Философия Пифагора и пифагорейцев

Содержание

Пифагор о всеобщем

(ПЕРΙ TOYOΛOY)

Название философия (ФΙΛОΣОФΙА) придумал первым Пифагор, ибо мудрость (ΣОФΙА) есть знание истины, коренящейся в истинно сущем. Истинно сущее нематериально, бестелесно, вечно и одно только действенно.

Все остальное, соименное сущему,— это материальные и телесные виды, порожденные и разрушимые и никогда в подлинном смысле слова не существующие.

Мудрость (ΣЮФΙА) — это знание о сущих (KYPIΩΝ), а не соименных им подобиях.

Тем не менее познание истинно сущего связано с постижением соименных подобий. Те, кто правильно находят общее, смогут правильно рассмотреть и частные вещи.

Первосущим и умопостигаемым является природа чисел и пропорций.

Одно (ТО EN) — это самобытная сущность, а числа — причины бытия других вещей.

Вещи существуют при помощи подражания (MIMHΣEI) числам.

Пифагор считал число первоначалом и материей вещей, и как переменные и постоянные свойства (ПАΘН KAIEΞEIΣ). А элементами числа — чет и нечет, одно ограниченное, другое — неограниченное (AIIEIPON). Единица (ТО EN) состоит из обоих. Число состоит из одного (ТО EN). Все небо — числа.

Пифагорова философия выявила 10 пар оппозиций (дихотомий) в двух рядах соответствий (ΣYΣTOIXIAI): одно и многое; нечет и чет;

ограниченное и безграничное; покоящееся и движущееся; прямое и кривое;

квадрат и разносторонний четырехугольник; свет и тьма (белое и черное); право и лево; мужское и женское; добро и зло.

Субстанция состоит и вылеплена из этих элементов как из содержащихся в ней составных частей.

Мудрость, говорил Пифагор,— это знание прекрасного, первосущего, божественного и несмешанного, всегда тождественного себе и действующего таким образом, что все, к чему оно” ни прикоснется, также становится прекрасным.

Философия — ревностное стремление к созерцанию всего этого. Философ — человек, который созерцает подлинно сущее и делает практически должное.

Самый бескорыстный нрав у того человека, который занимается созерцанием прекрасного. Он называется философом.

Пифагор говорил об уме и исходящем от него познании. Он обнаружил различие между тем, что делается по воле Тюхэ (богини Судьбы), и тем, что делается согласно уму.

Пифагору первому принадлежат определения человеческого существа и четкого разграничения между людьми и другими живыми существами.

Вся жизнь Пифагора сводилась к следованию богу. В этом — высший смысл его философии.

Основа философии Пифагора — знание об умопостигаемом мире и о богах. Он учит всему, что касается естества, а также этической философии, и заканчивает логикой.

Из искусств Пифагор уважал больше всех прочих музыкальное, искусство девинации (угадывания воли богов), а также искусство врачевания (особенно диайтическое — касающееся образа жизни).

Пифагор передал и общие всем наукам приемы (KOINAΣ ЕПΙΣТНМАΣ): аподейктику (АПОДЕ1К-TIKH), искусство давать определения и искусство расчленять понятия (ANAΛYΣIΣ).

Устройство пифагорейской общины

Человеку, который хотел вступить в пифагорейский союз и стать его полноценным членом, приходилось, подобно послушнику в монастыре, пройти довольно серьезные испытания. Следует отметить, что само это сообщество осознавало себя именно как религиозно-политическую общину или орден, а не как школу или философское общество, образцом которой станет, к примеру, Академия Платона или другие философские школы — стоики, эпикурейцы и т. д. В общинах Пифагора — нужно иметь в виду, что это была целая сеть религиозных организаций — существовала общность имущества, то есть отсутствовала частная собственность, поскольку Пифагор не уставал повторять, что «у друзей — всё общее, и дружба есть равенство». После того как человек изъявлял желание вступить в общину, Пифагор (если это была его община), по сообщению Ямвлиха, лично осматривал каждого и подробнейшим образом изучал человека — как с виду, так и в отношении психических реакций. Он наблюдал, как и когда он смеется, что и как говорит, отчего огорчается и чему радуется, он исследовал его мимику и жестикуляцию, походку, осанку, внешность, телодвижения, полагая, что все эти, как бы мы сказали, несущественные и случайные свойства, являются неоспоримыми и безошибочными свидетельствами о внутренней сущности характера человека.

Такой способ определения характера по его внешним проявлениям называется физиогномикой, которая имела широкую популярность начиная с Античности и вплоть до начала 20 в., когда была подвергнута серьезной научной критике. Тем не менее нельзя отрицать и того, что «судя по одежке», то есть по поведению человека, по его выражению лица и манерам, о человеке действительно можно многое сказать, и все мы в той или иной степени, порою совершенно неосознанно, грешим тем, что оцениваем людей и составляем себе представление об их личности именно на основе такого внешнего и, разумеется, в большинстве случаев совершенно ошибочного «метода», и связано это не с тем, что «метод» этот плох, но в первую очередь с тем, что мы недостаточно проницательны. После того как претендент проходил проверку, его ждало еще три года испытаний, во время которых проверялось усердие новичка в любви к мудрости и его готовность презреть мирские блага (богатство и славу). Когда и этот трехлетний искус был пройден, следовало пять лет пребывания в полном молчании. Именно на этой ступени частная собственность претендента переходила во владение общины и передавалась специальным администраторам, имеющим опыт хозяйственной деятельности, которые назывались политиками.

На протяжении трех лет испытаний и пяти лет обета молчания претендентам не дозволялось видеть Пифагора, поэтому они слушали его поучения, когда он находился за специальным занавесом.

В течение всего этого времени претенденты считались акусматиками, то есть слушающими изречения (άκουσμα), когда же испытания заканчивались, они становились эзотериками и математиками (μάθημα — знание), то есть познающими тайное учение, и могли беспрепятственно лицезреть учителя и наслаждаться беседами с ним. Если же человек «срывался» на последнем этапе и не выдерживал обета молчания, то ему возвращали его имущество в двойном размере и изгоняли из общины. Затем такому человеку устраивали символические похороны как умершему для дела философии и ставили надгробный памятник, то есть, как бы мы сказали теперь, «ставили крест», и забывали о нем.

Биография Пифагора и его учения

В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, — то ли по делам, то ли в свадебное путешествие — оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой.

Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается — в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией.

В легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора, исторические исследования датируют его появление на свет приблизительно 580 годом до нашей эры. Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.

Портрет Пифагора

Портрет Пифагора

Биография гениального древнегреческого ученого

Точных сведений о жизни Пифагора очень мало, большинство данных основывается на легендах. Годы жизни – ок. 570 (580) – ок. 495 (500) до нашей эры. Место рождения – греческий остров Самос, находящийся в северно-восточной части Эгейского моря на высоте до 1434 м раскинулся на площади 476 квадратных километров с висячими вечнозелёными лесами и многочисленными остатками античных построек с призрачными тенями выдающихся личностей, прославивших на века свою родину.

Ему посчастливилось родиться в Ионии в семье резчика по камню, который был довольно знаменитым, в местности, которая была на тот момент сосредоточием науки и культуры.

Мать и отец

Мать философа звали Партения (Партенида, Пифиада), а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами.

В некоторых источниках также сказано, что в семье воспитывалось еще двое мальчиков – старших братьев греческого философа: Эвност и Тиррен.

О юношеской жизни Пифагора достоверно известно немного

Пифагор был очень любознательным ребенком, поэтому он выспрашивал у заходивших моряков о других странах. Когда он немного вырос, то ему стало тесно на маленьком острове, который он излазил вдоль и поперек, и Пифагор покинул Самос.

Рождение талантливого сына его отцу, мастеру золотых дел, предрек оракул. Благодаря достатку в семье мальчик смог получить хорошее образование, с ним индивидуально занимались учителя, которые привили любовь к природе, ее тайнам.

Пифагор был родом из богатой и знатной семьи, что следует из возможностей получения им уникального для античного времени образования.

Бюст Пифагора

Бюст Пифагора

Пифагореизм в качестве религиозно-философского учения

проводник

Это направление философско-религиозной мысли пришло к нам из эпохи VI-IV века до нашей эры. Но и в наши времена люди все чаще и чаще обращаются к поискам все тех же непреходящих человеческих истин, дошедших до нас, можно сказать, из глубин самого мироздания — через тех или иных его проводников.

Принцип пифагореизма, о чем мы будем говорить ниже, во многих своих основах и спустя многие века не утратил в человеческом мире своего значения. Хотя, порою кажется, что в древние времена люди были гораздо ближе к постижению этих самых истин… И сколь бы ни совершенствовался сегодня пресловутый научно-технический прогресс, суть человеческая — с момента ее появления на земле и по сей день, — похоже, остается в своем неизменном виде.

Пифагор

пифагорУроженец греческого острова Самоса, — он как раз и явился одним из тех, кто стал таким проводником определенного свода правил существования в мире homo sapiens и, соответственно, переводчиком этих правил на язык людей.

Родился Пифагор примерно в 580-х — 570-х годах до Рождества Христова в семье резчика по драгоценным камням, купца Мнеcарха: то есть, — был выходцем из торгово-промышленных кругов того времени и отличался ярким умом, гармоничной красотой и невероятной разносторонней одаренностью.

Пифагорейский союз

Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.

Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.

Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство. Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес. Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.

Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:

  • избегание хитростей;
  • отсечение невежества от души и болезней – от тела;
  • отказ от роскошества;
  • пресечение любых ссор.

Добиваться в жизни следовало только трех вещей:

  • прекрасного и славного;
  • полезного;
  • приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.

Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:

  • чтение стихов;
  • выполнение мнемонических упражнений;
  • встреча восхода солнца у моря;
  • купания и прогулки;
  • воздаяние почестей божествам.

В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.

Пифагорейский союз как религиозная община

Основой учения Пифагора стал орфизм[2].

Есть основание видеть в Пифагоре учредителя мистического союза, научившего своих последователей новым очистительным обрядам. Эти обряды были связаны с учением о переселении душ, которое можно приписывать Пифагору на основании свидетельств Геродота и Ксенофана; оно встречается также у Парменида, Эмпедокла и Пиндара, находившихся под влиянием пифагорейства.

Ряд предписаний и запретов пифагорейцев восходят к глубокой древности. Из этих запретов более всего стал известен запрет употреблять в пищу бобы, из-за которых, по одному из преданий, погиб и сам Пифагор. Причина этого запрета неизвестна, историки высказывали самые разные предположения о причинах такого табу. Например, философ Елена Шульга объясняет это тем, что боб, напоминая человеческий зародыш, ассоциируется с первородностью[3].

Пифагорейцы практиковали вегетарианство по религиозным, этическим и аскетическим причинам, в частности, в связи с учением о переселении душ.Вслед за орфиками пифагорейцы считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эротом и Психеей[2].

Согласно традиции, последователи Пифагора делились на акусматиков (англ.)русск. («слушателей») и математиков («учеников»). Акусматики имели дело с религиозными и ритуальными сторонами учения, математики — с исследованиями четырёх пифагорейских «матем»: арифметики, геометрии, гармоники и астрономии[4]. Акусматики не считали математиков «настоящими пифагорейцами», но говорили, что они ведут своё начало от Гиппаса, изменившего исходной пифагорейской традиции, раскрывшего тайны непосвящённым и начавшим преподавание за плату.

Истоки происхождения пифагореизма

Когда Пифагору было примерно сорок лет, он покинул родную Грецию и с этого момента начались его путешествия. Начались они с посещения Египта, и далее, — путешествия основательно входят, если можно так выразиться, в жизненную программу философа, а впечатления от них составляют в дальнейшем основу его жизнеописаний.

путешествия

Пифагорейское философско-политически-религиозное сообщество греческий мыслитель создал в городке Кротон, в южной Италии. По словам Дикеарха, — здесь он

расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбою, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального.

В результате — законы, советы и предписания Пифагора кротонцы  восприняли как божественные заповеди и никогда и ни в чем их не преступали. Всё городское и собственное свое имущество люди объявили общественным. Пифагор же при жизни был причислен к богам, и горожане называли его не по имени, а обращались с нему, употребляя исключительно слово божественный.

Общество пифагорейцев являлось замкнутой организацией его участников, посвященных в некие знания. Им предписывалось строго соблюдать определенные обряды, наставления и аскезы (специальные упражнения). Все это не подлежало никакого рода огласке.

В момент вступления в союз пифагорейцев, его новые члены проходили определенные испытания, среди которых практиковались такие, как: обет молчания, практика безмолвных размышлений, мистическое постижение смысла учения пифагорейцев «аксуматы».

Надо отметить, что пифагореизм до сих пор считается одним из основных идейных источников христианства.

Что есть число по своей природе?

Оно сложное и сложнее анаксименовского начала – бесконечного воздуха. 

Определения природы числа, развиваемые пифагорейцами: 

Монада – единство, одно (вспомним, на познание чего сориентировал всех философов Фалес) или неопределенное единство. Именно потому, что каждое число в себе есть монада – каждое число есть единство, одно. “Два” ведь не расползающиеся “один” и “один”, а “два”, также “три” и т.д. 

Диада – различие или двойственность. Очень важно, что эти определения не следуют друг за другом случайно, а осознаются пифагорейцами, как необходимо следующие из предыдущих определений. Диада – это не одна монада плюс еще одна монада, ибо откуда еще одна монада приблудилась? Диада есть различие монады от себя самой, это различившееся единство или различенное единство или определение неопределенного. Кто дает это определение? Сама монада определяет себя как диаду. Для того чтобы было два не нужно две монады. Нужно лишь, чтобы монада в себе различилась, стала более определенной. 

В школе “два это 1+1” – разве это два? Нет, это один и один, т.е. двЕ, а не двА. Первоклассников учат считать и запоминать. “Сколько будет 1+1?” “Два”, – отвечает первоклассник. “А 1х1?” “Один”. Потрясающе!!! 

Главные этапы образования

Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» Гомера и заучивать наизусть песни из поэм.

По совету наставника Пифагор отправляется учиться у египетских жрецов. Но перед этим знакомится с философом Ферекидом, его учениями по астрологии, медицине, тайнам чисел. Большое влияние на будущего гениального ученого оказали и лекции философа Фалеса, которые он прослушал в Милете.

Усовершенствуя свои знания в Египте, у мемфисских старцев, Пифагор становится одним из самых образованных людей не только Древней Греции, но и других стран. Даже свое пленение персами он использовал для того, чтобы повстречаться с персидскими магами, получить новые знания о восточной астрологии, мистике. Учения магов сказались в дальнейшем на характере работ Пифагора, ведь даже его математические трактаты имеют мистическое звучание.

Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного образа, тройка — плоскости и двумерного образа, четверка — пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна?

Бюст Пифагора

Бюст Пифагора

Мысль о том, что миром управляют числа, осенила Пифагора случайно

У него был тонкий слух и, проходя однажды мимо кузницы, он заметил, что совпадающие удары отличавшихся по весу молотов производят разные гармоничные созвучия. Вес молотов можно было измерить, и Пифагор пришёл к выводу, что через количество точно определяется качественное явление, «что число владеет… вещами». Самосский философ решил, что всё в мире определяется числами или их соотношениями. Его наблюдения подтвердились и в музыке: оказалось, что если длины струн в музыкальном инструменте относятся друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то соотношения звуков по частоте колебаний соответствуют октаве, квинте, кварте.

После шестидесяти ученый, уже имеющий довольно известное имя, возвращается в Грецию, в город Кротон. Там он основывает философскую школу. Остаток жизни он посвятил просвещению в вопросах медицины, политики, математики, астрономии. Его школа выпустила немало известных государственных деятелей и ученых.

Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. На одном из таких мероприятий Пифагор познакомился с будущей женой.

Открытия Пифагора

Возможно, не каждый из нас сможет вспомнить теорему Пифагора, но присказку «Пифагоровы штаны на все стороны равны» знают все. Пифагор, кроме всего прочего, был довольно хитрым человеком. Всех своих учеников — пифагорейцев, великий ученый научил простой тактике, которая была очень выгодна для него: сделал открытия – припиши их своему учителю.

Выделить самые главные открытия гениального ученого сложно, ведь он сделал много для развития многих наук.

  • Одной из главных теорем в геометрии является знаменитая теорема Пифагора. Также ученый является автором правил о построении многогранников, многоугольников. (развил теорию четных и нечетных чисел, и в целом стал основоположником теоретической арифметики; развил теорию пропорций, нашел численное выражение для гармоничных интервалов (кварты, квинты и октавы)
  • Пифагор и его ученики высказали предположение, одними из первых, о том, Земля имеет шарообразную форму.
  • Благодаря Пифагору, превозносящему значение чисел, цифр, приобрела свое значение, как наука, и нумерология. С ее помощью создавались прогнозы на будущее.
  • Изучая музыку, великий гений установил зависимость звука от длины струны или флейты.

В союзе пифагорейцев все открытия причислялись Пифагору, поэтому сейчас уже никто не определит, какие открытия были сделаны Пифагором, а какие его учениками.

Статуя Пифагора

Статуя Пифагора

Разумеется, Пифагор дошел до нас как математик, однако он был скорее философом. Основные концепции философии Пифагора крайне сложны для понимания.

Основным разделом философии пифагорейцев была нумерология, которую создал Пифагор.

«Все — есть число», — говорил он.

Основным понятием числовой теории Пифагора, помимо числа, является монада. Монада (с греч. единица, единое) многогранна — это и единство всего, и рассматриваемая как целое сумма комбинаций чисел. Монада сравнивалась с семенами дерева, разросшегося множеством ветвей. Ветви как числа — они относятся к семени дерева так же, как числа к монаде. Как Монада рассматривается и Вселенная. Судя по всему, одним из символов картинки (символ №8) и является монада, как неотъемлемая составляющая философии пифагорейцев.

Философия музыки

Однако тема философии Пифагора будет неполной, если не упомянуть о философии музыки Пифагора.

Пифагор был допущен в так называемые Мистерии – тайные собрания жрецов и магов. Судя по всему, философия Пифагора большей частью базировалась на учении жрецов Мистерий. Говорят, Пифагор не был музыкантом, но именно ему приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов различных Мистерий, Пифагор провёл несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашёл решение, нам не известно, но существует следующее объяснение.

Пифагор мистик

Далее, относительно мистико-религиозной составляющей учения философа, необходимо заметить, что присутствует концепция переселения душ и их круговорота. Душа вечна. Бренные души спускаются с небес и вселяются в иные объекты (животные или люди) и пребывают там до тех пор, пока не очистятся в достаточной степени, что бы переселиться обратно на небеса.

Определяющую роль в жизнедеятельности Пифагора и его учениях играло некое тайное общество (необходимо дополнить, что это общество очень сильно влияло и на политику), в котором центральное место занимало как раз тайное учение о переселении и круговороте душ.

В сборниках изречений Пифагора содержится множество ритуалов, тексты о жертвоприношении, поведении последователей, морали и тд.

Следующий уровень философских теорий, включающий в себя философию чисел и концептуальное их объяснение, последовательность философских закономерностей, должен быть доступен только тем (избранным), кто осознал и научился соблюдать все «каноны» и требования предыдущих учений. Таким образом, Пифагор создал целый религиозный культ, покрытый тайнами. Относительно этого культа и самого тайного общества есть множество мнений и различных гипотез…

Научная же составляющая философских учений Пифагора далее была объяснена уже пифагорейцами, но не взята за основу и постепенно утратила свое значение. А мистико-религиозный элемент получил свое дальнейшее развитие в рамках течения неопифагореизма.

Сам Пифагор не писал больших трудов. Из его произведений выделяют только его изречения, философские и так же религиозно-мистические учения записанные его последователями.

Литературное творчество

В III в. до н. э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием «Священное слово», из которой позднее возникли так называемые «Золотые стихи» (иногда их относят к IV в. до н. э. без веских оснований). Впервые цитаты из этих стихов цитируются Хрисиппом в III в. до н. э., хотя, возможно, в то время компиляция ещё не сложилась в законченный вид. Заключительный отрывок из «Золотых стихов» в переводе И. Петер:

Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная всё открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.

Принцип и основы пифагореизма

Если говорить кратко, то в истории естествознания и философии в целом это движение отличается своей мистической направленностью, приверженностью к традициям аристократизма и стремлением к постижению окружающего нас мира.

окружающий мир

Космологическое учение пифагореизм выходит за рамки собственно какой-то единой локальной или фрагментарной теории. В нем наша Вселенная — это космос, осуществивший в себе прекрасный порядок. И весь наш мир — некое упорядоченное целое, подчиняющееся закону гармонии и чисел. Пифагоровы труды — это, в большей степени, размышления о том, что представляется самым важным в жизни человека, и о том — что эту жизнь питает и окружает.

Главным в понимании Бога, природы и человека мыслитель считал необходимость изучать музыку, геометрию и астрономию.

Пифагор не являлся почитателем крайностей. Он был сторонником в большей степни умеренности, нежели любого рода излишеств.

Избыток добродетели есть тоже порок, — считал мудрец.

Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души – невежество, из живота – обжорство, из городов – призывы к бунту, из семьи – раздоры.

— Ну скажите, разве это не актуально сегодня?..

Не может быть более тяжкого преступления, чем… анархия, — считал Пифагор.

Что такое настоящая семейная пара?

Когда двоЕ есть на самом деле двА, т.е. в себе одно. Это, когда ущипнешь одного, а больно другому. А, если одного щипают, а другому “ну и что”, то они не образовывали пару. Они совместны, рядом, но не одно, а отдельны. И, если они расходятся “как в море корабли”, то разлучение ничего не изменит в них, как, впрочем, прежде ничего не изменило в них их соединение. Точно также общество, народ, человечество есть единство или отдельность составляющих их людей. 

Математика и религия пифагорейцев

Великий Пифагор утверждал, что помощи математических формул можно выразить не только материальный, но и духовный мир. Согласно его учению, как все ангелы, так и демоны находят свое отражение в законах математики. В своей знаменитой «Священной речи», Бога он назвал числом всех чисел.

Различные силы добра и зла, а зависимости от своего могущества и деяний, оценивались последователями Пифагора посредством определенных цифр и уравнений. Это говорит о том, что в реальности, которую мы привыкли называть потусторонней, царят такие же строгие законы математики, как и в нашем физическом мире.

Причем с конкретными божествами Пифагорейцы связывали не только числа, но и геометрические фигуры, а также направления (левое и правое). Так, все нечетные числа и правая сторона считались божественными, а четные числа и левая сторона — демоническими. Единице соответствовали Аполлон и Прометей, Двойке — Гера и Афродита. Угол треугольника символизировал божественного Кроноса. Угол четырехугольника воплощал в себе сущность богини Деметры. Двенадцатиугольник соответствовал всемогущему Зевсу.

При этом, ученики Пифагора подробно и последовательно описывали свойства тех или иных богов, в соответствии с цифрами, которыми эти сущности обозначались. Самым божественным и духовным числом пифагорейцы называли Семерку, а самым материальным и приземленным — Шестерку.

Основные эстетические категории космологического учения

школа древних греков

Влияние пифагореизма на становление христианского вероучения и формирование догмат, с ним связанных, совершенно не случайно. Первоначальное единство мистической и теологической составляющей этим учением было расширено и представлено как симбиоз науки и религии, чем во многом и объясняется то колоссальное влияние, оказываемое пифагореизмом на умы человечества.

Отдельной темой здесь прослеживалось и попытка философско-математического обоснования религиозного учения о бессмертии души.

Пифагор описывал Божественное начало как некую Монаду: Единое, которое есть Всё. В его представлении Бог — это некий верховный разум, рассредоточенный по всей Вселенной. Именно он и является источником и причиной разума и силы всех вещей.

Тело Бога, по Пифагору, состоит из световой субстанции, а природа Бога — из субстанции истины.

Господство порядка в философии пифагореизма

Особое внимание пифагорейцы уделяли обоснованию господства гармонии, порядка в природе и в обществе. Например, демократические формы государственного правления они, будучи реакционерами, рассматривали как «беспорядок» и временное, подлежащее устранению нарушение царящей в мире гармонии.

Пифагорейская философия, существовавшая почти два с половиной столетия, претерпела за это время известную эволюцию. Если философские воззрения ранних пифагорейцев представляли собой сочетание элементов научного мышления и религии, то есть содержали рациональные, материалистические элементы, то философия поздних пифагорейцев выродилась в сплошную мистику чисел. В V и особенно в IV веке до н. э. пифагорейцы скатились на позиции прямого, открытого мистицизма. Они проповедовали бессмертие и переселение душ, считая единицу как основной элемент счисления божественным числом. В числе, как якобы первотвотрении бога, пифагорейцы видели тот элемент, из которого образовался мир, создаются и строятся все вещи и явления природы. Таким образом, эволюция пифагореизма, явившегося первым звеном в истории античного идеализма, представляла собой процесс его очищения от заключавшихся в нем элементов научного мышления и превращения в сплошную мистику чисел.

Фисиалогия

(натурфилософия) от Пифагора (ФΥΣΙКОΝ)

Пифагор считал хронос (XPONOΣ) сферой объемлющего (небосводом) (ΔIAΣTHMAOIKOYMENHΣ).

Время — число движения или общее измерение (ΔIAΣTHMA) Вселенной.

Пифагор определил движение как неопределенное (ТО AOPIΣTON), ибо оно способно прекращаться, а значит — не существует.

Пифагорейцы признавали существование пустоты и утверждали, что она проникает в небо из бесконечной (AПEIPON) пневмы, как если бы небо вдыхало ее.

Пифагор первым ввел систему мер и весов.

Пифагор символически изображал космос в виде грота и пещеры. Недра пещеры воспринимаемого мира мрачны, окружены скалами, изобилуют влагой. Наяды, которые владычествуют над водами, обозначают души, нисходящие в мир для рождения. Потому и сказано у Гомера:

Маслина;

близко нее полутемный с возвышенным сводом

Грот, посвященный прекрасным,

слывущим наядами нимфам.

(Гомер. Одиссея, XIII. Пер. В. Жуковского)

Радуга (IPIΣ) — «вещание Солнца», лучи которого преломляются в каплях, отражаются от неба. Радуга — зеркальная видимость Солнца.

Эхо — многократно раздающийся в ушах «голос высших сил», ему надо молиться, когда дуют ветры.

Землетрясение (ΣEIΣMOΣ) происходит от «сходки мертвецов».

Гром гремит ради угрозы обитателям Тартара, чтобы они боялись.

Звук, издаваемый бронзой при ударе,— голос даймонов, запертых в бронзе.

Цвет либо располагается на краю тела, либо сам есть край (ПЕРАΣ). Поэтому пифагорейцы называли поверхность XPOIA.

…Из телесных фигур воплотились тела, данные в ощущениях,— их 4 — огонь, воздух, вода и земля, которые изменяются и превращаются друг в друга, из них рождается Космос — живой (ЕМΨУХОΣ), наделенный сознанием (NOEPOΣ), шарообразный, содержащий в середине очаг (Солнце), планеты и Землю, тоже шарообразную и населенную со всех сторон. Есть и антиподы, и что для нас наверху, то для них — внизу.

Закон сохранения энергии по Пифагору: в космосе в равной пропорции (IΣOMOIPA) сосуществуют свет и тьма, горячее и холодное, сухое и влажное; когда одно прибавится — другое убавится.

Поэтому, когда из них преобладает горячее — наступает лето, когда холодное — зима, когда они в равновесии — то наилучшие времена года, из коих весна, пора цветения, благотворна для здоровья, а осень, пора увядания, болезнетворна.

Так и в сутках: утро — пора расцвета, вечер — увядания.

Пифагор рассказывал о заливах и обитателях Красного моря (ПЕРΙ THE ЕРΥΘРАΣ ΘАΛАТТНΣ).

Воздух вокруг Земли болезнетворный, поэтому все живущие в нем смертны, а горний (возвышенный) воздух — вечнодвижущийся, чистый и здоровый. Все, существующие в нем, бессмертны и потому божественны.

От Солнца исходит луч, проникающий через холодный и плотный эфир (воздух — холодный эфир, влага и море — плотный эфир). Этот луч проникает в самую глубь и там все животворит.

Животные рождаются друг от друга от семени, а рождение от земли невозможно. Семя — капля головного мозга и сердечной крови, содержащая в себе теплый пар. Попадая в матку, эта капля испускает ихор, кровь и влагу, из которых образуются плоть, жилы, кости, волосы и все тело, а из испарения — душа и способность ощущения. Зародыш формируется за 40 дней. Младенец созревает за 7, 9 или 10 месяцев и рождается на свет.

Пифагорейское учение о числе и музыкальной космической гармонии

Пифагорейцы, занимаясь математическими науками, которые должны были объяснять мир, в отличие от прежних философов, рассматривающих в качестве начала кто воду (Фалес), кто огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен) и т. д., положили в основание всего сущего Число, поскольку числа и их отношения лежали в основании самих этих наук. Аристотель в «Метафизике» сообщает, что у пифагорейцев «число принимается за начало (ἀρχὴν) и в качестве материи (ὕλην) для вещей (τοῖς οὖσι), и в качестве выражения для их состояний и свойств, а элементами числа они считают чет и нечет». Здесь Аристотель затрагивает серьезную философскую проблему, а именно проблему онтологического (бытийного) статуса математических (геометрических) объектов, актуальную и по сей день.

В самом деле, спросим себя, где и как существует число? Мы знаем, где существует цифра как знак числа (на любой поверхности, где ее можно написать), равно как мы знаем и то, где существует буква (там же; не будем забывать, что греки в качестве цифр использовали буквы, и только арабы придумали современную числовую символику. Так, 1 — αʹ, 2 — βʹ и т. д.), но где существует само значение числа? Не вдаваясь в эту интереснейшую проблему, ответим пока так, как мы и привыкли обычно думать об этом: значение числа, равно как и значение той или иной буквы, существует в нашем сознании, в то время как во внешнем мире существуют только вещи (понимаемые предельно широко) и их взаимодействия, к которым мы и прилагаем числовые и количественные отношения, равно как и названия. Но ведь Аристотель говорит совсем другое — что число, согласно пифагорейцам, это тот материал (ὕλη — изначально лес, древесина), из которого состоят вещи (τἄ ὄντα — cущее), подобно тому как деревенский дом состоит из деревянных досок, а молекулы состоят из атомов. Поэтому мы не очень отдалимся от истины, если будем понимать число как изначальное тело, количественная определенность которого производит качественную определенность всех остальных тел.

Однако нужно учесть еще и то, что пифагорейцы были совершенно чужды какого-либо числового инструментализма, иными словами, не числа и их отношения должны объяснять явления этого мира, но, наоборот, последние должны объяснить всецело таинственную, божественную и мистическую природу числа, которое одно только и придает смысл феноменам.

Такое понимание числа было эксплицитно выражено в пифагорейском учении о гармонии — учении, которое что тогда, что ныне, в первую очередь применялось к музыке. Несмотря на то что об античном музыкальном искусстве нам известно крайне мало, несомненно одно — музыка была, пожалуй, самым почитаемым искусством в Античности, ей посвящалось великое множество научных трактатов (из которых до нас дошло лишь несколько), изобретение музыкальных инструментов приписывалось богам, музыка лежала в основе так называемого мусического (общего и начального) образования, а воздействие музыки на человеческое сознание и нравственность рассматривались как столь существенное, что Платон в «Законах» прямо говорит: «воспитанный человек должен уметь прекрасно петь и плясать». Такое внимание к музыке связано с тем, что она оказывает на человек прямое — нерефлексивное и даже инстинктивное воздействие, откуда проистекает также и ее опасность: музыка, к примеру, может очищать нравы и сознание, воодушевляя и побуждая к благим помышлениям, но с тем же успехом музыка может ввергнуть человека в состояние деструктивного и самодеструктивного неистовства, равно как и погрузить во всецело транквилитичское состояние безразличного релакса. И здесь, как указывает Буркерт, мы наблюдаем удивительный «парадокс, что музыка, будучи самым стихийным выражением психической активности, в то же время допускает, и даже требует, в отношение себя самого строгого математического анализа». И именно такой анализ впервые был выполнен пифагорейцами, в результате которого они пришли к утверждению трех фундаментальных положений своей музыкальной теории:

  1. Музыка имеет всецело математическую и числовую структуру.
  2. Музыка формирует этос (нрав) и, следовательно, является фундаментом моральной рефлексии — этики.
  3. Законы музыкальной гармонии экстраполируются на законы функционирования Вселенной (Космоса), что выражается в учении о «гармонии небесных сфер».

Исследуя музыкальную гармонию, пифагорейцы обнаружили, что в основе качественных различий звуков лежат количественные различия длины струны или флейты. Если длина струн имеет отношение 1:2, то дифференциация тонов называется октавой, если 3:2 — квинтой, а 4:3 — квартой. В таких числовых пропорциях музыкальные интервалы являются благозвучными, или консонантными, если же числовые отношения иные, то музыкальные интервалы будут неблагозвучными, или диссонансными, при этом сам музыкальный строй до сих пор носит название пифагорейского. Вдобавок к этому пифагорейцы заметили, что не только в случае музыкальных инструментов, но и в основе генерации любого звука вообще лежит движение и соприкосновение тел друг с другом, при этом размеры, скорость и другие характеристики тел, их движений и взаимодействий напрямую связаны с качественной определенностью издаваемого ими звука.

Но ведь очевидно, что небесные тела тоже движутся, причем движения их столь точны, размеренны и совершенны, что логично предположить, что и они тоже издают звуки, причем последним негоже имитировать звуки, извлекаемые людьми при помощи музыкальных инструментов — хоть и приятные, но всегда несовершенные.

Наоборот, они должны собираться в какую-то совершенно недостижимую и божественную космическую музыку или даже симфонию (συμφωνία — созвучие). Вот что пишет об этом Аристотель в своем трактате «О небе»: «Некоторые (то есть пифагорейцы. — Прим. авт.) полагают, что движение столь огромных тел по необходимости должно производить звук, поскольку его производят земные тела, ни по размерам, ни по скорости движения не сравнимые с небесными. И если Солнце, Луна и все звезды, столь большие по числу и величине, движутся с такой скоростью, то не может быть, чтобы они не производили звука величайшей силы». Если этот звук столь мощен, почему же мы его не слышим? «Они, — продолжает Аристотель, — объясняют это тем, что звук присутствует с самого нашего рождения и потому неотличим от противоположной ему тишины: ведь звук и тишина распознаются по их отношению друг к другу. Поэтому с людьми происходит то же самое, что и с кузнецами, которые вследствие привычки к грохоту его не замечают».

Порфирий же в комментарии к «Гармонике» Птолемея приводит слова пифагорейца Архита, который говорит, что звук этот столь мощен и силен, что просто «не в состоянии проникнуть к нам в ухо, подобно тому, как если вливать много жидкости в сосуд с узким горлышком, то ничего не вливается». Как бы там ни было, пифагорейцы, как пишет Аристотель, «всю вселенную признали гармонией и числом», а мы, стало быть, с самого рождения пребываем внутри чудесной космической музыки, тождественной тишине, — гармонии, имеющей в своей основе числовую структуру, ибо всякая гармония, как мы уже знаем, суть число и его отношения.

Числовая гармония Вселенной соотносится с Тетрактидой (Τετρακτύς — четыре, четверица) — священным пифагорейским фигуральным числом, наделенным божественными функциями, которое использовали даже в клятвах, как использовали в клятвах имена богов. Это число имело свою иконографии и изображалось обычно в виде равнобедренного треугольника, состоящего из десяти точек.

В наиболее общем смысле числовой символизм этой фигуры у пифагорейцев выражал принцип космической справедливости и, будучи всеобщим, проявлялся, детерминировал и интерпретировал все явления во всех сегментах сущего. Каждая сторона этого треугольника имеет четыре точки, что соответствует четырем временам года, четырем возрастам человека, четырем сословиям, четырем материальным стихиям мира, четырем сторонам света, четырем добродетелям и четырем основным наукам (квадривий). Каждая точка этого треугольника, взятая отдельно, тождественна единице. Две точки и связь между ними является линией в геометрическом плане и двойкой в арифметическом. Три точки и их сочетания образуют плоскость и число три соответственно. Добавление к плоскости еще одной точки-единицы дает в сумме первую и самую устойчивую объемную фигуру — пирамиду. Таким образом, алгоритм точка (1) → линия (2) плоскость (3) → фигура (4) представляет собой постепенное имманентное развертывание четверицы, выраженное в законченном числовом ряде, равном десяти (1 + 2 + 3 + 4 = 10) и соответствующем количеству точек в священном треугольнике. Декада (δεκάς — 10), в свою очередь, лежит в основе десятиричной системы исчисления и представляет собой законченный числовой цикл, ибо для того, чтобы считать дальше, всегда нужно возвращаться к числам, входящим в этот числовой ряд, так как в этой системе исчисления не существует числа, пребывающего по ту сторону декады. Декада лежит в основе астрономической теории Филолая — того самого, который за две тысячи лет до Коперника сказал, что солнце не вращается и никогда не вращалось вокруг земли, чем заложил основы гелиоцентрической системы, развитой Аристархом Самосским (3 в. до н. э.) и впоследствии на тысячелетия подавленной ложной геоцентрической системой Аристотеля—Птолемея. Тем не менее Солнце тоже не находится у него в центре вселенной, а находится там не что иное, как Гестия — вселенский очаг, который является также матерью богов и «домом Зевса» (мы помним, что в здании городского совета Афин — пританее — был алтарь Гестии, где горел вечный огонь, поскольку богиня Гестия была также покровительница городской общины) (см. Стобей. «Мнения философов»).

Вокруг Гестии «водят хороводы» Противоземля (Ἀντίχθων — антиземля), собственно Земля, Солнце, Луна и те пять планет, о которых знали в Античности: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.

Вместе получается 10. И всё вроде бы замечательно, но вышла незадача. Дело в том, что в те времена с поверхности Земли можно было наблюдать только девять небесных сфер (семь планет, сферу неподвижных звезд и саму Землю), однако, не желая изменять принципу декады, пифагорейцы, по словам Аристотеля, придумали «еще одну Землю — Антиземлю, как они ее называют, не ища теорий и объяснений, сообразных с наблюдаемыми фактами, а притягивая за уши наблюдаемые факты и пытаясь их подогнать под какие-то свои теории и воззрения». Не будем строго судить пифагорейцев за их теоретические натяжки. Вернемся лучше к акусмам Пифагора и попробуем прочитать их уже не как акусматики, но как знающие математики. Теперь мы знаем, почему Число — самое мудрое, но вот еще одно загадочное пифагорейское изречение:

Вопрос: Что такое дельфийский оракул?
Ответ: Четверица, и этот оракул есть гармония.

Пусть читатель еще раз даст себе труд самостоятельно подумать, учитывая всё вышесказанное, почему прорицалище Аполлона в Дельфах, что у подножия Парнаса, Пифагор называл Четверицей (Тетрактидой) и гармонией.

Пифагорейская арифметика

Пифагорейцы рассматривали свойства чисел, между которыми главнейшими были чётные, нечётные, чётно-нечётные, квадратные и неквадратные, изучали арифметические прогрессии и новые числовые ряды, происходящие от последовательных суммирований их членов. Так, последовательное прибавление числа 2 к нему самому или к единице и к получаемым затем результатам, давало в первом случае ряд чётных чисел, а во втором — ряд нечётных. Последовательные суммирования членов первого ряда, состоящие в прибавлении каждого из них к сумме всех предшествовавших ему членов, давали ряд гетеромекных чисел, представляющих произведение двух множителей, отличающихся один от другого на единицу. Такие же суммирования членов второго ряда давали ряд квадратов последовательных натуральных чисел.

Учение Пифагора о душе и переселении душ

Великий Пифагор утверждал, что бессмертная душа вполне может быть описана при помощи математический формул и уравнений. По его утверждению, она является идеальным кубом, ее стороны соответствуют Шестерке, а ее число — 216. Пифагор и его последователь Филолай говорили, что душа — это гармония, для образования которой могло бы понадобиться ровно 216 дней.

Главное свойство души — бессмертие. Она не умирает вместе с телом, а уходит в Аид, где находится 216 лет. После этого она вновь возвращается на землю, и вселяется в тело, соответствующее достигнутому ею уровню развития. Чем больше благих дел совершил человек в прошлых воплощениях, тем благоприятнее окажутся условия его существования в этой жизни.

Причем, по мнению Пифагора и его последователей, бессметной душой обладают не только люди, но также растения, минералы, животные. То есть, все души проходят эволюционный путь развития, на протяжении которого приобретают полезный опыт и совершенствуются. Пройдя определенный круг воплощений, душа становится идеальной и вновь возвращается к своему первоисточнику — то есть к Богу.

Люди, близко знавшие Пифагора, утверждали, что он помнил свои прошлые воплощения. Великий математик также мог сообщить человеку, кем тот был в прошлых жизнях. Как сам философ, так и его последователи, стремились очистить свои души от скверны, а поэтому вели аскетический образ жизни.

Смерть философа

Существует четрые версии смерти Пифагора.

  1. Согласно первой, убийцей стал человек, которому математик однажды отказал в учении тайным оккультным методикам. Пребывая в чувствах ненависти, отвергнутый поджег строение Академии Пифагора, и философ погиб, спасая учеников.
  2. Вторая легенда гласит, что в горящем доме приверженцы ученого создали мост из собственных тел, желая спасти своего учителя. А умер Пифагор от разрыва сердца, недооценив свои усилия в развитии человечества.
  3. Распространенной версией ухода из жизни мудреца считается его гибель при случайных обстоятельствах во время стычки в Метапонте. На момент кончины Пифагору было 65-80 лет.
  4. По другим источникам ему удалось бежать в Метапонт, где и закончилась его жизнь около 497 г. до н. э.

Этика Пифагора

В философии Пифагора наметилась новая для древнегреческой науки тенденция: отход от натурфилософии и появление первых зачатков философской антропологии. Пифагорейцы уделяли внимание проблемам человека и общества и выработали собственную этическую систему.

Пифагор считал добродетель одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. Включал же он в неё следующее:

  • почитание старших, особенно родителей;
  • почитание богов и героев;
  • превосходство разума над страстями;
  • взаимопомощь и поддержку (именно на этих принципах строились отношения и внутри самой пифагорейской школы);
  • равнодушное отношение к земным благам и роскоши;
  • стремление к познанию истины и добру;
  • преодоление жадности, скандальности и грубости;
  • здоровый образ жизни и чистоту мысли;
  • меру в проявлении эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • скромность и умеренность.

Главными пороками человеческой натуры Пифагор считал эгоизм и погоню за сиюминутными удовольствиями. Преодолеть их можно было за счёт развития чувства родства со всеми людьми и общинного начала.

Основой пифагорейской этики была любовь: к прекрасному, к людям, к науке, к собственному телу.

Что говорил Пифагор о душе человека

Указывая на небо, Пифагор говорил своим эзотерикам, что вечная душа зарождается в дальних высотах, на небесах.

Оттуда, с высот, она спускается на землю, ищет подходящее тело человека или животного и вселяется в него. После смерти начинается переселение души от умершего человека к вновь рожденному.

Для наглядности он чертил на песке схемы и числа и почти всегда добавлял свое любимое – 207. Почему? Он утверждал, что хорошо помнит тех людей, в которых жила его душа последние 207 лет…

Он якобы помнил, как жил 207 лет назад, помнил, как в него вошла чужая душа.

Обращаясь к ученикам, Пифагор утверждал, что главная задача математики состоит в том, чтобы не только найти божественный смысл каждого числа, но и его суть, так как число определяет сущность каждой души.

Поэтому каждому человеку надо найти свое число, которое обеспечит бессмертие души. Кто найдет, тот обрыщет.

Известные цитаты философа

  • не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь;
  • переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него;
  • приучайся жить без роскоши.

Эпилог

В наш бурный и, по словам поэта Уистена Одена, беспокойный век (The Age of Anxiety), обрела свое рождение совершенно невиданная доселе вселенная — виртуальная, которая в самой своей сущности (если только она у нее есть) содержит число и его отношения, содержит в качестве своей материи и формы — например элементарный бинарный код 1 и 0, который благодаря ежесекундным миллионным цифровым комбинациями, производимым нашими процессорами, создает всё более и более сложные языки и объекты, на которых и при помощи которых говорит эта реальность, говорит от имени некоего виртуального Субъекта будущего (а будущее уже наступило), под которым мы понимаем искусственный интеллект во всей своей целокупности, созданный неумолимой логикой гармонии цифр и их отношений, — (анти)божественный интеллект, приход коего, возможно, предсказал уже Пифагор…

Пифагорейская философия чисел

числа

Мифология числа в древней Греции обожествлялась. Особо священными считались семерка, десятка, единица и некоторые другие числа. Существовал даже особый трактат об абсолютизации чисел и, в частности, об уникальном смысле и значении семерки.

Всё в нашем мире семерично, — считал Пифагор, так как число это, — полагал он, — божественного характера и является мироправящим. Именно эта цифра объединила в себе такие понятия как судьба и kairos (критическое время). Единица в целом ассоциировалась у греков с единением.

Надо сказать, погрузившись в мир наук — математики, геометрии, гармоники и математических измерений, ученики Пифагора под его началом и здесь сделали немало открытий. Ими была создана арифмология, своего рода, мистическая математика, не говоря уже об открытиях в области арифметики, геометрии и астрономии.

См. также

  • Неопифагореизм
  • Предсуществование
  • Эврит (философ)

Гармония сфер

Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.

Пифагор говорил, что все небесные тела закреплены за невидимыми сферами и вращаются так же, как они. У каждого небесного тела есть своя сфера, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а восьмая – неподвижным звездам. При вращении сферы производят прекрасную гармоничную музыку, которая и получила название «гармония сфер».

Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.

Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.

Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.

Видео об истории Пифагора

Пифагор Самосский: Последние новости

Примечания

  1. 1 2 3 Рожанский И. Д. Пифагорейцы // Античная наука. — М.: Наука, 1980. — 200 с. — (История науки и техники). — 50 000 экз.
  2. 1 2 Гнездилова Е. В. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века : 10.01.03 Миф об Орфее в литературе первой половины XX века (Р. М. Рильке, Ж. Кокто, Ж. Ануй, Т. Уильямс) : дис. … канд. филол. наук : 10.01.03 Москва, 2006. 200 с.
  3. Шульга, 2008, с. 73.
  4. Е.Ю. Положенкова, В.И. Родионова, К.В. Воденко, В.В. Котлярова. Философия науки: учеб. пособие для вузов. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. — С. 16—17. — 189 с.
  5. Шульга, 2008.
  6. Шульга, 2008, с. 74.
  7. В. Ф. Асмус. Античная философия : МИЛЕТСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ
  8. Щетников, 2005.

Чистая философия Пифагора в действии

медитация

Многие убеждения Пифагора — а озвучил он их еще до нашей эры — не утратили свою актуальность и сегодня. Чего стоят одни лишь современные диеты… А ведь философ считал еще тогда, что мясная пища, например, ухудшает умственные способности… (Может, Древний Рим не устоял перед натиском времени еще и по этой причине?..) — впрочем, эта мысль — всего лишь мое лирическое отступление, не претендующее на историческую достоверность.

Удаляясь, время от времени, от людей в храм для молитвы и медитации, из еды и питья Пифагор брал с собой: мак и кунжут, шкурки морского лука, цветки нарцисса, листья мальвы, ячмень, горох и дикий мед.

Чтобы приготовить питье, им использовались огуречные семена, изюм, кориандр, семена мальвы, тертый сыр, масло и молоко с диким медом. Этот рецепт, как считал Пифагор, получил Геркулес, во время своего скитания по ливийской пустыне, от самой богини Цереры…

Пифагорейское учение о переселении душ

Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.

При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.

фото 708

Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.

Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни. Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни. Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.

Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.

Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.

Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.

Ссылки

  • Статья «Пифагореизм» в Новой философской энциклопедии
  • Stanford Encyclopedia of Philosophy: Pythagoreanism (англ.)
  • Эдуард Шюре. Великие посвященные. Книга 6 «Пифагор (Дельфийские Мистерии)»
  • Ямвлих. О Пифагоровой жизни. М.:”Алетейа”, 2002.
  • Порфирий, Жизнь Пифагора
  • Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Книга 8
  • Феано, Пифагорово Море
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...