха возрождения | Записи с меткой живопись. эпоха ...

Основные направления

Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:

  1. Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
  2. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
  3. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
  4. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.

Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.

Формы

Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.

Натуралистический

Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.

Идеалистический

Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.

Мистический

Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.

Дуалистические

Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.

Нью-Эйдж: Бунт Посвященных

Пантеистические концепции в религии

При тщательном изучении первооснов большинства религий обнаруживается их тесная связь с направлением. В разных уголках земного шара люди задавались вопросом о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство мира природного и материального с сохранением в каждой частице сущего реальности — Творца.

В даосизме

История даосизма знает несколько этапов его развития. Так, в работах его ключевых мыслителей Чжуан-Цзы и Лао-Цзы он имеет пантеистическую основу, несмотря на то, что в будущем даосизм превратиться в религию с множеством различных божеств. В сочинениях Лао-Цзы не встречается Творец, воплощенный в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «Дао» (путь) — единство, присутствующее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с природным и мировым единством Дао.

Подобная мысль развивается и в размышлениях Чжуан-Цзы. Он пишет, что вселенная невозможна без Дао, и всем мы сотворены из его благодатной сущности. Тождество природы и божественной сущности доказывается в восточной философии с помощью мысли о вселенской гармонии.

Краткая биография Чжуан-цзы, имеющаяся в Исторических записках Сыма ...

В индуизме

Есть мнение, что первые пантеистические мысли зародились именно в индийских религиозных текстах. В индийских писаниях сказано, что жизнь наполнена бесконечной, безличностной реальностью, которая не изменяется, не преображается. Она формирует вселенную, являясь основанием всего живого.

Эта идея отчетливо прослеживается в теологии Брахман, в древнейших ведах и философии адвайт-веданта

В других вероисповеданиях

Пантеистическое начало прослеживается во многих малоизвестных религиозных течениях. Так, например, в индейских и африканских племенах традиционная вера с элементами политеизма и анимализма переплетается с пантеистическими идеями.

Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного начала. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, испытавших на себе влияние западной философии XIX века.

Не обходят стороной это течение и другие учения:

  • неоязычество;
  • теософия;
  • оккультизм;
  • и буддизм.

Даже некоторые этические направления мысли, как, например, толстовство, включают в свои идеи мысли о природном единстве мира.

природа это бог в вещах

Пантеизм (Конт-Спонвиль)

ПАНТЕИЗМ (PANTHEISME). Вера в такого Бога, который является всем сущим, или в сущее, которое является Богом. Таким образом, Бог предстает миром (стоики) или природой (Спиноза: «Deus sive Natura»), и другого Бога нет и быть не может. Отсюда понятно, почему пантеистов столь часто обвиняли в атеизме, хотя с тем же успехом пантеизм может быть и религией имманентности. Иногда в истории философии различают пантеизм, утверждающий, что все сущее есть Бог, и панэнтеизм, согласно которому все сущее — в Боге. Именно последнее убеждение, по мнению Геру (191), разделял Спиноза.

Основные последователи течения

Представители пантеизма в разные времена разъясняли и дополняли пантеистическую философию. Среди них выделились особенно яркие личности, которые написали много трудов на тему о божественности природы.

  1. Джордано Бруно. Жил в эпоху Ренессанса, развивал учение о Боге и природе. Он утверждал, что Бог — это мировое целое, где совпадают мировой разум и мировая душа. Весь мир, по мнению философа, представляет собой постоянно живое и движимое нечто. Но Бруно пошел дальше представлений своей эпохи. Именно он начинает идею о великой и героической личности человека, мышление которого есть постоянно движущаяся основа. Именно его труды стали началом перехода философии Возрождения к философии Нового времени.
  2. Кузанский Николай. Немецкий философ, кардинал и ближайший советник папы Пия II. В своих трудах основывался на работах Коперника. Написал множество работ, последние его труды были одной тематики: отношения между Богом и природой, миром. Большая часть работ посвящена проблеме и способах познания людьми абсолюта. Ему принадлежат идеи: «творец и творение — одно и то же», «Бог есть центр, окружность, Он везде и нигде», «Бог в вещах, они в Нем». Кузанскому принадлежит мнение о том, что Бог остается непознаваемым.
  3. Парацельс Ауреол Теофраст — немецкий философ, врач. В природе он видел определенное живое целое, прослеживающееся в стихиях природы, устройстве живого организма, его функциях. Он утверждал, что у человека неограниченные возможности, если он находится в тесной взаимосвязи с природой. Природа, в свою очередь, имеет божественное происхождение.

фото 895

Гностицизм

Идеи восточного дуализма о порочности всего материально в первые века христианской веры были восприняты гностиками. Гностицизм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.

Некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Так, известный гностик Маркион, живший в середине II в., учил о различии между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.

Пантеизм (Фролов)

ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в двух формах: натуралистический Пантеизм (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т.

Родственные концепции

Ряд известных философских и теологических концепций содержат отдельные элементы классического теизма в сочетании с мыслями, главенствующими в учении пантеистов. Происходит это из-за того, что при своей отстраненности от других религий ни одна концепция не способна игнорировать достижения сторонних концепций, особенно тех, которые долгие годы разрабатывались лучшими умами человечества.

Панентеизм

Термин «панентеизм» появился в Германии в XIX веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этому учению, Бог обнаруживает себя не только во всех вещах, находящихся во Вселенной, но и присутствует вне Вселенной. Иногда панентеизм отказываются считать самостоятельным явлением, и причисляют его к одному из ответвлений течения Pantheism. Но в последние годы специалисты находят все больше и больше оснований для разделения этих двух учений.

Пандеизм

Пандеизм — философское движение, утверждающее, что «все есть Бог». Приверженцы пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицаю личность Бога. В основе этой концепции главным образом лежит направление, получившее название «деизм».

Деизм — признает существование Бога, но при этом отвергает все приписываемые ему мистические явления. В 1910 году вышла в свет книга, наиболее точно описывающая учение пандеизма. Ее автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.

Деизм - это... Определение, история и принципы

Панпсихизм

Панпсихизм — это философское направление, говорящее об одушевленности природы.

Формами этого учения, хоть и несколько устаревшими, считаются:

  • гилозоизм;
  • учения о душе;
  • анимистические идеи некоторых первобытных культур.

Отдельные проявления панпсихизма можно отыскать в работах видных философов прошлого:

  • Г.В. Лейбница;
  • А. Шопенгауэра;
  • Ф. В. Й. Шеллинга;
  • К.Э. Циолковского.

К современным последователям этого течения относят Дэвида Чалмерса и Галена Стросона.

Современные идеи пантеизма

Современная философия пронизана идеями пантеизма. Это течения стало важным элементом многих теорий и религии. В современном мире некоторые идеи направления используют защитники природы, целью которых становится улучшение экологии и условий окружающей человека среды.

В конце 20 века в мировой философии появились общества основанные на таком течении, как «Мировое пантеистическое движение». Пантеизм хорош для восприятия обществом, как направление для охраны биосферы планеты от грубых вмешательств человеческой деятельности. На данный момент философское течение не воспринимается, как отдельная религия.

Христианское учение о происхождении мира

Сущность христианского учения о сотворении мира состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). Иначе говоря, произвел все существующее через творение.

Бог абсолютен, поэтому «вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Свят. Феофил Антиохийский пишет: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. С. 11. Кн. 2. 4).

Несовместимость дуалистических учений с Откровением Священного Писания состоит в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой совершенства.

Христианское учение особо подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свят. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие несущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» (Василий Великий, свят. Беседы на шестоднев. 2 // Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 15).

По материалам учебного пособия «Догматическое богословие», автор прот. Олег Давыденков, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2013

Лада Савонина

Журналист, публицист, исполнительный директор общественного движения Возрождения Спасо-Андроникова монастыря, член правления благотворительного Фонда помощи инвалидам «Научный центр им. К.П. Орловского».

Пантеизм (Кузнецов)

ПАНТЕИЗМ (от греч. tov — все и teog — бог) — многочисленные учения и воззрения, отождествляющие бога и природу. Пантеистические воззрения появились уже в древности, в древнеиндийской, древнегреческой философии. В средневековых философских воззрениях в противоположность монотеистическим представлениям официального креационизма о творении личным Богом природы и человека «из ничего» пантеисты развивали концепцию извечного, вневременного творения безличным Богом.

Видео

Подробнее изучить философские концепции прошлого и настоящего можно не только на лекциях выдающихся ученых, но и с помощью видео-уроков, предназначенных для студентов российских университетов и всех поклонников философии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...